100 великих богов
Р. К. Баландин
Хапи
Однако
это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым уважением и
почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется, по-видимому, тем, что
в распоряжении исследователей находятся почти исключительно тексты и рисунки,
связанные с погребальным культом, а Нил отождествлялся с земной жизнью.
Ранее,
говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога и человека.
Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в этом качестве ему
сопутствовал покровитель умерших Анубис — бог в образе шакала или с головой
шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной ипостаси Осириса — как
умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его спутником среди
мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил
Хапи
почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был не только
могучим природным телом, но и космически божеством, порождением первозданного
Нуна. Центром его культа был район порогов — ущелье Гебель-Сильсиле и остров Элефантина.
Здесь он обычно изображался человеком с бараньей головой. Однако поклонялись
ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их эмблемы — лотос и папирус соответственно
— были его атрибутами.
Наиболее
часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим животом и
женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами, наполненными
водой, в руках.
Отождествлялся
он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о другими богами' Амоном,
Осирисом, но чаще всего—с Себеком, богом воды и разливов Нила. Популярность Се-бека
была особенно велика в нильской дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот
бог изображался человеком с крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал
как божество, враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил зла. Но
подобные противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать мифологические
персонажи от реальных объектов.
В этой
связи следует упомянуть еще одного бога — Хнума, считавшегося хранителем
истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым). Считалось, что он обладает
властью над человеческой судьбой, и это не удивительно, если учесть, как
много значили для благополучия египтян воды Нила и его ежегодные разливы,
удобряющие поля плодородным илом
О том,
что Нил и его ил — залог устойчивости жизни в нильской долине (а также,
добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не испытала
катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует,
в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:
Слава тебе, Нил, выходящий из
земли,
Идущий, чтоб Египет оживить.
Орошающий поля, сотворенный Ра,
Чтобы всех животных оживить.
Наполняющий пустыню, чуждую
воде.
Роса его спускается с небес...
Если медлит он, дыханье
прерывается
И люди все беднеют.
Если гневен он, беда по всей
стране,
Великий и малый беднеют.
А восходит он — и ликует земля,
И все живое в радости.
Спина каждого сотрясается от
смеха,
Зуб каждый усиленно жует.
Приносящий хлеба, обильный
пищей,
Творящий все прекрасное.
Наполняющий амбары, расширяющий
закром,
Заботящийся и о бедняках.
Производящий деревья по желанию
любому,
И нет недостатка в них.
Не знают места, откуда он,
И не нашли пещер его в писаниях.
Ликуют тебе юноши и дети твои
И приветствуют тебя как царя.
Постоянный в обычаях,
Выходящий перед югом и севером.
Свет, выходящий из мрака!
Жир для скота его!
Сила это, творящая все,
И нет живущих в неведении его.
В этом
гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим творением
природы (кстати, река эта — самая протяженная в мире). За некоторыми
поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение
«если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с
мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с
невысоким подъемом воды, что воспринималось как наказание людям.
Когда
разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с животворным
небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется «постоянство в
обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому для скота имеется
обильное питание.
Особого
внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей вероятности, в те
времена долина Нила не была скудна рощами, а то и лесными массивами. С
развитием судоходства, а затем и монументального строительства леса в долине
Нила стали исчезать, а вместе с тем началось наступление пустынь. И только
регулярные разливы Нила спасли египетскую цивилизацию от поглощения Сахарой,
как это было с доисторическими культурами того гигантского региона, который
ныне является величайшей пустыней мира.
|