100 великих богов
Р. К. Баландин
СВАРОГ
Так
именовался бог огня, огненной стихии. Поклоняясь земному воплощению огня,
называли его Сварожичем; ему молились, приносили жертвы.
В Ипатьевской
летописи (начало XII в.) сказано: «...Сего ради прозваша и бог Сварог... и по
семь царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог... Солнце цар
сын Сварогов...»
Принято
считать, что Сварог олицетворяет дух огня вообще, тогда как небесное
воплощение огня представляется в образе Дажьбога. Но и тут не все так просто.
Можно вспомнить, что в индийской мифологии Сварга — это светлый рай небесный
(или просто небо). Так что в этой связи отцом Солнца могли считать светлый
небосвод — Сваргу — и его мифического хранителя Сварожича.
В
древнерусских текстах встречается сопоставление Сварога с греческим
богом-кузнецом Гефестом. Но по обоснованному мнению Б.А. Рыбакова: «Сварог — несомненно
небесное божество и более всеобъемлющее, чем греческий Гефест...» В другом
месте он уточняет: «Огонь связывает кузнецов со Сварогом, но сам Сварог не
кузнец; при нем только упали небесные клещи, необходимые кузнецам. Сварог
скорее божественный культурный герой, открывший людям железо и учредивший
семейные порядки».
Как
считает этот ученый, можно установить мифологическую периодизацию истории
славян, где после первобытной эпохи наступает «эра Сварога», когда началась
обработка металла и была установлена моногамная семья. Последующая «эра Дажьбога»,
согласно этой гипотезе, знаменовала установление государственности, царской
власти.
Все
это, безусловно, не только интересно, но и правдоподобно. К сожалению,
слишком мало фактического материала, чтобы принять такую версию
безоговорочно.
В связи
с почитанием славянами небесных стихий, следует упомянуть еще одно божество —
Стрибога. О нем известно совсем немного. Идол его был установлен в Киеве князем
Владимиром, но это еще не означает, будто этот бог был общеславянским или
почитался всеми русскими. Некоторые авторы считают его одним из главных
славянских богов, хотя в подтверждение этого не приводится убедительных
свидетельств. Известно, что в «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими
внуками, а несут они дары необычные: стрелы, а веют со стороны моря
В
некоторых древнерусских текстах Стрибог упоминается совместно с Дажьбогом,
что позволяет считать его тоже подателем благ, богатств. Но при чем тогда тут
стрелоносные ветры? И почему эти ветры — внуки Стрибога, а не дети9 А если у
него был сын — отец ветров, то почему о нем нигде ничего не сказано?..
Остается
только разделить мнение Б.А. Рыбакова: «Стрибог остается в значительной мере неразъясненным».
Именно
его изображали в древности как крылатого пса — охранителя посевов от диких
животных, да и от домашнего скота тоже.
Предполагается,
что как покровитель растительности и плодородия Симаргл был заимствован восточными
славянам у скифов-пахарей (так их называл Геродот), если только они сами не
были представителями этих земледельческих племен.
Впрочем,
и в этом случае окончательного решения проблема бога Симаргла не имеет, как
это приходится говорить по поводу большинства языческих богов восточных славян.
|