100 великих богов
Р. К. Баландин
ДАЖЬБОГ
Переводить
имя этого бога вроде бы нет никакого смысла: для русского человека оно звучит
привычно и понятно, соответствуя часто повторяемому: «Дай Бог!». Но как
полагают исследователи, «бог» в имени языческого божества производное от
древнеиндийского «бхага», означающего «богатство». Таким образом можно предполагать,
что Дажьбог почитался, во всяком случае в далекой древности, как податель
богатства.
В
«Слове о полку Игореве» дважды говорится о русских как о Дажьбожьих внуках. С
каких пор его стали считать прародителем русских? Скорее всего, сравнительно
поздно. Ведь и собирательное понятие «русский» достаточно широко
распространилось менее двух тысячелетий назад.
С
другой стороны, Дажьбог называется сыном Сварога, бога огня. Исходя из этого,
логично предположить, что у славян, предков русских (русов-росов),
первоначально почитался огненный Сварог. Почему он уступил свое верховное
положение сыну? Ответа на этот вопрос исторические источники не дают.
Впрочем,
предлагается такая версия: Дажьбог — один из древнейших славянских богов,
олицетворяющий Солнце и Вселенную, сын Перуна и русалки Роси, победитель Белеса
и Кощея, супруг Златогорки, Марены, Живы, прародитель русского народа. Так
сказано в одном из наиболее спорных текстов, который едва ли не все
авторитетные специалисты считают подделкой. Это — «Велесовая книга»,
фрагменты которой были обнаружены в начале XX века: деревянные дощечки, на
которых руническими знаками были выцарапаны буквы, сочетающие глаголицу с
византийским алфавитом и скандинавским руническим письмом. Во время Второй
мировой войны оригиналы пропали, но остались переводы Ю.П. Миролюбова.
В
принципе, нет ничего невероятного в том, что в период искоренения языческой
веры были уничтожены ценнейшие документы по русской мифологии (тем более что
рукописи на дереве прекрасно горят). Однако нет достоверных сведений даже о
существовании древнерусской рунической письменности и не обнаружено ни одного
соответствующего памятника или фрагмента, если не считать «Велесовой книги».
Тем не менее
есть основания считать, что Дажьбог связан с почитанием славянами Солнца и
его победа над Белесом весьма правдоподобна, а упоминание русалки Роси имеет'
отношение к происхождению русского народа (существуют две реки с одним именем
Рось — приток Немана и приток Днепра — пространство между которыми вполне
может быть прародиной росов). И все-таки это еще ни в коей мере не доказывает
подлинность «Велесовой книги», автор которой, кем бы он ни был, основательно
знал русскую мифологию.
Ипатьевская
летопись упоминает о боге «именем Солнце, его. же нарицают Дажьбог. Солнце же
царь... еже есть Дажьбог». С именем этого божества связывали блага, которые
дарованы людям свыше — солнечные свет и тепло.
(Другое
солярное божество — Хоре — бытовало на Руси как иноземное, его называли «жидовином»,
хотя его происхождение было, по-видимому, не хазарским, а иранским и означало
оно «сияющее Солнце»; почиталось дружинниками князя Владимира.)
|