100 великих богов
Р. К. Баландин
МОКОШЬ
(МАКОШЬ)
Среди
высших богов славянского пантеона она была единственной представительницей
женского пола. Правда, некоторые исследователи называют целый ряд других
богинь: Дивия (Дива), Жива, Подага, Желя, Морена, Купала, Лада, Леля. Однако
вызывает споры уже одна возможность их существования вообще и как
общеславянских или русских богинь в частности. Во всяком случае нет серьезных
оснований относить какое-то из этих женских божеств в разряд великих. А вот
идол Макоши, как свидетельствует летопись, приказал поставить в Киеве князь
Владимир в ряду наиболее почитаемых божеств.
Охарактеризовать
ее нелегко. Посвятив ей основательное исследование, Б.А. Рыбаков начал его
так: «Макошь — женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и
противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но
они отрывочны и кратки. Мы даже не можем ответить на вопрос о географическом
диапазоне ее культа...» Но в конечном счете раскрыть эту загадку ему так и не
удалось. По его мнению: «Все говорит за то, что Макошь (задолго до того, как
она стала лишь покровительницей женских работ) была очень важной богиней
праславянского пантеона...»
Тут
несколько странно звучит пренебрежительное отношение к женским работам,
словно им покровительствовать несравненно менее почетно, чем, например,
скотоводству или земледелию, не говоря уж об охоте и собирательстве, которое
испокон веков считалось женским занятием. Более того, если учесть
существование целого ряда богов, покровителей мужских занятий, не выглядит
странным введение в их круг хотя бы одного божества, напоминающего о
значительной, а порой и решающей роли в общем хозяйстве женского труда.
Мокошь
причисляют к общеславянским божествам (имя это встречается не только у
восточных, но и у западных и южных славян), а потому истоки этого культа
могут уходить в далекую «дославянскую» древность. Название одного из обрядов,
связанных с ее культом, называется «мокрида», что наводит на мысль о связи Мокоши
с понятием мокроты; кстати, в жертву этой богини в поздние времена бросали в колодец
пряжу, кудель.
В Олонецком
крае в XIX веке существовало поверье, что «Мокуша» наблюдает за прядущими
женщинами, а порой обходит дома, и если пряха заснула, а веретено ее
вертится, то говорят, что за них прядет Мокуша.
Создается
впечатление, что в образе этой богини соединились несколько не обязательно
связанных между собой представлений: здесь и женские занятия вообще, и
конкретно прядение, и сплетающиеся нити судьбы (подобно греческим богиням
Мойрам), и олицетворение матери сырой-земли, и пригляд за земными водами
(колодцами). А по мнению Б.А. Рыбакова, «нас должна заинтересовать
несомненная близость слов, образующих жребий и имя богини. Учитывая глубокую
индоевропейскую древность слова Ма (мать), можно представить себе «Ма-кошь»
как наименование «Матери счастливого жребия», богини удачи, судьбы».
Правда,
чем больше версий происхождения слов «макошь» и «мокошь», чем неопределеннее
пределы «владений» богини, тем труднее она для понимания. Возможно, с ее
именем древние славянки связывали нечто очень важное, сокровенное, о чем мы и
не догадываемся?
В
рукописи XIV века автор сетует: «Мокоши не явно молятся, да ...призывая идоломолиц
баб, то же творят не токмо худые люди, но и богатых мужей жены». Тут важно
то, что идолам Мокоши поклоняются тайно (несмотря на строгий христианский
запрет) и не только в глухих углах. Возможно, к покровительству Макоши
женщины обращались в самых разных случаях, а не только ради помощи в ведении
домашнего хозяйства.
Борьба
христианских священников с культом Макоши дала свои результаты. Идолы были
повержены, имя пришло в забвение, и уже мало кто помнил о том, что представляет
из себя и чему покровительствует Макошь, однако ее место отчасти заняла
святая Параскева-Пятница, которую стали считать покровительницей полей и
водоемов, колодцев, домашнего хозяйства, а также целительницей.
Такова
обычная закономерность. Если даже пропадает, забывается имя языческого бога, народ
находит ему замену в системе новой религии, даже несмотря на то, что она
отвергает многобожие.
|