100 великих богов
Р. К. Баландин
ПЕРУН
Громовержец,
повелитель грома и молнии, небесный бог, власть которого простирается и на
землю — таков Перун.
Византийский
историк VI века Прокопий Кессарийский писал, имея в виду славянский пантеон:
«Считают, что один из богов — создатель молнии — ...есть единый владыка всего,
и ему приносят в жертву быков и всяких животных». Ссылаясь на это
свидетельство, Е.Е. Левкиевская сделала вывод, что «культы отдельных, не
связанных между собой богов к этому времени начали складываться в общеславянскую
религиозную систему, центром ее становится Перун».
Правда,
не исключено, что Прокопий знал лишь об одном славянском племени или о
немногих, да к тому же хотел показать, что даже у язычников существует нечто
подобное единобожию, поставив на роль «единого владыки всего» небесное
божество в соответствии с христианским каноном. Самое главное, что у
византийского автора были определенные основания выделить, скажем так, одного
из великих богов древних славян.
Если
Род был божеством родным, близким, связывающим воедино разные поколения и
народ, а также окружающую природную среду, то Перун пребывал высоко в
небесах. Оттуда он то благосклонно смотрел на дела людей, то в гневе
громогласно гремел и грозил молниями. Хотя порой считалось, что удар молнии —
не божья кара, а божья благодать, дарованная избранным.
Считалось,
что Перун мечет на землю громовые стрелы. Действительно, в земле или в речных
наносах встречались гладкие заостренные на одном конце камни, подобные
наконечникам стрел. Объяснить их происхождение удалось много позже, когда
оформились геологические науки. Оказалось, что большинство «громовых стрел»
Перуна — это окаменевшие ростры беспозвоночных животных белемнитов, обитавших
в давно исчезнувших морях.
Принято
считать, что Перун был богом воинственных князей знати, дружинников. Но
скорее всего он стал таковым со временем, по мере того, как крепла княжеская
власть и все определеннее отдалялась от народа. На такую мысль наводит одно
немаловажное обстоятельство: мы не знаем мифов о военных подвигах, сражениях
и победах (или поражениях) Перуна. Он остается фигурой статичной,
символической и более приближенной к природным стихиям, чем к социальным Вспомним
скандинавского Тора или Одина, Зевса и тому подобных богов других народов.
Они ведут себя действительно как цари или князья, могучие воины, активно
участвуют в жизни богов и людей. О Перуне этого сказать нельзя. Будь он
долгое время богом-покровителем дружинников и их предводителей, о нем
наверняка было бы сложено немало мифов, отражающих образ не только грозного,
но и воинственного победоносного божества.
Правда,
известны легенды, в которых Перун проявляет активность, но опять-таки как
олицетворение природной стихии: Он повергает сатану, бьет чертей, более
напоминая Илью-про-
379
рока,
которого стали с ним отождествлять, соединяя традиционное язычество с
нововведенным христианством.
Из
летописей известно, что идолы Перуна устанавливали князья, но это не
исключает того, что их ставили и поклонялись им, например, земледельцы. Даже
вполне логично предположить, что крестьяне должны были поклоняться верховному
небесному божеству, насылающему дожди и грозы, от которого зависит урожай.
Но об
этом летописи умалчивают, потому что их авторы повествовали прежде всего о
делах княжеских и военных. Согласно Лаврентьеве кой летописи, в 907 году
русские, договариваясь с византийцами, «клялись оружием своим и Перуном богом
своим». Из этого с одинаковым основанием можно заключить, что Перун был либо
верховным божеством всех русских, либо только покровителем дружинников и князей.
Первая версия, пожалуй, более вероятна.
В
Новгороде незадолго до крещения Руси дядя князя Владимира Киевского Добрыня
установил в специальном святилище идол Перуна. Однако вскоре по повелению
Владимира идолы в Киеве, Новгороде и в других местах были низвергнуты.
Активное участие в этом принимали дружинники. Говорят, когда идол Перуна плыл
по Волхову, кто-то сказал: «Досыта ел и пил, а ныне плыви прочь!» Стало быть,
жертвы Перуну приносили разные люди; был он почитаемым богом в народе, а не
только у знати. Ведь и Владимир Красное Солнышко, и Добрыня стали
легендарными героями, об их деяниях слагались песни, а вот Перуну на этот
счет не повезло. В народной памяти он не был воителем, оставаясь прежде всего
воплощением природной стихии. Почему? Потому что мифология, помимо всего
прочего, отражает важные черты национального характера данного народа.
|