100 великих богов
Р. К. Баландин
Локи
В Эдде
имя этого аса упоминается не на много реже, чем имя Одина. Однако
исследователи не зарегистрировали следов культа Локи у древних германцев, и
даже неясно, как среди асов оказался этот сын великана Фарбаути. Известно
только, что он был связан с Одином обрядом кровного братства, но почему, при
каких обстоятельствах это произошло, остается тайной. (В процессе этого
обряда надлежало надрезать себе руки, смешать кровь, налить в рог с медом или
пивом, который осушали пополам; скрепленное таким образом братство считалось
более крепким, чем семейные узы.)
Локи —
фигура противоречивая, многоплановая. Попытки некоторых ученых определить его
принадлежность к какой-либо стихии или какому-то человеческому качеству
трудно назвать убедительными. «Что такое Локи? — писал М.И. Стеблин-Каменский.
— Бог огня, или воды, или смерти, или растительности и т.п. (как его раньше
толковали), или он (его последнее толкование) — ум без чувства
ответственности? Решение подобных мнимых загадок до сих пор считается задачей
науки».
Действительно,
этот сложный образ представляет собой личность, а не символ. Учитывая его
склонность строить всяческие козни, враждовать с богами и насмехаться над
ними, есть основание считать его воплощением зла, темным пятном в светлом Асгарде.
Тем более что именно Локи явился подлинным убийцей прекрасного и
добродетельного Бальдра, подсунув слепому Хёду вместо дротика ветку омелы —
единственное на свете оружие, способное убить Бальдра. Более того, тот же Локи
помешал богам вернуть Бальдра из царства мертвых.
И
все-таки сопоставлять Локи с силами зла, в виде некоего скандинавского
(исландского) воплощения падшего
ангела,
Люцифера, было бы явным упрощением. Прежде всего, древние германцы были
достаточно далеки от христианских
нравственных
категорий и стремления резко разграничивать добро и зло. Абсолютные моральные
критерии были им чужды, как всякие абстракции вообще. У них даже повелитель
богов Один не совершенен. На пиру богов Локи бросает ему в лицо:
Один,
молчи! Ты часто нечестно Жребий решаешь в сраженьях мужей. Не раз ты дарил не
тому, кому надо, — Трусу победу дарил.
Один не
опровергает этих слов, и в ответ обличает Локи по принципу «сам ты —
нехороший»:
Если и
правда, что трусу не раз я
В битве
победу дарил, — То ты восемь зим был во мраке подземном; Там, как служанка,
доил ты коров;
Даже
детей ты родил тогда,
В женском
обличьи являясь.
Можно
только изумиться способностям Локи: он ухитрился жить в царстве мертвых, да
еще превратиться в женщину (а не просто исполнять ее роль) и рожать детей.
Это вряд ли более позорно для мужчины, чем исполнять женские обязанности, как
было с Одином, который, по словам Локи, некогда «колдовал, словно ведьма... В
женском обличьи являясь».
Таким
образом, каждый из богов (если не считать Бальдра) — не без греха, что и
подчеркивает Локи на пиру, обличая каждого из присутствующих, включая женщин.
Впрочем, и понятие греха у древних германцев если не отсутствует вовсе, то
является относительным, естественно присущим не только людям, но и богам.
И еще
одна особенность их мировоззрения: вера в судьбу. То, что Один дарует порой
победу не лучшему воину, свидетельствует о том, что его могущество не
безгранично и он вынужден отступить перед предначертаниями судьбы. Верховному
богу даже суждено погибнуть в конце мира богов, и проглотит его чудовищный
волк Фенрир, отец которого именно Локи, а мать — исполинша Ангрбода. У этой
четы родились еще владычица царства мертвых Хель и мировой змей Ёрмунгард.
Если
эти дети Локи унаследовали какие-то его качества, то образ этого бога
обретает особое величие. Превратившись в кобылу, он ухитрился соблазнить
жеребца, помогавшего великану строить Асгард, родив чудесного восьминогого
коня для Одина. Кстати, этот поступок Локи был, можно сказать, жертвенным во
благо богов. Дело в том, что великан обещал полностью выстроить Асгард (город
асов) за кратчайший срок — полтора года (как видим, сами асы то ли не умели,
то ли не желали заниматься строительством). В награду он запросил Солнце,
Луну и прекрасную Фрейю. Боги вынуждены были согласиться. И тогда хитроумный Локи
сумел отвлечь от работы жеребца великана, что ему и удалось, в результате
чего Асгард остался незавершенным в назначенный срок, что и спасло Солнце,
Луну и Фрейю.
Локи
часто сопровождает богов в их странствиях и приключениях, он легко
превращается в разных существ и без зазрений совести творит злые дела, хотя
едва ли не менее часто совершает благие поступки или исправляет причиненные
им ранее неприятности, нанесенный ущерб. О некоторых его делах мы упоминали
раньше при характеристике других богов. Упомянем еще, что ему приписывают
изобретение сети, с помощью которой он выловил карлика Андвари, плававшего в
облике щуки. Карлика заставили отдать его золото; среди сокровищ было кольцо,
на которое карлик наложил проклятье. С той поры это золото приносило
несчастье всем своим владельцам (эта тема была обыграна в легенде о кладе Нибелунгов)
Итак, нет
никаких оснований считать Локи злым духом. Он скорее воплощение бурной
деятельности, хитрости, изворотливости, проницательности (он знает многое из
того, что неведомо асам), изобретательности, аморальности и в то же время
совестливости. Последнее утверждение может показаться странным, если учесть
ряд бессовестных поступков Локи (он срезал золотые волосы у супруги Тора Сив;
украл, обернувшись блохой, волшебное ожерелье Фрейи; отдал Идунн во власть
великана Тьяцци, едва не оставив богов без омолаживающих яблок; ради
собственного спасения заманил к великанам Тора, безоружного, без молота и
Пояса Силы. Тем не менее он иногда выручает асов из беды, помогает вернуть
молот Тора, возвращает Идунн, заставляет кузнецов-цвергов изготовить из
чистого золота новые волосы для Сив. Но главное не это Локи имеет не только
наглость, но и смелость обличать богов.
В
повествовании о перебранке Локи с богами (Старшая Эдда) выясняется, что они
слишком часто ведут себя предосудительно или даже позорно. Только Локи
осмеливается сказать им об этом в глаза. К сожалению, делает он это не из
чистых побуждений, а напившись браги и злословя. Тем не менее упреки и
обвинения его по большей части справедливы.
На пиру
богов Локи убивает одного из слуг хозяина, которого похвалили гости
Возмущенные боги прогнали Локи в лес, однако он возвращается и выясняет, что
боги славят собственные дела, хвалятся отвагой и победами. Из чувства
противоречия (и справедливости?) Локи снова садится за стол, чтобы досадить
гостям, напомнить им об их не славных делах и «желчью приправить их
праздничный мёд» (ведь не только люди стараются забывать о своих постыдных
поступках). Одна из богинь замечает:
Давно
мы все знаем, что Локи насмешник, Ругатель и враг всех богов
Насмешник
и ругатель — да, но враг далеко не всегда, нередко бывает и другом. Обличая
других, Локи честно признается, что по его вине погиб Бальдр (и говорит это
его матери), что он соблазнял чужих жен. Порой он напоминает пьяного, у
которого что на уме, то и на языке. Пожалуй, он хуже всех богов или, во
всяком случае, желает казаться таким из чувства противоречия и протеста
против их самовосхвалений
Локи не
боится наказания за свои обличения, злоязычие и саморазоблачения Он доверяется
судьбе и знает, что ему уготована страшная казнь. Вот как завершается песнь
«Перебранка Локи»:
«Локи
скрылся, приняв облик лосося, в водопаде Франангр. Там боги изловили его. Он
был связан при помощи кишок его сына Нарни (убитого богами); а его сын Вали
превращен был в волка. Скади взяла ядовитую змею и прикрепила ее над головою Локи,
так что яд (из змеиной пасти) падал ему на лицо. Сигин, жена Локи, села возле
него и подставляла чашу под падавший яд. Когда чаша наполнялась, она выливала
ее содержимое, и яд в это время падал на Локи. Тогда он бился так сильно, что
горы дрожали. И это было названо землетрясением».
Оставим
в стороне наивное предположение о причинах землетрясений (вряд ли его
принимали всерьез). Но можно ли утверждать, что в образе Локи наказано зло, а
добродетель восторжествовала? Нет, конечно. Боги просто избавлены на
некоторый срок от напоминаний, пробуждающих угрызения совести, только и
всего. Трудно согласиться и с мнением Е.М. Мелетинс-кого о том, что «Локи...
комически-демоническая фигура, отрицательный вариант культурного героя
(положительный — Один) и мифологический плут-трикстер с отчетливой хтонически-шаманской
окраской...» И хотя у Локи присутствуют черты паука (антропоморфного,
мифологического), все-таки он нередко фигура не столько комическая, сколько
трагическая, и далеко не всегда демоническая и отрицательная (так же как Один
— вовсе не положительный герой).
Локи не
противопоставляется богам, а дополняет их, полнее раскрывает их качества —
достоинства и недостатки.
Благодаря
Браги мы имеем песни о деяниях богов. Благодаря Локи знаем многое о богах из
того, что они сами бы не рассказали, о чем подчас и сами забывали или
старались не вспоминать. Без Локи боги были бы более безликими, а их мир —
более серым, однообразным и скучным.
|