100 великих богов
Р. К. Баландин
БРАГИ
Имя
этого бога не часто встречается в исследованиях, посвященных германской
мифологии. Вот что сказано о нем в Мифологическом словаре (М.,1991):
«БРАГИ
(«поэт», «лучший», «главный»; также сравним русское «брага»), в скандинавской
мифологии бог-скальд, муж богини Идунн. Имя Браги, возможно, указывает на
связь со священным опьяняющим напитком».
Однако
прежде всего обратим внимание на сам факт того, что Браги причислен к числу
высших богов, асов, несмотря на то что он не совершает никаких славных
подвигов и не является идеализированным героем подобно Бальдру.
Чаще
всего упоминается Браги в том разделе Старшей Эдды, где повествуется о
злоречии Локи на пиру богов. Нежданное появление Локи все боги и богини
встречают молчанием. Лишь Браги осмеливается напомнить Локи, что его никто не
звал и он — нежеланный гость. Один все-таки предоставляет место за столом Локи,
и тот пьет во здравие всех присутствующих, кроме Браги.
Показательно,
что Браги и не думает обижаться на него, а больше всего опасается того, что
своими высказываниями Локи будет сеять распри среди богов. И готов даже
отдать за то, чтобы это предотвратить, все ценное, что у него есть.
Язвительный Локи восклицает:
Отколь
у тебя будут кони и кольца?
Битвы
добыча не для тебя! Из всех здесь пирующих асов и альфов
Ты,
Браги, всех менее храбр:
От боя
ты живо бежишь.
Из этих
слов следует прежде всего то, что свои богатства боги добывали в боях и
последующих грабежах. Этим еще раз подчеркивается принадлежность асов к
разряду воинов или даже предводителей дружин. Тем более странно, что среди
них полноправным асом считается Браги.
На
словесный выпад Локи Браги отвечает: это ложь! Учтем, что едва ли не он один
из всех богов и богинь так ясно и резко отметает оскорбительные обвинения Локи.
Возможно, Локи действительно оклеветал Браги, пользуясь тем, что тот не может
вступить с ним в схватку, находясь в гостях, на пиру.
Жена
Браги Идунн, которую Локи обвинил в том, что она чаще всех богинь жаждет
объятий мужских, не сочла нужным возражать, стараясь прекратить ссору:
Оскорблять
не желала я Локи словами
В доме
у Эгира здесь; Браги смирить, возбужденного брагою,
Я
хотела, что б бою не быть.
Кстати,
обижать Идунн было небезопасно: в ее ведении находились волшебные яблоки,
благодаря которым богам удавалось сохранять вечную молодость. Тот же Локи в,
обмен на свою свободу хитростью отдал ётуну Тьяцци Идунн с ее «молодиль-ными»
яблоками. Вскоре боги почувствовали утрату: они начали стареть. Схватив Локи,
они пригрозили ему смертью, если не вернет Идунн (что он и сделал).
Есть
предположение, что некогда существовал миф о священном «бодрящем» напитке
(браге?), возвращающем молодость (от него, как известно, взрослые порой
впадают даже в детство, словно разучившись ходить и связно говорить). Одним
из компонентов браги могли быть яблоки, а изготавливала пьянящий напиток жена
Браги, потому-то и стали считать такие яблоки молодильными, а напиток получил
имя ее мужа. Такое предположение вполне правдоподобно.
Но,
безусловно, не это обстоятельство стало основанием для того, чтобы Браги
причислили к клану славных асов. Главное то, что Браги был скальдом. Так
назывались поэты-певцы у викингов, древних скандинавов. Норманны, «северные
мужчины», были не только отважными воинами и мореходами. Они изобрели
своеобразную письменность, а также передавали из уст в уста в стихах и
прозе
рассказы, поэмы, легенды о деяниях богов и героях, о любви и коварстве,
преступлениях и подвигах. Именно благодаря этим талантливым вдохновенным
людям были созданы песни Эдды.
Один из
ётунов поинтересовался у Браги, откуда взялось искусство, называемое поэзией?
И тогда Браги рассказал о том, как возник так называемый «Мёд поэзии». После
войны асов и ванов боги смешали слюну в чане и слепили мудрого человечка Квасира.
(Между прочим, у многих первобытных народов таким образом делали закваску.) Карлики-цверги
убили Квасира, кровь его смешали с пчелиным воском, и таким образом создали
«мёд поэзии». Однако все три чана с медом карлики вынуждены были отдать семье
убитой ими четы великанов.
Чтобы
добыть «мёд поэзии», Одину пришлось совершить целый ряд убийств (с помощью
колдовства), превратиться в змею, пролезть через отверстие в скале к тайнику,
где хранился «мёд поэзии», осушить все три сосуда и, обернувшись орлом,
возвратиться в Асгард. Здесь он изрыгнул весь выпитый волшебный напиток в
чашу.
Так
получили «мёд поэзии» боги и те люди, которые умеют слагать стихи. А из всех
богов только сам Один и Браги одержимы духом поэтического творчества.
Складывается
впечатление, что в истории о «мёде поэзии» зашифрован способ изготовления
(начиная с квашения) хмельного напитка, который для крепости выдерживают
определенное время в закрытом сосуде. Возможно, в него добавляли для усиления
наркотического действия какое-то зелье, связанное с теми компонентами,
которые символически представлены образами змеи и орла. Но все это, конечно
же, предположение, не более того.
Так или
иначе, «мёд поэзии», а также бог-скальд Браги в мифах древних германцев
связаны с опьяняющей брагой, возбуждающей и вдохновляющей рассказчика или
певца. Сладость и завораживающее рассудок волшебство поэзии пленяло, как
видим мы, не только утонченных эстетов, но и древних суровых воинов, отважных
викингов. Потому и включили они Браги в свой круг, оказывая ему почтение. А
сами поэты уже в те времена пьянели не только от творческого экстаза, но и от
хмельного напитка, который называли «мёдом поэзии».
|