100 великих авантюристов
Автор-составитель И.А. Муратов
Лафайет Рон Хаббард
(1911 — 1986)
Американский
писатель-фантаст Его перу принадлежит более 600 художественных произведений,
изданных на 30языках мира Основатель церкви сайентологии, или Нового
понимания. Автор бестселлера "Дианетика, или Наука о счастье человека
" (1950), музыкальных композиций к своим книгам, сценариев Деятельность
его организации была запрещена в ряде стран
"Жажда
убийства сверкала во взгляде чудовища Зонгри схватил самый большой и тяжелый
меч, сорвав его со стены вместе с ножнами Раскрытыми от ужасами глазами Ян
увидел, как одним могучим ударом Зонгри рассек профессора от головы до пят
Бездыханное тело повалилось на пол Потоки крови пропитали ковер"
Такими
пассажами в 1940-е годы радовал своих читателей Лафайет Рон Хаббард,
публиковавшийся в популярной серии "Удивительные научно-фантастические
истории". В те годы среди американцев особым спросом пользовались
истории о чудовищах, фантастических существах-мутантах, порожденных атомной
радиацией.
Рассказы
Хаббарда были популярными, но мечтал он о карьере мэтра словесности. Как
свидетельствует "Тайме мэгэзин", на лекции в Ньюарке (сентябрь 1949
года) у него вырвалось затаенное признание: "Смешно писать, получая пенс
за слово. Если кто-то действительно хочет сделать миллион долларов, то лучший
путь — основать собственную религию".
Не
прошло и года, как Хаббард опубликовал книгу "Дианетика: наука о
душевном здоровье". В предисловии сказано: "Дианетика — это
приключение. Это экспедиция, исследующая незнакомое царство, лежащее на два
сантиметра ниже вашего лба". Но пафос книги в другом: энтузиаст
внепланетных ужасов все решительнее примеряет костюм гения всех времен и
народов, "открывателя нового духовного измерения". Прошло еще
несколько лет, и он торжественно объявил: "Мы — глашатаи Нового века...
Сайентология — пропуск в это грядущее время".
Хаббард
проводил психотерапевтические сеансы по совершенствованию духовных
способностей. Однако амплуа рядового психотерапевта его не устраивало, и
спустя четыре года он учредил в Вашингтоне Основоположную церковь,
ознаменовавшую появление новейшей религии. Лечебные сеансы сопровождались
глубокомысленными теологическими рассуждениями и ритуалами, полными внеземной
тайны. Постепенно формировалась церковь саейентоло-гии — пожалуй, наиболее
скандальная из новейших культов. По словам ее лидеров, у них было более чем 5
миллионов последователей.
Мечта
Хаббарда сбылась — он стал ворочать миллионами и на склоне лет мог позволить
себе все, что угодно.
Как
правило, основатели религии "Нового века" претендуют на уникальную
просветительскую миссию, на создание миропонимания, соответствующего
грядущему времени. Они апеллируют к знаниям, пытаясь вписать свои идеи в
массив современной науки.
"Сайентология,
— убежденно говорил Хаббард, — это религиозная философия высшего уровня,
поскольку она обеспечивает человеку подлинное познание себя и истины".
Для достижения этой цели, уверяет он, применяется новейшая техника, способная
реализовать задачи, которые поставил перед собой Христос: достижение
мудрости, хорошего здоровья и наивысшего духовного совершенства. Основу
образуют сеансы "обработки", или "прослушивания", с
применением особого прибора, называемого "Е-измерителем", или
"измерителем Хаббарда" — разновидность гальванометра, способного
фиксировать электропроводимость кожи, меняющуюся в зависимости от душевного
состояния человека. Цель всей процедуры состоит в том, чтобы постепенно
освободить психику человека. Для этого прослушиватель повторяет вопрос
пациенту до тех пор, пока прибор не покажет, что реакция стала
"нормальной" и ответ уже не связан с болезненным состоянием
психики. Тогда настает очередь других вопросов...
Рассуждения
нового мессии в упрощенной форме воспроизводят теорию психоанализа 3. Фрейда.
Речь идет о понятии бессознательного, о душевных травмах как причине невроза,
о влиянии детских переживаний на психику
взрослого
человека Хаббард воспроизвел принципиальную схему сеансов психотерапии,
практиковавшихся Фрейдом и его последователями: отыскание причин невроза, выведение
прежнего опыта на уровень сознательного, терапию словом. Поэтому в тех
случаях, когда они клинически оправданы для данного заболевания, то неизбежно
оказывают благотворное лечебное воздействие. В психоаналитической традиции
проводится мысль о бессознательном как об особом, во многом автономном
образовании. Однако сама по себе она никакой религиозной подоплеки не имеет,
не говоря уже о том, что сам Фрейд был оппонентом религии.
В США
действует жесткий прогрессивный налог. Им не облагаются лишь организации,
которые не ставят целью получение прибыли — религиозные, филантропические,
просветительские. Поэтому Хаббард и попытался назвать мистикой явления,
вполне поддающиеся научному объяснению. Процесс этот в основном завершился к
1955 году, когда Хаббард объявил себя пророком новой "религии",
представляющей собой новейший вариант буддизма.
Он
создал учение о "тетане" — особом духе, который после смерти
человека переселяется в другое тело, и "тете" — духовной
первооснове движения и развития неодушевленной материи. Последнее понятие
приравнивается к концепции Бога. Конечно, это не развитие, а откровенное
опошление буддизма, сложной религиозной доктрины. Из него Хаббард взял и
предельно вульгаризировал одно из центральных положений — представление о
вечном переселении душ (инкарнации).
Почему
же авантюрист предпочел буддизм?
В ту
пору он входил в моду. К тому же учение об инкарнации позволило тривиальной
психотерапевтической практике придать иные, космические измерения, прежде уже
освоенные Хаббардом в жанре научной фантастики.
Каждый
из нас, говорил новый пророк, имеет за спиной множество жизней, уходящих в
бесконечное прошлое, в другие миры и планеты, о которых нам не дано помнить.
Таким образом "Е-измеритель" (да и сама процедура
"прослушивания") получает принципиально новое, уже мистическое
значение — не скромный инструмент спасения "одноразового"
человеческого существования, а единственный способ ликвидации во всей
Вселенной болезненных последствий круговращений "тетана". Вместе с
тем — это "научный" прибор, и каждый может следить за прогрессом в
"обработке" собственной души.
Хаббард
почитается как великий "пророк" и "спаситель", радикально
изменивший ход всей цивилизации. Сам он говорил об этом без лишней
скромности: "Дианетика — это веха для человека, сравнимая с открытием
огня и превосходящая изобретение колеса и арки". Более того, Хаббард
даже ввел новую хронологию человеческой истории. Для его сторонников,
например, 1979 год означает "29 А. Д." ("после выхода
дианетики").
Церковь
сайентологии пыталась синтезировать две несовместимые вещи: зачатки
естественнонаучных знаний в области психологии и психотерапии и религиозные
представлеиия. Последствия такой интеллектуальной авантюры двояки. Прежде
всего она, несомненно, позволяет использовать религиозные предрассудки и
неосведомленность людей, озабоченных собственными психологическими недугами.
Вместе с тем и профессиональные врачи и богословы единодушно выступают против
нувориша, посягающего на давно сложившиеся сферы профессиональной
деятельности; с этим связаны скандальные эпизоды, которыми изобилует история
церкви сайентологии.
Хаббард
поставил дело на коммерческую основу. Он говорил: "Деньги — символ.
Когда они у тебя есть — это символ успеха. И не имеет никакого значения, если
кто-то утверждает прямо противоположное". Все многообразные программы
церкви — платные, и прейскурант разработан с провизорской аккуратностью. Цены
в различных штатах — неодинаковые. Первые шесть сеансов обычно стоят около 70
долларов. Но все зависит от местнЪго спроса. В Портленде, к примеру, за час
"прослушивания" нужно было заплатить 150 долларов. Нередко
достижение первой стадии "очищения" обходилось в 2,5 тысячи
долларов, а поддержание такого состояния — до 5 тысяч долларов в год. Одного
молодого американца "обчистили" на 23 тысячи долларов, а он так и
не достиг второй ступени. Известны люди, заплатившие церкви более 100 тысяч
долларов. По сообщению германского журнала " Штерн", аналогичные
цены были и на европейских рынках. Только в 1979 году доход от продажи
сочинений Хаббарда составил 15 миллионов марок.
При
заключении письменного договора в него обычно включается обязательство
новичка не требовать возвращения аванса. Хотя такой документ юридической
силой не обладает, он удерживает людей от обращения в суд. Меркантильность
пронизывает всю деятельность церкви. Ее руководство, например, всеми
способами стремится заставить рядовых последователей безвозмездно трудиться в
свою пользу или, в крайнем случае, платит гроши.
В
результате церковь ворочает огромными средствами. Уже в 1959 году Хаббард
смог купить роскошное поместье в Англии, прежде принадлежавшее индийскому
махарадже, и сделал его своей штаб-квартирой. Цена сделки осталась тайной. Но
доподлинно известно, что в 1977 году за шесть зданий в Голливуде Хаббард
выложил 5,5 миллиона долларов наличными. Ненамного дешевле обошелся ему и
роскошный отель в Клиуотере (Флорида), который был превращен в тренировочный
центр для инструкторов высшего ранга. Позже за несколько миллионов долларов
было приобретено еще шесть зданий в центре этого курортного города с его
бешеными ценами.
В 1983
году журнал "Тайм" писал, что собственность Церкви сайентологии (по
самым скромным подсчетам) составляет более 280 миллионов долларов, а в наиболее
удачные годы ее доход достигал 100 миллионов долларов. О личном состоянии
Хаббарда ходят легенды. Он перевел в зарубежные банки огромные средства,
размеры которых неизвестны. "У нас немало собственности в разных точках
земного шара, — хвастался Хаббард. — И мы купим еще больше: несколько стран,
например". Одним из его приобретений была флотилия кораблей, на которой
его функционеры посещали разные страны.
Нужно
отдать должное Хаббарду: он достаточно быстро понял, что успех обеспечивает
не риторика, а неутомимая административная деятельность, постоянная борьба с
недругами как внутри, так и вне церкви. Именно на этом поприще ярко засверкал
его талант прирожденного мафиози и неустрашимого демагога.
Прежде
всего он занялся возведением себя в ранг великого "пророка". Он,
например, настаивал, что пережил множество воплощений и его подлинный возраст
составляет 74 триллиона (!) лет. В этом плане он превзошел Калиостро и
Сен-Жермена. Однажды Хаббард доверительно сообщил, что до сих пор время от
времени поднимается к небесам. В земной жизни он — неутомимый путешественник
по Азии, глубоко усвоивший опыт тибетских лам, индийских святых, буддийских
гуру, мужественный офицер, получивший ранение и чудесным образом исцелившийся
сам, знаток физики и математики, доктор философии и т. д. В действительности
университета он не закончил, в сражениях не участвовал и был уволен на пенсию
из морской пехоты по болезни, от которой страдал всю жизнь.
Каждый,
кто осмеливается высказать хоть малейшее сомнение в истинности его учения или
нарушить церковные порядки, немедленно подвергается изощренной системе
давлений и репрессий. В церкви имеются штатные "офицеры этики",
обязанные неусыпно контролировать уровень нравственности. В результате многих
людей удерживает в церкви лишь чувство страха и вины. Во время
"прослушивания" делается немало признаний, носящих интимный
характер. Они тотчас же фиксируются и хранятся в специальных досье до
подходящего случая...
Но,
конечно, главную угрозу для Хаббарда представляли выступления авторитетных
органов печати и деятельность различных правительственных учреждений, с
которыми он находился в постоянном конфликте. Кульминацией стал июнь 1977
года, когда сотрудники ФБР, нагрянув на штаб-квартиры Церкви в Вашингтоне и
Лос-Анджелесе, конфисковали более 100 тысяч документов. Были обнаружены
детальные планы действий, направленных против самых разнообразных врагов. В
их числе дорожный инцидент с мэром Клиуотера, отказавшим церкви в ряде
требований, список сайентологов, откомандированных в местную газету с целью
шпионажа, меры по дискредитации газеты "Санкт-Петербург тайме" и ее
репортера, выступившего с критикой Церкви, схема взлома юридической фирмы,
представляющей интересы этой газеты, и т. д. К тому же Бюро налогов потребовало
от церкви выплатить 6 миллионов долларов в виде штрафов, которые сайентологи
скрыли в 1970—1974 годах.
Хаббард
считает, что лучшая защита — нападение. Лишь за 1970—1979 годы Церковь
выставила 59 судебных исков против различных учреждений, включая иск в 750
тысяч долларов против ФБР и более сотни исков против издателей, авторов,
частных лиц, когда-либо выступавших против сайентологии.
Увы,
сам Рон Хаббард почти всю свою жизнь провел в бегах от закона. Уроженец штата
Небраска, житель Нью-Йорка, он постоянно искал место, "чистое" от
врагов. В 1954 году для своей штаб-квартиры он выбрал Феникс (штат Аризона).
Спустя пять лет он перенес ее в Англию. Но в 1968 году британское
правительство запретило деятельность сайентологов, и Хаббард со своей свитой
переселился на специально оборудованный паром "Аполлон". В 1975
году он вышел на сушу и после настойчивых, но тщетных попыток поставить под
свой контроль местные власти в Клиуотере, скрывался на тайных базах церкви,
имея под рукой автомобиль и полмиллиона долларов наличными на случай
незапланированного .бегства. Он ждал кодового известия: наступил "совсем
чистый день", чтобы открыто вернуться к управлению созданной им империи.
В марте
1980 года Хаббард исчез с общественной сцены. Одни говорят, что он стремился
избежать дальнейших стычек с властями. Другие, в том числе его сын, уверяют,
будто Хаббард, долгие годы страдавший от "тяжелых физических
заболеваний, ныне либо умер, либо утратил всякую компетентность". Его
жена, напротив, заявляет, что он здоров и удалился на "заслуженный
отдых".
|