Перспективы развития отечественной конфликтологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒
Нарастание числа и интенсивности конфликтных противоборств является общим правилом для переходных периодов общественного развития и находит свое объяснение и оправдание в том, что выражает сформированность и готовность определенных социальных сил к трансформации существующих отношений и структур, к установлению нового порядка вещей.
В связи со всем этим основная задача отечественной конфликтологии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в том, чтобы, координируя научные исследования по социальным конфликтам в современном обществе, сконцентрировать их на разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как:
— принципы прогнозирования и ранней диагностики социально-экономических, политических, межнациональных, правовых и других социальных конфликтов;
— методы предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных, разрушительных для общества тенденций, форм и последствий;
— способы цивилизованного разрешения конфликтов, содействующие стабилизации и развитию общественных процессов и отношений.
Соответственно этому приоритетными задачами в исследовательской деятельности конфликтологов на ближайшую перспективу должны быть признаны:
— анализ мировоззренчески-методологических проблем и проблем общетеоретического характера, состоящий в обосновании принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении соответствующего понятийного аппарата;
— проработка концептуальных проблем, играющая, по сути дела, роль «программного обеспечения» в адекватном осмыслении, надежном отслеживании и точной оценке реальных конфликтных ситуаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения;
— разработка организационно-методических и технологических проблем, обеспечивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории.
Успешная реализация этой долговременной исследовательской и прикладной программы в различных дисциплинарных ответвлениях конфликтологического знания (политической и юридической конфликтологии, конфликтологии труда, предпринимательства, образования, межнациональных отношений, семьи и т.п.) позволит, наряду с налаживанием мониторинга, дающего представление о состоянии и динамике конфликтных ситуаций, возникающих в переходном обществе, осуществить практическое посредничество между различными группами населения, участвующими в них, а также между администрацией и населением и вместе с тем — критически анализировать и оценивать характер и результаты различных управленческих воздействий на эти ситуации с целью их урегулирования
В настоящее время конфликтология представляет собой область профессиональной деятельности, в том числе в социальной работе, требующей специальной подготовки, знаний, умений и навыков.
6.Междисциплинарные особенности конфликтологии.
Существенной особенностью конфликтологии является её комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях её организации и развития, то ими интересуются представители различных социальных дисциплин. Социологи, политологи, психологи, экономисты, юристы, специалисты в области организации и управления и даже ученые, занимающиеся точными науками, изучают различные аспекты общественных конфликтов, их развития и преодоления.
Считать ли конфликтологию отдельной, самостоятельной наукой, образовавшейся на стыке социологии, психологии и других наук, или же комплексной научной дисциплиной, — это вопрос, на который можно ответить по принципу: «и то, и другое».
Однако самостоятельность конфликтологии относительна. Она пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых наук, если это помогает ей в изучении конфликтов. Особенно тесно она связана с такими областями знаний, как с социологией и психологией. Многие другие отрасли науки — история, культурология, экономические науки, правоведение, педагогика, политология, военная наука — дают ей фактический материал и служат полем приложения ее концепций. Из философии она заимствует общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и взаимодействия противоположностей.
В математике конфликтные ситуации представляются в виде абстрактных математических моделей, которые могут интерпретироваться на реальных объектах, если удается найти соответствие между свойствами моделей и свойствами этих объектов. Обычно подобное соответствие устанавливается лишь при введении каких-то упрощающих допущений относительно реальных объектов. В экономике, спорте, военном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными.
Итак, библиографический поиск позволил выделить 11 отечественных наук, занимающихся изучением конфликта: искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология. С большим отрывом от нее идут социология, политические науки. Доля других наук не превышает 7 %. Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит ярко выраженный междисциплинарный характер. По теме конфликта, рассматриваемого с позиций различных наук, защищено 225 диссертаций, опубликовано около 300 книг.
7. Понятие конфликта. Различные подходы в определении конфликта (Козера, Здравомыслова, Запрудского, Дмитриева)
Сегодня в литературе по конфликтологии существуют различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.
Он прямо утверждал, что не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены. Своей концепцией, получившей название «концепция позитивно-функционального конфликта», Л.Козер утверждал, что конфликты не есть нечто чужеродное для общества; они – продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами.
Л.Г. Здравомыслов. Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт — это явный или скрытый состояние противоборства интересов, что объективно расходятся, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новой социальной сплоченности.
А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию или ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атакування или обороны.
Все эти определения понятия конфликта не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него «места». Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от «борьбы между индивидами» и выше. Но существует борьба и на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение в внутриличностный конфликт. Этот конфликт — проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.
Сложившаяся ситуация, возможно, объясняется тем, что, по мнению некоторых авторов, внутриличностный конфликт не относится к социальному конфликту, а является лишь психологическим конфликтом, не охватывается объемом понятия «социальный» и не имеющий к социальному конфликту прямого отношения.
8. Субъективное и объективное содержание конфликта.
Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.
Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение.
К объективной стороне относятся: участники (стороны) конфликта; предмет конфликта; объект конфликта; микро- и макросреда.
1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений и организаций). Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.
Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.
Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается.
Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг, то есть уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания. Навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.
Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.
Другие участники — субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи).
2. Предмет конфликта. Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.
3. Объект конфликта. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Объект является ядром проблемы. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
4.Микро- и макросреда — условия, в которых действуют участники. Микросреда — ближайшее окружение сторон. Макросреда — социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.
Субъективное содержание составляют такие элементы, как мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации.
1. Мотивы сторон — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.
2.Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.
Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегию и тактики. Среди основных принципов выделяются: концентрация сил, координация сил, нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.
Также сюда относятся стратегии поведения ( конфронтация, уступка, сотрудничество и т.д.)
3. Информационные модели конфликтной ситуации. По-другому этот компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта. Субъективная представленность в психике каждого из участников конфликта всех его структурных элементов, взаимосвязей, а также остальных характеристик ситуации противоборства. У каждого участника конфликта формируется свое собственное субъективное представление об объекте конфликта, его модель. Единственным источником формирования моделей объекта конфликта является информация. Участники конфликта строят свое поведение, не исходя из реального объекта конфликта, а опираясь на его информационные модели.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника |
К числу таких проблем следует прежде всего отнести, как уже отмечено выше, резкое обострение социальной конфликтности, связанное со сломом тоталитарной системы социального контроля, с начавшимся переходом к демократической системе общественных отношений1. Нарастание числа и интенсивности конфликтных противоборств является общим правилом для переходных периодов общественного развития и находит свое объяснение и оправдание в том, что выражает сформированность и готовность определенных социальных сил к трансформации существующих отношений и структур, к установлению нового порядка вещей2. Вместе с тем, нельзя не принимать во внимание, что оправданность этого нарастания конфликтности имеет свои внутренние ограничения, поскольку подрывает устойчивость жизнедеятельности общества, делает нестабильным обеспечение основных ее сфер и сторон, усиливает хаотичность функционирования и изменения различных социальных органов и структур, всего общественного организма в целом. Тем самым собственное существование последнего и его способность к выживанию оказываются под вопросом. Возникает, следовательно, объективная необходимость поставить нарастающей в обществе конфликтности определенные ограничительные рамки, найдя для этого подходящие способы и средства. В условиях перехода от тоталитаризма к демократии эта общая закономерность проявляется с особой остротой. Ибо эскалация социальных конфликтов приобретает здесь такой уровень и такой размах, что вплотную подводит к критической черте, делая реально возможной социальную катастрофу с такими характерными для нее чертами, как потеря управляемости, распад основных государственных и общественных структур, моральная и культурная деградация3. В таких условиях общество остро нуждается в средствах, предохраняющих его от чрезмерного «перегрева», обеспечивающих надежный и эффективный контроль за регулированием и разрешением возникающих конфликтных ситуаций. Но это уже не могут быть средства, которыми пользовался тоталитаризм, стремясь справиться, а точнее — расправиться с конфликтами: репрессии, устрашение, переключение недовольства вовне или на «врагов народа», идеологическое «промывание мозгов», организация массового воспроизводства послушного и приверженного режиму типа личности и т. п. Такие средства все отчетливее обнаруживают не только свою несостоятельность (принципиально конфликты не разрешая, а лишь подспудно их накапливая и усугубляя), но и растущую конфликтогенность, поскольку встречают все более активное сопротивление и моральное осуждение в массовом сознании и поведении. Единственно надежными и эффективными способами и средствами, совпадающими с задачами демократизации общественных процессов и отношений, становятся внимательное изучение и оценка настроений и поведения населения, устремлений его различных групп и слоев и адекватное их выражение в соответствующих законодательных актах, управленческих решениях и политических действиях, призванных их соотнести и согласовать. Это предполагает осмысление того, чем вызываются и под действием каких детерминант возникают конфликтные ситуации в различных сферах общественной жизни и деятельности. Каковы их основные типы, идеологические, социально-психологические, культурологические, экономические и другие параметры. Какими личностными чертами, особенностями сознания и поведения отличаются их активные участники. Что содействует, а что препятствует предупреждению и профилактике негативных конфликтных противодействий, тормозящих демократическое развитие общества. Что, со своей стороны, способно поддержать позитивные конфронтации, помогающие общественному прогрессу. И как ввести любой конфликт, его протекание и разрешение в возможно более цивилизованные и гуманные формы, не ущемляющие прав и достоинства ни одного из его участников. Весь этот круг проблем составляет предмет конфликтологических исследований1. ^ Конфликтология, как совокупность этих исследований, обеспечивая по мере их развертывания конфликтологический мониторинг важнейших общественных процессов и отношений, отслеживание того, как зарождаются и развертываются конфликтные ситуации, каковы их зоны и стадии напряжения, «болевые точки» и т. п. И предлагая на этой основе адекватные и действенные управленческие решения и практические меры, благодаря всему этому, выступает необходимым условием и средством демократизации общества переходного периода. И вместе с тем — основой эффективного социального контроля за состоянием связанных с этим процессом социальных конфликтов. Эта глубокая социальная ангажированность конфликтологического знания, придающая ему преимущественно теоретико-прикладную направленность, усиливается также тем, что социальные конфликты представляют собой такие ситуации, активные участники которых больше всего заинтересованы не в самих по себе объяснении или прогнозе дальнейшего развития событий, а в обосновании приемлемого выхода из создавшегося положения. Поэтомуконфликтологической исследование не может ограничиться объяснительной или даже прогностической функцией, а обязано довести познание до реализации конструктивней функции — предложения надлежащих мер по преобразованию конфликтной ситуации2. Процесс и результаты превращения конфликтологии в «непосредственную производительную силу» можно наиболее отчетливо видеть на опыте США, где на протяжении уже нескольких десятилетий предпринимаются действенные усилия по изучению и разрешению конфликтных ситуаций, приобретающих массовидный характер и высокую степень остроты. Еще в первой трети века, когда начали бурно расти число и напряженность трудовых конфликтов, связанных с «великой депрессией», были налажены их изучение, экспертиза и регулирование в рамках Федерального агентства по посредничеству и услугам примирения. В 50-60-е годы, с выдвижением на первый план острых межэтнических конфликтов, обусловленных широкой иммиграцией в страну представителей самых разных этнических традиций и культур со всех концов мира, были налажены их анализ, концептуальная проработка и нейтрализация в рамках сформированной для этой цели Службы общинных отношений. С обострением международных конфликтов в середине 70-х годов, — связанных прежде всего с нагнетанием «холодной войны» и соревнованием в «гонке вооружений», с одной стороны, и обнаружившейся возможностью снижения международной напряженности путем посреднических усилий и переговоров, с другой, — для осмысления и решения соответствующих познавательных и практических задач возникла Академия мира и разрешения конфликтов. На протяжении 80-х годов этот процесс все более широкого подключения конфликтологии к концептуальной проработке, конкретному анализу и практическому регулированию конфликтных ситуаций продолжается и начинает охватывать не только сферу общегосударственных интересов, но и повседневную жизнь населения: благоустройство городов и защиту окружающей среды, семейные неурядицы и трудности в воспитании подрастающего поколения, потребительские предпочтения, культурные нужды и т. д. К настоящему времени в США насчитывается около 400 разного рода конфликтологических проектов и программ, с помощью разработки и реализации которых для каждого вида общественно значимых конфликтных ситуаций формируются соответствующие органы, концепции и процедуры мониторинга и урегулирования1. Можно с уверенностью утверждать, что все теоретические достижения и практические успехи современной американской конфликтологии связаны с этой постоянно расширяющейся исследовательской и институциальной базой и с осознанием ее общественной значимости. ^ Анализ практики становления отечественной конфликтологии показывает, что и она подчиняется тем же общесоциальным закономерностям. Так, поскольку высокую степень остроты и массовидный характер на территории бывшего Союза приобрели прежде всего межнациональные конфликты, они и стали предметом пристального внимания и практических усилий со стороны конфликтологов. В дальнейшем, по мере нарастания в обществе числа и остроты конфликтов, связанных с трансформацией его политической организации и перестройкой экономики, эти усилия все шире распространяются на сферы экономических и политических отношений и другие, обусловленные ими области общественной жизнедеятельности (правовые коллизии, экологические бедствия, забастовочное и другие протестные движения, рост преступности и отклоняющегося поведения, состояние вооруженных сил, других силовых структур, и т. п.)2. Поэтому для развертывания отечественных конфликтологических исследований нуждается во внимательном осмыслении и то, что можно взять из имеющихся за рубежом разработок применительно к тому, как подходить к изучению конфликтных ситуаций, условий, детерминант и механизмов их возникновения, какие применять для этого методики, модели, сценарии, технологии и т. п., и то, как все это творчески переработать в соответствии с нашими собственными конкретными условиями и обстоятельствами. Ибо без основательной проработки этого круга проблем не может быть обеспечено широкое и плодотворное развитие всей конфликтологической проблематики. Прежде всего, пожалуй, в условиях начавшейся трансформации общественных процессов и отношений в направлении их демократизации, подключения к социальному творчеству широкой массы населения предстоит смена парадигмы в подходе к существу социальных конфликтов1. Это означает, во-первых, что должно быть признано и обосновано значение социальных конфликтов в качестве повседневного и естественного явления общественной жизни, ее неотъемлемого атрибута. «Бесконфликтного» общественного бытия, как это утверждалось еще недавно идеологами тоталитаризма применительно к нашему обществу, нет и быть не может, поскольку по своей сути оно представляет собой непрерывный процесс возникновения и разрешения разного рода противоборств личностей и социальных групп. Во-вторых, должна быть признана не только «неизбывность», неустранимость конфликтности в обществе, но и выявлена и подчеркнута конструктивная, позитивная роль конфликтов в общественном развитии. По существу, это методологическое требование составляет другую сторону преодоления тоталитаристской парадигмы «бесконфликтности», поскольку именно последняя придает конфликту чисто деструктивный смысл, рассматривая его в качестве отклонения от «нормы», за которую выдается полное единство сознания и интересов всех составляющих общество групп, слоев, граждан. Разумеется, отсюда вовсе не следует, что конфликты могут иметь только позитивное значение и не приобретают деструктивную для развития человека и общества роль. Однако общее положительное отношение к конфликтности в обществе ориентирует, с одной стороны, на то, что столкновения по тем или иным основаниям — нормальное явление общественной жизни, а с другой, — на необходимость поиска таких общественных условий и форм, которые способны придать этим столкновениям максимально культурный, цивилизованный и гуманный характер. Насколько важна эта последняя сторона дела и насколько благотворно влияют на общественную жизнь сформированная в массовом сознании и поведении конфликтологическая парадигма и обеспечивающие ее реальное функционирование социальные институты и процедуры — показывает опыт развитых демократических стран, где большинство социальных конфликтов разворачивается в уже стабилизированных общественных условиях, которые обеспечиваются устоявшимися рамками официально признанных институциальных структур и хорошо отработанных процедур посреднической деятельности — от участия экспертно-аналитических групп до международного арбитража1. Негативные же последствия отсутствия всего этого демонстрирует наша нынешняя отечественная ситуация, где институциализация социальных конфликтов, по существу, отсутствует, а использование процедур рационализации конфликтных ситуаций и посреднических усилий непривычно пока не только для населения, но и для властных органов. В результате возникновение и развертывание конфликтных ситуаций в стране носит преимущественно стихийный характер. Он выражается прежде всего в том, что эмоции конфликтующих сторон, как правило, преобладают над разумом и потому их участники не могут адекватно осмыслить существо конфликта, рационально сформулировать свои претензии и требования. Соответственно этому конфликты с самого начала приобретают неуправляемый характер и по мере своего расширения и обострения грозят обернуться и зачастую действительно оборачиваются катастрофой, несущей участвующим в них сторонам взаимное насилие, опустошение, а порою и уничтожение. Это особенно ярко демонстрируют в настоящее время межнациональные конфликты в Чечне, Таджикистане, Нагорном Карабахе, Абхазии. Но эмоционально-деструктивный, неинституциализированный и нерационализированный характер с достаточным основанием можно отнести и ко многим социально-политическим, производственно-трудовым, экологическим, «образовательным» и другим социальным конфликтам.2 Не лучше обстоит дело с освоением конфликтологической парадигмы и властными структурами. По существу, отсутствует конфликтологическая экспертиза подготавливаемых управленческих решений и нормативных актов, предпринимаемых политических и административных действий, которая могла бы использовать и международный опыт урегулирования и разрешения сходных конфликтных ситуаций. Управленческое воздействие на конфликтный процесс нередко запаздывает и оказывается недостаточно эффективным из-за того, что не учитываются стадии его развития и решение начинает вырабатываться лишь тогда, когда конфликт подошел к границе, за которой вообще не поддается контролю и регулированию. К тому же при проработке способов и средств целенаправленного разрешения конфликтов предпочтение зачастую по-прежнему отдается немедленному силовому воздействию, а не постепенно достигаемому компромиссу и тем более консенсусу. Столь неподготовленное или агрессивное вмешательство властных органов вместо институциализация и рационализации конфликтов способствует их провоцированию и дальнейшему обострению, нередко заводя в тупик. В связи со всем этим основная задача отечественной конфликтологии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в том, чтобы, координируя научные исследования по социальным конфликтам в современном обществе, сконцентрировать их на разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как: • принципы прогнозирования и ранней диагностики социально-экономических, политических, межнациональных, правовых и других социальных конфликтов; • методы предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных, разрушительных для общества тенденций, форм и последствий; • способы цивилизованного разрешения конфликтов, содействующие стабилизации и развитию общественных процессов и отношений. Соответственно этому приоритетными задачами в исследовательской деятельности конфликтологов на ближайшую перспективу должны быть признаны: • анализ мировоззренчески-методологических проблем и проблем общетеоретического характера, состоящий в обосновании принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении соответствующего понятийного аппарата; • проработка концептуальных проблем, играющая, по сути дела, роль «программного обеспечения» в адекватном осмыслении, надежном отслеживании и точной оценке реальных конфликтных ситуаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения; • разработка организационно-методических и технологических проблем, обеспечивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории. Успешная реализация этой долговременной исследовательской и прикладной программы в различных дисциплинарных ответвлениях конфликтологического знания (политической и юридической конфликтологии, конфликтологии труда, предпринимательства, образования, межнациональных отношений, семьи и т. п.) позволит, наряду с налаживанием мониторинга, дающего представление о состоянии и динамике конфликтных ситуаций, возникающих в переходном обществе, осуществить практическое посредничество между различными группами населения, участвующими в них, а также между администрацией и населением и вместе с тем — критически анализировать и оценивать характер и результаты различных управленческих воздействий на эти ситуации с целью их урегулирования. |
mykonspekts.ru
Перспективы развития отечественной конфликтологии. — Студопедия.Нет
Нарастание числа и интенсивности конфликтных противоборств является общим правилом для переходных периодов общественного развития и находит свое объяснение и оправдание в том, что выражает сформированность и готовность определенных социальных сил к трансформации существующих отношений и структур, к установлению нового порядка вещей.
В связи со всем этим основная задача отечественной конфликтологии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в том, чтобы, координируя научные исследования по социальным конфликтам в современном обществе, сконцентрировать их на разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как:
— принципы прогнозирования и ранней диагностики социально-экономических, политических, межнациональных, правовых и других социальных конфликтов;
— методы предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных, разрушительных для общества тенденций, форм и последствий;
— способы цивилизованного разрешения конфликтов, содействующие стабилизации и развитию общественных процессов и отношений.
Соответственно этому приоритетными задачами в исследовательской деятельности конфликтологов на ближайшую перспективу должны быть признаны:
— анализ мировоззренчески-методологических проблем и проблем общетеоретического характера, состоящий в обосновании принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении соответствующего понятийного аппарата;
— проработка концептуальных проблем, играющая, по сути дела, роль «программного обеспечения» в адекватном осмыслении, надежном отслеживании и точной оценке реальных конфликтных ситуаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения;
— разработка организационно-методических и технологических проблем, обеспечивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории.
Успешная реализация этой долговременной исследовательской и прикладной программы в различных дисциплинарных ответвлениях конфликтологического знания (политической и юридической конфликтологии, конфликтологии труда, предпринимательства, образования, межнациональных отношений, семьи и т.п.) позволит, наряду с налаживанием мониторинга, дающего представление о состоянии и динамике конфликтных ситуаций, возникающих в переходном обществе, осуществить практическое посредничество между различными группами населения, участвующими в них, а также между администрацией и населением и вместе с тем — критически анализировать и оценивать характер и результаты различных управленческих воздействий на эти ситуации с целью их урегулирования
В настоящее время конфликтология представляет собой область профессиональной деятельности, в том числе в социальной работе, требующей специальной подготовки, знаний, умений и навыков.
Междисциплинарные особенности конфликтологии.
Существенной особенностью конфликтологии является её комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях её организации и развития, то ими интересуются представители различных социальных дисциплин. Социологи, политологи, психологи, экономисты, юристы, специалисты в области организации и управления и даже ученые, занимающиеся точными науками, изучают различные аспекты общественных конфликтов, их развития и преодоления.
Считать ли конфликтологию отдельной, самостоятельной наукой, образовавшейся на стыке социологии, психологии и других наук, или же комплексной научной дисциплиной, — это вопрос, на который можно ответить по принципу: «и то, и другое».
Однако самостоятельность конфликтологии относительна. Она пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых наук, если это помогает ей в изучении конфликтов. Особенно тесно она связана с такими областями знаний, как с социологией и психологией. Многие другие отрасли науки — история, культурология, экономические науки, правоведение, педагогика, политология, военная наука — дают ей фактический материал и служат полем приложения ее концепций. Из философии она заимствует общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и взаимодействия противоположностей.
В математике конфликтные ситуации представляются в виде абстрактных математических моделей, которые могут интерпретироваться на реальных объектах, если удается найти соответствие между свойствами моделей и свойствами этих объектов. Обычно подобное соответствие устанавливается лишь при введении каких-то упрощающих допущений относительно реальных объектов. В экономике, спорте, военном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными.
Итак, библиографический поиск позволил выделить 11 отечественных наук, занимающихся изучением конфликта: искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология. С большим отрывом от нее идут социология, политические науки. Доля других наук не превышает 7 %. Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит ярко выраженный междисциплинарный характер. По теме конфликта, рассматриваемого с позиций различных наук, защищено 225 диссертаций, опубликовано около 300 книг.
studopedia.net
Состояние и перспектива конфликтологии образования
Главная » Введение в конфликтологию. » 6.5 Состояние и перспектива конфликтологии образования
Состояние и перспектива конфликтологии образования
Общество и система образования все острее осознают потребность в создании соответствующих конфликтологических центров для подготовки и переподготовки специалистов-конфликтологов. Поданным социологических исследований 62% педагогов, оказавшись в сложной педагогической ситуации, обратились бы за консультацией к специалистам (конфликтологам, психологам), в случае если бы они работали в школе. Каждый третий учитель считает, что для создания благоприятного морально-психологического климата необходима специальная служба в школе. Около половины опрошенных высказали готовность пройти специальный курс поэтико-психологическим проблемам взаимоотношений в коллективе. Следовательно, постепенно формируется устойчивое общественное мнение о необходимости становления и развития конфликтологии образования как одного из научно-практических направлений общей конфликтологии.
Проблемы конфликтологии образования можно условно разделить на две части. Первая связана с состоянием конфликтологии образования как научной и учебной дисциплины, вторая — с перспективами ее развития.
Проблемы развития конфликтологии образования заключаются в следующем:
1. Слабая теоретическая и методическая база. Несмотря на то, что в последние годы появилось немало зарубежных и отечественных изданий по конфликтологии, количество опубликованных учебников, учебных пособий и методологических разработок, адаптированных к отечественной конфликтологии образования, недостаточно.
Проблема количества и качества подготовки преподавателей-
конфликтологов и конфликтологов-консультантов. До последнего времени вузы страны не готовили специалистов в этой области. Конфликтологов не хватает физически, и их профессиональная подготовка не всегда соответствует современным требованиям. Сегодня конфликтологию преподают философы, социологи, психологи, политологи и др. Большинство преподавателей-конфликтологов ощущают потребность и необходимость в повышении своей квалификации.
Не для всех студентов и старших школьников конфликтология
является обязательной научной дисциплиной. Так, в случае если в ходе под
готовки социологов, политологов, экономистов, юристов, менеджеров и т. д. конфликтология преподается, то в учебных программах многих технических вузов она отсутствует. В средних учебных заведениях конфликтологию преподают отдельные учителя-новаторы факультативно.
Наличие в учебных заведениях конфликтологических центров и школ является скорее исключением, чем правилом. Педагогам просто некуда обратиться со своими проблемами.
Перспектива развития конфликтологии образования зависит от решения выше перечисленных проблем. Но это только программа минимум. Программа максимум — это выход на качественно новый уровень обучения. Одним из вариантов такого «выхода» могут стать инновационные технологии (игры, тренинги, интерактивные методы обучения, различные психологические упражнения). Но проблема заключается еще и в том, что инновационные технологии сложно адаптировать к вузовским и школьным аудиториям в рамках существующей системы расписания занятий. Поэтому каждая новая «находка» в этом направлении представляет собой безусловную ценность в развитии конфликтологии образования.
Лекция, реферат. Состояние и перспектива конфликтологии образования — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.
referatwork.ru
Поиск Лекций
Изменения, которые произошли в жизни общества, начиная с 90-х годов XX века, повлекли резкое обострение противоречий, что, в свою очередь, актуализировало конфликтную проблематику. Появилась необходимость осмысления причин происходящего в обществе роста конфликтов, а также поиска новых форм работы с разными типами конфликтов. Впервые за всю историю отечественной науки в 1990 году в Красноярске состоялась первая конференция, посвященная проблеме конфликтов. С этого момента резко увеличивается количество исследований и публикаций, а также количество психологов, увлекающихся теоретическими изысканиями и практикой работы с конфликтами. — комплексные междисциплинарные исследования всех конфликтов, выступающих объектом науки, накопление и систематизация эмпирических данных о реальных конфликтах; -создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе; — организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов; — расширение научно-практического взаимодействия с мировым сообществом конфликтологов.
Рекомендуемые страницы: |
|
poisk-ru.ru
Возникновение конфликтологии и перспективы её развития — КиберПедия
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. – М., 1996.
2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2004. ٭
3. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.
4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. – М., 2001.
5. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология. – М., 2003.
«Социология конфликта» Г. Зиммеля
1. Зиммель Г. Конфликт современной культуры //Культурология. ХХ век. Антология. – М.,1995.
2. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. //Западноевропейская социология XIX-начала XX Веков. Тексты. – М., 1996.
3. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. // Избранное в 2 т. Философия культуры. – М., 1996. – Т. 1.
4. Зиммель Г. Человек как враг. //Избранное в 2 т. Созерцание жизни. М., 1996 – Т. 2.
5. Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. – 1994, №2.
6. Современная западная социология. Словарь. – М., 1990.
«Общая теория конфликта» Р. Дарендорфа
1. Дарендорф Р. Общество и свобода. – М., 1997.
2. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: Очерк политики свободы. – М., 2002.
3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. 1993. № 4.
4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования –1994. №5.
5. Социальный конфликт: Современные исследования: Реферативный сборник. – М., 1991.
Основная литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. – М., 1996.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., 1999, 2004.
3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2004. ٭
4. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2000.
5. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2002. ٭
6. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.
7. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. – М., 2001.
8. Конфликтология. Под ред. А.С.Кармина. – СПб., 1999.
9. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.
10. Основы конфликтологии. Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М., 1997.
Дополнительная литература:
1. Аврелий Августин. О граде Божьем. – М., 1994.
2. Аквинский Ф. Трактаты о правлении. – М., 1993.
3. Аристотель. Политика // Сочинения в 4 т. – М., 1983. – Т.4. ٭ (эл. версия: http://books.atheism.ru/philosophy/#de).
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.
5. Бурыкина М.А. Историко-философские взгляды на причину конфликтов // http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2004/issue1/Kult6.html
6. Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Сочинения в 2-х т. – М., 1978 – Т.2.
7. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
8. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. – М., 1978.
9. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – М., 2001 (эл. версия: http://books.atheism.ru/philosophy/#de).
10. Дао дэ цзин / Под ред. В.Назарова. – СПб., 1999.
11. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. – 1997 – № 1. – С. 208-209.
12. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. – М., 1995 (эл. версия: http://books.atheism.ru/philosophy/#de).
13. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.-Минск, 2000.٭
14. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону, 1992.
15. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1995.
16. Крам Т.Ф. Управление энергией конфликта. – М., 2000.
17. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. – М., 1982.
18. Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. – М., 2000.
19. Макиавелли Н. Государь. – М., 1990 (эл. версия: http://books.atheism.ru/philosophy/#de).
20. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения – СПб., 1868.
21. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // ftp://82.193.112.118/Литература/Политология/Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Rar
22. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии // Избранные произведения. В 3-х т. – М., 1983 – Т.1.
23. Моска Г. Элементы политической науки // СОЦИС. – 1995. – № 3-4.
24. Парето В. О применении социологических теорий // СОЦИС. –1995. – № 10.
25. Парсонс Т. Система современных обществ. – М.,1998.
26. Парсонс Т. Человек в современном мире. – М., 1985.
27. Петухов А.П. Теория конфликта // Политические исследования. – 1991. – №3.
28. Платон Государство. – М., Харьков, 1999 ٭ (эл. версия: http://books.atheism.ru/philosophy/#de).
29. Проблема конфликта в западной социологии. Под ред. А.Г. Здравомыслова. – Нижний Новгород, 1994.
30. Хрестоматия по конфликтологии. Сост. Н.И. Леонов. – М., 2005 (эл. версия: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx?w=1072&t=title).
31. Эразм Роттердамский Похвала глупости. – М., 1991.
32. Яничиевич М. Социологические теории общественных конфликтов: состояние и проблемы // Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. — М., 1996.
Тема 2. Природа конфликта
В широком смысле конфликт есть противостояние (противоречие), в котором действия одной стороны встречают противодействия другой. В узком смысле конфликт – это такое соотношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (целей, интересов, идеалов, ценностей, установок, мнений, оценок и т.п.).
Конфликты возникают как внутри личности, так и в сферах общественной жизни (социальной, экономической, политической и др.). Они могут быть осознанными и неосознанными, протекать в скрытой форме или в открытой. Конфликты управляемы. Способы, методы, приемы воздействия на конфликт (его регулирование и разрешение) могут представлять собой рациональный, базирующийся на научном знании, организованный процесс, или стихийное, строящееся на обыденном здравом смысле, не организованное действие.
Поскольку конфликты имеют место в разных сферах общественной жизни, постольку ими интересуются представители различных социальных дисциплин: социологи, политологи, историки, психологи, экономисты, юристы, специалисты в области организации и управления, ученые, занимающиеся точными науками. Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих общественными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях.
При изучении материала обратите внимание на различные трактовки понятия «конфликт», исходя из междисциплинарного характера конфликтологических знаний. Рассмотрите источники, динамику и функции конфликта. Подумайте в чём заключается «общественная целесообразность» конфликта? При подготовке к четвёртому и шестому вопросам попытайтесь выяснить какова роль ситуации в формировании поведения участников конфликта? Почему при разрешении конфликта следует учитывать не только ранг и ресурсы его участников, но и саму ситуацию, в которой они находятся? В чём заключается критерий разрешения конфликта?
1. Междисциплинарный характер конфликтологических знаний:
а) понятие конфликта в рамках социологии, права и психологии;
б) социальные, правовые, психологические детерминанты конфликта.
2. Источники конфликтов:
а) объективные;
б) субъективные;
в) псевдообъективные.
3. Функции конфликтов:
а) деструктивная;
б) конструктивная;
в) информативная;
г) интегративная;
д) инновационная.
4. Стороны (участники) конфликта:
а) ранг и ресурсы сторон;
б) ситуация и её влияние на участников конфликта.
5. Динамика конфликта:
а) предконфликтная стадия;
б) конфликтная ситуация;
в) латентная стадия;
г) активная стадия;
д) завершение конфликта;
е) послеконфликтная стадия.
6. Способы разрешения конфликтов:
а) математические;
б) правовые;
в) социологические;
г) психологические;
д) этические.
Темы докладов:
cyberpedia.su
конфликт — Курсовая — бесплатно — КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ
СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО —
- Этапы становления конфликтологии в России
Конфликтология как научная дисциплина сложилась в 50- 60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.
Конфликт представляет собой столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. На основании чего конфликтология является теоретико-прикладной дисциплиной, изучающей специфику конфликтов. Содержание конфликтологии состоит из следующих уровней знания:
1) теоретического объяснения конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий;
2) изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив и т.д.), технологии их регулирования и разрешения.
Становление конфликтологии в России имеет свою специфику, поэтому российские исследователи А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов выделили несколько этапов развития конфликтологии в нашей стране [2].
Первый этап – до 1924 г. характеризуется зарождением и развитием практических и научных знаний о конфликтах, но как специальный объект исследования конфликт не выделяется.
Второй этап – 1924–1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а к концу периода – 11 наук.
Данный этап включает в себя 4 фазы:
1924–1934 гг. – увеличение числа публикаций в разных дисциплинах; 1935–1948 гг. – полное отсутствие публикаций в связи с войной и репрессиями;
1949–1972 гг. – возращение интереса к конфликту, появление научных работ;
1973–1989 гг. – появление докторских диссертаций по конфликтам.
Третий этап – с 1990 г. по настоящее время. Только на этом этапе развития конфликтологической мысли дисциплина «конфликтология» выделяется в самостоятельное научное направление. Появляются попытки разработать парадигму конфликтологии как науки на основе разных подходов: междисциплинарного, системного, личностно-социально-деятельностного, эмпирического и ситуационного.
Необходимо отметить тот факт, что конфликтология рассматривается в русле различных дисциплин, а именно военных наук, искусствоведения, исторических наук, математики, педагогики, политических наук, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии [3, С. 10.]. Каждая из данных наук рассматривает конфликтологию с учетом своего категориального аппарата, предмета изучения и своих методов познания. Именно поэтому конфликтология является междисциплинарной наукой, вносящей вклад в развитие других отраслей знания [12]
2.Проблемы и перспективы развития отечественной конфликтологии
Становление российской конфликтологии обусловлено многочисленными особенностями современной социальной обстановки и проблемами, которые существуют у рядовых граждан страны.
Глобальная перестройка государственного устройства, изменение видов социально-экономических и политических отношений, разделение огромного СССР на ряд независимых государств, способствовали закономерному обострению социальной конфликтности. Такая обстановка является общим правилом для переходных периодов развития. Она выражает готовность и сформированность определенных социальных структур к изменениям. Однако необходимо отметить, что нарастание конфликтности подрывает устойчивость жизнедеятельности общества, делает нестабильным обеспечение основных ее сфер и сторон, усиливает хаотичность функционирования и изменения различных социальных органов и структур, всего общественного организма в целом. Поскольку такое положение дел может вызвать серьезные социальные проблемы, использование знаний, накопленных в рамках конфликтологии и касающихся разрешения социальных противоречий, является весьма целесообразным [11].
В сложившихся условиях общество остро нуждается в средствах, обеспечивающих надежный и эффективный контроль за регулированием и разрешением возникающих конфликтных ситуаций. Однако средства, используемые ранее, в новой обстановке абсолютно не эффективны. Единственно надежными и эффективными способами и средствами в современной России становятся внимательное изучение и оценка настроений и поведения населения, устремлений его различных групп и слоев и адекватное их выражение в соответствующих, законодательных актах, управленческих решениях и политических действиях, призванных их соотнести и согласовать.
Данный подход предполагает осмысление того, чем вызываются и под действием каких детерминант возникают конфликтные ситуации в различных сферах общественной жизни и деятельности, а также установления их основных типов и структурных параметров. Здесь же необходимо рассматривать, какими личностными чертами, особенностями сознания и поведения отличаются активные участники конфликтов. Что содействует, а что препятствует предупреждению и профилактике негативных конфликтных противодействий, а что способно поддержать позитивные отношения. Вопросы, касающиеся того, как ввести любой конфликт, его протекание и разрешение в возможно более цивилизованные и гуманные формы, не ущемляющие прав и достоинства ни одного из его участников, также нельзя оставлять без внимания. Весь этот круг проблем составляет предмет конфликтологических исследований [4].
Конфликтология обеспечивает учет важнейших общественных процессов и отношений, отслеживает, как зарождаются и развертываются конфликтные ситуации, каковы их зоны и стадии напряжения, и т. п. На этой основе конфликтологи предлагают адекватные и действенные управленческие решения, практические меры и методы противодействия возникающим проблемам. Благодаря всему этому, конфликтология выступает необходимым условием и средством демократизации общества переходного периода. И вместе с тем — основой эффективного социального контроля за состоянием связанных с этим процессом социальных конфликтов.
Существенной особенностью конфликтологического знания является необходимость обоснования приемлемого выхода из создавшейся обстановки, а не простая констатация и описание ситуации. Конфликтология, с учетом материала накопленного в других странах имеет своей целью сгладить негативные факторы переходного периода, и объяснить окружающим, какая стратегия поведения будет наиболее выгодной и оптимальной.
Анализ практики становления отечественной конфликтологии показывает, что высокую степень остроты и массовидный характер на территории бывшего Союза приобрели, прежде всего, межнациональные конфликты, которые стали предметом пристального внимания и практических усилий со стороны конфликтологов.
В дальнейшем, по мере нарастания в обществе числа и остроты конфликтов, связанных с трансформацией его политической организации и перестройкой экономики сфера деятельности данных специалистов существенно расширилась и стала включать экономические, политические отношения и другие, обусловленные ими области общественной жизнедеятельности (правовые коллизии, экологические бедствия, забастовочное и другие протестные движения, рост преступности и отклоняющегося поведения, состояние вооруженных сил, других силовых структур, и т. п.) [11].
Развитие конфликтологической мысли в России должно опираться на тот обширный зарубежный опыт, который имеется в настоящее время. Анализ иностранных сведений позволяет устанавливать, как подходить к изучению конфликтных ситуаций, условий, детерминант и механизмов их возникновения, какие применять для этого методики, модели, сценарии, технологии и т. п., позволяет их адаптировать к российской действительности и таким образом расширить рамки познания в сфере конфликтологии.
К сожалению, отсутствие такого анализа приводит к тому, что конфликтные ситуации, возникающие на территории бывшего СССР в основном разворачиваются стихийно и с самого начала приобретают неуправляемый характер, а по мере своего расширения и обострения грозят обернуться и зачастую действительно оборачиваются катастрофой, несущей участвующим в них сторонам взаимное насилие, опустошение, а порою и уничтожение. Это особенно ярко демонстрируют в настоящее время межнациональные конфликты в Чечне, Таджикистане, Нагорном Карабахе, Абхазии [6].
В связи со всем этим основная задача отечественной конфликтологии на данном этапе становления состоит в том, чтобы, координируя научные исследования по социальным конфликтам в современном обществе, сконцентрировать их на разработке стратегических направлений конфликтологического анализа, изучение динамики конфликтных ситуаций, практическое посредничество между конфликтующими и т.д.
По мнению исследователей, приоритетными задачами в конфликтологической деятельности должны быть признаны:
• обоснование принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также обеспечение соответствующего понятийного аппарата;
• проработка концептуальных проблем, состоящая в адекватном осмыслении, надежном отслеживании и точной оценке реальных конфликтных ситуаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения;
• разработка организационно-методических и технологических проблем, обеспечивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории.
Такой комплексный подход к изучению конфликтологических проблем позволяет расширить возможности их разрешения и урегулирования [9].
Заключение
Развитие современного российского общества происходит в сложный, переходный период, который вскрыл множество социальных проблем.
Опасное нарастание числа и интенсивности конфликтных противоборств во всех основных сферах жизнедеятельности, вызвано не только самим по себе переходным характером общественных процессов, по общему правилу обостряющим социальную конфликтность, но и рядом объективных и субъективных конфликтогенных факторов, отличающих происходящий переход.
Конфликтология в данный момент выступает междисциплинарной наукой, основное предназначение которой состоит в раскрытии сущности конфликта, изучении конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных отношений и т.д.
Специфика современной российской конфликтологии состоит в том, что она обеспечивает учет важнейших общественных процессов и отношений, отслеживает, как зарождаются и развертываются конфликтные ситуации, каковы их зоны и стадии напряжения, и т. п.
Исследование проблем конфликтологии позволяет определить основные направления развития данной науки в контексте современного российского общества.
Литература
- Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Журн. «Народное образование», 1995. –126 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996. С. 10.
- Громова О. Н. Конфликтология: учебное пособие для студентов специальностей: экономика и управление машиностроением. М., 1993
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Спб: Питер, 2000. – 368 с.
- Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России // ОНС. 1996. №2. С.153–164.
- Конфликтология: Учебник для вузов / Ред. В.П. Ратников. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001, 512 с.
- Конфликтология: Учебник для вузов/ Под ред. А.С. Кармина. – Спб: Лань, 1999. 448 с.
- Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)Под ред. д. филос. н. Е. И. Степанова. — М.: Эдиториал УРСС, 2000.
- Литвак М.Е. Психологический вампиризм: анатомия конфликта. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2001. – 401 с.
- Медведев Н. П., Насиновский В. Е., Скакунов Э. И. К концепции разрешения конфликтов в постсоветский период // Международные исследования. Вып. 8. М., 1994
- Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М., 2001.
kurs.ucoz.ru