Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях — Новости
Р.М. Шамионов
Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук
Поведение человека всегда проявляется в какой-либо обстановке ,ситуации. При этом сложившиеся обстоятельства по-разному влияют на человека, выступая фактором изменения его психологического состояния.
Чрезвычайная и экстремальная ситуации.
Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)
По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.
В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)
Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).
На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.
На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.
На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.
На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.
Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.
Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация— это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.
Поведение в ЭС и ЧС
Характеристики поведения
Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.
Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:
1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.
2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.
Г.Ю. Фоменко, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, исходит из более широкого понимания пребывания человека в чрезвычайной ситуации – бытийного. Ею определены и описаны два модуса бытия личности в чрезвычайных условиях : предельный и экстремальный , связанные с различными типами личности. Показано, что лица с предельным модусом характеризуются в поведении результативными ожиданиями, психологической подготовленностью, ответственностью. А лица с экстремальным модусом- отсутствием психологической готовности, экстернальностью, неэффективностью.
Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.
Психические состояния
Страх
Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.
Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.
Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.
Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.
Известна старая притча о страхе.
“Куда ты идешь?” – спросил странник, повстречавшись с Чумой. “Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек”. Через несколько дней тот де человек снова встретил Чуму. “Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят”, — упрекнул он ее. “Нет, — возразила она, — я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха”
Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.
Депривация
Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В. И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.
Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС
Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.
В условиях одиночества человек разговаривает не только с неодушевленными предметами и живыми существами, но нередко и с самим собой. В этих случаях силой воображения он создает партнера и ведет с ним диалог, задавая вопросы и отвечая на них, спорит сам с собой, доказывает что-нибудь самому себе, заставляет что-то делать, успокаивает, убеждает и т.д. Эмоционально насыщенная потребность в общении может вызвать яркие эйдетические образы партнеров .
Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить ( хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.
В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.
Выход из ЭС и ЧС
Психологические детерминанты
Самосохранения
Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.
Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.
В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.
В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию :
— как приключение, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;
— как угрозу, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;
— как испытание, характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.
Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.
Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позволили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.
В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.
Психологические реакции пациента на болезнь
Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)
Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».
Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, рациональный.
Так, в основе концепции В.Д. Менделевича («Терминологические основы феноменологической диагностики») находится представление о том, что тип реагирования на определенное заболевание определяется двумя характеристиками: объективной тяжестью болезни (определяющейся критерием летальности и вероятностью инвалидизации) и субъективной тяжестью болезни (собственной оценкой больным его состояния).
Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социально-конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.
Так, в подростковом возрасте наиболее тяжелые психологические реакции могут быть вызваны не теми болезнями, которые являются объективно угрожающими сохранности организма с медицинской точки зрения, а теми, которые изменяют его внешний вид, делают его непривлекательным. Это обусловлено существованием в сознании подростка основной потребности – «удовлетворенности собственной внешностью».
Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. «Это связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.». В этом отношении с онкологическими заболеваниями связаны наиболее сильные переживания. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти, потере трудо- и работоспособности.
К индивидуально-психологическим характеристикам, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента (в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности), а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).
Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Знание типа реагирования больного помогает подобрать адекватную стратегию взаимодействия с ним и его семьей, использовать соответствующие способы общения, мотивирования к лечению.
Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание
Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я. Иванова («Медико-психологическое обследование соматических больных») включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе.
В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации:
- Гармоничный: для этого типа реагирования характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни.
- Эргопатический: характерен «уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
- Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.
Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации:
- Тревожный: для этого типа реагирования непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги).
- Ипохондрический: характерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур).
- Неврастенический: характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
- Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
- Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
- Апатический
- Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
- Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим.
- Эгоцентрический: характерен «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
- Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала.
- Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение).
Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу выраженный психологический дискомфорт. Но знание психологических оснований этого типа поведения пациента поможет врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции, оптимально организовывать процесс взаимодействия с ним, использовать определенные инструменты влияния. Важно понимать, что, даже демонстрируя полное безразличие к исходу лечения, пациент больше всего хочет услышать слова надежды и нуждается в укреплении его веры в лучшее. Пациенты, непрерывно тревожащиеся о своем состоянии, нуждаются в спокойном, оптимистичном и внимательном разговоре с врачом, а пациенты, демонстрирующие реакции агрессии к окружающим и врачу – авторитетной уверенной позиции врача, которая поможет справиться со скрываемым в душе сильнейшим страхом за свою жизнь.
Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать союз врача и пациента более эффективным, способствующим психологическому благополучию обоих участников лечебного процесса.
Зависимое расстройство личности
Автор: WebMD Авторы редакционной статьи
- Каковы симптомы ПРЛ?
- Что вызывает ДПД?
- Как диагностируется ДПД?
- Как лечат ДПД?
- Каковы осложнения ДПД?
- Каковы перспективы для людей с ДПД?
- Можно ли предотвратить DPD?
- Подробнее
Зависимое расстройство личности (ЗРЛ) — одно из наиболее часто диагностируемых расстройств личности. Это вызывает чувство беспомощности, покорности, потребность в заботе и постоянном утешении, а также неспособность принимать повседневные решения без чрезмерного количества советов и заверений со стороны других.
Это расстройство личности встречается в равной степени у мужчин и женщин и обычно проявляется в молодом взрослом возрасте или позже, когда формируются важные взрослые отношения.
Люди с ЗПР становятся чрезмерно эмоционально зависимыми от других людей и тратят огромные усилия, пытаясь угодить другим. Люди с ЗПР, как правило, проявляют нуждающееся, пассивное и цепляющееся поведение и боятся разлуки. Другие общие характеристики этого расстройства личности включают:
- Неспособность принимать решения, даже повседневные решения, например, что надеть, без совета и поддержки других
- Избегание ответственности взрослых, действуя пассивно и беспомощно; зависимость от супруга или друга в принятии решений, например, где работать и жить
- Сильный страх быть покинутым и чувство опустошения или беспомощности, когда отношения заканчиваются; человек с ЗПР часто сразу же переходит к другим отношениям, когда одни заканчиваются.
- Сверхчувствительность к критике
- Пессимизм и неуверенность в себе, в том числе убеждение, что они не в состоянии позаботиться о себе
- Избегание несогласия с другими из-за боязни потерять поддержку или одобрение
- Неспособность начинать проекты или задачи из-за отсутствия уверенности в себе
- Трудности одиночества
- Готовность терпеть плохое обращение и оскорбления со стороны других
- Удовлетворение потребностей своих опекунов выше их собственных
- Склонность к наивности и фантазированию
Хотя точная причина ЗПР неизвестна, она, скорее всего, связана с комбинацией биологических, связанных с развитием, темпераментных и психологических факторов. Некоторые исследователи считают, что авторитарный или чрезмерно опекающий стиль воспитания может привести к развитию зависимых черт личности у людей, предрасположенных к этому расстройству.
Диагноз ПРЛ следует отличать от пограничного расстройства личности, поскольку они имеют общие симптомы. При пограничном расстройстве личности человек реагирует на страх быть покинутым чувством ярости и пустоты. При ЗПР человек реагирует на страх покорностью и ищет другие отношения, чтобы сохранить свою зависимость.
Если присутствуют большинство или все (вышеуказанные) симптомы DPD, врач начнет обследование, собрав тщательный медицинский и психиатрический анамнез и, возможно, базовый медицинский осмотр. Хотя лабораторных тестов для конкретной диагностики расстройств личности не существует, врач может использовать различные диагностические тесты, чтобы исключить физическое заболевание как причину симптомов.
Если врач не находит физической причины симптомов, он может направить человека к психиатру, психологу или другому медицинскому работнику, обученному диагностике и лечению психических заболеваний. Психиатры и психологи используют специально разработанные инструменты интервью и оценки, чтобы оценить человека на наличие расстройства личности.
Как и в случае со многими расстройствами личности, люди с ПРЛ обычно не обращаются за лечением самого расстройства. Скорее, они могут обратиться за лечением, когда проблема в их жизни, часто возникающая в результате мышления или поведения, связанного с расстройством, становится невыносимой, и они больше не могут с ней справляться. Люди с ЗПР склонны к развитию депрессии или беспокойства, симптомов, которые могут побудить человека обратиться за помощью.
Психотерапия (разновидность консультирования) является основным методом лечения ЗПР. Цель терапии — помочь человеку с ЗПР стать более активным и независимым, а также научиться формировать здоровые отношения. Краткосрочная терапия с конкретными целями предпочтительнее, когда основное внимание уделяется управлению поведением, которое мешает нормальному функционированию. Терапевту и пациенту часто бывает полезно вместе обратить внимание на роль терапевта, чтобы распознать и устранить способы, которыми пациент может формировать такое же пассивное доверие в терапевтических отношениях, которое происходит вне лечения. Конкретные стратегии могут включать в себя обучение уверенности в себе, чтобы помочь человеку с ЗПР развить уверенность в себе, и когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), чтобы помочь кому-то выработать новое отношение и взгляды на себя по сравнению с другими людьми и опытом. Более значимые изменения в чьей-либо структуре личности обычно достигаются с помощью долгосрочной психоаналитической или психодинамической психотерапии, при которой изучается опыт раннего развития, поскольку он может формировать защитные механизмы, стили совладания и модели привязанности и близости в близких отношениях.
Лекарства могут использоваться для лечения людей с ПРЛ, которые также страдают от сопутствующих проблем, таких как депрессия или тревога. Однако медикаментозная терапия сама по себе обычно не лечит основные проблемы, вызванные расстройствами личности. Кроме того, лекарства следует тщательно контролировать, потому что люди с ЗПР становятся зависимыми от них или злоупотребляют некоторыми отпускаемыми по рецепту лекарствами.
Люди с ЗПР подвержены риску депрессии, тревожных расстройств и фобий, а также злоупотребления психоактивными веществами. Они также подвержены риску подвергнуться насилию, поскольку могут обнаружить, что готовы сделать практически все, чтобы сохранить отношения с доминирующим партнером или авторитетным лицом.
С помощью психотерапии (консультирования) многие люди с ПРЛ могут научиться делать более независимый выбор в своей жизни.
Хотя профилактика расстройства может оказаться невозможной, лечение ПРЛ иногда может позволить человеку, склонному к этому расстройству, научиться более продуктивным способам справляться с ситуациями.
Развитие структуры личности – сложный процесс, который начинается с раннего возраста. Психотерапия, направленная на изменение личности, может быть более успешной, если ее начать рано, когда пациент сильно мотивирован на изменение и когда между терапевтом и пациентом существуют прочные рабочие отношения.
Самые популярные
Зависимое расстройство личности | Аномальная психология
Цели обучения
- Описать характеристики и диагноз зависимого расстройства личности
Зависимое расстройство личности
Зависимое расстройство личности (ЗРЛ) – это расстройство личности группы С, характеризующееся всепроникающей психологической зависимостью от других людей.
Зависимое расстройство личности (DPD) – это длительное состояние , при котором люди зависят от других в удовлетворении своих эмоциональных и физических потребностей, при этом лишь меньшинство достигает нормального уровня независимости. Зависимое расстройство личности (ЗРЛ) характеризуется чрезмерным страхом и тревогой. Зависимое расстройство личности (ЗРЛ) начинается в раннем взрослом возрасте, проявляется в различных контекстах и связано с неадекватным функционированием. Симптомы могут включать что угодно: крайнюю пассивность, опустошение или беспомощность, когда отношения заканчиваются; уклонение от ответственности; и строгое подчинение.
Люди с зависимым расстройством личности чрезмерно зависят от других людей, когда дело доходит до принятия решений. Они не могут принять решение самостоятельно, так как нуждаются в постоянном одобрении других людей. Следовательно, люди с диагнозом ДРЛ, как правило, ставят потребности и мнения других выше своих собственных, поскольку у них нет уверенности, чтобы доверять своим решениям. Такое поведение может объяснить, почему люди с ЗПР склонны к пассивному и навязчивому поведению. Эти люди проявляют страх разлуки и не выносят одиночества. В одиночестве они испытывают чувство изоляции и одиночества из-за своей подавляющей зависимости от других людей.
Критерии DSM-5
В DSM-5 зависимое расстройство личности определяется как повсеместная и чрезмерная потребность в заботе, которая приводит к покорному и цепляющемуся поведению и страху разлуки. Такое поведение начинается в раннем взрослом возрасте и может проявляться в различных контекстах.
Согласно DSM-5, на расстройство указывают как минимум пять из следующих факторов:
- ему трудно принимать повседневные решения без чрезмерного количества советов и поддержки со стороны других.
- нуждается в том, чтобы другие взяли на себя ответственность за большинство основных областей его жизни.
- с трудом выражает несогласие с другими из-за боязни потерять поддержку или одобрение.
- с трудом инициирует проекты или делает что-то самостоятельно (из-за отсутствия уверенности в своих суждениях или способностях, а не из-за недостатка мотивации или энергии).
Рисунок 1. Люди с ЗПР могут быть навязчивыми и могут постоянно нуждаться в одобрении окружающих.
- идет на все, чтобы получить заботу и поддержку от других, вплоть до того, что добровольно делает неприятные вещи.
- чувствует себя некомфортно или беспомощно в одиночестве из-за преувеличенного страха неспособности позаботиться о себе.
- срочно ищет новые отношения в качестве источника заботы и поддержки, когда близкие отношения заканчиваются.
- нереально озабочен страхом, что его оставят наедине с самим собой.
Дифференциальный диагноз
Между людьми с зависимым расстройством личности и людьми с пограничным расстройством личности есть сходство в том, что они оба боятся быть покинутыми. Лица с зависимым расстройством личности не проявляют импульсивного поведения, неустойчивого аффекта и плохой самооценки, характерных для лиц с пограничным расстройством личности.
Следующие состояния обычно сопутствуют зависимому расстройству личности:
- расстройства настроения
- тревожные расстройства
- расстройство адаптации
- пограничное расстройство личности
- избегающее расстройство личности
- истерическое расстройство личности
Эпидемиология
По данным опроса 43 093 американцев, 0,49% взрослых соответствуют диагностическим критериям ДПД (Национальное эпидемиологическое исследование по алкоголю и связанным с ним состояниям (NESARC; Grant et al. , 2004). Признаки, связанные с ДПД, как и у большинства расстройства личности, возникающие в детстве или раннем взрослом возрасте. ЗПР чаще встречается у женщин по сравнению с мужчинами: 0,6% женщин имеют ЗПР по сравнению с 0,4% мужчин. Исследование близнецов, проведенное в 2004 году, предполагает, что наследуемость развития зависимого расстройства личности составляет 0,81. Из-за этого есть убедительные доказательства того, что это расстройство передается по наследству. Дети и подростки с тревожными расстройствами и соматическими заболеваниями в анамнезе более восприимчивы к этому расстройству.
Этиология
Рис. 2. Чрезмерно опекающее поведение родителей является фактором риска развития ЗПР.
Точная причина зависимого расстройства личности неизвестна. Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что от 55 % до 72 % риска заболевания передается по наследству от родителей. Разница между зависимой личностью и зависимым расстройством личности несколько субъективна, что делает диагностику чувствительной к культурным влияниям, таким как ожидания от гендерной роли. У женщин наблюдается более высокая частота расстройства, чем у мужчин.
Черты зависимости у детей имеют тенденцию к усилению с родительским поведением и установками, характеризующимися чрезмерной защитой и авторитаризмом. Травматические или неблагоприятные переживания в начале жизни человека, такие как пренебрежение и жестокое обращение или серьезное заболевание, могут увеличить вероятность развития расстройств личности, включая зависимое расстройство личности, в более позднем возрасте. Эта вероятность особенно характерна для тех людей, которые также испытывают сильный межличностный стресс и плохую социальную поддержку.
Лечение
Людей с ДПД обычно лечат психотерапией. Основная цель этой терапии — сделать человека более независимым и помочь ему сформировать здоровые отношения с окружающими людьми. Это делается путем повышения их самооценки и уверенности в себе.
Лекарства могут использоваться для лечения пациентов, страдающих депрессией или тревогой из-за ДПД, но они не лечат основные проблемы, вызванные ДПД.