Разное

Волюнтаристское решение это: волюнтаристское решение | Перевод волюнтаристское решение?

Провальный инструмент внешнеполитического принуждения – Газета Коммерсантъ № 39 (7484) от 09.03.2023

Прошел год, как Соединенные Штаты совместно с группой стран, причисляющих себя к так называемому коллективному Западу, развязали против России невиданную по масштабам санкционную войну. В исторической ретроспективе 12 месяцев — ничтожно малый срок, однако антирыночные решения наших бывших партнеров привели к серьезной эрозии основ мировой экономики. И этот факт, как представляется, заслуживает глубокого осмысления.

Посол России в США Анатолий Антонов

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Посол России в США Анатолий Антонов

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Хочется надеяться, что и у американской общественности, ощущающей на себе самое непосредственное воздействие нестабильной глобальной экономической конъюнктуры, есть потребность в поиске ответов на злободневные вопросы: удалось ли администрации США сдержать обещание и «разорвать в клочья» российское нацхозяйство? Есть ли выигравшие от стремительно деградирующей системы экономических связей, в которой новой нормой стало волюнтаристское введение односторонних ограничений против «неугодных» субъектов международных отношений?

Вашингтон старается обставить политику «адских» санкций против зарубежных конкурентов яркими, но лишь псевдоблаговидными предлогами. Непредвзятому наблюдателю ясно, что речь идет о банальной корысти. Ориентации на решение собственных задач. Даже если последние расходятся с приоритетами ближайших союзников.

Россия в данном контексте не исключение. Соединенные Штаты пытаются наказать нас за столь неслыханную «наглость», как защита — после исчерпания всех политико-дипломатических методов — коренных интересов национальной безопасности. Принудить к развороту на 180 градусов в формировании внешнего курса. А также отказаться от «вредной» идеи выстраивания более справедливой, полицентричной архитектуры международных отношений.

Для этого стратеги из «сияющего града на холме» решили протестировать на нас чуть ли не весь доступный арсенал ограничений. С прошлого февраля прозвучали десятки санкционных «залпов». Минфин США хвалится тем, что разнообразные запретительные перечни за год расширились более чем на 2,4 тыс. человек и организаций из нашей страны.

Фактически еженедельно в вашингтонских кабинетах штамповались рестрикции против целых секторов отечественной экономики, множества компаний (включая зарубежных), воздушных и морских судов. Чиновники упражнялись в возведении бесчисленных барьеров в финансовой, высокотехнологичной и торговой областях. Запутанные ограничения бьют не глядя, даже по абсолютно не связанным с политикой жизненно важным сферам, таким как сельское хозяйство и производство удобрений. Дошло до того, что американцы сами себе запретили покупать не только бензин из российской нефти, но даже, к примеру, высококачественные отечественные морепродукты. Абсурд.

Параллельно расширяются черные списки политиков и предпринимателей, а также членов их семей. Буквально недавно в привязке к годовщине специальной военной операции на Украине Вашингтон в очередной раз попытался продемонстрировать решимость и пресловутое «лидерство» в экономическом притеснении нашей страны, включив в блокирующие перечни новые сотни граждан.

Но США и этого мало. При содействии горстки единомышленников администрация грубо вмешивается в фундаментальные основы функционирования энергорынков. Стремится установить нелегитимный ценовой диктат от имени покупателей углеводородов.

Крайне дестабилизирует мировое хозяйство откровенное воровство российских активов. Причем совершается оно вопреки базовому принципу хваленого англосаксонского права — неприкосновенности частной собственности.

Апогей деструктивных инициатив западников под эгидой Вашингтона — использование в собственных конъюнктурных целях террористических методов. За примером далеко ходить не надо: взрывы, разрушившие протянутые с огромным трудом по дну Балтийского моря «Северные потоки», были именно терактами. Говорить про них можно так долго, что это — тема для отдельного исследования.

Главное: несмотря на мрачные прогнозы, российская экономика устояла под таким, без преувеличения, беспрецедентным и всесторонним натиском. Никакого обвала рынка так и не произошло. По последним оценкам, сокращение ВВП России по итогам 2022 года ограничилось 2,1%. На «коллапс» никак не тянет.

Более того, недавние статистические выкладки Международного валютного фонда, который сложно заподозрить в пророссийских настроениях, прогнозируют выход отечественного нацхозяйства в рост уже в текущем году.

Пусть цифра невелика — 0,3% (в 2024 году — уже 2,1%), но это выше, чем даже у «прогрессивных» западных юрисдикций. А если верить некоторым экспертам, продолжающим указывать на высокую вероятность рецессии в американском хозяйстве, — больше, чем в США.

Отрадно, что и в американском экспертном сообществе постепенно начинают звучать более осмысленные оценки результатов избранной Вашингтоном стратегии. Обозреватели указывают на грубые просчеты властей в отношении нашей страны. Они недооценили способность России в самые сжатые сроки переориентировать логистическо-сбытовые маршруты на динамично развивающиеся перспективные регионы и не допустить дефицита товаров на внутреннем рынке. Неожиданностью стала та энергия, с которой мы перестраиваем хозяйство на новую технологическую основу, стремясь обеспечить полный экономический суверенитет. В том же ряду — совместное с единомышленниками наращивание доли национальных валют в международных сделках, а также разработка более надежных платежно-расчетных механизмов.

В США хоть и нехотя, но признают высокий профессионализм российского правительства и финрегуляторов, сумевших стабилизировать банковский сектор и валютную сферу, оперативно наладить собственное производство там, где образовался вакуум из-за вынужденного ухода западных компаний.

Безусловно, преодоление испытаний не может даваться легко. Буквально «с колес» приходится реагировать на ранее казавшиеся немыслимыми шаги бывших партнеров. Однако, несмотря на все попытки нас сломить, мы уверенно стоим на ногах. Успешно адаптируемся к реалиям. В условиях «идеального шторма» Россия продолжает добросовестно выполнять свои долговые обязательства. Остается надежным поставщиком критически важной продукции — прежде всего, энергоносителей, зерна, удобрений.

Более того, мы в ускоренном порядке готовимся к выходу на новые рубежи. Открываются бескрайние перспективы в развитии инфраструктуры, обрабатывающей промышленности и внутреннего туризма. Серьезное внимание уделяется выстраиванию новых логистических коридоров и модернизации портов.

Это позволит значительно расширить экономические связи с действительно заинтересованными в обоюдовыгодном взаимодействии государствами. Актуальной остается и задача по обеспечению комфортных условий для работы в России иностранного бизнеса, решившего, вопреки политической конъюнктуре и наветам западных столиц и экспертов, сохранить присутствие на нашем рынке.

Позволю себе шутку. Зачинщиков санкций можно только поблагодарить за искусственно созданную возможность по-настоящему заняться опережающим импортозамещением. Прежде всего — в сфере новых технологий, от которых недоброжелатели безуспешно пытаются нас «отключить». Рестрикции оказались для российского бизнеса наподобие бодрящего утреннего душа. Помогли (к слову, не только нам) осознать губительные риски излишней зависимости цепочек поставок от зарубежных партнеров.

При этом к большинству стран—инициаторов ограничений вернулся своеобразный «бумеранг» в виде рекордной инфляции, закрытия предприятий, потери рабочих мест и доступа к емкому российскому рынку, дефицита энергосырья (вплоть до нормирования энергопотребления), а также падения доверия к доллару как средству платежа и накопления активов.

Экономисты начинают признавать, что за санкционными эскападами Вашингтона стоит желание не только (а может, и не столько) кого-то наказать, но и обеспечить для себя искусственные рыночные преимущества. Выдавить соперников. Наладить собственные поставки, даже если условия далеки от конкурентных.

Однако на практике подобные шаги приводят к колоссальным дисбалансам и сбоям. В конечном итоге это самым непосредственным образом сказывается на уровне жизни рядовых граждан, сильнее всего страдающих от волюнтаристских решений собственных элит. Американцам это доказывать не надо — им достаточно зайти в магазин за молоком и яйцами или заехать на «Шевроле Тахо» на бензоколонку. Включить дома отопление или горячую воду.

Удар от эгоистичных действий приняли на себя в значительной степени как союзники США, прежде всего в Европе, так и наименее обеспеченные государства, испытывающие давление из-за усугубляющихся перекосов. С серьезнейшими издержками сталкивается и бизнес, всерьез напуганный риском непреднамеренно нарушить нагроможденные запретительные меры.

Однако проблемы и чаяния тех, кто не желает «выбирать стороны» в навязанном им геополитическом противостоянии, попросту отметаются Соединенными Штатами. В мертворожденные противозаконные санкции пытаются искусственным образом вдохнуть жизнь за счет излюбленной на Потомаке тактики давления и шантажа. Секретом Полишинеля стали пресловутые «сигналы» американских властей основным контрагентам России о недопустимости нормального торгово-экономического сотрудничества, которое на Западе взяли за привычку называть «обходом ограничений».

Представители финансовых ведомств США с упорством, достойным лучшего применения, колесят по миру, запугивая наших друзей угрозами наказания за неприсоединение к антироссийской кампании. Хвалятся организованными за год с небольшим более чем 80 поездками в десятки стран, где назидательно поучали жизни остальных. Наносимый вред развитию «третьих» государств от такой деятельности, а также ущерб их национальным интересам очевиден, но американцами попросту игнорируется.

К слову, по пятам заокеанских «кукловодов» послушно следуют евробюрократы. Пытаются заставить своих партнеров слепо идти за нелегитимными, принятыми в обход СБ ООН требованиями. Прямо вмешиваются в торгово-экономические отношения других стран с Россией. И все ради того, чтобы замаскировать растущие внутри ЕС разногласия по поводу усиления давления на нас, которого требует Вашингтон.

Все сказанное выше подтверждает, что США, уверовав в собственную безнаказанность, не гнушаются ничем, чтобы удержать ускользающее геоэкономическое доминирование. Привыкший к «игре с нулевой суммой» Белый дом не готов мириться с новой реальностью, которая требует учета подходов всех без исключения стран. По инерции продолжает мыслить потребительскими категориями, отводя остальным игрокам за пределами «золотого миллиарда» участь сырьевых придатков. Исходит из того, что ему достаточно погрозить пальцем и намекнуть на отключение от «долларовой кормушки», чтобы отрезвить партнеров. В этом смысле прошедший год окончательно развеял все иллюзии не только у нас, но и у развивающихся экономик, не готовых довольствоваться выделенной им ролью «джунглей, наступающих на цветущий сад» западной цивилизации.

Мы, в свою очередь, как отметил на днях министр иностранных дел России Сергей Лавров, будем настойчиво требовать признания всего цивилизационного разнообразия и взаимного уважения интересов. Не остановимся в усилиях по противодействию ущербной идее доминирования со стороны коллективного Запада. В том числе — воплощенной в логике нелегитимных санкций, нарушения свободы международной торговли и манипулирования рынками. Санкции — это провальный инструмент внешнеполитического принуждения.

Тектонические изменения, к которым привела нынешняя геополитическая ситуация, сами по себе подтверждают тезис о постепенном, но неотвратимом формировании нового, более справедливого и полицентричного мироустройства, основанного на экономической независимости государств, в котором нет места диктату одного центра силы.

Анатолий Антонов, чрезвычайный и полномочный посол России в США — специально для «Ъ»

«Достукались!»: Япония лишилась курильской рыбы

Комсомольская правда

Результаты поиска

ОбществоИнтересное

Денис ДЁМИН

1 февраля 2023 8:28

Политолог объяснил причины решения российского правительства в радиоэфире «КП»-Сахалин»

Японским рыбакам запретили добывать морепродукты в российских территориальных водах вокруг Южных КурилФото: Андрей РЯБЦЕВ

В российском МИД заявили об отказе от проведения межправительственных консультаций по поводу рыбного промысла японцев в российских территориальных водах вокруг Южных Курил. То есть, проще говоря, запретили японским рыбакам добывать там морепродукты. Своим мнением о причинах такого решения поделился известный политолог Александр Асафов в прямом эфире на радио «Комсомольская правда» – Сахалин» (частота 87,5) в программе «Утренняя кукса».

Политолог Александр Асафов. Скан видео

— Мне все это напоминает старый анекдот, который заканчивается фразой: «А нас-то за что?» Японнцы сами вводят очередной пакет санкций против России, идут на другие недружественные шаги и в то же время удивляются ответной реакции. Почему же это теперь им не разрешают ловить рыбу у курильских берегов? Генеральный секретарь правительства Японии Хирокадзу Мацуно сказал, что Токио считает принятые Москвой меры неприемлемыми. Судя по такому заявлению, это японцев действительно беспокоит, — считает Александр Асафов.

Политолог отметил, что это не какое-то волюнтаристское решение российского правительства или региона. Это последствие несоблюдения Японией финансовых обстоятельств соглашения 1998 года. Что касается реальных причин, то это конечно, японские санкции, в том числе и последний пакет, который был достаточно чувствительным по составу мер.

— Дело в том, что даже во времена конфликтов, чудовищных политических и идеологических разногласий, под ограничения не попадали товары медицинского назначения. Здесь же японцы пошли впереди планеты всей. Они перестали поставлять вакцины, лекарства, медицинское оборудование. Такого не было никогда! И тем не менее, получив в ответ холодное отношение по интересующим их вопросам, японцы стали возмущаться, — сказал Александр Асафов.

Специалист высказал мнение, что это не финал истории, поскольку в Японию направился генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, который по мнению китайских СМИ собирает там некий азиатский аналог североатлантического альянса.

— Возможно сейчас мы что-то услышим про размещение новых видов вооружения в стране восходящего солнца, что не добавит теплоты в российско-японские отношения. Здесь не стоит забывать, что Япония – это страна не очень суверенная, после Второй мировой войны она находится в американском управлении. И особенного выбора у японцев нет, они даже по чувствительным для себя вопросам вынуждены идти у США на поводу, — подытожил политолог Александр Асафов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Александр Новак призвал разобраться с поставками Японии сахалинской нефти из-за поддержки потолка цен (подробнее)

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www. kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Волюнтаризм | философия | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Волюнтаризм | Encyclopedia.

com

От латинского voluntas, означающего волю, «волюнтаризм» используется в двух смыслах в философии и теологии. Для схоластов этот термин применяется к любой теории, в которой предпочтение отдается воле, а не интеллекту; тогда как среди современных мыслителей этот термин обозначает любую теорию, которая объясняет вселенную как происходящую в конечном счете из самой Воли. В первом смысле философии св. Августина, св. Ансельма Кентерберийского, Уильяма Оккама и Джона Дунса Скота можно назвать волюнтаристскими. Среди современников основными волюнтаристами являются Блез Паскаль, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр.

Святоотеческий и средневековый волюнтаризм. Христианских мыслителей святоотеческого и средневекового периода обычно причисляют к волюнтаристам не потому, что они отдают исключительное первенство воле, поскольку Бог также есть Истина, а потому, что они приближаются к экзистенциальной истине через субъективную вовлеченность, через выбор, основанный на любви.

Августинская теория. 90–140 Философия св. Августина, например, характеризуется пламенным поиском приносящего блаженство Добра. Для него дух может покоиться в насыщающей радости только тогда, когда он свободен от всяких сомнений и неуверенности. Признавая, что разум постигает неизменные и необходимые истины, св. Августин вопрошает, как бы он воспринял эти истины, если бы не был озарен Богом. Он считает, что в порядке средств знание кажется первым, но его функция лишь опосредующая; в порядке конца или совершенства любовь изначальна. Человек не должен пассивно признавать истину; такая истина не беатифицирует; его нужно желать, желать и любить. Бог больше, чем идея, Он есть присутствие; Он больше, чем навязчивая потребность, Он привлекает и возвышает любовь. «Бог есть милосердие».

Однако нигде Августин не подчиняет интеллект воле. Неоплатонизм, лежащий в основе всей его философской спекуляции, делает такую ​​позицию невозможной. Хотя его учение о благодати и провидении предполагает определенную и характерную психологию воли, в метафизическом порядке Августин всегда понимает Бога как по существу разум. Бог есть «Отец истины». На этом основано доказательство существования Бога, которое несколько раз встречается в его произведениях и имеет характерно августинский тон (9).0139 Отд. дам. 53.2 [ Patrologia Latina, ed.J. P. Migne, 271 т., указатели 4 т. (Париж 1878–90) 40:35]; Либ. арб. 2.7–33 [ Patrologia Latina 32:1243–63]). Бог есть «солнце души», Сам выполняющий функции, которые схоласты приписывали intellectus agens ( Gen. ad litt. 12.31.59 [ Patrologia Latina 34:479]). Вера также и у св. Августина, как и у св. Ансельма, предполагает разум. Для обоих принцип Intelligo UT Credam не менее верен, чем принцип Credo UT Intellight ( в Псалме. 118,18,3 [ Patologia Latina 37: 1552]; Serm. 43.7.9.9.. 258]).

Волюнтаризм Скота. Философия Иоанна Дунса Скота носит более выраженный волюнтаристский характер. О свободе воли он говорит особенно ясно и решительно. Он настаивает на том, что сама воля и ничего, кроме воли, есть тотальная причина его воления. Оно не определяется другим, но определяет себя contingenter, не inevitabiliter, к одному из вариантов, которые есть перед ним ( В 2 послан. 25). Это свобода, атрибут, существенный для всех высших форм воли и, следовательно, не приостанавливаемый и не аннулируемый в блаженном видении ( В 4 прил. 49.4). Так как воля господствует над всеми другими способностями, а также потому, что ей принадлежит милосердие, являющееся величайшей из добродетелей, воля является более благородным свойством человека, чем разум. Уилл предполагает интеллект, но первому posterior Generatione, и поэтому он более совершенен ( В 4 сл. 49.4).

Современные теории воли. Среди современных философов, для которых волюнтаризм является основным, общая попытка состоит в том, чтобы подойти к бытию не через мышление и необходимость, а через волю и свободу.

Волюнтаризм Паскаля. В XVII веке волюнтаристское христианство Блеза Паскаля противопоставило рационалистическому гуманизму Рене Декарта. Согласно Паскалю, математический метод — не единственный метод, позволяющий достичь истины; поэтому он проводит резкое различие между духом геометрии и духом утонченности. У сердца есть причины, которых разум не знает; сердце, а не разум, переживает Бога.

Для Паскаля, если человек хочет обрести веру в Бога, он должен пробудить свое желание, устранить препятствия и вырваться из оцепенения. Желание счастья преследует и беспокоит сердце человека. Бог чрезвычайно желанен и бесконечно привлекателен; трагично не искать Его.

Теория Канта. Волюнтаризм Иммануила Канта возникает из-за того, что он воспринимает только структурный элемент интеллектуального знания, без его экзистенциального аспекта. Он объясняет знание детерминизмом данного и форм чувствительности, категорий духа и чистой апперцепции, термином которой является чисто идеальный Абсолют. Из своего анализа знания он заключает, что, поскольку понимание не имеет присущей ему интуиции, метафизика лишена онтологического значения.

Но от истины легче отказаться, чем от добра. Несмотря на свой агностицизм, Кант стремится любой ценой сохранить абсолютную ценность нравственного акта. С этой целью он отделяет это действие от Бога, так как разум не может с уверенностью знать Его существование, а также от интереса и чувства, которые сделали бы эту ценность относительной. Нравственная заповедь категорична и универсальна (см. категорический императив). Человек должен выполнять свой долг не потому, что это приятно или интересно, или потому, что он стремится достичь Бога, а только потому, что это долг. Поскольку закон обязывает абсолютно и никто не обязан выполнять невозможное, Кант заключает, что человеческая свобода аподиктически надежна.

Этический формализм кантианской морали вытекает из дуализма, отделяющего волю от инстинктов, добро от истины и человека от Бога. Это несуществующий формализм, поскольку, если воля должна учитывать всеобщие предписания, она должна быть также и конкретной, под угрозой причудливости и нереальности. Это идолопоклоннический формализм, так как этому закону нужно поклоняться, хотя он исходит из человеческой субъективности и не беатифицирует. Морализм Канта звонит в колокол морали.

Шопенгауэровский квиетизм. Артур Шопенгауэр, ученик Канта, принял кантианский агностицизм и акцентировал его. Тем не менее, хотя Кант считал ноумены непознаваемыми, он не хотел их устранять. Как можно объяснить присутствие ноуменов в сознании иначе, чем способностью, связанной с абсолютом? По Шопенгауэру, эта способность абсолютного, составляющая субстанцию ​​бытия, есть воля. Воля — единственная субстанция, конечная реальность, единственный нерушимый производитель существования. Между тем в человеке воля, единая, бесконечная и неизменная сама по себе, индивидуализирована и ограничена своим отношением к телу и введена в заблуждение знанием, которое обманывает ее пустыми заблуждениями. Вследствие этого воля человека к жизни, временная, иллюзорна, бессильна и навеки обречена на несчастье. Как человек может освободиться от несчастья? Философ или мудрец интуитивно понимает бесполезность воли к жизни; он исцеляется от иллюзии; освобожденный от желания и страха, нужды и сожаления. Отвергая принцип индивидуации, он отождествляет себя с той безличной и космической волей, которая составляет Бытие. квиетизм, радикальная воля, изгоняющая мир и уничтожающая себя, есть высшая мудрость. Это любопытная метафизика, поскольку, возвысив волю и обособив знание, она утверждает, что воля в основе своей бессильна, и принуждает ее больше не желать и претерпевать безличную Судьбу.

Ницше и воля. Шопенгауэр говорил, что воля есть субстанция бытия; чтобы быть, он отказался от существования. Согласно Ницше, следует отказаться от озорной фантасмагории ноуменов; существуют только явления, свободные акты воли. Акт воли абсолютен сам по себе, не направлен к чему-то за его пределами, идет ли речь о ценностях, на которые претендуют моралисты, о рае христиан, нирване буддистов или о счастье, о котором мечтал Шопенгауэр. Нужно забыть действовать «ради», «ради» или «потому что». Эти выражения кощунственны, так как они лишают воли того, что ей принадлежит, и делают ее зависимой, между тем как она абсолютно хороша сама по себе. Века логики, морали и религии испортили волю, которая сама по себе свободна и суверенна. Есть те, кто говорил о необходимых истинах, необходимых законах, абсолютной уверенности и религиозных обязанностях. Человек подчинился этим лжеучителям и развратился. Он должен освободиться от этого подчинения. Мораль — костыль для калек, религия — приют для больных. Сверхчеловек освобождает себя актом бунта, он ищет смерти Бога. Будучи совершенно свободным, он чувствует радость в этом акте полного освобождения. Это, однако, чисто формальная, фиктивная и несуществующая свобода, поскольку у Ницше, как и у Шопенгауэра, воля, лишенная всякой силы осуществления, остается бессильной и заключенной в непреложный круговорот вечного возвращения.

Прагматизм и философия ценностей. Хотя другие современные философии, такие как прагматизм и многие философии ценности, являются волюнтаристскими, они не столь негативны. Уильям Джеймс, в основном эмпирик, выступает против позитивного сциентизма. Человек думает не для удовольствия думать, а для того, чтобы жить. Будь то научная или философская, каждая мысль возникает из потребности и соответствует интересу. Таким образом, каждое суждение есть акт веры. Истинное суждение специфицируется и определяется не природой объекта, а целесообразностью субъекта. Следовательно, его критерий субъективен. Тем самым Иаков оправдывает веру в свободу, гарантируя более чем одну ценность действиям человека, и веру в Бога при условии, что Бог оказывает ему помощь и тем самым укрепляет его.

Исходным пунктом кантианской морали является категорический и всеобщий императив, являющийся источником одинакового характера нравственных обязанностей, возлагаемых на всех людей. Исходным пунктом современной морали является не априорная реальность, а именно право, а субъект, который желает, желает, проектирует, находится в такой-то среде и в такое-то время, пользуется таким-то ресурсом или страдает такой-то слабостью. . Необходимо определить долг каждого человека и проследить идеальную линию его продвижения с точки зрения данной конкретной ситуации. Долг определяется не только нравственным законом, но еще более призванием, то есть единичным зовом, звучащим в каждой совести и одновременно учитывающим его действующую действительность и всеобщие ценности, побуждающие этот зов.

Для Канта целью воли является закон; для прагматика воля завершается ценностями. Ценность — это то, что желательно, то, что делает вещь хорошей, принцип экзистенциальности. Ценностей, безусловно, много: экономические и духовные ценности, эстетические и нравственные ценности, мирские и религиозные ценности. Возможна ли субординация между ними? Одни располагают их в иерархическом порядке, поскольку одни значения относительны, другие абсолютны; одни гипотетические, другие безусловные. Существует априорный порядок сердца и априорный порядок разума. На вершине всех этих ценностей стоит Ценность par excellence, живой Бог, который актуализирует и бесконечно продлевает человеческую деятельность. Очень часто этот Бог уже не Бог философов, а Бог христиан.

Критика. В противоположность детерминизму философов-интеллектуалистов современные волюнтаристы придают слишком большое значение факту свободы и анализируют его как нечто внутренне конституирующее бытие. На том основании, что поведение человека не предопределено, как поведение животного, они доходят до крайности, считая, что человек должен заставить себя существовать, что, чтобы существовать и заставить существовать мир, человек должен признать навязывающие себя субъективные установки. Ловушки интеллектуализма и волюнтаризма, кажется, присутствуют на протяжении всей истории человеческой мысли. Как два крайних философских подхода, они представляют собой чрезмерно упрощенные попытки прийти к истине, а также чрезмерно упрощенные средства борьбы с явной ошибкой.

См. также: экзистенциализм; интеллектуализм; иррационализм; воля.

Библиография: ч. Дж. Марроу и А. м. la bonnardiÈre, S. Augustin et l’Augustinisme (Париж, 1955). Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *