Разное

Сообщение на тему глобальные проблемы современности по обществознанию: Глобальные проблемы человечества — что это? Определение и примеры

§ 15. Глобальные проблемы современности. Обществознание 6 класс Кравченко



Вопрос 1. Какие проблемы современного общества являются глобальными?

Основные глобальные проблемы общества:

• нерешённость проблемы отмены старения у людей;

• проблема разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

• угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов;

• катастрофическое загрязнение окружающей среды;

• снижение биоразнообразия;

• обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;

• глобальное потепление;

• озоновые дыры;

• проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

• терроризм;

• астероидная опасность.

Вопрос 2. Как вы думаете, какие ещё последствия деятельности человека наносят необратимый вред окружающей среде?

Производственные и бытовые отходы являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды.

Вопрос 3. С какими проблемами столкнулось человечество в конце XX — начале XXI века? Почему они являются глобальными?

Глобальные проблемы человечества — проблемы, характерные для всего человечества, представляющие угрозу для его существования и дальнейшего развития. Глобальные проблемы могут быть преодолены только усилиями всего человечества.

Учёные и специалисты называют целый ряд основных глобальных проблем, такие, как сохранение окружающей среды, угроза войн и распространения ядерного оружия, международного терроризма, рост противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами, социальное неравенство, бедность, неграмотность, безработица и преступность (особенно в слабо развитых странах), конфликты в обществе.

Всё большее значение приобретают проблемы охраны здоровья, предотвращения распространения СПИДа и наркомании.

Вопрос 4. В чём заключается глобальная демографическая проблема человечества? Приведите примеры.

Ускоренный рост населения планеты, численность которого составляет 7 млрд., привёл мир к глобальной демографической проблеме. Её суть — в неконтролируемом росте населения Земли, с одной стороны, и постоянном уменьшении доли населения экономически развитых стран в общем населении мира — с другой. Это значит, что население развитых стран стареет. То есть рост численности населения мира происходит за счёт бедных стран (например, Индия, Бангладеш, Пакистан, Эфиопия, Конго и др.), где проживает большинство населения Земли. У них много проблем: нехватка продовольствия, растущий разрыв в уровне жизни между бедными и богатыми, периодически возникающий массовый голод, регулярные вооружённые конфликты, вспышки болезней и эпидемий, преступность и терроризм.

Вопрос 5. Почему проблема терроризма стала одной из опаснейших проблем человечества? Приведите примеры.

Одной из самых опасных проблем человечества можно назвать международный терроризм. Акты международного терроризма включают жестокость, бессмысленные убийства, взятие заложников, взрывы на улицах городов, захват самолётов, вымогательство, применение пыток или угрозы их применения с политическими целями.

Волна террористических актов, прокатившаяся в последнее время по планете, подтвердила, что терроризм не имеет границ (атака на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, захват школы в Беслане, взрывы в московском метро, теракты в Норвегии, на Украине и др.). Кроме того, становится всё более очевидным, что борьба с терроризмом — это проблема не какого-то отдельно взятого государства, а всего мирового сообщества. По существу, они развязали войну против всего мирового сообщества. Войну без правил, жестокую, жертвами в которой становятся мирные граждане, в том числе — женщины, дети, старики.

На международном уровне принят ряд документов, направленных на борьбу с международным терроризмом, в их числе — «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма» (1994), Совет Безопасности ООН учредил Контртеррористический комитет.

Практикум

1. Сделайте сообщение на тему «Глобальные проблемы современного общества». Подготовьте компьютерную презентацию.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся: проблема Север-Юг; проблема бедности; продовольственная проблема; энергетическая проблема; проблема экологии и устойчивого развития; демографическая проблема; проблема развития человеческою потенциала; проблема освоения Мирового океана.

Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).

2. Объясните, что такое ядерная угроза. Подберите в средствах массовой информации материалы о том, как с ней борется человечество.

Ядерная война — гипотетический военный конфликт между государствами или военно-политическими блоками, обладающими ядерным и/или термоядерным оружием. В такой войне главным средством поражения является ядерное оружие.

В целях предотвращения ядерной войны были подписаны такие документы, как: Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор ОСВ-1; Договор ОСВ-2; Декларация о предотвращении ядерной катастрофы (1981).

Доклад Глобальные проблемы человечества 7 класс | Статья по географии (7 класс):

Доклад «Глобальные проблемы человечества» Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые касаются всего человечества, затрагивают взаимоотношения между странами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности. Глобальные проблемы не признают границ. Ни одно государство, каким бы могущественным оно ни было, не в состоянии самостоятельно решить эти проблемы. Только широкое международное сотрудничество необходимо для их решения. Только осознание всеобщей взаимозависимости и выдвижение на первый план задач общества позволит предотвратить социальные и экономические катастрофы. По своему характеру глобальные проблемы различны. К числу их относятся прежде всего:

1. Разоружение и сохранение мира на Земле. Это проблема №1, так как, не решив ее, невозможно решать другие глобальные проблемы. В последние годы обстановка в мире заметно меняется от конфронтации к сотрудничеству. С точки зрения нового политического мышления достижение прочного мира возможно лишь в условиях нового типа отношений. Вопрос стоит не просто об отсутствии войны между государствами, но об отношениях всестороннего сотрудничества.

2. Экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды. Экологическая проблема современного мира стоит очень остро, так как человек все больше и больше вмешивается в природу, забывая о необходимости поддерживать в ней биологическое равновесие. Экологическая проблема и многогранна, так как она проявляется практически во всех отраслях деятельности. Главными направлениями ухудшения качества окружающей среды являются: уничтожение лесов, процесс опустынивания, дефицит чистых пресных вод, разрушение озонового слоя, загрязнение Мирового океана, ухудшение жизни людей в крупных городах, промышленных центрах. Проблемы охраны окружающей среды решаются на трех уровнях: государственном, региональном, глобальном. Глобальный уровень наиболее важен по отношению к таким видам природных богатств, которые по своему характеру являются общечеловеческим достоянием.

3.Демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения в развивающихся странах. Решение данной глобальной проблемы упирается в сложный комплекс социально-экономических задач современности в этих странах.

4.Продовольственная проблема, которая проявляется в том, что география производства продовольствия далеко не совпадает с географией его потребления, поэтому наиболее надежный путь решения этой проблемы лежит через рост производства продуктов питания в самых голодающих странах Азии, Африки, Латинской Америки.

5.Энергетическая и сырьевая проблемы. Это прежде всего задачи надежного обеспечения человечества топливом и сырьем. Ограниченность ресурсов и их исчерпаемость ставит человечество перед необходимостью жесткой экономии сырья и энергии, использования новых, ресурсосберегающих технологий. Преодоление отсталости развивающихся стран. После завоевания политической независимости многие государства добились заметных успехов в экономическом и социальном развитии. Однако в них еще чувствуется наследие колониального режима, которое проявляется в их экономической отсталости. Главный путь преодоления отсталости развивающихся стран — проведение коренных преобразований во всех сферах их жизни. Если эта проблема не будет решена, то сохраняющаяся ситуация в развивающихся странах грозит социально-экономическими потрясениями мирового масштаба и вызовет обострение других глобальных проблем.

6. Экологические, экономические и социальные проблемы Мирового океана. Они возникли вследствие сдвига производительных сил к побережью моря, тем самым увеличив нагрузку на многие районы Мирового океана. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к загрязнению океана, к уменьшению его биологической продуктивности. Разумеется, глобальные проблемы не исчерпываются вышеназванными. В действительности их больше. К глобальным проблемам иногда причисляют также кризис культуры, распространение опасных болезней и др. Все глобальные проблемы тесным образом связаны между собой. В наши дни их решение стало не просто научной политикой, но и предметом острой идеологической борьбы. Ученые разработали немало глобальных прогнозов развития человечества, причем в них четко прослеживаются два принципиально разных подхода: оптимистический и пессимистический.

Источник: https://geographyofrussia.com/globalnye-problemy-chelovechestva/

Социальные науки и современные социальные проблемы – пункты

Социальные науки, как и физические или биологические науки, являются интеллектуальными предметами, направленными в первую очередь на понимание, а не на действие. Конечно, это был бы любопытный вид «понимания», не связанный с действиями, и это, возможно, особенно справедливо для социальных наук.

Тем не менее, есть разница между расширением понимания человеческого поведения и общества, с одной стороны, и попыткой решить социальную проблему, с другой. Социальные науки отличаются от решения социальных проблем, но каждая из них может способствовать друг другу.

За последние несколько лет произошли значительные изменения в отношении и ожиданиях населения Соединенных Штатов в отношении социальных изменений и социальных проблем. Возникла новая решимость улучшить некоторые давние, а также недавно возникшие болезни общества, а также чувство силы и уверенность в своей способности сделать это.

В поисках путей реализации этого стремления к самоконтролю, к целенаправленному, а не случайному улучшению, многие лидеры общества стали все чаще и чаще обращаться к социальным наукам. Некоторые спрашивают, какой вклад в это предприятие могут внести социальные науки. Другие предполагали, что эти науки могут внести большой вклад в улучшение общества и что их нужно только насильно кормить (рекомендуемая диета варьируется от врача к врачу), чтобы расти быстрее и увеличить свой вклад.

Социальные науки могут внести свой вклад в социальную практику, но не такой большой вклад, какой они могли бы внести, если бы им помогли правильно развиваться. На данном этапе истории масштабы крупных социальных проблем превышают возможности социологов по их решению.

Подобные ожидания были и раньше. Во второй половине девятнадцатого века и примерно в первом десятилетии двадцатого современные социологи давали советы прогрессивным политическим и социальным движениям того времени. Как указывал Дэвид Трумэн, эти политологи и социологи действовали не только из-за слабой позиции в политической структуре, но и почти при полном отсутствии теоретической изощренности, весьма нестрогих методов и небольшого количества фактов о системах, по которым они давали советы. .

1 Дэвид Б. Труман, «Социальные науки и государственная политика: зрелость приносит проблемы актуальности и обучения», Science , 160: 508-512, 8 мая 1968 г. Они были интеллектуально преждевременны и слишком готовы претендовать на актуальность. . Их усилия далеко не оправдали ожиданий, как их собственных, так и ожиданий тех, кто извне дисциплин призвал их.

Социологи предприняли еще одну попытку в первые годы «Нового курса», когда экономистов, а также социологов и политологов также пригласили в правительство и другие учреждения для разработки программ, планов и социальных механизмов борьбы с Великой депрессией. Новаторское мышление экономистов-агрономов и вытекающее из этого развитие институтов для того, что тогда называлось «помощью фермерам», оказались значительно более успешными, чем усилия социальных реформаторов начала XIX в.00-е были.

«Смогут ли социологи на этот раз лучше оправдать возложенные на них ожидания?»

Одной из причин относительно большего успеха прикладной экономической теории Нового курса было то, что в Соединенных Штатах развивалась значительная изощренность экономической науки как дисциплины вместе с хорошей эмпирической базой данных, которая была накоплена за предыдущие десятилетия. По сравнению с сегодняшней базой данных база данных 1930-х годов была скудной и малочисленной; но это было значительное улучшение по сравнению с виртуальным вакуумом данных 1900. Другой причиной относительного успеха, вероятно, была степень отчаяния, охватившая страну и приведшая к готовности испробовать предложенные экономистами несколько радикальные меры; отчасти потому, что люди были готовы попробовать меры, они были успешными. Еще одна возможность для социальных наук представилась во время Второй мировой войны, когда психологи и антропологи внесли особенно значительный вклад в ведение войны и управление оккупированными территориями.

Социологам в настоящее время предлагается четвертая возможность продемонстрировать, что они могут предложить для решения довольно хорошо стандартизированного, хотя и неполного, списка проблем: бедность, расовая сегрегация и дискриминация, упадок городов и удушение транспорта, человеческое и механическое загрязнение окружающей среды, а также предполагаемый рост числа насильственных преступлений. Удастся ли социологам на этот раз лучше оправдать возложенные на них ожидания? Что можно и нужно сделать, чтобы добиться большего успеха?

Есть несколько чисто научных трудностей в успешном применении социальных наук для решения социальных проблем. Ограниченность места не позволяет их адекватного обсуждения здесь. 2 Эти вопросы рассматриваются в более длинной статье в Social Science Information , цитируемой ниже. Однако их важность такова, что о них необходимо хотя бы упомянуть, и они требуют настойчивых научных усилий, чтобы улучшить способность дисциплин социальных наук справляться с социальными проблемами. Есть три основных научных проблемы: так называемые «эффекты Хоторна» или изменения в поведении, возникающие в результате того, что люди являются субъектами экспериментального исследования; неадекватность существующих данных о социальных проблемах и индивидуальном поведении и недостатки косвенных данных; и, наконец, возможность манипулирования социальными факторами, которые являются переменными в социально-научном анализе проблем. Это трудные научные проблемы, но не нерешаемые. Кроме того, можно добиться значительного прогресса в применении социальных наук, не решая их полностью.

«Большой прогресс может быть достигнут в применении социальных наук без полного решения таких проблем».

На протяжении десятилетий в социальных науках наблюдалась тенденция развивать внутренние проблемы, определять свои собственные проблемы и не принимать в качестве своего предмета социальные проблемы современного и окружающего общества. Эта тенденция объясняется силами, присущими самим дисциплинам, особенно концептуальным переопределением проблем и методологическими или техническими разработками. Социальный ученый, который берется работать над практической проблемой не как мудрый человек или умный консультант, а как ученый, быстро обнаруживает, что популярная или основанная на здравом смысле постановка проблемы либо неполна, либо вводит в заблуждение; что «проблема» — это действительно много проблем, лишь некоторые из которых попадают в дисциплинарную или научную сферу; и что в методологическом или техническом оборудовании, которым он располагает для решения «этой» практической проблемы, имеются серьезные недостатки. Иногда ученый исследует «реальный мир», потому что какая-то его часть решила проблему, и ученый хочет знать, как это решение работает. После того, как он поймет, как это работает, он может иногда улучшить решение, но основное движение его мысли всегда направлено от практического к абстрактному знанию.

Социолог возвращается к более фундаментальным вопросам, которые имеют все меньше и меньше сходства с практической проблемой, пока они не кажутся неуместными; более того, некоторые из более фундаментальных вопросов, поднятых таким образом, обретают собственную жизнь и становятся действительно отделенными от практических проблем. Вместо этого они образуют центральное концептуальное или методологическое ядро ​​науки как таковой. Таким образом, с течением времени социальная наука может становиться все более абстрактной и все больше интересоваться вопросами, которые стоят перед ней как перед интеллектуальным предприятием per se и которые требуют решения независимо от того, имеют ли они отношение к социальным проблемам современности.

Если бы работали только эти внутренние интеллектуальные силы, дисциплина постепенно потеряла бы всякую актуальность. Однако некоторое влияние оказывают и экзогенные факторы. Например, некоторые люди становятся социологами, которые искренне заинтересованы в решении социальных проблем и сохраняют его, несмотря на профессиональный опыт аспирантуры. Рыночные силы также эффективны, особенно гранты как от частных фондов, так и от государственных учреждений для поддержки прикладных социальных исследований.

Возможность сделать карьеру в прикладной области социальных наук является важным рыночным фактором. Само существование профессиональных экономических консультационных фирм как частных, неакадемических предприятий открывает возможности для карьеры за пределами академического мира и может соблазнить молодого человека, который находит практические дела более сложными, чем интеллектуальный мир. Развитию клинической психологии в значительной степени способствовали потребности Управления по делам ветеранов сразу после Второй мировой войны в диагностической и терапевтической помощи в его больницах и клиниках.

Другим важным фактором является престиж. Социальные науки — это в первую очередь академические предприятия, в большей степени, чем биологические или физические науки, и академическая часть дисциплины не только намного больше, чем другие сектора, но и неизмеримо более престижна. Физические и биологические науки, с другой стороны, имеют значительные неакадемические сектора, которые имеют интеллектуальное и научное влияние, а также большое и очевидное практическое значение.

«Престиж, который большинство социологов придает академической социальной науке, может быть оправдан, а может и нет, но это факт».

Престиж, который большинство социологов придает академическим общественным наукам, может быть оправдан, а может и нет, но это факт. Низкий статус прикладной работы, вероятно, незаслужен, но это тоже факт, который может отпугнуть некоторых первоклассных ученых, осознающих свой статус, от начала карьеры в области прикладных социальных наук. Истоки этого низкого статуса частично лежат в прежних относительных неудачах социологов в адекватном и успешном решении социальных проблем. Даже там, где прикладные социальные исследования развились и привлекли компетентных людей, они все еще были прикладными исследованиями, а не тем, что называют «разработкой» (в смысле исследований и разработок) или «инженерией».

Большинство прикладных социальных исследований сосредоточено на анализе ситуаций, объясняющих или объясняющих данное положение дел; или измерение результатов — и степень успеха некоторых действий в достижении поставленной цели. Меньше внимания уделялось подготовке новых средств для принятия мер или рекомендациям, как пользователю следует действовать, чтобы добиться успеха.

Разработка рекомендаций к действию выходит за рамки исследований и даже за пределы науки, в то, что правильно называется «разработками», а не «исследованиями», или «инженерией», а не «наукой». Различие больше, чем словесное — это целый комплекс: состояние ума, институциональное покровительство, междисциплинарные отношения, общение с неучеными, использование ненаучных ресурсов и ненаучных навыков.

«Разработка» или «инжиниринг» требует прежде всего изобретательского и конструктивного подхода, а не аналитического и дифференцирующего. Ученый обычно пытается расшифровать данную сложную ситуацию, чтобы увидеть, как работают ее компоненты. Инженер обычно пытается собрать устройство или процесс для достижения поставленной цели. Научный процесс является аналитическим; инженерный процесс является синтетическим. Творчество ученого концептуально, оно заключается в создании воображаемых новых принципов или связей между понятиями. Творчество инженера заключается в осязаемых изобретениях вещей или процессов, которые имеют причинно-следственную или продуктивную связь с желаемой целью.

За исключением очень ограниченных и разбросанных областей, социального развития или социальной инженерии не существует. Примеры социальной инженерии можно найти в экономике при разработке фискальной и денежной политики, а в психологии — в новых формах психотерапии (особенно поведенческой терапии), программированном обучении, обучении человеческих отношений, обучении менеджеров и социальной организации производства. единиц в фирмах.

Организационные влияния

Развитие прикладной социальной науки или социальной инженерии может происходить быстрее через профессиональные школы (особенно бизнес и медицину), чем через дисциплинарные факультеты в университетах. Академическая исследовательская и преподавательская единица в социальных науках находится под влиянием сил, которые препятствуют такого рода развитию. Одни организационные, другие научные; некоторые вытекают из институциональных механизмов проведения исследований в области социальных наук. Большинство исследований проводится в академических условиях работниками, работающими неполный рабочий день или работающими по краткосрочным контрактам, т. е. профессорами и аспирантами.

У первых есть преподавание и административные обязанности, которые отнимают часть их времени, у вторых есть основной краткосрочный интерес в завершении диссертации и преуспевании в мире. Первые работают неполный рабочий день над исследовательской проблемой, вторые оставляют ее для других мест или других проблем через относительно короткое время. Таким образом, многие проблемы социальных исследований имеют размер «дипломной работы», потому что они выбраны по этой причине.

Этой тенденции способствует действующая система проектных грантов, которая делает упор на краткосрочное исследование отдельных проблем, а не на долгосрочное, исследовательское и настойчивое изучение проблемы, явления или метода. Отсутствие традиции долгосрочной исследовательской карьеры на постоянной основе, негибкость пространства, что затрудняет расширение и сокращение масштабов долгосрочного проекта по мере необходимости таких изменений, различные требования к квалифицированной рабочей силе. при проведении интервью и обработке данных (в настоящее время облегчаемых компьютерными приложениями) все это способствует спорадическому интересу, легкому разочарованию и отсутствию настойчивости.

«Достижения в социальных науках, по-видимому, чаще происходят в условиях, которые относительно свободны от необходимости разрабатывать немедленные решения».

С другой стороны, реальные фундаментальные достижения в социальных науках, по-видимому, чаще происходят в таких учреждениях, как дисциплинарные отделы, которые относительно свободны от необходимости разрабатывать немедленные решения, работать с клиентскими системами и уделять внимание широкий спектр вненаучных соображений, связанных с решением социальных проблем. Можно привести убедительный аргумент в пользу того, что самые насущные потребности социальных наук носят методологический характер и что наибольшие возможности для укрепления социальных наук заключаются в совершенствовании методов исследования и разработке более мощных теорий. Действительно, значительный прогресс в социальных науках, произошедший за последние несколько десятилетий, был достигнут благодаря фундаментальным исследованиям такого рода, проводимым на дисциплинарных факультетах.

Таким образом, обычные дисциплинарные факультеты и институты, которые действительно встроены в университеты, могут рассчитывать на обеспечение социально-научной базы для решения социальных проблем, но не должны рассчитывать на собственно проблемно-ориентированную работу как таковую.

Ответственность за последнюю задачу должны нести учреждения, которые несут менее серьезную интеллектуальную ответственность и свободны от обязательств по начальному образованию. Более того, институты прикладных социальных исследований должны иметь более тесный непосредственный контакт с социальными проблемами и агентствами, которые могут принять эффективные меры для решения этих проблем.

Требования к вкладу социальных наук в решение социальных проблем

Где тогда должна находиться ответственность за вклад социальных наук в решение социальных проблем? Формулировка вопроса предполагает часть ответа, поскольку, во-первых, социальная проблема редко имеет прямое соответствие с социальной наукой и почти никогда не имеет такого соответствия ни с одной дисциплиной социальной науки. Все социальные проблемы являются междисциплинарными в том смысле, что для их адекватного решения требуются усилия нескольких ученых и, как правило, не только ученых или инженеров. Следовательно, первое требование к агентству прикладных социальных исследований состоит в том, чтобы его профессиональный персонал был привлечен из различных дисциплин (как внутри, так и за пределами социальных наук).

Второе требование, которое гораздо труднее выполнить, состоит в том, чтобы собравшиеся представители этих дисциплин могли продуктивно и эффективно работать вместе. Это требование требует первоклассных ученых, не только любопытных к рассматриваемой проблеме, но и любознательных в областях друг друга и способных учиться друг у друга. Готовность слушать и любознательность важнее всего остального, поскольку вполне возможен перенос обучения среди обществоведов, и это может даже помочь в решении, скажем, психологической проблемы, если антрополог, не имеющий специальной подготовки в области психологии, приступит к размышлениям. об этом.

Третье требование состоит в том, чтобы команда имела полную возможность выполнять свои функции проектирования и разработки. Для этого требуются определенные виды оборудования: здания и компьютеры, особенно адекватное «программное обеспечение» для вычислительной техники, а также всякое программирование и другая техническая помощь, которая может быть предоставлена. Одним из наиболее полезных методов социальной инженерии является моделирование социальных процессов, которые, как считается, лежат в основе социальных проблем. Во многих случаях этим моделированием придется заменить эксперименты из-за размера или других неразрешимых особенностей проблемы.

Четвертое требование – долгосрочное финансирование, соответствующее размеру социальной проблемы. В американской политике принято, что социальные проблемы нужно решать быстро. Мы обречены не тратить больше времени на устранение сегрегации, дискриминации, бедности, преступности и безработицы. Но в то время как чувство кризиса может побуждать к движению, во многом это пустое движение. Мы слишком порывисты и недостаточно настойчивы в решении социальных проблем. Проблемы нуждаются в постоянном изучении, испытаниях многих различных видов решений, а не одноразовых панацеях, приготовленных в одночасье агентствами, которые финансируются на ежегодной основе и публично критикуются за отсутствие мгновенного успеха.

Проблемы использования социальных наук

Одним из наиболее интересных моментов, касающихся вклада социальных наук в решение социальных проблем, является то, что процесс внесения изменений, необходимых для решения проблемы, сам по себе является проблемой социальных наук.

Прежде чем вносить изменения в квазистационарную ситуацию, лицо, принимающее решение, должно учитывать ряд факторов, влияющих на шансы на успех. Во-первых, он должен рассмотреть приемлемость своих предложений для всех людей, вовлеченных в ситуацию; а также вред, ущерб или лишения, которые могут испытать некоторые из них. Затем он должен оценить эффективность методов, которые он собирается использовать для привлечения внимания и пробуждения желания исследовать, а также способность обучать людей новым способам поведения. Наконец, он должен попытаться скорректировать стимулирующие и тормозящие факторы в ситуации, чтобы стабилизировать новое равновесие и сохранить изменение, которое он стремится осуществить. Почти все эти проблемы в той или иной форме существуют и при использовании продуктов биологических и физических наук. Но у этих наук есть не только инженерная или исследовательская ветвь, которая облекает их идеи в удобную форму, но и маркетинговый механизм — набор действий и отношений, которые решают эти проблемы или устроены так, что могут позволить себе игнорировать некоторые из них.

В целом механизмы маркетинга социальных изобретений и устройств не аналогичны механизмам маркетинга физических и биологических технологий. На это есть как минимум три причины. Во-первых, до недавнего времени было немного социальных изобретений или устройств, которые нельзя было бы продавать или распространять либо через существующие политические механизмы в государственном секторе, либо через публикации, либо через создание профессиональной группы, такой как клинические психологи. Возможно, что маркетинговые механизмы появятся в ответ на появление новых товаров для продажи.

Например, существуют коммерческие компании, которые в настоящее время заинтересованы в разработке и продаже, а также в установке новых учебных материалов и методик обучения в школах; а промышленные фирмы заключили контракты на реализацию программ по борьбе с бедностью — обычно путем переподготовки неквалифицированных или малоквалифицированных кадров. Эту тенденцию еще предстоит оценить, но она может коренным образом изменить характер процесса социальных изменений. Во-вторых, трудности с защитой прав собственности на нематериальные социальные технологии. Если продукт представляет собой идею, отношение, рутину, его трудно защитить авторским правом и, как правило, невозможно запатентовать. Отсутствие защиты исключительных прав делает перспективу инвестирования в сбытовую организацию менее привлекательной для предпринимателя. В-третьих, большая часть технологического продукта социальных наук имеет отношение к общественному, а не к частному сектору экономики, и ценна своим распределительным эффектом на общество в целом, а не повышением качества жизни одного человека. индивидуально за раз. Добавьте к этому тот факт, что многим социальным изобретениям нельзя присвоить удельную стоимость, и станет ясно, что маркетинговым механизмом в той или иной форме должно быть государство, а не частное предприятие.

Вопросы государственной политики в области применения социальных наук

Некоторые вопросы государственной политики возникают в связи с исследованиями и разработками в области социальных наук. Например, какой должна быть государственная политика в отношении преднамеренных социальных экспериментов, особенно в отношении скрытых экспериментов, в которых испытуемые не знают, что они участвуют в эксперименте? Существуют научные причины для сокрытия, но проблема государственной политики заключается в том, перевешивают ли вероятные выгоды от проведения такого эксперимента этическую нежелательность менее чем открытых действий. Есть что-то отвратительное в сокрытии цели, даже когда мотивы для этого бескорыстны и никому не причиняют вреда. Есть что-то огорчительное в том, чтобы обнаружить, что то, что кто-то считал реальным и естественным течением событий, было на самом деле тщательно продуманной последовательностью ходов, преднамеренно спланированных для достижения предвзятой цели.

«Возможно, более важным вопросом государственной политики является: кто должен выносить решение?»

Польза для общественного благосостояния должна быть сбалансирована с этими возможными недостатками. Если экспериментальная цель должна быть скрыта, чтобы получить достоверное знание, которое приведет к улучшению социальной политики при относительно небольших затратах, не только в деньгах, но и в ошибках и неудобствах, причиняемых гражданам, то нежелательные черты скрытого эксперимента могут быть перевешены его преимущества. Решение не может быть вынесено априори для всех случаев; в каждом случае оно должно зависеть от предполагаемых затрат и ожидаемых выгод. Возможно, более важным вопросом государственной политики является: кто должен выносить решение?

На более общем уровне можно поставить вопрос о конфликте между двумя ценностями: развитием знаний и личной неприкосновенностью и удобством отдельного гражданина. Нигде этот конфликт не становится более явным, чем в вопросах, касающихся вторжения в частную жизнь, особенно в отношении сбора подробных данных о людях и их хранения в файлах, которые предположительно будут использоваться в исследовательских целях.

Вопросы здесь связаны с гарантиями того, как будут использоваться данные и насколько подробно данные будут храниться. Вкратце, было предложено, чтобы определенные виды данных, которые в настоящее время регулярно собираются различными ведомствами (центральными и местными властями, а также, возможно, и частными агентствами), но хранятся в отдельных файлах и публикуются только в агрегированных формах, были доступны для исследований. целей на разукрупненной основе.

В частности, предлагается, чтобы данные о лицах, такие как занятость, доход, сбережения или расходы, собирались и хранились таким образом, чтобы можно было сопоставить информацию из этих отдельных рядов по отдельным лицам. Анонимность личности и конфиденциальность информации, по-видимому, будут сохранены, как сейчас. Система данных будет использоваться в исследовательских целях, а не в административных.

«Вопрос на самом деле вращается вокруг оценки вероятности «большого братства» — контролирующего правительства и контролируемого общества».

Будет ли само существование национальной системы данных соблазнять тех, кто имеет законный доступ, к незаконному использованию данных, является гораздо более серьезным вопросом, выходящим далеко за рамки системы данных как таковой. На самом деле вопрос касается оценки вероятности «большого братства» — контролирующего правительства и контролируемого общества, а также той роли, которую социальные науки могут сыграть в создании или поддержании такой ситуации. По мере роста плотности населения, взаимозависимости, сложности и технологической изощренности нашего общества быстро растет потребность в рациональном планировании и вдумчивом и дальновидном управлении нашими делами. Так же как и потребность в бдительности при защите личной свободы, поскольку всегда есть, как и всегда была, заманчивая возможность для тех, кто у власти, «упростить» свои проблемы, используя свою власть таким образом, чтобы ограничить свободу и ограничить свободу. менее мощный.

Однако нет причин считать социальные науки более виновными или более опасными, чем другие виды науки и технического прогресса. Мощь государства увеличивается за счет разработки современного оружия для его полиции, более эффективной связи между ними и устройств, позволяющих подслушивать на расстоянии и через стену. Есть опасности в фармакологическом контроле поведения. Индивидуальная свобода может быть ограничена архитектурой наших жилищ и дизайном нашего транспорта, а также законами, регулирующими минимальную заработную плату, социальные выплаты и освобождение от подоходного налога.

На самом деле социальные науки могут помочь нам осознать угрозы нашей свободе, давая нам больше возможностей для конструктивного контроля над собственным поведением, помогая нам быть более терпимыми к разнообразию, учиться жить вместе в большей гармонии. , менее жестоко и более удовлетворительно. Однако, если мы хотим воспользоваться этими преимуществами, мы должны работать над тем, чтобы понять себя и наше общество, над совершенствованием социальных наук, способных ответить на вызовы нашего будущего.

Эта статья является выдержкой из более длинной статьи Генри У. Рикена , опубликованной в февральском выпуске Social Science Information за 1969 год . Он основан на лекциях Джона Рэндольфа и Доры Хейнс, прочитанных в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре в феврале 1968 года. Этот вопрос обсуждался советом директоров Совета на его заседании в марте 1968 года и постоянно привлекал внимание его Комитета. по проблемам и политике . 3 Комитет по проблемам и политике является центральным планирующим органом Совета и был образован в 1925. Комитет представляет собой группу избранных ученых, которые проверяют рабочие комитеты, выполняющие программы Совета.


Генри В. Рикен (1917–2012) был выдающимся социологом, который занимал пост президента Совета по исследованиям в области социальных наук в период с 1966 по 1971 год. Он также был первым директором отдела социальных наук Национального научного фонда. Он также работал на факультетах Гарвардского, Миннесотского и Пенсильванского университетов.

Первоначально это эссе появилось в Items Vol. 23, выпуск 1 весной 1969 года. Посетите наши архивы, чтобы просмотреть оригинал в том виде, в каком он впервые появился в печатных изданиях Items .

Всемирный день социальной справедливости

Тема этого года посвящена рекомендациям «Нашей общей повестки дня» по укреплению глобальной солидарности и восстановлению доверия к правительству путем «Преодоления барьеров и раскрытия возможностей для социальной справедливости». Таким образом, Всемирный день социальной справедливости 2023 года дает возможность наладить диалог с государствами-членами, молодежью, социальными партнерами, гражданским обществом, организациями системы ООН и другими заинтересованными сторонами о действиях, необходимых для укрепления общественного договора, который был нарушен растущим неравенством, конфликтами и ослабление институтов, призванных защищать права трудящихся. Несмотря на эти многочисленные кризисы, есть много возможностей для создания коалиции за социальную справедливость и увеличения инвестиций в достойные рабочие места с особым акцентом на зеленую, цифровую экономику и экономику ухода, а также на молодых людей. [Концептуальная записка]

Бедность и неравенство внутри стран и между ними усиливаются во многих частях мира. Экономические и социальные кризисы последних лет усугубляются последствиями пандемии COVID-19, стихийными бедствиями из-за ускоряющегося изменения климата, геополитической напряженностью и вооруженными конфликтами. Помимо связанных с ними человеческих трагедий и их воздействия на мир труда, эти кризисы высветили взаимосвязи и зависимости экономики и общества во всем мире и продемонстрировали острую необходимость согласованных действий по реагированию на них на глобальном, региональном и национальном уровнях. уровни.

Это произошло на фоне важных изменений, таких как, среди прочего, растущие сбои в экономике, связанные с глобализацией и технологиями, значительные демографические преобразования, увеличение миграционных потоков и затянувшиеся ситуации нестабильности. Эти потрясения не обошли стороной и мир труда. Ощущаемое отсутствие удовлетворительных ответов на эти многочисленные вызовы и изменения привело во многих странах к растущему недовольству и недоверию по отношению к установленным институтам и субъектам общественной жизни.

Столкнувшись с этой сложной ситуацией, многосторонняя система также с трудом адаптировалась к изменяющимся условиям и предоставила конкретные и скоординированные ответы на многие из самых насущных мировых проблем. Растущий разрыв между международными обязательствами и конкретными достижениями ослабил многосторонние действия и доверие к ним, что привело к открытой критике и отчуждению. Как никогда важно, чтобы многосторонняя система вносила свой вклад в решение повседневных проблем людей и делала это более эффективным и последовательным образом.

Это чувство безотлагательности разделяют многие, в том числе Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН), который в своем докладе «Наша общая повестка дня» предостерег от растущего сегодня разрыва и призвал к более инклюзивному и сетевому многостороннему подходу, -охватывая глобальную солидарность и обновляя общественный договор между правительствами и их народами и внутри обществ, основанный на всеобъемлющем подходе к правам человека.

Социальная справедливость улучшает функционирование общества и экономики и уменьшает бедность, неравенство и социальную напряженность. Он играет важную роль в достижении более инклюзивных и устойчивых путей социально-экономического развития и имеет ключевое значение для достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР) Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (Повестка дня на период до 2030 г.), особенно в то время, когда достижение этих целей остается далеко.

Как никогда важно, чтобы многосторонняя система объединялась вокруг набора общих ценностей и целей и определяла средства для удовлетворения чаяний и потребностей людей. Поэтому социальная справедливость должна стать одним из краеугольных камней требуемой обновленной многосторонности; объединяющая цель, но также и важный инструмент для более эффективной многосторонней системы, обеспечивающий согласованность в целом ряде областей политики.

Исходная информация

Международная организация труда (МОТ) единогласно приняла Декларацию МОТ о социальной справедливости для справедливой глобализации 10 июня 2008 г. Это третье важное заявление о принципах и политике, принятое Международной конференцией труда после принятия Устава МОТ 1919. Она основана на Филадельфийской декларации 1944 г. и Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. Декларация 2008 г. выражает современное видение мандата МОТ в эпоху глобализации.

Эта знаменательная Декларация является убедительным подтверждением ценностей МОТ. Это результат трехсторонних консультаций, начавшихся после доклада Всемирной комиссии по социальному измерению глобализации. Принимая этот текст, представители правительств, организаций работодателей и работников из 182 государств-членов подчеркивают ключевую роль нашей трехсторонней Организации в содействии достижению прогресса и социальной справедливости в условиях глобализации. Вместе они обязуются расширять возможности МОТ для достижения этих целей с помощью Программы достойного труда. Декларация институционализирует концепцию достойного труда, разработанную МОТ с 1999, поставив его в основу политики Организации по достижению ее уставных целей.

Декларация принята в решающий политический момент, отражая широкий консенсус в отношении необходимости сильного социального измерения глобализации для достижения улучшенных и справедливых результатов для всех. Он представляет собой компас для продвижения справедливой глобализации, основанной на достойном труде, а также практический инструмент для ускорения прогресса в реализации Программы достойного труда на страновом уровне. Он также отражает продуктивную перспективу, подчеркивая важность устойчивых предприятий в создании более широких возможностей для трудоустройства и получения дохода для всех.

Генеральная Ассамблея признает, что социальное развитие и социальная справедливость необходимы для достижения и поддержания мира и безопасности внутри стран и между ними и что, в свою очередь, социальное развитие и социальная справедливость не могут быть достигнуты в отсутствие мира и безопасности, или при отсутствии уважения ко всем правам человека и основным свободам.

Он также признает, что глобализация и взаимозависимость открывают новые возможности благодаря торговле, инвестициям и потокам капитала, а также достижениям в области технологий, включая информационные технологии, для роста мировой экономики и развития и повышения уровня жизни во всем мире, в то время как на в то же время сохраняются серьезные проблемы, включая серьезные финансовые кризисы, отсутствие безопасности, нищету, отчуждение и неравенство внутри и между обществами, а также значительные препятствия на пути дальнейшей интеграции и полноценного участия в мировой экономике развивающихся стран, а также некоторых стран с переход.

26 ноября 2007 года Генеральная Ассамблея объявила, что, начиная с шестьдесят третьей сессии Генеральной Ассамблеи, 20 февраля будет ежегодно отмечаться как Всемирный день социальной справедливости.

Памятное мероприятие 2023 года

20 февраля 2023 года, 13:15-14:30 EST
Палата ЭКОСОС, Штаб-квартира ООН

Постоянное представительство Кыргызской Республики при ООН и Международной организации труда (МОТ), в партнерстве с Международным союзом электросвязи (МСЭ) и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН) созывают торжественное собрание, посвященное Всемирному дню социальной справедливости 2023 года, на тему «Преодоление барьеров и раскрытие возможностей для социальной справедливости».

Празднование начнется с онлайн-диалога с молодежными защитниками и молодыми предпринимателями об их видении социальной справедливости и всеобщего процветания, за которым последует личное мероприятие.

Информация о событии

Всемирный социальный доклад ДЭСВ ООН за 2023 год

Старение населения является определяющей глобальной тенденцией нашего времени. Люди живут дольше и стали старше, чем когда-либо прежде. Впечатляющие улучшения в состоянии здоровья и выживаемости, а также снижение рождаемости привели к этому знаменательному сдвигу, который начался — или, как ожидается, скоро начнется — во всех странах и регионах.

Ключевые документы и публикации

  • Декларация Международной организации труда о социальной справедливости для справедливой глобализации (A/RES/63/199)
  • Всемирный день социальной справедливости (A/RES/62/10)
  • Перспективы занятости и социального положения в мире, 2022 г.
  • Социальная справедливость в открытом мире: роль Организации Объединенных Наций

      Ресурсы

      • Социальная интеграция (DESA)
      • Работа, мир и стойкость
      • Принудительный труд, торговля людьми и рабство
      • Потребность в социальной справедливости
      • МОТ и поиски социальной справедливости (видео)
      • 90 лет работы во имя социальной справедливости
      • Декларация о социальной справедливости для справедливой глобализации
      • Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (1995 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *