Разное

Сдвг лечится или нет: Мой ребенок гиперактивный или разбалованный? Как диагностируют и лечат СДВГ

что такое, типы, симптомы, лечение

«Напридумывают диагнозов! Надо просто с ним построже!» — вот что чаще всего слышат от посторонних людей родители ребенка с СДВГ. Таким детям трудно усидеть на одном месте, они излишне суетятся, говорят невпопад, бегают без остановки — ведут себя так, будто за спиной у них маленький мотор. Но дело не в плохом воспитании или вредном характере. Причина в реальном расстройстве поведения — синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и (или) гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство поведения, при котором у человека плохо развиты навыки самоконтроля. Детям с этим диагнозом сложно ждать, терпеть, сдерживать эмоции, следить за временем, планировать дела, «играть по правилам» социума и откладывать желаемое до достижения цели.

Малыш с СДВГ — не капризный, непослушный сорванец. Он знает правила поведения, но не может им следовать. Когда взрослые говорят такому ребенку «Возьми себя в руки», «Ну, постарайся уже наконец, не можешь ты, что ли?» — он действительно не может.

Ругать его за гиперактивность и рассеянность то же самое, что упрекать близорукого, когда он не видит десятую строчку на приеме у офтальмолога.

Дети с СДВГ часто выматывают родителей и учителей в школе. Но важно понимать, что они сами страдают от собственного недуга, устают от своих поведенческих трудностей. Им физически сложно себя контролировать, отсутствие лечения повышает уязвимость к развитию депрессии, психоза, ПТСР.

Статистика СДВГ

В РФ официально не ведут учет пациентов с СДВГ. Если ориентироваться на мировую практику, симптомами дефицита внимания и гиперактивности страдают в среднем 10% детей. В 2021-м году в России родилось 1,4 миллиона детей, а значит 140 тысяч из них могут страдать этим поведенческим расстройством.

Раньше считалось, что СДВГ — детская болезнь, которую ребенок перерастет с возрастом. Лишь 10 лет назад мировое сообщество признало существование этого расстройства у взрослых. Научно доказано, что только 30% детей справляются с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Остальные 70% переносят симптомы во взрослую жизнь.

Больше всего люди с СДВГ страдают от того, что не могут достичь желаемых целей и реализовать свои таланты. Например, ребенок не старается на занятиях по фортепиано, хотя обожает музыку, делает уйму ошибок в диктанте, при этом отлично знает правила. Во взрослой жизни легко узнать бывших детей с СДВГ: они бросают вуз за вузом, раз в месяц меняют работу и часто не заканчивают дела, за которые берутся.

Типы СДВГ у детей

В классификации болезней выделяют три типа СДВГ у детей:

  1. Гиперактивно-импульсивный тип. Такие дети находятся в безостановочном движении, им сложно сдерживать свой речевой поток и эмоции.
  2. Невнимательный тип.
    Это рассеянные дети, которые постоянно отвлекаются на внешние раздражители, теряют вещи и не могут сосредоточиться на одном занятии.
  3. Смешанный тип. Наиболее распространенный, когда у ребенка одновременно проявляются симптомы гиперактивности и дефицита внимания.

Иногда расшифровку СДВГ воспринимают неверно. Термин «дефицит внимания» ошибочно понимают, как «ребенку не хватает интереса со стороны взрослых». На самом деле он означает, что человеку сложно подолгу концентрировать свое внимание.

Симптомы СДВГ: как распознать гиперактивность у ребенка

Термин СДВГ включает в себя две группы симптомов: гиперактивности / импульсивности и невнимательности. Рассмотрим, что входит в каждую из них.

Проявления гиперактивности у ребенка:

  • Находится в непрерывном движении: бегает, прыгает, пытается забраться куда-то, везде залезть. Причем активничает в местах, где это неуместно: в магазине, на приеме у врача.
  • Постоянно ерзает, вертится, не может усидеть на месте, даже если устал.
  • Беспокойно двигает головой, кистями рук, стопами.
  • Встает из-за парты посреди урока и не может оставаться на месте, когда нужно сидеть и ждать.
  • Не может подолгу играть или заниматься хобби.
  • Бывает чересчур болтливым.

Проявления импульсивности у ребенка:

  • Страдает перепадами настроения во время игр и занятий в школе: то спокоен, то импульсивен.
  • Выкрикивает ответы не задумываясь, не дослушав вопрос до конца.
  • Ему не хватает терпения дождаться своей очереди.
  • Цепляется к окружающим, вмешивается в чужие игры и беседы.

Проявления невнимательности у ребенка:

  • Из-за небрежности и рассеянности допускает много ошибок в школьных заданиях.
  • Не может концентрировать внимание в учебе, играх.
  • В разговоре создается впечатление, что он не слушает собеседника: ребенок не смотрит в лицо, а взгляд блуждает.
  • Не следует общепринятым правилам в детском саду, школе.
  • В разговоре и деятельности часто отвлекается на посторонние дела.
  • С постоянной периодичностью теряет и забывает вещи.

Если вы замечаете у ребенка треть перечисленных симптомов — это повод обратиться к врачу. Диагностировать СДВГ должны сразу несколько специалистов: невролог или невропатолог и нейропсихолог или детский психиатр. Для постановки диагноза врачам необходимо:

  • зафиксировать минимум 6 проявлений гиперактивности / импульсивности и 6 — дефицита внимания;
  • установить, что симптомы наблюдаются в течение 6 месяцев и в разных ситуациях: не только дома или в школе;
  • исключить другие расстройства психики.

Симптомы должны быть ярко выраженными, возникать часто и не соответствовать возрасту ребенка. Иначе каждому малышу, только вставшему на ноги и начавшему говорить, можно приписать СДВГ.

Различия СДВГ у мальчиков и девочек

Раньше считалось, что это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек. В исследовании ситуации СДВГ в России профессоры педиатрического факультета РГМУ фиксируют расстройство поведения у 11% первых и только у 2,5% вторых.

Сегодня нейропсихологи утверждают, что гендерная статистика этого расстройства сильно искажена. Дело в том, что СДВГ проявляется у мальчиков и девочек по-разному. Яркие симптомы гиперактивности и импульсивности, по которым чаще всего ставят диагноз, редко встречаются у девочек. Для них характерен тип с проявлением дефицита внимания. В таких случаях симптомы СДВГ ошибочно принимают за особенности характера, а девочку считают мечтательной особой, витающей в облаках.

Гиперактивность у таких детей чаще уходит в сторону гиперчувствительности. Они излишне эмоциональны, могут менять тон в разговоре, убегать во время игры, резко реагировать на слова и события. В редких случаях, когда у девочки выражена гиперактивность, ее нарекают «сорванцом в юбке» и списывают энергичность на мальчишеский характер.

СДВГ: лечение

В лечении СДВГ могут использоваться различные группы препаратов, которые помогают ребенку преодолевать поведенческие сложности: стимулируют способность останавливаться, уменьшают раздражительность, борются со вспышками гнева и депрессией. Но медикаментозное лечение назначает только врач после того, как поставит диагноз и составит индивидуальную программу нейрокоррекции.

Некоторые нейропсихологи и детские психиатры просят родителей детей с СДВГ отказаться от таблеток, считая, что они лишь подавляют симптомы, а не борются с причиной. Так или иначе, современный подход предполагает заботу о двух гораздо более важных моментах, которые значительно упростят жизнь ребенку с этим расстройством.

Первое — информирование всех, кто окружает таких детей, о том, что такое СДВГ. Важно, чтобы взрослые понимали, что это болезнь, а не просто ребенок вредный и решил: не будет маму с папой слушаться. Большую часть импульсивных действий он совершает неосознанно.

Также следует информировать школу об особенностях ребенка и объяснять учителям, как помочь ему преодолевать трудности. Например:

  • Такому ученику лучше сидеть ближе к учителю, на первых партах. Это будет стимулировать его меньше отвлекаться.
  • Если учитель замечает, что ребенку сложно усидеть на месте, можно разрешать ему походить по классу во время урока, провести физкультминутку или попросить раздать тетради.
  • Так как дети с СДВГ быстро устают от рутины, необходимо снижать для такого ученика количество однотипных заданий.
  • Учитель не должен предъявлять требования к почерку и аккуратности, а смотреть только на содержание и оценивать правильность решения.

После 10–11 лет врачи советуют рассказать ребенку о его особенностях. Он должен понимать, что с ним происходит. Хорошо, если есть возможность посещать психотерапевта, желательно специалиста КПТ, который работает с поведением.

Второе — адаптация ребенка с СДВГ к жизни. Речь идет о том, чтобы создать комфортное окружение: такую среду и условия, в которых он будет чувствовать себя наравне с обычными детьми. Вот несколько советов для родителей, которые облегчат ребенку с СДВГ жизнь.

1. Соблюдайте режим дня

У ребенка с СДВГ весь мир в расфокусе. Четкое расписание может стать для него тем островком стабильности, которого ему не хватает. Распишите график ребенка по времени: когда он просыпается, когда делает домашку, когда играет в планшет.

2. Живите по таймеру

Дети с СДВГ те самые «счастливые, которые часов не наблюдают». Им не свойственно чувство времени. Поэтому для них сложно распределять свободные часы между делами и все успевать. Введите в жизнь ребенка правило, что каждое занятие он делает по таймеру: чистит зубы, завтракает и решает примеры по математике.

3. Уберите раздражители

Ребенка с СДВГ легко занять любой мелочью. Важно, чтобы во время занятий, игр и приема пищи его ничего не отвлекало. Убирайте со стола все лишние предметы, выключайте телевизор и ставьте телефон на беззвучный режим.

4. Разбивайте большие дела на маленькие задачи

Чтобы выполнить одно большое дело, нужно обладать высокими навыками самоконтроля и держать много информации в голове. Ребенку с СДВГ будет гораздо проще сделать несколько маленьких дел и при этом не растерять внимание.

5. Добавьте в жизнь ребенка спорт

Это должно быть занятие, которое не будет еще больше изнурять ребенка, а поможет ему снять нервное напряжение. С этим отлично справятся спокойные виды спорта: плавание, танцы, детская йога. Но лучше всего поинтересоваться у самого ребенка, чем он хочет заниматься.

Обратите внимание на советы специалистов, работающих с детьми с СДВГ. Если адаптировать окружение и образ жизни под особенности ребенка, и он сам, и вы забудете о диагнозе. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не приговор. При верной тактике и настойчивости родителей ребенок сможет социализироваться, радовать вас высокими отметками и во взрослой жизни справляться с поведенческими сложностями.

причины, симптомы, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Невнимательных, неусидчивых, чрезмерно подвижных детей часто называют гиперактивными. Важно понять, когда причиной “недостойного” поведения являются особенности темперамента ребенка, возрастные кризисы или результат воспитания, а когда серьезный диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Как правило, диагноз ставится неврологом после жалоб родителей или педагогов, назначается медико-коррекционное лечение. В таком случае оно может продлится годы и требовать постоянного возобновления, как часто происходит в традиционной медицине.

Остеопатические практики смотрят на СДВГ с другой позиции, определяя и ликвидируя источник заболевания безвозвратно. Происходит это за счет восстановления положения костей черепа и снятия преград для полноценного питания головного мозга.

Симптомы СДВГ у ребенка

СДВГ относят к невролого-поведенческим нарушениям. В последней версии Международного классификатора болезней расстройство прописано отдельным диагнозом под номером 6А05 с подпунктами в зависимости от преобладания тех или иных проявлений.

Признаки СДВГ дают о себе знать уже в раннем детстве. Однако диагноз обычно не ставится детям ранее 3-х лет, поскольку у малышей эти признаки вполне естественны.

У школьников и дошкольников синдром отмечается следующими особенностями:

  • Сложности с направлением и удержанием внимания на задачах, объекте, информации;
  • Расторможенность, бессмысленные действия, хаотичные движения руками, потребность что-то схватить, ерзанье и желание встать со стула;
  • Забывчивость, рассеянность;
  • Задержка психо-социального, интеллектуального развития;
  • Импульсивность и эмоциональность, порой агрессивность.

Эти расстройства в детском возрасте приводят к проблемам с адаптацией в дошкольном учреждении, в школе — к плохой успеваемости и постоянным нарушениям дисциплины. Школьникам, страдающим данным синдромом, тяжело высиживать урок, запоминать информацию, выполнять задания, требующие вдумчивости и усидчивости. В коллективе дети с СДВГ демонстрируют нарушения правил поведения: берут чужие вещи, проходят без очереди, перебивают преподавателей, бывают плаксивы и капризны.

У страдающих СДВГ может преобладать дефицит внимания (чаще у девочек) или гиперактивность (склонны мальчики). В основном симптомы носят смешанный характер.

Раннее детство, а особенно младенчество — лучшее время для остеопатического лечения. Не обязательно дожидаться постановки диагноза СДВГ, чтобы посетить специалиста с тревожащей симптоматикой. Чем младше дети, тем больше шансов устранить нарушения в работе мозга навсегда и с меньшими временными затратами. Не стоит рассчитывать на самопроизвольное восстановление.

СДВГ — проблема не только детей. В подростковом возрасте синдром усугубляется изменением гормонального фона, неравномерным ускорением роста частей тела. Сюда же добавляется социализация, самопознание, новые эмоции и большая умственная нагрузка. Пубертат и без того считается одним из самых непростых жизненных периодов, а осложненный гиперактивностью и рассеянностью, он часто толкает юношей и девушек в пучину депрессии и необдуманных поступков.

У взрослых нарушения сохраняются, но могут проявляться менее явно. Зрелое мышление позволяет придерживаться социально желаемых норм поведения, сдерживать импульсивность и эмоции. Часть детей перерастают синдром, но более половины взрослых, не получив вовремя адекватного лечения, живут с нарушением внимания и другими сопутствующими проблемами:

  • Сложности с планированием, мотивацией, целеполаганием, принятием решений;
  • Инфантильность, безответственность;
  • Склонность к депрессиям, пагубным привычкам;
  • Неумение строить долгосрочные отношения, аффективность поведения и конфликтность в общении;
  • Навязчивые мысли.

Иногда СДВГ дает о себе знать впервые в период взросления после вполне благополучного детства. Гиперактивность выражена уже не так ярко.

Почти всегда страдают различные сферы жизни, человек “витает в облаках”, не способен должным образом воспринимать и обрабатывать информацию, генерировать новые идеи. Во время работы он постоянно отвлекается, но и отдыхать полноценно не умеет, ему свойственно непроизвольное переключение внимания на незначительные детали.

СДВГ у взрослых редко выявляют. Искусственное подавление эмоций и чувство вины за неудачи приводят к разладу с собой и неврозам, к низкой самооценке (это может идти уже с детства). Примерно 20% больных ведут асоциальный образ жизни.

История изучения СДВГ

Гиперактивность относительно недавно была признана заболеванием, но и сейчас не утихают споры о существовании такого диагноза. Долгое время симптомы считались просто особенностями личности. В середине XIX века немецкий психоневролог впервые обратил внимание на проблему гиперактивности детей, описав в своих работах очень активного мальчика, известного как “непоседа Фил”.

Впоследствии зарубежными учеными активно изучалась данная патология наряду с другими аномалиями среди детей и подростков, мешающими учебе и социализации.

Постепенно неврологи разных стран сошлись во мнении, что СДВГ — это минимальная мозговая дисфункция, а вовсе не проблема воспитания детей. С 1947 года заболевание официально признано медицинскими экспертами, выделено не менее 100 проявлений, которые регулярно наблюдают родители, педагоги и врачи у детей с таким диагнозом.

В 1970-х годах проблемой “сложных” детей занялись отечественные неврологи и педиатры. Появились международные стандарты критериев и диагностики.

Причины гиперактивности и расстройства внимания

В основе заболевания лежат физиологические предпосылки:

  • генетические аспекты, наследственность. Нередко выясняется, что родители, чаще матери пациентов, имели или имеют подобные симптомы, склонны к стрессу и повышенной тревожности;
  • Осложненная беременность, хронические или острые болезни матери, лекарственные препараты, алкоголь, курение;
  • Внутриутробное инфицирование плода, перинатальная гипоксия;
  • Неблагополучные роды: асфиксия, долгий безводный период, применение акушерских пособий;
  • Тяжелые инфекционные болезни во младенчестве, сопровождающиеся повышением температуры тела ребенка, черепно-мозговые травмы в раннем детстве.

На формировании СДВГ могут сказаться и другие факторы при вынашивании: экологическое неблагополучие, чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки у матери, неполноценное питание, стрессы.

В основе СДВГ лежит нехватка биоактивных элементов-нейромедиаторов — дофамина и норадреналина в сочетании с поражением ЦНС, к чему способен привести любой из факторов, описанных выше. Мозговые структуры повреждаются в результате травмы, гипоксии или химического, токсического отравления.

По результатам МРТ-исследования, в котором принимали участие свыше 3 тыс. человек в различном возрасте, было установлено, что мозг страдающих (половина из выборки) хоть и незначительно, но меньше в размерах, чем у здоровых. Данные опубликованы в специализированном британском журнале The Lancet Psychiatry. Ряд других аппаратных исследований также выявляли различия в структуре головного мозга, что подтверждает физиологическую природу СДВГ.

Могут усилить проявление симптомов следующие факторы: напряженная атмосфера в семье, нехватка внимания со стороны родителей, завышенные требования и наказания, недостаток сна и отдыха, отсутствие режима дня, длительное пребывание перед экраном или дисплеем.

Наследственность влияет на СДВГ не только через генетику. Родители, находящиеся во власти синдрома, скорее всего воспитывают детей соответствующе. Неготовность быть родителем, вспыльчивость, неорганизованность — все это усиливает расстройство и расшатывает и без того слабую психику ребенка.

Развитие СДВГ у детей провоцирует комплекс факторов, какой-то может стать решающим, например, родовая травма. Устранением источника проблем на раннем этапе можно предотвратить или облегчить проявление симптомов в будущем и избежать длительного лечения.

Диагностика СДВГ

Согласно международной статистике, нарушение наблюдается в среднем у 5-7% детей, и это только подтвержденные диагнозы.

Далеко не каждый слишком активный ребенок страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Есть дети шумные, любознательные, общительные с взрывным холерическим темпераментом. Малыши первых лет жизни просто физически не способны контролировать себя, а у детей школьного возраста через эти проявления могут формироваться упорство, целеустремленность и лидерские качества. Дети же с СДВГ активничают бесцельно, их жизнь наполнена бессмысленной суетой.

Опытный взгляд легко отличит патологическую гиперактивность от здоровой детской активности.

Еще одно объяснение невозможности диагностировать СДВГ у 2-3-летнего ребенка — это отсутствие наблюдения его в различных условиях. Если по словам родителей, он “стоит на ушах, и ему ничего не интересно”, необходимо получить комментарии от третьих лиц — педагогов в детском саду, школе. Если на протяжении нескольких месяцев симптомы сохраняются в разных ситуациях, наступает этап диагностических процедур.

По международным классификаторам, официально синдром принято диагностировать не ранее 6-7 лет. В последнее время возраст снизился до 5.

В первую очередь исключаются органические или психические нарушения с похожими проявлениями, воздействие алкоголя, наркотических и лекарственных средств, осознанное демонстрирование девиантного поведения. Учитывается внутрисемейная обстановка, образ жизни ребенка, сопутствующие заболевания. Нередко после изменения одного фактора состояние нормализуется и диагноз меняется. Либо выявляются другие заболевания.

Обследование осуществляется на основании международных документов, среди которых общий классификатор болезней и диагностическое руководство по психическим расстройствам. Критерии диагностики различаются, из-за чего в России процент детей с СДВГ, по официальным данным, ниже, чем, например, в США.

Ребенку может быть поставлен диагноз СДВГ, если на протяжении шести месяцев хотя бы в двух различных условиях пребывания устойчиво демонстрируются соответствующие симптомы.

Опросник по классификатору МКБ-10 состоит из пунктов по группам симптомов: гиперактивности, дефицита внимания, импульсивности. Необходимо совпадение не менее 3, 6 и 1 пунктов по каждой группе соответственно. Специальных диагностических средств — лабораторных, генетических или аппаратных — для постановки диагноза не существует, он ставится только по результатам оценки симптомов, наблюдения, тестирования.

Если нарушения выходят за рамки гиперактивности, рассеянности, сопровождаются болезненными состояниями, приступообразными истериками, это повод заподозрить серьезные заболевания (эпилепсия, опухоли), связанные с функционированием и структурой мозга, и пройти комплексное обследование. 

Несмотря на то, что проводит диагностику и лечение врач-невролог, иногда требуется консультация у психоневролога, психиатра, психолога, эндокринолога, окулиста и др. Существуют заболевания, симптоматически напоминающие СДВГ: аутизм или РАС, шизофрения.

Специалисты могут предложить свои тесты для дифференциации синдрома гиперактивности и дефицита внимания, направить на вспомогательные обследования:

  • анализ крови на определение отравления свинцом;
  • анализ на выявление дисфункций щитовидки;
  • ЭЭГ, считывающий электроимпульсы мозга. У детей с СДВГ повышены бета- и тета-ритмы (что, впрочем, обнаруживается и при других нервных расстройствах, а также в состоянии повышенной тревоги у здоровых людей). Вполне достаточно 10-минутной сессии;
  • МРТ для оценки нейронной функции мозга при решении задания и выявления органической аномалии.

Лечение у доктора остеопатии способно устранить симптомы, а главное, первоисточник задолго до постановки диагноза. Традиционная неврология предлагает дожидаться осознанного возраста, потом длительно наблюдать, в результате теряется драгоценное время. Остеопату не нужны диагнозы, поэтому с появлением первых тревожных “звоночков” следует его посетить, особенно если имели место осложнения в перинатальном, родовом и раннем постнатальном периодах.

Ошибки в диагностике могут иметь печальные последствия: ребенка с истинным СДВГ “упускают”, не замечая его проблем; усугубляют расстройство жесткими методами воспитания; пытаются решать проблемы с учебой или социализацией, не устраняя первоисточник.

В то же время за гиперактивность или невнимательность нередко выдают себя другие неврологические и поведенческие нарушения. Списав симптомы на СДВГ, существует опасность пропустить иное заболевание или лечить от несуществующего диагноза. Возможно, достаточно снизить нагрузку, улучшить внутрисемейную атмосферу, наладить питание и сон.

Лечение СДВГ носит комплексный характер.

Невролог в традиционной клинике назначает ребенку лечение, включающее три составляющих: медикаменты, групповая или личная терапия с психологом-дефектологом для коррекции поведения и формирования недостающих навыков, создание благоприятных условий. Рекомендуются расслабляющие техники: массаж, плаванье.

Задача препаратов — подавлять возбудимость, активизировать мозговую деятельность. Эффект достигается не всегда либо он временный. Как правило, есть масса побочек, в том числе привыкание. Сильнодействующие препараты, особенно для детей, назначаются с большой осторожностью, необходимо постоянное наблюдение у врача и контроль дозы. Средства с более мягким спектром действия заметного результата не приносят.

Дети с СДВГ изредка ощущают улучшение, это дает лишь временную передышку им и окружающим, но любое внешнее обстоятельство, жизненные перемены, неурядицы или самая обычная инфекционная болезнь могут перечеркнуть достигнутые результаты.

Считается, что СДВГ не лечится. Классическая медицина и психология направлены на купирование симптомов, принятие ситуации, приспособляемость и, в конечном счете, на постоянную потребность лечиться. Множество детей и взрослых годами стоят на учете у специалиста, который не может предложить им ничего существенного.

Суть диагностики и лечения СДВГ в остеопатии

Принципиально иной подход к лечению гиперактивности и расстройства внимания предлагает остеопатия.

Эта наука строится на базе восстановительной терапии, когда вместо подавления отдельных симптомов проводится работа по восстановлению организма в целом.

В идеале показать ребенка остеопату рекомендуется сразу после рождения даже при благополучных родах (а многие считаются таковыми только за счет отсутствия явных травм). Недоношенность, затяжные или быстротечные роды, медикаментозная стимуляция и акушерские пособия создают повышенный риск для развития СДВГ в будущем. Такие дети с рождения могут проявлять чрезмерное беспокойство, у них сложности с приемом пищи, набором веса и сном, частые срыгивания. К сожалению, эти явления считаются нормой, особенно если малыш приобретает стандартный набор навыков в положенные сроки.

Зачастую хватает нескольких сеансов, чтобы полностью устранить проблему в первые месяцы жизни, исключив развитие СДВГ. Дело в том, что, согласно понятию саморегуляции, организм способен самостоятельно нейтрализовать негативные последствия травмирующих факторов (гипоксия, инфицирование). У маленьких детей еще хорошо развиты компенсаторные свойства. Но для этого организм необходимо привести в соответствующее состояние, на что и направлена остеопатическая деятельность.

В более взрослом возрасте лечение СДВГ затягивается из-за накопившихся пороков, в устранении которых наряду с остеопатическим лечением придется задействовать и традиционные методы. Имеет смысл подключить психологическую коррекцию и в самом крайнем случае фармакологические препараты уже после того, как остеопат устранит первопричину.

В основе остеопатического лечения лежит подтвержденная теория о подвижности костей черепа. Даже микроскопические смещения частей черепной коробки или шейных, крестцовых отделов могут привести к сдавливанию мозга и кровеносных сосудов. В остеопатии организм — единое целое, поэтому травмированные крестец или шея (нередкие случаи в родах, в том числе и через кесарево сечение) оказывают влияние на мозговые структуры, провоцируя СДВГ и другие дисфункции.

Остеопатия лечит, возвращая части организма на предназначенное им природой место, восстанавливает их правильное взаимодействие. Врач-остеопат в совершенстве владеет знаниями о строении тела, расположении органов, костной структуры. Едва прикасаясь к телу, он определяет смещения структур, изменения в тонусе, буквально чувствует энергию жизнедеятельности организма.

Уже после 1-2 сеансов родители видят положительные изменения. Ребенок, годами изводящий себя и окружающих своей гиперактивностью, вдруг становится уравновешенным и усидчивым.

Повышается концентрация внимания, ребенку удается себя контролировать и формировать цели.

Взрослые ощущают непривычную легкость и энергичность.

Виды остеопатической помощи при СДВГ

Краниосакральная остеопатия

Структурная остеопатия

Висцеральная остеопатия

1. Краниосакральная остеопатия

Для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения у детей остеопаты применяют техники краниосакрального направления. Согласно ему, череп человека подвижен и “дышит” за счет эластичных швов, соединяющих закостенелые части. В норме частота составляет 6-10 “вдохов” и “выдохов” в минуту. Движение спинномозговой жидкости от желудочков мозга через позвоночный столб к крестцу происходит в соответствии с этим ритмом, а его сбои приводят к различным болезням, в том числе и нервной системы.

Чтобы прочувствовать эти движения, определить форму и температуру головы, врач прикладывает ладони к голове пациента и ненадолго застывает, затем меняет положение рук.

Со стороны кажется, что ничего не происходит. Самому пациенту процедура не доставляет никакого дискомфорта.

Как и последующее лечение, при котором остеопат правит черепные, шейные, тазовые кости, “прислушиваясь” к течению энергии между ними.

Можно подумать, что речь идет о работе на энергетическом уровне, но нет, все вполне физиологично. Остеопат стремится к тому, чтобы колебания черепа и крестца происходили синхронно, устраняя смещения и препятствия на пути движения ликвора.

Для лечения детей с СДВГ краниосакральный метод наиболее оптимален и его достаточно. Взрослые, страдающие этим синдромом, нуждаются в дополнительной корректировке, поскольку мозговые дисфункции с годами разрушают работу всего организма. На это часто не обращают внимания при отсутствии конкретных жалоб.

2. Структуральная остеопатия

Сфера деятельности — костные и мышечные структуры, связки, суставы. Любой элемент системы так или иначе связан с позвоночником и черепом. Перекосы, ассиметричный тонус, растяжения, старые травмы и ушибы (как пример, травмирование копчика) усиливают симптомы СДВГ.

Данное направление успешно устраняет сопутствующие СДВГ недуги: нарушение сна, головные боли, хроническую усталость.

3. Висцеральная остеопатия

Основывается на знаниях о расположении и функционировании внутренних органов. Обострение симптомов нередко связано с их дисфункцией и смещением, при котором они могут пережимать кровеносные сосуды и сдавливать друг друга. Врач работает с системами, непосредственно влияющими на мозговую деятельность. Вот лишь несколько примеров.

  • Эндокринная система. Вырабатывает гормоны — вещества, стимулирующие мозг;
  • Пищеварительная. В частности, печень — помогает при выводе токсинов;
  • Дыхательная — поставляет мозгу кислород.

Высвобождая кровоток, снимая зажимы, специалист посредством висцеральных методик восстанавливает нормальный функционал внутренних органов и систем.

Лечение расстройства в Центре остеопатии

Все наши врачи имеют большой опыт в восстановительной медицине. В клинике ведут прием детский невролог, неонатолог, реабилитолог, хирург, прошедшие обучение в школах остеопатии.

Предварительная беседа с пациентом или родителями пациента с гиперактивностью и другими расстройствами позволяет быстрее и точнее установить причины заболевания.

При работе с СДВГ врач изучает весь анамнез: хронические состояния родителей, протекание беременности и родов, применяемые препараты, результаты анализов и обследований, если пациент уже где-то наблюдался. При подозрении на патологии остеопат направляет на диагностику.

Сеанс для самых маленьких детей длится в среднем 25 минут, следующие назначаются с перерывом в неделю-две. Это время необходимо для перестройки организма, привыкания его к правильному здоровому состоянию. На каждой встрече врач оценивает происходящие изменения.

Подросшие дети и взрослые для полного устранения синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения проводят в кабинете около часа. Они нуждаются в более длительном курсе с перерывами в несколько недель. Несмотря на положительные сдвиги, следует продолжать курс во избежание рецидива.

Рекомендации для самопомощи

Остеопатическая клиника, как и традиционная, придерживается определенного мнения.

Лечебные процедуры могут не дать должного результата, если не обеспечить больному СДВГ должной обстановки и не уделять его потребностям внимания, особенно что касается детей. Синдром тяжелее поддается устранению у людей чувствительных и инертных. За годы болезни они привыкли демонстрировать импульсивность и определенные поведенческие стереотипы. Задача близких — сохранять спокойствие, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Важными составляющими благополучной терапии синдрома являются

  • Питание, богатое витаминами и минеральными веществами;
  • Сон в достаточном объеме;
  • Эмоциональная разгрузка;
  • Прогулки, отдых на природе, умеренные тренировки.

Необходимо исключить тяжелую пищу, однообразие, гаджеты (у взрослых с синдромом — хотя бы уменьшить до необходимого минимума).

ВАЖНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Несмотря на абсолютную безопасность и универсальность остеопатии, существует ряд тяжелых состояний, когда требуется медикаментозное или оперативное вмешательство: онкология, острые воспаления, инсульты, болезни сердца и т.д. Остеопатические приемы могут носить только поддерживающий характер в стадии улучшения, ремиссии.

Что может произойти, если вы не лечите СДВГ? Нелеченный СДВГ

Автор: Лиза Филдс

В этой статье

  • В детстве
  • В подростковом возрасте
  • Во взрослом возрасте

уход. Если вы считаете, что у вас или у вашего ребенка СДВГ, но вам не поставили диагноз, спросите мнение врача на случай, если потребуется лечение.

Невылеченный СДВГ может вызывать проблемы на протяжении всей жизни. Люди с СДВГ, как правило, импульсивны и имеют короткую продолжительность концентрации внимания, что может затруднить их успех в школе, на работе, в отношениях и в других аспектах жизни.

В детстве

Дети с нелеченым СДВГ могут сталкиваться с проблемами дома и в школе.

Поскольку СДВГ может мешать детям концентрировать внимание в классе, учащийся с СДВГ без лечения может не усвоить все, чему его учат. Они могут отставать или получать плохие оценки.

Дети с СДВГ могут с трудом контролировать свои эмоции. Это может вызвать социальные проблемы. Они могут не знать, как делиться игрушками, сменяться, хорошо играть с другими или правильно реагировать в определенных ситуациях. Без лечения и руководства у них могут возникнуть проблемы с заведением или сохранением друзей. Им может быть трудно справиться с этим, потому что многие дети с нелеченым СДВГ также имеют низкую самооценку или депрессию.

Дети с невылеченным СДВГ могут быть более импульсивными, поэтому они могут сильно пострадать. Некоторые исследования показывают, что молодые люди с нелеченым СДВГ чаще обращаются в отделение неотложной помощи с травмами.​​​​​​​​

Как подростки

Если СДВГ не лечить, подростки, которые уже много лет плохо учились в школе, вряд ли наверстают упущенное, поэтому плохие оценки могут продолжаться. Даже учащиеся с нелеченным СДВГ, прошедшие начальную школу, могут иметь проблемы с успеваемостью в старшей школе, где нагрузка выше.

Подростки с нелеченным СДВГ могут испытывать трудности в отношениях. У них может быть не так много друзей, и они могут не преуспеть в мире свиданий. У них также могут быть проблемы в общении с родителями.

СДВГ, если оставить его в покое, может повысить вероятность опасного поведения, в том числе:

  • Алкоголь
  • Курение
  • Употребление наркотиков
  • Рискованный сексуальный выбор

Среди девочек с СДВГ, не получающих лечения, расстройства пищевого поведения более распространены. Некоторые из этих проблем могут быть связаны с депрессией или низкой самооценкой.

Когда подростки с нелеченым СДВГ становятся достаточно взрослыми, чтобы получить водительские права, у них больше шансов столкнуться с проблемами за рулем. Они могут попадать в большее количество автомобильных аварий, чем их сверстники.

Для взрослых

Хотя некоторые симптомы могут исчезать с возрастом, СДВГ может оставаться проблемой на всю жизнь. А некоторым людям не ставят диагноз СДВГ, пока они не станут взрослыми.

Для всех взрослых с СДВГ важно пройти курс лечения.

В противном случае у них, скорее всего, будут проблемы с трудоустройством. Даже если они смогут получить работу, они не смогут ее сохранить. У них также чаще возникают проблемы:

  • Приходить на работу вовремя
  • Выполнять работу в установленные сроки
  • Быть организованным
  • Ладить с коллегами
  • Спокойно принимать критику

Если вы не лечите СДВГ, у вас больше шансов иметь проблемы в отношениях. Вы можете быть слишком эмоциональны. У вас могут возникать споры с другими чаще, чем со сверстниками. И у вашего партнера или друзей могут возникнуть проблемы с тем, чтобы заставить вас слушать.

Люди с нелеченным СДВГ чаще разводятся. Вы также более склонны к депрессии или низкой самооценке.

Рискованное поведение, которое может нанести вред подросткам с нелеченым СДВГ, может также повлиять на взрослых в той же ситуации. Например:

  • Пить
  • Курение
  • Направление наркотиков
  • Рискованного секса

Они также с большей вероятностью имеют

  • Аквамы на автомобильные аварии
  • Проблемы азартных игр
  • Проблемы с законом

. Некоторые сказываются на исследовании. от 25% до 40% заключенных страдают СДВГ, многие из которых не диагностируются или не лечатся. То же исследование предполагает, что если бы эти люди лечились от СДВГ, действия, которое привело к их тюремному заключению, возможно, не произошло.

Можно ли вылечить СДВГ? Все, что вам нужно знать

Хотя абсолютного лекарства от СДВГ не существует, многие люди могут справиться со своими симптомами в течение длительного времени при надлежащей поддержке.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является наиболее распространенным нарушением развития нервной системы, наблюдаемым в детском возрасте. Его симптомы часто сохраняются во взрослом возрасте.

Исследования показывают, что СДВГ затрагивает около 5% детей и 4,4% взрослых в Соединенных Штатах.

Хотя СДВГ считается хроническим заболеванием, не поддающимся лечению, многие люди могут справиться со своими симптомами СДВГ при правильном лечении. И во многих случаях они могут даже не заметить его последствий.

Хотя СДВГ неизлечим, существует множество вариантов лечения, которые помогут вам справиться с симптомами.

Клиницисты называют СДВГ расстройством развития нервной системы, имея в виду, что оно влияет на поведение человека, память, двигательные навыки или способность к обучению. Другие типы нарушений развития нервной системы включают дислексию и расстройство аутистического спектра (РАС).

Симптомы СДВГ могут ослабевать с возрастом, но расстройство не исчезает. Тем не менее, многие взрослые, которые лечились от СДВГ, живут без симптомов и функционируют наилучшим образом.

Наиболее полезно рассматривать СДВГ как продолжающееся расстройство, симптомы которого можно контролировать, а не как болезнь, которую нужно вылечить.

СДВГ считается заболеванием, которое хорошо поддается лечению. Люди, получившие правильный диагноз и план лечения, могут хорошо контролировать свои симптомы.

Клиницисты рассматривают лекарства, особенно стимуляторы, как первую линию лечения СДВГ. Стимуляторы оказываются эффективными при правильном назначении. Например, около 70% детей с СДВГ успешно справляются с симптомами с помощью этих препаратов.

Мы классифицируем стимуляторы на амфетамины (аддералл) или метилфенидат (риталин). Эти лекарства работают, блокируя обратный захват дофамина, «гормона счастья» вашего тела. Амфетамины также сами выделяют дофамин.

Людям, плохо реагирующим на стимуляторы, врачи могут прописать нестимуляторы.

Эти лекарства влияют на нейротрансмиттер норадреналин. В целом, эффект от этих препаратов может занять больше времени, чем от стимуляторов.

Some non-stimulants include:

  • atomoxetine (Strattera)
  • viloxazine (Qelbree)
  • clonidine extended release (Kapvay)
  • guanfacine ER (Intuniv)
  • amantadine (Symmetrel)

Psychosocial treatments are also recommended для детей. Эти программы включают обучение ребенка с СДВГ и его семьи. Обзор 2021 года показывает, что эти программы обучения эффективны, особенно в сочетании с лекарствами.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) также одобрило стимуляцию тройничного нерва (TNS) для детей, которые решили не принимать лекарства. Это устройство производит электрический импульс низкого уровня во лоб, посылая сигналы в структуры глубоко в мозгу.

Согласно исследованию детей с СДВГ, проведенному в 2021 году, TNS улучшает симптомы СДВГ и исполнительные функции.

Большинство детей с СДВГ получают какое-либо лечение. Данные опроса в США показывают, что из 5,4 миллиона детей с СДВГ 77% получают тот или иной вид лечения, будь то лекарства, терапия или и то, и другое.

Как детям, так и взрослым с СДВГ важно уделять больше внимания самообслуживанию. Сюда входят:

  • физические упражнения
  • употребление питательной пищи
  • отказ от продуктов, вызывающих аллергические реакции
  • времяпрепровождение на природе
  • ограничение времени перед экраном

Вы также можете рассмотреть другие варианты лечения СДВГ помимо медикаментозного лечения медитация, физические упражнения и улучшение диеты или сна.

Исследования показывают, что примерно 2 из 5 детей с СДВГ продолжают испытывать симптомы в подростковом возрасте. Поэтому к тому времени, когда вы закончите половое созревание, симптомы СДВГ могут полностью исчезнуть.

К зрелому возрасту симптомы СДВГ обычно уменьшаются примерно на 50%, особенно у людей, которые получали лечение в начале заболевания. Около 25% людей с СДВГ не нуждаются в лечении во взрослом возрасте.

Как видите, с симптомами СДВГ очень легко справиться. Тем не менее, исследователи хотят знать, почему и сколько людей перестают испытывать симптомы во взрослом возрасте.

Некоторые эксперты считают, что стимулирующие препараты (считающиеся препаратами первой линии при лечении СДВГ) могут со временем помочь улучшить развитие лобных долей мозга.

Как и при большинстве нарушений или расстройств, люди учатся приспосабливаться. Многие люди становятся лучше в этом с возрастом. Как и все, что вы делаете, поиск того, что работает для вас, требует времени.

Каждый человек с СДВГ имеет уникальные симптомы различной степени тяжести.

Вот три основных типа СДВГ:

  • СДВГ, невнимательный тип: Характеризуется невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности. Этот подтип встречается примерно у 18,3% людей с СДВГ. Чаще встречается у женщин и девочек.
  • СДВГ, гиперактивный/импульсивный тип: Характеризуется неугомонностью, импульсивностью, чрезмерной болтливостью, ерзанием и т. д. Этот подтип встречается примерно у 8,3% людей с СДВГ.
  • СДВГ, комбинированный тип: Наиболее распространенный тип СДВГ. Присутствуют оба вышеуказанных типа симптомов. Около 70% людей с СДВГ имеют этот подтип.

По мере взросления человека с СДВГ эти симптомы могут изменяться или развиваться.

Симптомы

детского СДВГ

СДВГ часто становится заметным, когда ребенок начинает ходить в школу и ему приходится долго сидеть и концентрировать внимание. Ниже приведены различные симптомы, которые могут наблюдаться в детстве.

Симптомы невнимательности:

  • потеря важных материалов (карандаши или тесты)
  • легкое отвлечение мыслями или внешними раздражителями
  • забывчивость в повседневных делах
  • совершение ошибок по невнимательности или плохое внимание к деталям
  • трудности с концентрацией внимания при выполнении заданий или игре
  • неспособность слушать, когда говорят прямо
  • невыполнение заданий и инструкций
  • избегание задачи, требующие длительных умственных усилий
  • демонстрирующие плохие организаторские способности

Симптомы гиперактивности/импульсивности:

  • постоянное беспокойство
  • кажущийся «на ходу» или «движимый мотором»
  • чрезмерная болтливость
  • беспокойство (постукивание руками или ногами, ерзание на сиденье)
  • вставание с места в неподходящее время
  • неуместно выпаливает ответы
  • с трудом ждет своей очереди
  • перебивает или мешает другим

Симптомы СДВГ у взрослых

Симптомы СДВГ у взрослых сходны с теми, что наблюдаются в детстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *