Урок 3. Предотвращение и управление конфликтами
Третий урок нашего тренинга по конфликтологии посвящён очень важной и, не будет преувеличением сказать, злободневной теме – предупреждению конфликтов и управлению ими.
В отличие от по большей части теоретизированного материала первых двух уроков, информация, представленная ниже, будет полезна не только для прочтения и осмысления, но и для непосредственного применения на практике.
Содержание:
- Предотвращение конфликтов
- Методы управления конфликтами
- Рекомендации по управлению конфликтами
- Проверочный тест
Использовать полученные знания не составит для вас никакого труда, т.к. все они представлены с расчётом на применение в повседневной жизни.
Предотвращение конфликтов
Предотвращение (или предупреждение) конфликтов – это деятельность, направленная на создание и укрепление особых условий жизнедеятельности, способствующих исключению возможности самого возникновения конфликтов.
Меры по предупреждению конфликтов могут предпринимать:
✔ | Люди, которые хотят обезопасить себя и свои интересы от участия в конфликте, а также избежать роли пособника конфликтной ситуации. |
✔ | Люди, которые хотят помочь другим людям и предотвратить возникновение конфликтной ситуации, будучи уверенными в том, что им не придётся принимать непосредственное участие в ней. |
То, насколько эффективными окажутся действия по предупреждению конфликтов, зависит от ряда факторов и возникающих на этом пути препятствий. Как правило, в жизни не всегда удаётся достичь требуемого результата, что обусловлено причинами, имеющими как субъективный, так и объективный характер.
Субъективные причины, препятствующие предупреждению конфликтов, зависят, главным образом, от личностных особенностей человека и его способностей к прогнозированию вероятных результатов своих действий.
ПРИМЕР: Есть определённая категория людей, у которых имеется привычка разбавлять свой досуг (читай – развлекаться) посредством осознанного или неосознанного провоцирования конфликтов с другими людьми. Есть также люди, испытывающие особого рода дискомфорт в обыденной обстановке и тяготеющие к стрессовым ситуациям, тем самым вызывая их появление. Качества наподобие неуважения к окружающим, хвастовства, хамства, стремления к проявлению превосходства и другие подобные им в любом случае служат катализаторами проблем для людей и сводят саму возможность предупреждения конфликтов к минимуму.
Объективные причины, препятствующие предупреждению конфликтов, характеризуются вмешательством в ситуацию посторонних людей и могут быть очень разнообразны. К таким препятствиям относятся:
- Препятствия социально-психологического характера.
ПРИМЕР: Обычно взаимодействие людей строится ими самостоятельно, а вмешательство посторонних воспринимается как навязчивое воздействие и считается нежелательным.
- Препятствия нравственного характера.
ПРИМЕР: Часто возникают ситуации, когда люди рассматривают конфликт как исключительно частное явление. Здесь принуждать стороны к согласию может быть просто неэтичным.
- Препятствия правового характера.
ПРИМЕР: Такие явления как принуждение человека к чему-либо, ущемление прав личности зачастую могут возникать из лучших побуждений. Однако они вполне могут быть оказаться противоправными и расходиться с законодательством.
Любое вмешательство в конфликт со стороны может происходить и возможно лишь в том случае, когда ситуация усугубляется, выходит за рамки личностного или группового взаимодействия и трансформируется в социально-опасное или социально-значимое явление. В тех же случаях, когда конфликт возможно предупредить, следует воспользоваться технологией предупреждения конфликтов.
Технология предупреждения конфликтов
Технология предупреждения конфликтов является совокупностью специальных приёмов, а также средств и методов, оказывающих воздействие как на предконфликтную ситуацию, так и на участвующих в ней субъектов.
Воздействовать на ситуацию, которая может окончиться возникновением конфликта, возможно по следующим направлениям:
1 |
Трансформировать реальность согласно ожиданиям заинтересованных субъектов, нейтрализовав тем самым предмет потенциального конфликта. |
2 |
Трансформировать личное отношение к проблемному вопросу, который служит основой конфронтации, другими словами, воздействовать на своё собственное поведение. |
3 |
Трансформировать отношение противника к проблемному вопросу, иначе говоря, оказать воздействие на его сознание и поведение. |
Наиболее эффективным методом, направленным на трансформацию реальности согласно ожиданиям субъектов и предупреждение конфликтной ситуации, можно назвать поддержание сотруднических отношений, т. к. во многих случаях предконфликтное взаимодействие субъектов является нейтральным и иногда возможно их сотрудничество. По этой причине особое внимание следует уделить тому, чтобы не разрушить имеющиеся взаимоотношения, а также оказать поддержку их конструктивности и усилить её.
Способы развития и поддержания сотрудничества
Среди способов развития и поддержания сотрудничества выделяют несколько основных:
- Психологическое «поглаживание». Его смысл заключается в том, что необходимо постоянно и последовательно поддерживать хорошее настроение, доброжелательную атмосферу, положительные эмоции. Этот способ позволяет осуществить эмоциональную разгрузку, вызвать чувство симпатии, снять напряжение, что серьёзно затруднит возникновение конфликта.
ПРИМЕР: Юбилеи, презентации, корпоративы, тренинги и т.п.
- Психологическое настраивание. Данный способ подразумевает разноплановое и положительное воздействие на оппонента.
ПРИМЕР:
- Разделение заслуг. Наиболее эффективно в условиях коллективного труда. Такой способ способствует нейтрализации зависти, обид, а также других негативных эмоций и явлений, способных спровоцировать конфликт.
ПРИМЕР: Все результаты и заслуги делятся на всех членов коллектива (участников работы). Происходит это даже в том случае, если большинство заслуг принадлежит одному человеку.
- Исключение социальной дискриминации. Другими словами, поддержка равноценного социального статуса субъектов.
ПРИМЕР: Недопустимость любого рода превосходства кого-либо из субъектов над другим/другими, недопустимость дифференциации и подчёркивания различий между людьми.
- Взаимное дополнение. Суть метода заключена в создании условий и ситуаций, в которых в совместном взаимодействии требуется применить черты оппонента, его характеристики, способности и т.д. – всего того, чем не обладает один из субъектов. Таким образом можно легко избежать возникновения конфликтных ситуаций, сделать взаимоотношения более крепкими и при этом извлечь выгоду для себя.
ПРИМЕР: Совместное выполнение заданий и реализация проектов, спортивные состязания, командные игры и т.п.
- Сохранение репутации партнёра. Основной идеей здесь является постулат: «Конкурент – не обязательно враг». Любой противник может быть достоин уважительного отношения к нему.
ПРИМЕР: Подчёркивание авторитета и статуса оппонента, как своего собственного; акцентирование внимания на положительных качествах оппонента и т.п.
ПРИМЕР: Вхождение в положение партнёра, понимание его проблем и трудностей, проекция его ситуации на себя, выражение сочувствия, готовность прийти на помощь.
- Согласие. Представленный способ можно охарактеризовать как вовлечение потенциального соперника в своё дело, введение его в курс событий, что способствует исключению противоречивых интересов и формирует общие.
ПРИМЕР: Переговоры, официальные и неофициальные встречи, направленные на поиск компромиссов и взаимовыгодных условий, отказ от борьбы.
Вышеназванные способы идеально подходят для применения на практике и активно используются как обычными людьми, так и специалистами в области общения и конфликтологии. Применять их можно абсолютно в любой сфере жизни и деятельности, начиная от семейной жизни и отношений с друзьями, и заканчивая профессиональной деятельностью и отношениями партнёрами по бизнесу.
В дополнение к первой части также следует упомянуть и о нормативных процедурах разрешения конфликтных ситуаций.
Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций
Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций подразумевают под собой особые механизмы, направленные на регулирование конфликтов и предконфликтных ситуаций при содействии политических, религиозных, нравственных, правовых и иных видов норм.
Эффективность таких процедур предупреждения конфликтов находится в зависимости от отношения социума и различных государственных инстанций к имеющимся нормам и последовательности их исполнения.
Отличие нормативного регулирования конфликтов от подобных институтов, действующих временно, заключается в том, что они делают систему более стабильной и определяют порядок развития и разрешения конфликтных ситуаций в его долгосрочном аспекте.
ПРИМЕР: С целью предупреждения конфликтных ситуаций во многих странах на сегодняшний день широко применяется такая практика, как включение в официальные документы (договоры, соглашения и т.п.), которые заключаются между организациями и/или людьми и другими организациями, особых пунктов, в которых детально оговаривается поведение субъектов при возникновении любого рода спорных ситуаций. Кроме того, это не только позволяет регулировать поведение субъектов, но и предупреждает возникновение спонтанных конфликтов и удерживает субъекты от необдуманных действий.
Но какими бы ни были перспективы, какие бы способы предупреждения конфликтов ни применялись вовлечёнными во взаимодействие людьми, вероятность возникновения конфликтной ситуации очень высока, о чём можно судить хотя бы по новостным сводкам, обострёнными отношениям между государствами, да и просто по картинам из нашей реальной жизни. И в случаях, когда предупредить конфликт уже не представляется возможным, на помощь приходят методы управления конфликтами.
На этой ноте мы, собственно, и переходим ко второй части нашего урока.
Методы управления конфликтами
В этой части мы детально рассмотрим девять наиболее эффективных методов управления конфликтами: уход от конфликта, бездействие, уступки и приспособление, сглаживание, скрытые действия, быстрое решение, компромисс, сотрудничество и применение силы.
1
Уход от конфликта
Уход от конфликта является самым популярным методом управления конфликтами. Смысл метода заключается в том, что субъект всеми силами стремится избежать конфликтной ситуации, устраняясь со «сцены» психологически, физически или экономически. Плюсом данного метода считается то, что решение о своём устранении принимается субъектом в рекордно короткие сроки. Сам же метод применяется тогда, когда конфликт не подходит к ситуации и является ненужным для одного из субъектов. Уходить от конфликта рекомендуется, если велика цена потерь в случае неуспеха.
Стимулы к применению данного метода:
- Неподходящее для конфликта время
- Страх перед оппонентом
- Ситуация, когда проблемный вопрос лишь в малой степени затрагивает основную суть конфликта
- Ситуация, когда проблемный вопрос служит указателем на более веские причины
- Оппонент обладает преимуществом и более эффективным потенциалом для разрешения проблемы
- Есть необходимость в сборе дополнительных сведений
- Интенсивность конфликта идёт на спад
- Имеются более важные обстоятельства
- Сутью конфликта является какая-либо тривиальная проблема
Как вести себя, согласно данному методу:
- Обращаться в соответствующие юридические и бюрократические инстанции, как к главному помощнику в разрешении конфликта
- Применять секретность, чтобы избежать пика конфликта
- Применять всевозможные замедляющие конфликт процедуры, чтобы он угас
- Затягивать решение проблемы
- Отрицать существование самой сути проблемы и надеяться на то, что ситуация разрешится естественным образом
Когда не следует применять данный метод:
- Когда очень важен временной ресурс и потеря времени может привести к большим издержкам или переходу инициативы к оппоненту
- Когда существуют перспективы длительной активности причин конфликта (метод пригоден лишь на короткие сроки)
- Когда проблема имеет особую важность (чтобы не «прятать голову в песок»)
Специалисты считают, что уход от конфликта позволяет разрешить конфликт по схеме «победа-поражение».
2
Бездействие
Бездействие считается особым видом ухода от конфликта. Смысл метода заключается в том, что субъект не производит абсолютно никаких расчётов и действий.
3
Уступки и приспособление
Смысл метода заключается в том, что субъект идёт на уступки, посредством уменьшения своих притязаний.
Стимулы к применению данного метода:
- Результат разрешения конфликта сулит осознание своих ошибок и профессиональный или личностный рост
- Наиболее важным фактором является стабильность
- Наблюдается явное преимущество оппонента
- Велика вероятность победы оппонента
- Есть возможность использовать данный (пусть даже отрицательный) опыт в качестве стратегического потенциала для подобных ситуаций в будущем
- Суть конфликта более важна для оппонента
- Оппонент прав и есть смысл прислушаться к тому, что он говорит
Наиболее вероятным вариантом исхода конфликта при применении данного метода является схема «поражение-победа».
4
Сглаживание
Сглаживание как метод управления конфликтом применяется тогда, когда субъект ориентирован на коллективные методы взаимодействия с противниками. Смысл метода заключается в том, что подчёркиваются общие интересы оппонентов и отрицательное воздействие конфликта на ситуацию в целом.
Стимулы к применению данного метода:
- Расхождения в интересах с оппонентом несущественны
- Условия взаимодействия знакомы и привычны
Результат разрешения конфликта может быть различным, т.е. присутствуют два варианта: «победа-победа» и «победа-поражение».
5
Скрытые действия
Скрытые действия применяется в случаях, когда субъект приходит к выводу, что для разрешения конфликта необходимо использовать скрытые средства.
Стимулы к применению данного метода:
- Отсутствует ресурсное или силовое равновесие, вследствие чего один из субъектов подвергается наибольшему риску
- Невозможно вовлечь оппонента в конфликт по установленным на данный момент правилам
- Нежелание участвовать в открытом конфликте из-за страха потерять имидж
- Влияние психологических, социальных, политических или экономических причин, создающее преграды для участия в открытом конфликте
Как вести себя, согласно данному методу:
- Применять джентльменские (открытые, уважительные) формы воздействия
- Применять скрытые формы воздействия (создание преград и неблагоприятных условий, использовать обман, подкуп, закулисные переговоры, сговоры)
Отрицательные последствия данного метода:
- Перспектива эскалации конфликта
- Распространение негативной информации среди оппонентов и третьих лиц о субъекте, применяющем скрытые действия
- Возможность применения кардинальных мер по отношению к субъекту, использующему скрытые действия
- Усиленное открытое или скрытое сопротивление субъекту, применяющему скрытые действия
Результат использования скрытых действий напрямую зависит от потенциала и опыта оппонента и может быть нескольких вариантов, от варианта «победа-победа» до варианта «поражение-поражение».
6
Быстрое решение
Смысл метода заключается в том, что решение по поводу причины конфликта принимается в максимальное короткие сроки, можно даже сказать, мгновенно.
Стимулы к применению данного метода:
- Расчёт на то, что быстрое решение будет эффективнее любого другого метода управления конфликтом и повлечёт минимум потерь
- Не существует угрозы опасного обострения конфликта, и нет потребности в тщательной проработке стратегии
- Все субъекты конфликта стремятся найти взаимовыгодный вариант решения проблемы
- Один из субъектов меняет свою позицию после получения новых «объективных» данных или под воздействием аргументов другого оппонента
- Ограниченное количество времени по причине особенностей ситуации
Преимущества данного метода:
- Решения подготавливаются на взаимовыгодных условиях
- Взаимоуважительное отношение оппонентов друг к другу
- Быстрота разрешения конфликта
Наиболее вероятным результатом применения быстрого решения является схема «победа-победа», однако для этого между оппонентами должно быть максимально полное согласие.
7
Компромисс
Компромисс является видом соглашения, при котором оба субъекта занимают в границах существующей конфликтной ситуации средние позиции. Метод считается классическим. Смысл метода заключается в том, что соглашение субъектов достигается благодаря их непосредственным переговорам.
Стимулы к применению данного метода:
- Никто из субъектов не хочет проиграть
- Ограниченное количество ресурсов
- У всех оппонентов достаточное количество времени
- Оба субъекта считают, что их потребности могут быть удовлетворены посредством переговоров по принципу «дай-возьми»
- Требуется выйти из ситуации, т.к. ни борьба, ни сотрудничество не дают нужного результата
- Необходимо принять решение по причине давления временного ресурса
- Принятые решения могут решить комплекс проблем
- Оба субъекта имеют совершенно разные цели, но их силы равны и они применяют взаимоисключающие методы
- Цели субъектов важны для них, но затрачивать большие усилия нецелесообразно
Как вести себя, согласно данному методу:
- Искать и предлагать приемлемые решения
- Вносить свой вклад в решение проблемы наравне с оппонентом
- Вести переговоры
Когда не следует применять данный метод:
- Субъекты оспаривают принятые на себя обязательства
- Принято нечёткое решение, эффективность которого остаётся под вопросом
- Если изначально собственная позиция была оценена неадекватно, ошибочно
Преимущества данного метода:
- Перспектива выработки взаимовыгодных решений
- Переговоры ведутся на взаимоуважительной основе
- В ходе переговоров используются объективные критерии
- Внимание субъектов фокусируется на взаимных интересах
- Все субъекты могут решить свои проблемы
В результате применения компромисса оба субъекта остаются удовлетворены, но явного победителя нет.
8
Сотрудничество
Смысл метода заключается в том, что противостоящие субъекты действуют с целью поиска наиболее приемлемого способа разрешить конфликтную ситуацию.
Стимулы к применению данного метода:
- Субъекты выполняют свои обязательства и умеют сотрудничать
- Есть время на поиск взаимовыгодного альтернативного решения
- Решение вырабатывается на взаимовыгодных условиях
- Есть возможность выявить позицию и манеру поведения оппонента
- Одному из оппонентов требуется выявить свои объективные цели
- Необходимо принять более продуманное решение, которого невозможно достичь одним только компромиссом
Особая специфика данного метода:
- Субъекты воспринимают как вызов саму конфликтную ситуацию
- Выявляются ситуации, в которых выигрывают все субъекты конфликта
- Находятся более глубокие решения проблемы
- Акцент ставится не на различия, а на информацию и идеи, которые разделяют все субъекты
- Оппоненты ориентированы на разрешение проблемы
Здесь же следует сказать об очень эффективной методике управления конфликтом посредством решения проблемы, предложенной известным американским конфликтологом Аланом Филли. Суть её сводится к следующему:
- Определяется проблема именно в категориях целей, а не решений
- После определения проблемы определяются решения, устраивающие всех субъектов конфликта
- Внимание должно быть сосредоточено именно на проблеме, а не на личных характеристиках оппонента
- Затем создаётся атмосфера доверия, посредством которой усиливается взаимное влияние субъектов и информационный обмен между ними
- В процессе общения нужно создавать положительное отношение субъектов друг к другу через проявление ими симпатии и внимания к противоположным позициям; любые проявления угроз или гнева должны быть сведены к минимуму
Когда не следует применять данный метод:
- К сотрудничеству не располагают временные условия
- Кто-либо из субъектов проявляет необязательность
В большинстве случаев результатом применения сотрудничества становится схема «победа-победа».
9
Применение силы
Под применением силы подразумевается стремление одного из оппонентов навязать другому своё решение проблемы. Большую эффективность метод приобретает в ситуациях, когда один из субъектов обладает существенным преимуществом над другим.
Стимулы к применению данного метода:
- Требуется подчинить оппонента
- Требуется использовать власть посредством принуждения
- Требуется использовать конкуренцию
- Необходимо навязать оппоненту схему «победа-поражение»
- Необходимо разрешить конфликт с субъектом, отличающимся крайне деструктивным поведением
- Необходимо с успехом для себя выйти из жизненно важной ситуации
- Необходимо применить для разрешения конфликтной ситуации непопулярное решение
- Есть необходимость в быстрых и решительных действиях
- Требуется принять решение в чрезвычайной ситуации
Результатом применения силы практически всегда является схема «победа-поражение».
Как мы видим, способы управлять конфликтами весьма эффективны. Наравне с методами предупреждения конфликтов, использовать их может абсолютно любой человек и в абсолютно любой сфере жизнедеятельности. Но, кроме этого, очень важно грамотно и умело подбирать подходящий для каждой конкретной ситуации вариант управления. Старайтесь учитывать представленные особенности каждого метода – только так вы сможете получить от любого из них максимальный результат.
И напоследок ещё немного очень интересной практической информации. Чтобы вы могли более грамотно управлять конфликтами, вам следует воспользоваться разработанными специально для этого психологами рекомендациями.
Рекомендации по управлению конфликтами
Во-первых. учитывайте специфику развития конфликта. Как правило, все конфликты проходят в своём развитии следующие этапы:
- Появляются разногласия.
- Возрастает напряжённость в отношениях.
- Субъекты (или хотя бы один из них) осознают конфликтность ситуации.
- Происходит факт конфликтного взаимодействия, применяются различные способы разрешения ситуации, что сопровождается повышением или понижением эмоционального накала.
- Конфликт разрешается.
Если в процессе конфликтного взаимодействия участники ведут себя адекватно и рационально, поочерёдно проходя все его стадии, то на конфликт можно повлиять. Чтобы разрешить конфликт, необходимо устранить его причину и восстановить нормальные отношения.
Поэтому:
1 | Определяйте скрытые и явные причины конфликтного взаимодействия. Важно определить их максимально чётко. |
2 | Анализируйте не только сами позиции, но и те интересы, которые за ними кроются. |
3 | Концентрируйте внимание не на позициях, а на интересах. |
4 | Разграничивайте субъектов конфликта и возникшие проблемы. |
5 | Относитесь к инициатору конфликта непредвзято и справедливо. Имейте в виду, что за претензиями и недовольством может стоять серьёзная проблема, беспокоящая человека. |
6 | Старайтесь сократить число претензий, сужая предмет конфликта. Помните, что сразу решить все проблемы невозможно. |
7 | Будьте эмоционально стабильны. Осознавайте и контролируйте свои проявления. Учитывайте личностные особенности и эмоциональное состояние всех участников конфликтного взаимодействия. |
Подходя к окончанию данного урока, можно заметить, что на предупреждение конфликтов и управлением ими направлено множество техник. Те же, о которых мы поговорили сегодня, берут за основу принципы самоуважения и осознания собственных желаний, позиций и потребностей. Но нужно стремиться уважать не только то, что касается лично вас, но и то, что касается окружающих вас людей. Только так мы сможем сделать нашу жизнь менее конфликтной и более гармоничной.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Из нашего следующего урока вы узнаете о том, какие существуют методы разрешения и урегулирования конфликтов, а также о наиболее эффективном среди них методе – методе переговоров.
← 2 Причины и развитие4 Стратегии разрешения →
Конфликты. Способы разрешения конфликта — Информио
Актуальность темы
Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Содержание понятия конфликта. Классификация конфликтов
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
Способы разрешения конфликта
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предполагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий.
Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».
Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.
Решение проблемы. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.
Еще в 1942 году американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования), а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.
Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников
Методы разрешения конфликта
Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;
4) переговоры;
5) ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
- Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.
- Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики — направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Предотвращение и разрешение конфликтов — иностранные студенты
Предотвращение и разрешение конфликтов: Будь то с соседом по комнате, одноклассником или преподавателем, иностранные студенты часто сталкиваются с проблемой культурных различий. Культурный конфликт — это ситуация или проблема, возникающая, когда два или более человека, принадлежащие к разным культурам, не понимают друг друга. Культурные конфликты могут возникать по разным причинам: Исторические, политические или религиозные конфликты Конфликт культурных ценностей Языковой барьер Различные вербальные и невербальные методы общения
Стратегии предотвращения конфликтов: Содействуйте соглашениям с соседями по комнате, которые выявляют потенциальные конфликты и готовятся к ним до их возникновения. Создайте атмосферу доверия, терпимости и взаимного уважения с помощью программ многообразия жилых центров. Подавайте пример через четкую и эффективную коммуникацию с вашими жителями. Поощряйте учащихся распознавать и понимать природу и источник своих собственных эмоций, а также эмоций других людей. Даже если вы предпримете активные усилия по предотвращению конфликтов, они все равно могут возникнуть. Какой бы ни была причина конфликта, вы можете преодолеть культурные столкновения, если будете сохранять спокойствие и относиться к ситуации деликатно и осторожно.
Восемь шагов к разрешению конфликтов :
1. Остыньте. Не пытайтесь разрешить конфликт, когда ваши жители злы. Разделите студентов на достаточное время, чтобы обе стороны успокоились.
2. Опишите конфликт. Сядьте с каждым учащимся отдельно, чтобы понять, что конкретно его обидело. Пусть ваши ученики с самого начала знают, что они могут делиться с вами своими искренними мыслями и чувствами. Каждый учащийся может по-своему взглянуть на конфликт и использовать разные языки для его описания. Ни один из вариантов не обязательно правильный или неправильный.
3. Опишите причину конфликта. Обсудите любые события, которые привели к конфликту. Начался ли конфликт как незначительное разногласие или разница во мнениях? Что произошло, чтобы обострить ситуацию? Не называйте конфликт автоматически виной любого человека.
4. Опишите чувства, вызванные конфликтом. Сначала вам может быть трудно заставить своих учеников открыться и быть с вами честными. В некоторых культурах студенту неуместно вести такой разговор с авторитетной фигурой. Вы должны сочувствовать тому, что чувствует каждый человек.
5. Внимательно и уважительно слушайте, когда разговаривают жильцы. Постарайтесь понять обе точки зрения. Не перебивай. Это может помочь отразить восприятие и чувства каждого учащегося, повторяя их им. Если возможно, помогите объяснить культурные различия, которые могли вызвать конфликт.
6. Придумайте решение конфликта. Пусть учащиеся придумают решения и предложат свои решения только в случае необходимости. Возьмите на себя роль фасилитатора в групповом разговоре и будьте открыты для решений, предлагаемых студентами. Составьте список решений мозгового штурма, чтобы вы наверняка запомнили их все, а затем попросите жильцов выбрать одно из них и попробовать. Будьте готовы к переговорам и компромиссам.
7. Попробуйте решение. Напомните своим жителям быть терпеливыми. Может не получиться с первого раза.
8. Если одно решение не дает результатов, попробуйте другое. Продолжайте попытки. При необходимости обдумайте другие решения. Возможно, вам придется сообщить о конфликте директору зала, если не будет разрешено, но, надеюсь, ваши жильцы найдут решение, приобретя более глубокое понимание культуры друг друга.
7 Стратегии разрешения конфликтов на рабочем месте
Вовлечения сотрудников
Управление персоналом
апр 27, 2021Конфликт не является чем-то необычным для людей. Люди испытывают это в своей повседневной жизни — со своими друзьями, семьями и, более того, в своей профессиональной жизни. На рабочем месте конфликт вызывает сильное разочарование, боль, дискомфорт, печаль и гнев. Это нормальный жизненный аспект. В современном мире организации нанимают сотрудников из разных географических мест с разным культурным и интеллектуальным опытом, а также с разными точками зрения. В рабочей среде, где люди по-разному относятся к одним и тем же проблемам, обязательно возникнут разногласия.
Виноваты ли звезды в вашем конфликте на работе?
Пройди тест на Зодиак на рабочем месте, чтобы узнать!
♉♊♌♍♐
Конфликты неизбежны в повседневной жизни человека. И когда они случаются, идея состоит не в том, чтобы пытаться их предотвратить, а в том, чтобы решать их и управлять ими эффективным образом. Когда люди используют соответствующие инструменты разрешения для решения проблем, они смогут удержать свои разногласия от перерастания в серьезные проблемы. «Внедрение процессов управления конфликтами в компании имеет основополагающее значение, поскольку помогает снизить количество конфликтов между сотрудниками», — говорит Каспер Хансен, эксперт по составлению резюме из Resumethatworks. Разрешение конфликтов является неотъемлемой частью корпоративного мира, поскольку помогает отличить хороший бизнес от плохого. Итак, как владелец бизнеса, какие шаги вы должны предпринять, чтобы разрешить конфликт? Что ж, ниже приведены некоторые способы, с помощью которых вы можете управлять и разрешать конфликты на рабочем месте.
1. Выяснить источник конфликтаПервым шагом в разрешении конфликта является выяснение его источника. Определение причины конфликта позволит вам понять, как возникла проблема. Кроме того, вы сможете получить согласие обеих сторон на то, в чем заключается разногласие. А для этого нужно обсудить потребности, которые не удовлетворяются с обеих сторон вопроса. Кроме того, вы должны гарантировать взаимопонимание. Убедитесь, что вы получаете как можно больше информации о взглядах каждой стороны. Продолжайте задавать вопросы, пока не будете уверены, что все конфликтующие стороны понимают проблему.
Хотите легко избежать конфликтов
и повысить вовлеченность сотрудников?
Узнайте, чем мы можем помочь! Узнайте больше о коллегах по работе
2. Найдите безопасное и уединенное место для разговора
Многие люди часто задаются вопросом: «Каков подход к мирному решению проблем?» Чтобы вести конструктивный разговор, вам нужно найти среду, в которой вам будет безопасно разговаривать. Такое место также позволяет вам взять на себя необходимые риски для честного общения по существующим вопросам.
Итак, прежде чем пытаться решить какую-либо проблему, найдите безопасное и уединенное место для разговора. Не выбирайте офис ни одной из сторон или место рядом с ними. И, находясь в этом месте, убедитесь, что у каждой стороны есть достаточно времени, чтобы высказать свое мнение по этому вопросу.
3. Активно слушайте и дайте каждому высказаться
После того, как обе стороны встретятся в безопасном и уединенном месте, дайте каждой из них возможность высказать свое мнение и мнение по поводу проблемы. под рукой. Дайте каждой стороне равное время для выражения своих мыслей и опасений, не отдавая предпочтение другой стороне. Во время встречи придерживайтесь позитивного и напористого подхода. При необходимости установите основные правила. Такой подход побудит обе стороны открыто и честно излагать свои мысли, а также понимать причины конфликта и находить решения.
4. Изучите ситуациюВыслушав опасения обеих сторон, найдите время и расследуйте дело. Не судите заранее и не выносите окончательный вердикт на основании того, что у вас есть. Копните глубже и узнайте больше о событиях, вовлеченных сторонах, проблемах и чувствах людей. Ведите индивидуальную и доверительную беседу с заинтересованными сторонами и внимательно слушайте, чтобы убедиться, что вы понимаете их точку зрения. Вы можете сделать это, резюмируя их утверждения и повторяя их им. Кроме того, постарайтесь найти любые основные источники конфликта, которые могут быть незаметны или незаметны на быстром этапе.
5. Определите пути достижения общей целиПри управлении конфликтными процессами у вас должна быть общая цель, которая заключается в разрешении проблемы и предотвращении ее повторного появления. А чтобы решить любую проблему, нужно знать о разных стадиях конфликта. Это позволит вам искать идеальные пути для достижения общей цели. Выяснив источник конфликта, поговорив с обеими сторонами и изучив ситуацию, вам нужно сесть с обеими сторонами и обсудить общие способы, которые вы можете использовать для достижения общей цели, которая заключается в управлении и решении текущего вопроса. Слушайте, общайтесь и проводите мозговой штурм вместе, пока не исчерпаете все варианты. По словам руководителя команды сценаристов Edu Jungles — Кевина Смита, найти источник конфликта — главный шаг к решению любой проблемы.
6. Согласуйте наилучшее решение и определите обязанности каждой стороны в решенииУправление и разрешение конфликтов меняет модель общения. Сотрудникам будет легко взаимодействовать с другими, поскольку они понимают, что у них одна цель — достижение целей компании. Итак, после изучения ситуации и определения путей, с помощью которых можно решить вопрос, обеим сторонам необходимо выработать вывод о наилучшем решении проблемы. И чтобы договориться о лучшем, вам нужно определить решения, с которыми может согласиться каждая сторона. Найдите точки соприкосновения. Затем определите обязанности каждой стороны в разрешении конфликта. Кроме того, крайне важно использовать этот шанс, чтобы определить основную причину и убедиться, что эта проблема не возникнет снова.
7. Оцените, как идут дела, и определите превентивные стратегии на будущее
Никогда не думайте, что проблема решена. Эффективная коммуникация должна доминировать в бизнесе. Итак, спросите себя: «Каков второй шаг эффективного общения?» Знание этого поможет вам убедиться, что сотрудники работают вместе для достижения целей организации. Итак, продолжайте следить за проблемой и оцените, является ли решение эффективным. Если проблема повторится, примите необходимые меры.
Введение в конфликты на рабочем месте
(и как они подрывают производительность и культуру)
Кроме того, определитесь со стратегиями предотвращения на будущее. Многие люди часто спрашивают: «Какой основной конфликт в повседневном использовании?» Некоторые люди могут не во всем соглашаться, и это может быть проблемой. Итак, ищите уроки, которые вы можете извлечь из конфликта и того, как вы справляетесь с ним. Это поможет вам узнать, что вы можете сделать, когда проблема снова всплывет на поверхность, а также позволит вам развивать и развивать свои навыки управления конфликтами путем обучения.
В заключение хочу сказать, что конфликты являются частью нашей повседневной жизни. Вы можете не соглашаться с вашей семьей, друзьями или коллегами. Но существуют различные шаги по разрешению конфликтов, которые вы можете предпринять, чтобы убедиться, что эта проблема неуправляема. Управление и разрешение конфликтов на работе является неотъемлемой частью достижения целей организации. Так что, если у вас есть какие-то проблемы или есть разногласия между вашими работодателями, ищите идеальные способы разрешения этой ситуации. Выше приведены некоторые советы и методы, которые вы можете использовать, чтобы научиться разрешать конфликты на рабочем месте.
Хотите легко избежать конфликтов
и повысить вовлеченность сотрудников?
Узнайте, чем мы можем помочь! Узнайте больше о коллегах по работе
Об авторе: Аллен Крэнстон — аналитик и составитель резюме.