Разное

Психология определение личности: Дистанционное образование Казанского федерального университета

Содержание

Психология личности и рассмотрение проблемы личности в других науках

Человек является самым сложным явлением из всех существующих в мире и самым интересным объектом для самого себя. Человек – существо многостороннее, многомерное и сложно организованное. Понять сущность человеческой субъективности можно только со стороны системного, целостного и историко-эволюционного подхода. Отечественная психология имеет три главные понятийные категории, которые отражают три стороны существования человека: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Труды Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева посвящены последовательному различению данных понятий.

Индивид, как одна из сторон существования человека

Человек как индивид выражается в своих биологических и природных особенностях. При познании человека как индивида необходимо рассмотреть природные основы человеческой жизни, а также его психологии. Когда человек предстает как индивид, он является существом материальным, природным, телесным в его неделимости и целостности. Человек как природное существо может переживать органические потребности. Это потребность в еде, тепле, отдыхе и пр. Продолжением эволюционного ряда является форма, функционирование и строение тела человека. Отмечено, что они имеет больших сходства с организмами высших приматов. В то же время человек имеет значительные отличия от всех других живых существ.

Замечание 1

Русский религиозный философ, Н. А. Бердяев говорил о том, что человек является принципиальной новизной в природе. Тело его предстает культурным телом, одухотворенным и подчиненным высшим целям.

Всем известно, что человеческие органические потребности человека имеют совершенно другой характер, нежели потребности животных. Их удовлетворение происходит другими предметами и способами. Потребности человека культурно обусловлены. Самым главным отличием человека является свободное отношение к переживаниям органических потребностей. При помощи воли человек может заблокировать чувство голода и жажды, преодолеть чувство боли и страха, если в этом кроется цель в достижении личностно значимых вещей.

Замечание 2

А. Н. Леонтьев отмечал, что понятие индивид основывается на фактах неделимости, особенности и целостности любого человека, которые возникают уже в ранний период жизни человека.

Личность: определение и особенности

Определение 1

Личностью принято считать одну из базовых категорий психологической науки, а также одно из самых распространенных понятий.

Обычно в психологии личностью называют более развитый уровень человеческой субъективности. Реальность, описываемая понятием «личность», может проявлять уже в этимологии данного термина. Слово «личность» первоначально имело значение маски, надеваемые актерами в древнегреческом театре. Со временем это понятие приобретало все большее многообразие смысловых значений, оттенков, диапазон которых в какой-то мере является специфическим для конкретного языка.

Определение 2

В русском языке слово «личность» приближено к слову «личина», которое В. И. Даль обозначил как исполнение чужой роли, притворная внешность, общественное лицо, которое обращено к окружающим.

Исходя из этого, значение слова «личность» приобретает два главных смысла:

  • несоответствие между собственными характеристиками человека и содержанием роли, исполняемой им;
  • социальная типичность роли, которая исполняется, ее открытость другим людям.
Определение 3

Ролевая теория личности рассматривает личность как систему ролевого поведения, которое обусловлено суммой устойчивых социальных ожиданий, исходящих со стороны самого близкого окружения.

Отечественная психология подвергала ролевую теорию резкой критике. Человек в социуме однозначно включен во многие разные социальные группы. Он является частью семьи, учебной группы, рабочего коллектива, дружеской компании и т.д. в каждой группе ему отведено особое место, он занимает определенное положение, у него есть некий статус, от него ожидают определенных вещей. Это говорит о том, что один и тот же человек обязан вести себя различно в разных ситуациях, то есть играть разные роли. Но, важно отметить, что личность является именно тем, что дает возможность сохранить целостность своего «Я». Личность не является структурой ролей, а жизнь человека не заключается в проигрывании выбранных или навязанных ролей.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Но, даже взяв во внимание, что личность предстает как центральная и обобщающая категория психологии, единого определения этого термина все же нет. Но одно из многих обозначений личности, которые существуют в психологической науке, не является общепризнанным и всеобъемлющим. Зарубежная психология имеет массу различных теорий личности. При обобщении многих мнений на тему и механизмы развития личности, можно определить ряд общих моментов:

  • личность является особым качеством или характеристикой человека, приобретаемой индивидом в социуме, в совокупности отношений, имеющих общественную природу, в которые включен индивид. Если известно, что индивидом рождаются, то личностью становятся;
  • личность дает характеристику человеку со стороны его общественных отношений и связей. Иными словами, взаимосвязей с другими людьми. По мнению А. Н. Леонтьева личность является «сверхчувствительным образованием», потому как эти отношения и связи с другими людьми являются особой реальностью, недоступной непосредственному восприятию. Исходя из этого, понятие личности в психологии является особым способом существования человека в качестве члена общества, представителя конкретной социальной группы;
  • сущность личности заключается в умении человека действовать самостоятельно, свободно и с ответственностью. Личностным поведением является поведение по собственному свободному выбору;
  • личность не является раз и навсегда сформированным качеством. Личность находится в постоянном развитии.
Определение 4

Под индивидуальностью понимаемся самый высокий уровень интеграции человека по отношению к личностному и индивидуальному уровню.

Особенность индивидуальность заключается в фиксации одновременного своеобразия и неповторимости человека в качестве индивида и личности. Развитие индивидуальности является жизненным путем человека.

Личность в других науках

Отмечено, что личность в качестве предмета познания интересна не только психологии, но и другим наукам, занимающимся изучением человека. В философии бытие человека и общества рассматривается в широком плане, дает ответы на вечные вопросы. При исследовании сущности человека и смысла его жизни, она выявляет общие закономерности его социального и биологического развития, намечает его идеалы, цели и ценности. В философском знании изучается не исключительно целостность человека, но и выявляются всеобщие и сущностные связи в системе «Человек – Мир». Данные связи имеют ценностно-нормативный характер.

Личность в социологии является устойчивой системой социально важных черт, которые определяют биосоциальную природу человека и характеризуют индивида как члена определенной общности. В социологии личность определяет переход от индивидуального к социальному и от социальной системы к межличностным отношениям и поведению, имеющему индивидуальный характер. В данной ситуации совершенно ясно, что понятие личности становится аналогичным понятию индивида и человека.

В психологии изучение личности выполняется при использовании различных отраслей психологической науки. Это происходит из-за многоплановости проявлений личности и их в определенной мере противоречивости. В свою очередь, многоплановость поведения требует сложный психологический анализ, возможность осуществлять исследования в различных ракурсах и на разных уровнях.

Проблемы личности в разных направлениях психологии

Б. Ф. Ломов отмечал, что разработка проблем личности в психологии важна для процесса интеграции информации сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и эмоционально-волевых процессов. Интеграция данной информации важна, для того чтобы уточнить представления о сенсорной структуре человека, его эмоциональной сферы и его интеллекта. Поэтому личность в общей психологии является своеобразным ядром, которое интегрирует начало, связывающее в одно целое разные психические процессы индивида, а также придает его проведению нужную устойчивость и последовательность.

В дифференциальной психологии акцент делается на изучение индивидуально-психологические особенности личности и различия между людьми. В асоциальной психологии выявляется структура личности из структуры ее взаимодействия с социальным целым и другими людьми. По мнению Г. Линдслея и Е. Аронсона задача социальной психологии заключается в понимании и объяснении влияния актуального, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей на чувства, мысли и поведение индивида.

Замечание 3

При этом, важно отметить, что предметом изучения социальной психологии является статус и социальные роли личности в разных социумах, уровень их самовосприятия в контексте данных ролей, межличностные отношения, установки и связи личностей во время совместной деятельности.

Б. Г. Ананьев, резюмируя изучение проблемы личности в психологии, говорил, что проблема личности в качестве одной из главных в прикладной и теоретической психологии является исследованием психических качеств и отношений личности, ряда индивидуальных особенностей и различий между людьми, особых межличностных отношений, ролей и статусов личности в разных социумах субъекта общественного поведения и определенных формах деятельности.

Преимущество данного многоуровневого психологического исследования личности заключается в возможности раскрытия диалектики общего, единичного и особенного психологического склада личности. Б. Ф. Ломов видит важную теоретическую задачу данного подхода в раскрытии объективных оснований интегральных психологических качеств, характеризующих человека в качестве индивида, личности, субъекта и индивидуальности.

Понятие личности

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса- ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности — ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности — это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.


Понятие Я-концепции
Темперамент и личность
Понятие личности
Человек как личность, индивидуальность и универсальность

 


См. также

Личность Психология личности

 


   RSS     [email protected] 

Понятие личности в широком и узком смысле. Трактовка понятия личности.

Сборник текстов по психологии личности представляет собой очередной выпуск в серии хрестоматий по отдельным разделам психологии, подготовленной на кафедре общей психологии психологического факультета Московского го­сударственного университета.

Он выходит одновременно с еще одним изданием текстов, посвященным психологии индивидуальных различий. Оба этих тома можно рассматривать как две составные части пособия по разделу «Личность» курса общей пси­хологии.

По-видимому, нет необходимости говорить об особом положении психологии личности среди других разделов психологии. Ее исключитель­ная важность, но вместе с тем и сложность очевидны.

Психология личности прямо касается проблем, волнующих каждого человека. Это проблемы жизни человека среди людей, нравственного пове­дения, воспитания детей, поиска смысла жизни и многие другие.

Особое значение психологии личности определяется ее теснейшей связью с решением задачи воспитания нового человека коммунистического общества.

Вместе с тем читатель, впервые знакомящийся с данной областью исследований, должен столкнуться с серьезными трудностями. Они обусловлены состоянием современной психологии личности. Достаточно сказать, что, несмотря на большую работу, проделанную философами и психологами по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения его пока нет.

При определении общей структуры предлагаемого издания и отборе текстов мы руководствовались задачей помочь студенту, впервые знако­мящемуся с психологией личности, составить общее представление о той реальности, которая называется личностью, а также о тех вопросах, кото­рые ставит и решает общая психология при изучении и осмыслении этой реальности.

В сборник не вошли теории личности, а также изложение методов ее исследования. Обе эти темы требуют специального углубленного изучения на следующем этапе психологического образования.

Ввиду общепсихологической ориентации издания в нем не представлены как таковые социально-психологические и патопсихологические подходы к исследованию личности.

Наконец, общеобразовательное назначение сборника обусловило включение особого Приложения, в котором собраны непсихологические тексты (из философской, художественной, дневниковой литературы). Они должны послужить материалом для конкретного обсуждения некоторых вопросов психологии личности в рамках семинарских занятий и при само­стоятельной работе студентов (см. предисловие и комментарии в При­ложении) .

Первый раздел сборника включает работы, каждая из которых фактически содержит попытку ответить на вопрос:«Что такое личность?» Он открывается статьей советского философа Э. В. Ильенкова, в которой дается анализ марксистского понимания личности. В следующих затем работах ведущих советских психологов представлены различные конкретно-психологические разработки марксистского подхода к проблеме личности.

Принципиальный ответ на вопрос о том, что такое личность, материа­листическая психология получает из определения Марксом сущности человека. Это определение задает как бы «пространство» существования личности и позволяет сделать решающий шаг на пути формирования собственно научного предмета психологии личности.

Как показывает в своей статье Э. В. Ильенков, из марксова определе­ния сущности человека вытекает ряд важных следствий. Во-первых, вопрос о сущности каждого человека есть вопрос о той совершенно кон­кретной системе его отношений с другими людьми, которые возникают в процессе коллективной деятельности по поводу вещей, созданных и созда­ваемых трудом. Во-вторых, эта его сущность лежит не внутри, но вне отдельного индивида, и, наконец, в-третьих, сущность эта является об­щественно-исторической, ибо такова система отношений, через которую, она определяется.

Акцентирование общественно-исторической природы личности проходит красной нитью через работы советских психологов. Однако авторы этих работ различаются по тому, где они проводят границу между личностью и наличностью, личностным и неличностным.

Как видно из представленных работ, существует более широкая и более узкая трактовка понятия личности. Авторы, придерживающиеся более широкого понимания личности, включают в ее структуру также и индивидуальные биофизиологические характеристики организма: инерт­ность — подвижность нервных процессов, тип метаболизма и т. п. (Б. Г. Ана­ньев) или, например, такие «природно-обусловленные» свойства, как свойства зрения  (С. Л. Рубинштейн).

Очевидно, что при таком употреблении термина «личность» его зна­чение практически совпадает с понятием конкретного, отдельного человека. Такое понимание личности близко к точке зрения обыденного сознания, с характерным для него акцентом на неповторимость, уникальность облика каждого человека.

Представление о личности в узком смысле наиболее четко сформули­ровано в работе А. Н. Леонтьева. Личность — это особое образование, «особого рода целостность», которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития. Это образование порождается спе­цифически человеческими отношениями. Что касается природных индивидуальных свойств: морфологических, физиологических, а также некоторых индивидуально приобретенных психологических особенностей человека, то они к собственно личностным свойствам не относятся, а характеризуют человека как индивида. Индивид — это скорее та реальность, которая заключена в границах тела человека, в то время как личность — обра­зование, не только выходящее за-пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.

следующая – формирование личности

Оглавление. Психология личности. Тексты.

Консультация психолога в Москве.

 

СВЕТООТРАЖАТЕЛИ СОХРАНЯТ ЖИЗНЬ!

СВЕТООТРАЖАТЕЛИ СОХРАНЯТ ЖИЗНЬ!

Одной из причин дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, особенно в условиях недостаточной освещенности, является плохая видимость пешехода.

Действенным способом защиты пешеходов, особенно в темное время суток, становится ношение специальных светоотражающих элементов на одежде. Светоотражатели – специальные устройства, которые ярко светятся в темное время суток в свете фар автомобилей и являются единственным средством, увеличивающим контраст фигуры человека по сравнению с окружающей средой.

Считается, что человек на дороге должен быть виден на расстоянии не менее 200 м. Обозначение силуэта человека на расстоянии дает возможность водителю вовремя среагировать и затормозить. Водители автомобилей обнаруживают пешехода, имеющего световозвращатель, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходом без него.

Светоотражатель следует крепить к верхней одежде с двух сторон, к рюкзакам, к сумкам, чтобы при переходе через проезжую часть на них попадал свет фар автомобилей. Это важно!

Даже имея на одежде светоотражатель, необходимо соблюдать все правила безопасного поведения на дороге.

По предварительным данным ГУОБДД МВД России, за 9 месяцев 2021 г. зарегистрировано 12 236 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых 422 ребенка погибли (рост составил 7,4%) и 13 375 получили травмы различной степени тяжести.

Особую тревогу вызывает рост ДТП по следующим категория. Так, при управлении мопедами и приравненными к ним транспортными средствами зарегистрировано 361 ДТП (рост составил 3,1%), в которых погибли 13 детей (рост составил 85,7%), 353 получили травмы (рост составил 2,9%). В ДТП, где дети являлись водителями мототранспорта, в 652 ДТП (снижение на 1,7%) погиб 21 ребенок (рост составил 40%), травмы получили 635 детей (снижение на 2,3%).

В темное время суток ДТП погибли 27 несовершеннолетних, из них 24 ребенка были без световозвращающих элементов.

Психологические материалы — Психологическое определение личности. В. М. Бехтерев

 


В. М. Бехтерев

 см также «краткая биография. В. М. Бехтерев«

Основу работы «Личность и условия ее развития и здоровья» составляет речь, произнесенная ученым 4 сентября 1905 г. на II съезде русских психиат­ров в Киеве. В этой работе Бехтерев дает определение личности с опорой на понятие «отношения человека», рассматривает широкий перечень факторов развития личности, включая природную и социальную среду. Достаточно де­тально Бехтерев обсуждает вопрос о необходимости создания благоприят­ных социально-экономических и гигиенических условий полноценного раз­вития личности, сохранения психического здоровья.

 

Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее развития составляет ту непосред­ственную цель, к которой прежде всего должен стремиться каж­дый из врачей, посвящающих себя изучению душевных рас­стройств. Руководясь этим, я полагаю, что собравшиеся здесь не посетуют на меня, если я займу их внимание вопросами, связан­ными с личностью и охраной ее здоровья и правильного развития с точки зрения врача-психиатра.

Прежде всего, мы должны выяснить для себя, что следует понимать под названием личности?

Должно иметь в виду, что в отношении психологического определения личности мы встречаемся еще с большими проти­воречиями в науке. Действительно, по поводу понятия лично­сти высказывались различные взгляды и мнения в зависимости от того направления в своих основных воззрениях, которого дер­жались различные психологические школы. <…>

Мы полагаем, что кроме объединяющего начала под лично­стью следует понимать и направляющее начало, которое руко­водит мыслями, действиями и поступками человека.

Таким образом, кроме внутреннего объединения и координа­ции личность, как понятие, содержит в себе и активное отноше­ние к окружающему миру, основанное на индивидуальной пере­работке внешних воздействий.

В этом определении наряду с субъективной стороной выдви­гается, как легко видеть, и объективная сторона личности. Мы думаем, что в вопросах психологических мы не должны ныне пользоваться одними субъективными определениями. Психи­ческая жизнь есть не только ряд субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным рядом объективных явлений.

В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее вне­шний мир. Мы скажем более! Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность.

По Ribot, «реальная личность — это организм и его высший представитель — мозг, заключающий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индиви­дуальный характер со всеми своими деятельными и пассивны­ми способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и дея­тельностью».

Мы не погрешим против истины, если скажем короче: лич­ность с объективной точки зрения есть психический индивид со всеми его самобытными особенностями — индивид, представ­ляющийся самодеятельным существом по отношению к окружа­ющим внешним условиям.

Должно иметь в виду, что ни оригинальность ума, ни твор­ческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокуп­ность психических явлений со всеми их особенностями, выде­ляющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодея­тельность, характеризует личность с объективной ее стороны.

Умственный кругозор представляется неодинаковым между лицами различно образованными, но ни один из них не теряет права на признание в нем личности, если только он проявляет в той или другой мере свое индивидуальное отношение к окружа­ющим условиям, представляясь самодеятельным существом. Только утрата этой самодеятельности делает человека вполне безличным; при слабом же проявлении самодеятельности мы можем говорить о слабо развитой или пассивной личности.

Итак, личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру.
——————————
см также:
Органическая и социальная сфера личности
Личность и условия ее развития и здоровья 

 

Психология личности (Мельник С.Н.) — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Психология личности (Мельник С.Н.)


Содержание

АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ КАК РАЗДЕЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Глава 1.1. Психология личности: введение в дисциплину
1.1.1. Краткая история исследований личности
1.1.2. Личность как предмет психологического познания
1.1.3. Психология личности как дисциплина
1.1.4. Методология экспериментальных исследований личности
ГЛАВА 1.2. Индивид, личность, индивидуальность
1.2.1. Общее представление о человеке как индивиде
1.2.2. Общее представление о человеке как о личности
1.2.3. Личность и индивидуальность
Глава 1.3. Движущие силы и условия формирования и развития личности
1.3.1. Биогенетический подход к формированию и развитию личности
1.3.2. Социогенетический подход к формированию и развитию личности
1.3.3. Биосоциальный подход к формированию и развитию личности
1.3.4. Схема системной детерминации развития личности по А.Асмолову
1.3.5. Формирование личности в онтогенезе
МОДУЛЬ 2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Глава 2.1. Структура личности
2.1.1. Различные подходы к изучению структуры личности в отечественной психологии
2.1.2. Стратегии изучения организации личности по А.Асмолову
Глава 2.2. Темперамент
2.2.1. Общая характеристика темперамента как свойства личности
2.2.2. Краткий обзор теорий темперамента
Глава 2.3. Общее представление о характере
2.3.1. Определение характера, понятие о чертах характера
2.3.2. Типология характеров
Глава 2.4. Общее представление о способностях и понятие направленности личности
2.4.1. Общая характеристика способностей человека
2.4.2. Направленность личности и основные формы направленности
МОДУЛЬ 3. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 3.1. Психоаналитическое учение З.Фрейда
3.1.1. Краткая характеристика психодинамического направления
3.1.2. Бессознательное как основа человеческого существования по З. Фрейду
3.1.3. Структура психики по Фрейду
3.1.4. Учение о влечениях и основные этапы его развития
3.1.5. Формирование структуры личности по З. Фрейду (стадии психосексуального развития)
3.1.6. Содержание и функционирование основных структур личности по З. Фрейду
3.1.7. Сублимация как механизм переориентации основных влечений
3.1.8. Природа тревоги и её функция
3.1.9. Основные механизмы психологической защиты по З. Фрейду
Глава 3.2. Индивидуальная психология А. Адлера
3.2.1. Принцип телеологической детерминации как основа психической жизни индивида
3.2.2. Концепция социального влечения в теории А.Адлера
3.2.3. Влечение к власти, превосходству, совершенству
3.2.4. Понятие фиктивной цели и жизненного плана
Глава 3.3. Аналитическая психология К. Юнга
3.3.1. Общая характеристика аналитической психологии К. Юнга
3.3.2. Структура психики по Юнгу
3.3.3. Коллективное бессознательное как основа психической жизни индивида
3.3.4. Развитие личности по Юнгу
МОДУЛЬ 4. БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 4.1. Классический бихевиоризм Уотсона
4.1.1. Джон Уотсон как основоположник бихевиорального направления в теории личности
4.1.2. Основные положения классического бихевиоризма
Глава 4.2. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера
4.2.1. Основные положения теории Скиннера
4.2.2. Понятия респондентного и оперантного поведения
4.2.3. Научение и режимы подкрепления
МОДУЛЬ 5. СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ И КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Глава 5.1. Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры
5.1.1. Основные принципы социально-когнитивной теории А.Бандуры
5.1.2 Научение через моделирование
5.1.3. Подкрепление в научение через наблюдение
Глава 5.2. Теория социального научения Джулиана Роттера
5.2.1. Основные принципы теории социального научения
5.2.2. Основная формула прогноза поведения
5.2.3. Интернальный и экстернальный локус контроля
Глава 5.3. Когнитивная теория личности Джорджа Келли
5.3.1. Конструктивный альтернативизм
5.3.2. Личностные конструкты: модели действительности
5.3.3. Основной постулат теории личностного конструкта Келли и выводы из него
5.3.4. Типы личностных конструктов по Келли
МОДУЛЬ 6. ДИСПОЗИЦИОННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 6.1. Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности
6.1.1. Общие представления теории Г.Олпорта
6.1.2. Концепция черты личности
Глава 6.2. Рэймонд Кеттел: структурная теория личности
6.2.1. Общие принципы теории черт личности
6.2.2. Структурные принципы: категории черт личности
ГЛАВА 6.3. Ганс Айзенк: теория типов личности
6.3.1. Основные типы личности
МОДУЛЬ 7. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 7.1. Теория самоактуализации А. Маслоу
7.1.1. Основные принципы гуманистической психологии
7.1.2. Общие представления теории А.Маслоу
7.1.3. Мотивационная концепция Маслоу
7.1.4. Иерархия фундаментальных потребностей по А.Маслоу
7.1.5. Характеристики самоактуализирующихся людей
Глава 7.2. Гуманистическая психология К.Роджерса
7.2.1. Представления К.Роджерса о природе человека
7.2.2. Феноменология Роджерса
7.2.3. Я-концепции личности по К.Роджерсу
7.2.4. Развитие Я-концепции
ГЛОССАРИЙ
ЛИТЕРАТУРА


ЛИЧНОСТЬ — Pro-Psixology.ru

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ

Понятие о личности в психологии

Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии, поэтому в данном курсе мы не будем углубляться в детали противоречий между различными психологическими школами, а остановимся на общепризнанных концепциях.

В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) — то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Гордон Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его поведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (Карл Густав Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.

Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Таким образом, мы можем дать определение личности:

Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

Междисциплинарный подход к личности

Понятие личности является важным не только для общей психологии, но и для других наук. При этом конкретное содержание данного термина может отличаться в разных науках (рис. 20.1).

Более того, даже в рамках одной науки — психологии понятие «личность» будет отличаться в зависимости от того, какая отрасль психологии ее изучает (рис. 20.2).

Рис. 20.2. Взгляд на личность в различных отраслях психологии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7

Какие черты характера позволяют прогнозировать производительность труда?

Мама всегда говорила, что индивидуальность и ум важнее красивой внешности. И теперь на ее стороне даже психологи.

В течение многих лет психологи обращались к когнитивным способностям и интеллектуальным возможностям как к показателям эффективности работы. Считалось, что у более умных людей больше шансов преуспеть в работе. Но интеллект — это только часть истории.

Другие важные факторы эффективности работы — креативность, лидерство, порядочность, посещаемость и сотрудничество — связаны с личностью, а не с интеллектом.

Когда психологи пытаются определить, какой тип личности у кого-то, они смотрят на «большую пятерку»: является ли кто-то экстравертом; согласны ли они; добросовестны ли они; устойчивы ли они эмоционально; и открыты ли они для опыта.

Однако психологи не согласны с этим.

Один исследовательский лагерь утверждает, что добросовестность — ответственность, надежность, организованность и настойчивость — является общим условием успеха.

Но использование добросовестности в качестве стандарта выполнения работы не сработает для всех должностей.Для некоторых профессий, особенно творческих, добросовестность может быть скорее обузой, чем преимуществом. Некоторые исследования показывают, что, хотя добросовестность и предопределяет эффективность в реалистичной и обычной работе, она препятствует успеху в исследовательской, художественной и социальной работе, которая требует новаторства, творчества и спонтанности.

Межличностные навыки — еще один показатель эффективности работы. По мере того, как рабочее место движется к командной работе и работе, ориентированной на оказание услуг, оценка навыков межличностного общения становится все более важной.

Психологи говорят, что то, что они называют «контекстуальной эффективностью», также ведет к хорошей работе. Контекстная производительность означает выполнение вещей, выходящих за рамки простого выполнения работы, например, волонтерство, дополнительные усилия, сотрудничество, следование правилам и процедурам и одобрение целей организации.

Если вы хотите увидеть, преуспеете ли вы в работе, вам нужно увидеть, есть ли у вас личность, подходящая для этой работы, а не только ум, позволяющий ее выполнять.

Личность — IResearchNet

Определение личности

Личность — это типичный способ чувствования, мышления и действий человека.Учитывая, что личность типична, она довольно стабильна во времени. Социальное поведение относится к чувствам, мыслям или действиям человека по отношению к другим людям. Эти два определения имеют очень тесную взаимосвязь. Знание чего-либо о личности человека должно позволить психологам предсказать его или ее социальное поведение. Точно так же знание социального поведения человека должно дать ключ к разгадке его или ее личности. Другими словами, личность и социальное поведение человека влияют друг на друга, и знание одного позволяет сделать вывод информации о другом.

История и предпосылки исследования личности

Люди склонны описывать других с точки зрения личностных характеристик. Для описания человека можно использовать почти 20 000 английских слов. Например, людей можно охарактеризовать как общительные или застенчивые, доминирующие или покорные, совестливые или беспечные и т. Д. Люди обладают разными личностными качествами; следовательно, можно группировать людей на основе этих характеристик. История изучения личности психологами включает несколько попыток разработки систем, которые помогли бы классифицировать людей по их личностям.Древние греки впервые попытались широко описать личность с помощью типов. Было четыре типа личностей (в зависимости от того, какая из жидкостей их тела преобладала): веселые, раздражительные, подавленные и бесстрастные. В прошлом веке личность также была классифицирована по трем различным типам телосложения: эндоморф был пухлым, веселым и расслабленным; эктоморф был худым, тревожным и замкнутым; а мезоморф был мускулистым, уверенным и активным.

Совсем недавно «16 факторов личности» Раймонда Кеттелла (16 PF) предложили способ классификации людей по 16 параметрам личности.16 PF включают в себя меры теплоты, рассудительности (интеллекта), эмоциональной стабильности, доминирования, живости, осознания правил, социальной смелости, чувствительности, бдительности (подозрительности), абстрактности (воображения), приватности, опасений, открытости к изменениям, уверенности в себе. , перфекционизм и напряжение. Чтобы полностью описать личность человека, ему будет дана оценка того, какой частью каждого личностного фактора он или она обладает. Однако наиболее распространенный способ мышления о личности — это личностные черты Большой пятерки.Эти черты личности похожи на 16 PF, но они объединены в меньшее количество категорий. Эти черты включают экстраверсию, невротизм (эмоциональную нестабильность), сознательность, уступчивость и открытость опыту (непредубежденность). Считается, что описания человека по каждому из этих пяти измерений достаточно, чтобы дать другому человеку хорошее представление о том, к какому типу он относится. Черты личности влияют на поведение людей. Следовательно, если людей описывают как экстравертов, можно ожидать, что они будут общительны в группах.Если люди добросовестны, от них можно ожидать усердия. Если люди невротичны, они склонны к тревоге.

Определение переменных личности

Современные системы классификации личности (например, Большая пятерка, 16 PF) были созданы путем определения всех слов, которые люди используют для описания друг друга. Затем исследователи создали категории, отсортировав отдельные слова на основе общих характеристик. Категории, возникшие в результате этого процесса, были названы личностными чертами или факторами.Например, с категорией экстраверсии могут быть связаны такие слова, как общительный, общительный, громкий, уверенный, разговорчивый, дружелюбный и т. Д. Категория невротизма может содержать такие слова, как тревожный, напряженный, неуверенный, параноидальный, нестабильный и т. Д. Категория «Экстраверсия» также может содержать такие слова, как «тихий», «застенчивый», «неуверенный» и т. Д., Потому что у кого-то может быть низкий уровень экстраверсии. Точно так же категория невротизма также будет содержать описательные слова, такие как стабильный, спокойный и безопасный, потому что люди также могут иметь низкую оценку невротизма.

Категории могут быть дополнительно сгруппированы с использованием статистического метода, называемого факторным анализом. По сути, этот анализ ищет сходства между категориями и объединяет несколько категорий в одну, если кажется, что они описывают одно и то же измерение личности. Этот метод использовался на 16 PF. Например, 16 категорий жизненных сил, социальной смелости и приватности могут быть объединены, чтобы сформировать категорию экстраверсии Большой пятерки, а 16 категорий напряженности, опасений и (низкой) эмоциональной стабильности могут быть объединены, чтобы сформировать Большую пятерку экстраверсии. Пять категорий невротизма.Этот процесс группирования дескрипторов личности полезен, потому что он дает более упрощенный способ описания людей. Вместо того, чтобы описывать людей с помощью 20 000 слов, людей можно описать на основе 16, или всего 5

.

Измерение личности

Для оценки личности людей просят ответить на вопросы о себе, связанные с интересующими личностными качествами. Анкеты или опросы личности включают вопросы о чувствах, предпочтениях и поведении человека.Обычно людей просят ответить на вопросы о себе и своих личностных характеристиках. Однако иногда людей, которые знают этого человека, например руководителей, друзей или членов семьи, просят ответить на вопросы о личности этого человека.

Эти анкеты создаются путем определения двух групп, которые, как известно, различаются интересующими их личностными чертами, задавая им вопросы, касающиеся их чувств, предпочтений и поведения, и наблюдая, на какие вопросы эти две группы по-разному отвечают.Какие бы вопросы ни были обнаружены, чтобы различать эти две группы, включаются в личностный перечень. Например, если предполагается, что личностная инвентаризация позволяет измерить удовольствие человека от мышления, исследователи могут раздать анкету профессорам университетов и бросившим школу. Ожидается, что эти две группы будут различаться по личностным характеристикам, представляющим интерес (удовольствие от мышления), поэтому исследователи определят, на какие вопросы эти две группы отвечают по-разному, и включат эти вопросы в личностный перечень.Инвентаризация личности может измерять любое количество личностных черт, и они содержат отдельную шкалу для каждой личностной черты, которую они предназначены для измерения. Точное измерение личности важно отчасти потому, что оно необходимо для точного поведенческого прогнозирования. Без качественных показателей личности влияние личности на социальное поведение будет недооцениваться.

Влияние личности на важные социальные формы поведения

Считается, что оценка личностных качеств человека помогает предсказать его или ее будущее поведение.Чтобы оценить, влияет ли личность на социальное поведение, реакции человека на личностный инвентарь сравниваются с наблюдаемым этим человеком социальным поведением. Если личностные ответы на анкету и социальное поведение связаны, оценка человека в личностном инвентаре должна быть в состоянии предсказать его будущее поведение. Было обнаружено, что переменные личности влияют на различные виды социального поведения, такие как помощь, подчинение, послушание, агрессия и предубеждения.На самом деле, существуют личностные шкалы, которые измеряют склонность людей к агрессивности, конформизму, альтруизму (показатель помогающего поведения) и авторитаризму (показатель предубежденности), и это лишь некоторые из них.

Например, при рассмотрении 16 категорий PF, упомянутых ранее, категория опасений может использоваться как показатель склонности человека к подчинению. Люди с большей вероятностью будут подчиняться решениям других, если они не уверены в своих способностях принимать решения.16 категорий открытости переменам и доминированию могут использоваться как показатель склонности к предубежденной личности. Люди, которые хотят доминировать над другими и не готовы отказываться от традиционных идей, с большей вероятностью будут проявлять предубеждения. 16 категорий теплоты и чувствительности PF могут использоваться для обозначения склонности к поведению, направленному на помощь. Помощь другим, скорее всего, будет исходить от людей, которые внимательны к другим и чувствительны. Для прогнозирования социального поведения (в некоторой степени) можно использовать множество различных показателей личностных переменных.

Важность ситуации по сравнению с личностью

Хотя предполагается, что личность позволяет предсказывать поведение человека, она не позволяет совершать предсказания в каждой ситуации. К сожалению, исследования показывают, что поведение людей часто непоследовательно. Ситуация, в которой находится человек, также может влиять на поведение. Дискуссия, которая длилась два десятилетия, называлась противоречием между личностью и ситуацией, включала обсуждение того, когда личность или ситуация могут лучше предсказать поведение.В основном, как будет обсуждаться, личность может влиять на поведение, когда ситуация не создает сильного давления на человека, заставляющего его вести себя определенным образом, когда этот человек демонстрирует доминирующие личностные характеристики, когда этот человек не заботится о том, чтобы соответствовать его или ей. поведение в соответствии с ситуативными требованиями, и когда поведение человека наблюдается в различных ситуациях с течением времени.

Типы ситуаций

Неудивительно, что когда люди оказываются в незнакомых ситуациях или ситуациях, требующих более формального поведения (в церкви или на собеседовании), их личности влияют на их поведение меньше, чем ситуативные требования.С другой стороны, когда люди находятся в знакомых, комфортных ситуациях (с друзьями или семьей), их личность с большей вероятностью влияет на поведение. Например, если человек сообщает, что у него застенчивый характер, эту информацию можно использовать для точного прогнозирования поведения в классе или в окружении новых, незнакомых людей. Однако информация о том, что этот человек застенчивый, может не использоваться, чтобы точно предсказать, что его или ее поведение будет застенчивым в общении с близкими друзьями.Возможно, этот человек станет дружелюбным и общительным человеком после того, как ему стало комфортно с людьми. Точно так же, хотя некоторые люди склонны быть полезными, послушными, агрессивными или конформистскими только потому, что у них есть такая личностная склонность, ситуация также может влиять на поведение людей, делая эту личностную склонность более или менее выраженной. Например, даже очень пассивный человек может стать агрессивным, если его достаточно спровоцировать.

Важность ситуации в прогнозировании поведения определяется тщательно контролируемыми экспериментальными исследованиями.Исследователь создает две или более разных ситуаций, подвергает каждого участника одной из ситуаций, а затем измеряет реакцию или поведение каждого участника. Разница в поведении участников в двух ситуациях указывает на то, насколько ситуация влияет на поведение. Другими словами, если исследователь наблюдает, как участники (как группа) в одной ситуации ведут себя не так, как участники, оказавшиеся в другой ситуации, предполагается, что это различие в поведении связано с ситуацией, а не с ситуацией. личности участников.Кроме того, исследователь может как измерить личность с помощью инвентаря, так и манипулировать ситуацией, чтобы увидеть, насколько личность человека или ситуация лучше предсказывают поведение.

Типы людей и личностные характеристики

Подобно тому, как одни (сильные) ситуации влияют на поведение людей больше, чем другие, на некоторых людей ситуации в целом влияют больше, чем на других. Некоторые люди постоянно следят за своим поведением и корректируют его, чтобы обеспечить его соответствие ситуации (высокий уровень самоконтроля).Например, эти люди с большей вероятностью будут вести себя по-разному в разных группах друзей. С другой стороны, люди, которые не заботятся о мониторинге своего поведения, чтобы соответствовать социальной ситуации (низкий уровень самоконтроля), с большей вероятностью будут вести себя в соответствии со своей личностью в разных ситуациях. Они будут действовать одинаково, например, с разными группами друзей.

Некоторые личностные характеристики также являются более доминирующими для данного человека, чем другие характеристики, и эти характеристики с большей вероятностью будут влиять на поведение человека в разных ситуациях.Человек может быть крайне невротичным и слегка общительным. Можно было бы ожидать, что такой человек будет беспокоиться большую часть времени, независимо от ситуации, но только некоторое время дружелюбно. Точно так же некоторые черты личности имеют тенденцию быть сильными у разных людей. Например, выразительные черты проявляются в речи, жестах и ​​манерах человека. Люди с очень оживленным характером, где бы они ни находились, будут громко говорить с преувеличенными жестами рук. Слабые черты личности зависят от ситуации.Например, некоторые люди больше озабочены созданием положительного впечатления, чем другие. Эти люди могут вести себя по-разному с людьми, которых они хотят произвести на них впечатление (например, на первом свидании), чем с людьми, которых они не заботятся о впечатлении.

Типы поведения

Более того, личность может быть лучшим предиктором того, как люди обычно будут действовать (в разных ситуациях), чем в конкретной ситуации. Таким образом, вместо того, чтобы смотреть на поведение человека в одной ситуации, следует измерить поведение человека, усредненное по множеству ситуаций, чтобы изучить взаимосвязь между личностью и поведением.Например, нечестный человек может не обмануть конкретный экзамен в школе, но он будет склонен к более нечестному поведению в различных ситуациях (обман в школе, обман налогов, ложь и т. Д.), Чем тот, кто честный. В общем, важно иметь хорошие показатели поведения. Такие показатели поведения должны быть получены посредством оценок несколькими оценщиками, которые хорошо знают человека, должны быть непосредственно наблюдаемы и связаны с интересующей характеристикой личности, а также должны быть получены для нескольких ситуаций во времени.

Последствия

Оказывается, отношения между личностью и поведением очень похожи по силе на отношения между ситуацией и поведением. Взаимосвязь между личностью и поведением (или между ситуацией и поведением) позволяет исследователям правильно предсказывать поведение человека примерно в 70% случаев. Таким образом, личность и ситуация важны для прогнозирования поведения.

Более уместно использовать личность, чтобы предсказать, как человек обычно будет действовать в большинстве ситуаций, а не то, как люди будут действовать в конкретных ситуациях.Это связано с тем, что сама ситуация часто меняется и влияет на поведение человека. Иногда поведение можно предсказать, главным образом, исходя из личности. Личность, вероятно, будет больше влиять на поведение в ситуациях, когда человек демонстрирует доминирующие личностные характеристики, когда этот человек не заботится о том, чтобы приспособить свое поведение к требованиям ситуации, или когда ситуация является слабой (нет установленных социальных правил). С другой стороны, ситуация будет играть большую роль в поведении, если ситуация сильная (четкие социальные требования) или если человек заботится о том, чтобы его или ее поведение соответствовало требованиям ситуации.

Наконец, хотя ситуации часто влияют на поведение людей, люди также выбирают и влияют на ситуации, в которых они оказываются. Личности людей влияют на типы ситуаций, в которые они попадают. Это увеличивает вероятность того, что они будут демонстрировать определенное поведение. Например, общительные люди чаще посещают вечеринки, чем застенчивые. Посещение вечеринки дает им больше возможностей для демонстрации общительного поведения и может со временем даже усилить это поведение.В свою очередь, поведение человека может повлиять на атмосферу самой вечеринки (ситуацию).

Артикулы:

  1. Kenrick, D. T., & Funder, D. C. (1988). Извлечение выгоды из противоречий: уроки дискуссии о личности и ситуации. Американский психолог, 3, 23-34.
  2. Mischel, W. (1968). Личность и оценка. Нью-Йорк: Вили.
  3. Снайдер М. и Кантор Н. (1998). Понимание личности и социального поведения: функционалистская стратегия. В S. Fiske & D.Т. Гилберт (ред.), Справочник по социальной психологии (4-е изд., Том 1, стр. 635-679). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  4. Снайдер М. и Икес В. (1985). Личность и социальное поведение. В Г. Линдзи и Э. Аронсон (редакторы), Справочник по социальной психологии (3-е изд., Том 2, стр. 883-948). Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

Что такое личность? Это определения, природа, характеристики и т. Д.

Значение личности в психологии

Слово «личность » произошло от латинского слова « персона» , что означает маску , которую носит актер.

Определения личности в психологии
  1. «Личность — это динамическая организация внутри человека тех психофизических систем, которые характеризуют его / ее характерную адаптацию к окружающей среде» Allport (наиболее полное определение )
  2. «Личность относится к уникальному и последовательному образцу мышления, чувств и поведения» — Первин
  3. Рэймонд Кеттелл определяет личность как черты, которые предсказывают поведение человека.
  4. Согласно Американской психологической ассоциации , « Личность относится к индивидуальным различиям в характерных образцах мышления, чувств и поведения».
  5. Мортон Принс (1924) определяет: «Личность — это совокупность всех биологических, врожденных предрасположенностей, импульсов, склонностей, аппетитов и инстинктов индивидуума, а также приобретенных предрасположенностей и склонностей, приобретенных опытом».
  6. Личность — это более или менее стабильная и стойкая организация характера, темперамента, интеллекта и телосложения человека, которые определяют его уникальную адаптацию к окружающей среде.(Айзенк, 1952).
  7. Личность обычно относится к отличительным образцам поведения (включая мысли и эмоции), которые характеризуют адаптацию каждого человека к ситуациям его жизни или ее жизни. (Уолтер Мишель, 1981).
  8. Личность обычно определяется как уникальные и относительно стабильные модели поведения, мыслей и эмоций человека. (Барон, 1993).

(Примечание: выделите первую, чтобы получить хорошие оценки на экзамене)

Природа личности в психологии или характерные черты личности
  1. Динамическая организация — Психологическими элементами системы являются независимы, но функционируют связующим образом.может меняться
  2. Психофизические системы — Психологические элементы системы — черты характера, эмоции, интеллект, темперамент, характер основаны на неврологии и эндокринологии тела.
  3. Unique- У всех разные личности.
  4. Согласованный образец — человек ведет себя одинаково в разных ситуациях.
  5. Мышление (познание), Чувство (аффект), Поведение (поведение)

Детерминант личности в психологии

1 Биологические факторы — Телосложение, Физический дефект, Физическая привлекательность, Здоровье Условия

2 Психологические факторы

1 Интеллектуальные детерминанты
2 Эмоциональные детерминанты
3 Чрезмерная любовь и привязанность
4 Самораскрытие
5 Стремление и достижения
6 Достижений
7 Постановка целей


9015 Социальные факторы 1 9010 Принятие
2 Социальная депривация
3 Факторы образования
4 Детерминанты семьи
5 Эмоциональный климат дома и обычное положение
6 Размер семьи

Методы изучения личности в психологии
  1. Опись самоотчета
  2. Q- Сортировка Тесты
  3. Рейтинговые шкалы
  4. Beha ВИРАЛЬНЫЕ Наблюдения
  5. Интервью
  6. Проективные методы
  7. Биологические меры
  8. Анализ документов

Характеристики «хорошей» теории личности
  • Это должно помочь нам понять и объяснить индивидуальные различия
  • Это должно помочь в прогнозировании человеческого поведения дома, в школе, на рабочем месте и в других социальных условиях
  • Он должен быть проверен эмпирически
  • Он должен расти с течением времени за счет включения результатов исследований и конструктивной критики
  • Он должен быть широко применим

Подходы к Изучение личности в психологии

A.Подход к взаимодействию человека и ситуации — Этот подход утверждает, что если поведение людей так резко меняется от одной ситуации к другой, мы должны сосредоточиться на ситуациях, а не на чертах характера.

B. Идиографический подход к личности — Идиографический метод предполагает изучение отдельного человека как целостной, сложной, взаимодействующей системы.

C. Номотетический подход к P эерсональность — Номотетические исследования — это те исследования, в которых характеристика (например, агрессия) изучается у большого числа людей, которые могут быть похожи только в том, что у них есть одна общая черта.

Культура и личность

Культурные эффекты — Общее поведение и обычаи, которым мы учимся в различных учреждениях нашего общества. например религия, система образования, государственная политика и идеология, национальность, раса, каста, этическая группа

Подходы Emic VS Etic — Подход emic зависит от культуры. Он ориентирован на единую культуру. Подход etic является кросс-культурным.Он ищет сходства между культурами.

Индивидуалистическая и коллективистская культуры — Различие между центральностью или фокусом автономной личности по сравнению с коллективным целым. например Западная культура поощряет независимость и индивидуальное развитие, тогда как восточные культуры поощряют групповую деятельность и коллективное развитие

Вы хотите проверить свою личность ? Щелкните здесь

Психология личности в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Эти пять факторов обеспечивают богатую концептуальную основу для интеграции всех результатов исследований и теории личности психологии .

Из

Википедия