Основные психологические проблемы современной семьи
Семья является объектом исследования многих наук — социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и многих других. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика -потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография — особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография — роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика — ее воспитательные возможности. Психология, в рамках психологии семейных отношений, концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. К основным параметрам межличностных отношений относятся статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.
Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы. Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) — уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.). Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно — 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система — прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия.
В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.
С какими же психологическими проблемами сталкивается современная семья? В первую очередь, конечно, следует отметить сложное переживание кризисов семейных отношений. Семейный кризис (кризис семейных отношений) — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Само возникновение кризисов объясняется тем, что семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.
Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.
Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами [1]. Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.
Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными.
Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Установлены и описаны два «критических периода» в жизни семьи, связанные с исчезновением романтики, трудностями в повседневной жизни (3-7 годы семейной жизни) и приближением периода инвалюции, уходом детей переживанием старения (17-25 год семейной жизни) [2].
Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней, ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения. К основным характеристикам семейного кризиса относят обострение ситуативных противоречий в семье, расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов, нарастание неустойчивости в семейной системе, генерализация кризиса (распространение кризиса на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий).
На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании.
В результате можно обнаружить характерные проявления семейного кризиса на разных уровнях. На индивидуальном уровне это чувство дискомфорта, повышенная тревожность; неэффективность старых способов коммуникации; снижение уровня удовлетворенности браком; ощущение непонятности, невысказанное, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий; смещение локуса контроля; закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное возвращение мира», не связанное с собственными изменениями; появление сверхценных идей у некоторых членов семьи; формирование симптоматического поведения. На микросистемном уровне: нарушения по параметру сплоченности; деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи; нарушения гибкости семейной системы; изменения ролевой структуры семейной системы; нарушение иерархии; возникновение семейных конфликтов; рост негативных эмоций и критики; нарушения метакоммуникации; нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение «обманутости» у членов семьи; нарушение традиций и ритуалов.Для определения особенностей прохождения семьей кризисных периодов необходимы анализ и учет семейных «нормативных фильтров». Под «нормативными фильтрами» мы понимаем совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для данной семьи.
Их искажающее влияние может быть различным. Идеальными представлениями могут быть частично объяснены такие факты, при которых даже незначительные проблемы в семейной жизни субъективно переживаются семьей очень тяжело. В других семьях, наоборот, даже при наличии серьезных кризисов в развитии их члены могут не рассматривать ситуацию как катастрофическую, оставаться сплоченными, адекватно реагирующими на все происходящее и оказывающими поддержку друг другу. Обычно члены семьи представляют консультанту «откорректированную» картину семейной жизни, отражающую их идеальные представления. В соответствии с этим важным является умение семейного психолога рассмотреть эту картину, проанализировать и выявить зоны риска для данной семьи.
Особенностью работы семейного психолога является использование многоуровневой модели психологического функционирования семьи в анализе семейных кризисов с фокусировкой на микросистемном уровне. Это значит, что в центре анализа находятся не индивидуальные биопсиходинамики членов семьи, а реакции семьи как целостного организма. Данная задача является непростой в силу сложности и подчас невозможности учета взаимодействия всех составляющих семейной системы. Однако наш опыт работы с семьями показывает целесообразность использования данного подхода при анализе столь уникальной социальной микрогруппы, как семья, позволяющий понять ее неповторимый и загадочный мир, законы ее существования.
Кроме семейных кризисов, как отдельную проблему, можно выделить сложное переживание одного из членов семьи личностного кризиса (возрастного) из-за чего страдает вся семейная система.
Э. Эриксон дал понятие возрастным кризисам как особым, относительно непродолжительным по времени (до года) периодам онтогенеза, характеризующимся резкими психическими изменениями, относящимися к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. Даниэль Левинсон как кризисные периоды выделил переходы к ранней взрослости (17-22 года), переход 30-летия (28- 33 года), к средней взрослости (40-45 лет), переход 50-летия (50-55 лет), переход к поздней взрослости (60-65 лет) [4].Очевидной является взаимозависимость семейных процессов и прохождения личностных (возрастных) кризисов. Состояние семейной системы и атмосферы в семье влияет на легкость прохождения возрастного кризиса членами данной семьи, также, как и успешное проживание личностного кризиса положительно влияет на семью в целом.
Среди проблем, с которыми обращаются семьи можно выделить сложность в детско-родительских и супружеских взаимоотношениях. Среди наиболее часто встречаемых вопросов, с которыми обращаются родители, можно выделить: нарушение коммуникации между родителями и детьми. сложности в учебе и поведении ребенка, трудности в сиблинговых взаимоотношениях, адаптации к новым условиям, проблемы с самооценкой и самовосприятием ребенка, болезненное переживание развода родителей. Нередки случаи, когда, обращаясь за помощью к психологу, по вопросам детско-родительских отношений, определяется наличие проблематики в личностной или супружеской сферах, сложное осознание которых способствует их бессознательному переносу.
При обращении по вопросам семейных взаимоотношений основной проблематикой являются: проблемы в разрешении конфликтных ситуаций между супругами, в сексуальной жизни, разногласия в вопросах воспитания детей и бытовых вопросах, переживания, связанные с ожиданием первенца, с подозрениями в измене, осознание семейной ситуации близкой к разводу.
При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация. Рассмотренные в данной статье причины обращения клиентов за психологической помощью отнюдь не являются исчерпывающими. Обсуждение можно было бы продолжать еще очень долго, останавливаясь на различных тонкостях и аспектах индивидуальных психологических характеристик каждой семьи. В данной же работе описаны наиболее часто встречаемые психологические проблемы современной семьи.
Литература
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., Психология и психотерапия семьи 2000 г., 413 стр.;
- Кратохвил Станислав. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний, М.: Медицина 1999 г., 258 стр.;
- Духова Л.И., Ларина Е.В., Подымова Л.С., Шиян О.А. Психологопедагогический практикум, Академия, 2009 г., 224 стр.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, 2004 г., 306 стр.
Социально-психологические проблемы семьи
Психологическая библиотека
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача.
М. , 2001.
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Глава 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
§ 2. Социально-психологические проблемы семьи
Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность будущего брака (так называемые «факторы риска»). Результаты отечественных и зарубежных исследований в этой области наглядно отражены в таблице [11].
Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака
Прямо коррелирующие со стабильностью брака | Обратно коррелирующие со стабильностью брака |
1 . Высшее образование мужа* 2. Социальное положение семьи в целом 3. Положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей 4. Продолжительность добрачного знакомства, ухаживания 5. Взаимное положительное первое впечатление друг о друге 6. Знакомство в ситуации работы, учебы 7. Период ухаживания (год-полтора года) 8. Инициатива о заключении брака со стороны мужчины 9. Принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания 10. Сопровождение регистрации брака свадебными торжествами | 1 . Ранний возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин 2. Поздний возраст вступления в брак 3. Превышение возраста жены над возрастом мужа 4. Высшее образование жены 5. Более высокое образование жены, чем мужа 6. Гетерогенность социального положения супругов 7. Городское происхождение супругов или городское происхождение у жены и сельское — у мужа 8. Воспитание в неполной семье 9. Отсутствие братьев (сестер) у будущих супругов 10. Неустойчивость отношений в период знакомства 11. Наличие добрачной беременности 12. Отрицательное отношение родителей к браку 13. Национальная гетерогенность супругов |
* О влиянии образования и социального положения семьи существуют неоднозначные данные.
Из приведенной таблицы следует, что собственно социально-психологических факторов немного (из «позитивных» — это 3, 5, 8, из «негативных» — 10 и 12). Однако важно иметь в виду, что вероятность развода в значительной мере зависит не только от социально-демографических характеристик будущих супругов (возраст вступления в брак, уровень образования, структура родительской семьи и пр.), сколько от «преломления» этих параметров в сознании человека, их воплощения в его установках, ценностных ориентациях.
Следующий большой этап жизненного цикла семьи — собственно семейная жизнь, большей частью связанная с рождением и воспитанием детей, которые, в свою очередь, неотделимы от особенностей межсупружеских отношений. Здесь также можно упомянуть о «факторах риска», влияющих на стабильность брака.
Результаты анализа отечественных исследований связи брачных факторов со стабильностью семьи можно представить в виде таблицы [4, 10].
Факторы, влияющие на стабильность брака
Прямо коррелирующие со стабильностью брака | Обратно коррелирующие со стабильностью брака |
1 . Высокие репродуктивные установки женщин 2. Наличие в семье главы 3. Совместное принятие основных семейных решений 4. Равноправное распределение хозяйственно-бытовых обязанностей по уходу за детьми 5. Совместное проведение супругами свободного времени 6. Сходство семейных ценностей 7. Высокая ролевая адекватность 8. Низкая конфликтность в разных сферах жизни 9. Высокое уважение и эмоциональное принятие супругами друг друга 10. Высокая адекватность восприятия супругами друг друга | 1 . Употребление алкоголя супругом 2. Расхождение репродуктивных установок мужа и жены 3. Расхождение установок супругов на профессиональную работу жены 4. Расхождение установок супругов на характер главенства в семье 5. Расхождение установок на распределение хозяйственно-бытовых обязанностей 6. Расхождение установок супругов на совместность раздельность домашнего/внедомашнего проведения досуга 7. Негативная оценка друзей-подруг другого супруга 8. Ограниченность общения, увлечений, интересов 9. Отсутствие адаптивного поведения и установок супругов 10. Расхождение установок мужа и жены на характер духовного общения 11 . Неудовлетворенность сексуальными отношениями 12. Отсутствие доверия и поддержки со стороны другого супруга 13. Расхождение установок мужа и жены на характер помощи со стороны родителей |
Необходимо отметить, что практически все перечисленные факторы успешности брака являются социально-психологическими (описывают установки мнения супругов), и это, видимо, не случайно. Вместе с тем перечень таких факторов, безусловно, неполон. Например, в нем почти никак не представлены дети (говорится только о репродуктивных установках супругов). Возможно, это обусловлено тем, что в качестве объекта исследования в основном выступала молодая семья. Но в таком случае неясен уровень репрезентативности полученных данных для остальных семей. Заслуживает пристального внимания и проблема определения «удельного веса» (важности) выделенных факторов. И наконец, вызывает сомнение надежность некоторых показателей (например, «употребление алкоголя супругом», «наличие в семье главы», «ограниченность общения»…).
Другим социально-психологическим подходом к изучению семьи является исследование супружеской совместимости [12, 13, 14]. При этом выделяются такие ее уровни, как индивидуально-психологический, социально-психологический и социокультурный. Каждый из названных уровней совместимости обладает своей спецификой на разных этапах жизненного цикла семьи.
Согласно концепции С. И. Голода, стабильность брака обеспечивается супружеской адаптированностъю. Последняя, в свою очередь, зависит от таких факторов, как интимность («симпатия, расположенность и эротическая привязанность» [6] супругов) и автономия — относительная независимость супругов друг от друга, предполагающая у них такие потребности и виды общения, которые выходят за рамки супружества.
Выделенные автором характеристики брака (адаптированность, интимность и автономия) варьируют в зависимости от пола супругов и продолжительности их семейной жизни.
Тесно примыкает к отмеченному выше направлению в изучении семьи подход, разрабатываемый Д. Олсоном и его коллегами. Суть взгляда научного коллектива, возглавляемого Д. Олсоном, сводится к тому, что для внутрисемейных (а не только супружеских) отношений характерны два относительно независимых аспекта, измерения: сплоченность, определяемая как эмоциональная привязанность членов семьи друг к другу, и адаптивность, т.е. способность брачной или семейной системы изменять свою структуру власти, ролевые отношения и правила, их регулирующие, в ответ на ситуационный или развивающийся стресс. Каждый из выделенных аспектов имеет четыре градации — от самых низких до самых высоких значений. В результате получается матрица 4×4, образующая 16 возможных типов внутрисемейных отношений (или в терминологии авторов — «круговая модель семейной системы»). Многочисленные исследования подтвердили исходную авторскую гипотезу о том, что чем более смещена семья к крайним значениям шкал сплоченности и адаптивности, тем более неблагоприятны отношения, складывающиеся в ней, и, следовательно, задача профессионала, оказывающего помощь семье, — сместить ее к «золотой середине».
Социально-психологический подход к анализу семьи предполагает рассмотрение таких специфических функций, как репродуктивная и воспитательная. Если первая функция семьи достаточно изучена, в частности, исследованы репродуктивные установки супругов, мотивация их репродуктивного поведения и социальной политики в этой области [2, 3], то в отношении второй функции есть некоторые замечания. Во-первых, традиционно о воспитании детей писали педагоги, не особенно утруждая себя приведением надежных эмпирических данных по этой проблеме. Во-вторых, в психологии существует целый ряд методических приемов (рисунок семьи, тест цветовых отношений, тест-опросник родительского отношения и др.), позволяющих оценить различные аспекты детско-родительских отношений, однако все они не интегрированы в рамках сколько-нибудь общей теории. В-третьих, видимо, воспитание детей можно рассматривать как специфический вид руководства — один из традиционных феноменов социальной психологии. Но отечественные исследования этой темы не встречаются.
Таким образом, попытки теоретического социально-психологического анализа супружества и детско-родительских отношений оказались в значительной мере изолированными друг от друга.
Далеко не всякая семья заканчивает свое существование естественным путем, т. е. из-за смерти одного из супругов. Нередко распад семьи происходит вследствие вдовства или развода. Первое мало изучено, что же касается развода, то эта проблема привлекает внимание ученых из самых разных отраслей знания, таких, как демография, социология, история, этнография. Мы попытаемся выделить социально-психологический аспект этой проблемы.
Прежде всего, к называвшимся «факторам риска», влияющим на стабильность брака, следует отнести мотивы развода, которые выявляются главным образом через прямые, закрытые вопросы, обращенные к разводящимся супругам. Ответы молодых разводящихся супругов позволяют говорить о том, что немаловажное значение в процессе принятия решения о разводе (помимо стереотипа о психологической несовместимости) имеют мнения других людей, материальные соображения, возможность лучшего проведения досуга и профессионального роста, злоупотребление алкоголем одного из супругов [17].
Другой важной проблемой развода является его процессуальная сторона. Анализ зарубежных данных по этой проблеме позволяет свести их в таблицу. Большая часть фаз, стадий, этапов развода, приводимых в таблице, носит внутриличностный, индивидуальный характер, но в то же время наблюдаются взаимодействие, перестройка отношений с другими людьми.
Этапы психологического переживания супругами процесса развода
Автор | Кризис в супружеских отношениях | Переходная стадия | Адаптация к разводу |
Валлер В. [18] | Стадия 1: отчуждение, ломка старых привычек | Стадия 2: начало перестройки жизни, охлаждение любви к супругу Стадия 3: поиск новых объектов любви | Стадия 4: окончательная переадаптация |
Вайсман Р. | Стадия 1: отрицание Стадия 2: чувство утраты и депрессия | Стадия 3: гнев и амбивалентность Стадия 4: переориентация стиля жизни и идентичности | Стадия 5: принятие факта развода и новый уровень функционирования |
Фройланд и Хозман | Фаза 1: отрицание Фаза 2: гнев | Фаза 3: уговоры Фаза 4: депрессия | Фаза 5: принятие (факта развода) |
Леви и Джаффе | Фаза 1: раздельное проживание | Фаза 2: индивидуализация | Фаза 3: воссоединение (психологической целостности личности) |
Кесслер | Стадия 1: разочарование Стадия 2: эрозия (любви) Стадия 3: отчуждение | Стадия 4: установление раздельного проживания Стадия 5: оплакивание | Стадия 6: второе подростничество Стадия 7: тяжелая работа (по адаптации к разводу) |
Крантцлер М. | 1.Шок | 2. Оплакивание | 3. Восстановление психологического равновесия |
Вейсс Р. | 1 . Амбивалентность чувств к супругу 2. Шок и отрицание | 3. Переход | 4. Восстановление от развода |
Дак С. [5] | 1 . Интрапсихическая | 2. Диадическая 3. Социальная | 4. Фаза «отделки» |
Ли Л. [5] | 1 . Осознание неудовлетворенности 2. Выражение неудовлетворенности | 3. Переговоры 4. Решение | 5. Трансформация |
Не менее важной социально-психологической проблемой является межсупружеское взаимодействие в процессе распада брака. Недавно была предпринята попытка выделить позиции разводящихся супругов: «аутсайдеры» — те, кто против развода; «договорившиеся» — ориентированные на развод по согласованию с партнером; «автономисты» — принимающие решение о разводе без учета мнения супруга; «пассивные» — воспринимающие развод как нечто совершившееся помимо их воли [16]. Недостаток этой классификации в том, что строилась она на опросах разведенных супругов из разных семей. Нами (с опорой на идею Дж. Дедерико) разработана и впоследствии подтверждена более сложная типология межсупружеского взаимодействия — объектом анализа выступали разводящиеся супружеские пары, которую можно представить в виде следующей таблицы:
Стили межсупружеского взаимодействия в условиях предразводной ситуации
Принятие решения о разводе | Преобладающая форма конфликтности | |||
1-й супруг | 2-й супруг | Вербальная | Поведенческая | Комплексно — смешанная |
+ | — | Отказ от развода | Провокация | Отказ + провокация |
+ | + | Открытое обсуждение развода | Саботаж | Обсуждение + саботаж |
Наиболее часто у молодых супругов встречаются комплексно-смешанные стили взаимодействия. При этом и мужья, и жены (напомним: опрашивались супружеские пары) рассматривают другого супруга как «провокатора», подталкивающего семью к разводу. И те и другие чаще отмечают у себя вербальную активность, а у супруга — поведенческую. Или же считают, что слова и действия супруга противоречили друг другу («согласилась переехать, но не захотела наладить отношения»; «просил прощения, а потом все начиналось снова…»).
Немаловажный аспект развода — его последствия, которые можно разделить на три относительно независимые группы: для супругов, для их детей и для общества.
Есть основания полагать, что нередко период, непосредственно предшествующий разводу, переживается супругами более тяжело, чем жизнь после развода. Имеются данные зарубежных исследователей о предразводных факторах, усиливающих или ослабевающих эмоциональную «травму развода».
Впоследствии среди разведенных оказываются выше, чем среди людей другого брачного статуса, такие неблагоприятные показатели, как смертность, заболеваемость (физическая и психологическая), уровень самоубийств, количество автокатастроф и т. д. На этот счет есть обширная зарубежная статистика [1], однако не следует сбрасывать со счетов и данные отдельных зарубежных авторов, свидетельствующие об отсутствии связи между фактом развода и эмоциональным благополучием супругов.
Что касается последствий распада родительской семьи для ребенка, то в обыденном сознании присутствует убеждение в их однозначно-негативном характере. Вместе с тем на эмпирическом уровне эта проблема остается малоизученной. Однако некоторые выводы можно сделать. Во-первых, исследованиями установлено, что более мощное негативное влияние на детей оказывают не отсутствие одного родителя и не сам развод, а период, предшествующий ему и сопровождаемый межсупружеской конфликтностью. Во-вторых, уход мужа (и следовательно, прекращение конфликтов), по оценке некоторых женщин, положительно сказался на состоянии ребенка (вплоть до исчезновения психосоматической симптоматики, нормализации сна). И в-третьих, существуют значительные различия между мальчиками и девочками в реагировании на развод родителей. Если первым в большей мере присущи агрессивность, драчливость, возбудимость, то вторым — замкнутость, плаксивость, неуверенность и т. п. [18].
Для общества главными функциями семьи являются репродуктивная и воспитательная. Согласно вполне обоснованному мнению в условиях значительно распространившейся малодетности развод практически не оказывает влияния на уровень рождаемости.
В отношении качества воспитания влияние развода неоднозначно. По крайней мере, сравнение психического благополучия детей из полных семей, в которых супруги удовлетворены браком, и полных конфликтных семей показало, что дети из разведенных семей занимают промежуточное положение между этими двумя группами.
В то же время имеются достоверные статистические данные о так называемой транспоколенной передаче разводимости (более высокая вероятность развода у детей, чьи родители развелись, чем у детей из полных семей).
Литература
1. Алешина Ю.Е. Исследование развода в западноевропейских странах и США // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. — М., 1981.
2. Антонов А.И. Социология рождаемости. — М., 1982.
3. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. — М., 1985.
4. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских затруднений // Вопросы психологии. — 1985. — № 5.
5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.
6. Голод С.И. Стабильность семьи. -Л., 1989.
7. Кутсар Д.Я. Качество — интегральная характеристика брака // Стабильность и качество брака. -Тарту, 1982.
8. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. — М., 1989.
9. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. — М., 1986.
10. Мацковский М.С. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. — М., 1988.
11. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Успешность функционирования молодой семьи в крупном городе // Программы социологических исследований молодой семьи. — М., 1986.
12. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 2.
13. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Факторы устойчивости брака // Семья и личность. — М., 1981.
14. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. — 1986. — Т. 7. — № 2.
15. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990.
16. Седельникова С.С. Позиции супругов и типологические особенности реакции на развод // Социологические исследования. — 1992. — № 2.
17. Солодников В.В. Условия и причины нестабильности молодых городских семей // Становление брачно-семейных отношений. — М., 1989.
18. Солодников В.В. Анализ предразводной ситуации в молодых семьях // Исследования семьи и практика консультационной работы. — М., 1988.
19. Солодников В.В. Дети развода // Социологические исследования. -1988.-№4.
20. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. — 1986. — № 3.
21. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. — М., 1978.
НАВЕРХ
Психические заболевания в семьях
Психические заболевания в семьях
№ 39; Обновлено в марте 2017 г.
Психические заболевания у родителей представляют риск для детей в семье. Эти дети имеют более высокий риск развития психических заболеваний, чем другие дети. Когда оба родителя психически больны, вероятность того, что ребенок может стать психически больным, еще выше.
Риск особенно велик, если у родителя имеется одно или несколько из следующих состояний: биполярное расстройство, тревожное расстройство, СДВГ, шизофрения, алкоголизм или злоупотребление другими наркотиками или депрессия. Риск может быть унаследован от родителей через гены.
Непостоянная, непредсказуемая семейная среда также способствует возникновению психических заболеваний у детей. Психическое заболевание родителя может создать стресс для брака и повлиять на родительские способности пары, что, в свою очередь, может нанести вред ребенку.
Некоторые защитные факторы, которые могут снизить риск для детей, включают:
- Знание того, что их родители больны и что они не виноваты
- Помощь и поддержка членов семьи
- Стабильная домашняя обстановка
- Психотерапия для ребенка и родителей
- Чувство любви больного родителя
- Естественно стабильная личность у ребенка
- Положительная самооценка
- Внутренняя сила и хорошие навыки преодоления трудностей у ребенка
- Крепкие отношения со здоровым взрослым
- Дружба, позитивные отношения со сверстниками
- Интерес и успехи в школе
- Здоровые интересы вне дома для ребенка
- Помощь извне для улучшения семейной обстановки (например, супружеская психотерапия или занятия для родителей)
Специалисты медицинских, психиатрических или социальных служб, работающие с психически больными взрослыми, должны расспросить детей и подростков, особенно об их психическом здоровье и эмоциональном развитии. Если есть серьезные опасения или вопросы о ребенке, может быть полезно пройти обследование у квалифицированного специалиста в области психического здоровья.
Индивидуальное или семейное психиатрическое лечение может способствовать здоровому развитию ребенка, несмотря на наличие психического заболевания у родителей. Детский и подростковый психиатр может помочь семье работать с положительными элементами дома и природными силами ребенка. С помощью лечения семья может узнать, как уменьшить влияние психического заболевания родителей на ребенка.
К сожалению, семьи, специалисты и общество часто больше всего внимания уделяют психически больному родителю и игнорируют детей в семье. Предоставление большего внимания и поддержки детям психически больного родителя является важным фактором при лечении родителя.
Если вы считаете Факты для семей © полезными и хотите сделать хорошее психическое здоровье реальностью, подумайте о том, чтобы сделать пожертвование в пользу кампании для детей Америки . Ваша поддержка поможет нам продолжать бесплатно выпускать и распространять Facts for Families , а также другую жизненно важную информацию о психическом здоровье.
Вы также можете отправить свой вклад по почте. Пожалуйста, сделайте чеки, подлежащие оплате в AACAP, и отправьте по номеру Campaign for America’s Kids , а/я Box 96106, Washington, DC 20090.
Американская академия детской и подростковой психиатрии (AACAP) представляет более 10 000 детских и подростковых психиатров, которые являются врачами, прошедшими не менее пяти лет дополнительной подготовки после медицинского образования в целом (для взрослых), а также для детей и подростков. подростковая психиатрия.
Факты для семей © информационные листки разработаны, принадлежат и распространяются AACAP. Бумажные копии листов Facts могут быть воспроизведены для личного или образовательного использования без письменного разрешения, но не могут быть включены в материалы, представляемые для продажи или получения прибыли. Все Факты можно просмотреть и распечатать на веб-сайте AACAP (www.aacap.org). Факты Листы не могут быть воспроизведены, продублированы или размещены на любом другом веб-сайте без письменного согласия AACAP. Организациям разрешено создавать ссылки на веб-сайт AACAP и конкретные листы Facts . По всем вопросам обращайтесь к менеджеру по связям с общественностью AACAP, доб. 154.
Если вам нужна немедленная помощь, позвоните по номеру 911.
Copyright © 2023 Американской академии детской и подростковой психиатрии.
Как родители влияют на психическое здоровье своего ребенка
04 мая 2021 г.
Размещено в
- Здоровье ребенка/подростка
- Общее здоровье
- Здоровье в Оклахоме
Если есть что-то, с чем могут согласиться все родители, так это желание, чтобы ваш ребенок добился успеха и прожил долгую и здоровую жизнь. Однако жизнь приносит трудности. Многие из них не поддаются контролю, в то время как другие являются результатом действий или переживаний, с которыми сталкивается ваш ребенок.
В рамках Недели психического здоровья детей мы исследовали, как стиль воспитания и психическое здоровье родителей влияют на их детей. В нем рассказывается о том, как родитель может передать психические расстройства детям и какие поведенческие и эмоциональные модели могут оказать длительное влияние на развитие ребенка.
Неблагоприятный опыт и его влияние на детей
Каждый раз, когда ребенок сталкивается с трудным испытанием, будь то семейная неурядица или эмоциональный стресс, это сказывается на нем по-разному. Для этих типов негативных событий даже существует специальный термин — неблагоприятный детский опыт (ACEs). Короче говоря, это потенциально травмирующие ситуации, с которыми сталкиваются дети, такие как домашнее насилие или развод. Вот полный обзор ACE от Центров по контролю и профилактике заболеваний. Ситуации, которые обычно считаются ACE, включают следующее.
- Жертва насилия, жестокого обращения или пренебрежения дома
- Стать свидетелем насильственных действий у себя дома или в обществе
- Член семьи пытается или совершает самоубийство
- Злоупотребление психоактивными веществами
- Проблемы с психическим здоровьем
- Наличие родителей, проживающих отдельно/разведенных
- Член семьи, находящийся в заключении
Согласно данным Национального исследования здоровья детей, каждый третий ребенок в возрасте до 18 лет имеет хотя бы один неблагоприятный опыт в детстве, а 14 процентов переживают два или более ACE. Примерно в четверти случаев причиной ACE являются разводы или расставания.
Неблагоприятный опыт не гарантирует возникновения проблем в будущем, а скорее повышает в будущем риск возникновения у ребенка проблем с психическим здоровьем, травм, рискованного поведения, инфекционных или хронических заболеваний и отсутствия дохода или возможностей для получения образования. В частности, что касается этой темы, АПФ могут увеличить риск депрессии, тревоги, самоубийства и посттравматического стрессового расстройства. По оценкам CDC, до 21 миллиона случаев депрессии можно было бы потенциально избежать, ограждая детей от этих неблагоприятных переживаний.
В нашем штате крайне важно выявлять и устранять эти проблемы, прежде чем они станут более серьезными проблемами. Почему? По данным CDC, Оклахома занимает второе место по количеству разводов после Невады и занимает второе место по количеству заключенных после Луизианы.
Как родители, вы можете внести свой вклад, обеспечив стабильный дом, убедившись, что ваши дети понимают социальные нормы, и научите их навыкам, необходимым для преодоления сложных эмоций, когда они всплывают на поверхность.
Стиль воспитания и психическое здоровье вашего ребенка
Хотя вы никогда не хотите быть виноватым в недостаточном воспитании и пренебрежении к своим детям, вы также должны избегать чрезмерного воспитания.
Как так? Неоднократная защита ваших детей ограничит их возможности справляться со стрессовыми ситуациями, вызванными тревогой. Неспособность правильно справляться с ситуациями может привести к развитию тревожных расстройств в будущем. Для получения дополнительной информации прочитайте наш блог о психическом здоровье и развитии мозга у подростков.
В некоторых случаях может произойти обратное. Ваши дети могут настолько привыкнуть к защищенности и бесчувственности в определенных ситуациях, что они чувствуют себя более независимыми, делая противоположное тому, что проповедуют их родители. Например, родители, которые чрезмерно защищают своих детей от наркотиков и алкоголя, могут привести к чрезмерному любопытству детей и, в конечном итоге, к злоупотреблению психоактивными веществами.
Между тем, воспитание с критическим, пренебрежительным тоном может снизить самооценку детей и привести к беспокойству или депрессии. То же самое можно сказать и об оценке ваших детей по их внешнему виду или самооценке. У детей уже достаточно эмоций, чтобы справляться с ними, и излишняя жесткость может повлиять на их развитие.
В целом родители подпадают под четыре типа стилей воспитания. Вот краткое изложение каждого.
- Авторитарный. Существуют четкие правила и наказания за их несоблюдение, но в этом мало тепла. В этой структурированной среде это скорее отношение типа «мой путь или дорога». Без необходимой поддержки дети могут никогда не почувствовать, что они достаточно хороши, и у них может развиться депрессия, если они воспитываются авторитарными родителями.
- Уполномоченный. Родители разрабатывают четкие стандарты и демократичным образом реагируют на потребности своих детей. Вместо того, чтобы быть начальником, они открыты для общения и будут слушать своих детей. Воспитание в авторитетной семье дает ребенку прочную основу, но он также, вероятно, сохранит прочную связь со своими родителями во взрослой жизни.
- Разрешительный. Ожидания невелики, а снисходительные родители обычно более снисходительны и соблюдают мало правил. Даже когда правила нарушаются, снисходительные родители склонны избегать конфликтов. Без особого заземления дети, воспитанные таким образом, могут быть более импульсивными и склонными к риску. Риски тревоги и депрессии также имеют место быть.
- Не участвует. Наименее ограничительные из четырех невовлеченных родителей просто в том, что они не заинтересованы и уделяют мало времени своим детям. Родители, которые не вовлечены в процесс, обычно мало общаются со своими детьми. Правила для них мало что значат, и они не принуждают к плохому поведению. Дети в семьях такого типа больше подвержены риску проблем в будущих отношениях из-за замкнутости и страха быть брошенными. Отношения в целом могут вызывать беспокойство из-за характера их воспитания.
Не существует однозначно правильного или неправильного способа воспитания, поскольку каждая ситуация сопряжена с различными проблемами. Независимо от того, как вы воспитываете, это не игра с обвинением. В конечном счете, стиль воспитания — не единственный показатель того, каким вырастет ребенок.
Возьмем, к примеру, это психологическое исследование. Исследователи обнаружили, что семейная история психического здоровья и других неблагоприятных событий приводила к более высокому уровню тревоги и депрессии. Они также обнаружили, что люди, которые боролись с преодолением трудностей, размышлениями и обвинениями — по отношению к себе или своим родителям — с большей вероятностью имели проблемы с психическим здоровьем. Другими словами, дети, которые не винили себя или других за негативный опыт, имели лучшие результаты.
Влияние психического здоровья родителей на развитие ребенка
Как и многие болезни, психические расстройства, как правило, передаются по наследству и могут передаваться от родителей к детям. Этот риск еще больше возрастает, если оба родителя страдают психическим расстройством.
В исследовании, проведенном Американским журналом психиатрии, в течение 20 лет наблюдались дети депрессивных родителей, чтобы оценить, как они поживают во взрослой жизни. Они обнаружили, что дети в три раза больше подвержены риску психических расстройств и расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, чем дети, чьи родители не страдали депрессией.
Важно знать, что только то, что у родителя есть психическое заболевание, не обязательно означает, что оно повлияет на их детей. Вместо этого речь идет о том, как психическое здоровье родителей влияет на их поведение. Многие люди с тревогой, депрессией или другими расстройствами получают лечение и продолжают жить долгой, здоровой и успешной жизнью.
Борьба с депрессией в качестве родителя может непреднамеренно повлиять на то, как вы взаимодействуете со своим ребенком. Например, вы можете быть менее выразительными или формировать эмоциональную связь, что может повлиять на связь между родителем и ребенком.
Это также может повлиять на физические аспекты жизни вашего ребенка. Если вы изо всех сил пытаетесь найти достаточно энергии, чтобы выйти из дома, или постоянно опаздываете, когда отвозите ребенка в школу или на встречи, это может поставить под угрозу его положение в школе. В свою очередь, трудности в учебе могут привести к негативным чувствам, часто связанным с психическими расстройствами.
Эти ситуации часто вызывают стресс как у родителей, так и у ребенка и могут ухудшить отношения, что приведет к проблемам с отказом или проблемам с доверием.
Будьте откровенны со своими детьми и говорите с ними о психическом здоровье. Объясните, что это такое и как существуют методы лечения. Используйте слова осторожно и избегайте ярлыков. Слово «грустный» приятнее для слуха, чем «депрессия», точно так же, как «испуганный» или «испуганный» более удобоваримы для ребенка, чем «тревога».
Вы также должны быть открытыми и честными в том, как вы общаетесь как вербально, так и невербально.