Разное

Признаки одаренности: Признаки одаренности у ребенка — Центр психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района Санкт‑Петербурга

Ученые назвали признаки одаренности у детей

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

16.11.2019 08:00

Поделиться

Ирина Борисова

По данным ученых, у 20 процентов современных детей уже в дошкольном возрасте выявляются признаки одаренности.

1tv.ru

Как разглядеть способного ребенка? Когда наступает «золотой период» для развития дарований у детей? Что такое «возраст вопросов»? На эти и другие вопросы «РГ» отвечает ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО Елена Белова.

Елена Сергеевна, в Российскую Книгу рекордов попал старшеклассник из Екатеринбурга, который запомнил и написал больше 13 тысяч чисел после запятой из знака Пи. Есть малыши, которые к 2-3 годам знают таблицу умножения, столицы всех стран. Это одаренные дети?

Елена Белова: Одаренность и результаты обучения, тренировка — разные вещи. Если вы двухлетнему ребенку каждый день станете показывать буквы алфавита и твердить названия, через месяц или ранее он многое будет знать наизусть. Но радовать его будут не знания, а одобрение взрослых. Одаренный ребенок ради новой книги, любимого занятия готов отказаться от сладкого, прогулки, сна. Главная составляющая одаренности — это высокий творческий потенциал. Он позволяет мыслить нестандартно, нешаблонно, находить оригинальные решения и может проявиться уже в дошкольном детстве. Недаром возраст от 5 до 8 лет называют «золотым периодом» развития детского творчества. Около 20 процентов современных дошкольников отличаются высоким творческим потенциалом. Однако раскрытие этого потенциала может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития.

Как родителям понять, одаренный ребенок у них растет или самый обычный?

Елена Белова: Обратите внимание на то, как ваш ребенок исследует окружающий мир. Есть данные, что у одаренных детей на ранних этапах развития — до 2-3 лет — более стойкая и ярко выраженная реакция на новый предмет, звук, изображение. Новые игрушки радуют всех, но один ребенок забудет про игрушку через час, а другой будет стараться получше ее изучить — подбросит, покрутит, опустит в воду, накроет сверху ковриком… Речь — важнейший показатель развития. У детей есть так называемый возраст вопросов — примерно от двух с половиной до трех с половиной лет. У одаренных этот возраст выделить трудно. Они постоянно задают очень много вопросов. Темы глубже, а тематика — шире. Допустим, ребенок в четыре года может интересоваться, как устроен компьютер или телевизор, запоминать шахматные комбинации.

А что если взять тесты, которые подскажут — чудо-чадо у вас или нет?

Елена Белова: Для начала ответьте на вопрос: зачем вам выявлять одаренность? Для удовлетворения собственного тщеславия, для того, чтобы снять тревожность (у всех дети как дети, а мой какой-то не такой), для психологической помощи, для того, чтобы создать условия для развития способностей?

Конечно, для развития способностей!

Елена Белова: Вот самая простая анкета для родителей и педагогов. Отвечайте «да» или «нет» на пять утверждений. 1. Ребенок инициативный, живой, подвижный. 2. Он с готовностью откликается на все новое. 3. Любознателен, любит все загадочное, непонятное. 4. Часто нуждается в поддержке старших. 5. Проявляет способность к концентрации внимания в течение большего периода времени, чем сверстники. Ответили на все вопросы «да»? Есть основания считать ребенка способным. Использование серьезных тестов требует профессиональной подготовки, поэтому лучше обратиться к специалистам.

И имейте в виду, одаренные дети могут быть очень чувствительны, ранимы.

8 процентов дошкольников и младших школьников признались, что жить не могут без гаджетов…

Елена Белова: Дети с гаджетами, а родители могут часами сидеть в чате и обсуждать воспитание детей, но живое общение с малышом у них уходит на второй план. Полностью убрать гаджеты мы не можем, но если не будем развивать творческий потенциал ребенка, об одаренности вряд ли можно будет говорить. Что в гаджетах? Готовая инструкция, ряд сменяющихся сенсорных впечатлений взамен самостоятельной игры, активного творчества и общения с близкими взрослыми. Возможно, гаджеты и способствуют развитию внимания, памяти, скорости реакции, накоплению зрительного опыта. Насколько это будет полезно, когда потребуются инициатива и самостоятельность, — вопрос.

…Чтобы ваши одаренные дети выросли еще и финансово состоятельными — читайте отрывок из книги Якова Миркина, опубликованный в сегодняшнем номере.

Кстати

Считали тупицами…

Томаса Альве Эдисона соседи, знакомые, педагоги считали бездарным ребенком. Он был рассеянным, учился плохо, вдобавок имел проблемы со слухом. Родителям пришлось забрать его из школы.

Фото: Gettyimages

Илья Мечников в детстве слыл неудачником, терпел насмешки братьев и их презрительное отношение. Единственное, где он был выше всех на голову, — ботаника. Он платил по 2 копейки братьям только за то, чтобы они его послушали.

Фото: Gettyimages

…и боготворили

Сергей Прокофьев был обожаемым ребенком в семье, родители стали его первыми учителями по русскому, арифметике, географии, истории. К 6 годам он уже написал три пьесы.

Фото: Gettyimages

Шарль Гуно был разносторонне одарен: сочинял духовную музыку, прекрасно рисовал и талантливо писал. Его родители тоже были неординарными людьми и поддерживали сына.

Фото: Gettyimages

Конкретно

Как помочь раскрыться творческим способностям

1. Вышли с ребенком на прогулку, пусть даже он еще сидит в коляске, — телефон в карман. Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком, показывайте и называйте то, что его окружает: «Это дерево, оно большое, высокое, это цветок, смотри, какой красивый!» Словарный запас ребенка начинает пополняться задолго до того, как ребенок начинает говорить.

2. Читайте ребенку книжки, проговаривая все слова. Обращайте внимание на иллюстрации, подробности. Спрашивайте: «На кого смотрит зайка?», «Куда побежала лиса?» и так далее. Ребенок молчит и не отвечает? Давайте ответ сами: «Зайка смотрит на домик (волка, рощу…)», «Лиса бежит к озеру (в лес, на дорожку…)».

3. Когда начинается активная речь, следите за тем, как она развивается. Нарушения речи обычно очень тесно связаны с работой головного мозга. Помните: одаренные дети могут заговорить позднее обычного, зато они начинают говорить сразу много и достаточно правильно. Но если в три года речи еще нет, возможно, это повод обратиться к логопеду.

4. Дошкольный возраст — возраст игры. При покупке новых игрушек отдавайте предпочтение тем, которые позволят малышу творчески их использовать.

5. Ведите дневник развития ребенка, до 7 лет развитие идет гигантскими темпами. Записывайте идеи, высказывания, сочинения малыша. Внимательно относитесь ко всем его творческим проявлениям!

Между тем

Счет в пользу Камиллы

Недавно на одной из телепередач о необычных способностях детей Камилла Алиева из Дагестана поразила ведущего. Девочка занимается ментальной арифметикой и за 20 минут решает в уме две тысячи примеров! Как у 12-летней девочки все это получается?

Фото: 1tv.ru

В основе — обучение с помощью особой счетной доски (абакуса) наподобие той, что раньше была у всех бухгалтеров. Абакус все же отличается от привычной бухгалтерской доски. Например, спиц может быть 13, 15 и даже 17. Сначала ребенок учится считать на этих счетах, а потом просто представляет их в уме. Начинать заниматься ментальной арифметикой педагоги рекомендуют как можно раньше — с 4-5 лет, когда мозг наиболее пластичен. Считается, что это помогает развивать оба полушария сразу: у ребенка появляется фотографическая память, умение концентрироваться. Но есть и минусы. Среди них — перегрузки, стремление все сделать как можно быстрее. И главное, как потом применить свои умения скорого счета? Ведь компьютер все равно не обгонишь.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №256(8014)

Поделиться

ОбразованиеСемья и дети

Одаренные дети: признаки и виды одаренности

Каждый человек воспринимает одаренность по-своему. Одна часть экспертов утверждает, что одарены все дети без исключения, а другая заверяет, что найти такого ребенка довольно трудно.

На одаренность воздействует несколько факторов:

  • наследственная предрасположенность;
  • занятия ребенка;
  • социальное и культурное окружение.

Определение одаренности и ее особенности

Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.

Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.

Можно ли определять одаренность, и по каким признакам?

Разумеется, вам везет, если удалось встретить одаренного малыша в вашей воспитательной или педагогической практике, или если одаренный ребенок ваш собственный. Выявлять наличие одаренности необходимо по следующим признакам:

  • безграничное любопытство, которое проявляется во время любого вида деятельности;
  • способность легко концентрировать все свое внимание на конкретном деле, не отвлекаясь по пустякам;
  • способность перескакивать через несколько этапов развития;
  • многогранный и обширный словарный запас;
  • сильно развитое чувство справедливости;
  • увлечение чтением научной литературы;
  • частый отказ спать днем;
  • стремление задействовать окружающих в определенной деятельности;
  • стремление дружить с людьми намного старше, которые могут одарять новыми знаниями.

Перечислять признаки можно и дальше, но это основные.

Разновидности одаренности

Есть несколько видов одаренности, на проявление которых следует обратить внимание во время развития ребенка. У каждого из них есть своя характеристика. Ваш малыш сможет в будущем стать известным художником или успешным спортсменом.

Если кратко, то вот примерная таблица некоторых разновидностей одаренности:

  • академическая – в школе ребенку с легкостью даются гуманитарные и точные науки;
  • психомоторная – это понятие подразумевает нестандартные возможности тела, то, чему желают научиться дети годами, одаренные малыши способны освоить за несколько занятий;
  • интеллектуальная – высокий умственный уровень развития указывает, что в будущем ребенок может стать ученым;
  • творческая – с 3 лет малыш уже может танцевать и петь, поэтому его стоит записать в профессиональную школу для развития таланта;
  • художественная – может быть, вашему ребенку стоит учиться в театральном учреждении, чтобы покорять лучшие сцены страны;
  • практическая – данный вид одаренности предполагает наличие изобретательности;
  • социальная – малыш может существовать в коллективе только в качестве лидера;
  • коммуникативная – этот тип подразумевает наличие у ребенка выраженных ораторских качеств.

В любом случае, независимо от наличия одаренности следует воспитывать достойного человека в каждом ребенке. А также понимать необходимость тренировок мозга для успешного развития когнитивных способностей. Тренажеры Викиум гарантируют эффективное развитие мозга в интересном и увлекательном формате.

Признаки одаренности

Признаки одаренности

Как узнать способного ребенка?

Все дети разные. Трудно обобщать, но многие одаренные дети обладают некоторыми из перечисленных ниже характеристик:

  • проницательный, пытливый ум
  • необычная проницательность и интеллектуальное любопытство
  • превосходное суждение и способность рассуждать
  • абстрактное и критическое мышление
  • оригинальность
  • способность видеть связи между идеями
  • длительные периоды концентрации в интересующих областях
  • расширенные возможности чтения
  • расширенный словарный запас
  • острая наблюдательность
  • сильное чувство этики и ценностей
  • чувство юмора
  • быстрое овладение базовыми навыками
  • специальные способности в одной или нескольких областях, таких как музыка, искусство, наука, язык, компьютеры или математика

Это далеко не полный список, и не каждый способный ребенок обладает всеми этими характеристиками.

Дополнительные индикаторы одаренности можно найти ниже, а также на веб-страницах других организаций, таких как эти:

Чего ожидать, когда… вы воспитываете одаренного ребенка (OAGC — Огайо) — Примечание, стр. 7

Путешествие: Пособие для родителей одаренных и талантливых детей (Правительство Альберты) – Обратите внимание на главу 2: Указатели на пути

Поиск детей, которые могут быть одаренными

У очень маленьких детей на одаренность может указывать:

  • Ранняя вербальная способность
  • Сильные математические способности
  • Долгое внимание
  • Ранняя способность к абстрактному мышлению
  • Ранний интерес ко времени

(Источник: Коланджело, Н., Ассулин, С.Г., и Гросс, М.У.М., Обманутая нация. Национальный доклад Темплтона об ускорении, 2004 г.)

В целом, по сравнению с детьми того же возраста, пола, темперамента и культуры, одаренный ребенок школьного возраста будет чаще, интенсивнее и в течение более длительного периода времени проявлять некоторые из следующих моделей поведения:

  • Юмор: Исключительно острое чувство комического, причудливого или абсурдного
  • Воображение и креативность: исключительная способность изобретательно и гибко использовать идеи, процессы, материалы или что-либо еще
  • Запрос: Зондирование, глубокие вопросы; эксперименты с событиями, идеями, чувствами, звуками, символами, движениями и т. д.
  • Память и обработка: Огромная «умственная мощь» для работы с большими объемами информации и навыков.
  • Чувствительность: Необычное осознание или реакция на переживания и чувства, как свои собственные, так и/или чувства других людей
  • Выразительность: Необычайная способность передавать смысл или эмоции с помощью слов, действий, символов или средств массовой информации
  • Рассуждение: выдающаяся способность обдумывать вещи и рассматривать последствия или альтернативы; богатое, гибкое, высокосознательное, логическое мышление
  • Решение проблем: выдающаяся способность находить систематические решения проблем; способен придумать и проследить множество путей к цели; ищет вызовы
  • Интуиция: внезапно обнаруживает связи или более глубокий смысл без сознательного осознания рассуждений или мыслей
  • Обучение: способность быстро и легко усваивать и использовать сложные новые знания
  • Интересы: Продвинутый, пылкий; возможно на необычные темы; страстный, иногда мимолетный
  • Моральные и этические проблемы: острая потребность в честности и справедливости; глубокое желание принять меры для устранения несправедливости; забота о последствиях своих действий
  • Мотивация: настойчивая, сильная потребность знать, делать, чувствовать, создавать или понимать

(Источник: «Великолепное поведение» Л. Каневского, в наборе инструментов для дифференциации учебного плана, 1999.)

Приведенный ниже список взят с небольшими изменениями из книги «Воспитание одаренных: развитие потенциала детей дома и в школе», второе издание, Барбара Кларк, Меррилл, 1983 г.

Интеллектуально одаренный ребенок характерно отличается от среднего ребенка когнитивным, аффективным, физическим, интуитивным и социальным поведением. Эти характерные различия являются источником особых образовательных потребностей одаренных детей.

Если у ребенка наблюдается одно из следующих поведенческих проявлений, он может быть одаренным:

  • задает много вопросов
  • проявляет большой интерес к прогрессу
  • имеет много информации о многих вещах
  • хочет знать, почему или как что-то так
  • необычайно расстраивается из-за несправедливости
  • кажется заинтересованным и обеспокоенным социальными или политическими проблемами
  • часто имеет более вескую причину, чем вы, чтобы не делать то, что вы хотите
  • отказывается тренировать орфографию, математические факты, карточки или почерк
  • критикует других за глупые идеи и становится нетерпеливым, если работа не «идеальна»
  • кажется одиночкой, ему скучно и часто нечего делать
  • выполняет только часть задания или проекта, а затем начинает двигаться в новом направлении
  • придерживается темы еще долго после того, как класс перешел к другим вещам
  • кажется беспокойным, часто не на месте
  • мечты
  • , кажется, легко понимает
  • любит решать головоломки и задачи
  • имеет свои собственные идеи о том, как что-то делать, и остается с ними
  • много говорит
  • любит метафоры и абстрактные идеи
  • любит обсуждать проблемы

Этот ребенок может быть одарен когнитивно (интеллектуально).

Когнитивные характеристики одаренного ребенка включают:

  • чрезвычайное количество информации;
  • необычная сохраняемость;
  • продвинутое понимание;
  • необычайно разнообразные интересы и любопытство;
  • высокий уровень языкового развития;
  • высокий уровень вербальных способностей;
  • необычная способность к обработке информации;
  • ускоренный темп мыслительных процессов;
  • гибких мыслительных процессов;
  • повышенная способность видеть необычные и разнообразные отношения;
  • способность генерировать оригинальные идеи и решения;
  • ранняя способность использовать и формировать концептуальные основы;
  • стойкое целенаправленное поведение.

Творческая одаренность может быть указана, если ребенок:

  • пытается делать что-то необычным, творческим способом;
  • У
  • очень смешное чувство юмора;
  • любит новые рутины или спонтанные занятия;
  • любит разнообразие и новизну;
  • создает проблемы без очевидных решений и любит просить вас их решить;
  • любит спорные и необычные вопросы;
  • обладает живым воображением;
  • , похоже, никогда не выполняется последовательно.

Аффективные (или эмоциональные) характеристики одаренного ребенка могут включать:

  • большое скопление информации об эмоциях, не доведенное до сознания;
  • необычная чувствительность к ожиданиям и чувствам других;
  • острое чувство юмора;
  • может быть нежным или враждебным;
  • повышенное самосознание, сопровождающееся ощущением себя «другим»;
  • идеализм и чувство справедливости, проявляющиеся в раннем возрасте;
  • продвинутых уровней морального суждения;
  • высокие ожидания в отношении себя и других, которые часто приводят к сильному разочарованию в себе, других и ситуациях;
  • необычная эмоциональная глубина и интенсивность;
  • чувствительность к несоответствию между идеалами и поведением.

Дополнительные ресурсы

Эти ресурсы были собраны преданными своему делу добровольцами, которые осознают, что семьям и педагогам нужен доступ к основным ресурсам об одаренных учащихся.

Поддержка эмоциональных потребностей одаренных           www.sengifted.org

Педагоги для одаренных организаций                     www.edgo.ca

Национальная ассоциация одаренных детей (США)   www.nagc.org

Twice-Exceptional Newsletter                                   http://www.2enewsletter.com/

Страница Hoagie’s Gifted Education Page                                 www.hoagiesgifted.org

 

Ресурсы для одаренных учащихся среднего школьного возраста

 

Канадский экологический центр

http://www.canadianecology.ca/ highschool-credit-courses/

  • Получите кредиты средней школы на двухнедельном летнем курсе

 

LEAP — Расширенная академическая программа Лорье

http://legacy.wlu.ca/leap

  • Оздоровительные лагеря LEAP предлагаются два раза в год для следующих возрастных групп: Gr. 1-3, гр. 4-6 и гр. 6-9

 

Отдел дополнительных исследований Королевского университета

http://esu.queensu.ca/

•          Различные ресурсы для учащихся, родителей и преподавателей

 

Виртуальные исследования по вызову

www.vroc.ca

  • Организация, объединяющая учащихся начальной и средней школы с профессорами в рамках наставнических отношений в области STEM (наука, технология, инженерия, математика)

 

Западная инициатива научного превосходства

http://success.uwo.ca/ ученый/westerns_initiative_ for_scholarly_excellence/

  • Программа параллельного зачисления для отличников 11 и 12 классов

 

 Великие курсы

«Всё удовольствие от обучения, без напряжения графика, домашних заданий или тестов»

www.visitgreatcourses.

com  

 


  • Пред.
  • Следующий

Характеристики и черты одаренных детей

Характеристики и черты одаренных детей

Одаренные дети часто выделяются. Являетесь ли вы родителем, педагогом или учеником, вы, вероятно, оказались здесь, потому что заметили что-то в ученике или в себе, если вы являетесь этим учеником. Те, у кого нет опыта в области одаренного образования, могут чувствовать, что одаренные дети выделяются своими хорошими оценками или высокими достижениями. Тем не менее, многие из нас, кто работает с одаренными детьми, знают, что они отличаются от других по другим причинам, таким как причудливое чувство юмора, их интенсивные вопросы или их отказ сидеть на месте в классе и повторять математические факты, когда они предпочли бы обсуждать их. природа бесконечности. Поиск одаренных черт у детей может предоставить информацию родителям, педагогам и самим учащимся, чтобы они могли решить, хотят ли они пройти тестирование интеллекта, ускоренное обучение или просто лучше понять, кто эти дети.

Что такое одаренность?

По своей сути, одаренность — это отличие мозга, которое вносит свой вклад в наш яркий и нейроразнообразный мир. Это неврологическое различие означает, что у глубоко одаренных учащихся траектория интеллектуального, академического и социально-эмоционального развития иная, чем у нейротипичных людей. Эти различия подробно описаны в «Нейронауке одаренности», серии статей GRO, организации по исследованию и распространению информации о одаренных.

Цитируя любимого лидера в области образования для одаренных, доктора Джима Делайла, «Одаренность — это врожденная способность обнаруживать и понимать мир сложными способами, которые значительно отличаются от возрастных норм». ( Понимание вашего одаренного ребенка изнутри , стр. 8). Важно отметить, что Делиль делает различие, что одаренность не всегда очевидна, просто глядя на достижения ученика. Это часто является источником напряженности при защите высокоодаренных детей, которые могут казаться средними или даже ниже среднего в школе. Родители и специалисты в области образования часто слышат одни и те же мифы об одаренных учащихся и должны сделать дополнительный шаг, чтобы узнать о своей одаренности, чтобы лучше удовлетворять потребности этой группы населения.

Как и большинство людей, высокоспособные ученики — это уникальные личности с разнообразными и многогранными талантами и интересами. Некоторые демонстрируют мастерство в нескольких областях, в то время как другие преуспевают в одном предмете. Идентификация одаренных часто основывается на сочетании тестирования одаренных и более качественных наблюдений за одаренными характеристиками и поведением.

Общие характеристики одаренных детей:

  • Способность понимать материал на несколько классов выше своих сверстников
  • Удивительная эмоциональная глубина и чувствительность в юном возрасте
  • Сильное чувство любопытства
  • С энтузиазмом относится к уникальным интересам и темам  
  • Причудливое или зрелое чувство юмора
  • Креативное решение проблем и творческое самовыражение 
  • Быстро усваивает информацию с небольшим количеством повторений
  • Самосознание, социальное сознание и осведомленность о глобальных проблемах

Национальная ассоциация одаренных детей перечисляет дополнительные черты одаренности, которые родители могут счесть полезными. Конечно, каждый одаренный учащийся уникален, и у них может проявляться сочетание этих черт или только двух очень интенсивно, или, возможно, вы обнаружите, что ни одна из них вообще не подходит.

Какие черты глубоко одаренных детей?

Глубоко одаренные люди набирают 99,9-й процентиль по IQ и тестам достижений и обладают исключительно высоким уровнем интеллектуального мастерства.

Характеристики глубоко одаренных людей могут включать:

  • Быстрое понимание : развитая способность быстро учиться и обрабатывать информацию в сочетании с потребностью в постоянной умственной стимуляции; глубоко одаренные учащиеся часто работают в другом темпе, чем их нейротипичные сверстники, — продвигаясь вперед или делая паузы, чтобы глубже погрузиться в интересующие их области.
  • Интуитивное понимание основ : трудности с концентрацией внимания на задачах, не требующих интеллектуального развития, включая повторяющиеся материалы или механические задания; глубоко одаренным детям часто требуется меньше практики, чтобы овладеть идеей или концепцией.
  • Склонность к сложности : Необходимость понимать «общую картину» того, что они изучают; они могут задавать бесконечные вопросы «почему» или предпочитают учиться от целого к частям, а не от части к целому.
  • Потребность в точности : Понимание нюансов и потребность в точности в мышлении и выражении; они могут часто отвечать на вопросы словами «это зависит от…» и могут испытывать трудности с оценками с множественным выбором, которые требуют от них принятия окончательных решений без обширного контекстуального фона вопросов.
  • Высокие ожидания : Склонность предъявлять к себе и другим высокие стандарты, что иногда может проявляться как перфекционизм или очень определенное чувство справедливости; это может привести к проблемам при понимании правил, установленных другими, или при взаимодействии со сверстниками того же возраста, которые не придерживаются тех же стандартов.
  • Отличающиеся интересы : Живое воображение и нишевые интересы могут затруднить общение со сверстниками того же возраста; глубоко одаренные учащиеся могут искать детей старшего возраста или взрослых, которые разделяют их интересы, или они могут общаться с детьми младшего возраста, которые гибки в своем мышлении и занимаются воображением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *