Разное

Примеры экспрессивный повтор: Лексический повтор — это… (примеры)

Лексический повтор – примеры, личное местоимение

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 248.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 248.

Каждый автор стремится сделать свой текст максимально выразительным. Для этой цели используются различные средства художественной выразительности речи, и одно из них – лексический повтор.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Изобразительное средство или ошибка?

Лексический повтор – это повторение одного и того же или однокоренного слова, а то и нескольких слов. Это может быть специально примененным приемом. Но нередко бывает просто ошибкой и объясняется не стремлением подчеркнуть какую-то мысль особо, а невнимательностью, недостаточным словарным запасом и другими причинами, не имеющими отношения к выразительности текста.

Неоправданный, ошибочный лексический повтор называется «тавтология».

Чтобы различить ошибку и изобразительный прием, давайте определим, с какой целью лексический повтор может быть использован.

Лексический повтор в литературе

Примеры лексического повтора мы встретим во многих произведениях художественной литературы. Чаще всего, применяя его, автор преследует одну из двух целей.

Лексический повтор придает и стихам, и прозе дополнительный ритм, призванный передать движение или монотонность. Например, в первом стихотворении из цикла А. А. Блока «На поле Куликовом» автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т.д. В комплексе с рядами однородных сказуемых это создает ощущения долгого движения по степи.

Очень часто лексический прием призван подчеркнуть, выделить особо какую-то мысль. Например, в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» мы во многих главах встречаем одни и те же строчки:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.


В данном случае автор явно хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль.

Виды лексического повтора

Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.

Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.

В песнях роль рефрена нередко выполняет припев.

В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.

Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами). Примером может служить знаменитая песня Б. Ш. Окуджавы:

Пока земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет…

Ошибка

Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.

Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».

Что мы узнали?

Лексический повтор – это повторение одного и того же слова или группы слов. Лексический повтор может использоваться в литературе для придания экспрессивности, иллюзии движения, для того чтобы подчеркнуть важную мысль. С этой целью авторы применяют рефрены, анафоры, эпифоры и т.д. Если повтор не является оправданным (не выполняет никакой функции), он становится ошибкой и его следует избегать, заменяя часть слов синонимами или местоимениями.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виктория Роминцева

    4/5

  • Анжелика Черниго

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 248.


А какая ваша оценка?

Что такое лексический повтор в русском языке и художественной литературе

3.7/5 — (9 голосов)

Разберемся с таким стилистическим приемом как лексический повтор, который может использоваться при написании различных текстов.

Что такое лексический повтор в русском языке

Лексический повтор – это приём в стилистике, который заключается в намеренном повторении слов или словосочетаний.

Функция его заключается в поэтическом тексте обычно в придании экспрессивности, связности, заметности для читателя. Этот приём подчёркивает главную мысль автора. Может означать монотонность и однообразность действия либо использоваться для придания тексту ритма.

А вот в сочинении школьника, к примеру, лексический повтор может посчитаться учителем ошибкой. Это может произойти в том случае, если:

Повтор не служит связующим звеном в тексте, не выполняет функцию эмфатии.

Обычно различают четыре вида лексического повтора:

  1. Лексическую анафору: повторение начальных частей двух и более строф, стихов или полустиший;

    «Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза»

  2. Эпифору: повторение одинаковых слов в конце смежных отрезков речи;

    «— Вздох не тот!
    — Ход не тот!
    — Смех не тот!
    — Свет не тот!»

  3. Анадиплосис: фраза первой части отрезка речи или последнее слово дублируются в начале следующей части;

    «…откуда придет помощь моя.
    Помощь моя от Господа…»

  4. Симплоку: сочетает в себе эпифору и анафору: повторяется начало и конец текста.
    «Август — астры,
    Август — звезды,
    Август — грозди
    Винограда и рябины
    Ржавой — август!»

Многие задаются вопросом, в чем же отличие лексического повтора и анафоры, эпифоры и других фигур. Безусловно, все они похожи. Но, к примеру, анафора отличается тем, что является более узким понятием, подразумевающим, как было написано выше, единоначалие в тексте. Лексический повтор же более широкое понятие, включающее множество типов фигур, им можно назвать любой повтор слов. Аналогично и с другими типами лексического повтора.

Примеры из художественной литературы

В классике примеры лексического повтора встречаются довольно часто. Приведём лишь некоторые из них.

«Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством».
(Лермонтов М.Ю.)

«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза».
(Есенин С.А)

«Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман
А прошлое ясней, ясней, ясней»…
(Окуджава Б.)

«Не волнуйся,
Не плачь,
Не трудись,
Сил иссякших и сердца не мучай.
Ты жива,
Ты во мне,
Ты в груди,
Как опора,
Как друг и как случай».
(Б. Пастернак)

«Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!»
(А. Пушкин)

«Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную-
Вынесет все, что Господь ни пошлет!»
(Н. Некрасов)

«Но идет пехота
Мимо сосен, сосен,
Сосен без конца».
(В. Луговой)

«А на левом с ходу, с ходу
Подоспевшие штыки
Их толкали в воду, в воду.
А вода себе теки»…
(А. Твардовский)

«Вот оно, мое веселье пляшет,
И звенит, звенит, в кустах пропав.
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав».
(А. Блок)

«Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди»…
(Симонов К. )

«Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!»
(А. Блок)

«Зовет меня,
Зовет твой стон.
Зовет и к гробу приближает».
(Г. Державин)

Восприимчивый и выразительный язык | Children’s Minnesota

Что такое рецептивная и выразительная речь?
Восприимчивый язык относится к тому, как ваш ребенок понимает язык. Выразительный язык относится к тому, как ваш ребенок использует слова для самовыражения.

Маленькие дети с языковыми трудностями могут иметь:

  • Плохой зрительный контакт
  • Трудности во взаимодействии с другими детьми
  • Ограниченный разговорный словарный запас (менее 50 слов в возрасте двух лет)
  • Трудно следовать указаниям (двухэтапные указания в возрасте двух лет)
  • Трудности в выражении желаний и потребностей

У детей дошкольного возраста с языковыми трудностями могут возникнуть трудности:

  • Пересказ историй в возрасте четырех лет
  • Использование правильных слов (например, использование «я» вместо «я», например, «я хочу это» вместо «я хочу это»)
  • Создание новых/новаторских предложений – любит повторять слова или фразы из фильмов, телепередач и т. д., чтобы общаться с другими
  • Ответы на вопросы о себе (например, «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?»)
  • Взаимодействие с коллегами

У детей школьного возраста с языковыми трудностями могут возникнуть трудности:

  • Использование правильной грамматики
  • Правильное расположение слов в вопросах и предложениях
  • Ответы на вопросы типа «что» (например, кто, что, когда, где, почему)
  • Выполнение академических заданий, таких как запоминание фактов, построение последовательностей историй и систематизация словесной информации
  • Взаимодействие с коллегами

Когда рекомендуется оценка речи и языка?
Если семью беспокоит коммуникативное развитие ребенка, рекомендуется консультация логопеда. Общие указания относительно того, когда следует планировать обследование, включают случаи, когда ребенок:

  • Не использует отдельные слова к 15 месяцам
  • Не использует 50 слов или фраз из 2 слов (например, «больше cookie») к 24 месяцам
  • Не следует указаниям, состоящим из двух шагов (например, «Возьми пальто и обувь») к двум годам.
  • Не понимает 90% времени, когда говорит, к четырем годам или легко расстраивается, потому что другие не могут его/ее понять
  • Имеет трудности во взаимодействии со сверстниками
  • Имеет проблемы с памятью или навыками решения задач
  • Демонстрирует напряжённые повторения слов или звуков, напоминающие заикание (например, «Я, я, я хочу печенье»), или произносит слова, которые звучат «застрял» или «нажал», особенно если такое поведение длится 6 месяцев или дольше и/или если ребенок негативно реагирует на свою речь
  • Имеет грубый, хриплый или напряженный голос
  • Звук «гнусавый» или слишком много воздуха выходит через нос при разговоре

Чего ожидать во время оценки языка
Во время 60-минутной оценки языка логопед соберет информацию об истории болезни вашего ребенка, основных этапах развития и ваших текущих проблемах. В зависимости от возраста и навыков общения вашего ребенка логопед может также:

  • Соберите языковой образец, пока ваш ребенок играет
  • Вовлеките ребенка в разговор
  • Попросите ребенка следовать указаниям возрастающей сложности
  • Попросите ребенка ответить на вопросы об историях, которые он/она читал или читали ему/ей
  • Проведите стандартное языковое тестирование, которое обычно включает в себя определение картинок, выполнение указаний, ответы на вопросы и описание картинок.
  • Оцените артикуляционные навыки вашего ребенка

Результаты и рекомендации будут обсуждаться в конце оценки. При необходимости будет рекомендована языковая терапия, а также будут обсуждаться и демонстрироваться домашние занятия.

Что взять с собой на экзамен по языку

  • Вступительный пакет для изучения языка
  • Копии предыдущих оценок, включая IEP/IFSP, если ваш ребенок получает услуги в рамках программы или школы Birth to Three.
  • Результаты недавней проверки слуха (при наличии)

Чего ожидать во время языковой терапии
На основании результатов обследования вашего ребенка может быть рекомендована языковая терапия. Во время лечения логопед может работать по:

  • По направлениям
  • Понимание разговора
  • Ответы на вопросы
  • Понимание историй
  • Использование правильных времен глаголов, местоимений, множественного числа и т.
    д.
  • Понимание социальных ситуаций и адекватная реакция на них
  • Форворд

В зависимости от возраста и способностей вашего ребенка занятия могут выполняться во время игры или в более структурированном виде, например, сидя за столом.

Мы в Children’s считаем, что семьям очень важно участвовать во всех аспектах ухода за детьми. В зависимости от потребностей ребенка родителям рекомендуется наблюдать за сеансами через мониторы, зеркала для наблюдения или в терапевтическом кабинете. Кроме того, логопед вашего ребенка обсудит прогресс, предоставит рабочие листы для домашней практики и продемонстрирует полезные методы терапии, чтобы обеспечить максимальную пользу от терапии.

Развитие речи и языка

Щелкните по следующим ссылкам, чтобы получить информацию об этапах развития речи у детей младшего возраста и мероприятиях по развитию общения:

  • Развитие речи и языка: от рождения до 12 месяцев
  • Развитие речи и языка: от 12 до 18 месяцев
  • Развитие речи и языка: от 18 до 24 месяцев
  • Развитие речи и языка: от 24 до 30 месяцев
  • Развитие речи и языка: от 30 до 36 месяцев
  • Развитие слуха и речи (хмонг) (испанский)
  • Игра со звуками
  • Язык жестов для слышащих детей
  • Американская ассоциация речевого и языкового слуха (ASHA)
    • От рождения до пяти лет
    • От детского сада до пятого класса

 

Найдите дополнительную информацию о развитии речи, а также о диагнозах, обычно связанных с языковыми расстройствами:

  • Американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA)
  • Общество аутизма штата Миннесота
  • Американское общество аутизма
  • Национальная ассоциация синдрома Дауна

Развитие экспрессивной речи у детей в возрасте от 0 до 5 лет

Рута Россет, логопед

По мере развития дети учатся говорить и использовать язык. Ниже вы найдете краткую информацию о навыках выразительной речи, которые обычно достигают дети на ключевых этапах своего развития.

Рождение

Новорожденные издают звуки, которые позволяют другим понять, что они испытывают удовольствие или боль.

0-3 месяца

Ваш ребенок улыбается вам, когда вы появляетесь в его поле зрения. Они часто повторяют один и тот же звук и «воркуют и мурлыкают», когда довольны. Крики различаются, а это означает, что ребенок использует разные крики для разных ситуаций. Например, один крик говорит: «Я голоден», а другой говорит: «У меня болит». В это время вы можете начать интерпретировать и озвучивать эти крики, чтобы ребенок их услышал. Например, «ты хочешь молока» или «у тебя болит животик».

4–6 месяцев

Булькающие звуки или голосовые игры возникают, когда вы играете с ребенком или когда он с удовольствием чем-то занят.

В этом возрасте начинает активно лепетать, и ваш ребенок иногда будет звучать так, как будто он разговаривает. Получайте удовольствие, повторяя звуки вашего ребенка и по очереди разговаривая. Речевое лепетание включает в себя множество звуков, в том числе двугубные (двугубные) звуки: «р», «б», «ш» и «м».

Используя звуки и жесты, ваш ребенок может сказать вам, что он чего-то хочет или хочет что-то сделать. Они могут издавать очень настойчивые звуковые звуки, чтобы подтолкнуть вас к действию.

7-12 месяцев

Звук лепета вашего ребенка меняется. Это потому, что теперь он включает больше согласных, а также долгие и краткие гласные. Они используют речь или другие звуки (кроме плача), чтобы привлечь ваше внимание и удержать его.

В это время у вашего ребенка появились первые слова (вероятно, не очень четко произнесенные): т. е. «мама», «пока», «нет». Интерпретируйте эти слова, чтобы ваш ребенок услышал правильное произношение (например, «баба» = «бутылочка»).

1-2 года

Теперь ваш малыш с каждым месяцем накапливает все больше слов. Они даже будут задавать вопросы из двух слов, такие как «где мяч?», «что это?», «больше печенья?», и комбинировать два слова другими способами, чтобы сделать множество утверждений. Слова становятся яснее по мере того, как используется больше начальных согласных.

Снова повторите их высказывания и добавьте одно или два слова для расширения. Например, ответьте «вы хотите больше молока», когда слышите «больше молока» или «больше нет собачки, собачка вышла на улицу» на «нет собачки».

2-3 года

Словарный запас вашего двух-трехлетнего ребенка стремительно растет. У них, кажется, есть слово почти для всего. Высказывания часто состоят из одного, двух или трех слов, и члены семьи обычно могут их понять. Продолжайте добавлять больше информации к высказываниям вашего малыша, так как это помогает развивать как рецептивную, так и выразительную речь.

3-4 года

Предложения становятся длиннее, так как ваш ребенок теперь может составлять четыре или более слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *