Лексический повтор – примеры, личное местоимение
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 248.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 248.
Каждый автор стремится сделать свой текст максимально выразительным. Для этой цели используются различные средства художественной выразительности речи, и одно из них – лексический повтор.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Изобразительное средство или ошибка?
Лексический повтор – это повторение одного и того же или однокоренного слова, а то и нескольких слов. Это может быть специально примененным приемом. Но нередко бывает просто ошибкой и объясняется не стремлением подчеркнуть какую-то мысль особо, а невнимательностью, недостаточным словарным запасом и другими причинами, не имеющими отношения к выразительности текста.
Неоправданный, ошибочный лексический повтор называется «тавтология».
Чтобы различить ошибку и изобразительный прием, давайте определим, с какой целью лексический повтор может быть использован.
Лексический повтор в литературе
Примеры лексического повтора мы встретим во многих произведениях художественной литературы. Чаще всего, применяя его, автор преследует одну из двух целей.
Лексический повтор придает и стихам, и прозе дополнительный ритм, призванный передать движение или монотонность. Например, в первом стихотворении из цикла А. А. Блока «На поле Куликовом» автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т.д. В комплексе с рядами однородных сказуемых это создает ощущения долгого движения по степи.
Очень часто лексический прием призван подчеркнуть, выделить особо какую-то мысль. Например, в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» мы во многих главах встречаем одни и те же строчки:
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
В данном случае автор явно хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль.
Виды лексического повтора
Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.
Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.
В песнях роль рефрена нередко выполняет припев.
В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.
Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами). Примером может служить знаменитая песня Б. Ш. Окуджавы:
Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет…
Ошибка
Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.
Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».
Что мы узнали?
Лексический повтор – это повторение одного и того же слова или группы слов. Лексический повтор может использоваться в литературе для придания экспрессивности, иллюзии движения, для того чтобы подчеркнуть важную мысль. С этой целью авторы применяют рефрены, анафоры, эпифоры и т.д. Если повтор не является оправданным (не выполняет никакой функции), он становится ошибкой и его следует избегать, заменяя часть слов синонимами или местоимениями.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Виктория Роминцева
4/5
Анжелика Черниго
5/5
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 248.
А какая ваша оценка?
Что такое лексический повтор в русском языке и художественной литературе
3.7/5 — (9 голосов)
Разберемся с таким стилистическим приемом как лексический повтор, который может использоваться при написании различных текстов.
Что такое лексический повтор в русском языке
Лексический повтор – это приём в стилистике, который заключается в намеренном повторении слов или словосочетаний.
Функция его заключается в поэтическом тексте обычно в придании экспрессивности, связности, заметности для читателя. Этот приём подчёркивает главную мысль автора. Может означать монотонность и однообразность действия либо использоваться для придания тексту ритма.
А вот в сочинении школьника, к примеру, лексический повтор может посчитаться учителем ошибкой. Это может произойти в том случае, если:
Повтор не служит связующим звеном в тексте, не выполняет функцию эмфатии.
Обычно различают четыре вида лексического повтора:
- Лексическую анафору: повторение начальных частей двух и более строф, стихов или полустиший;
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза» - Эпифору: повторение одинаковых слов в конце смежных отрезков речи;
«— Вздох не тот!
— Ход не тот!
— Смех не тот!
— Свет не тот!» - Анадиплосис: фраза первой части отрезка речи или последнее слово дублируются в начале следующей части;
«…откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа…» - Симплоку: сочетает в себе эпифору и анафору: повторяется начало и конец текста.
«Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!»
Многие задаются вопросом, в чем же отличие лексического повтора и анафоры, эпифоры и других фигур. Безусловно, все они похожи. Но, к примеру, анафора отличается тем, что является более узким понятием, подразумевающим, как было написано выше, единоначалие в тексте. Лексический повтор же более широкое понятие, включающее множество типов фигур, им можно назвать любой повтор слов. Аналогично и с другими типами лексического повтора.
Примеры из художественной литературы
В классике примеры лексического повтора встречаются довольно часто. Приведём лишь некоторые из них.
«Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством».
(Лермонтов М.Ю.)
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза».
(Есенин С.А)
«Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман
А прошлое ясней, ясней, ясней»…
(Окуджава Б.)
«Не волнуйся,
Не плачь,
Не трудись,
Сил иссякших и сердца не мучай.
Ты жива,
Ты во мне,
Ты в груди,
Как опора,
Как друг и как случай».
(Б. Пастернак)
«Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!»
(А. Пушкин)
«Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную-
Вынесет все, что Господь ни пошлет!»
(Н. Некрасов)
«Но идет пехота
Мимо сосен, сосен,
Сосен без конца».
(В. Луговой)
«А на левом с ходу, с ходу
Подоспевшие штыки
Их толкали в воду, в воду.
А вода себе теки»…
(А. Твардовский)
«Вот оно, мое веселье пляшет,
И звенит, звенит, в кустах пропав.
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав».
(А. Блок)
«Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди»…
(Симонов К. )
«Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!»
(А. Блок)
«Зовет меня,
Зовет твой стон.
Зовет и к гробу приближает».
(Г. Державин)
Восприимчивый и выразительный язык | Children’s Minnesota
Что такое рецептивная и выразительная речь?
Восприимчивый язык относится к тому, как ваш ребенок понимает язык. Выразительный язык относится к тому, как ваш ребенок использует слова для самовыражения.
Маленькие дети с языковыми трудностями могут иметь:
- Плохой зрительный контакт
- Трудности во взаимодействии с другими детьми
- Ограниченный разговорный словарный запас (менее 50 слов в возрасте двух лет)
- Трудно следовать указаниям (двухэтапные указания в возрасте двух лет)
- Трудности в выражении желаний и потребностей
У детей дошкольного возраста с языковыми трудностями могут возникнуть трудности:
- Пересказ историй в возрасте четырех лет
- Использование правильных слов (например, использование «я» вместо «я», например, «я хочу это» вместо «я хочу это»)
- Создание новых/новаторских предложений – любит повторять слова или фразы из фильмов, телепередач и т. д., чтобы общаться с другими
- Ответы на вопросы о себе (например, «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?»)
- Взаимодействие с коллегами
У детей школьного возраста с языковыми трудностями могут возникнуть трудности:
- Использование правильной грамматики
- Правильное расположение слов в вопросах и предложениях
- Ответы на вопросы типа «что» (например, кто, что, когда, где, почему)
- Выполнение академических заданий, таких как запоминание фактов, построение последовательностей историй и систематизация словесной информации
- Взаимодействие с коллегами
Когда рекомендуется оценка речи и языка?
Если семью беспокоит коммуникативное развитие ребенка, рекомендуется консультация логопеда. Общие указания относительно того, когда следует планировать обследование, включают случаи, когда ребенок:
- Не использует отдельные слова к 15 месяцам
- Не использует 50 слов или фраз из 2 слов (например, «больше cookie») к 24 месяцам
- Не следует указаниям, состоящим из двух шагов (например, «Возьми пальто и обувь») к двум годам.
- Не понимает 90% времени, когда говорит, к четырем годам или легко расстраивается, потому что другие не могут его/ее понять
- Имеет трудности во взаимодействии со сверстниками
- Имеет проблемы с памятью или навыками решения задач
- Демонстрирует напряжённые повторения слов или звуков, напоминающие заикание (например, «Я, я, я хочу печенье»), или произносит слова, которые звучат «застрял» или «нажал», особенно если такое поведение длится 6 месяцев или дольше и/или если ребенок негативно реагирует на свою речь
- Имеет грубый, хриплый или напряженный голос
- Звук «гнусавый» или слишком много воздуха выходит через нос при разговоре
Чего ожидать во время оценки языка
Во время 60-минутной оценки языка логопед соберет информацию об истории болезни вашего ребенка, основных этапах развития и ваших текущих проблемах. В зависимости от возраста и навыков общения вашего ребенка логопед может также:
- Соберите языковой образец, пока ваш ребенок играет
- Вовлеките ребенка в разговор
- Попросите ребенка следовать указаниям возрастающей сложности
- Попросите ребенка ответить на вопросы об историях, которые он/она читал или читали ему/ей
- Проведите стандартное языковое тестирование, которое обычно включает в себя определение картинок, выполнение указаний, ответы на вопросы и описание картинок.
- Оцените артикуляционные навыки вашего ребенка
Результаты и рекомендации будут обсуждаться в конце оценки. При необходимости будет рекомендована языковая терапия, а также будут обсуждаться и демонстрироваться домашние занятия.
Что взять с собой на экзамен по языку
- Вступительный пакет для изучения языка
- Копии предыдущих оценок, включая IEP/IFSP, если ваш ребенок получает услуги в рамках программы или школы Birth to Three.
- Результаты недавней проверки слуха (при наличии)
Чего ожидать во время языковой терапии
На основании результатов обследования вашего ребенка может быть рекомендована языковая терапия. Во время лечения логопед может работать по:
- По направлениям
- Понимание разговора
- Ответы на вопросы
- Понимание историй
- Использование правильных времен глаголов, местоимений, множественного числа и т. д.
- Понимание социальных ситуаций и адекватная реакция на них
- Форворд
В зависимости от возраста и способностей вашего ребенка занятия могут выполняться во время игры или в более структурированном виде, например, сидя за столом.
Мы в Children’s считаем, что семьям очень важно участвовать во всех аспектах ухода за детьми. В зависимости от потребностей ребенка родителям рекомендуется наблюдать за сеансами через мониторы, зеркала для наблюдения или в терапевтическом кабинете. Кроме того, логопед вашего ребенка обсудит прогресс, предоставит рабочие листы для домашней практики и продемонстрирует полезные методы терапии, чтобы обеспечить максимальную пользу от терапии.
Развитие речи и языка
Щелкните по следующим ссылкам, чтобы получить информацию об этапах развития речи у детей младшего возраста и мероприятиях по развитию общения:
- Развитие речи и языка: от рождения до 12 месяцев
- Развитие речи и языка: от 12 до 18 месяцев
- Развитие речи и языка: от 18 до 24 месяцев
- Развитие речи и языка: от 24 до 30 месяцев
- Развитие речи и языка: от 30 до 36 месяцев
- Развитие слуха и речи (хмонг) (испанский)
- Игра со звуками
- Язык жестов для слышащих детей
- Американская ассоциация речевого и языкового слуха (ASHA)
- От рождения до пяти лет
- От детского сада до пятого класса
Найдите дополнительную информацию о развитии речи, а также о диагнозах, обычно связанных с языковыми расстройствами:
- Американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA)
- Общество аутизма штата Миннесота
- Американское общество аутизма
- Национальная ассоциация синдрома Дауна
Развитие экспрессивной речи у детей в возрасте от 0 до 5 лет
Рута Россет, логопед
По мере развития дети учатся говорить и использовать язык. Ниже вы найдете краткую информацию о навыках выразительной речи, которые обычно достигают дети на ключевых этапах своего развития.
Рождение
Новорожденные издают звуки, которые позволяют другим понять, что они испытывают удовольствие или боль.
0-3 месяца
Ваш ребенок улыбается вам, когда вы появляетесь в его поле зрения. Они часто повторяют один и тот же звук и «воркуют и мурлыкают», когда довольны. Крики различаются, а это означает, что ребенок использует разные крики для разных ситуаций. Например, один крик говорит: «Я голоден», а другой говорит: «У меня болит». В это время вы можете начать интерпретировать и озвучивать эти крики, чтобы ребенок их услышал. Например, «ты хочешь молока» или «у тебя болит животик».
4–6 месяцев
Булькающие звуки или голосовые игры возникают, когда вы играете с ребенком или когда он с удовольствием чем-то занят.
В этом возрасте начинает активно лепетать, и ваш ребенок иногда будет звучать так, как будто он разговаривает. Получайте удовольствие, повторяя звуки вашего ребенка и по очереди разговаривая. Речевое лепетание включает в себя множество звуков, в том числе двугубные (двугубные) звуки: «р», «б», «ш» и «м».
Используя звуки и жесты, ваш ребенок может сказать вам, что он чего-то хочет или хочет что-то сделать. Они могут издавать очень настойчивые звуковые звуки, чтобы подтолкнуть вас к действию.
7-12 месяцев
Звук лепета вашего ребенка меняется. Это потому, что теперь он включает больше согласных, а также долгие и краткие гласные. Они используют речь или другие звуки (кроме плача), чтобы привлечь ваше внимание и удержать его.
В это время у вашего ребенка появились первые слова (вероятно, не очень четко произнесенные): т. е. «мама», «пока», «нет». Интерпретируйте эти слова, чтобы ваш ребенок услышал правильное произношение (например, «баба» = «бутылочка»).
1-2 года
Теперь ваш малыш с каждым месяцем накапливает все больше слов. Они даже будут задавать вопросы из двух слов, такие как «где мяч?», «что это?», «больше печенья?», и комбинировать два слова другими способами, чтобы сделать множество утверждений. Слова становятся яснее по мере того, как используется больше начальных согласных.
Снова повторите их высказывания и добавьте одно или два слова для расширения. Например, ответьте «вы хотите больше молока», когда слышите «больше молока» или «больше нет собачки, собачка вышла на улицу» на «нет собачки».
2-3 года
Словарный запас вашего двух-трехлетнего ребенка стремительно растет. У них, кажется, есть слово почти для всего. Высказывания часто состоят из одного, двух или трех слов, и члены семьи обычно могут их понять. Продолжайте добавлять больше информации к высказываниям вашего малыша, так как это помогает развивать как рецептивную, так и выразительную речь.
3-4 года
Предложения становятся длиннее, так как ваш ребенок теперь может составлять четыре или более слов.