Разное

Предметность восприятия: Свойства восприятия — Психологос

Содержание

Свойства восприятия — Психологос

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность.

Предметность восприятия

Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы самого раннего возраста воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств, а как нечто независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Формирование предметности восприятия связано с первыми практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем, когда восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему перцептивных действий, практическая деятельность продолжает ставить перед ним те или иные перцептивные задачи и неизбежно требует адекватного, следовательно, предметного отражения действительности.

Целостность

Свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Целостность восприятия рассматривается в психологии как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому миру.

Константность восприятия

Относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий восприятия. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому восприятие его величины неразрывно связано с восприятием удаленности, или наоборот.

Категориальность восприятия

Свойственная высшим формам восприятия расчлененность и обобщенность. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.

Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и др.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

  1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Восприятие и его основные свойства

   К основным свойствам восприятия относят:

— предметность,

— целостность,

— структурность,

— константность,

— осмысленность,

— апперцепция,

— активность.

Предметность восприятия

   Предметность восприятия это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов. С одной стороны, задатки предметности восприятия заложены природой, и нет никакого сомнения в том, что у животных восприятие тоже предметно. С другой стороны, можно сказать, что предметность не является врожденным свойством восприятия.

Дело в том, что возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения и вообще деятельности образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Вопрос о соотношении биологических механизмов и опыта в восприятии остается не до конца раскрытым. Известно, что многие детеныши, рождающиеся почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки), в первый же день своей жизни обладают уже довольно развитым восприятием. Они могут, в частности, запомнить образ матери. Те птенцы и детеныши, которые не рождаются самостоятельными (воробьи, голуби, собаки, кошки, приматы), могут не только обладать очень слабым восприятием, но и вообще быть слепыми в первые дни. Относительная слабость врожденного у них приводит в дальнейшем к более гибкому, адаптивному, дифференцированному и — главное — осмысленному восприятию в дальнейшем.

В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:

— движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,

— движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы «ощупывающих» дистанционно этот предмет,

— повороты головы (например на источник звука),

— иные движения.

Целостность восприятия

   Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью.

Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.

д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.

На целостное восприятие большое значение имеет опыт предыдущих наблюдений. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха… И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.

Восприятие конкретного человека поэтому сильно связано с его моделью мира и моделью отдельных объектов этого мира. Если, предположим, у ребенка отец весьма высокого роста и при этом носит очки, то в модели мира ребенка может быть отражена связь «высокий рост = наличие очков». Встречая затем на улице, незнакомцев в очках, ребенок будет их считать несколько выше, чем они на самом деле (особенно если рядом нет других людей, с которыми можно сравнить рост незнакомца).

Структурность восприятия

   Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с «мегабайтами» визуальной и аудиальной информации. Эти «мегабайты» не проецируются непосредственно в сознание, мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук, тем более он не в состоянии проанализировать ту гигантскую синусоиду, отражающую колебания воздуха. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний.

При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и «Черный квадрат» Малевича, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.

Константность восприятия

   Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности.

Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.

Апперцепция

   Предшествующий перцептивный опыт играет огромное значение в процессе восприятия. Особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека. Апперцепцией называют зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека.

В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. Некоторые из воспринимаемых объектов даже получают свои вербальные названия: «зеленый маленький кружок», «большой красный треугольник».

При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого — о цирке или кастрюле.

Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности.

Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка.

На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения. А спортсмен, настроенный на победу, вообще не замечает ничего вокруг, не имеющего отношения к победе.

Осмысленность восприятия

   Так устроены наше восприятие и мышление, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы.

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.

При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.

Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:

1) выделение комплекса стимулов из потока информации,

2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту,

3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект,

4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы),

5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией,

6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта (если, например, шаблон-категория это «человек-женщина», то могут быть добавлены индивидуальные особенности: «молодая», «красивая», «одетая в платье», «интеллигентного вида»).

Активность восприятия

   Как уже отмечалось на примере со спортсменом, мы в известных пределах можем управлять своим восприятием. Сосредоточив свое внимание на книге, мы погружаемся в восприятие напечатанного текста. Надев наушники, мы забываем про книгу и погружаемся в сладкий мир музыки. Сняв наушники, мы идем на кухню и воспринимаем только что испеченный пирог с рыбой. Если нам неудобно наклоняться над пирогом, мы можем взять блюдо с ним в руки и поднести к лицу. Поэтому, как минимум, мы можем управлять своим восприятием через: манипуляцию собственными органами чувств, внимание, собственные перемещения в пространстве, перемещения воспринимаемого объекта.

Одна из базовых особенностей работы нашего восприятия — деление всей воспринимаемой информации на «фигуру» и «фон». В фигуре обычно содержится один объект или группа тесно связанных объектов (например два дерущихся мальчика). В фоне — все остальное. Основное проявление активности восприятия и состоит в том, чтобы определять — что в данный момент должно быть фигурой, а что — фоном.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Восприятие

  • Автономная сенсорная меридиональная реакция
  • Адекватность ощущения и восприятия
  • Антиципация
  • Апперцепция
  • Взаимоотношение целого и части в восприятии
  • Восприятие времени
  • Восприятие движения и времени
  • Восприятие пространства
  • Восприятие устной речи
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Объективное восприятие | Ридван

Объективное восприятие в опыте единства

В опыте единства объективное восприятие реальности заключается в том, что границы, которые вы видите, на самом деле являются творениями вашего разума. Они плод вашего воображения. Вы создали этот образ и идею в своем уме, а затем сказали: «Это я. Я заканчиваю здесь, а другой человек начинает там. Я заканчиваю здесь, а стул начинается там. Ты начинаешь там и заканчиваешь там». Именно так мы ощущаем себя. Но что, если на самом деле это не так? Вы просто думаете, что это именно так, и поскольку вы думаете, что это именно так, вы так и видите реальность. Конечно, если вы видите реальность через представление о том, что вы начинаете здесь и здесь заканчиваете, — конечно, вы проживете свою жизнь определенным образом. Интересы других людей могут не совпадать с вашими интересами, а ваши интересы могут конфликтовать с интересами других, и тогда возникает вопрос, что мое, а что ваше. Могу ли я получить свою долю, вы можете получить свою долю? С предположением отделенность приходят вопросы отдавать и получать, любить и быть любимым, иметь и приобретать, и все такое. Все эти вещи, которые являются причинами проблем людей, основаны на предположении, что у нас есть окружность. Если у вас нет окружности, все эти заботы уходят. Тогда вы не говорите: «Я хочу, чтобы ты любил меня». «Я хочу, чтобы ты любил меня» означает, что здесь есть человек, и этот человек будет любить этого человека здесь. Но этой границы нет; есть только одно, есть только единство. В этом единстве что может означать то, что вы хотите, чтобы кто-то любил вас? Что может означать, что вы собираетесь любить кого-то? Что значит, что ты собираешься дать что-либо кому-либо? Что значит, что ты собираешься получить что-то от вселенной? Вы вселенная.

Алмазное сердце Книга четвертая, стр. 98

Видение вещей такими, какие они есть

Объективное восприятие означает восприятие реальности, всего того, что противостоит нашему осознанию, как оно есть. Это вопрос видения вещей такими, какие они есть, а не видения их с определенной точки зрения или позиции. Таким образом, под объективным мы подразумеваем не научно-позитивистский смысл, в котором объективное означает то, что существует физически вне нас, а не в уме. Мы также не имеем в виду объективность в том смысле, что мы не эмоциональны или не переживаемы. Мы имеем в виду видение вещей, видение внутренних или внешних вещей такими, какие они есть, а не субъективными. Субъективное есть антитеза; это означает в соответствии с нашими позициями, чувствами, фильтрами, убеждениями и установками. Таким образом, объективное восприятие означает чистое восприятие, свободное от всех позиций, предубеждений, фильтров, конфликтов, намерений и т. д. Это восприятие того, что есть, без каких-либо затемнений или посредников, поэтому мы видим это таким, какое оно есть само по себе.

Пустота, стр. 151

Оставаться со своим опытом

Чтобы оставаться со своим опытом, не манипулируя им, нужно быть объективным в том, что здесь происходит. Объективность не означает быть холодным. Объективность означает не полагаться на то, что есть на самом деле. Истинная объективность означает не то, что вы бесчувственны, а то, что вы полны любви к истине. Быть объективным означает, что вы не отягощаете то, что есть на самом деле, своими предубеждениями и идеями из прошлого. Вы просто позволяете этому быть таким, какое оно есть. Исследуя свою слабость, вы видите, что должны устранить свои ассоциации, реакции и убеждения по этому поводу. Вы должны выяснить, что это за слабость прямо сейчас. Если вы действительно будете действовать таким образом, появится дыра слабости, открывающая доступ аспекту силы. И вдруг возникает сила, и ты — этот бушующий огонь. В тебе есть смелость и азарт, открытость и любопытство узнать, кто вы и что такое мир.

Алмазное сердце Книга пятая, стр. 210

Наш обычный взгляд на мир не такой, какой он есть на самом деле. Если наше зеркало создает какое-либо искажение, если наше восприятие реальности содержит какие-либо субъективные предпочтения или представления, то мы видим реальность с обманчивой точки зрения и упустим присущее ей совершенство. Это делает нашу работу очень очевидной: выяснить, что мешает восприятию реальности такой, какая она есть, — выяснить, что именно0007 наши омрачения

там, где наше восприятие обманчиво. То, как мы обычно видим мир, не является таким, какой он есть на самом деле, потому что мы видим его с точки зрения наших суждений и предпочтений, наших симпатий и антипатий, наших страхов и наших представлений о том, как все должно быть. Поэтому, чтобы видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, то есть видеть вещи объективно, мы должны отбросить их в сторону — другими словами, мы должны отпустить свой ум. Объективное видение вещей означает, что не имеет значения, считаем ли мы то, на что смотрим, хорошим или плохим — это значит просто видеть это таким, какое оно есть. Если ученый проводит эксперимент, он не говорит: «Мне это не нравится, поэтому я это проигнорирую». Он может лично не заботиться о результатах, потому что они не подтверждают его теорию, но чистая наука означает видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Если он говорит, что не собирается обращать внимание на эксперимент, потому что он ему не нравится, это не наука. Тем не менее, именно так большинство из нас относится к реальности, внутренне и внешне.

Грани единства, с. 141

Нет объективного восприятия или опыта чего-либо

Посмотрите на гору. Он идет вверх, наверху лежит снег. Вы когда-нибудь просто смотрели на гору? Или вы смотрите на это через призму этой собственной точки зрения? Ты просто смотришь на гору, или ты чувствуешь то или иное по поводу нее? Вы думаете, что это напоминает вам об этом, это связано с этим. Может быть, вы хотите покататься на лыжах или заняться альпинизмом. Может быть, это заставляет вас чувствовать себя маленьким или большим. Вы видите гору только так, как она относится к вам, а не гору как гору саму по себе. Таким образом, вы никогда не увидите горы. Никогда! То, что вы видите, это ваше собственное отражение в горе. То, что вы видите, это ваш собственный остров с зеркалом снаружи. То же самое происходит с каждым объектом и человеком, с которым вы сталкиваетесь. Вот как вы действуете, как вы всегда функционировали, как вы чувствуете, что всегда будете функционировать, как действуют все остальные. Что это значит? Первый вывод заключается в том, что вы не видите вещи или людей сами по себе. Вы не видите их объективно. Нет объективного восприятия или опыта чего-либо. Вы действительно не видите горы. Вы плохо знаете человека. По-настоящему знать людей — значит смотреть на них без какой-либо собственной точки зрения. Тогда вы не сможете смотреть на них с точки зрения своих идей, своих стандартов, своей линзы.

Алмазное сердце Книга вторая, стр. 136

Вы можете обнаружить, что мир, в котором вы живете, определяется тем, каким вы считаете этот мир

Видеть вещи такими, какие они есть, значит видеть их без фильтров, без завесы. Видеть то, что есть, значит воспринимать объективно. Объективное восприятие требует, чтобы мы постигали или воспринимали без обычных фильтров, без проекций прошлого на настоящее. То, что есть, очевидно, должно быть в данный момент — сейчас, потому что существует только сейчас. Существует только этот самый момент. Вы сами видите это логически. Я не говорю здесь ничего эзотерического; то, что есть сейчас. Прошлой реальности здесь нет. Будущее еще не наступило. Увидеть то, что есть, значит увидеть настоящее таким, какое оно есть. Но видеть настоящее таким, какое оно есть, значит видеть без влияния прошлого. В различных аспектах проделанной нами работы мы увидели, что многие наши проблемы и иллюзии исходят из прошлого опыта. Мы видели, как мы проецируем наши паттерны на наши межличностные отношения, как мы проецируем наши отношения с родителями и другими людьми в раннем детстве на нашу настоящую жизнь, как мы реагируем способами, которые не имеют ничего общего с настоящим. Это один из способов увидеть некоторые из наиболее очевидных психологических и эмоциональных фильтров. Мы не видим людей такими, какие они есть; мы видим их в соответствии с нашим прошлым опытом. Мы всегда проецируем образы и модели отношений, которых сейчас на самом деле не существует. Наиболее фундаментальной и самой тонкой из этих проекций является проекция понятий. Понятия фактически составляют материал нашего опыта. Они составляют содержание нашего ума. Мы увидели, насколько разум неотделим от мира, в котором мы живем, — что мир, в котором, как мы верим, мы живем, и наш разум — это не две вещи. Мы можем прийти к прямому восприятию этого факта — это не идея. Вы можете обнаружить, что мир, в котором вы живете, определяется тем, каким вы считаете этот мир.

Алмазное сердце Книга четвертая, стр. 297

Нет, вы не видите мир объективно

Люди не могут объективно видеть мир, говорят исследователи.

С помощью новой серии экспериментов с использованием сложной компьютерной графики и вырезанных лазером «монет» исследователи обнаружили, что людям практически невозможно отличить истинную идентичность объекта от их собственной точки зрения на него.

В данном случае люди смотрели на круглые предметы, наклоненные от них; даже когда люди были уверены, что объекты круглые, они не могли не «видеть» их искаженным образом, как овалы или эллипсы.

«Вопрос о влиянии собственной точки зрения на восприятие философы обсуждали на протяжении веков», — говорит старший автор Чаз Файрстоун, доцент кафедры психологии и наук о мозге и директор Лаборатории восприятия и разума Хопкинса в Университете Джона Хопкинса. Университет. «Нам было очень интересно попробовать экспериментальный подход к этому вопросу».

Когда люди видят вещи, мозг идентифицирует их, комбинируя необработанную визуальную информацию с укоренившимися предположениями и знаниями о мире. Например, если вы возьмете круглую монету и наклоните ее от себя, свет от монеты падает на ваши глаза в форме овала или эллипса; но затем ваш мозг выходит за рамки этой информации и заставляет вас «увидеть» круг в реальном мире.

Философы, в том числе Джон Локк и Дэвид Юм, давно задавались вопросом, возможно ли отделить то, как объект на самом деле является (круг), от того, как он приземляется на наши глаза (эллипс), другими словами, является ли чистое объективное зрение даже возможно.

Чтобы ответить на вопрос, команда разработала для лаборатории «философский эксперимент».

В ходе девяти экспериментов испытуемым показывали пары трехмерных монет. Один всегда был настоящим овалом, другой был кругом. Испытуемым нужно было выбрать настоящий овал.

Кажется, что это просто, но когда субъекты предъявляли наклоненные круглые монеты, они сбивались с толку, а время их реакции значительно замедлялось. Это сохранялось независимо от того, были монеты неподвижны или двигались; с разной формой; и отображались ли монеты на экране компьютера или отображались прямо перед субъектами.

Объекты отмечены нашей точкой зрения, заключает ведущий автор Хорхе Моралес, научный сотрудник с докторской степенью.

«Наш субъективный подход к миру остается с нами, — говорит Моралес. «Даже когда мы пытаемся воспринимать мир таким, какой он есть на самом деле, мы не можем полностью отказаться от своей точки зрения».

Это первый из нескольких экспериментов, над которыми работает команда, используя подходы из психологии и неврологии для проверки идей из философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *