Разное

Пацифисты кто это: Пацифист: кто это, история и идеология пацифизма

Пацифист: кто это, история и идеология пацифизма

История пацифистской идеологии насчитывает не одно тысячелетие, а споры о ее влиянии на исторические события не прекращаются. Разобрались, как возникали и развивались движения против войн и насилия

День святого Валентина, он же ДСВ, он же День всех влюбленных, — идеальный пример «коммерческого праздника», покорившего мир. Его любят и широко отмечают (в 2022 году американцы планировали потратить в этот день 23,9 млрд долларов) и в то же время критикуют за перепотребление и создание ажиотажа. Кроме того, в самый горячий предпраздничный период люди без пары могут чувствовать тревожность, ведь они будто вынуждены издалека наблюдать за чужим счастьем, приправленным открытками-валентинками и букетами. Неудивительно, что стали появляться альтернативы ДСВ, не ставящие во главу угла романтические отношения, — например, Galentine’s Day, который отмечают подруги 13 февраля, чтобы подчеркнуть не менее важную роль дружбы, или шутливый День осведомленности об одиночках, который проходит параллельно с ДСВ, но, как понятно из названия, предназначен для тех, у кого нет пары.

Редакция РБК Трендов тоже решила посмотреть на День святого Валентина по-новому, ведь он может быть посвящен не только романтической любви. Поэтому мы подготовили для наших читателей собственную «валентинку» и собрали материалы о самых разных проявлениях этого чувства. Здесь все — от любви к себе, к родным и друзьям, к природе и животным, к коллегам — до увлечения технологиями.

  • Что это
  • Знак
  • Истоки
  • История
  • Идеология
  • Границы и критика

Что такое пацифизм?

Пацифизм — это, по определению Оксфордского словаря, убеждение, что война и насилие всегда неверны. Соответственно, пацифистское движение — это антивоенное общественное движение, которое противостоит войне и насилию мирными средствами.

Сам термин «пацифизм» (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) ввел на рубеже XIX—XX веков французский борец за мир Эмиль Арно.

Знак пацифистов

Символ пацифистского движения — пацифик — в 1958 году создал английский художник Джеральд Холтом для марша Комитета прямых действий против атомной войны. При создании пацифика он взял за основу буквы из семафорной азбуки, наложив N (ядерный) на D (разоружение) и поместив их в круг, символизирующий Землю.

Позднее символ был принят Движением за ядерное разоружение (CND) и в 1960-х годах стал международной эмблемой антивоенного движения.

Марш от Трафальгарской площади Лондона к Научно-исследовательскому центру ядерного оружия в Беркшире, 1958 год (Фото: medium.com)

Истоки пацифизма

В V веке до нашей эры в Древнем Китае появилось учение, которое можно назвать примером первой пацифистской теории. Его связывают с именем древнекитайского мудреца и военного инженера Мо-цзы, который изложил теорию существования божественного универсального закона любви. Он и его последователи утверждали, что «мы должны исполнять то, что хочет Небо, а Небо хочет от нас, чтобы мы любили друг друга и не делали друг другу зла».

По его мнению, если бы все государства относились друг к другу, ориентируясь на этот закон, то войн бы не было.

Мо-цзы сделал еще одно важное замечание о войнах: они дают то, что и так было в избытке, но отбирают то, что хотелось бы получить. При этом даже победоносная война приводит к ослаблению государства. Наконец, Мо-цзы указывает на противоречие войны: убийство одного человека осуждается, но массовые убийства, в частности в ходе войны, люди прославляют.

Все утверждения Мо-цзы относилось к агрессивным и наступательным войнам. Он пояснял, что есть также оборонительные, справедливые войны, когда необходимо браться за оружие.

В Индии в IX—VI веках до нашей эры зародилось учение джайнизма. Он проповедует отказ от нанесения вреда всем живым существам в мире. С одним из представителей джайнистов, Райчандрабхаи Мехтой, дружил Махатма Ганди, который говорил, что эта дружба сыграла важную роль в формулировании его собственных идей об использовании ненасилия в качестве политической тактики.

Махатма Ганди (Фото: George Rinhart)

Идеи ненасилия были широко распространены у первых христиан. Так, ни один из них, судя по историческим документам, не служил в римской армии как минимум до конца II века нашей эры. В тот момент, когда христианство стало сливаться с идеей государственности, произошел перелом. Христиане начали оправдывать идею «справедливого» насилия.

На этот раз антивоенные идеи начали отстаивать критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы. Известный христианский гуманист Эразм Роттердамский также был убежденным сторонником этих взглядов.

С Реформацией в XVI веке начались религиозные войны. Против них выступало мирное крыло анабаптистов в Германии, Швейцарии, Нидерландах, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. В середине XVII века эти идеи продолжили отстаивать квакеры в Англии и Уэльсе. В 1708 году была основана Братская церковь в Саксонии, которая сделала пацифизм неотъемлемой частью пиетизма — движения внутри лютеранской и реформатской церквей, основной идеей которого стало личное благочестие.

Начиная с европейского Возрождения, большая часть пацифистской мысли XVII и XVIII веков была основана на идее о том, что передача политической власти от суверенов к народу станет важным шагом к миру во всем мире, поскольку войны считались результатом династических амбиций.

От «друзей мира» к пацифистам

Первые антивоенные организации на Западе в Великобритании и США появились после Наполеоновских войн и широко распространились к концу 1880-х — началу 1890-х годов. Международные конгрессы таких организаций призывали запретить войны, начать всеобщее разоружение и так далее. В итоге их деятельность привела к тому, что в законодательстве многих стран вместе с воинской обязанностью была закреплена возможность ее замены альтернативной гражданской службой.

В 1899 году состоялась Первая мирная конференция в Гааге, где участники обсуждали вопросы разоружения. Несмотря на этот кажущийся успех, общественное положение движения за мир оставалось маргинальным в Австрии и Германии, где оно столкнулось с неприятием из-за участия в нем радикального буржуазного женского движения.

Российская делегация на Первой мирной конференции в Гааге, 1899 год (Фото: Wikimedia)

С 1901 года сторонники движения за мир начали называть себя «пацифистами». Прежние названия, такие как «друзья мира», окончательно исчезли. Нарастающий кризис глобальной системы побудил международное движение за мир и выдающихся авторов-пацифистов к разработке новых концепций и теорий. Так, австрийский философ и будущий лауреат Нобелевской премии мира Альфред Фрид разработал теорию мира, которую он назвал «организационный пацифизм», отвергающий мировую войну, потому что растущая сеть международных отношений предотвратила бы ее по утилитарным причинам. Теория Фрида получила поддержку в книге Нормана Энджелла «Оптическая иллюзия Европы» (1909 год), в которой будущие войны считались экономически бесполезными из-за взаимозависимости национальных экономических интересов.

В России видным представителем пацифистского движения тех лет был Лев Толстой. Его религиозные и нравственные императивы стали источником движения толстовства, которое строилось на идеях «опрощения» и «непротивления злу насилием». Сам Толстой считал, что суть христианства можно выразить одной фразой: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием». Идеи ненасильственного сопротивления российского писателя, которые он изложил в работе «Царство Божие внутри вас», также вдохновили Махатму Ганди. Он назвал в честь Толстого общину в Южной Африке.

Махатма Ганди с членами фермы Толстого в Южной Африке, 1910 год (Фото: The Telegraph)

После Первой мировой войны в 1918 году движения за мир начали разрастаться, постепенно завоевывая популярность среди молодых европейцев.

В этот период сформировались такие организации как «Интернационал противников войны», «Международная женская лига за мир и свободу», движение «Нет войне», «Гражданский интернационал службы» и «Союз клятвы мира». Лига Наций созывала несколько конференций по разоружению в межвоенный период.

По сей день не утихают дискуссии о том, что именно сильные идеи пацифизма 1930-х годов в мировой политике привели ко Второй мировой войне. Сторонники этой теории считают, что западные лидеры неоднократно упускали шансы силовым путем остановить Адольфа Гитлера до 1939 года, а своей нерешительностью и полумерами подорвали позиции внутренней немецкой оппозиции. Также они полагают, что именно Мюнхенская конференция в конце 1938 года, когда Запад согласился на требование Гитлера забрать часть Чехословакии, и положила начало более масштабной экспансии и войне.

Послевоенная пацифистская риторика была посвящена недопустимости ядерной войны. Так, в 1958 году участники британского движения за ядерное разоружение CND (Campaign for Nuclear Disarmament) прошли 50-километровым маршем от Трафальгарской площади в Лондоне к Научно-исследовательскому центру ядерного оружия (AWRE) в Олдермастоне, Беркшир.

В 1960-х и 1970-х годах пацифисты активно протестовали против войны во Вьетнаме. Так, 15 ноября 1969 года в Вашингтоне, округ Колумбия, прошла крупнейшая антивоенная демонстрация в истории Америки, когда более 250 000 человек мирно собрались, призывая к выводу американских войск из Вьетнама.

Антивоенный протест в Вашингтоне (Фото: History)

Контекст движений за мир резко изменился в конце 1980-х годов с падением Берлинской стены и окончанием холодной войны. Пацифисты ушли к более широкому кругу вопросов. На национальном уровне сторонники движений за мир выступали против развития военной инфраструктуры, увеличения военных расходов, торговли оружием и так далее. На международном уровне пацифизм выражался в противодействии военному вмешательству в разнообразные конфликты. Так, пацифисты активно выступали против операции США в Персидском заливе в 1990–1991 годах, направленной на вытеснение Ирака из Кувейта («Буря в пустыне»).

Еще одним событием, подстегнувшим международную мобилизацию движений за мир, стала военная интервенция НАТО в сербскую провинцию Косово в 1999 году. В 2003–2004 годах пацифисты активно выступали против действий американских солдат в Ираке.

С конца 1990-х годов вопросы мира также стали рассматривать как часть более широкой повестки дня движения за глобальную справедливость, наряду с проблемами защиты окружающей среды, социальной справедливости, бедности и неравенства как на национальном, так и на глобальном уровне.

Каждый год Институт экономики и мира (IEP) составляет Глобальный индекс миролюбия (GPI) — ранжирует 163 независимых государства и территории в соответствии с их уровнем миролюбия. При этом учитываются такие факторы как объем военных расходов и число военнослужащих на 100 тыс. населения.

В рейтинге GPI за 2021 год первые пять строчек занимали Исландия, Новая Зеландия, Дания, Португалия и Словения, а Россия находилась на 154-м месте.

Идеология пацифиста

Существует два пацифистских подхода. Первый основан на проповеди пацифизма и полного отказа от войны как политики. Второй проистекает из этического убеждения отдельных лиц и групп в том, что участие в любом акте войны и, возможно, в любом акте насилия является аморальным.

В зависимости от подхода встречается несколько видов пацифизма:

  • Абсолютный. Приверженцы такого подхода считают, что никогда не следует принимать участие в войне, даже в целях самообороны. По их мнению, ценность человеческой жизни настолько высока, что ничто не может оправдать умышленное убийство человека. Также сторонники данного принципа считают неэтичным применять насилие для спасения невиновного человека, который подвергается нападению и может быть убит. Абсолютные пацифисты утверждают, что насилие всегда приводит к худшим результатам, чем ненасилие.
  • Условный. Сторонники такого подхода в принципе против войны и насилия, но они признают, что могут быть обстоятельства, когда война будет менее ужасна, чем ее альтернатива. Подход таких пацифистов к войнам более утилитарен — по их мнению, основная причина, почему к ним не нужно прибегать — это их последствия.
  • Избирательный. Сторонники этого подхода считают, что основной вопрос применения насилия — в его степени, и выступают против войн с применением оружия массового уничтожения (ядерного, химического и биологического).
  • Активный. Сторонники такого подхода активно участвуют в политической деятельности по продвижению мира и выступают против конкретных войн.

Границы пацифизма и его критика

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, говорил: «Если цель противника — агрессия и захват, миротворчество становится опасным и вредным <…> Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход».

Профессор философии Кембриджского университета Гертруда Анскомб считала полный пацифизм пагубным, потому что он побуждает людей верить в то, что все убийства одинаково неправильны: это стирает различие между убийством в военное время по справедливой причине и неоправданными зверствами.

В целом критики пацифизма заявляют, что политика несопротивления перед лицом внешней агрессии может привести к подчинению целых народов. Тем не менее, пацифисты допускают ненасильственное сопротивление, которое кроется в создании трудностей и неудобств для завоевателя или угнетателя.

В XX веке ненасильственное сопротивление успешно использовалось Ганди и его последователями для подрыва легитимности британского колониального правительства в Индии, а также Мартином Лютером Кингом-младшим для привлечения внимания всего мира к угнетению афроамериканцев в Соединенных Штатах. Но во многих других случаях ненасильственная тактика была совершенно не в состоянии разоружить врага или даже сохранить практикующие ее общины: например, пацифистские христианские секты часто были объектами самых безжалостных преследований, начиная со Средневековья.

Марш за свободы в Вашингтоне в 1963 году, который организовал Мартин Лютер Кинг-мл. (Фото: Wikimedia)

В целом же сторонники пацифизма как возможной национальной политики подчеркивают, что отказ от войны как инструмента национальной политики будет невозможен до тех пор, пока мировое сообщество не станет настолько организованным, что сможет обеспечивать справедливость среди своих членов.

Другие статьи в подборке РБК Трендов к 14 февраля

Теперь любовь к себе: как меняется восприятие Дня святого Валентина

Запрет на счастье: почему мы стыдимся радоваться в неспокойные времена

Как путешествовать по диким местам экологично: отдохни и сохрани

Хозяин или опекун: что такое концепция ответственного ухода за животными

Ликбез для дедушки: как повысить цифровую грамотность пожилых людей

Давайте жить дружно: как найти новых друзей во взрослом возрасте

Платоническая любовь современности: что такое броманс

Что такое феминизм — в пяти терминах

Пять главных «гуманитарных» трендов, изменивших мир за минувшие 15 лет

Каким станет секс в будущем

Секс в метавселенной

Менеджер well-being: кто делает сотрудников компаний счастливее

Право на лень: как менялось отношение человека к труду

ПАЦИФИЗМ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. В. Васильев

ПАЦИФИ́ЗМ (от лат. pacificus – ми­ро­твор­че­ский), идео­ло­гия, по­ли­ти­ка и об­ще­ст­вен­ное дви­же­ние, вы­сту­паю­щие про­тив войн и лю­бо­го ро­да на­си­лия. Тер­ми­ны «П.» и «па­ци­фист» (сто­рон­ник П.) сфор­му­ли­ро­ва­ны в 1901 груп­пой уча­ст­ни­ков 10-го Все­об­ще­го кон­грес­са ми­ра в Глаз­го и пред­ло­же­ны пре­зи­ден­том Ли­ги ми­ра и сво­бо­ды Э. Ар­но (1864–1921) для обо­зна­че­ния дви­же­ния бор­цов за мир. Идео­ло­гия П. из­ло­же­на Ар­но в трак­та­те «Код ми­ра» (1901).

П. ос­но­ван на убе­ж­де­нии, что убий­ст­во че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком, как и в це­лом на­си­лие в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду людь­ми, есть на­ру­ше­ние ми­ро­во­го по­ряд­ка, зло, пусть да­же и вы­ну­ж­ден­ное. Ис­то­ри­че­ски это убе­ж­де­ние по пре­иму­ще­ст­ву бы­ло свя­за­но с ре­лиг. соз­на­ни­ем че­ло­ве­ка. Прин­цип от­ка­за от при­чи­не­ния вре­да все­му жи­во­му (ахим­са) ши­ро­ко пред­став­лен в инд. «прак­ти­че­ской фи­ло­со­фии», он по­лу­чил раз­ви­тие у ад­жи­ви­ков, в буд­диз­ме, джай­низ­ме и др. В хри­сти­ан­ском по­ни­ма­нии при­чи­на на­си­лия в ми­ре за­клю­ча­ет­ся в от­па­де­нии че­ло­ве­ка от Бо­га, на­ру­ше­нии Его во­ли и тем са­мым в раз­ру­ше­нии из­на­чаль­но­го по­ряд­ка от­но­ше­ний Бо­га, че­ло­ве­ка и ми­ра. Объ­ек­тив­ный ха­рак­тер пре­бы­ва­ния ми­ра в ис­ка­жён­ном со­стоя­нии де­ла­ет не­воз­мож­ным пол­ное из­бав­ле­ние от на­си­лия до мо­мен­та окон­чат. вос­со­еди­не­ния тво­ре­ния с Бо­гом. Вме­сте с тем на субъ­ект­ном уров­не пре­одо­ле­ние на­си­лия по­ла­га­ет­ся воз­мож­ным и да­же обя­за­тель­ным. Эпо­ха Вет­хо­го За­ве­та бы­ла да­ле­ка от идеа­ла мир­но­го со­су­ще­ст­во­ва­ния как на­ро­дов, так и отд. лю­дей, тем не ме­нее, на­ря­ду с прин­ци­пом ог­ра­ни­че­ния мес­ти «око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:19–20), бы­ла да­на за­по­ведь «не убий» (Исх. 20:13). Вет­хо­за­вет­ное про­ро­че­ст­во о вре­ме­нах, «ко­гда не под­ни­мет на­род на на­род ме­ча» (Ис. 2:4), от­но­сит­ся к пер­спек­ти­ве за пре­де­ла­ми ис­то­рич. вре­ме­ни. Но­вый За­вет ис­пол­нен при­зы­ва люб­ви к вра­гам (Мф. 5:43–48, Лк. 6:27–28) и Бо­жия бла­го­сло­ве­ния ми­ро­твор­цам (Мф. 5:9). Да­же в ус­ло­ви­ях объ­ек­тив­но су­ще­ст­вую­ще­го на­си­лия в об­ще­ст­ве, по хри­стиа­нскому учению, не сле­дует воз­да­вать «злом за зло», по воз­мож­но­сти быть «в ми­ре со все­ми людь­ми» (Рим. 12:17–18). По­сле­до­ва­тель­ный и бес­ком­про­мисс­ный П. ха­рак­те­рен для не­ко­то­рых ере­тич. дви­же­ний и хри­сти­ан­ских на­прав­ле­ний: ка­та­ры, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня, швей­цар­ские бра­тья, мо­рав­ские бра­тья, гут­тер­ское брат­ст­во, ква­ке­ры, мен­но­ни­ты, ду­хо­бор­цы, мо­ло­ка­не, пя­ти­де­сят­ни­ки, тол­стов­цы и др.

Фи­лос. ос­мыс­ле­ние П. име­ет свои ис­то­ки в уче­нии др.-греч. на­тур­фи­ло­со­фов о кос­мо­се как ми­ро­вом по­ряд­ке, гар­мо­нии и рав­но­ве­сии. Пи­фа­гор учил жить в со­гла­сии, тво­рить доб­ро вра­гам, не уби­вать не­вин­ных жи­вот­ных, не на­но­сить вре­да рас­те­ни­ям. Со­стоя­ние ми­ра в Рим. им­пе­рии вос­пе­вал Вер­ги­лий. В сто­ич. тра­ди­ции идеи П. раз­ви­ва­ли Ци­це­рон, Се­не­ка, Марк Ав­ре­лий, в позд­ней ан­тич­но­сти – Мак­ро­бий, Бо­эций. В сред­ние ве­ка на па­ци­фи­ст­ские тео­рии оп­ре­де­ляю­щее влия­ние ока­зы­ва­ло хри­сти­ан­ст­во. В эпо­ху Про­све­ще­ния раз­ра­ба­ты­ва­лась идея «веч­но­го ми­ра» (М. де Бетюн Сюл­ли, Ш. Сен-Пьер, Ж. Ж. Рус­со) – сое­ди­не­ние всех ев­роп. го­су­дар­ств, вклю­чая Рос­сию, в еди­ный со­юз. Сре­ди мыс­ли­те­лей Но­во­го и Но­вей­ше­го вре­ме­ни, раз­ви­вав­ших идеи П., – Эразм Рот­тер­дам­ский, Ф. Пас­си, Л. Н. Тол­стой, Б. фон Зут­нер, Ма­хат­ма Ган­ди, М. Л. Кинг. Осо­бой по­пу­ляр­но­стью идеи П. поль­зо­ва­лись по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны, 1920-е гг. из­вест­ны как «эра па­ци­физ­ма» (соз­да­ние Ли­ги На­ций, Кел­ло­га – Бриа­на пакт 1928, дви­же­ние за все­об­щее ра­зо­ру­же­ние и т. п.). Гос. и по­ли­тич. дея­те­ли (А. Бри­ан, П. Пен­ле­ве во Фран­ции, Р. Се­сил, О.Чем­бер­лен в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ф.Кел­лог, У. Бо­ра в США и др.) ак­тив­но ис­поль­зо­ва­ли па­ци­фи­ст­скую ри­то­ри­ку для оп­рав­да­ния сво­их дей­ст­вий на ме­ж­ду­нар. аре­не (дик­то­ва­лись пре­ж­де все­го ин­те­ре­са­ми их собств. го­су­дарств). В зап.-ев­роп. стра­нах 1920–30-х гг. апел­ля­ция к па­ци­фи­ст­ским на­строе­ни­ям на­се­ле­ния бы­ла важ­ным фак­то­ром и при про­ве­де­нии внутр. по­ли­ти­ки, для ус­пе­ха на вы­бо­рах в пред­ста­вит. ор­га­ны вла­сти.

В Рос­сии в кон. 19 – нач. 20 вв. тео­ре­тич. ба­зу П. раз­ра­ба­ты­ва­ли юри­сты и со­цио­ло­ги М. А. Эн­гель­гардт («Веч­ный мир и ра­зо­ру­же­ние», 1899), Ф. Ф. Мар­тенс («Со­вре­мен­ное ме­ж­ду­на­род­ное пра­во ци­ви­ли­зо­ван­ных на­ро­дов», т. 1–2, 1882–1883), Л. А. Ка­ма­ров­ский («Глав­ные мо­мен­ты идеи ми­ра в ис­то­рии», 1895), М. А. Тау­бе («Прин­ци­пы ми­ра и пра­ва в ме­ж­ду­на­род­ных столк­но­ве­ни­ях сред­них ве­ков», 1899), кн. В. В. Те­ни­шев («Веч­ный мир и ме­ж­ду­на­род­ный тре­тей­ский суд», 1909) и др. Рос. П. по­лу­чил гос. под­держ­ку в фор­ме ини­ции­ро­ван­ной Рос­си­ей Ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­ции по во­про­су ог­ра­ни­че­ния воо­ру­же­ний и уч­ре­ж­де­ния ме­ж­ду­нар. ар­бит­ра­жа (1899). В раз­ви­тие этой ини­циа­ти­вы на Га­аг­ских кон­фе­рен­ци­ях ми­ра 1899 и 1907 бы­ли при­ня­ты ме­ж­ду­нар. кон­вен­ции о за­ко­нах и обы­ча­ях вой­ны, став­шие не­отъ­ем­ле­мой ча­стью норм ме­ж­ду­нар. гу­ма­ни­тар­но­го пра­ва. В нач. 20 в. П. при­нял в Рос­сии фор­му ан­ти­во­ен­но­го дви­же­ния, он имел об­ществ. под­держ­ку пре­ж­де все­го в ин­тел­ли­гент­ских кру­гах. Соз­да­ны С.-Пе­терб. и Моск. об-ва ми­ра, Ки­ев­ское об-во дру­зей ми­ра (все в 1909) и др. Впер­вые де­ле­га­ция па­ци­фи­стов из Рос­сии при­ня­ла офиц. уча­стие в 18-м Все­об­щем кон­грес­се ми­ра в Сток­голь­ме (1910), гла­ва рос. де­ле­га­ции Па­вел Д. Дол­го­ру­ков был из­бран ви­це-пре­зи­ден­том кон­грес­са. В по­сле­дую­щий ис­то­рич. пе­ри­од до 1990-х гг. рос. П. как дви­же­ние не имел дос­та­точ­ных по­ли­тич. ус­ло­вий для не­за­ви­си­мо­го раз­ви­тия, ус­ту­пил ме­сто дви­же­нию сто­рон­ни­ков ми­ра, на­прав­ляв­ше­му­ся парт. и гос. вла­стью.

В совр. ми­ре по­ня­тие «П.» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния ми­ро­воз­зренч. и нрав­ств. по­зи­ции, идео­ло­гии об­ществ. дви­же­ния. В ка­че­ст­ве ми­ро­воз­зренч. по­зи­ции П. мо­жет не ог­ра­ни­чи­вать­ся ан­ти­во­ен­ной ус­та­нов­кой, но пред­став­лять разл. док­три­ны не­на­си­лия, пас­сив­но­го со­про­тив­ле­ния, мо­раль­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния, нрав­ст­вен­ной чис­то­ты. В ка­че­ст­ве нравств. по­зи­ции П. оз­на­ча­ет ин­ди­ви­ду­аль­ный от­каз от на­си­лия и со­уча­стия в нём, в ча­ст­но­сти от­каз от служ­бы в ар­мии и от то­го, что­бы брать в ру­ки ору­жие. В ро­ли идео­ло­гии П. обос­но­вы­ва­ет не­об­хо­ди­мость и воз­мож­ность ус­та­нов­ле­ния все­об­ще­го ми­ра, ис­поль­зуя взаи­мо­свя­зан­ные прин­ци­пы: аб­со­лют­ной не­до­пус­ти­мо­сти вой­ны, аб­со­лют­но­го за­пре­та на­си­лия или при­ме­не­ния си­лы и аб­со­лют­ной не­при­ем­ле­мо­сти убий­ст­ва. Как об­ществ. дви­же­ние П. пред­по­ла­га­ет ши­ро­кую про­па­ган­ду ми­ро­творч. идей и цен­но­стей, про­ве­де­ние ма­ни­фе­ста­ций в за­щи­ту ми­ра, осу­ж­де­ние гон­ки воо­ру­же­ний, при­зыв к сни­же­нию во­ен. ак­тив­но­сти го­су­дарств, ра­то­ва­ние за мир­ное уре­гу­ли­ро­ва­ние ме­ж­ду­нар. и внут­ри­го­су­дарств. кон­флик­тов, осуж­де­ние тер­ро­риз­ма меж­ду­на­род­но­го. К совр. па­ци­фи­ст­ским ор­га­ни­за­ци­ям от­но­сят­ся: Ме­ж­ду­нар. бю­ро ми­ра (ос­но­ва­но в 1891–92), Все­мир­ный со­вет ми­ра (1949–50), Па­гу­ош­ское дви­же­ние, Ме­ж­ду­нар. кри­зис­ная груп­па (ос­но­ва­на в 1995) и др. Они тес­но взаи­мо­дей­ст­ву­ют с ме­ж­ду­нар. и меж­пра­ви­тельств. ор­га­ни­за­ция­ми [ООН, ЮНЕСКО, ЮНКТАД (Кон­фе­рен­ция ООН по тор­гов­ле и раз­ви­тию), Дви­же­ние не­при­сое­ди­не­ния и др.].

Пацифизм | История, обоснования, критика и типы

молитва в Тибете

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Махатма Ганди Бертран Рассел Мирабен Дж. Кейр Харди Фанни Ферн Филлипс Эндрюс
Похожие темы:
идеология движение за мир ненасилие

Просмотреть весь связанный контент →

пацифизм , принципиальное противодействие войне и насилию как средству разрешения споров. Пацифизм может повлечь за собой веру в то, что ведение войны государством и участие в войне отдельного человека абсолютно неправильно при любых обстоятельствах.

Ранние религиозные и философские движения

В древнем мире война воспринималась некоторыми обществами как неизбежное зло, в то время как в других она даже не считалась злом. Отдельные голоса в разных странах порицали зло войны, но первое известное подлинно пацифистское движение исходило из буддизма, основатель которого (Будда) требовал от своих последователей абсолютного воздержания от любых актов насилия против своих собратьев. В Индии великий царь Ашока, находившийся под влиянием буддизма, в 3 веке до н. э. решительно отказался от войны, но думал прежде всего о завоевательных войнах. В последующие века буддизму, по-видимому, не очень удавалось удерживать правителей стран, в которых он был принят, от ведения войны. Это может быть связано с тем, что буддийское правило жизни, как его обычно понимают, служило советом совершенства, которому сравнительно немногие могли следовать полностью.

В классической древности пацифизм в основном оставался идеалом в умах немногих интеллектуалов. Греческие представления о мире, включая концепцию стоицизма, были сосредоточены на мирном поведении отдельного человека, а не на поведении целых народов или царств. В Риме достижение pax , или мира, определялось как соглашение между государствами или королевствами, создающее «справедливую» ситуацию и основанное на двустороннем признании. Однако такой судебный подход был применим только к «цивилизованному миру». Таким образом, Pax Romana приблизительно I и II вв. н.э. не был действительно универсальным, потому что он всегда рассматривался как мир только для цивилизованного мира и исключал «варваров». А поскольку варварская угроза никогда не прекращалась, не прекращались и войны, которые Рим вел для защиты своих границ от этой угрозы.

Христианство с его евангельским посланием предлагало соображения в поддержку индивидуального ненасилия, а также коллективного миролюбия. Произнесенные Иисусом слова, записанные в Новом Завете, могут быть истолкованы как своего рода пацифизм, и именно так их интерпретировали многие ранние радикальные последователи Иисуса. Однако, как правило, «мир», о котором говорил Иисус, был открыт только для меньшинств или сект, исповедовавших строгую этику, в то время как самой христианской церкви приходилось идти на компромисс с мирскими потребностями. «Вопрос о солдатах» — несоответствие между стремлением к миру и ведением войны — беспокоил христиан со времен Иисуса. Однако в начале 3 века некоторые отрывки из Евангелий были истолкованы как указывающие на то, что армии не только приемлемы, но и необходимы для борьбы с демонами. В начале V века св. Августин написал De civitate Dei ( Город Божий ), который представлял различие между земным и надмирным миром. Он считал, что мир во всем мире приемлем только в том случае, если он соответствует христианскому закону, и долг мирского государства — служить церкви и защищаться от тех, кто хочет подорвать авторитет церкви. Эти идеи господствовали на протяжении всего Средневековья и часто были связаны с мифом об эсхатологическом императоре, который подавит неверующих и приведет мир к мирным временам. Как Роман pax , Христианский мир нужно постоянно защищать. Непрекращающаяся угроза исходила от нехристиан, которых считали демоническими.

Политическое влияние

Начиная с европейского Возрождения западные концепции пацифизма развивались с разной степенью политического влияния. Большая часть пацифистской мысли XVII и XVIII веков была основана на идее о том, что передача политической власти от суверенов к народу была важным шагом к миру во всем мире, поскольку войны считались результатом династических амбиций и власти. политика королей и принцев. Так распространялось мнение, что монархии склонны к войнам, потому что государи считают свои государства своей личной собственностью и что по сравнению с этим республика будет мирной.

Ответвлением этих теорий стало создание пацифистских организаций в Европе 19-го века, в которых поддерживались такие идеи, как всеобщее разоружение и создание специальных судов для рассмотрения международных конфликтов. Таким образом, тема пацифизма привлекла общественный интерес и вдохновила на создание обширной литературы. Некоторые из этих идей позже были реализованы в Арбитражном суде (предшественнике Международного Суда) в Гааге, Лиге Наций, Организации Объединенных Наций, а также конференциях и договорах по разоружению, таких как Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ). и переговоры по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ) между СССР и США, начавшиеся в 1970-е годы. Пацифистские идеалы также сыграли значительную роль в движении за независимость Индии под руководством Мохандаса К. Ганди, движении за гражданские права США, всемирном движении за отмену ядерного оружия ( см. антиядерное движение) и студенческих движениях в США и Европе. в 1960-х и 70-х годах.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Аргументы за и против пацифизма

Есть два общих подхода или разновидности пацифистского поведения и устремлений. Один основан на проповеди пацифизма и полного отказа от войны как политики, которую должна проводить страна. Другой проистекает из этического убеждения отдельных лиц и групп в том, что участие в любом акте войны и, возможно, в любом акте насилия является морально неправильным.

Аргументы в пользу пацифизма как возможной национальной политики носят знакомый характер. Подчеркиваются очевидные и общепризнанные пороки войны — человеческие страдания и гибель людей, экономический ущерб и, может быть, прежде всего, моральная и духовная деградация, которую приносит война. После Второй мировой войны все больше внимания уделялось страшной разрушительной силе, скрытой в ядерном оружии. Сторонники пацифизма часто исходят из того, что отказ от войны как инструмента национальной политики невозможен до тех пор, пока мировое сообщество не станет настолько организованным, что сможет обеспечивать справедливость среди своих членов. Непацифист в целом принял бы то, что пацифист говорит о зле войны и необходимости международной организации. Но он утверждал бы, что пацифист не столкнулся прямо с возможным злом, которое могло бы быть результатом альтернативной политики непротивления страны перед лицом внешней агрессии: возможное подчинение покоренных народов режимам, которые подавляли бы как раз те ценности, которые отстаивает пацифист. для.

Пацифисты могут заявить, что с этим злом можно справиться, действуя на основе принципа ненасилия, согласно которому любое насилие всегда неправильно. Ненасилие может также означать ненасильственное сопротивление, основанное на трудностях и неудобствах, которые могут причинить завоевателю или угнетателю общий отказ общественности сотрудничать. В 20 веке ненасильственное сопротивление успешно использовалось Ганди и его последователями для подрыва легитимности британского колониального правительства в Индии, а также Мартином Лютером Кингом-младшим для привлечения внимания всего мира к угнетению афроамериканцев в Соединенных Штатах. Но во многих других случаях на протяжении всей истории ненасильственная тактика была совершенно не в состоянии разоружить врага или даже сохранить практикующие ее общины. Пацифистские христианские секты часто были объектами самых безжалостных преследований в период времени, простирающийся от Средневековья до нацистского режима Адольфа Гитлера. История преследований евреев на протяжении многих веков слишком хорошо знакома, хотя на протяжении поколений они практиковали ненасилие по отношению к своим преследователям. Непацифисты пришли бы к выводу, что пацифистские или ненасильственные методы могут быть эффективны только против власти, у которой нет очень веских мотивов для крайних мер подавления, или против той, которая хотя бы частично руководствуется теми же моральными угрызениями, что и сами пацифисты.

Виды пацифизма

Пацифизм в том виде, в каком его практикуют отдельные лица и группы, является относительно распространенным явлением по сравнению с национальным пацифизмом. Члены нескольких небольших христианских сект, пытающиеся буквально следовать заповедям Иисуса, во многих странах отказались от военной службы и были готовы понести последующее уголовное или гражданское наказание. Не все такие отказники по соображениям совести религиозны, но подавляющее большинство из них основывают свой отказ от службы на пацифистских принципах. Более того, среди самих пацифистов существуют большие расхождения во мнениях относительно их отношения к сообществу, находящемуся в состоянии войны, от очень незначительного меньшинства, которое отказалось бы делать что-либо, что могло бы помочь национальным усилиям, до тех, кто готов предложить любую услугу, кроме собственно боевые действия.

Редакторы Британской энциклопедии

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Определение пацифизма

Определение пацифизма

Важность языка

Поиск смысла

Пацифисты, такие как Махатма Ганди, добились глубоких перемен мирными средствами там, где насилие потерпело неудачу.

Расширьте свое понимание того, что такое пацифизм, и узнайте больше о подходе к жизни, который следует древней и действенной традиции.

На этой странице вы также найдете ссылку на концепцию ахимсы, которая составляет центральный принцип джайнизма, индуизма и буддизма.

«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа вдумчивых, преданных своему делу граждан может изменить мир. На самом деле, это единственное, что когда-либо существовало». ~ Маргарет Мид

Пацифизм

Пацифизм — это приверженность миру и противостояние насилию, и в особенности войне. Некоторые пацифисты расширяют его цель, чтобы продвигать справедливость и права человека.

Впервые французская версия слова «пацифизм», по-видимому, была использована в 1902 году на международной мирной конференции, однако концепция, выраженная как пацифизм, насчитывает тысячи лет.

Слово «пацифизм» происходит от слова «pacific», что означает «миротворчество»: «paci» (от латинского pax) — «мир», а «ficus» — «творение». Обратите внимание, что это слово не означало «противодействие войне» — это важно, поскольку слово и понятие пацифизма — это призыв к действию.

Философ Уильям Джеймс использовал термин «пацификизм» в 1910 году, чтобы описать свое неприятие милитаризма. Более короткий термин «пацифизм» стал широко использоваться в 20-м веке для описания различных взглядов, критически настроенных по отношению к насильственным конфликтам и войнам.

Пацифизм основан на моральных принципах или прагматизме. Принципиальный пацифизм считает, что насилие аморально. Прагматический пацифизм считает, что цена войны и межличностного насилия настолько высока, что необходимо искать лучшие способы разрешения споров.

Некоторые люди ошибочно связывают похожее по звучанию слово «пассивный» (принятие или допущение того, что происходит или что делают другие, без активной реакции или сопротивления) с пацифизмом. Хотя слова не связаны по смыслу, эта тенденция, наряду с культурными и политическими влияниями, привела к негативным и дезинформированным взглядам на пацифизм.

Важно помнить о различиях в морали пацифизма применительно к отдельному человеку или национальному государству. Отдельный пацифист (который может исповедовать или не исповедовать определенную религию) может, например, поддерживать добровольную эвтаназию, в то же время сохраняя последовательную точку зрения о том, как подходить к проблемам, связанным с насильственным конфликтом и общим благом. Хотя такие вопросы вызывают сложные этические дилеммы, для некоторых пацифизм может допустить возможность убийства при определенных обстоятельствах.

Квакеры (или Друзья) являются членами группы религиозных движений (включая христианство, но не ограничиваясь им). Движение началось в Англии в 1650-х годах. Квакеры одинаково ценят всех людей и выступают против всего, что может причинить им вред или угрожать им. Квакеры — одна из многих религиозных групп, которые отказывались от военной службы по соображениям совести во время войны — это те, кто не служит в армии по причинам свободы мысли, совести, инвалидности и/или религии.

Ахимса

Ахимса — это образ жизни и древнее санскриптовое слово, означающее «любовь в действии», которое часто выражается как «не причинять вреда» или «сострадание ко всем существам». Вы также можете встретить слово, написанное с ударением: Ahiṃsa или Ahiṃsā.

Ближайший перевод концепции ахимсы — это «сила, высвобождаемая, когда искореняется желание причинить вред», однако это обычно сокращается до «ненасилия». Если мы подумаем о более длинном определении и сопоставим его с выдающимися достижениями Ганди, мы начнем понимать силу этого термина.

Ахимса, разработанная в Индии в 6 веке до н.э. (до нашей эры или «до нашей эры») составляет ядро ​​​​джайнизма, у которого более четырех миллионов последователей. Хотя ахимса тесно связана с пацифизмом, джайн никогда не может сознательно убивать.

Главный принцип ахимсы «не причинять вреда» включает в себя действия, слова и мысли.

Виды пацифизма

Пацифизм охватывает целый спектр подходов. Некоторые пацифисты считают, что международные споры всегда должны решаться мирным путем, в то время как другие придерживаются менее однозначного подхода.

Следующие категории полезны при размышлении о пацифизме, однако люди будут иметь разные убеждения в зависимости от их культурных, религиозных и духовных убеждений.

Абсолютный пацифизм

Абсолютный пацифист считает, что участие в войне никогда не является правильным. Их мнение состоит в том, что ценность человеческой жизни никогда не оправдывает преднамеренное убийство человека, даже в целях самообороны.

Воинствующий пацифизм

Воинствующие пацифисты будут использовать все имеющиеся в их распоряжении мирные методы, чтобы противостоять насилию и войне. Это может включать гражданское неповиновение, которое может привести к тюремному заключению или даже смерти.

Условный пацифизм

Условные пацифисты в принципе против войны и насилия, но они признают, что могут быть обстоятельства, когда война может принести меньше страданий.

Избирательный пацифизм

Избранные пацифисты выступают только против войн с применением оружия массового уничтожения (ядерного, химического или биологического оружия) из-за их исключительно разрушительных последствий не только для людей, но и для всего живого. Широкомасштабное использование оружия массового уничтожения также повышает вероятность уничтожения людей как вида.

Активный пацифизм

Активные пацифисты выступают за мир и выступают против насилия и войны.

Суждение совести

Из этих различных подходов к пацифизму становится ясно, что моральное чувство человека правильного и неправильного (его совесть) играет жизненно важную роль, когда он выбирает форму пацифизма, которой он придерживается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *