Разное

Общение родителей с детьми: Правила эффективного общения родителей с детьми

Правила эффективного общения родителей с детьми

 

 

При общении с ребёнком Вам помогут эти правила:


 

 

 

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их.

Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор,демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «расскажи мне об этом…» 

♦ Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства.

Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия   ребёнком, быть естесственным и логичным развитием этих отношений. Например, ручки можно развивать, перебирая с бабушкой гречку, общую координацию – плавая, делая с папой зарядку, лазая по деревьям на даче. А для развития речи и кругозора нужно просто…. говорить с ребёнком (при этом решается множество и более тонких психологических проблем).


♦Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребёнка.

«Ласковый мелок»

Цель: игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений. 

Взрослый говорит ребенку следующее:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Эту игру можно использовать перед сном, во время отдыха.

            

Особенности общения с ребёнком в семье

Для того, чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В основе настоящего принятия ребёнка лежит значимость  – признание его значительности в существовании семьи.

Краеугольным камнем хороших отношений ребёнка с родителями является его признание родителями. Это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при  этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание формирует у ребёнка чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Наблюдаются случаи, когда родители думают  о том, каким они хотят видеть ребёнка в будущем, рисуя при этом некий идеализированный образ, далёкий от реальности. И если идеальные родительские представления расходятся с действительностью, то во многих семьях возникают проблемы в общении родителей с детьми: если ты хорош по моим родительским представлениям, то ты любим, принят, признан. Если нет – стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации в семье. Ребёнок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно это необходимо в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятельности, половое созревание, поиск жизненного пути. Признание невозможно без таких приёмов родительского воспитания, как одобрение и похвала. Ребёнок вынес мусор, убрал свою комнату или квартиру, помог по хозяйству – всё это и многое другое должно быть одобрено и отмечено родителями. К большому сожалению, зачастую ребёнок получает словесное признание и оценку собственных достоинств только при посторонних людях. Такого быть не должно. Ребёнок должен быть признан и его достоинства должны быть оценены для того, чтобы он имел стимул для своего дальнейшего совершенствования и развития.

Признание – это на стенах в доме рисунки и стихи ребёнка, самое видное место  для его поделок, праздничных газет и поздравлений, похвальных грамот  и благодарственных писем.  Признание может существенно влиять и на учёбу ребёнка. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребёнка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребёнку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях.

Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребёнка может привести к крайне нежелательным последствиям. Например, родители говорили дочке: «Петь у тебя на сцене не получится, стихи, которые ты пишешь, — плохие, играть на гитаре ты можешь, но только для себя…» Такое отношение к увлечениям ребёнка сделало своё дело. В младшем школьном возрасте ребёнок только молча глотал слёзы, горечь накапливалась, а в старших классах ребёнок возненавидел всю свою семью и своих родителей. Ненависть вылилась в бунт и бегство из дома…

Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. Есть ещё в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий. В такой ситуации нельзя искать причину только в ребёнке. Возможно, ещё в младшем возрасте проявление любви и ласки на себе со стороны родителей ребёнок ощущал редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Из 25 малышей-четвероклассников лишь 17 человек с уверенностью сказали о том, что родители постоянно говорят им ласковые слова, обнимают, целуют их. Остальные отметили, что родители считают их уже взрослыми и поэтому они против «телячьих нежностей». Учащимся первых классов было предложено назвать ласковые слова, которыми пользуются их родители в общении с ними. Из 100 опрошенных учеников лишь 50 смогли назвать ласковые слова. 10% детей после постановки вопроса гораздо быстрей назвали различные бранные слова, которые используют родители в общении с ними.

Эти факты красноречиво свидетельствуют о том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения со своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Но ведь без любви и ласки и цветок на окне не вырастет!

Посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом – и пожнёшь сполна в старости: она вернётся к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Любовь необходима ребёнку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребёнок не ощущает, эти требования останутся невыполненными. Если ребёнок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки.

Очень значимым принципом в общении детей и родителей является принцип доступности.  Быть доступным – это в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом». Если у взрослых нет времени на общение с ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра.

Однако родители должны помнить, что проводить время с ребёнком – это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребёнка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах, ответить на него, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, в плохой компании, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность, безразличие к ребёнку.

Только имея в своём родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребёнка ответственность и самодисциплину, осознанную способность к самоограничению.

Воспитание ответственности и самодисциплины  в ребёнке зависит от проявления этих качеств родителями в семье. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности пред ними. Мудрость ответственных родителей состоит в том, что они всегда выполняют то, что обещают детям, а если по каким-то причинам этого не происходит, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки.

Одним из главных условий воспитания в ребёнке ответственности и самодисциплины является наличие у него определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Если в обязанности сына или дочери входит уборка дома или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Безусловно, бывают разные ситуации, но если ребёнок в добром здравии и просто не хочет ничего делать, он должен быть наказан и при этом необходимо, чтобы наказание было им осознанно.

Если у ребёнка  появилась чужая игрушка, вещь, деньги, то родители  должны выяснить их происхождение и дать возможность ребёнку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребёнок должен извиняться сам, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда такого больше не совершать. Неправильным будет брать ответственность за все поступки детей на себя, т.к. такое поведение родителей не учит ребёнка осмысливать свои действия.

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твёрдость и умение сказать ребёнку «нет». Нет ничего страшней в воспитании, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Ещё страшнее, когда один из родителей вместе с ребёнком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребёнку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, теряем остатки своего родительского авторитета.

Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания в семье. Приобретение авторитета в глазах собственных детей — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах по работе, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – всё это слагаемые родительского авторитета.

Авторитетность родителей не состоит в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.

Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, многое умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребёнку, какие книги он читает, какие речевые обороты он использует и что они обозначают, — это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребёнка.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребёнка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

Воспитание ребёнка – это долгосрочная миссия родителей, подвижнический труд. Вот правила благополучного родителя:

1.Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

2.Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

3. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

4. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.

5. Родители, воспитывая ребёнка, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребёнка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

Педагог- психолог: Ануфриева Г.Е

Пять стратегий улучшения общения между родителями и детьми

Выберите язык

Поиск

Поиск

Тип контента — Any -БлогСоветы и рекомендацииРешенияВидеоурокиРегиональные ресурсы

Здоровое общение лежит в основе здоровых отношений. В первую очередь это относится к отношениям между родителями и детьми. Ребенок хочет иметь теплую и любящую связь с каждым из своих родителей, и способность хорошо общаться друг с другом может помочь в этом. Однако болезненное семейное событие, такое как расставание или развод, иногда может помешать ребенку открыться кому-либо из родителей. Чтобы помочь вам продолжать строить крепкие отношения с каждым из ваших детей, вот пять стратегий улучшения общения между родителями и детьми.

Узнайте, как ваш ребенок общается

Некоторые дети любят болтать о чем угодно, в то время как другие дети, как правило, более сдержанны. Независимо от того, открыт ваш ребенок или тих, важно, чтобы он чувствовал, что может прийти к вам как к родителю по любому поводу. Знакомство с тем, как ваш ребенок общается, может помочь вам понять, как лучше с ним общаться. Даже если разговоры на самом деле не самое любимое занятие вашего ребенка, простое времяпрепровождение с ним в тишине может помочь ему открыться, когда это необходимо.

Избегайте лекций

Как родитель, вы, вероятно, столкнетесь с моментами, когда вам нужно убедиться, что ваш ребенок слушает и понимает то, что вы ему говорите. Поучения и нытье не помогут вам быстрее достучаться до ребенка. Если вы чувствуете, что уперлись в стену в разговоре, отложите его на некоторое время. Подумайте о том, что вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок понял, и как ему лучше всего услышать то, что вы хотите сказать, когда вы будете говорить в следующий раз.

Слушайте

Быть активным слушателем, разговаривая с ребенком, — важный навык, который нужно практиковать. Уделяйте им все свое внимание во время разговора, показывая им, что вам интересно то, что они хотят сказать. Это включает в себя установление зрительного контакта и оставление отвлекающих вещей, таких как мобильный телефон, в стороне от ваших разговоров. Когда придет ваша очередь говорить, отвечайте обдуманно. Позже вы можете упомянуть часть своего разговора, чтобы показать ребенку, что вы помните, что он сказал. Также очень важно, чтобы вы прислушивались ко всему, что говорит ваш ребенок, что может касаться вас как его родителя. Возможно, они прямолинейны, говоря о своих эмоциях, но даже если это не так, то, что они говорят, может дать вам некоторое представление о том, что они на самом деле чувствуют.

Рассказывать позитивные истории

Дети любят слушать истории о самых разных вещах, но для ребенка может быть особенным слушать истории о своих родителях.

Как родитель, вы можете свободно делиться с ребенком историями, но только теми историями, которые служат положительной цели. Не делитесь с ребенком историями, которые могут быть восприняты негативно. Это могут быть нелестные или неуместные истории о ваших родителях или других взрослых в жизни вашего ребенка. Учитывайте возраст и уровень зрелости вашего ребенка, прежде чем рассказывать ему какую-либо историю, чтобы убедиться, что он правильно понял ее суть.

Найдите время для разговора каждый день

У вас может быть плотный график большую часть времени, как и у ваших детей. Со школой, домашними заданиями, внеклассными занятиями, друзьями и работой после школы на их тарелках вашим детям также может быть трудно найти время для чего-либо вне их расписания. Тем не менее, всегда должно быть немного времени каждый день, чтобы выделить друг для друга. Как родитель, используйте в своих интересах, казалось бы, тривиальные моменты, которые у вас есть с вашим ребенком, просто чтобы поговорить.

Это может быть в машине, когда вы едете на уроки музыки, быстро завтракаете перед работой и школой, за обеденным столом или даже перед сном. Всего несколько минут могут иметь большое значение для улучшения общения между родителями и детьми.

Если вы потратите время на то, чтобы подумать о том, как вы сейчас общаетесь со своими детьми, это поможет вам улучшить ваши отношения в целом. В то время как ваши привычки общения с ребенком будут развиваться по мере его взросления, отработка этих коммуникативных навыков заложит основу ваших здоровых отношений в будущем.

от малышей до подростков; Хорошее общение с детьми возможно