Разное

Нигилисты известные: Знаменитые нигилисты. Кто такие нигилисты и что такое нигилизм

Кто были самыми известными нигилистами? (4 Ведущих философа) | Искусство

Нельзя отрицать, что у нигилистов Европы 19 века был мрачный взгляд на жизнь. (Этот термин происходит от латинского слова «Nihil», что означает «ничто»). Но также стоит помнить, что нигилизм был сложной школой мысли с различными установками и мнениями. Для нас также важно видеть фигуры, связанные с нигилизмом, в том контексте, в котором они писали. Нигилизм возник в конце 19 века, в период беспрецедентных общественных перемен.

Научные открытия эпохи Просвещения разорвали условности прошлого. Религиозные верования, которые когда-то были широко приняты, были поставлены под сомнение, и многие начали сомневаться в том, что Бог вообще существует. Без Бога не было никаких указаний по таким предметам, как мораль, брак, смерть и духовность, что мало что оставляло для того, чтобы закрепить нас на месте. Философы, писавшие о нигилизме – или нигилистах – как правило, глубоко критиковали эту растущую апатию и безразличие в обществе и были обеспокоены ее разрушительными последствиями. Это ключевые фигуры, которые определили философский стиль.

1. Фридрих Генрих Якоби

Немецкий философ Фридрих Генрих Якоби сделал себе имя в конце 18-го и начале 19-го века. Якоби помог популяризировать термин «нигилизм». Он писал о нигилизме как о естественной реакции на Просвещение, период научных открытий, который привел к росту скептицизма, рассуждений и индивидуализма. Как и многие нигилисты, Якоби критически относился к этому новому образу мышления, полагая, что повышенный уровень рационализма разрушит все самоощущение индивида и его понимание своего места в мире. К счастью, все оказалось не так фаталистично, как предсказывал Джейкоби.

2. Серен Кьеркегор

Подобно Якоби, датский теолог и философ Сорен Кьеркегор опасался, что растущая тенденция к тому, что он назвал нигилизмом, окажет разъедающее и разрушительное воздействие на общество. Будучи религиозным человеком, Кьеркегор крепко держался за свою веру, несмотря на закрадывающиеся сомнения в ее истинности после эпохи Просвещения. Кьеркегор даже утверждал, что единственным выходом из нигилизма было принятие того, что он называл “парадоксальным бесконечным”, или “верой”, другими словами, верой в духовные силы, даже если они не имеют рационального смысла.

3. Иван Тургенев

Известный писатель Иван Тургенев был русским романистом, который писал о нигилизме, используя этот термин для описания растущего цинизма среди молодежи России 19 века. Его самое известное использование этого термина было в романе «Отцы и сыновья», 1862 год. Герой Тургенева по имени Базаров верил в ничегонеделание, или нигилизм, и он набрал группу последователей, разделявших подобное мышление. Однако в романе Тургенева отношение Базарова меняется, когда он влюбляется и осознает свое собственное жизненное призвание. Из литературы Тургенева следует, что группа российских политических активистов называла себя нигилистами. Они вызвали серию реакционных протестов и действий, направленных на то, чтобы подвергнуть сомнению и узурпировать ранее существовавшие социальные идеологии.

4. Фридрих Ницше

Немецкого философа Фридриха Ницше часто тесно ассоциируют с нигилизмом, хотя, как и многие его коллеги-нигилисты, он сильно опасался того влияния, которое это окажет на общество. Он даже назвал нигилизм: “великая опасность для человечества… ретроспективная усталость, воля, обращенная против жизни, нежные и печальные признаки окончательной болезни…” Ницше также, как известно, заявил, что “Бог мертв”, утверждая, что мы уничтожили его в процессе научных открытий. Однако он не вписывается в ряд других «нигилистов», потому что он утверждал, что мы должны преодолеть страхи, вызванные большим знанием мира, чтобы обрести новое духовное значение. Это направление мысли в конечном итоге привело к экзистенциализму в 20 веке.

литературанигилистыискусство

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

в поисках социальной утопии – Статьи

Нигилизм как философское учение появился в XII веке, его авторство обычно приписывается ученому-схоласту Петру Ломбардскому. Первой доктриной средневековой модификации этого течения стало сомнение в человеческой природе Христа. Мотив отрицания и несогласия не только повлиял на название учения (от латинского nihil — ничто), но и стал краеугольным камнем всей последующей эволюции нигилизма сквозь века. Это учение быстро расценили как еретическое, а потому уже в 1179 году папа Александр III предал его анафеме. Период расцвета нигилизма пришелся на XIX век, когда многие мыслители начали остро ощущать несправедливость общественного устройства, в котором вера в авторитеты и традиционные моральные устои подвергалась жесткой критике. Это привело к «кризису в христианском мировоззрении», по мысли Серена Кьеркегора, или даже к «закату Европы», который пророчил Освальд Шпенглер. В России второй половины XIX века нигилизм стал не только философией, но и образом жизни.

Николай Ярошенко, «Студент», 1881. (wikimedia.org)


Если следовать хронологии, предложенной Н. О. Лосским в «Истории русской философии», русский нигилизм принято связывать с рядом представителей общественной мысли 1860-х годов — материалистами и позитивистами. К числу нигилистов разные авторы причисляют философа М. А. Бакунина, литературного критика и теоретика Д. И. Писарева, публициста Н. А. Добролюбова и писателя Н. Г. Чернышевского. Нигилизм в целом весьма разнородное явление, включающее в себя представителей самого широкого спектра политических взглядов и идеологий, от реформистских до крайне радикальных. Однако, связующим звеном всех этих разрозненных концепций стало отрицание общепринятых ценностей и традиционных норм, будь то в сфере морали, эстетики, культуры, права, политики или экономики. Самым действенным способом обновления социума считалось его разрушение, в той или иной степени. Так, Бакунин провозгласил идеалы свободы духа, говоря о том, что отрицательное является непременным условием и дополнением положительного, а потому необходимо довериться «вечному духу, ломающему и разрушающему», а затем хаос приведет к новому порядку.

Писарев, вслед за Бакуниным, также проповедовал разрушение: «Что может быть сломано, должно быть сломано. Стоит любить только то, что выдержит удар. Что разбивается вдребезги, то хлам».

Дмитрий Писарев, «Портрет по оригиналу Крамского». (ru.bidspirit.com)


Правда, в сознании обывателей и в культурной рефлексии той эпохи нигилизм оформился скорее не как философское учение, а как вид мировоззрения, определяющий не только суждения, но и поступки человека. Во многом благодаря эталонному образу русского нигилиста, созданному в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева, это явление приобрело и явные внешние атрибуты, выражающиеся в манере одеваться, держать себя в обществе, выражать свое мнение. Важнейшим элементом публичной «роли» нигилиста является нарочитая, демонстративная грубость манер, пренебрежение социальными нормами и предрассудками, стремление вывести собеседника на чистую воду и после презрительно прекратить отношения. Нигилизм тесным образом связан с материалистическими и позитивистскими взглядами, а потому идеальный нигилист часто предстает как ученый-естествоиспытатель или хирург, обладающий изрядной долей хладнокровия и рассудочности, чтобы для нового мира «место расчистить».

Базаров, объясняя в романе свою приверженность к нигилизму, связывал ее с открытиями Дарвина в сфере естественных наук. Многие нигилисты, провозглашая свою приверженность материализму, предлагали перенести принципы и методы естественных наук к системе общественного устройства. Так, предлагалось внедрить в социальную практику принципы естественного отбора, борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни.

Наиболее интересный аспект системы взглядов нигилистов — это взаимоотношения полов. Женщина глазами нигилиста, прежде всего, «товарищ, а не кисейная барышня», а потому неудивительно, что в короткие сроки ряды революционно настроенных и неравнодушных активистов стали пополнять молодые девушки. Нигилизм в этом преломлении трактовался как волевое освобождение женщины от традиционной модели общественного поведения, от всех занятий, которые считались в быту и повседневной практике сугубо женскими.

Николай Ярошенко, «Курсистка».

(artmuseum.kaluga.ru)


После поражения в Крымской войне критические настроения и призывы к поискам социальной утопии были подхвачены самыми разными слоями населения, а на первый план в этом движении вышли разночинцы. Их бедность, неблагородное происхождение и отсутствие стабильного заработка, которые раньше считались унизительными, теперь превратились в неотъемлемые достоинства, с лихвой заменявшие формальный титул дворянина. Тем более что престиж этого сословия пошатнулся, а потому роскошь и элитарность аристократии сменилась модой на аскетичный и простой образ жизни разночинцев, эдакого варианта русских пуритан. Чтобы преодолеть свою маргинальность, разночинцы стремились к получению хорошего образования, активно занимались саморазвитием.

Важную роль в системе взглядов нигилиста играют этические нормы и незыблемые поведенческие установки. Активно противопоставляя себя высшему дворянскому сословию, разночинцы старались придерживаться весьма практичных ценностей.

Первостепенной становилась проблема переустройства общества на новых над-моральных основах, где основным мерилом будет вопрос общественной пользы. Как у Базарова, который в своих действиях руководствовался исключительно представлением о том, что полезно в данный момент. Кстати, принадлежность к разночинцам как к «неподатному» сословию давала некоторую личную независимость, какой не обладало ни купечество, ни мещанство, ни, естественно, крестьянство. Речь идет, в первую очередь, о свободе передвижения и проживания в любом месте империи, с правом поступления на государственную службу. Разночинцы имели постоянные паспорта и должны были обязательно давать образование своим детям. Вероятно, фактор образованности сыграл немаловажную роль в том, что многие молодые люди, выходцы из разночинцев, быстро радикализировались, отчаянно, пожалуй, даже фанатично веря в идеи переустройства общества на началах справедливости и братства. «Наши юноши — революционеры не в силу своих знаний, а в силу своего социального положения… Среда их вырастившая состоит либо из бедняков, в поте лица добывающих свой хлеб, либо живет на хлебах у государства; на каждом шагу она чувствует экономическое бессилие, свою зависимость.
А сознание своего бессилия, своей необеспеченности, чувство зависимости — всегда приводят к чувству недовольства, к озлоблению, к протесту», — писал представитель уже следующей волны революционеров 1870-х годов П. Н. Ткачев.


Сборник: Германия в 1930-е

После прихода Гитлера к власти страна в ускоренном режиме наращивала военную мощь. Для борьбы с противниками нацистского режима была создана система концлагерей.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как Геббельс готовил общество Германии к войне

Как Геббельс готовил общество Германии к войне

Ведомство Геббельса одурманило десятки миллионов людей и за очень короткое время сделало их нацистами.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Личный режиссёр Гитлера Лени Рифеншталь

Личный режиссёр Гитлера Лени Рифеншталь

Её авторский дебют пришёлся на 1932 год — Рифеншталь сняла мистико-романтическую картину «Голубой свет».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Арно Брекер — главный скульптор Третьего рейха

Арно Брекер — главный скульптор Третьего рейха

Работая на режим, художник оставался далёк от политики. Несмотря на тесные контакты с Гитлером, Брекер спас Пикассо-коммуниста от концлагеря.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Хрустальная ночь: как нацисты отнимали бизнес у евреев

Хрустальная ночь: как нацисты отнимали бизнес у евреев

Разрушенные синагоги и разбитые витрины магазинов, принадлежавших евреям — такими были последствия Хрустальной ночи.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Германия 1930-х

Германия 1930-х

Какое место в обществе занимал бы ты?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Расизм — боевое оружие Третьего рейха

Расизм — боевое оружие Третьего рейха

Почему именно теория расового превосходства была выбрана нацистами в качестве идеологии?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как Геббельс готовил общество Германии к войне

Ведомство Геббельса одурманило десятки миллионов людей и за очень короткое время сделало их нацистами.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Личный режиссёр Гитлера Лени Рифеншталь

Её авторский дебют пришёлся на 1932 год — Рифеншталь сняла мистико-романтическую картину «Голубой свет».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Арно Брекер — главный скульптор Третьего рейха

Работая на режим, художник оставался далёк от политики. Несмотря на тесные контакты с Гитлером, Брекер спас Пикассо-коммуниста от концлагеря.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Хрустальная ночь: как нацисты отнимали бизнес у евреев

Разрушенные синагоги и разбитые витрины магазинов, принадлежавших евреям — такими были последствия Хрустальной ночи.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Германия 1930-х

Какое место в обществе занимал бы ты?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Расизм — боевое оружие Третьего рейха

Почему именно теория расового превосходства была выбрана нацистами в качестве идеологии?

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Елизавета I: вечная невеста

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Знаменитая княжна Тараканова, о которой ничего не известно

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Битва ста убитых», или Индейцы наносят ответный удар (18+)

  • Статьи
  • Европа

Туже некуда: история корсета

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

«Человек проворный и пронырливый»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Звезда и смерть Георгия Гапона

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Заключённые в годы Великой Отечественной войны

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XXI вв.

Униформа гвардии Апостольского дворца

  • Статьи
  • Азия
  • XIII век

Батый: три жизни великодушного хана

  • Статьи
  • Европа
  • XIV-XV вв.

Жив ли до сих пор 700-летний алхимик Николя Фламель?

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Лавочники и государство

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Самый развратный сапожок

  • Статьи
  • Европа
  • XIII век

5 русских князей, противостоявших Золотой Орде

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Покушения на Александра II

  • Статьи
  • Азия
  • III-XIV вв.

Манихейство: религия, не признанная ни одним государством

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Особое мнение Александра Керенского

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 91678
Елизавета I: вечная невеста
  • 📚 Статьи
  • 👀 89818
Знаменитая княжна Тараканова, о которой ничего не известно
  • 📚 Статьи
  • 👀 80139
«Битва ста убитых», или Индейцы наносят ответный удар (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 74082
Туже некуда: история корсета
  • 📚 Статьи
  • 👀 52398
«Человек проворный и пронырливый»
  • 📚 Статьи
  • 👀 44072
Звезда и смерть Георгия Гапона
  • 📚 Статьи
  • 👀 41478
Заключённые в годы Великой Отечественной войны
  • 📚 Статьи
  • 👀 41097
Униформа гвардии Апостольского дворца
  • 📚 Статьи
  • 👀 38455
Батый: три жизни великодушного хана
  • 📚 Статьи
  • 👀 35626
Жив ли до сих пор 700-летний алхимик Николя Фламель?
  • 📚 Статьи
  • 👀 694282
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 637771
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 512747
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 190676
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 189651
Лавочники и государство
  • 📚 Статьи
  • 👀 159788
Самый развратный сапожок
  • 📚 Статьи
  • 👀 124122
5 русских князей, противостоявших Золотой Орде
  • 📚 Статьи
  • 👀 120827
Покушения на Александра II
  • 📚 Статьи
  • 👀 114921
Манихейство: религия, не признанная ни одним государством
  • 📚 Статьи
  • 👀 113951
Особое мнение Александра Керенского

Кто были самые известные нигилисты? (4 ведущих философа)

 

Нельзя отрицать, что у нигилистов Европы XIX века были мрачные взгляды на жизнь. (Термин происходит от латинского слова «nihil», означающего «ничего»). Но также стоит помнить, что нигилизм был сложной школой мысли с различными взглядами и мнениями. Для нас также важно видеть фигуры, связанные с нигилизмом, в контексте, о котором они писали. Нигилизм возник в конце 19 в.ХХ века, в период беспрецедентных социальных изменений.

 

Научные открытия эпохи Просвещения разорвали условности прошлого. Религиозные верования, которые когда-то были широко распространены, были поставлены под сомнение, и многие начали сомневаться в том, что Бог вообще существует. Без Бога не было руководства по таким предметам, как мораль, брак, смерть и духовность, поэтому мало что оставалось для нас на месте. Философы, писавшие о нигилизме — или нигилистах — в целом резко критиковали эту растущую апатию и безразличие в обществе и беспокоились о ее разрушительных последствиях. Это ключевые фигуры, определившие философский стиль.

 

1. Фридрих Генрих Якоби

Кристиан Фридрих Тик, Фридрих Генрих Якоби, 1809, виа Саммлунг

 

Немецкий философ Фридрих Генрих Якоби прославился в конце 18 и начале 19 века. Якоби способствовал популяризации термина «нигилизм». Он писал о нигилизме как о естественном ответе на эпоху Просвещения, период научных открытий, который привел к усилению скептицизма, рассуждений и индивидуализма. Как и многие нигилисты, Якоби критически относился к этому новому образу мышления, полагая, что повышенный уровень рационализма разрушит самоощущение человека и его понимание своего места в мире. К счастью, все оказалось не так фатально, как предсказывал Якоби.

 

2. Сёрен Кьеркегор

Серен Кьеркегор, через диалектический спиритуализм

 

Как и Якоби, датский теолог и философ Серен Кьеркегор опасался, что растущая тенденция к тому, что он назвал нигилизмом, окажет губительное и разрушительное воздействие на общество. Как религиозный человек, Кьеркегор крепко держался за свою веру, несмотря на ползучие сомнения в ее обоснованности после эпохи Просвещения. Кьеркегор даже утверждал, что единственный выход из нигилизма — это принять то, что он называл «парадоксальной бесконечностью», или «верой», другими словами, веру в духовные силы, даже если они не имеют рационального смысла.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

3. Иван Тургенев

Иван Тургенев, через Pushkin Press

 

Известный писатель Иван Тургенев был русским писателем, который писал о нигилизме, используя этот термин для описания растущего цинизма среди молодежи России 19-го века. Наиболее известное использование им этого термина было в романе « отцов и детей», 1862. Герой Тургенева по имени Базаров верил в никчемность, или нигилизм, и он набрал группу последователей, разделявших схожие взгляды. Однако в романе Тургенева взгляды Базарова меняются, когда он влюбляется и осознает свое жизненное призвание. Из тургеневской литературы группа русских политических деятелей называла себя нигилистами. Они спровоцировали серию реакционных протестов и действий, направленных на то, чтобы подвергнуть сомнению и узурпировать существовавшие ранее социальные идеологии.

 

4. Фридрих Ницше

Фридрих Ницше, 1882 г., фото: Mondadori Portfolio, via The New Yorker

 

Немецкий философ Фридрих Ницше часто тесно связан с нигилизмом, хотя, как и многие его коллеги-нигилисты, он очень опасался влияния, которое это окажет на общество. Он даже назвал нигилизм: «великой опасностью для человечества». . . ретроспективная усталость, воля, поворачивающаяся против жизни, нежные и печальные признаки последней болезни…» Ницше также классно заявил, что «Бог мертв», утверждая, что мы уничтожили его в процессе научных открытий. Тем не менее, он не очень хорошо сочетается с другими «нигилистами», потому что он утверждал, что мы должны преодолеть страхи, вызванные более глубоким знанием мира, чтобы найти новое духовное значение. Это направление мысли в конечном итоге привело к экзистенциализму в 20 веке.

Нигилизм | Internet Encyclopedia of Philosophy

Нигилизм — это убеждение в том, что все ценности необоснованны и что ничего нельзя узнать или сообщить. Он часто ассоциируется с крайним пессимизмом и радикальным скептицизмом, осуждающим существование. Истинный нигилист не будет ни во что верить, не иметь никакой привязанности и никакой цели, кроме, быть может, стремления к разрушению. Хотя немногие философы назвали бы себя нигилистами, нигилизм чаще всего ассоциируется с Фридрихом Ницше, который утверждал, что его разрушительное воздействие в конечном итоге разрушит все моральные, религиозные и метафизические убеждения и ускорит величайший кризис в истории человечества. В 20-м веке нигилистические темы — эпистемологическая неудача, разрушение ценностей и космическая бесцельность — занимали художников, социальных критиков и философов. Например, в середине века экзистенциалисты способствовали популяризации принципов нигилизма в своих попытках притупить его разрушительный потенциал. К концу века экзистенциальное отчаяние как ответ на нигилизм уступило место безразличию, часто связанному с антифундаментализмом.

Прошло более века с тех пор, как Ницше исследовал нигилизм и его влияние на цивилизацию. Как он и предсказывал, влияние нигилизма на культуру и ценности 20-го века было всеобъемлющим, его апокалиптический тенор порождал мрачное настроение и изрядную долю беспокойства, гнева и ужаса. Интересно, что сам Ницше, радикальный скептик, озабоченный языком, знанием и истиной, предвосхитил многие темы постмодерна. Поэтому полезно отметить, что он верил, что мы можем — ужасной ценой — в конечном итоге преодолеть нигилизм. Если бы мы пережили процесс уничтожения всех интерпретаций мира, мы, возможно, смогли бы найти правильный путь для человечества.

Содержание

  1. Происхождение
  2. Фридрих Ницше и нигилизм
  3. Экзистенциальный нигилизм
  4. Антифундаментализм и нигилизм
  5. Заключение

1. Происхождение

«Нигилизм» происходит от латинского nihil , или ничего, что означает ничто, то, чего не существует. Оно появляется в глаголе «аннигилировать», что означает свести на нет, полностью уничтожить. В начале девятнадцатого века Фридрих Якоби использовал это слово для отрицательной характеристики трансцендентального идеализма. Однако она стала популярной только после появления в романе Ивана Тургенева «9».0083 Отцы и дети (1862), где он использовал слово «нигилизм» для описания грубого сциентизма, которого придерживается его персонаж Базаров, проповедующий кредо полного отрицания.

В России нигилизм стал отождествляться со слабо организованным революционным движением (1860-1917 гг.), отвергавшим власть государства, церкви и семьи. В своих ранних работах лидер анархистов Михаил Бакунин (1814-1876) сочинил печально известную мольбу, до сих пор отождествляемую с нигилизмом: «Доверимся вечному духу, который разрушает и уничтожает только потому, что он является неисследимым и вечно творческим источником всей жизни. – страсть к разрушению есть также страсть созидательная!» ( Реакция в Германии , 1842). Движение выступало за общественное устройство, основанное на рационализме и материализме как единственном источнике знания и индивидуальной свободе как высшей цели. Отвергая духовную сущность человека в пользу исключительно материалистической, нигилисты осуждали Бога и религиозную власть как антитезы свободе. В конечном итоге движение выродилось в дух подрывной деятельности, разрушения и анархии, и к концу 1870-х годов нигилистом считался любой, кто был связан с подпольными политическими группами, выступающими за терроризм и убийства.

Самые ранние философские позиции, связанные с тем, что можно охарактеризовать как нигилистическое мировоззрение, принадлежат скептикам. Поскольку они отрицали возможность уверенности, скептики могли осуждать традиционные истины как неоправданные мнения. Когда Демосфен (ок. 371–322 до н. э.), например, замечает, что «во что он хотел верить, тому верит каждый человек» (, Олинфей, ), он постулирует относительную природу знания. Таким образом, крайний скептицизм связан с эпистемологическим нигилизмом 9 .0084, отрицающий возможность знания и истины; эта форма нигилизма в настоящее время отождествляется с постмодернистским антифундаментализмом. На самом деле нигилизм можно понимать по-разному. Политический нигилизм , как уже отмечалось, связан с верой в то, что разрушение всех существующих политических, социальных и религиозных порядков является необходимым условием для любого будущего улучшения. Этический нигилизм или моральный нигилизм отвергает возможность абсолютных моральных или этических ценностей. Вместо этого добро и зло расплывчаты, и ценности, направленные на их устранение, являются не чем иным, как продуктом социального и эмоционального давления. Экзистенциальный нигилизм — это представление о том, что жизнь не имеет внутреннего смысла или ценности, и это, без сомнения, наиболее часто используемый и понятный смысл этого слова сегодня.

Нападки Макса Штирнера (1806-1856) на систематическую философию, его отрицание абсолютов и отказ от абстрактных понятий любого рода часто ставят его в число первых философских нигилистов. Для Штирнера достижение индивидуальной свободы — единственный закон; а государство, неизбежно угрожающее свободе, должно быть уничтожено. Однако даже помимо государственного гнета существуют ограничения, налагаемые другими, потому что само их существование является препятствием, ставящим под угрозу индивидуальную свободу. Так, Штирнер утверждает, что существование есть бесконечная «война всех против всех» (9).0083 Эго и его собственное , пер. 1907 г.).

2. Фридрих Ницше и нигилизм

Среди философов Фридрих Ницше чаще всего ассоциируется с нигилизмом. Для Ницше в мире нет объективного порядка или структуры, кроме того, что мы ему придаем. Проникая сквозь фасады убеждений, нигилист обнаруживает, что все ценности беспочвенны, а разум бессилен. « Всякое убеждение, всякое признание чего-либо истинным, — пишет Ницше, — необходимо ложно, потому что просто не существует 0083 истинный мир » ( Воля к власти [заметки 1883-1888]). Для него нигилизм требует радикального отказа от всех навязанных ценностей и смыслов: «Нигилизм есть… . . не только вера в то, что все заслуживает гибели; но на самом деле плечо к плугу прислоняют; один разрушает» ( Воля к власти ) .

Ядовитая сила нигилизма абсолютна, утверждает Ницше, и под его испепеляющим взглядом « высшие ценности обесцениваются». 0084 . Цель отсутствует, и «Почему» не находит ответа» ( Воля к власти ). Неизбежно, нигилизм разоблачит все заветные верования и священные истины как симптомы ущербного западного мифа. Этот коллапс смысла, актуальности и цели станет самой разрушительной силой в истории, представляющей тотальное нападение на реальность и не что иное, как величайший кризис человечества:

То, что я рассказываю, — это история следующих двух столетий. Я описываю то, что грядет, что уже не может прийти по-другому: приход нигилизма . . . . С некоторых пор вся наша европейская культура движется как к катастрофе, с мучительным напряжением, нарастающим от десятилетия к десятилетию: беспокойно, бурно, стремглав, как река, которая хочет дойти до конца. . . . ( Воля к власти )

Со времени убедительной критики Ницше нигилистические темы – эпистемологическая неудача, разрушение ценностей и космическая бесцельность – занимали художников, социальных критиков и философов. Убежденный в точности анализа Ницше, например, Освальд Шпенглер в The Decline of the West (1926) изучил несколько культур, чтобы подтвердить, что образцы нигилизма действительно были заметной чертой разрушающихся цивилизаций. В каждой из несостоявшихся культур, которые он исследует, Шпенглер заметил, что многовековые религиозные, художественные и политические традиции были ослаблены и в конечном итоге ниспровергнуты коварной работой нескольких отдельных нигилистических позиций: фаустовского нигилиста «разбивает идеалы»; аполлонический нигилист «наблюдает, как они рушатся у него на глазах»; а индийский нигилист «уходит от их присутствия в себя». Уход, например, часто отождествляемый с отрицанием реальности и покорностью, пропагандируемой восточными религиями, на Западе ассоциируется с различными версиями эпикуреизма и стоицизма. В своем исследовании Шпенглер приходит к выводу, что западная цивилизация уже находится на поздних стадиях упадка, и все три формы нигилизма работают над подрывом эпистемологического авторитета и онтологического обоснования.

В 1927 году Мартин Хайдеггер, если привести еще один пример, заметил, что нигилизм в различных и скрытых формах уже является «нормальным состоянием человека» ( Вопрос о бытии ). Предсказания других философов о влиянии нигилизма были ужасны. Обрисовывая симптомы нигилизма в 20-м веке, Гельмут Тилике писал, что «нигилизм буквально может провозгласить только одну истину, а именно, что в конечном итоге преобладает Ничто и мир бессмысленен» ( Nihilism: its Origin and Nature, with a Christian Answer, 1969). С точки зрения нигилиста можно заключить, что жизнь полностью аморальна, вывод, как считает Тилике, который мотивирует такие чудовища, как нацистский террор. Мрачные прогнозы влияния нигилизма также представлены в книге Юджина Роуза «Нигилизм: корень революции современности » (1994). Если нигилизм одержит победу — а это уже идет полным ходом, утверждает он, — наш мир станет «холодным, бесчеловечным миром», где восторжествуют «ничто, непоследовательность и абсурд».

3. Экзистенциальный нигилизм

Хотя нигилизм часто обсуждается с точки зрения крайнего скептицизма и релятивизма, на протяжении большей части 20 века он ассоциировался с верой в то, что жизнь бессмысленна. Экзистенциальный нигилизм начинается с представления о том, что мир лишен смысла и цели. При этом обстоятельстве само существование — всякое действие, страдание и чувство — в конечном счете бессмысленно и пусто.

В Темная сторона: мысли о тщетности жизни (1994), Алан Пратт демонстрирует, что экзистенциальный нигилизм в той или иной форме с самого начала был частью западной интеллектуальной традиции. Например, замечание скептика Эмпедокла о том, что «жизнь смертных настолько ничтожна, что практически не-жизнь», воплощает тот же крайний пессимизм, что и экзистенциальный нигилизм. В древности такой глубокий пессимизм, возможно, достиг своего апогея у Гегесия Киренского. Поскольку несчастий значительно больше, чем удовольствий, счастье невозможно, утверждает философ и впоследствии выступает за самоубийство. Столетия спустя, в эпоху Возрождения, Уильям Шекспир красноречиво резюмировал точку зрения экзистенциального нигилиста, когда в этом знаменитом отрывке в конце 9 в.0083 Макбет , он заставляет Макбета излить свое отвращение к жизни:

Прочь, прочь, короткая свеча!
Жизнь всего лишь тень ходячая, бедный игрок
Который расхаживает и волнуется свой час на сцене
И тогда больше не слышно; это рассказ
идиота, полный шума и ярости,
ничего не значащий.

В двадцатом веке именно атеистическое экзистенциалистское движение, популяризировавшееся во Франции в 1940-х и 1950-х годах, ответственно за распространение экзистенциального нигилизма в массовом сознании. Жан-Поль Сартр (1905-1980), определяющий предлог движения «существование предшествует сущности», исключает любое основание или основу для установления сущностного «я» или человеческой природы. Когда мы отказываемся от иллюзий, жизнь раскрывается как ничто; а для экзистенциалистов ничто является источником не только абсолютной свободы, но и экзистенциального ужаса и эмоционального страдания. Ничто раскрывает каждого человека как изолированное существо, «заброшенное» в чуждую и невосприимчивую вселенную, навсегда лишенное возможности знать, почему, но требующее изобретения смысла. Это ситуация, которая не что иное, как абсурд . Альбер Камю (1913–1960), писавший с просвещенной точки зрения на абсурд, заметил, что бедственное положение Сизифа, обреченного на вечную и бесполезную борьбу, было превосходной метафорой человеческого существования ( Миф о Сизифе , 1942).

Общая нить в литературе экзистенциалистов — это преодоление эмоциональной боли, возникающей в результате нашей конфронтации с небытием, и они тратили огромную энергию, отвечая на вопрос, возможно ли выжить. Их ответом было условное «да», защищающее формулу страстной приверженности и бесстрастного стоицизма. Оглядываясь назад, это был анекдот с оттенком отчаяния, потому что в абсурдном мире нет абсолютно никаких указаний, и любой образ действий проблематичен. Страстное обязательство, будь то завоевание, созидание или что-то еще, само по себе бессмысленно. Войдите в нигилизм.

Камю, как и другие экзистенциалисты, был убежден, что нигилизм — самая животрепещущая проблема ХХ века. Хотя он страстно утверждает, что люди могут вынести его разъедающее воздействие, его самые известные работы выдают чрезвычайную трудность, с которой он столкнулся, создавая убедительные доводы. В «Незнакомец » (1942), например, Мерсо отверг экзистенциальные предположения, на которые полагаются непосвященные и слабые. Всего за несколько мгновений до своей казни за беспричинное убийство он обнаруживает, что одной жизни достаточно, чтобы жить.0083 raison d’être , однако в контексте это кажется едва ли убедительным. В Калигула (1944) безумный император пытается избежать человеческого затруднительного положения, дегуманизируя себя актами бессмысленного насилия, терпит неудачу и тайно устраивает собственное убийство. Чума (1947) показывает тщетность попыток сделать все возможное в абсурдном мире. А в своем последнем романе, коротком и сардоническом, « Падение » (1956), Камю утверждает, что у всех окровавленные руки, потому что мы все ответственны за то, чтобы усугубить плачевное состояние своими глупыми действиями и бездействием. В этих и других произведениях экзистенциалистов часто создается впечатление, что подлинно жить при бессмысленности жизни невозможно.

Камю полностью осознавал ловушки определения существования без смысла, и в своем философском эссе Бунтарь (1951) он сталкивается с проблемой нигилизма лицом к лицу. В нем он подробно описывает, как метафизический крах часто заканчивается полным отрицанием и победой нигилизма, характеризующейся глубокой ненавистью, патологическим разрушением, неисчислимым насилием и смертью.

4. Антифундаментализм и нигилизм

К концу 20 века «нигилизм» разделился на две разные касты. В одной форме слово «нигилист» используется для характеристики постмодернистского человека, дегуманизированного конформиста, отчужденного, безразличного и сбитого с толку, направляющего психологическую энергию в гедонистический нарциссизм или в глубокую ressentiment , который часто взрывается насилием. Эта перспектива вытекает из размышлений экзистенциалистов о нигилизме, лишенном каких-либо обнадеживающих ожиданий, оставляющего лишь опыт болезни, разложения и распада.

В своем исследовании бессмысленности Дональд Кросби пишет, что источник современного нигилизма парадоксальным образом проистекает из стремления к честной интеллектуальной открытости. «Однажды начавшись, процесс вопрошания может прийти только к одному концу, к разрушению убежденности и уверенности и краху в отчаяние» (9).0083 Призрак абсурда , 1988). Когда искреннее исследование распространяется на моральные убеждения и общественное согласие, оно может оказаться смертельным, продолжает Кросби, продвигая силы, которые в конечном итоге разрушают цивилизации. Недавно переработанный роман Майкла Новака «: Опыт небытия » (1968, 1998) рассказывает похожую историю. Оба исследования являются ответом на мрачные выводы экзистенциалистов, сделанные в начале века. И оба оптимистично обсуждают пути выхода из бездны, сосредотачиваясь на положительных последствиях, которые раскрывает ничто, таких как свобода, свобода и творческие возможности. Новак, например, описывает, как со времен Второй мировой войны мы работали над тем, чтобы «вылезти из нигилизма» на пути к построению новой цивилизации.

В отличие от усилий по преодолению нигилизма, отмеченных выше, это уникальный постмодернистский ответ, связанный с нынешними антифундаменталистами. Философский, этический и интеллектуальный кризис нигилизма, мучивший современных философов более века, уступил место легкому раздражению или, что еще интереснее, оптимистичному принятию бессмысленности.

Французский философ Жан-Франсуа Лиотар характеризует постмодернизм как «недоверие к метанарративам», тем всеобъемлющим основаниям, на которые мы полагались, чтобы осмыслить мир. Этот крайний скептицизм подорвал интеллектуальные и моральные иерархии и сделал проблематичными заявления об «истине», трансцендентные или транскультурные. Постмодернистские антифундаменталисты, парадоксальным образом основанные на релятивизме, отвергают знание как относительное, а «истину» как преходящую, подлинную только до тех пор, пока ее не заменит нечто более приемлемое (напоминает понятие «денежной ценности» Уильяма Джеймса). Критик Жак Деррида, например, утверждает, что никогда нельзя быть уверенным в том, что знает, что соответствует тому, что такое . Поскольку люди участвуют лишь в бесконечно малой части целого, они не могут ничего с уверенностью понять, а абсолюты — это всего лишь «вымышленные формы».

Американский антифундаменталист Ричард Рорти высказывает аналогичную мысль: «Ничто не обосновывает наши практики, ничто не узаконивает их, ничто не показывает, что они связаны с тем, как обстоят дела» («From Logic to Language to Play», 1986). Этот эпистемологический тупик, заключает Рорти, неизбежно ведет к нигилизму. «Столкнувшись с нечеловеческим, неязыковым, у нас больше нет способности преодолевать случайность и боль путем присвоения и трансформации, а есть только способность признают непредвиденные обстоятельства и боль» ( Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность, 1989 ). В отличие от страхов Ницше и тревоги экзистенциалистов, нигилизм становится для антифундаменталистов просто еще одним аспектом нашей современной среды, который лучше всего переносить с хладнокровием.

В Банализация нигилизма (1992) Карен Карр обсуждает антифундаменталистский ответ на нигилизм. Хотя он по-прежнему разжигает парализующий релятивизм и ниспровергает критические инструменты, «жизнерадостный нигилизм» побеждает, отмечает она, отличаясь беззаботным принятием бессмысленности. Такое развитие событий, заключает Карр, вызывает тревогу. Если мы признаем, что все точки зрения в равной степени необязательны, то интеллектуальное или моральное высокомерие будет определять, какая точка зрения имеет приоритет. Что еще хуже, банализация нигилизма создает среду, в которой идеи могут навязываться насильственно с небольшим сопротивлением, где только грубая сила определяет интеллектуальные и моральные иерархии. Этот вывод прекрасно согласуется с выводом Ницше, который указывал, что все интерпретации мира — это просто проявления воли к власти.

5. Заключение

Прошло более века с тех пор, как Ницше исследовал нигилизм и его влияние на цивилизацию. Как он и предсказывал, влияние нигилизма на культуру и ценности 20-го века было всеобъемлющим, его апокалиптический тенор порождал мрачное настроение и изрядную долю беспокойства, гнева и ужаса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *