Разное

Мораль и моральные нормы: Принципы и нормы морали — урок. Обществознание, 7 класс.

Содержание

Нормы и правила морали | Блог 4brain

Часто ли вам приходится сталкиваться с ситуацией, когда что-то не запрещено, однако лучше этого не делать? Когда нет юридических запретов, действуют всего два ограничителя: законы физики и нормы морали.

Сегодня мы обсудим правила и нормы общественной морали, разберемся, что это такое и зачем это нужно обществу. Вам в помощь наши программы «Когнитивистика» и «Самопознание», которые научат вас мыслить и действовать так, чтобы добиваться успеха экологичными методами, не нарушая правила морали и нормы права.

Итак, приступим!

Что такое нормы морали?

Нормы морали, они же моральные нормы – это правила поведения людей в социуме, проистекающие из принятой в обществе в данный момент времени морали. В свою очередь, мораль – это господствующие в социуме представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Кроме того, можно встретить определение, что мораль – это принципы, нормы и правила поведения, проистекающие из принятых в обществе представлений о плохом и хорошем. В этом смысле между понятиями «мораль» и «нормы морали» иногда ставят знак равенства.

Элемент тождественности заложен уже в самих терминах. Термин «мораль» происходит от латинского слова moralitas, которое так и переводится «мораль». Оно созвучно латинскому слову mores, что переводится как «поведение». Таким образом, древние изначально воспринимали мораль и нормы поведения, как взаимосвязанные проявления.

В целом, это недалеко от истины, потому что нормы и правила поведения, мораль, нравственность, совесть очень тесно связаны между собой. Нормы морали устанавливают правила поведения, а следование этим нормам является моральным долгом каждого человека.

В этом состоит коренное отличие правил морали от норм права. Если человек нарушает закон, наказание следует немедленно. Ну, или когда поймают. Суть в том, что связка «преступление-наказание» прописана законодательно. Если же человек нарушает моральные нормы, его никто не оштрафует и в тюрьму не посадит.

Изначально нарушителю моральных норм грозят неудобства исключительно психологического плана в виде общественного осуждения и нежелания иметь с ним общих дел. Если такой человек не встанет на путь исправления, со временем игнорирование морали как системы норм и правил, регулирующих отношения между людьми, закончится игнорированием потребностей такого человека. И, соответственно, реальными ограничениями свободы действий в деле реализации личных планов и задач.

Таким образом, нормы морали – это правила поведения людей в обществе, незафиксированные законодательно, но желательные к исполнению, потому что это в интересах как всего общества, так и отдельных индивидов. В связи с этим возникает вопрос: если нормы не зафиксированы законодательно и не сформированы уполномоченным органом, однако при этом их нужно выполнять, тогда кто и как их формирует? Это уже тема для отдельной беседы, а может даже дискуссии.

Как формируются нормы морали?

Считается, что нормы устанавливаются обществом и отражают постулаты и ценности, которые являются актуальными для общества в данный момент. Однако общество не является некой абстрактной субстанцией. Общество – это люди, живущие в нем. И так было всегда, будь то общество первобытное или современное, в 17 веке или 21 столетии, в Европе или в Азии.

Трансформацию системы ценностей и норм морали можно проследить, просто читая любой учебник истории и обращая внимание на детали. Когда-то за идею, что Земля круглая, могли сжечь на костре, а чтобы быть признанным в обществе, нужно было публично придерживаться взглядов, что Земля плоская. Сегодня то, что Земля круглая, не подлежит сомнению, однако и тех, кто считает Землю плоской, на костре сжигать не будут. Правда и на геолого-географический факультет тоже не примут.

Таким образом, нормы морали постепенно трансформируются по мере того как общество обретает новые знания, как эти знания становятся доступными и самоочевидными, как отпадает необходимость бороться за еду и выживание в прямом смысле этого слова. Понятие «постепенно» изрядно растяжимое.

Первые 300 тысяч лет со времен среднего и позднего палеолита у первобытных людей мало что изменилось. Нормы поведения предопределялись, в основном, потребностью борьбы за выживание, однако признаки тяги к вещам более высокого порядка можно заметить уже тогда. Сам факт обнаружения археологами предметов, которые можно отнести к памятникам искусства, свидетельствует, что древним людям были не чужды мысли более абстрактного плана, нежели удовлетворение базовых потребностей.

Во времена Античности дело пошло веселее: развитие судоходства, возможность знакомства с другими культурами привели к пониманию, что в разных регионах могут быть разные уклады, религии, обычаи и, как следствие, нормы морали. В свою очередь, это заставило задуматься о том, что же такое нормы морали и что считать нормой в принципе.

Древнегреческому философу Пиррону (360-275) принадлежит весьма интересная по тем временам мысль, что нет внятных оснований считать какие-то нормы правильными, а какие-то неправильными. То, что воспринимается, как недопустимое, в одном типе социума, может быть нормой для общества с другими традициями [R. Bett, 1994]. Сейчас такой подход именуется толерантностью. Термин «толерантность» появился только в 20 веке, однако предпосылки к формированию толерантности в Европе появились задолго до нашего времени.

Если в период Античности обнаруженное в ходе социального прогресса разнообразие норм морали было лишь поводом для раздумий, сегодня и многообразие заметно шире, и вопрос «как относиться к многообразию норм» чисто риторический.

Точнее, если человек не намерен за всю свою жизнь выезжать далее границ областного центра, у него (пока) есть возможность считать одни нормы более правильными, чем другие. У тех, кто намерен делать карьеру в международных корпорациях, такой роскоши нет, потому что многонациональные и мультикультурные трудовые коллективы там давно стали реальностью.

Более того, некоторые психологи считают, что сегодня говорить о формировании неких единых норм морали даже в пределах одного государства сложно ввиду того, что общество стало более многообразным и его невозможно сегментировать на рабочих, крестьян и интеллигенцию, как это было принято в общественных науках времен Советского Союза.

В качестве одного из примеров можно привести мнение психолога Александра Сосланда, который считает, что сегодня «нормы морали формируются спонтанно и меняются каждый день. И это нормально для демократического общества. Единый источник морали возможен только в тоталитарном обществе или секте» [М. Сенчукова, А. Гальперина, 2013]. В его понимании, секту можно сравнить с тоталитарным обществом. Точнее, секта и является «типичным тоталитарным обществом, чей ценностный репертуар не очень богат и уже исчерпан. Они поют идеологические арии из много раз прочитанных и всем известных опер».

В общем-то, сложно не согласиться с этим, потому что нормы морали, принятые в среде бизнесменов, могут заметно отличаться от норм морали в среде работников бюджетных организаций. Да и нормы поведения в большом бизнесе зачастую отличаются от тех, которыми руководствуется малый бизнес.

Отдельной темой являются моральные нормы ислама, некоторые из которых среднестатистическому европейцу могут показаться попросту дикими. Например, ислам предписывает женщине в случае смерти мужа соблюдать траур на протяжении 4 месяцев 10 дней и все это время не пользоваться духами, украшениями, не носить яркую одежду и не выходить из дома без необходимости [Islamdag.ru, 2012].

Необходимостью считается поход на работу или к врачу, при этом ночевать вдова обязана в доме, в котором жила с мужем. Таким образом, под запретом находится практически все, включая поездки к родственникам на несколько дней, походы в театры и музеи, командировки в другие города.

Тут впору вести речь даже не о целесообразности таких строгих ограничений, а о возможности их реализации в эпоху, когда женщины, в том числе из стран ислама, получают высшее образование, специальность врача, фармацевта, менеджера, экономиста, юриста, живут в больших городах и зачастую вполне успешны в профессии, бизнесе и даже политике.

Тем не менее, вышеописанные нормы существуют, вокруг их трактовки ведется немало дискуссий, однако не настолько острых, чтобы эти нормы отменить и оставить в прошлом. При этом определенные подвижки и послабления все же наблюдаются, ведь когда-то женщины ислама должны были блюсти траур целый год и весь этот год не только не пользоваться духами и украшениями, но даже не мыться, не стричься и не делать маникюр [Islamdag.ru, 2012].

Другими словами, свои нормы морали могут быть у каждой социальной группы в зависимости от господствующих в ней взглядов, убеждений, традиций. Как верно замечено в статье «Моральные ценности и их роль в современном обществе», источником моральных норм могут быть традиции, обычаи, личный авторитет лидера, политического или религиозного, реального или мифического [Е. Поликанова, 2014].

На формирование норм морали влияют объективные материальные условия жизни и даже личные взгляды человека. Это процесс взаимообразный: общество влияет на человека и формирование его взглядов, а взгляды и поведение членов общества, всех вместе и каждого в отдельности, влияют на формирование норм морали в конкретный исторический период. Так или иначе, моральные нормы являются выражением воли определенных социальных групп [Е. Поликанова, 2014].

В общем, мораль – это система норм и правил, которая подвержена изменениям. Тогда возможно ли в принципе некое общее для всех правило, норма, мораль, что не вызывало бы сомнений в правильности или целесообразности ни на одном континенте ни у кого из людей? Над этим вопросом человечество бьется последние много сотен лет.

Возможно ли существование универсальных норм морали?

Попытки унифицировать нормы морали предпринимались с давних пор. Примером тому может служить такое направление философской мысли как моральный абсолютизм. Если в двух словах, моральный абсолютизм предполагает существование неких абсолютных норм морали, поэтому их нужно найти и неуклонно им следовать. И в то же время он признает, что это не так просто [Т. McConnell, 1981].

Примерно на тех же позициях стоит моральный универсализм, он же моральный объективизм. Его основная идея заключается в том, что создание универсальных норм морали не только полностью реально, но и необходимо.

Одной из первых попыток реализации этой идеи можно считать Декларацию прав человека и гражданина 1789 года, которая является величайшим завоеванием Великой французской революции [Assemblée nationale constituante, 1789]. В более расширенном виде эта идея реализована в нормах Всеобщей Декларации прав человека, где зафиксированы основные права и свободы граждан [ООН, 1948]. Однако до их повсеместного и беспрекословного соблюдения пока что очень далеко.

Мы начали наш разговор с того, что нормы морали – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми, а следование им является моральным долгом всех и каждого. Однако для того чтобы эти нормы соблюдались повсеместно, нужно, чтобы следование им считали своим моральным долгом все люди без исключения.

Поскольку всеобщего принятия задекларированных норм никак не происходит, это дает основания для морального релятивизма, согласно которому единых абсолютных понятий добра, зла, морали и нравственности не существует и все эти понятия относительны [А. Круглов, 2011]. Уточним, что слово «релятивизм» восходит корнями к латинскому relativus, что значит «относительный».

Еще дальше зашел моральный нигилизм, который не только не признает существования единых абсолютных понятий добра и зла, морали и нравственности, но даже возможности субъективно оценивать что-либо как «плохое» или «хорошее», «нравственное» или «безнравственное». От такого подхода всего один шаг до вседозволенности, культурного кризиса и проблем с законом [V. Porus, 2013].

В этом плане у морального нигилизма много общего с моральным скептицизмом, она же теория моральных ошибок (по-английски moral error theory). В соответствии с этой теорией, морали, а, следовательно, и моральных норм как таковых не существует и не может существовать. Поэтому все то, что общество считает моралью, не более чем придумка самого общества для собственного успокоения [J. Mackie, 1977].

Так как же тогда ответить на вопрос: возможно ли существование единых универсальных норм морали? Для этого сначала попробуем ответить на другой вопрос: какие правила и нормы морали вам известны? Тут, скорее всего, затруднений не возникнет. Кто-то вспомнит «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и остальные из 10 христианских заповедей, кто-то скажет о необходимости соблюдения принципов справедливости, а для кого-то главными нормами являются вежливость и взаимное уважение. И, конечно, практически каждый готов процитировать знаменитое «поступай по отношению к другим так, как хотел/хотела бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Как минимум, на словах с этим все согласятся. Разночтения начинаются, лишь когда дело касается практики. И дело не только в таких крайних случаях, как убить врага на войне. Большинство чиновников не считает получение отката воровством, хотя откат закладывается в смету и это те самые деньги, которые можно было бы направить на полезные для общества дела, а не в карман. И заповедь «не прелюбодействуй» остановит от сего непотребства далеко не каждого вырвавшегося в командировку человека, уставшего от семейной рутины.

В общем, перечислить нормы и правила морали и следовать им – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Если все так сложно, нужны ли нам сегодня нормы морали в принципе?

Зачем нужны моральные нормы?

Когда мы давали определение понятия, мы выяснили, что нормы морали – это правила поведения людей в обществе, незафиксированные законодательно, но желательные к исполнению, потому что это в интересах как всего общества, так и отдельных индивидов. Таким образом, нормы морали возникли из желания или потребности социума как-то урегулировать поведение всех членов общества и отношения внутри общества.

Разбираемся дальше и пытаемся ответить на вопрос: зачем, в принципе, обществу как-то регулировать поведение всех членов общества и отношения внутри него? Такие ответы как безопасность, защита от преступлений и прочего криминала не подходят, потому что это уже область права. Нормы морали, в отличие от норм права, не являются писанными и уж тем более не являются регулируемыми силовыми методами.

Следовательно, социум нуждается в каком-то дополнительном регулировании поведения и отношений членов общества, которое выходит за рамки обеспечения минимальных базовых потребностей.

Потребности, выходящие за рамки базовых, как раз и отличают людей от представителей животного мира. И наличие моральных норм является одним из таких отличительных признаков.

Моральные нормы выступают регуляторами поведения людей наравне с нормами права и религиозными нормами там, где церковь не отделена от государства. В этом плане весьма познавательна статья «Нормы морали, права, религии как регуляторы поведения» [Е. Тогузаева, 2007].

Столь же интересно наблюдение относительно норм морали, сделанное в статье «Моральные ценности и их роль в современном обществе» [Е. Поликанова, 2014]. Автор обращает внимание на то, что многие нормы морали формулируются в повелительном наклонении: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «поступай по отношению к другим так, как хотел/хотела бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

С одной стороны, повелительное наклонение и указание на желаемые или нежелательные действия выглядят, как навязанная норма поведения. Однако когда эти нормы становятся общепринятыми и большинство людей осознает их соблюдение, как свой моральный долг, эти постулаты становятся моральными нормами.

Таким образом, нормы морали становятся специфической формой согласования свободы человека и его потребностей и интересами и потребностями общества. И здесь мы вплотную подходим к тому, чтобы рассмотреть все функции, которые выполняют нормы морали в обществе.

Функции моральных норм:

  • Оценочная – благодаря существованию норм морали общество имеет ориентиры, как оценивать те или иные поступки, те или иные действия людей.
  • Регулятивная – нормы морали регулируют поведение членов общества, поощряя желаемое поведение и осуждая нежелательное. Таким образом, достигается баланс интересов всех членов общества.
  • Воспитательная – нормы морали являются основой для формирования в обществе ценностей более высокого порядка, таких как патриотизм, самоотдача, самопожертвование.
  • Контролирующая – сам факт существования норм морали, их всеобщность и обязательность включают механизмы контроля и самоконтроля за их соблюдением. Даже те индивиды, которые почему-либо не разделяют существующие нормы морали, вынуждены с ними считаться.
  • Интегрирующая – нормы морали способствуют достижению внутренней гармонии у членов социума, согласованию поступков и убеждений, мыслей и действий, целей и путей их достижения.

Правила и нормы общественной морали являются одним из важнейших инструментов адаптации человека к жизни в обществе, интеграции свободы личности и ответственности, свободы личности и общественной необходимости. Более того, нормы морали первичны в процессе социализации человека.

Моральные нормы прививают детям с самых ранних лет, а дети их осваивают путем имплицитного обучения или обучения без осознания процесса обучения как процесса, имеющего какие-то цели и задачи. Так, постепенно человек осознает необходимость вести себя тем или иным образом, соответствовать определенному типу общественных ожиданий и, если угодно, просто быть культурным, воспитанным и адекватным.

Моральные нормы, как мы разобрались выше, могут заметно различаться для разных исторических периодов, стран, континентов, социальных групп, однако у них всегда есть нечто общее. Нормы морали, так или иначе, делают человека если не добрее, то порядочнее. Эти нормы, безусловно, накладывают определенные запреты («не убий», «не укради»), однако этим упрощают взаимодействие между людьми.

При этом нормы морали далеко не всегда выступают в роли готового свода правил, как, например, 10 христианских заповедей. Это скорее маяк или ориентир в огромном океане эмоций, событий, отношений, коммуникаций и всего, что присуще человеческому обществу. Как говорится, не делайте никому зла, ибо зло вернется вам. Лучше делайте добро, потому что оно возвращается гораздо реже. Это отчасти шутка, а отчасти готовность творить добро и не ждать за это награды – тоже признак нравственной зрелости и усвоения норм морали.

Думается, мы с вами разобрались, что же такое нормы морали и зачем они нужны обществу. Напоминаем, что мы ждем вас на наших программах «Когнитивистика» и «Самопознание». И предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

понятие, примеры, отличия от правовых норм

Поведение человека регулируется и определяется широким перечнем факторов. Одним из способов нормативного регулирования поведения выступает мораль. Она также может рассматриваться в качестве особой формы общественного сознания и разновидности общественных отношений. Принципы морали содержатся в моральных нормах.

Что такое моральные нормы?

Моральные нормы —  это комплекс правил поведения, который устанавливается в рамках конкретного общества в зависимости от имеющихся у людей представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Сохранность моральных норм обеспечивается за счет общественного одобрения и внутреннего убеждения каждого члена общества.

Все моральные нормы формируются из имеющихся у людей реальных принципов, идеалов, понятий о добре и зле. Таким образом, все они проходят некоторое «общественное сито», через которое просеиваются все нормы поведения и остаются действительно корректные.

Благодаря наличию моральных норм осуществляется регулирование поведения человека в различных отраслях и сферах общественной жизни. В первую очередь здесь можно выделить быт, работу, семейные и личные отношения, межгрупповые и международные. Однако любая разновидность взаимодействия определяется конкретным набором моральных норм. Стоит отметить, что моральные нормы заметно отличаются от особых требований каждой из отрасли своим социально-всеохватывающим характером, поскольку они являются обязательными для всех людей. Они фиксируют в себе особые требования и составляют базис и норму поведения общества, определяют культуру межчеловеческих отношений.

Любая моральная норма должна быть обоснованной с точки зрения ценностной базы общества, а также его идеалов, поскольку моральные нормы выступают в качестве подчиненного инструмента данных идеалов.

Контроль за соблюдением моральных норм складывается под воздействием общественного мнения и авторитетов, которое культивирует в сознании каждого человека позицию в вопросах личностных представлений о достойном и недостойном, нравственном и безнравственном.

Примеры моральных норм

За всю историю существования человечества было сформировано огромное количество различных моральных норм, большинство из них закреплено во всех современных религиях и учениях.

Рассмотрим перечень наиболее важных моральных норм:

  • Благоразумие. Человек должен уметь руководствоваться собственным разумом, а не внезапными порывами эмоций.
  • Воздержание. Этот базис затрагивает не только сферу личных отношений, но и культуру питания, развлечения, а также весь комплекс удовольствий. С давних времен люди пришли ко мнению, что материальные блага являются помехой для духовных ценностей. Великий пост является одним из проявлением конкретно этой моральной нормы.
  • Справедливость. Этот принцип можно охарактеризовать пословицей «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Необходимо проявлять уважение по отношению к другим людям.
  • Вежливость. Также произрастает из необходимости уважать других людей. Вежливость является основой дипломатии.
  • Трудолюбие. На любом из этапов становления человечества, в любом обществе, труд всегда поощрялся.
  • Смирение. Под смирением подразумевается умение вовремя сделать паузу и остановиться. Человек должен уметь своевременно останавливать свои порывы.

Как работают моральные нормы?

Содержание поведение человека определяется имеющимися у него моральными принципами, поскольку они содержат в себе некоторые базовые алгоритмы поведения в конкретной ситуации. Набор этих принципов определяется особенностями конкретного общества. Они направлены на регулирование различных отраслей жизни человека, а также его поступков. При этом все моральные нормы постоянно поддерживаются общественным авторитетом, дисциплиной и мнением, также это закрепляется убеждением каждого человека в обществе о необходимости придерживаться должного поведения в конкретных условиях.

Стоит отметить еще одну особенность моральных норм. Они не просто являются следствием имеющегося общественного порядка, а выступают в качестве идейного обоснования конкретных представлений человека о должном или недолжном поведении, как в целом, так и в конкретной жизненной ситуации. Это одно из ключевых отличий моральных норм от простых обычаев и привычек, к которым можно отнести празднование дня рождения, свадьбы, Нового года.

Последствия нарушения моральных норм

В первую очередь следует отметить добровольный характер соблюдения моральных норм. Однако нарушение подобных принципов приводит к наложению определенных санкций, проявляющихся в отрицательной оценке и осуждении поведения конкретного человека. Подобный характер санкций демонстрирует моральное осуждение и запрет на повторение подобного поведения человека в будущем. При этом подобные моральные санкции могут быть адресованы как конкретному человеку, так и определенным социальным группам. Моральные санкции выступают в качестве еще одного столпа, который поддерживает и закрепляет нравственные требования общественных норм.

Стоит отметить, что некоторые моральные нормы, а точнее их нарушение, могут подразумевать значительно более жесткие санкции, которые определяются нормами действующих в обществе формальных требований. К примеру, если военнослужащий солгал своему командиру, то подобное поведение приведет к серьезным последствиям, которые будут определены степенью тяжести последствий, сформировавшихся в результате обмана.

Моральные нормы могут выражаться в положительной и негативной форме. Примером положительной являются такие законы как «будь честен», «уважай старших», «помогай ближнему». Негативные же проявления подразумевают запрещающий характер норм, к примеру «не укради».

Как формируются моральные нормы?

Здесь в первую очередь следует осознавать, что такие категории как «добро» и «зло», «плохое» и «хорошее» являются весьма условными и относительными. В каждом обществе могут существовать собственные оценочные суждения на этот счет. Поскольку мораль также формируется на основе данных условных категорий, то она также носит относительно условный характер, который будет присущ конкретной социальной группе. Также на формирование моральных норм в значительной степени влияют многовековые традиции и обычаи, которые могут значительно варьироваться в зависимости от общества.

На текущий момент ученые проявляют большую заинтересованность к процессам формирования морали в различных этносах. Исследования подобного характера направлены на изучение социальной эволюции и опираются на тот факт, что поведенческие нормы формируются таким образом, чтобы обеспечить выживание конкретной этнической группы, а также гарантировать продолжение рода. В таком случае каждый человек будет заниматься соблюдением норм всеобщей морали, поскольку будет ощущать ответственность перед социумом.

Функции моральных норм

Моральные нормы выполняют в обществе несколько важных функций:

  • Мировоззренческая. Исходя из морали общества, происходит формирование ценностных ориентаций и категорий: норм, оценок и запретов. Все индивиды общества занимаются выполнением данных установок.
  • Познавательная. Каждый человек способен лучше узнать об особенностях культуры собственного общества.
  • Регулятивная
    . Мораль выступает в качестве средства регулирования повседневной жизни людей. При этом она накладывает некоторые санкции, а также поддерживает правила поведения.
  • Оценочная. Гуманистический подход становится основой рассмотрения всех окружающих явлений и процессов. Подобный подход позволяет различать такие условные категории как «добро» и «зло».
  • Воспитательная. Обеспечивает передачу конкретных ценностей из поколения в поколение.
  • Мотивационная. Поведение каждого человека определяется широким количеством факторов, одним из которых является мотивация, которая подталкивает человека к действию или бездействию.
  • Контролирующая. Индивид должен осуществлять самостоятельный контроль над собой, основываясь на осуждении со стороны других членов общества.
  • Координационная. Описывает принципы взаимодействия людей в различных обстоятельствах.
  • Интегрирующая. Заключается в единстве общества, а также его целостности по отношению к внутреннему миру конкретного человека.

Чем моральные нормы отличаются от правовых?

Стоит отметить, что право и мораль в современном обществе строятся на схожих принципах, поскольку находятся на страже общечеловеческих ценностей и идеалов. Однако всегда стоит помнить о том, что право и мораль выступают в качестве разных нормативных регуляторов. Для каждой из этих категорий характерны свои особенности и область воздействия. При этом данные категории обладают определенными точками соприкосновения. Однако имеются и определенные различия. Рассмотрим их:

  • Моральные нормы по своему характеру являются довольно расплывчатыми и неопределенными. Правовые нормы не допускают различных трактовок и всегда являются определенными и четкими;
  • Нормы права занимаются регулированием наиболее важных общественных отношений, которые являются ключевыми с точки зрения жизнеобеспечения человека. Нормы морали регулируют все личностные и общественные принципы поведения;
  • Форма закрепления. Правовые нормы закрепляются в законах, моральные нормы откладываются в сознании общества.
  • Санкции правовых норм обеспечиваются государственным принуждением, а моральные нормы охраняются возможностью общественного осуждения.

Заключение

Появление норм морали не является случайным процессом с точки зрения эволюции человеческого общества. Они сформировались как необходимое условие обеспечения нормального функционирования общества и его отдельных членов. Моральные нормы продолжают развиваться параллельно с обществом.

Этика против морали – разница и сравнение

Этика и мораль относятся к «правильному» и «неправильному» поведению. Хотя иногда они используются взаимозаменяемо, они различны: этика относятся к правилам, предоставленным внешним источником, например, кодексам поведения на рабочем месте или принципам в религиях.

Мораль относится к собственным принципам человека относительно правильного и неправильного.

Сравнительная таблица

9Таблица сравнения этики и морали 0016
Этика Мораль
Что это такое? Правила поведения, признанные в отношении определенного класса человеческих действий или определенной группы или культуры. Принципы или привычки в отношении правильного или неправильного поведения. В то время как мораль также предписывает, что можно и чего нельзя делать, мораль, в конечном счете, является личным компасом правильного и неправильного.
Откуда они? Социальная система — внешняя Индивидуальный — Внутренний
Почему мы это делаем? Потому что общество считает, что это правильно. Потому что мы верим в то, что что-то правильно или неправильно.
Гибкость Определение этики зависит от других. Они имеют тенденцию быть последовательными в пределах определенного контекста, но могут различаться между контекстами. Обычно постоянен, хотя может меняться, если меняются убеждения человека.
«Серый» Человек, строго следующий Этическим Принципам, может вообще не иметь Морали. Точно так же можно нарушать этические принципы в рамках данной системы правил, чтобы сохранить моральную целостность. Моральная Личность, хотя, возможно, и связана высшим заветом, может выбрать следование кодексу этики, применимому к системе. «Подгони»
Происхождение Греческое слово «этос», означающее «характер» Латинское слово «mos» означает «обычай»
Приемлемость Этика регулируется профессиональными и юридическими принципами в определенное время и в определенном месте Мораль выходит за рамки культурных норм

Источник принципов

Этика — это внешние стандарты, установленные учреждениями, группами или культурой, к которой принадлежит индивидуум. Например, юристы, полицейские и врачи — все они должны следовать этическому кодексу, установленному их профессией, независимо от их собственных чувств или предпочтений. Этику также можно рассматривать как социальную систему или рамки приемлемого поведения.

Мораль также находится под влиянием культуры или общества, но это личные принципы, созданные и поддерживаемые самими людьми.

Последовательность и гибкость

Этика очень постоянна в определенном контексте, но может сильно различаться в зависимости от контекста. Например, этика медицинской профессии в 21 веке в целом постоянна и не меняется от больницы к больнице, но отличается от этики юристов 21 века.

Моральный кодекс человека обычно неизменен и последователен во всех контекстах, но также возможно, что определенные события радикально изменят личные убеждения и ценности человека.

Конфликты между этикой и моралью

Одним из профессиональных примеров конфликта этики с моралью является работа адвоката защиты. Мораль адвоката может говорить ей, что убийство предосудительно и что убийцы должны быть наказаны, но ее этика как профессионального юриста требует, чтобы она защищала своего клиента в меру своих способностей, даже если она знает, что клиент виновен .

Другой пример можно найти в области медицины. В большинстве стран мира врач не может усыпить пациента даже по его просьбе в соответствии с этическими стандартами для медицинских работников. Однако тот же врач может лично верить в право пациента на смерть в соответствии с собственной моралью врача.

Происхождение

Большая часть путаницы между этими двумя словами восходит к их происхождению. Например, слово «этика» происходит от старофранцузского ( etique ), позднелатинском ( ethica ) и греческом ( ethos ) и относились к обычаям или моральным философиям. «Мораль» происходит от позднелатинского слова «moralis », которое относится к надлежащему поведению и манерам в обществе. Таким образом, изначально они имеют очень похожие, если не синонимичные значения.

Мораль и этика личности изучались философски более тысячи лет. Идея этики как принципов, установленных и применяемых к группе (не обязательно сосредоточенных на отдельном человеке), тем не менее, относительно нова и в основном восходит к 1600-м годам. Различие между этикой и моралью особенно важно для философов-этиков.

Видео, объясняющие различия

В следующем видео показано, почему этика объективна, а мораль субъективна.

Ссылки

  • Определение морали — Стэнфордская философская энциклопедия
  • Определение этики — Dictionary.com
  • Этические истоки — Онлайн-словарь этимологии
  • Моральные истоки — Викисловарь
  • Определение морали — Dictionary.com
  • Подписаться
  • Поделиться
  • Укажите
  • Авторы

Поделитесь этим сравнением:

Если вы дочитали до этого места, подписывайтесь на нас:

«Этика против морали». Diffen.com. Diffen LLC, н.д. Веб. 1 марта 2023 г. < >

Этика, мораль, принципы, ценности, добродетели и убеждения. В чем разница? – Институт ценностей

Доктор Алаа Ахмед

Существует большое количество литературы, посвященной этике, морали, принципам, ценностям, добродетелям и убеждениям, особенно в области моральной философии, организационной этики и даже поведения потребителей, но очень немногие статьи пытаются различать их, поскольку они вместе и часто взаимозаменяемо используются для описания хорошего в людях. Однако мы считаем, что значения, предлагаемые понятиями, которые они представляют, сильно различаются. Давайте исследуем это вместе.

Содержание

Этика и мораль. Который какой?

Этика и мораль проводят различие между тем, что считается хорошим/правильным, и тем, что считается плохим/неправильным. Это общее определение заставило многих, иногда даже специалистов, использовать их взаимозаменяемо. Ключ к пониманию разницы между этикой и моралью заключается в том, чтобы посмотреть на уровень, до которого человек способен усвоить определенные стандарты. Чтобы объяснить это далее, давайте посмотрим на определение этики, данное Энциклопедией философии, как акт «систематизации, защиты и рекомендации концепций правильного и неправильного поведения», что предполагает, что это делается на уровне сообщества, часто с одобрения власти в указанном сообществе. Мораль, с другой стороны, — это личное принятие и применение тех рекомендаций, которые были систематизированы и защищены большей группой. Другими словами, этика — это социальные стандарты «правильного» и «неправильного», которые распространяются среди определенного сообщества, а мораль — это убеждения, составляющие личный кампус, который направляет поведение человека или организации.

Взаимодействие между этими двумя понятиями может быть сложным. Например, человек может следовать этике, установленной определенной группой, скажем, религией, организацией или семьей, но может вообще не иметь никакой морали, потому что он не усвоил ни одного из стандартов, которым следует. В то время как другой может нарушать этику той же группы, чтобы поддерживать личные моральные нормы.

Этика может влиять на мораль, поскольку известно, что соблюдение определенных этических стандартов в течение длительного периода времени может повлиять на мораль человека в зависимости от уровня последовательности и влияния большей группы.

Принципы и ценности. Который какой?

Термины «принципы» и «ценности» обычно используются как выражение моральной позиции человека. Однако они носят противоречивый характер, хотя и присутствуют области совпадения. Возможно, одно из лучших описаний различия между двумя понятиями дал Стивен Кови, автор книги «7 навыков высокоэффективных людей». Он объясняет, что принципы — это объективная реальность, не связанная культурами и отдельными людьми, и поэтому они универсальны. Принципы включают в себя справедливость, честность и добросовестность, а также другие подобные бесспорные стандарты. В отличие от универсального и постоянного характера принципов, ценности представляют собой внутренние, субъективные и гибкие убеждения, которых люди придерживаются в отношении идей или проблем. Возьмем в качестве примера компанию по производству одежды, где честность – это принцип, которого руководство придерживается в силу его универсальной правильности, а быть модным и модным – это ценности, которые руководство поддерживает в связи с их отношением к их конкретному направлению деятельности, например, к производству одежды.

Мы замечаем, что такие ценности, как быть модными и модными, на самом деле повышают ценность линии одежды и, таким образом, оправдывают свое присутствие. В случае, когда компания должна была изменить свою деятельность, скажем, корпоративный учет, они, вероятно, продолжат отстаивать честность как принцип, но откажутся от модных и модных ценностей, поскольку они больше не служат цели компании.

Принципы, будучи наиболее преобладающими и постоянными, пользуются наибольшей силой, они являются семенами, из которых вырастают все остальные понятия. Этические кодексы поведения, распространяемые университетами, например, основаны на принципах честности и защиты интеллектуальных прав других. Если бы такие этические кодексы поведения не соответствовали принципам, скорее всего, и студенты, и университеты в свое время будут сопротивляться им. Мы были свидетелями многочисленных случаев, когда этические стандарты в организациях подвергались сомнению из-за их несоответствия общепринятым принципам, таким как включение цветных людей, гендерное равенство, справедливое вознаграждение и т. д. 

Добродетели против убеждений. Который какой?

Добродетель — это черта или качество, которое считается морально хорошим. Он включает в себя части этики и морали, поскольку представляет собой оценку морали человека, определяемую группой людей. Например, целомудрие — это добродетель по определению некоторых сообществ, а трудолюбие — это добродетель по определению других сообществ. Кроме того, есть добродетели, установленные авторитетными сущностями, такими как религиозные тексты или лидеры организаций. По своей сути добродетели — это отношения, наклонности или черты характера, которые позволяют человеку быть и действовать в соответствии с установленными принципами, описанными Университетом Санта-Клары.

Убеждения — это мысли, лежащие в основе как добродетели, так и морали. Построение убеждения или системы убеждений в целом — это процесс, посредством которого этика и принципы, являющиеся коллективным выражением «добра», которые обычно находятся вне человека во внешней среде, интернализируются и трансформируются в мораль и добродетели, которые являются индивидуальным выражением. «хороших», которые обычно находятся внутри человека.

Что все это значит для отдельных лиц и организаций?

Несомненно, интересно посмотреть на появляющуюся литературу в области морали и этического поведения, способности создавать и убеждать людей, а также на ту, где обсуждается различие между принципами и ценностями в целом. Однако также существует значительное количество специализированной литературы, в которой обсуждаются эти темы в сфере конкретной отрасли, страны или организации. Понимание абстрактных значений, присущих этим понятиям, облегчает читателю осмысление при работе со специализированным текстом и при размышлениях о применении этих понятий в различных условиях, будь то семейные, организационные или другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *