Разное

Критерии самооценки: Основные критерии правильной самооценки

Основные критерии правильной самооценки

«Самооценка,
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.»
БСЭ

Я умен, красив, силен, гениален! И все это я сам в себе открыл!
Анекдот

Как следует из термина, самооценка — это вроде бы «оценка самого себя».

То бишь для формирования САМОоценки то, как вас оценивают окружающие, вроде бы не должно иметь значения.
Но в том-то и проблема, что очень и очень многие подчас существенно путают эти вещи. Хотя бы потому, что не умеют, не способны «оценивать себя сами» и невольно ждут для себя оценки окружающих. И соответственно, сами себя оценивают по принципу «что скажет большинство окружающих». Даже несмотря на то, что эти оценки могут быть вопиюще необъективными.

Пример:
«Испытуемый находится в помещении типа школьного класса. Вместе с ним там же находятся десятка полтора статистов, причем испытуемый уверен, что все они такие же «подопытные кролики», как и он сам. Экспериментатор рисует на доске картинку (или показывает заранее заготовленный плакат): две параллельные линии А и Б. Причем невооруженным глазом видно, что линия А чуть-чуть длиннее линии Б. А дальше начинается опрос участников эксперимента. Статистов одного за другим спрашивают, какая линия длиннее. И они в один голос категорично заявляют: «Конечно, Б! Это же сразу видно! И никаких сомнений быть не может!» После того как все статисты дали столь однозначные ответы, экспериментатор обращается к настоящему испытуемому: «Ну, а вы что скажете?» И бедный испытуемый дрожащим голосом ответствует, что да, конечно, длиннее линия Б.

 Ведь к данному моменту он действительно в этом убежден. Хотя в начале эксперимента собственными глазами наблюдал обратное…»

Но САМОоценка, особенно «объективная и адекватная» — это вопрос действительно сложный. И во многом вот почему: самооценки В ОБЩЕМ — не бывает. Как не бывает по идее и «общей оценки окружающих». Говорить о ком-то «он хороший человек» или «он плохой человек» — по сути это бессмысленные слова. Потому что тут же возникает много вопросов: в чем хороший? В чем плохой? Для кого? По каким критериям?

Ведь даже в школе существует много разных предметов, по которым ученик вполне имеет право получать разные оценки. И формируя «собственную оценку себя», полезно в первую очередь разделять «область всей своей жизни» на маленькие отдельные области с более-менее общими критериями, и в каждой из них буквально сформировывать отдельную самооценку.

Одна из проблем клиентов — они просят «помочь им повысить самооценку ВООБЩЕ». Вместо того чтобы подумать, по каким конкретным «кусочкам» можно эту самооценку разделить и определить, в какой именно области она вас не устраивает и чем.

В частности, если стоит более конкретный вопрос — скажем, определить, сколько вы стОите (в смысле притязаний на тот или иной уровень зарплаты), — так и ответ логичнее искать в соответствии с определенными параметрами в определенных областях.
Посему для этого определения следует вначале сформулировать конкретные требования к работнику в данной сфере, а затем определить, насколько вы соответствуете этим требованиям.

  • Например, если ваша работа связана с прокладкой сетей — то вряд ли на вашу самооценку и на ваши притязания в этой области сильно повлияет то, что вы, к примеру, не умеете вязать или варить варенье. Если на вашей работе требуется хорошо вязать и не требуется, скажем, водить машину — то вряд ли на вашу самооценку в этой области сильно повлияет тот факт, что вы не умеете ее водить. И так далее, и тому подобное.

И если, говоря уже более общо, на вашей работе требуется повышенная способность к нестандартным решениям, и вы таковой обладаете — вполне можете претендовать на что-то не самое последнее в смысле уровня зарплаты. Если же ваша новая работа предполагает стандартное слепое подчинение начальству, а у вас с этим трудности — то следует вообще подумать, сможете ли вы на ТАКОЙ работе достигнуть больших высот, даже если делать требуется то, что вы как раз умеете.

Кстати, можно обмолвиться и о том, отчего в таком случае может сформировываться так называемый перфекционизм: стремление «всегда быть совершенством во всех отношениях». Перфекционисты чаще всего подходят к самооценке «в общем», и более того: если они в какой-то области «менее успешны» (что бывает сплошь и рядом, ибо физически невозможно уметь ВСЕ), они не говорят о себе «мол, в этой области я мало могу, но зато…» — они выставляют себе по жизни ОБЩУЮ «ДВОЙКУ». Именно за то, что они хотя бы чего-то не умеют.

Те же, кто перфекционизмом не страдает, подходят к самооценке по методу кота Матроскина: да, мол, я вот тут не силен, «но зато я вышивать умею и на швейной машинке тоже могу…» 🙂
Посему основная проблема работы с перфекционистами — корректировка промежуточных жизненных целей, если можно так выразиться.

В частности, понимание того, что физически нельзя быть в жизни «отличником по всем предметам». И между нами говоря, частенько после школы бывшие круглые отличники не показывают особо высоких результатов, потому как прикладывать свои способности вне школы чаще приходится в какой-то конкретной области, а никаких особых приоритетов у них чаще всего не сформировано.

Быть в жизни «отличником по всем предметам» нельзя еще и потому, что во-первых, любые области приложения ваших сил имеют самые разные «критерии оценок», а во-вторых, этих областей слишком много. Куда больше, чем предметов в школе…

И адекватность «оценки себя самого самим собой» — не в том, чтобы стремиться уметь все, а в том, чтобы объективно оценивать себя в каждой области. Разумеется, где это можно измерить цифрами (тем же размером зарплаты, после вышеназванного собственного соотношения требуемых на работе качеств и ваших личных особенностей и умений) — там это б1удет объективнее. Но есть такие области, где подобную «оценку самому себе» поставить очень сложно.

И те, кто ее все же в такой области себе ставит — как правило, ошибаются, как в нижнюю, так и в высшую сторону.

  • Например, одна из самых сложно оцениваемых областей — какой вы сексуальный партнер. Тут все же наименее конкретны критерии оценки, а САМОоценки тем паче. Посему и те, кто говорит о себе «я в постели полное ничтожество», и те, кто похваляется «я великолепный любовник», как правило, ошибаются. Хотя бы в чем-то. Ведь на самом деле о том, какой вы сексуальный партнер, следовало бы спросить у ваших партнеров по сексу. Но учитывая при этом, что все их оценки будут субъективными, а критерии — самыми разными. Так что в этой области объективной самооценки вообще практически не добиться никогда, — и надо ли?

* * *

Итак, не стоит выводить себе в жизни «итоговый средний балл». Всегда, в любой момент жизни, когда вам понадобится обратиться к вашей самооценке, исходите из критериев конкретной ситуации. А из этого фактически следует, что самооценку сложно (и практически нельзя) формировать «раз и навсегда» или по крайней мере «раз и надолго». Самая адекватная самооценка формируется постоянно; это вещь гибкая и подвижная, зависящая, напомню, от самых разных критериев в самых разных жизненных областях. Посему всегда следует обращаться к тому, насколько те или иные ваши возможности востребованы и реализуемы в конкретной области.
И еще важно не путать самооценку с оценкой социума — с чего, собственно, мы начали. Очень часто приходится слышать в кабинете нечто вроде: «А вот никто меня не любит, и поэтому я сам(а) себя не люблю…» Можно, конечно, сказать, что у такого клиента самооценка занижена «дальше некуда». Но позвольте, где же тут САМОоценка?

И очень часто социум внушает человеку оценку внешнюю, причем такую, которая ему ну никак не соответствует. Но человек этот настолько внушаем, настолько не умеет, не может или не желает пользоваться собственной логикой и прагматизмом, что бесспорно принимает эту внешнюю оценку за свою собственную и с ней живет далее, несмотря ни на какие внешние изменения. Да и к слову сказать — если нет стимула к этим изменениям, если человек с этой самой внешней оценкой смирился — откуда изменения взяться? Ведь внешние социальные оценки подчас довольно ригидны (то бишь плохо поддаются изменениям, спровоцированным новыми ситуационными условиями), и если сам себя не станешь переоценивать адекватно — никто этим извне заниматься как правило не будет.

Причем такое бывает как с заниженной «оценкой извне» (когда из человека намеренно делают «омегу»), так и с завышенной. В первом случае человек свыкается с мыслью, что он — ничтожество, и все чаще говорит о «заниженной САМОоценке», нередко даже превращая это в своего рода психологический купон. И забывая о том, что САМОоценки тут опять же нету. Потому что вряд ли человек задумывается: а за что конкретно он себя так низко ценит, если это он ценит САМ, а не внешний социум? Бывает, конечно, что людям опять же лень задуматься, у них уже все зацементировано на уровне предсознания, и «лезть в это неохота, да подчас и неприятно» — вот при такой постановке вопроса и начинают клеветать на себя: «Я неспособный, я некрасивая» и т.п. Забывая, что опять же, оценка способностей, красоты и т.п. ими используется ВНЕШНЯЯ, а не своя собственная.

То же самое и с завышенной самооценкой. Внешний социум (как правило, самый первый — семья, родители, мама) выставляет такой личности оценку более чем завышенную, иногда тоже ради удовлетворения собственных потребностей и повышения собственной «самооценки» (беру это слово вновь в кавычки, потому как тут тоже часто первичнее оценка социума — мол, «поставьте мне пятерку извне, потому что у меня такой способный ребенок»).

А самому ребенку подобное переоценивание чаще всего приятно, и он ничего не стремится делать, чтобы как-то этой оценке соответствовать. Более того, он может факта явного переоценивания вообще пока не видеть — именно потому, что самостоятельных критериев оценивания и восприятия себя у него пока нет, да иногда и нет потребности их развивать и ими пользоваться. Раз мама сказала, что он самый умный, сильный и красивый — так оно и есть, и о чем беспокоиться? И сколько трагедий бывает тогда, когда такой любимец семьи идет в другой социум (в детсад или школу), где ему уже никто за красивые глаза завышенных оценок не поставит. А сам себя оценивать он не умеет. И при столкновении «с жестокой реальностью» сплошь и рядом бывает так, что «завышенная самооценка» резко сменяется на «заниженную». И это серьезная психотравма, и чем в более позднем возрасте она произошла — тем ее последствия сильнее выражены.

Посему, отделяя самооценку от оценок внешнего социума, следует помнить, что внешняя оценка всегда необъективна. Хотя бы потому, что есть оценка одного социума, другого, третьего… И на всех, как известно, просто невозможно угодить.
И еще даже в формировании самооценки есть опасность часть личных критериев (а то и все) подменить критериями общественными. И тогда получается то, что мы не раз называли «списочным счастьем» — пусть и в какой-то «части списка»: «Вот, скажем, стану я директором банка, вот тогда я буду себя ценить». Или «Вот выйду я замуж, вот тогда я буду себя ценить». И то, что эти жизненные вехи подчас навязываются извне, а не ваши собственные — незаметно. Особенно для личностей из второй группы мотиваций.
И еще опасность подменить собственные оценки навязанными извне существует больше у тех людей, которые не слишком прагматичны, опять-таки достаточно внушаемы и к тому же сильно зависимы от «общественного мнения».

Кстати, занижение собственной оценки тем вероятнее, чем меньше у личности в жизни так называемых актуальных социальных ролей. Иными словами — чем меньше тех самых различных маленьких областей, в каждой из которых есть смысл формировать отдельные самооценки.

  • Например, если мужчина воспринимает себя только как «добытчика денег», то неспособность его к тем или иным финансовым операциям будет восприниматься им самим как крах всей жизни вообще. И уж если тут говорить о его самооценке — то лишь как о «ниже некуда». Несмотря на то, что есть еще много других областей, в которых этот человек мог бы достичь существенных высот — но для него эти области неактуальны, он их не видит и не воспринимает свое в них участие как нечто серьезное. Или например, если женщина зациклится на том, что непременно «должна стать хорошей матерью» и только — любые проблемы с функцией воспроизводства для нее будут равны той же самой сверхнизкой самооценке. Несмотря на то, что есть еще масса жизненных областей, в которых она могла бы стать сверхуспешной: но для нее этих областей не существует.

Так что сложно ждать адекватной самооценки от личности, которая стремится оценивать себя только в одной конкретной области. Особенно (что бывает довольно часто) если именно в этой области человек не слишком успешен, потому что эта область не слишком адекватна его собственным личностным способностям и интересам (и как бывает еще чаще — выбор именно этой одной области для реализации продиктован как раз извне).
И, наверное, можно сказать, что наиболее адекватная самооценка формируется там, где у личности имеется адекватная доза пресловутого разумного эгоизма. Если уж пользоваться хотя бы для примера «простыми формулами», можно было бы сказать и так: мол, в случае завышенной самооценки личности не хватает разума, а в случае заниженной самооценки — эгоизма. Конечно, это красивое выражение, но может статься, все же несколько журналистское. Потому что в случае как заниженной, так и завышенной самооценки, как вроде бы ни странно, у личности проблемы с разумом, с логикой, с практицизмом. В частности, с тем, чтобы для самого себя сформировать адекватные критерии, по которым самому оценивать себя.

И еще — говоря о самооценке, нельзя не сказать несколько слов о довольно распространенной «формуле ее расчета»: мол, самооценка — это успех, разделенный на притязания, и чтобы повысить самооценку, надо либо увеличивать успех, либо уменьшать притязания…
Если бы все было так просто!..
Грешным делом, мне эта формула напомнила старый анекдот: «Коммунизм, как известно, есть советская власть плюс электрификация всей страны; следовательно, советская власть — коммунизм минус электрификация. Или: электрификация — это коммунизм минус советская власть».
Что же до самооценки по данной формуле, то — много вы видели личностей с явно заниженной САМОоценкой (каковая — еще вопрос, насколько САМО..), которые способны каким-то образом «увеличивать свой успех», сиречь достижения? Чаще они изначально уверены, что «у них все равно ничего не получится». Потому что они так себя ценят. И также люди с заниженной самооценкой как раз чаще уменьшают свои притязания буквально до минимума: но скажу вам по секрету, повышения самооценки это у них не вызывает, скорее наоборот. А люди с завышенной самооценкой нередко не замечают своих «неуспехов» — а также и постоянно увеличивают свои притязания, но на величину их собственной оценки это мало влияет 🙂
Так что очень сильно сомневаюсь, что самооценка, успех и притязания находятся именно в такой прямой зависимости…
По крайней мере, адекватная самооценка — это такая самооценка, при которой временные кризисы не приводят к обрушению всей самооценки (а точнее, может, наконец-то сказать — САМОВОСПРИЯТИЯ).

* * *

И последнее, о чем хотелось бы сказать: та самооценка, которая «в общем», которая выводится себе именно как ОЦЕНКА — это по сути функция (по Э.Берну) «внутреннего Родителя». А вот подход к самооценке, который предложен в данном материале — это работа вашего «внутреннего Взрослого». Не зря столько раз тут апеллируется к логике, к прагматичности и к РАЗУМНОМУ эгоизму.
Поэтому может быть, стоит вообще в жизни отказаться от «итоговой самооценки с позиции Родителя» и пользоваться в этом плане «Взрослым подходом» — не ставить себе никаких оценок вообще, воспринимать себя в среде по несколько иным, не оценочным критериям. Разумеется, это могут и умеют далеко не все. Некоторым приходится помогать осваивать это во время консультаций. А для многих такой подход вообще неприемлем, потому как им (особенно тем, у кого не развит или атрофирован за неиспользованием внутренний Взрослый) важна именно «Родительская оценка» — в том числе и оценка себя самого.

Последние публикации

3 главных врага высокой самооценки

Любить себя ни за что — цель, к которой должна стремиться каждая. Но что может помешать на пути к ее достижению? Вместе с психологом и психотерапевтом Татой Феодориди разбираемся в трех главных врагах самооценки.

Теги:

Советы психолога

VOICE Психология

Самооценка

Как повысить самооценку

как себе помочь

Getty images

Что такое самооценка?

Определение самооценки очень просто — это то, как мы сами себя оцениваем. Логично, что у любой оценки есть некие критерии. Но откуда мы их взяли, чьи они и почему именно на них мы равняемся? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте посмотреть на то, какие критерии ценности и важности закладывали ваши родители. С детства нам твердили, что девушка должна быть тихая, терпеливая, милая и мудрая. Но тогда получается, что все остальные, кто не подходят под этот портрет, будут считать, что они какие-то не такие. Такие девушки обречены страдать, пытаться себя ломать, переделывать под нужные критерии, без возможности принять себя. И в этом случае никакие аффирмации не помогут.

Что мешает человеку быть уверенным в себе?

В первую очередь – критерии не про него. Представь яркую и активную женщину-карьеристку, которой мама каждый день говорит, что она должна быть семейной, поскорее выйти замуж и родить ей внуков. Конечно, девушка начинает думать, что она «не такая» и перестает даже обращать внимание на свои достижения в работе, хотя они могли бы поднять ей самооценку.

Кроме того, быть уверенным в себе мешают несуществующие или нереалистичные идеалы от родителей. Но нельзя забывать, что жили они в другое время, а значит, и понятия совершенства были немного другие. Сегодня очень тихий и скромный человек, которого многие хотят видеть в своих детях, добьется максимум абьюзивных отношений или проблем в карьерном росте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3 врага стабильной самооценки

Не нужно стремиться к высокой самооценке или взращивать в себе низкую — она должна быть адекватной, стабильной и подвязанной в первую очередь к самому человеку. Такая самооценка не меняется от времени к времени, момента к моменту или встречи к встрече. Она адекватна тому, что человек реально умеет и может, и присутствует с ним всегда.

Первый враг: сравнение с другими людьми. Любое сравнение — абсурд. Мы можем сравнивать спортсменов, кто из них быстрее или сильнее, но мы не можем сравнивать личность с личностью. Любой другой человек, как бы хорошо ты его ни знала, всегда для тебя витрина. Ты не знаешь, что кроется у него внутри, какой у него путь, переживания, не чувствуешь его так, как чувствуешь себя. Именно поэтому так глупо сравнивать свою внешность или жизнь с каким-нибудь блогером из соцсетей.

Второй враг: критерии, не соответствующие действительности или личности. Если ты не похожа на ту идеальную девочку, которую тебе ставят в пример родители, это не значит, что ты хуже. Не нужно пытаться подогнать себя под кого-то — ты в этом мире такая одна, зачем терять свою индивидуальность?

Третий враг: бесконечная попытка доказать, что ты чего-то достойна. Но ведь в основе стабильной самооценки лежит ощущение: «Со мной всё в порядке, и это не требует никаких доказательств». Когда человек начинает прогибаться, угождать, подлизываться и меняться ради другого человека, чтобы понравиться, он убеждает себя в том, что такой, какой он есть, всем вокруг неприятен. Человек создает новый образ и теряет связь с собой настоящим.

Как работать с самооценкой

Во-первых, пресловутые критерии необходимо скорректировать. Во-вторых, перестань сравнивать. Если любишь это делать, тогда сравнивай объективные показатели, так гораздо более эффективно. И в-третьих, перестань угождать. Ты не должна и не обязана нравиться всем людям — это нормально и естественно. Перестань убеждать себя в том, что ты глупая, некрасивая и несчастная, через попытки доказать обратное. Помни, что ты у себя одна и второй такой в мире нет.

10 — Оценка сверстников и самооценка в работе учащихся: принципы и критерии — Руководство по обеспечению качества преподавания

10 — Оценка сверстников и самооценка в работе учащихся: принципы и критерии

1 Принципы
2 Критерии оценки
3 Дополнительная информация

Введение

Самооценка и оценка коллег являются важными аспектами практики «оценки для обучения». Оценка своей работы или работы других может помочь учащимся лучше понять Намеченные результаты обучения и Критерии оценки. Исследования показали, что учащиеся добиваются большего прогресса, когда они активно участвуют в собственном обучении и оценивании.

Самооценка и взаимооценка:

• Повысит активное участие учащихся в учебе
• Повысит количество отзывов, получаемых учащимися
• Дополнит процесс обучения, поскольку обратная связь со сверстниками неизменно требует объяснения и обоснования
• Поможет учащимся понять, что считается хорошей работой и почему, таким образом, повышая их способность достичь

Самооценка «это вовлечение учащихся в определение стандартов и/или критериев для применения в своей работе и вынесение суждений о степени, в которой они соответствуют этим критериям и стандартам…. .[это] означает больше, чем учащиеся оценивают свою работу; это означает вовлечение их в процесс определения того, что является «хорошей работой».

Оценка сверстников — это когда «учащиеся используют критерии и применяют стандарты к работе своих сверстников, чтобы оценить эту работу. Как самооценка, так и оценка сверстников являются «формирующими в том смысле, что они оказывают благотворное влияние на обучение, но могут также быть и обобщающими, либо в том смысле, что учащиеся решают, что они узнали столько, сколько они хотели сделать в данной области, или… …это может способствовать получению оценок учащимися». 2

Акцент делается не на том, чтобы учащиеся выставляли свои собственные оценки, а скорее на предоставлении им возможности определить, что является хорошей (или плохой!) частью работы. Таким образом, некоторая степень участия учащихся в разработке и понимании критериев оценки является важным компонентом самооценки.

Развитие эффективной самооценки и взаимной оценки требует времени и усилий. Однако, будучи полностью внедренными в обучение и преподавание, эти стратегии оценки могут быть особенно эффективными в мотивации обучения. Эффективной отправной точкой для учителей является моделирование процесса взаимной оценки и обратной связи, например, как давать обратную связь, которая будет конструктивной, подробной, связанной с критериями оценки, объективной, целенаправленной и т. д. Выставление оценок всей группой может быть полезным методом введения эффективная оценка и обратная связь, поскольку это позволяет обсуждать и обмениваться идеями.

Развитие рефлексивных навыков дает учащимся возможность анализировать свою работу и определять свои сильные и слабые стороны, а также области, требующие улучшения. Затем студенты могут использовать эти знания, чтобы повлиять на свою будущую работу, будь то в программе обучения или на работе, используя свои сильные стороны и / или направляя свои усилия в областях, которые они уже признали нуждающимися в дальнейшем улучшении. Вы можете рассматривать самооценку как упражнение в преподавании и обучении, а также как метод оценки, и его включение в курс дает вашим учащимся возможность развить основной навык обучения на протяжении всей жизни.

Принципы и критерии

  1. Принципы
    1. Цель использования самооценки и взаимной оценки должна быть ясна для сотрудников и учащихся.

      Основной причиной использования самооценки и оценки коллег является ее роль в развитии навыков учащихся, улучшении обучения и помощи учащимся в улучшении их результатов в оцениваемой работе. Кроме того, он имеет место в качестве средства суммативного оценивания.

    2. Нет никаких причин, по которым оценка сверстников и самооценка не должны способствовать суммирующей оценке.

      Во многих таких случаях такая оценка не будет составлять основную долю оценки до тех пор, пока она не будет тщательно опробована и протестирована. Однако в хорошо регулируемой схеме нет причин ограничивать долю задействованных знаков. Особенно важно соблюдать следующие принципы.

    3. Модерация. В любой ситуации, когда оценка коллег или самооценка влияет на итоговую оценку модуля, преподаватель должен сохранять право модерировать оценки, выставленные учащимся. Первым шагом в изменении оценки, выставленной учащимся, могут быть переговоры с соответствующим учащимся (учащимися).
    4. Необходимо внимательно относиться к случаям несправедливой или ненадлежащей маркировки.

      Любые случаи маркировки сговора («дружбы») должны рассматриваться деликатно и решительно.

    5. Необходимо поддерживать качество отзывов о работе учащихся.

      В ситуациях самооценки и оценки сверстников учащиеся обычно в состоянии узнать больше, чем в ситуациях оцениваемой наставником работы. Они учатся на своем участии в оценке и часто на устных, в дополнение к письменным отзывам. Тем не менее, репетитор должен отслеживать обратную связь и, при необходимости, уточнять ее, чтобы обеспечить справедливое и равное отношение к учащимся.

    6. Процедуры оценки всегда должны включать использование четко определенных общедоступных критериев оценки.

      Хотя это верно для любого оценивания, это особенно верно, когда в нем участвуют неопытные оценщики (учащиеся). Критерии оценки могут быть разработаны тьютором, но от процедуры будет получена большая ценность, если учащиеся сами будут участвовать в разработке критериев.

    7. Участие учащихся в оценивании требует тщательного планирования.

      Многие учащиеся рассматривают оценивание как работу для персонала, но на более позднем этапе они, вероятно, осознают преимущества своего академического обучения и развития навыков. Первоначальные усилия потребуют времени и поддержки наставника. По этим причинам предпочтительно, чтобы использование взаимной и самооценки рассматривалось как стратегия улучшения обучения и оценки в рамках всей программы. Обычная ситуация заключается в том, что эти процедуры оценки появляются в изолированных модулях, часто не на уровне 1.

    8. Процедуры самооценки и оценки сверстников должны быть предметом особенно тщательного контроля и оценки с точки зрения наставника и учащихся.

      Для того, чтобы такие процедуры прошли гладко, может потребоваться время, и по этой причине начальное участие относительно небольшого числа оценок или исключительно формирующая оценка является разумным. Отзывы студентов тьютору о процедуре будут важны.

    9. Самооценка сверстников и самооценка должна рассматриваться как развитие навыков само по себе.

      Такие процедуры являются не просто еще одним средством оценки, но представляют собой развитие навыков самооценки, оценки, анализа, критического мышления и рефлексии. Они важны как навыки трудоустройства и могут быть признаны в результатах обучения модуля.

  2. Критерии оценки
    1. Пример критериев оценки устной презентации

      Ниже приводится список вариантов критериев оценки устной презентации. Критерии могут потребовать более подробного описания, чтобы быть лучше и более последовательно понятыми маркерами и для того, чтобы оправдать ожидания достижения на разных уровнях.

      Слышимость — Вы хорошо слышите повсюду?

      Темп — Является ли темп речи или потока идей слишком быстрым или слишком медленным?

      Беглость – Является ли речь беглой, что указывает на знакомство с материалом и репетицию подачи?

      Тон и энергия — Достаточно ли различается тон? Ведущий кажется восторженным?

      Соответствие аудитории — Являются ли содержание и подход релевантными, интересными и привлекательными?

      Структура и сплоченность — Была ли четко очерчена структура? Логичен ли порядок и легко ли ему следовать? Это обозначено повсюду? Эффективен ли баланс различных элементов? Время точное?

      Использование наглядных пособий — есть ли подходящее количество? Легко ли они читаются? Эффективно ли они поддерживают пероральную доставку? Грамотно ли их использует ведущий?

      Содержание. Связано ли содержание с заголовком и/или целью презентации? Достаточна ли широта содержания?
      Достаточна ли глубина содержимого? Ясно ли сообщение? Является ли аргумент последовательным?

      Аргумент – Имеются ли достаточные доказательства в поддержку аргументов? Есть ли признаки критического мышления? Эффективно ли сделаны выводы?

      Креативность. Была ли презентация инновационной или творческой по стилю и/или содержанию? Был ли подход оригинальным? Был ли юмор использован для вовлечения или убеждения?

      Наряду с критериями может быть полезно запросить определение сильных и слабых сторон и областей для улучшения.

    2. Образец критериев для оценки работы команды
      Фактические критерии, выбранные для работы в команде или в группе, будут зависеть от цели оценки. Иногда целью оценки является проверка того, что все участники группы вносят свой вклад в текущий проект. Иногда основное внимание уделяется способности отдельных лиц работать в команде как определенному навыку.

      Наиболее фундаментальный способ оценки групповой работы – это оценка, выставляемая каждому члену группы на основе одной части работы, представленной группой. Основное преимущество этого для преподавателя заключается в том, что он сокращает время, затрачиваемое на оценку отдельных сценариев учащихся. Если этот подход используется для формативного оценивания, где основной задачей может быть процесс побуждения учащихся к работе в группе, то этот метод может быть очень эффективным. Потенциальные проблемы могут возникнуть, когда он используется для итогового оценивания, когда учащиеся часто обижаются на других членов группы за то, что они не выполняют свою справедливую часть работы и, таким образом, отрицательно влияют на их собственную оценку. В какой-то степени это можно преодолеть, информируя учащихся о том, что они должны обеспечить участие всех членов группы, или добавляя дополнительную оценку за индивидуальные усилия.

      Расширение метода запроса единого отчета от всей группы состоит в том, чтобы попросить каждого члена команды создать анонимную отметку коллег для каждого отдельного члена своей команды. Оценка может быть основана на их оценке общего группового взаимодействия и вклада в рабочую нагрузку. Таким образом, каждый учащийся получает оценку, основанную на качестве группового отчета или задания, а также оценку, основанную на его индивидуальных усилиях. Проблемы могут возникнуть, если учащиеся чувствуют, что их сверстники субъективно оценивают их, например, если один человек выпадает из группы, но все же выполняет свою часть общей работы. Чтобы избежать таких проблем, для учащихся должны быть подготовлены четкие правила выставления оценок, чтобы не было двусмысленности в отношении того, как они оцениваются. Если эти рекомендации разрабатываются в ходе обсуждения со студентами, они лучше понимают, что от них требуется и что делает групповую работу эффективной.

      Критерии оценки для использования при оценке индивидуального вклада в групповую работу могут включать следующие вопросы:

      — вовлечен в группу и с группой
      — может проявлять лидерские качества
      — способен направлять групповую деятельность ( например, планирование проекта)
      — участвует в выполнении проектной работы
      — может играть вспомогательную роль в групповой деятельности
      — может предлагать решения
      — участвует в презентации работы группы
       — демонстрирует заинтересованность в поддержании функционирования группы, а также проекта.

  3. Дополнительная информация
    1. Для получения дополнительной информации и рекомендаций, пожалуйста, свяжитесь с командой академического развития.

1  Боуд, Д. (1995)  Улучшение обучения посредством самооценки ; Коган Пейдж; London

2  Boud and Falchikov (1989) in Falchikov, N. (2005)  Улучшение оценивания посредством вовлечения учащихся : Рутледж Фалмер; Oxon

Последнее рассмотрение: сентябрь 2022 г.

Самооценка: понимание основ

Эта страница помогает людям понять основы самооценки — способа уплаты налогов путем ежегодной отправки налоговой декларации в HMRC.

Что такое самооценка?

Вы сообщаете HMRC о своем налогооблагаемом доходе и прибыли за налоговый год, заполняя налоговую декларацию по самооценке. Часть процесса заключается в том, чтобы выработать и оплатить то, что вы должны.

Эта страница дает представление о том, как это работает. Более подробную информацию можно найти в другом месте на нашем веб-сайте — см. в конце: Где я могу найти дополнительную информацию или получить помощь?

Когда я должен заполнить налоговую декларацию по самооценке?

⚠️ Вы должны заполнить налоговую декларацию, если HMRC отправила вам «уведомление о подаче» с просьбой сделать это. Это так, если HMRC не соглашается отменить возврат.

Если вы получаете необлагаемый налогом доход, вам может потребоваться заполнить налоговую декларацию.

Обычные ситуации:

  • вы работаете не по найму (если только этот доход не превышает годовой торговой надбавки в размере 1000 фунтов стерлингов)
  • вы партнер в бизнесе
  • вы являетесь директором компании и имеете доход, подлежащий уплате налога, который не облагается налогом в соответствии с Pay As You Earn (PAYE)
  • у вас есть доход от собственности — например, вы сдаете комнату, гараж или всю недвижимость в аренду кому-то другому (если только этот доход не дает права на освобождение от сдачи в аренду комнаты или не находится в пределах годового пособия на имущество в размере 1000 фунтов стерлингов)
  • вы хотите получить налоговые льготы по расходам на трудоустройство свыше 2500 фунтов стерлингов в год
  • вы должны уплатить налог на пособие на ребенка, известный как сбор на пособие на ребенка с высоким доходом
  • у вас есть необлагаемый налогом доход от сбережений. HMRC может взимать любые налоги с небольших сумм без заполнения полной налоговой декларации, но всегда должна сообщать им о доходе от сбережений в размере более 1000 фунтов стерлингов в год (или 500 фунтов стерлингов, если вы платите налог по более высокой ставке) и дивидендах. более 2000 фунтов стерлингов в год
  • у вас есть налог на прирост капитала, который еще не был уплачен в течение года

Это не полный список. См. также Где я могу найти дополнительную информацию или получить помощь?

GOV.UK имеет инструмент, который задает вам вопросы и на основе ваших ответов сообщает, нужно ли вам заполнять налоговую декларацию. Вы должны сохранить копию своих ответов и результатов, которые они вам дают.

⚠️ Обратите внимание, однако, если инструмент сообщает, что вам не нужно заполнять налоговую декларацию, но HMRC отправила вам ее для заполнения, вам нужно будет попросить HMRC отменить требование о подаче декларации, в противном случае с вас может быть взиматься плата Штрафы если вы не подадите декларацию .

Если вы уже опоздали с подачей налоговой декларации и с вас были начислены штрафы за несвоевременную подачу декларации, но инструмент сообщает, что вам не нужно заполнять налоговую декларацию за этот год, вам следует попросить HMRC отменить требование о подаче . Если они согласятся на это, то штрафы за несвоевременную подачу документов будут автоматически отменены. Важно попытаться сделать это до подачи декларации, потому что после того, как вы подали декларацию, HMRC не может отменить штрафы за несвоевременную подачу таким же образом, и вместо этого вы должны обжаловать их.

Продажа недвижимости?

Если вы являетесь резидентом Великобритании и продаете жилую недвижимость в Великобритании, и вам необходимо заплатить налог на прирост капитала после 5 апреля 2020 года, вы должны сообщить об этом в HMRC и уплатить налог в течение 60 дней (30 дней для продажи, завершенной не позднее 5 апреля 2020 года). 27 октября 2021 г. ). Аналогичные правила применяются к нерезидентам, продающим любую землю или недвижимость в Великобритании, даже если налог не уплачивается.

Должен ли я заполнять налоговую декларацию по самооценке, если мне не нужно платить налоги?

Как мы подчеркивали выше, вы должны подать налоговую декларацию, если HMRC попросила вас об этом, и они не отменили или не отозвали это требование. Это вне зависимости от ваших обстоятельств.

Если HMRC , а не попросил вас подать налоговую декларацию за год, то у вас может быть отдельная юридическая обязанность уведомить их о том, что вы обязаны платить подоходный налог, налог на прирост капитала или 2-й или 4-й класс. Страхование. Это делается для того, чтобы они могли выдать вам налоговую декларацию для заполнения или иным образом взыскать причитающиеся суммы. Однако есть ряд исключений из этого обязательства по уведомлению — например, когда весь ваш доход облагался налогом в соответствии с PAYE, и у вас не было налогооблагаемой прибыли.

GOV.UK имеет инструмент, цель которого — сообщить вам, нужно ли вам отправить налоговую декларацию по самоначислению в HMRC. Например, если вы работаете не по найму и ваш оборот превышает 1000 фунтов стерлингов, в инструменте указано, что вам необходимо отправить HMRC налоговую декларацию. Однако существует мнение, что юридическое требование об уведомлении HMRC об ответственности по подоходному налогу, налогу на прирост капитала или государственному страхованию класса 2 или 4 не может применяться, если нет ответственности — другими словами, когда вы ничего не должны HMRC. Это другой взгляд на позицию HMRC, изложенную в инструменте GOV.UK.

В любом случае не может быть штрафа за неуведомление HMRC об ответственности по подоходному налогу, налогу на прирост капитала или государственному страхованию класса 2 или 4, если нет ответственности, поскольку штраф составляет процент от суммы задолженности. Например, у вас может быть валовой торговый доход в размере 5000 фунтов стерлингов (без учета расходов) в 2021/22 году и никаких других доходов или прибылей в налоговом году. Хотя ваш торговый доход превысит торговую надбавку, с этого дохода не будет взиматься налог или государственное страхование, поскольку он не превышает соответствующих пороговых значений. В этом случае не может быть никакого штрафа, если вы не уведомили HMRC о своей ответственности перед налогами и национальным страхованием.

Однако может возникнуть проблема, если вы считаете, что не нужно платить налог или национальное страхование, но HMRC не соглашается, например, если вы вычли расходы из своего дохода, которые на самом деле недопустимы.

Кроме того, существует ряд причин, по которым вы можете захотеть заполнить декларацию, даже если у вас нет налоговых обязательств или обязательств по национальному страхованию, в том числе:

  • для уплаты добровольных взносов на государственное страхование класса 2;
  • , чтобы сообщить о торговых или капитальных убытках; или
  • , чтобы у вас были доказательства вашего дохода или торгового статуса, которые могут потребоваться при подаче заявления на ипотеку.

Важно подчеркнуть, что если HMRC попросила вас заполнить декларацию, вам все равно придется заполнить ее в этих обстоятельствах, даже если у вас нет налоговых обязательств или обязательств по национальному страхованию. HMRC вряд ли согласится отменить требование о подаче заявки, если вы явно соответствуете их собственным критериям самооценки, например, если ваш торговый доход превышает торговую надбавку в размере 1000 фунтов стерлингов.

Как зарегистрироваться для участия в программе самооценки?

Как правило, вы должны зарегистрироваться в HMRC для самостоятельной оценки до 5 октября, следующего за окончанием налогового года, в котором впервые возник доход или прибыль, в противном случае могут применяться штрафные санкции.

Если вы сообщили об отчуждении имущества в течение 60 (или 30) дней, вам может потребоваться отдельная регистрация для самооценки.

См. Где я могу найти дополнительную информацию или получить помощь? ссылки на то, как зарегистрироваться онлайн.

Как мне зарегистрироваться для самооценки? by LITRG

Когда я должен отправить свою налоговую декларацию в налоговую и таможенную службу Ее Величества?

Это зависит от того, когда HMRC велел вам заполнить налоговую декларацию и заполняете ли вы налоговую декларацию на бумаге или в Интернете.

В таблице ниже представлены данные о доходах за 2021/22 год (налоговый год, закончившийся 5 апреля 2022 года).

Если вы должны менее 3000 фунтов стерлингов за год и хотите, чтобы HMRC собрала эту сумму, изменив свой код PAYE, вы должны подать декларацию в бумажном виде до 31 октября или онлайновую декларацию до 30 декабря. Таким образом, для 2021/22 г. это означает подачу онлайн-декларации до 30 декабря 2022 г., чтобы налог был собран с помощью кода PAYE за 2023/24 г. Обратите внимание, что дата 30 декабря, а не 31 декабря.

Если вы не представите налоговую декларацию в установленный срок, с вас автоматически будет взиматься штраф за несвоевременную подачу в размере 100 фунтов стерлингов. HMRC продолжает взимать штрафы, чем дольше вы задерживаетесь.

См. Какие штрафы могут быть начислены в соответствии с самооценкой? Чтобы получить больше информации.

Дата подачи налоговой декларации или дата уведомления о подаче

Крайний срок подачи бумажной декларации

Крайний срок подачи декларации в HMRC по номеру
расчет налогов (только бумажные декларации)

Крайний срок подачи декларации онлайн

Не позднее 31 июля 2022 года

31 октября 2022 г.

31 октября 2022 г.

31 января 2023 года

с 1 августа 2022 г. по 31 августа 2022 г.

3 месяца с даты уведомления

31 октября 2022 г.

31 января 2023 года

с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г.

3 месяца с даты уведомления

2 месяца с даты уведомления

31 января 2023 года

После 31 октября 2022 г.

3 месяца с даты уведомления

2 месяца с даты уведомления

3 месяца с даты уведомления

Уведомление HMRC о подаче налоговой декларации по самооценке LITRG

Какая информация мне нужна для заполнения налоговой декларации?

Ваша налоговая декларация за любой налоговый год должна содержать подробную информацию обо всех налогооблагаемых доходах и прибылях за этот год. Вот некоторые типичные вещи, которые могут вам понадобиться:

✔️

Подробная информация о доходах и расходах от самозанятости для определения вашей торговой прибыли или убытка за год

✔️

Подробная информация о доходах и расходах от собственности для расчета прибыли или убытка от аренды за год

✔️

Информация о доходах от занятости и пенсий, включая формы P60, P11D и P45 с любой работы, которую вы имели

✔️

Процентные сертификаты банков или строительных обществ

✔️

Подробная информация о пенсионных отчислениях, сделанных для поддержки программ у источника

✔️

Подробная информация о любом налогооблагаемом приросте капитала, полученном в

году.


Вам необходимо вести учет вашего налогооблагаемого дохода и прибыли, чтобы иметь возможность заполнить налоговую декларацию. Вам не нужно отправлять оригиналы документов в HMRC, но если HMRC задаст вопросы позже, они могут понадобиться вам в качестве резервной копии и для демонстрации того, что вы проявили разумную осторожность, чтобы правильно оформить возврат.

Для работы не по найму и дохода от собственности вы должны быть в состоянии показать, как вы отработали свою прибыль.

Итак, вам необходимо хранить такие вещи, как:

  • счета (счета) за выполненную вами работу
  • квитанции об уплаченных расходах
  • банковские выписки
  • выписки от агентов по сдаче в аренду (или сведения о доходах от аренды недвижимости, если вы не пользуетесь услугами агента)
  • информация, показывающая, как вы учитывали любое частное использование вещей, используемых в бизнесе (например, журналы пробега для транспортного средства, используемого как в бизнесе, так и в частном порядке).

Если вы работаете не по найму или сдаете недвижимость в аренду, вы должны вести записи, подтверждающие вашу налоговую декларацию, в течение пяти лет после установленного срока 31 января. Если вы не работаете на себя и не имеете дохода от собственности, и вы подаете документы вовремя, вам нужно хранить записи только в течение 12 месяцев после того же крайнего срока или в противном случае 15 месяцев, если вы подаете заявление с опозданием.

Вы можете вести записи на бумаге или в электронном виде. Но имейте в виду, что HMRC планирует ввести систему, в которой вы должны вести цифровые записи о таких вещах, как торговля и доход от собственности. Это хорошая идея, чтобы начать думать об этом сейчас, чтобы вы были готовы к этому в будущем.

Как мне рассчитать счет для самооценки?

Ключевой частью самооценки является расчет вашего собственного налога (и, при необходимости, выплат по государственному страхованию и студенческому кредиту) за налоговый год и включение этой суммы в налоговую декларацию. Это не должно быть так пугающе, как кажется.

Работает немного по-разному в зависимости от того, как вы отправляете возврат.

Но независимо от того, делаете ли вы это в Интернете или на бумаге, просмотрите расчет самостоятельно, так как это может помочь вам выявить ошибки (допущенные либо вами, либо иногда HMRC).

Онлайн-возврат

Система HMRC (или стороннее программное обеспечение, если вы решите его использовать) рассчитает размер вашей задолженности.

Бумажные декларации

HMRC рассчитает размер вашей задолженности на основании записей в налоговой декларации и отправит вам расчет налога. Если вы подадите бумажную декларацию в установленный срок (см. выше), то HMRC гарантирует, что сообщит вам, какой платеж вам нужно сделать, до того, как он наступит.

Однако, если вы подадите декларацию с опозданием, то, хотя HMRC все равно сделает расчет за вас, они не могут быть уверены, что это будет сделано вовремя, чтобы вы могли произвести правильный платеж к установленному сроку.

Таким образом, если вы подаете бумажную налоговую декларацию с опозданием, вы рискуете также несвоевременно произвести платеж по самооценке, за который могут быть выплачены штрафы и проценты. Это помимо штрафов за несвоевременную подачу документов.

Когда я должен заплатить налог и какие существуют варианты оплаты?

Обычно платежи по самооценке (которые могут состоять из налогов, выплат по государственному страхованию и погашению студенческих ссуд) должны быть произведены до 31 января, следующего за окончанием налогового года, к которому они относятся. Таким образом, налог за 2021/22 налоговый год должен быть уплачен до 31 января 2023 года9.0007

Некоторым налогоплательщикам необходимо вносить платежи в рассрочку для оплаты их ежегодного счета по самооценке на следующий год.

Это называется платежами по счету. Вообще говоря, если вы подпадаете под режим оплаты по счету, вам нужно будет производить платежи 31 июля каждого налогового года, а также 31 января.

Разобраться с платежами по счету может быть довольно сложно, и если у вас возникли проблемы с пониманием ваших платежей, мы подробно объясним правила в нашем разделе самозанятости.

Если вы обязаны платить по счету, типичный платежный цикл выглядит следующим образом:

Варианты оплаты самостоятельной оценки LITRG

Существуют различные способы оплаты любых причитающихся платежей, включая чек, банковский перевод, дебетовую карту, но не личная кредитная карта. См. статью «Оплата налога на самооценку» на сайте GOV.UK.

Убедитесь, что вы указали правильный ссылочный номер при совершении любого платежа, чтобы HMRC правильно присвоила его вашему счету. Это будет ваш 10-значный номер UTR (уникальный идентификационный номер налогоплательщика), за которым обычно следует буква K.

Предварительная уплата налога – Планы бюджетных платежей

Вы также можете уплачивать налог заранее еженедельно или ежемесячно путем прямого дебета, установив план бюджетных платежей в HMRC. Это совершенно необязательно и отличается от платежей по счету. Идея плана бюджетных платежей заключается в том, что вы платите регулярную сумму HMRC за период времени до истечения срока платежа.

Вы можете решить, сколько вы будете платить по плану. Идея состоит в том, что вы откладываете регулярную сумму на оплату налогов. Платежи, сделанные в соответствии с Планом бюджетных платежей, затем вычитаются из вашего окончательного налогового счета за год.

Если ваш налоговый счет меньше, чем общая сумма регулярных платежей, осуществляемых в соответствии с вашим Планом бюджетных платежей, вам необходимо будет выплатить оставшуюся сумму до установленного срока платежа. Если ваш окончательный налоговый счет меньше, чем общая сумма налога, уплаченного в соответствии с Планом бюджетных платежей, вы будете иметь право на возврат налога.

Вы можете узнать больше о том, как настроить бюджетный план платежей, на сайте GOV.UK и, если вы осуществляете погашение студенческого кредита, возможно, вы захотите ознакомиться с нашими рекомендациями по кредитам плана 1 и плана 2.

Какие штрафы могут быть начислены в соответствии с самооценкой?

Существует четыре категории штрафов, которые могут налагаться в соответствии с режимом самооценки.

Все эти штрафы могут быть обжалованы, например, если у вас есть уважительная причина, особые обстоятельства или вы приняли разумные меры, чтобы получить право на уплату налогов. Если вы подаете апелляцию, вы обычно должны сделать это в течение 30 дней с даты уведомления о штрафе. Также будут начисляться проценты за несвоевременно уплаченный налог.

Вид наказания

Автоматический?

Описание

Поздняя подача

Да

Начиная со 100 фунтов стерлингов и увеличивая до 1600 фунтов стерлингов в год или более

Просрочка платежа

Да

Рассчитывается по сумме неуплаченного налога на дату платежа

Неуведомление

Обычно рассчитывается по сумме налога, не уплаченного в результате неуплаты на 31 января, следующего за налоговым годом

Неточность

Рассчитано как процент от неуплаченного налога в результате неточности


Что делать, если я не могу заплатить причитающийся налог?

Если у вас возникли трудности с оплатой налогового счета или вы знаете, что у вас возникнут трудности с оплатой счета, подлежащего оплате в ближайшем будущем, вам следует как можно скорее связаться с HMRC.

HMRC может позволить вам распределить платежи в течение нескольких месяцев в зависимости от ваших личных обстоятельств и того, сколько вы можете позволить себе заплатить.

Если вы согласны с HMRC распределить платеж на определенный период времени и придерживаться его, с вас не должны взиматься штрафы за просрочку платежа.

Что делает налог цифровым для подоходного налога?

В 2015 году правительство объявило о своем намерении отменить налоговую декларацию по самооценке и ввести цифровую систему отчетности, известную как «Цифровое преобразование налога для подоходного налога». HMRC все еще разрабатывает некоторые аспекты новой системы, а другие области находятся на этапе тестирования. В настоящее время для некоторых налогоплательщиков должно быть введено цифровое преобразование налога для подоходного налога в апреле 2026 года, а другие присоединятся к нему с апреля 2027 года. Для получения дополнительной информации см. нашу страницу «Что такое цифровое преобразование налога для подоходного налога и как это повлияет на меня?»

Где я могу найти дополнительную информацию или получить помощь?

Существует несколько источников общей помощи, если вы застряли с самооценкой:

  • GOV. UK: Зарегистрируйтесь и подайте налоговую декларацию по самооценке
  • LITRG: См., например, наши специальные руководства по регистрации для самооценки: нужно ли мне заполнять налоговую декларацию?
  • LITRG: Руководство для самозанятых
  • Мы также предоставляем рекомендации на случай, если что-то пойдет не так, например, как обжаловать решение налоговой и таможенной службы Ее Величества: HMRC: запросы, штрафы, апелляции и жалобы
  • Налоговая декларация HMRC и примечания к дополнительным страницам, а также вспомогательные листы по более техническим вопросам, таким как убытки: формы самооценки и вспомогательные листы
  • HMRC: видео на YouTube и вебинары
  • На форуме клиентов HMRC есть ряд часто задаваемых вопросов в «базе знаний», а также возможность публиковать общие вопросы, на которые HMRC может ответить: Форумы сообщества HMRC
  • С номером
  • HMRC также можно связаться через Twitter, используя @HMRCcustomers для общих вопросов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *