10 глобальных проблем, которые сегодня решают технологии
24 июля 2019 Reno5 Технологии
Декодирование мозга, хранение энергии и другие вопросы, в которых не обойтись без новых изобретений.
1. Углекислый газ в атмосфере
Чтобы ликвидировать парниковый эффект, человечеству недостаточно только сократить вредные выбросы. Нужно ещё и каким-то образом избавиться от того газа, который уже находится в атмосфере. К примеру, с помощью связывания углерода — процесса превращения углекислого газа в органические вещества.
Это невероятно ресурсоёмкая задача. Однако учёные уже пробуют разные способы переработки углерода в полезную продукцию. Так, с помощью катализаторов, созданных из никеля и фосфора, исследователи превращают углекислый газ в разные полимерные материалы. Сразу несколько институтов трудятся над переработкой CO2 в синтетическое топливо. Используя особые водоросли, углерод превращают в углеволокно. Также есть способ делать из вредных выбросов бетон: для этого используется известняк.
2. Хранение энергии
fortune.comЛюди учатся получать всё больше энергии из возобновляемых источников. Ветрогенераторы и солнечные батареи становятся всё дешевле, однако у них есть серьёзный минус: когда садится солнце или перестаёт дуть ветер, они не работают.
Это одна из причин, по которой человечество пока не может отказаться от более стабильных источников — угля и природного газа. Необходимо найти способ хранить энергию в больших масштабах. Столько, чтобы можно было всю ночь питать мегаполис, к примеру. Современные батареи для этого не очень подходят как минимум из-за своей высокой стоимости.
Узнайте 🏠
- Что такое умный город и где уже реализована эта концепция
К счастью, над этим вопросом трудятся учёные и компании по всему миру. Среди многообещающих разработок есть, например, твердотельные литиевые аккумуляторы, в основе которых находится жидкий или гелевый электролит, и батареи на основе алюминия. Плюсы этих изобретений в том, что они позволяют хранить больше энергии, но при этом не горят, в отличие от литийионных батарей, и быстро заряжаются.
3. Грипп
Пандемический грипп встречается редко, но он очень опасен. В 1918 году более 50 миллионов человек погибли из-за вируса H1N1, затем около миллиона в 1957 и 1968 годах и около 500 тысяч в 2009-м.
Вирус постоянно меняется, и старые вакцины перестают работать. Поэтому одна из важных задач учёных и изобретателей — создать универсальную вакцину, которая защитит и от менее опасных версий вируса, и от катастрофических эпидемий. Работа над такой уже ведётся: учёные тестируют несколько вакцин сразу. Одна основана на ферритине — белке, который может собираться в наночастицы. Другая включает в себя четыре вида гемагглютинина (одной из составляющих вируса гриппа), которые призваны стимулировать иммунную реакцию организма.
4. Деменция
Около трети людей старше 85 лет страдают от деменции. Со временем продолжительность жизни становится больше, растёт и число подверженных заболеванию. При этом ни одного действительно эффективного способа борьбы с этим недугом пока не придумали.
Развитие нейробиологии, неврологии и генетики помогает нам лучше понять, из-за чего возникает болезнь Альцгеймера и другие формы деменции. Возможно, с появлением более продвинутых устройств и технологий для изучения мозга учёные смогут найти способ замедлить или предотвратить развитие болезни.
Технологии помогают облегчить жизнь людям с нарушениями памяти уже сейчас. К примеру, приложение How Do I? с помощью коротких роликов напоминает, как выполнять ежедневные задачи, например, ставить чайник или мыть посуду. А в Великобритании учёные работают над системами из умных устройств, которые смогут автоматически следить за состоянием больных деменцией и оповещать родных, если человек находится в опасности.
5. Загрязнение океана
adventuretravelnews.comМировой океан заполнен миллиардами кусочков пластика — микропластиками. Они появляются, когда вещи, созданные из этого вещества, попадают в воду и распадаются со временем. Микропластики очень опасны для морских жителей, птиц и людей, они отравляют воду и продукты, которые мы из неё добываем. Так, в 2018 году в Индонезии обнаружили мёртвого кита, в желудке которого находилось 6 килограммов пластика. Также исследования показывают, что 90% морских птиц потребляют какое-то количество пластика на протяжении своей жизни.
Чтобы продолжить жить на Земле, человечеству придётся очистить океан от мусора. С нынешними технологиями на это могут уйти сотни лет, но в будущем наверняка появятся возможности для переработки вредных веществ в гигантских масштабах. Уже сейчас тестируются системы в виде огромных автономных сетей, которые позволяют собирать пластик с относительно небольшими затратами.
6. Дефицит пресной воды
Пресная вода на Земле встречается гораздо реже, чем солёная. Более того, она неравномерно распределена по местам проживания людей: к примеру, в Африке её очень мало. Популяция планеты продолжает расти, и вскоре нам понадобятся энергоэффективные и дешёвые способы опреснения воды.
Это могут быть новые виды фильтров или электрохимические технологии. К примеру, исследователи Колумбийского университета придумали использовать особый растворитель, который плавает над слоем солёной воды. Вода поднимается к растворителю, тот отделяет от неё соль, и пресная жидкость из-за изменения плотности опускается на дно.
7. Небезопасные беспилотные автомобили
engadget.comДесятки компаний разрабатывают беспилотные автомобили: Ford, Waymo, Audi, Google, «Яндекс». Машины ездят по улицам, обучаются и тестируются, но они ещё недостаточно развиты, чтобы быть выпущенными в производство. Искусственный интеллект с трудом справляется со сложными ситуациями на дорогах, пробками и плохой видимостью.
Однако со временем беспилотники наверняка станут безопасными и преобразят современный город. Появятся автономные такси, благодаря которым люди станут реже пользоваться личными автомобилями. Количество парковок и аварий на дорогах снизятся, а пробки будут образовываться реже.
Инженеры разных брендов работают над улучшением поведения беспилотных машин. Один из способов этого достичь — разработка V2X-протоколов, благодаря которым автомобили смогут оповещать друг друга о своём местонахождении, а также обмениваться данными со светофорами, шлагбаумами, воротами и даже зданиями.
8. Материализация искусственного интеллекта
Сегодня развитый искусственный интеллект и продвинутая робототехника существуют практически отдельно друг от друга. Роботы умеют многое, даже крутить сальто, но автономно мыслить и самообучаться им пока не очень удаётся. Зато это отлично умеют нейросети и программы, запускаемые на стационарных машинах.
Проверьте 🤖
- ТЕСТ: Знаете ли вы, на что способны современные роботы?
Однако рано или поздно искусственный интеллект и искусственное тело соединятся. Появятся роботы, которые умеют свободно взаимодействовать с объектами реального мира, просчитывать действия и их последствия. Это изменит индустриальный мир: роботы смогут работать там, где человек не выживет, им не нужно будет спать и есть.
9. Непредсказуемость землетрясений
scienceline.orgЧеловечество научилось предсказывать ураганы и другие погодные бедствия за несколько дней или даже месяцев до того, как они произойдут. К сожалению, того же нельзя сказать о землетрясениях. Каждый год тысячи человек погибают, получают увечья или лишаются имущества из-за подземных толчков и последующих цунами.
Разработка устройств, сканирующих земную кору, и программ для обработки полученных данных поможет оповещать об этих бедствиях заранее. Программисты и исследователи уже работают над нейронными сетями, которые в теории смогут предсказывать появление землетрясений. К примеру, индонезийские учёные создали нейросеть, которая умеет предугадывать возникновение повторных толчков после землетрясений. Пока что лучше всего ей удаётся предсказывать толчки магнитудой от шести баллов.
10. Декодирование мозга
Несмотря на сотни лет развития медицины, биологии и анатомии, мы до сих пор очень мало знаем о том, как работает человеческий мозг. Всё наше мышление, двигательная активность, память и навыки записаны в нейронах с помощью определённого кода. Разгадка этого кода не только объяснит, как именно мы мыслим, но и позволит более эффективно лечить психические расстройства и неврологические заболевания.
В этой сфере уже есть многообещающие разработки. К примеру, исследователи уже научились распознавать речь по сигналам мозга. А компания Илона Маска Neuralink работает над системой беспроводных чипов, которые будут вживляться в мозг и позволят управлять техникой силой мысли.
Читайте также 👨💻
- 15 удивительных вещей, которые научились делать нейросети
- 9 бесплатных курсов для тех, кто хочет связать жизнь с современными технологиями
- 6 проектов Илона Маска, которые приблизили будущее
Проблемы современного образования в России и пути их решения
Среди родителей и им сочувствующих стало привычкой ругать ЕГЭ и бесконечные тесты, но Единый экзамен — лишь верхушка айсберга, а не главное зло современного образования. О сложностях российской школы и о том, что и как в ней можно исправить, рассказывает главный редактор медиа про образование и воспитание детей «Мел» Надежда Папудогло
Исследованием актуальных проблем современного образования в России системно занимается достаточно большое число институций — это Высшая школа экономики (ВШЭ), РАНХиГС, Институт стратегии развития образования РАО и многие другие, в том числе негосударственные структуры. Темы варьируются от узких до масштабных, изучающих глобальные проблемы качества школьной подготовки, состояния российских школ, социальных проблем и другие недостатки сферы образования.
Помимо этого, Россия участвует в TIMSS (мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования), PIRLS (международное исследование качества чтения и понимания текста) и PISA (международная программа по оценке учебных достижений, рассматривающая в том числе функциональный уровень, адаптивность полученных знаний к реалиям жизни). Среди проблем современного школьного образования можно выделить четыре основные.
Формализация школьных знаний
Международные мониторинги показывают: сущность проблемы образования в том, что наша школа сильна в формальных знаниях, но совершенно не сильна в практических. То есть наполнение школьной программы формально находится на высоком уровне, но школьники часто не умеют интегрировать знания из разных областей (особенно ярко это видно на примерах PISA). Они запоминают пройденную программу, но не могут извлечь из этого реальные возможности в будущем, детям сложно дается метапредметность и комбинаторика знаний из разных отраслей относительно нетривиальных задач.
В этом смысле справедлив упрек системе ОГЭ и ЕГЭ, которая готовит ребенка к прохождению тестов, то есть настраивает его на решение конкретных задач конкретного формата (особенно, если ребенок и школа не ставят для себя задачу «результат выше базы»). Здесь надо уточнить, что «злом» являются не сами экзамены (подобные системы есть и в других странах), а то, как часто бывает организована подготовка к экзаменам, где два последних года обучения программно «подминаются» под перспективу сдачи ЕГЭ.
Школы находятся в сильной зависимости от результатов, которые они покажут в ходе проверок и аттестации, поэтому многие педагоги сознательно уделяют больше внимания не содержательному преподаванию, а подготовке детей к успешному тестированию и аттестации. Эта проблема видна уже с последнего класса начальной школы, где функцию «контроля, проверки и оценки» выполняют ВПР, призванные лишь показывать проблемы в качестве образования.
В прошлом году это активно проявилось и в медийном поле: Министерство просвещения заявляло, что снижает количество контрольных в школе, а также в очередной раз призывало помнить об истинной цели ВПР, не подменяя сути зубрежкой и натаскиванием на типовые тесты, миллионы которых размещены в интернете. Однако эта попытка немного улучшить ситуацию пока не очень успешна, потому что школа формально отчитывается, что контрольных и тестов стало меньше, но в реальности продолжает их проводить.
Есть и старые боли: в школьных пособиях до сих пор есть задачи про Машу, которая покупает банку варенья за три копейки
Отдельный вопрос — содержание учебников. Есть и старые боли: в школьных пособиях до сих пор есть задачи про Машу, которая покупает банку варенья за три копейки; испокон веку дети пишут диктанты со словами вроде «облучок». Большинство педагогов объясняют эту проблему низким качеством работы коллективов авторов и методистов, которые составляют учебники. Кроме того, очевиден вектор на выхолащивание содержания. Например, от первоначального учебника чтения Ефросининой для начальной школы мы сейчас видим жалкое подобие: популярные произведения, включая те же отрывки из «Гарри Поттера», исчезли, но зато есть масса патриотических стихов. Естественно, интерес современного ребенка к этому учебнику снижен. Отдельно можно оценить иллюстративные ряды, сопровождающие содержание.
Можно ли решить эту проблему? Мы всегда помним, что есть учебник, есть дети и есть педагог. Да, учителей принуждают ходить по струнке, но внутренне свободный педагог всегда найдет способ сделать свой предмет таким, что дети с удовольствием будут заниматься им (вне зависимости от того, какое пособие лежит на парте). Как и всегда, мы видим, что успехи каждого класса зависят от педагогов, их силы воли и внутренней свободы. У учителей до сих пор осталось право на выбор из списка рекомендованных учебников линейки ФГОС, они до сих пор могут рекомендовать пособия не из линейки ФГОС как дополнительные (разумеется, без требования «обязательно приобрести» и без права проводить аттестации по дополнительным пособиям). Но это не массовая практика, у многих учителей нет ресурсов, возможностей, даже достаточной подготовки, чтобы работать в подобной развернутой схеме.
Проблема с подготовкой и мотивацией учителей
В России есть несколько вузов, которые прекрасно готовят будущих педагогов, их выпускники достаточно востребованы на рынке. Другое дело, что школа — это очень специфическая карьерная траектория. У учителя сложные перспективы профессионального роста: зачастую бывает так, что ты приходишь работать педагогом начальной школы и через 40 лет уходишь на пенсию в том же статусе. Если ты не берешь постоянную дополнительную нагрузку и не повышаешь квалификацию, ты не можешь вырасти как специалист, получить новую категорию. И даже если это делать, часто ригидность системы разочаровывает молодых специалистов — и они уходят из школы.
Система текущих категорий не вполне отвечает тому, что на самом деле от нее требуется, очень слабо отражает как раз развитие педагога, а не просто его переход от одной категории к другой.
Материал по теме
Отдельная строка — это постоянная уязвимость учителя и его беззащитность (при постоянных публичных словах об уважении к профессии), причем педагог находится под прицелом не только чиновников и руководства, но и родителей. За что ты можешь быть наказан? Творчески подошел к подготовке урока? Запросто. Дал много домашних заданий? Запросто. Не дал? Еще проще. Риск постоянного «а что нам за это будет» — это ни разу не пространство для творчества, поэтому проще идти по накатанной программе, где твои риски автоматически снижаются.
Понятно, что при таком раскладе у учителей возникают проблемы с мотивацией и профессиональным выгоранием. В университете будущему педагогу ставят одни цели в жизни и карьере, но все это подменяется совершенно другими при столкновении с системой на первом же рабочем месте. Так умирает внутренняя мотивация, а внешняя, в том числе выраженная в заработной плате, зачастую отсутствует изначально.
Есть законодательное регулирование, согласно которому зарплата не может быть ниже определенного порога, но в ряде регионов ставки идут по самой нижней планке. Мы привыкли думать, что у учителя большой отпуск, но по факту он очень короткий, и он не может провести его так, как хотел бы. Он занят на ЕГЭ и ОГЭ половину лета, а потом начинает готовить школу к сентябрю. Пока зимой дети и родители куда-то уезжают, педагоги уже готовятся к третьей четверти.
Во многих российских школах все еще нет беспроводного интернета. Бывает так, что в школе может быть один компьютер
Часто учителей обвиняют в том, что они сопротивляются новым технологиям. Но нет, мониторинги показывают, что они готовы и хотят их использовать, только не всегда имеют такую возможность. Ни для кого не секрет, что во многих российских школах все еще нет беспроводного интернета. Бывает так, что в школе может быть один компьютер, подключенный к интернету по кабелю, он стоит в учительской, соответственно, использовать технологии на уроках невозможно в принципе.
Сводных данных, как решается эта проблема, пока недостаточно, чтобы понять, как быстро она будет ликвидирована, чаще мы просто видим формальные разрозненные новости в стиле «7447 образовательных организаций обеспечены современным компьютерным оборудованием». Цель технологического обновления заложена в нацпроект «Образование», по его отчетам мы и можем следить, как в целом развивается наша система.
Отчасти решить проблему мотивации учителей, их зарплат, их внутренней свободы может грамотный директор. Нас все время уверяют, что школа – это серийный продукт, все школы одинаковы, система для всех одна. Но на практике все очень зависит от сильного харизматичного лидера. Вопрос: как таким лидером стать? У нас принято считать, что хороший директор — это хороший педагог. Но решение организаторских, материальных, менеджерских и даже «бюрократических» вопросов — это задачи, которые не в состоянии решить даже самый опытный педагог. Да, часто директоры сосредоточены на повышении качественных и количественных показателей, но у них не хватает ни времени, ни навыков для управления финансовым выживанием школы.
В последние годы появилась система подготовки директоров, где их учат менеджменту и культуре управления школой как хозяйственным субъектом, но говорить об общей практике вряд ли возможно.
Психологическое состояние учителей и школьников
Если продолжать тему выгорания и проблемы внутренней мотивации школьных учителей, ее сущность во многом связана с их социальным статусом.
В нашей стране есть определенная сакрализация профессии учителя: школа — храм, а учитель — служитель храма. Он как будто не имеет права позволить себе ничего лишнего в жизни, обязан принять аскезу и жить согласно ей. Мы знаем, что будет, если учительница станцует танец живота, пойдет в бар или сфотографируется в купальнике. Есть ли еще хоть одна профессия, которая запрещает светскому человеку отдохнуть на пляже и выложить фотографию в купальнике в соцсеть?В условиях постоянного давления возникает не только выгорание, но и срывы. Мы видим кучу новостей, как учителя орут на детей, но нельзя говорить, что педагог, который накричал, — априори плохой. Каждый такой случай нужно разбирать отдельно, а не записывать всех учителей в негодные кадры. Вполне возможно, что мы имеем дело с человеком, который по всем вышеуказанным причинам прошел точку невозврата. На словах в школах существует система психологической поддержки, по факту же она, к сожалению, если и есть, то часто не работает ни в какой степени в пользу педагогов.
Часто мы говорим об одном специалисте на огромный комплекс зданий, часто это человек, который никак не был готов работать с детским коллективом в современных условиях, то есть разрешать сложные нетиповые ситуации. Мы видим примеры, когда школьные психологи не в состоянии вовремя определить и начать работу с ситуацией буллинга, не понимают технологии и каналы кибербуллинга (а с ним дети впервые сталкиваются сейчас уже в начальной школе) — у них нет инструментов для решения подобных ситуаций, которые приобретают космические масштабы.
Материал по теме
Несмотря на то, что проблема кажется нерешаемой, есть масса энтузиастов (частных лиц, фондов, других организаций), которые работают в этой сфере. Например, у БФ «Журавлик» уже несколько лет идет проект социальной профилактики буллинга. Проект «Травли нет» подготовил большую антибуллинговую программу как для родителей, так и для учителей, поддержанную видеокурсами, сделанными совместно со Сбербанком. Предпринимает со своей стороны усилия и Министерство просвещения РФ — это и планы по переподготовке педагогов-психологов, и специальные программы по профилактическим действиям. Но при этом, например, у нас нет качественных измерений показателя комфортности социального климата российских школ.
Но если мы говорим о том же буллинге, суть не только в школе — его допустимость формируют и сами родители. Здесь возникает отдельный вопрос: что делать с людьми, которые считают агрессию здоровой формой существования в обществе.
Российское учительство стареет. Возникает серьезный поколенческий разрыв, который влияет на отношения учеников и учителей
Поколение учителей часто не успевает за поколением детей. Казалось бы, что это нормальная история, но здесь скрывается еще одна проблема: российское учительство стареет. Возникает серьезный поколенческий разрыв, который, естественно, влияет на отношения учеников и учителей. Опять же, здесь сложно говорить о глобальном тренде (тем более, что его никто не анализировал), но мы видим конкретные примеры, когда учителя, работающие с младшими детьми, начинают все неуспехи оправдывать тем, что дети сейчас приходят в школы очень слабо подготовленные, слабо читающие, «они не умеют концентрироваться и сосредотачиваться, так как испорчены компьютерными играм». Окей. И что вы предлагаете? Готовить детей к школе? Не давать им телефоны? Такого не будет. Значит, нужно учиться работать с этими детьми (если мы предположим существование такой проблемы в реальности).
Взаимоотношение школы и родителей
Хорошо, что у нас все больше осознанных родителей, которые заботятся как о психологическом комфорте детей, так и о качестве образования, искренне интересуются тем, как ребенок чувствует себя в школе и что он там получает, которые видят в школе не только «подготовку к ЕГЭ» и готовы к здоровой коллаборации со школой, а не только к равнодушию и протестам.
Возможно, именно с закрытостью школ связано давление, которое оказывают на нее родители, превращаясь иногда в сильный репрессивный орган. С одной стороны, это хорошо, что нынешние родители научились бороться за права своих детей, а не стоять молча в стороне и наблюдать, как твоего ребенка, например, физически и психологически унижают или занижают ему оценки. С другой стороны, родители стали вмешиваться абсолютно во все, что происходит в школе, вплоть до оспаривания педагогических технологий.
Например, мы разбирали кейс давления на педагога по английскому языку: родители считали, что он учит детей «неправильному английскому», и несколько человек объединились в группу, требуя замены учителя, пустив в ход все ресурсы, включая письма в департамент. Все проверки показали, что учитель прекрасный, дети довольны, а родители просто решили, что лучше знают, как и по каким учебникам учить.
Материал по теме
Это обоюдоострая проблема: родитель перестал доверять школе, потому что она часто показывает себя не с лучшей стороны. И опыт решения проблем образования показывает, что хорошими становятся в том числе те школы, которые открыты родителям. Такое часто происходит в частных школах, но есть примеры и общеобразовательных бесплатных школ, которые способны на диалог.
Мы, конечно, называем все происходящее «системой» образования, но важно, чтобы она перестала быть такой жесткой системой. Важна свобода творчества учителя, и это нужно понимать и родителям, и руководству, потому что образование — это в том числе и умение смотреть на мир не только с формальных позиций.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
5 глобальных проблем, за которыми стоит следить в 2023 году
5 глобальных проблем, за которыми стоит следить в 2023 году | unfoundation.orgукраинских военных беженца стоят в длинной очереди на границе, чтобы попасть в Польшу. Перемещенные лица, многие из которых женщины и дети, ждут до восьми часов, неся с собой только самое необходимое, обычно только рюкзак. ФОТО: Николя Эконому/NurPhoto через Getty Images
Наш директор по планированию политики Меган Робертс подводит итоги бурного года, ставшего испытанием для глобальной солидарности и сотрудничества, и концентрируется на пяти ключевых проблемах, за которыми нужно следить в 2023 году9.0003
В 2022 г. удары по глобальному сотрудничеству нанесли сильные и быстрые удары. Вторжение России в Украину не только поставило под угрозу жизни миллионов украинцев и нарушило Устав ООН, но и ускорило серию каскадных и взаимосвязанных глобальных кризисов в сфере продовольствия, топлива и энергии. COVID-19 продолжал поражать мир, и новые данные показали, насколько разрушительной была пандемия, помимо огромного вреда для нашего здоровья. Дезинформация и дезинформация представляли явные и настоящие угрозы здоровью людей, сообществ и политических систем во всем мире. Достигнув рекордного уровня в 2021 году, концентрация парниковых газов в этом году продолжала расти, а десятки стихийных бедствий — аномальная жара, наводнения, ураганы — привели к рекордному уровню гуманитарных потребностей.
Распространяя свое влияние на домохозяйства и кошельки, глобальные кризисы почти никого не затронули. Как недавно сетовал Генеральный секретарь ООН: «Наш мир переживает самый решающий и опасный момент за многие поколения».
Эти кризисы будут определять 2023 год, поскольку мир продолжает бороться с широкомасштабными последствиями российского вторжения в Украину и длинным хвостом COVID-19.
Тем не менее, предстоящий год предлагает замечательную возможность. В качестве середины пути к 2030 году в 2023 году будет проведена серия важных обзоров, чтобы оценить, насколько мы противостоим амбициозным глобальным соглашениям по устойчивому развитию, изменению климата, гендерному равенству, финансированию, стихийным бедствиям и всеобщему охвату услугами здравоохранения, чтобы назвать только немного.
Однако одними отзывами дело не сдвинешь. Использование возможности потребует честной оценки нашего положения. Новости будут крайне мрачными. Но в совокупности эти обзоры также дадут возможность придать политический импульс, новые амбициозные обязательства и инклюзивные коалиции для ускорения прогресса к 2030 году. В этом смысле 2022 год заложил прочный фундамент, на котором мир может построить максимально года вперед. Нет времени ждать.
Вот пять ключевых глобальных проблем, за которыми стоит следить в 2023 году.
1. Спасение Целей устойчивого развития
Пандемия COVID-19 нанесла сокрушительный удар по ЦУР, которые уже отклонялись от намеченного пути еще до того, как пандемия вынудила закрыть школы, государственные службы и рабочие места по всему миру. Пандемия свела на нет более чем четырехлетний прогресс в искоренении бедности и ввергла миллионы людей в крайнюю нищету. При нынешних темпах к 2030 году 574 миллиона человек по-прежнему будут жить в бедности, что составляет почти 7% населения мира, причем большинство из них проживает в Африке.
Российское вторжение в Украину только ухудшило перспективы, в том числе спровоцировав глобальную нехватку продовольствия, от которой несоразмерно пострадало беднейшее население мира. С 2019 года острое отсутствие продовольственной безопасности увеличилось более чем вдвое. Перед развивающимися странами стоит невероятно сложный выбор, поскольку они пытаются справиться с растущими ценами на продукты питания, последствиями изменения климата и непосильным долговым бременем, усугубляемым инфляцией и кризисом ликвидности. Беднейшие страны мира, скорее всего, столкнутся с 35-процентным увеличением выплат по долгам в этом году. Именно эта невозможная ситуация побудила премьер-министра Барбадоса Миа Моттли призвать к серьезным изменениям в многосторонней системе развития и финансирования путем создания Бриджтаунской инициативы.
Миа Амор Моттли, премьер-министр Барбадоса, выступает на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи, призывая к серьезным изменениям в многосторонней системе развития и финансирования. ФОТО: Фото ООН/Cia Pak
Женщины и девочки несут на себе непропорциональную тяжесть отката ЦУР и еще больше отодвинули мир от гендерного равенства. Насилие в отношении женщин остается повсеместным явлением. Женщины по-прежнему сталкиваются с неприемлемыми препятствиями на пути осуществления своих прав. По данным Фонда ООН в области народонаселения, в 2022 году только 57% женщин могли самостоятельно принимать решения в отношении своего сексуального и репродуктивного здоровья и прав. Более того, прогресс в расширении представительства женщин на руководящих должностях остается неприемлемо медленным. В совокупности, по оценкам Всемирного экономического форума, потребуется более 130 лет, чтобы ликвидировать глобальный гендерный разрыв.
В следующем году вас ждет ряд ключевых моментов, которые вместе могут способствовать формированию лидерства, обязательств и партнерских отношений, необходимых для изменения кривой ЦУР. В марте мировые лидеры соберутся в столице Катара Дохе на пятую Конференцию ООН по наименее развитым странам, чтобы принять план и сформулировать новые обязательства по поддержке стран, наиболее далеких от достижения ЦУР. В июле на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию в Нью-Йорке более 40 стран представят обновленную информацию о своем прогрессе в достижении целей, но, что более важно, эта встреча послужит моментом для объединения сторонников ЦУР в ведущих секторах. в Генеральной Ассамблее ООН в сентябре. Именно там весь мир соберется на Саммите по ЦУР, который станет промежуточным этапом реализации Повестки дня в области устойчивого развития. В преддверии саммита будет опубликован второй Глобальный доклад об устойчивом развитии, опубликованный независимой группой ученых, назначенных Генеральным секретарем. В нем будет дана оценка прогресса в достижении Целей и степени отката, а также предложено основанное на фактических данных руководство о том, как мир может ускорить прогресс в достижении ЦУР. Крайне важно, чтобы лидеры приняли центральное обязательство ЦУР, чтобы никто не был забыт, и придали срочность началу второй половины Повестки дня в области устойчивого развития.
Сентябрьтакже станет промежуточным этапом Форума «Поколение равенства» — новаторского партнерства в области гендерного равенства, запущенного в 2021 году и подкрепленного обязательствами в размере 40 миллиардов долларов. Но обязательства и планы не приведут к изменениям, если их просто оставить на бумаге, поэтому в середине собрания Форума основное внимание будет уделено повышению подотчетности и эффективности работы Форума.
Любые усилия, направленные на то, чтобы направить ЦУР на правильный путь, будут зависеть от возобновления обязательств по финансированию развития, и лидеры должны прийти на встречу высокого уровня по финансированию развития в следующем году с новыми обязательствами. Но кризисы этого года также придали импульс дискуссиям о более глубоких реформах многосторонней системы финансирования развития, поскольку без таких реформ мир будет бороться за ускорение достижения ЦУР. Премьер-министр Моттли стремится трансформировать финансирование развития для оказания помощи странам, переживающим тройной кризис неприемлемого долга, изменения климата и инфляции/ликвидности, за счет расширения кредитования, экстренной ликвидности для стран, несущих неприемлемое долговое бремя, и разработки глобальных систем для поддержки стран, переживающих кризис. стихийное бедствие или климатический кризис. Частично благодаря ее лидерству в стремлении к реформе Всемирного банка появился новый импульс. Этот акцент на равноправии и справедливости может также дать толчок для того, чтобы дать большее право голоса большему количеству стран во время пересмотра квот Международного валютного фонда (МВФ), который должен завершиться в декабре следующего года.
2. Подведение итогов усиливающегося климатического кризиса
Важный прорыв в области климатической справедливости произошел на КС 27 в Шарм-эль-Шейхе, Египет, когда было достигнуто соглашение о создании новых механизмов финансирования, в том числе механизма «убытков и ущерба», предназначенного для оказания поддержки странам, которые уже испытывают последствия изменения климата. Это, в сочетании с запуском инициативы Генерального секретаря «Раннее предупреждение для всех», представляет собой важные шаги в 2022 году по преодолению вреда изменения климата, который непропорционально ощущается в развивающихся странах. Ряд важных моментов в течение года привлек новое внимание и обязательства по продвижению действий по защите мировых океанов. На КС 15 по биоразнообразию страны договорились охранять к 2030 году не менее 30% земель, внутренних вод, прибрежных районов и океанов в условиях напряженности между некоторыми развитыми и развивающимися странами.
Искусственные рифы установлены в Мон-Шуази, Маврикий. Рифы служат новым домом для рыб, которые потеряли свою естественную среду обитания из-за повышения температуры моря, и защищают пляжи, преодолевая силу волн, достигающих берегов. ФОТО: Рубен Пиллэй/Climate Visuals
Но эти достижения произошли на тревожном фоне. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) подтвердила в этом году, что ограничение потепления до 1,5 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем, что является целью Парижского соглашения, требует, чтобы выбросы достигли пика до 2025 года и сократились более чем на 40% к 2030 году. Предварительное состояние глобального климата указывает на то, что выбросы в этом году снова возрастут. Крупные стихийные бедствия в 2022 году, в том числе разрушительное наводнение в Пакистане, подчеркивают необходимость безотлагательного прогресса в адаптации к изменению климата.
У мира будет возможность продемонстрировать, серьезно ли он относится к устранению вреда, наносимого изменением климата, на COP 28 в следующем году, когда ожидается, что страны согласятся с новой глобальной целью по адаптации. COP 28 также послужит кульминацией первой Глобальной оценки прогресса в реализации Парижского соглашения. Государства-члены также согласились до КС 28 согласовать важные детали относительно того, как установить механизм «убытков и повреждений», о котором договорились в этом году. Остаются сложные вопросы, в том числе то, как будет финансироваться и распределяться объект.
2023 также будет промежуточным этапом проверки Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий. Этот обзор будет посвящен лучшему пониманию и устранению системного характера риска и послужит возможностью привлечь политическое внимание и стремление снизить риски, связанные со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами. Отдельно будут продолжены переговоры по соглашению о пластмассах, которое должно быть согласовано в 2024 году.
3. Управление последствиями «длинного хвоста» COVID-19
2022 год начался с глобального всплеска COVID-19случаев, вызванных вариантом Omicron, который способствовал более чем 300 миллионам случаев заражения вирусом в этом году. С момента своего начала пандемия унесла жизни более 6,6 миллиона человек. Хотя быстрая разработка вакцин против COVID-19 стала невероятным достижением сотрудничества и COVAX, глобальное партнерство под руководством ООН по ускорению равного доступа к вакцинам против COVID-19 продемонстрировало новые формы солидарности, доступ к вакцинам остается крайне неравным. По состоянию на декабрь 2022 года 72,8% людей в странах с высоким уровнем дохода получили хотя бы одну дозу по сравнению с 28,9% населения.% жителей стран с низким доходом. Кроме того, COVID-19 нанес серьезный удар по более широким программам иммунизации. В мире зарегистрировано падение охвата иммунизацией с 86% в 2019 г. до 81% в 2021 г. В этом году также появились новые патогенные угрозы, в том числе распространение оспы, от которой к декабрю 2022 г. было зарегистрировано более 80 000 случаев. Все это происходило, когда политики, медицинские работники и другие лица боролись с волнами дезинформации и дезинформации, связанных со здоровьем.
учащихся средней школы Махендра в Непале заразились COVID-19вакцина в рамках первого этапа кампании, ориентированной на детей в возрасте от 5 до 11 лет. Запуск вакцинации для этой возрастной группы стал возможным благодаря 2,2 миллионам педиатрических вакцин, переданных в дар Непалу через фонд COVAX. ФОТО: ЮНИСЕФ/Лакшми Прасад Нгакхус
Признавая необходимость укрепления коллективного потенциала для подготовки к будущим пандемиям и реагирования на них, в этом году страны начали переговоры о новом соглашении о пандемии. В этом году мир также добился значительного прогресса в финансировании глобального здравоохранения. Пандемический фонд был создан для поддержки стран с низким и средним уровнем дохода в повышении готовности к будущим пандемиям. Помимо COVID-19, в мае страны договорились значительно увеличить долю гибкого и предсказуемого финансирования, доступного для Всемирной организации здравоохранения, а глобальная конференция по объявлению взносов для Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией привлекла более 15,6 млрд долларов США в виде обязательств, что является самой большой суммой за всю историю. средства, собранные многосторонним фондом здравоохранения.
В 2023 году страны, засучив рукава, договорятся о соглашении о пандемии, которое планируется заключить в мае 2024 года. В сентябре мир соберется на рекордное количество встреч на высоком уровне по глобальному здравоохранению в Генеральной Ассамблее, о всеобщем охвате услугами здравоохранения — на полпути к достижению этой цели к 2030 г. — туберкулезе, а также о готовности к пандемии и ответных мерах. Глобальное здоровье также будет главным приоритетом во время Саммита ЦУР на той же неделе, особенно с учетом широко распространенного вреда, который COVID-19вызванные повесткой дня ЦУР.
4. Рекордное удовлетворение гуманитарных потребностей, вызванных конфликтами и стихийными бедствиями
Российское вторжение в Украину увеличило и без того исторический уровень глобальных гуманитарных потребностей и перемещений.
В середине 2022 года глобальное вынужденное перемещение составило 103 миллиона человек, что больше, чем 89,3 миллиона человек в конце 2021 года. Согласно последнему Глобальному гуманитарному обзору, в 2021 году примерно 274 миллиона человек во всем мире остро нуждались в гуманитарной 17% больше, чем в прошлом году. К 2023 году это число снова подскочит, в результате чего число нуждающихся составит 339 человек.миллионов, больше, чем население США. Это означает, что каждый 23-й человек на планете нуждается в экстренной помощи только для того, чтобы выжить.
Этот резкий рост касается миллионов женщин, мужчин и детей, оказавшихся на грани выживания, и уже уязвимых сообществ, которым угрожает само их выживание. Но хотя сейчас мы сталкиваемся с историческими уровнями глобальных потребностей и перемещений, в источнике этих кризисов нет ничего нового: конфликты, как затяжные, так и разрастающиеся, и все более драматичные последствия чрезвычайной климатической ситуации усугубили как страдания невинных гражданских лиц, так и давление на наша многосторонняя система для предоставления жизненно важной поддержки и решений.
В 2022 году вторжение в Украину обнажило глобальную взаимосвязанность конфликта. В Украине 7,8 миллиона человек покинули страну и более 6,5 миллиона были перемещены внутри страны. Еще миллионы пострадали от мучительной тяжести войны и оккупации, атак на гражданскую инфраструктуру и почти полного отсутствия доступа к еде, воде, лекарствам и другим предметам первой необходимости. Одновременно последствия войны отразились на всей глобальной системе, усугубив нехватку продовольствия, удобрений и топлива во всем мире. Были предприняты героические усилия для предотвращения полной гуманитарной катастрофы, такие как посредничество в рамках Черноморской зерновой инициативы, благодаря которой 11,2 миллиона метрических тонн зерна и продуктов питания были отправлены из Украины для глобальных поставок с момента заключения сделки в июле. Но Всемирная продовольственная программа по-прежнему сообщает, что 828 миллионов человек во всем мире ложатся спать голодными каждую ночь, и что в общей сложности 49миллионов человек в 49 странах находятся на грани голода. Угроза ядерной войны или ядерной катастрофы, а также катастрофические последствия, которые она может иметь для людей и планеты, редко ощущались более вездесущими.
В 2023 году важно, чтобы мировое сообщество и наша многосторонняя система извлекли уроки из этого года, в том числе из поддержки украинцев, вынужденных покинуть свою страну, и из обширных усилий по преодолению последующих последствий конфликта. Огромные волновые последствия преследований и конфликтов были так ясно выделены, и в наступающем году мы должны более активно оказывать поддержку — от устойчивого высокого уровня гуманитарного финансирования до предоставления убежища и долгосрочных решений для беженцев — кризисам, о которых не пишут на первых полосах, из Гаити. в Сахель в Северной Африке, в Сирию и повсюду между ними. Жизни висят на волоске. Цена бездействия слишком велика.
5. Создание более инклюзивных систем для международного сотрудничества
Пересекающиеся глобальные кризисы и напряженность между странами доводят ООН и более широкую многостороннюю систему до предела. В начале российского вторжения в Украину Мартин Кимани, постоянный представитель Кении при ООН, предупредил, что многосторонность находится на смертном одре. Позднее в том же году Генеральный секретарь предупредил, что геополитические разногласия «подрывают все формы международного сотрудничества», и подчеркнул, что «так продолжаться не может».
Системе удалось удержаться в 2022 году, и она даже принесла некоторые важные дипломатические достижения. Но глобальные взаимосвязанные кризисы в течение года, которые непосредственно затронули почти каждого человека в мире, также придали новую актуальность и стимул к укреплению многосторонних институтов и созданию более инклюзивных систем для сотрудничества. Они также продемонстрировали, что нам нужны лучшие способы заглядывать в будущее, чтобы понимать, оценивать и реагировать на быстро меняющиеся кризисы и более широкие тенденции, формирующие наш мир, от демографии до технологий и системных рисков.
Каждая серия промежуточных проверок наших целей на 2030 год в следующем году важна сама по себе. Вместе они представляют собой проверку нашей надежности и возможность гарантировать, что, когда разразится следующий глобальный кризис, будут созданы более устойчивые системы, и мы будем лучше подготовлены к реагированию. 2023 год предоставит дополнительные возможности для создания более инклюзивных и эффективных многосторонних систем.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш выступает на COP15 в Монреале, Канада. Генеральный секретарь призвал положить конец «войне с природой», предупредив, что потеря биоразнообразия дорого обходится людям. ФОТО: Фото ООН/Эван Шнайдер
Важная возможность заключается в подготовке к Саммиту будущего в 2024 году. В следующем году страны начнут переговоры по ключевым элементам, как это предлагается в докладе Генерального секретаря «Наша общая повестка дня», опубликованном в прошлом году. К ним относятся новая повестка дня для мира, глобальный цифровой договор и декларация о будущих поколениях. Подготовительная министерская встреча на Генеральной Ассамблее ООН в следующем году предоставит лидерам возможность внести авансовый платеж за этот амбициозный набор предложений о будущем многосторонности.
Помимо ООН, Индия планирует использовать свое председательство в G20, чтобы сосредоточиться на многосторонних реформах, и Япония имеет аналогичные планы на свое председательство в G7. Мы также должны ожидать более серьезных усилий, направленных на то, чтобы сделать многостороннюю систему более инклюзивной и способной реагировать на вызовы XXI века, в том числе в рамках Совета Безопасности ООН, Всемирного банка и МВФ.
Для того, чтобы максимально использовать возможности, имеющиеся в 2023 году, потребуется ясный и честный взгляд на то, в чем мир сбился с пути, не теряя надежды в отношении масштаба проблемы. Без сомнения, глобальное сотрудничество подвергнется новым испытаниям в предстоящем году, и срочность, необходимая для соблюдения сроков 2030 года, станет еще более очевидной. По мере того, как бушуют гуманитарный, медицинский и климатический кризисы, мировые лидеры должны будут выбрать солидарность и сделать беспрецедентные шаги для людей и планеты, прежде чем истечет время. Слишком многое поставлено на карту, чтобы сделать какой-либо другой выбор.
Кейт Лумис, специальный помощник президента и главного исполнительного директора отдела политики и новых инициатив, и Кара Скелли, бывший стажер по планированию политики, внесли свой вклад в эту статью.
Причины глобальных проблем
Глобальные проблемы – это закономерные последствия современной глобализации и безудержного экономического роста. Они являются результатом: нерационального использования природных ресурсов; экспансионистский характер нынешней экономики, основанной на углеводородах; и геополитическое противостояние сверхдержав, обладающих оружием массового уничтожения. Они также вызваны такими процессами, как неконтролируемое производство, потребление, загрязнение, рост населения и давление на экосистемы.
Проблемы становятся глобальными, когда они соответствуют следующим критериям:
- охватывают интересы всего человечества в настоящем и будущем;
- имеют тотальный и мировой характер по отношению к природе человека, общества и экосистемы в целом и в принципе;
- обладают способностью исторически и эволюционно влиять на уровень социального и планетарного существования и развития;
- обладают масштабным потенциалом риска и представляют высокий уровень угрозы в случае их неустранения;
- они характеризуются абсолютной невозможностью решения в локальном или региональном масштабе с использованием местных ресурсов, частных инструментов и механизмов.
Глобальные проблемы представляют собой глобальные проблемы, которые можно ранжировать следующим образом:
- увеличение вреда окружающей среде и риска экологической катастрофы;
- асимметричное развитие человечества и социально-экономическое неравенство между людьми и нациями;
- демографическая проблема: неконтролируемый рост в беднейших странах и снижение рождаемости в развитых странах;
- международных террористических угроз;
- угроза Третьей мировой войны;
- продовольственный кризис и голод;
- ресурсно-энергетический кризис и нехватка углеводородной энергетики как текущей экономической основы;
- социокультурных и религиозных конфликтов и конфликтов цивилизаций;
- региональный сепаратизм как форма противодействия глобализации;
- скрытая классовая борьба, углубление классических капиталистических противоречий и возникновение новых;
- пандемий в странах третьего мира и «болезней цивилизации» в развитых странах;
- снижение общего интеллектуального уровня человека;
- наступление Шестого технико-экономического уклада и экономические риски, вызванные неравным уровнем развития различных отраслей экономики и производства, а также неравными рынками потребления.
- угроза планетарного масштаба и фактор планетарного объединения.
Примечательно, однако, что сами глобальные проблемы, чего бы они ни касались, лишь стимулируют дальнейший процесс глобализации. Они требуют не количественного расширения, а качественного изменения, собственной эволюции и перехода к чему-то более высокому с точки зрения организации, целей и, по сути, интеграции человека. Это вполне логично, ведь глобальный характер этих проблем (упомянутый ранее экологический кризис или современное состояние окружающей среды и инерционность биосферных процессов) несоизмеримо превышает возможности решения, имеющиеся в распоряжении отдельных государств и даже некоторых международных объединений. .
Совершенно бессмысленно пытаться решать проблемы, вызванные глобализацией, ставшие проблемами глобального мира, на основе устоявшихся аргументов сторонников теории золотого миллиарда и антиглобалистов за и против. У нас должна быть качественно иная научно-практическая платформа, включающая в себя условия не только для конструктивной критики, но и для практической гармонизации мироустройства.
В противном случае никакая подобная деятельность или критика глобализации с позиций частных интересов или отдельных проблем никогда не будет конструктивна, никогда не смягчит острые противоречия глобального мира и не решит насущные проблемы, достигшие уровня выживания планеты.
Невозможно решить глобальные проблемы, снять противоречия и минимизировать риски для глобального мироустройства, когда задействована только одна или несколько стран, даже если эти страны имеют самое большое население и самую сильную экономику. Это глобальные, международные вопросы хотя бы потому, что они имеют международно-правовой статус и требуют колоссального финансирования. Необходимость достижения всеобщей справедливости в мире заставляет учитывать интересы всех участников процесса. Даже самые удаленные в географическом плане участники от эпицентра любой проблемы подпадают под это определение, потому что она вызвана глобальной проблемой. Мы не можем допустить ни каких-либо исключений, ни меньшинств, интересы которых не учитывались бы или игнорировались.