Разное

Индивид личность: Ошибка 403 — доступ запрещён

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

В психологии и социологии понятие «человек» отождествляется с понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность».


Человек — родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду.

Индивид — единичный представитель вида Homo sapiens. 

 Индивидными признаками являются:

  • морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз)

  • психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность)


Личность —это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

 Признаки личности: 

  • разумность, 
  • свобода, 
  • ответственность

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Индивид — это человек как отдельное живое существо, представитель вида Homo Sapiens («человека разумного»).

Этот термин был введен древнеримским философом Цицероном как своего рода «атом» человеческого общества. Другими словами, это и единичный представитель человечества как рода, и существо, обладающее своими уникальными, своеобразными особенностями.

Личность (от лат. «persona» — «особа») — это индивид, обладающий сознанием и совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Другими словами, личность — это совокупность психологических и физических индивидуальных особенностей человека, его привычек и предпочтений, социального опыта, характера и темперамента, определяющих его поведение в обществе.

Важнейшие свойства личности:

  • Знания о мире, обществе, себе;
  • Познавательные и практические умения;
  • Социальный опыт;
  • Моральные ценности и идеалы;

Структура личности:

  1. Социальный статус (место человека в системе общественных отношений).
  2. Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу).
  3. Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения).

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.

Личность формируется только в обществе, те. это социальная сущность человека.

Большинство людей ошибочно предполагают, что слабохарактерные и пассивные люди не являются личностью, а ведь это просто их особенности. Ученые и психологи исключают из этой категории лишь детей до трех лет, первобытных людей, не владеющих речью и психически неуравновешенных.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся на протяжении всей жизни. Формирование личности происходит в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и т.п. Этот процесс называют социализацией личности. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта и осуществляется через его включённость в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни.

Социализация — это процесс становления человека в обществе, усвоение им социального опыта предшествующих поколений и его последующее развитие.

В процессе социализации человек становится личностью, которая приобретает неповторимость, своеобразие, социально значимые отличия, непохожесть на других, т. е. индивидуальность.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие всех проявлений человека, подчеркивающее его исключительность, многосторонность и гармоничность (человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.) Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Индивид, личность, индивидуальность. Понятие и содержание индивидуальности

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. Слово «личность» можно услышать и в рассказе молодой мамы о своем новорожденном малыше, и даже в рассуждениях хозяйки о своей кошке или собаке.

На самом деле это слишком вольное обращение с серьезными психологическими понятиями. Синонимами они не являются и, несмотря на то, что каждое из этих слов обозначает совокупность качеств человека, между ними есть существенные различия.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Индивид как представитель человеческого вида
  • 2 Личность – продукт социальных отношений
    • 2.1 Понятие и признаки личности
    • 2.2 Структура личности
  • 3 Что такое индивидуальность

Индивид как представитель человеческого вида

Человеческое сообщество состоит из отдельных индивидов. То есть этим словом мы можем назвать любого представителя Homo sapiens вне зависимости от возраста, расы, уровня умственного развития, состояния здоровья или положения в обществе.

В отношении представителя сообщества животных обычно употребляется понятие «особь». Иногда и человека так называют, но в таком случае данный термин звучит с оттенком пренебрежения, а то и как явное оскорбление.

Итак, индивид – это представитель людей как биологических существ, и его характеристики тоже имеют биологическую природу. К ним относятся следующие:

  • генотип – совокупность врожденных особенностей генов, создающая условия для уникального развития организма;
  • фенотип – совокупность особенностей организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа со средой;
  • целостность биологической и физиологической структуры организма и ее устойчивость к воздействию среды.

Кстати, отличия индивида (человека) от особи (животного) заключается именно в биологических – генотипических и фенотипических особенностях. Ни речь, ни сознание, ни трудовая деятельность или прямохождение не относятся к характеристикам индивида. Они хоть и присущи исключительно людям, но не являются биологически заданными, а формируются в процессе развития человека под влиянием социума.

Поэтому к категории «индивид» мы можем отнести и новорожденных младенцев, которые ни говорить, ни ходить не умеют, и умственно неполноценных, и глухонемых, и даже находящихся в коме. Человек индивидом рождается и остается им до самой смерти, вне зависимости от условий существования.

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Что такое индивидуальность

Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.

И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность».

Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.

Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:

  • в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
  • в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
  • в уровне и характере интеллекта;
  • в особенностях активности и деятельности;
  • в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
  • в мотивации поведения;
  • в задатках и способностях;
  • в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
  • в характере социального взаимодействия;
  • в интересах, потребностях и возможностях;
  • в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.

И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.

И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.

Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

Что такое личность? Определение, развитие и теории

Ваша личность включает в себя модели ваших мыслей, действий и эмоций. Это также зависит от вашего темперамента и опыта.

У каждого человека есть своя уникальная личность, которая может развиваться и меняться с возрастом.

В психологии изучение личности исследует процессы, лежащие в основе развития ваших уникальных характеристик и личностных черт, а также то, как они проявляются и изменяются с течением времени. Другими словами, как ваши индивидуальные характеристики объединяются, чтобы составить ваш уникальный тип личности.

Термин «личность» относится к набору черт и моделей мышления, поведения и чувств, которые делают вас вами .

После определенного возраста личность в основном постоянна. В разных ситуациях вы будете действовать или думать одинаково из-за своей личности. Однако некоторые черты личности и модели поведения могут меняться со временем.

Ваша личность включает в себя:

  • черты, такие как верность, перфекционизм и экстраверсия
  • характер, который включает в себя ваши основные убеждения и этический кодекс
  • темперамент, с которым вы родились и который включает вашу предрасположенность действовать и чувствовать определенным образом

Что такое черта характера?

Черты личности — это характерные модели того, как вы думаете, чувствуете и действуете.

У людей могут развиваться определенные черты по скользящей шкале, при этом некоторые черты становятся более интенсивными и доминирующими, чем другие.

Общие примеры черт личности включают:

  • великодушие
  • экстравертность
  • верность
  • смелость
  • честность
  • высокомерие

Ваша личность не неизменна и неизменна. Исследования показывают, что вы не просто рождаетесь с определенными шаблонами и чертами, они развиваются со временем.

На вашу личность могут влиять:

  • гены
  • биология
  • жизненный опыт
  • неблагоприятные события, с которыми вы столкнулись
  • сообщество и культура
  • ранние связи
  • стили воспитания

Существует ряд теорий развития личности, и большинство из них подчеркивает, что опыт раннего детства является ключевым в этом процессе.

Расстройства личности — это расстройства психического здоровья, которые связаны с некоторыми личностными чертами, которые, как правило, вызывают сильные страдания и создают проблемы в различных аспектах вашей жизни.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации группирует расстройства личности по трем отдельным категориям: кластер A, кластер B и кластер C.

Расстройства личности группы А включают странные и эксцентричные черты и включают:

  • параноидное расстройство личности
  • шизотипическое расстройство личности
  • шизоидное расстройство личности

    • нарциссическое расстройство личности (НПЛ)
    • антисоциальное расстройство личности
    • пограничное расстройство личности (ПРЛ)
    • истерическое расстройство личности (HPD)

    Расстройства личности кластера C включают черты страха и тревоги и включают:

    • обсессивно-компульсивное расстройство личности (не путать с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР))
    • зависимая личность расстройство
    • избегающее расстройство личности

    Почему развиваются расстройства личности? На это может повлиять ряд факторов, в том числе гены, физиологические процессы, травматические события, влияние культуры и детский опыт.

    Несмотря на то, что жизнь с расстройством личности может быть трудной, этим состоянием можно управлять при поддержке специалиста по психическому здоровью.

    Существует ряд теорий личности, которые исследуют развитие и выражение человеческой личности.

    Ни одна теория личности не является «правильной». Это разные способы взглянуть на то, что такое личность, и исследовать ее.

    Общие теории включают:

    1. Психодинамические теории

    Психодинамические теории личности основаны на некоторых работах Зигмунда Фрейда, в частности, на идее о том, что ваше Я включает в себя три аспекта: Ид, Эго и Супер-Эго.

    Фрейд также предположил, что опыт раннего детства оказывает глубокое влияние на развитие личности и возможность жить с психическими расстройствами.

    Позднее исследования Карла Юнга и Эрика Эриксона основывались на некоторых аспектах теорий Фрейда и подвергали их сомнению. Работы Юнга и Эриксона внесли большой вклад в психодинамические теории личности.

    2. Теории черт

    Теории черт основываются на идее о том, что у всех нас есть общие личностные черты, но они попадают в разные точки спектра.

    Хорошо известной теорией черт является пятифакторная теория, также известная как Большая пятерка, предложенная Дональдом В. Фиске.

    Фиске предположил, что человеческая личность включает в себя пять черт:

    • приятность
    • добросовестность
    • экстраверсия
    • невротизм
    • открытость для переживания

    Каждый человек испытывает эти черты на каком-то уровне. Например, у вас может быть высокий уровень экстраверсии, но низкий уровень невротизма, в то время как у вашего брата или сестры может быть противоположное.

    3. Биологические теории

    Биологические теории личности сосредоточены на физиологических факторах, влияющих на вашу личность. Эти теории предполагают, что физические характеристики, такие как структура мозга, могут определять развитие личности.

    4. Теории поведения

    Теории поведения изучают, как ваша личность формируется под влиянием вознаграждений и наказаний из вашего окружения.

    Вознаграждение за определенные поступки и наказания за другие могут заставить вас вести себя и думать определенным образом.

    6. Гуманистические теории

    Гуманистические теории личности предполагают, что ваше собственное самовосприятие – другими словами, то, кем вы себя считаете – может определять вашу личность.

    Гуманистическая теория была предложена Абрахамом Маслоу (который создал иерархию потребностей Маслоу). Маслоу предположил, что ваша личность является результатом удовлетворения или не удовлетворения ваших самых основных потребностей.

    Другая гуманистическая теория была предложена Карлом Роджерсом, который предположил, что вами движет потребность в самореализации. Ваша личность определяется вашим стремлением к личностному росту и совершенствованию.

    Опросы и тесты на определение личности направлены на выявление и классификацию ваших личностных черт или характеристик.

    Общие личностные тесты включают индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI) и теорию эннеаграммы.

    Хотя многие люди считают тестирование личности полезным, некоторые из этих тестов, такие как MBTI и Enneagram, не подтверждены исследованиями.

    Проверить личность сложно. Большинство личностных тестов основаны на самоотчетах.

    Результаты теста зависят от таких факторов, как самосознание, самовосприятие и честность.

    В некоторых случаях ваше настроение, которое не является частью вашей личности, может повлиять на ваши ответы.

    Тем не менее, некоторые личностные тесты, в том числе онлайн-опросы, все же могут предоставить вам возможность для саморефлексии. Это само по себе может быть ценным и наводящим на размышления.

    Ваша личность включает в себя то, как вы думаете, чувствуете и ведете себя. Это также включает в себя ваши уникальные черты, темперамент и характер. Он может меняться с возрастом, но обычно перестает развиваться во взрослом возрасте.

    В некоторых случаях, когда серьезные факторы, такие как травма, биология и окружающая среда, создают особые проблемы, у вас могут развиться черты личности, которые вызывают у вас дистресс и межличностные конфликты. Однако с этими расстройствами личности можно справиться при поддержке специалиста в области психического здоровья.

    Личность, индивидуальные различия и генетика поведения (PIB) | Психология

    Программа для выпускников «Личность, индивидуальные различия и генетика поведения» (PIB) предназначена для подготовки ученых-бихевиористов, заинтересованных в понимании природы, происхождения и последствий индивидуальных различий в поведении. Выпускники программы обычно занимают должности в академических кругах или в прикладных научно-исследовательских институтах. Программа PIB отражает давнюю традицию исследований личности, индивидуальных различий и поведенческих генетических исследований в университете.

    В рамках программы рассматривается широкий спектр конструктов индивидуальных различий, в том числе:

    • когнитивные способности
    • темперамент
    • личность
    • мотивов
    • символов 
    • выразительное и социальное поведение
    • психологические интересы
    • социальные установки
    • успеваемость
    • психические расстройства

    Компонент индивидуальных различий программы делает упор на широкое обучение методам и выводам психологии индивидуальных различий.

    В личностном компоненте программы особое внимание уделяется методам измерения и оценки личности, природе и происхождению индивидуальных различий в личности, а также влиянию личности на широкий спектр важных результатов реальной жизни. К ним относятся социальное функционирование, производительность труда и психологические заболевания.

    Поведенческий генетический компонент программы делает упор на использование поведенческой генетической методологии для характеристики взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды в развитии индивидуальных различий.

    Повсюду подчеркивается важность индивидуальных различий как в прикладных, так и в фундаментальных исследованиях. Методология и результаты индивидуальных различий имеют широкое значение для широкого круга исследователей, в том числе:

    • когнитивных психологов
    • нейробиологов
    • геронтологи
    • клинические психологи
    • эволюционные психологи
    • консультации психологов
    • социальные психологи
    • педагоги-психологи
    • промышленные/организационные психологи
    • государственная политика, судебная экспертиза и исследователи животных

    Учебный план

    Будучи студентом PIB, вы пройдете основной набор курсов и семинаров, которые отражают общее содержание и методологию в этой области, включая курсы по количественным методам, методологии исследования и психологической оценке. Они заложат основу, необходимую для проведения психологических исследований. Кроме того, вы выберете из списка курсов, связанных с личностью, индивидуальными различиями и поведенческой генетикой. Вы также разработаете индивидуальный курс обучения в консультации с вашим консультантом, например, включая курсы, которые охватывают оценку, природу и реальные последствия индивидуальных различий в личности, когнитивных способностях и других типах индивидуальных различий, или обучение в молекулярные и количественные генетические подходы. Чтобы узнать о конкретных требованиях к учебному плану программы PIB, посетите Каталог последипломного образования: Психология.

    Исследования

    Вы должны будете активно заниматься исследованиями на протяжении всей своей карьеры выпускника. Студенческие исследования проводятся в сотрудничестве с консультантом выпускников и должны все больше отражать ваши интересы и долгосрочные карьерные цели по мере прохождения программы. В первый год вы должны выполнить исследовательский проект, который обычно приводит к презентации на профессиональной конференции и представлению рукописи для публикации. На втором курсе вы предпримете второй исследовательский проект, который обычно служит магистерской диссертацией. К третьему году вы начнете разрабатывать программу исследований, которая послужит основой для вашей докторской диссертации. На протяжении всего времени участия в программе студентам предлагается сотрудничать со студентами и преподавателями в смежных областях, включая клиническую, социальную, производственную / организационную, консультирование и количественную психологию.

    Возможности финансирования

    Факультет психологии предлагает различные возможности финансирования для аспирантов, включая ассистенты, стипендии и программу обучения, поддерживаемую грантом T32 от Национальных институтов здравоохранения.

    Для получения дополнительной информации посетите веб-страницу «Возможности финансирования» или нашу страницу, посвященную гранту на обучение.

    Инклюзивность и разнообразие

    Программа «Личность, индивидуальные различия и генетика поведения» решительно поддерживает инклюзивность и разнообразие и поощряет заявки от лиц, недостаточно представленных в области психологии, включая лиц из недостаточно представленных расовых и этнических групп, людей с ограниченными возможностями и лиц из неблагополучных семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *