Разное

Иллюзия психология: Иллюзия — Психологос

что это, какие бывают виды, примеры в психологии

Содержание:

  • Иллюзия восприятия в психологии
  • Основные виды
    • Иллюзии невнимательности
    • Аффективные иллюзии
    • Парейдолические иллюзии
    • Оптико-геометрические иллюзии
  • Причины возникновения иллюзий восприятия
  • Примеры иллюзий в психологии

Содержание

  • Иллюзия восприятия в психологии
  • Основные виды
    • Иллюзии невнимательности
    • Аффективные иллюзии
    • Парейдолические иллюзии
    • Оптико-геометрические иллюзии
  • Причины возникновения иллюзий восприятия
  • Примеры иллюзий в психологии

Иллюзия восприятия в психологии

Одним из свойств человеческой психики является ее способность порождать иллюзии — перцептивные ошибки при восприятии внешних объектов или ситуаций. Иллюзии могут проявляться у абсолютно здоровых людей или быть признаком психического расстройства.

Иллюзии восприятия — это искаженная оценка реальных образов, их несоответствие тому, какими они являются на самом деле. Иллюзии могут возникать на уровне любого из органов чувств — они бывают слуховыми, тактильными, вкусовыми, обонятельными, зрительными.

Наиболее распространенными и изученными в психологии являются зрительные иллюзии. При этом их нельзя путать с галлюцинациями: если первые возникают при наличии реально существующих объектов, то вторые — это восприятие объектов, которых на самом деле нет.  

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Примечание

Отличить иллюзию от галлюцинации легко. Если человек видит медведя, а на самом деле это куст, то это иллюзия. А если он видит медведя, а на самом деле никого и ничего нет, то это галлюцинация. 

Основные виды

Выделяют несколько основных иллюзий восприятия:

  • иллюзии невнимательности;
  • аффективные;
  • парейдолические;
  • оптико-геометрические.

Иллюзии невнимательности

Иллюзии невнимательности возникают при недостаточной концентрации внимания либо при нехватке информации, то есть в условиях, затрудняющих восприятие (сильный шум, слабое освещение, значительная удаленность объекта и т. д.). Например, на вечеринке, где играет громкая музыка, вместо одного слова слышится другое. Издалека можно принять незнакомого человека за знакомого и т. д. Часто возникновение этих иллюзий обусловлено ожиданием восприятия, то есть тем, на что настроено внимание в данный момент: так, ожидая увидеть гриб в лесу, человек видит его в опавшем листе или пеньке.

Примечание

Иллюзии невнимательности исчезают сразу же, стоит человеку сосредоточиться на воспринимаемом предмете либо получить о нем дополнительную информацию: например, рассмотреть человека, принятого за знакомого, с более близкого расстояния.

Аффективные иллюзии

Аффектогенные иллюзии проявляются при переживании аффекта

, то есть необычного эмоционального состояния (страха, сильного напряжения и т. д.). Например, бредущему по ночному лесу человеку куст может показаться хищным животным или лешим, а ремень на стуле в темной комнате будет воспринят как готовая к прыжку змея. 

«А в темноте, страшилищами бредя,

Мы куст принять готовы за медведя». 

У. Шекспир.

Аффективные иллюзии — нормальное явление для здоровых людей — особенно в ситуациях, которые воспринимаются как опасные, тревожные или волнительные. Очень часто они возникают у детей, которые боятся темноты и поэтому видят в обычных предметах спальни страшных животных или монстров. 

Также аффективные иллюзии наблюдаются у пациентов с расстройствами психики. Так, если расстройство сопровождается повышенной тревожностью и подозрительностью больного, обычный уличный шум за окном воспринимается им как гомон толпы, которая собралась посмотреть на его казнь; в разговоре посторонних людей человек слышит упреки и осуждение в свой адрес; безобидный предмет в руке соседа по палате воспринимается как нож и т.

д.

Парейдолические иллюзии

Парейдолические иллюзии — это иллюзорное восприятие реальных объектов.

Термин возник от греческих слов «para» («рядом», «около») и «eidolon» («образ»). Феномен был впервые описан Калбаумом и Ясперсом. В то время как некоторые разновидности иллюзий, например оптические, создаются намеренно, парейдолии возникают спонтанно, когда люди видят в случайных предметах различные образы, чаще всего — причудливо-фантастические. 

Пример

Например, рассматривая трещины на потолке, можно увидеть очертание лица, в кофейной пенке или яичнице разглядеть смайлик, в узорах на ковре — волшебный пейзаж, а в облаке на небе — силуэт дракона или корабля.

Очень часто такие иллюзии возникают при галлюцинаторном помрачнении сознания, возникающем вследствие интоксикации алкоголем или психоактивными препаратами.

Иногда парейдолические иллюзии имеют массовый характер, когда сразу много людей видят один и тот же образ при восприятии художественных полотен, природных явлений или других общеизвестных объектов.

Примечание

Одной из самых известных массовых парейдолий считается Кидония — регион на севере Марса. На снимке планеты, сделанном NASA, в одном из холмов люди отчетливо видят человеческое лицо.

Ученые затрудняются при определении причин возникновения этого феномена, выдвигая противоречивые мнения. Так, космолог Карл Саган считает, что парейдолия была необходимым инструментом выживания древнего человека: в условиях плохой видимости и на расстоянии было важно уметь распознавать лица, чтобы заранее понять, друг это или враг. В ходе эволюции люди так хорошо освоили этот механизм, что стали видеть образы даже там, где их нет.

Примечание

Эксперты считают, что многие известные явления являются результатом парейдолических иллюзий, например, легендарное Лохнесское чудовище, НЛО, оживший Элвис Пресли и т. д. 

Парейдолию намеренно используют некоторые художники, например, Иштван Орос, у которого есть целая серия гравюр с подобными иллюзиями. Феномен научились имитировать и цифровые системы — на нем основано, например, распознавание лиц в Facebook и фотоаппаратах. Взяли его на вооружение и промышленные дизайнеры, которые выяснили, что продукт с антропоморфными характеристиками воспринимается потребителями как более привлекательный. 

Пример

Яркий пример использования антропоморфии в промышленном дизайне — Contour Bottle, стеклянная бутылка Coca-Cola, имеющая очертания женского тела.

При этом, чтобы продукт вызвал положительные эмоции, человеческие черты в его дизайне должны быть слабо уловимыми. Если перестараться со сходством, то можно вызвать противоположную реакцию — страх и отвращение. Так, исследования в робототехнике показали, что чем большее сходство имеет робот с живым человеком, тем больше дискомфорта он вызывает у людей. Вероятно, это происходит потому, что робот начинает восприниматься не как машина, а как оживший мертвец или ненормальный человек.

Оптико-геометрические иллюзии

В психологии также выделяют оптико-геометрические иллюзии

 их возникновение связано с особенностями строения и работы органа зрения. Суть этих иллюзий в том, что видимые отношения фигур не совпадают с реальными.

Типичный обман зрения — картинка, на которой нарисованы две линии одинакового размера со стрелками на концах. При этом большей кажется та, у которой стрелки обращены внутрь, а меньшей — та, у которой они обращены наружу.

 

Оптико-геометрические иллюзии не связаны с патологиями психики и возникают абсолютно у всех здоровых людей, поэтому их еще называют физиологическими.

Причины возникновения иллюзий восприятия

Иллюзии восприятия могут возникать по разным причинам:

  • В результате временных функциональных ошибок в работе центральной нервной системы — при переутомлении, стрессовом состоянии, недосыпе и т.
    д.  
  • Из-за конкурирующей сенсорной информации. На человека одновременно воздействуют разные типы сенсорных источников, например, громкая музыка и яркий свет.
  • Интерсенсорные эффекты — объединение чувств для воспроизведения определенного общего воздействия. Например, в ресторане вид и запах блюд, фоновая музыка и цветовая гамма — в совокупности усиливают вкусовые ощущения.
  • Межсенсорное взаимодействие — взаимозависимое (кросс-модальное) действие разных органов чувств для формирования целостного представления об объекте.
  • Стимуляция одного чувства вызывает иллюзию другого — например, звук провоцирует вкусовые или цветовые ощущения, а зрительный образ вызывает тактильные переживания. 

Пример

У человека, который испытывает сильный страх или отвращение по отношению к паукам или жукам, один их вид провоцирует ощущение, что по нему ползают ненавистные насекомые. А наблюдение за качающейся лодкой может легко вызвать чувство укачивания.

Примеры иллюзий в психологии

Самыми известными в психологии являются оптические иллюзии движения. Одна из таких — иллюзия американского психолога Оучи. Если смотреть на шар в центре картинки, то кажется, что узор на нем движется из стороны в сторону. А если подвигать головой туда-сюда, не отрывая от шара взгляда, возникает ощущение, что узоры движутся вокруг него.

 

Еще один пример — так называемая фрактальная иллюзия: кажется, что рисунок пульсирует. 

 

На иллюзии Акиоши Китаока круги «движутся».

 

Широко известны и иллюзии перевернутых картинок

 

Примеры парейдолии можно часто увидеть в повседневной жизни.

   

 

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4. 79 (Голосов: 29)

Поиск по содержимому

Как возникают иллюзии восприятия? | PSYCHOLOGIES

Познать себяЧеловек среди людей

Давным-давно философов интересовало, насколько то, что мы воспринимаем, соответствует тому, каков мир на самом деле. Например, древнегреческий философ Демокрит считал, что от вещей, которые нас окружают, отделяются тоненькие оболочки. Они летят и попадают на сетчатку глаза, и там получается точный отпечаток.

Примерно так же считал много веков спустя Рене Декарт. Но даже простейшие опыты показывают, что этот отпечаток неполон и может соответствовать чему угодно. На самом деле то, что мы видим, определяется не только глазами, но и мозгом.

От ошибок — к механизмам

Еще в XVII–XVIII веках стали появляться картинки, которые показывали, что одно и то же может восприниматься по-разному. Этим активно занимались фокусники и иллюзионисты, которые первыми обнаружили, что нашим вниманием можно управлять.

В начале XXI века было заявлено целое направление — нейромагия. Она предлагала двигаться от неоднозначностей, ошибок, иллюзий нашего восприятия к тем механизмам, которые за ними стоят.

Ученые создали целую классификацию того, что может порождать ошибки в нашем восприятии. Они могут быть связаны с вниманием, памятью, работой мышления — по сути, со всеми познавательными процессами. И оказывается, что повлиять на них можно очень сильно.

Восприятие или построение образов — процесс очень эффективный. Он работает за доли секунды и позволяет очень точно схватить смысл любой, даже очень сложной ситуации. В силу того что наше восприятие заточено под очень широкий круг задач (опознания предметов, людей и их действий, в том числе в непривычных ситуациях), такое быстрое схватывание может выдавать ошибки.

Эти ошибки восприятия — иллюзии — оказались хорошим ключом к пониманию того, как восприятие работает

Определяют иллюзию очень просто: как искажение в восприятии любого признака объекта — формы, названия, положения в пространстве. Все эти признаки очень зависят от контекста.

К примеру, яркость объекта или его цвет не воспринимаются сами по себе, а задаются контекстом, в котором мы видим этот объект. Ставшая знаменитой иллюзия с платьем, которое одни пользователи видели черно-синим, а другие бело-золотым, связана именно с тем, как мозг интерпретирует источник света и силу освещения.

А если объект движется, мы видим не его текущее положение в пространстве, а ту позицию, в которой он окажется через долю секунды. Эволюция наделила нашу зрительную систему способностью предугадывать будущее. Вероятно, это было нужно для выживания.

А есть иллюзии, которые абсолютно и полностью определяются накопленным нами опытом и знаниями о мире.

Под диктовку мозга

Если мы посмотрим на то, как устроен процесс восприятия, мы увидим, что это всегда два встречных потока — восходящий и нисходящий.

  • Восходящий включает внешнее воздействие — информацию о цвете, свете и форме, попадающую на сетчатку и передаваемую на следующие уровни анализа информации.
  • Нисходящий определяется тем, что от нас хотят, что мы знаем, в каком контексте эта информация предъявлена. И только как результат взаимодействия этих потоков мы получаем то, что мы в конечном счете увидим.

Идея о том, что восходящая линия важнее, появилась очень давно, в XIX веке, в работах физика и физиолога Германа Гельмгольца, который придумал теорию бессознательных умозаключений.

Он считал, что восприятие устроено по аналогии с мышлением, то есть представляет собой скорее умозаключение

У нас есть некоторая малая посылка: то, что на нас сейчас воздействует. Мы сопоставляем это воздействие с большой посылкой — всем нашим прошлым опытом. Поэтому, если мы что-то воспринимаем не так, как оно есть, на самом деле это ошибка умозаключения.

Главный источник иллюзий — наши знания о мире. Поэтому нашему восприятию свойственна так называемая предметность. Это значит, что мы воспринимаем не цвета, не форму или угол наклона. Мы воспринимаем объекты. Если мы смотрим на лицо, мы видим не набор линий и участков разной яркости, а именно лицо.

Когда внешнее воздействие и наши знания вступают в конфликт, наш опыт в большинстве случае оказывается подавляющим, и конфликтов не возникает. Например, возьмем то же лицо. Оно не бывает вогнутым. Поэтому если нам показывают вращающуюся маску, мы видим ее выпуклой с одной и с другой стороны.

Вижу, потому что хочу

Восприятие определяется не только нашим опытом, но и нашей готовностью определять ситуацию так, а не иначе, то есть нашими установками. Эти установки, в свою очередь, могут задаваться контекстом (нам показали знакомую форму, и мы готовы увидеть то, что ожидаем увидеть), нашими желаниями и переживаниями.

Например, пословица «У страха глаза велики» говорит именно об этом: нечто пугающее будет казаться большим, чем есть на самом деле. То же самое относится к объектам, которые для нас привлекательны.

Один из основателей когнитивной психологии Джером Брунер в 1940-е годы проводил опыты с восприятием. Он сравнивал, как дети оценивают размер картонных кружочков и размер монеток. Любому ребенку монетка важнее, чем картонка.

Мы увидим, что по сравнению с оценками кружочков монетки существенно переоцениваются

Более того, все зависит и от того, из какой среды ребенок. Брунер специально брал детей из богатых семей, которые имеют карманные деньги, и детей из бедных семей, которые их не имеют.

Бедные дети переоценивают монетки больше, чем богатые. И вот что интересно: десятицентовую монету они переоценивают больше, чем двадцатицентовую. Возможно, потому, что таких денег они просто не видели.

Об эксперте

Мария Фаликман — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

Текст:Антон СолдатовИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Как научиться говорить о сексе без стыда и страха: 3 совета и 1 упражнение

Feel & Touch: лимитированный бьюти-бокс Psychologies — разбор состава

Кнут и пряник: 3 распространенных способа удержать партнера — выводы ученых

Почему вы влюбляетесь в нарциссов: (не)приятная правда

Смертоносные тренинги: как псевдопсихологи заманивают в секты и доводят учеников до самоубийства

Ока, храмы и калачи: что делать в Муроме — гайд по городу

Ретроградный Меркурий: что это значит — 4 главных вопроса психологам

8 лайфхаков, которые улучшат память

иллюзий | Введение в психологию

Цели обучения

  • Объяснить, как и почему психологи используют иллюзии

Почему иллюзии?

Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы для изучения этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.

Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.

Создание и тестирование иллюзий восприятия было плодотворным подходом к изучению восприятия, особенно визуального, с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.

Иллюзии глубины

Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму. В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте взглянем на несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?

Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.

Большинство людей воспринимают верхнюю линию как более широкую. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее. Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.

Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.

Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.

Иллюзии света и размера

Глубина — не единственное качество в мире, которое показывает, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?

Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?

Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.

Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.

Рисунок 5 . Benary Cross

Наши зрительные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?

Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?

Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.

Попробуйте

Последняя иллюзия возвращает нас к настройке размера. Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа. Окружающие круги не изменятся в размере, хотя правая часть кругов расширится, чтобы соответствовать размеру центрального круга. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.

Эту иллюзию называют иллюзией Эббингауза, созданной Германом Эббингаузом, одним из первых основателей экспериментальной психологии.

Вот еще один пример иллюзии Эббингауза:

В этой версии иллюзии большинство людей видят круг справа больше, чем круг слева. Два оранжевых круга абсолютно одинакового размера. Иллюзия Эббингауза снова иллюстрирует тенденцию наших систем восприятия приспосабливать наше восприятие мира к окружающему контексту.

Попробуйте

Ссылка на обучение

Если вы хотите узнать больше о визуальных иллюзиях, посетите этот веб-сайт с десятками интересных иллюзий, созданных Майклом Бахом.

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Иллюзии – Общая психология

Перейти к содержимому

Ощущение и восприятие

Цели обучения

  • Объясните, как и почему психологи используют иллюзии

Почему иллюзии?

Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы для изучения этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.

Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.

Создание и проверка перцептивных иллюзий было плодотворным подходом к изучению восприятия — особенно визуального восприятия — с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.

Иллюзии глубины

Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму. В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте взглянем на несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?

Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.

Большинство людей воспринимают верхнюю линию как более широкую. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее. Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.

Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.

Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.

Иллюзии света и размера

Глубина — не единственное качество в мире, показывающее, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?

Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?

Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.

Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.

Рисунок 5 . Benary Cross

Наши визуальные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?

Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?

Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.

Попробуйте

Последняя иллюзия возвращает нас к корректировке размера. Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа. Окружающие круги не изменятся в размере, хотя правая часть кругов расширится, чтобы соответствовать размеру центрального круга. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.

Эта иллюзия, называемая иллюзией Эббингауза, была создана Германом Эббингаузом, одним из первых основателей экспериментальной психологии.

Вот еще один пример иллюзии Эббингауза:

В этой версии иллюзии большинство людей видят круг справа больше, чем круг слева. Два оранжевых круга абсолютно одинакового размера. Иллюзия Эббингауза снова иллюстрирует тенденцию наших систем восприятия приспосабливать наше восприятие мира к окружающему контексту.

Ссылка на обучение

Если вы хотите узнать больше о визуальных иллюзиях, посетите этот веб-сайт с десятками интересных иллюзий, созданных Майклом Бахом.

Лицензии и атрибуты (Щелкните, чтобы развернуть)

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее

  • Контрастная иллюзия. Автор : Paaliaq. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Contrast_illusions#/media/File:Simultaneous_Contrast.jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Иллюзия Креста Бенари. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Contrast_illusions#/media/File:Benary_Cross.svg. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
  • Горизонтальное 3D граффити. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Horizontal_3d_graffiti,_%C5%81%C3%B3d%C5%BA_Schillera_Passage.jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Объяснение иллюзий. Автор : Патрик Кэрролл. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент, являющийся общественным достоянием

  • Иллюзия Понцо. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ponzo_illusion.gif. Лицензия : Общественное достояние: Авторские права неизвестны
  • Тоннель гавани Балтимора. Автор : ErgoSum88. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Centered_tunnel_perspective#/media/File:Baltimore_Harbor_Tunnel_I-895_02.JPG. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
  • Простая квадратная оптическая иллюзия. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Optical_illusions#/media/File:PSM_V54_D322_Simple_shape_creating_optical_illusion_2.png. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права
  • Иллюзия шахматной доски. Автор : Адриан Пингстоун. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Optical.greysquares.arp.jpg. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
  • Иллюзия Эббингауза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *