Вопрос 2. Функции восприятия
Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Восприятие есть результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных, наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных признаков. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов: величина предмета, вес, форма, другое, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Восприятие делает возможным создание интегральной картины мира в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Результатом восприятия является образ предмета.
Вопрос 3. Свойства восприятия
Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией.
Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
Обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.
Константность – относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет размеры, форму, цвет предметов независимо от условий их восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).
Осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Также у процесса восприятия есть свойства, определяющие его продуктивность: объем восприятия – количество объектов, которое человек может воспринять в течение одной фиксации или единицы времени; быстрота, или скорость, восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; точность– соответствие возникшего образа воспринимаемому предмету; полнота– степень такого соответствия; надежность– вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.
Вопрос 4. Индивидуальные особенности восприятия
1. Люди отличаются по характеру приема информации. Есть целостный (синтетический) тип восприятия, для которого характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не детали. Детализирующий (аналитический) тип восприятия ориентирован на детали. Наиболее продуктивно сочетание двух этих способов.
2. Люди отличаются по характеру отражения получаемой информации. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации, человек отражает то, что видит, слышит, читает, часто не вникая в смысл. Объяснительный тип старается найти общий смысл информации. Лучше всего – сочетание типов.
3. Люди отличаются по характеру особенностей самой личности. Объективный тип восприятия ориентирован на точность восприятия. У субъективного типа восприятие подчинено субъективному отношению к информации, пристрастной оценке. Это часто встречающийся житейский тип восприятия.
Функции восприятия
Понятие восприятия
Человек в результате ощущения получает некоторые знания об отдельных свойствах и качествах предметов – горячее может обжечь, что-то ярое блестит впереди и пр. Но это отдельные свойства предметов, восприятие же выстраивает целостный образ явления или предмета. Им предполагается наличие разного рода ощущений, и протекает восприятие вместе с ощущениями, однако сведено к их сумме быть не может. На восприятие оказывают влияние некоторые отношения между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между свойствами и качествами, а также различными частями, которые входят в состав явления или предмета.
Определение 1
Восприятием называют психический процесс, заключающийся в формировании образа объекта, который оказывает непосредственное воздействие на органы чувств человека, то есть на анализаторы.
То есть, восприятие – это разновидность психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках.
Еще одним вариантом определения может быть:
Определение 2
Восприятие – это психическое отражение явлений действительности в виде целостного образа предмета.
Процесс целенаправленного восприятия включат следующие перцептивные действия:
- поиск объекта восприятия;
- выделение наиболее характерных для него признаков;
- опознание объекта, то есть отнесение его определенной категории вещей или явлений.
Кроме ощущений в процессе восприятия задействуется прошлый опыт индивида, а также процесс осмысления того, что он воспринимает и психические процессы более высокого уровня, такие как мышление и память. В процессе восприятия также задействуются двигательные компоненты: ощупывание предметов и движения глазных яблок; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр.
Восприятие направляется мотивацией и имеет некоторую аффективно-эмоциональную окраску.
Функции восприятия
В целом, можно сказать, что восприятие в человеческой жизнедеятельности выполняет следующие функции:
- общее ориентирование человека в познании, поведении, эстетике и пр;
- оценивание месторасположения релевантных объектов и их форм, величины, физических свойств и расположение их относительно друг друга, а также ситуативное значение, несущее поведенческое, символическое или эстетическое содержание;
- познавательная функция – предполагает возможность отображения новых предметов и явлений, демонстрацию их сущности и связей между ними и пр. ;
- контроль практической деятельности в процессе создания новых объектов;
- регулятивная функция – заключается в процессе регуляции поведения и деятельности при взаимодействии индивида с явлениями и предметами;
- реализм или статистическое восприятие реальности – подразумевает, что вся реальная действительность, окружающая человека, воспринимается им в качестве ощущений от органов чувств: осязания, вкуса, зрения, слуха и обоняния. Окружающая индивид действительность, воспринимается им четко, но статично. Как рисунок или фотография.
Особо выделяется функция синтеза или динамического восприятия окружающего мира, которая предполагает восприятие движущихся объектов и эволюции. Сюда включена память о прошедших событиях, а также возможность предугадывания грядущих событий. То есть, восприятие в формате предугадывания того, каким, в наиболее вероятном случае, будет развитие окружающей индивида реальности.
Замечание 1
Иными словами, подразумевается моделирование будущих событий. Это можно сравнить с прокручиванием кинофильма. Например, охотник перед тем, как выстрелить в цель и попасть в жертву, должен хотя бы на самый минимальный промежуток времени предугадать или рассчитать, то есть представить наперед, каким образом будут развиваться события, а именно – как полетит пуля, учитывая направление и силу ветра, а также скорость и траектория движения цели.
В соционике данную функцию принято называть интуицией. Однако, это не совсем правильно, так как интуиция, или предчувствие, то есть работа подсознания, развита в большей степени у людей со статическим восприятием окружающего. Человеку-реалисту интуиция может заменить плохую способность осознанного моделирования будущих событий далеко наперед. Но в соционических обозначениях принято под понятием интуиции подразумевать функцию синтеза и динамическое восприятие окружающей действительности.
Реалистом называют человека, у которого восприятие окружающего мира характеризуется максимальным реализмом. У такого человека значительно хуже развито динамическое восприятие.
Синтезатором, или интуинтом называют человека, который способен лучше воспринимать окружающий мир во всей его динамике и эволюции, то есть в движении и развитии, и значительно хуже воспринимает статическую реальность.
Восприятие одного человека другим – это понятие, которое использует социальная психология, чтобы обозначить процесс построения образа другого человека, разворачивающийся при непосредственном общении с ним. Общение между людьми включает все уровни психического отражения. Этому процессу свойственны особые временные характеристики. Изначально при восприятии незнакомого человека, основное внимание уделяют его внешнему облику – экспрессии лица, глазам, прическе, выразительным движениям тела. При дальнейшем общении с человеком, формируются представления о его чертах характера, интересах, способностях и эмоциональных состояниях, которые часто группируются вокруг профессиональных характеристик личности.
Выделяется четыре основных стратегии восприятия людей:
- аналитическая – каждый элемент внешности можно интерпретировать в качестве формы проявления личностных свойств, например, наличие очков говорит о том, что человек умный;
- эмоциональная стратегия – непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируют в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;
- перцептивно-ассоциативная – приписывает свойства другого человека, похожего внешне;
- социально-ассоциативная – человеку приписывают свойства той социальной группы, к которой можно отнести этого человека.
Ощущение и восприятие | Введение в психологию
Ощущение и восприятие — два отдельных процесса, очень тесно связанных между собой. Ощущение — это информация о физическом мире, получаемая нашими сенсорными рецепторами, а восприятие — это процесс, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения. Другими словами, чувства являются физиологической основой восприятия. Восприятие одних и тех же чувств может варьироваться от одного человека к другому, потому что мозг каждого человека интерпретирует стимулы по-разному в зависимости от обучения, памяти, эмоций и ожиданий этого человека.
Видео 1. Ощущение и восприятие объясняет различия между этими двумя процессами.
Ощущение
Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение . Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия называется трансдукция .
Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).
Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).
Видео 2. Абсолютный Порог Ощущения
Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. Следовательно, сообщение воспринято, но по какой-то причине не выбрано для обработки в рабочей или кратковременной памяти. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).
Копать глубже: бессознательное восприятие
Рисунок 2 . Прайминг можно использовать для повышения производительности интеллектуального теста. Испытуемые, заряженные стереотипом профессора — своего рода интеллектуальным образцом для подражания, — превзошли тех, заряженных антиинтеллектуальным стереотипом. [Фото: Джереми Уилберн]
В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — это простое воздействие (Зайонц, 19 лет).68). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят. Еще одним примером современных исследований бессознательных процессов являются исследования грунтовка . Прайминг обычно опирается на надпороговые стимулы, а это означает, что обмен сообщениями может происходить неосознанно, но все же воспринимается, в отличие от подсознательного обмена сообщениями. Надпороговые сообщения воспринимаются сознательным умом. Например, в одном исследовании покупатели слушали либо французскую, либо немецкую музыку (надпороговые сообщения) при покупке вина, и продажи из любой страны были выше, когда над головой звучала музыка из той же страны. [1] В известном эксперименте исследовательской группы под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составить предложения на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть после того, как им показывали слова, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью. Подобные праймирующие эффекты были показаны и в других областях. Например, Дейкстерхейс и ван Книппенберг (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%. Оба этих исследования с трудом воспроизводились, поэтому стоит отметить, что полученные выводы могут быть не такими убедительными, как сообщалось изначально.
Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить различие между ними. Это известно как просто заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога разностный порог меняется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как Закон Вебера : Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показано в примере. Это идея о том, что большие стимулы требуют больших различий, чтобы их можно было заметить. Например, вашему другу будет гораздо сложнее достоверно определить разницу между 10 и 11 фунтами. (или 5 против 5,5 кг), чем для 1 и 2 фунтов.
Видео 3. Закон Вебера и пороговые значения
Попробуйте
Восприятие
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз .
Видео 4. Обработка снизу вверх против обработки сверху вниз.
Посмотрите на фигуру на рисунке 3 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.
Рисунок 3 . Что это за изображение? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.
Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».
Рисунок 4 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.
Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».
Рисунок 5 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.
В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.
Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».
Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Попробуйте
Внимание и восприятие
Существует еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.
В одном эксперименте, демонстрирующем такое явление, как слепота по невнимательности , участников просили наблюдать за изображениями, движущимися по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).
Ссылка на обучение
Видео 5. Проверьте свои способности восприятия.
Рисунок 6
Мотивация, ожидания и восприятие
Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0009 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).
Видео 6. Теория обнаружения сигналов.
На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.
Рисунок 7 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.
Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценить его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).
Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Более того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).
Попробуйте
Обдумайте
Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?
Глоссарий
абсолютный порог: минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев
восходящая обработка:0003 невнимательная слепота: неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания результат развития более положительного отношения к раздражителю после многократного простого воздействия на него. восприятие: способ интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации прайминг : процесс, с помощью которого недавний опыт повышает доступность черты. ощущение: что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором осознание нисходящая обработка: интерпретация ощущений зависит от имеющихся знаний, опыта и мыслей сенсорная адаптация : снижение чувствительности после длительного воздействия раздражителя трансдукция: преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия первоначальный стимул и более сильные стимулы требуют, чтобы были замечены большие различия Восприятие — это организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации для представления и понимания окружающей среды. Любое восприятие связано с сигналами в нервной системе, которые, в свою очередь, являются результатом физической или химической стимуляции органов чувств. Это не пассивное получение этих сигналов, а формирование обучения, памяти, ожидания и внимания. Что такое психология? Исследование через… Пожалуйста, включите JavaScript Что такое психология? Изучение с помощью понятий Изучение этих процессов восприятия показывает, что на их функционирование влияют три переменные: воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие. Восприятие зависит от сложных функций нервной системы, но субъективно кажется в основном легким, потому что эта обработка происходит вне сознательного осознания. Согласно Джозефу Райцу, «Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающей его среде — зрение, слух, осязание, вкус и обоняние». Согласно Б. В. Х. Гилмеру, «восприятие — это процесс осознания ситуаций, добавления значимых ассоциаций к ощущениям». Удай Парик сказал, что восприятие можно определить как «процесс получения, выбора, организации, интерпретации, проверки и реагирования на сенсорные стимулы или данные». Согласно С. П. Роббинсу, восприятие можно определить как «процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл своему окружению». Восприятие включает пять чувств; осязание, зрение, вкус, запах и звук. Он также включает в себя то, что известно как восприятие, набор чувств, связанных со способностью обнаруживать изменения в положениях и движениях тела. Он также включает когнитивные процессы, необходимые для обработки информации, такие как узнавание лица друга или обнаружение знакомых духов. Изучение этих непрерывных процессов показывает, что на их функционирование влияют три переменные: воспринимаемые объекты или события, окружающая среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие. Проще говоря, мы можем сказать, что восприятие — это акт видения того, что можно увидеть. Но то, что мы видим, находится под влиянием воспринимающего, объекта и окружающей среды. Значение восприятия подчеркивает все эти три момента. Восприятие — это субъективный, активный и творческий процесс, посредством которого мы придаем смысл сенсорной информации, чтобы понять себя и других. Его можно определить как наше распознавание и интерпретацию сенсорной информации. Это также включает в себя то, как мы реагируем на информацию. Это процесс, посредством которого организм обнаруживает и интерпретирует информацию из внешнего мира с помощью сенсорных рецепторов. Это наш сенсорный опыт окружающего мира, который включает в себя как распознавание внешних раздражителей, так и действия в ответ на эти раздражители. В процессе восприятия мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего выживания. Восприятие не только создает наше восприятие окружающего мира; это позволяет нам действовать в пределах нашего окружения. Таким образом, для понимания человеческого поведения очень важно понимать их восприятие, то есть то, как они воспринимают разные ситуации. Поведение людей основано на их восприятии реальности, а не на самой реальности. Мир, как он воспринимается, является миром, который важен для понимания человеческого поведения. Восприятие — это то, как человек выбирает, организует и интерпретирует информацию для создания осмысленной картины. Восприятие зависит не только от физических стимулов, но и от отношения стимулов к окружающему полю и от условий внутри человека. Восприятие — это процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные восприятия, чтобы придать смысл своему окружению. Однако то, что человек воспринимает, может существенно отличаться от объективной реальности. Это процесс, посредством которого информация из внешней среды отбирается, принимается, организуется и интерпретируется, чтобы сделать ее значимой. Этот ввод значимой информации приводит к решениям и действиям. Несколько факторов формируют, а иногда и искажают восприятие. Эти факторы могут находиться у воспринимающего в воспринимаемом объекте или цели или в контексте ситуации, в которой происходит восприятие. Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он или она видит, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики индивидуального воспринимающего. Личностные характеристики, влияющие на восприятие, включают отношения, личность, мотивы, интересы, прошлый опыт и ожидания. Некоторые факторы влияют на цель, такие как новизна, движение, звуки, размер, фон, близость, сходство и т. д. Характеристики наблюдаемой цели могут влиять на то, что воспринимается. Поскольку цели не рассматриваются изолированно, отношение цели к ее фону также влияет на восприятие, как и наша склонность группировать близкие и похожие вещи вместе. Существуют также некоторые ситуационные факторы, такие как время восприятия других, условия работы, социальные условия и т. д., которые влияют на процесс восприятия. Помимо этого, существуют и другие факторы, такие как перцептивное обучение, которое основано на прошлом опыте или на каком-либо специальном обучении, которое мы получаем. Каждый из нас учится подчеркивать одни сенсорные входы и игнорировать другие. Другим фактором является умственная установка, которая относится к готовности или готовности к получению некоторой сенсорной информации. Такое ожидание держит человека подготовленным с хорошим вниманием и концентрацией. Уровень наших знаний может также изменить то, как мы воспринимаем их поведение. Например, если человек знает, что его друг переживает из-за семейных проблем, он может не заметить ее резкого комментария. Обучение оказывает значительное влияние на восприятие. Он вызывает у людей ожидания. Природа вещей, которые должны быть восприняты, также является влиятельным фактором. Под природой мы подразумеваем, является ли объект визуальным или слуховым, включает ли он изображения, людей или животных. Восприятие определяется как физиологическими, так и психологическими характеристиками человека, тогда как ощущение понимается только с физиологическими особенностями. Таким образом, восприятие — это не только то, что человек видит глазами. Это гораздо более сложный процесс, посредством которого человек избирательно поглощает или ассимилирует стимулы в окружающей среде, когнитивно организует воспринимаемую информацию определенным образом, а затем интерпретирует информацию, чтобы дать оценку тому, что происходит в его среде. . Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он видит, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики отдельного воспринимающего. Личностные характеристики, влияющие на восприятие, включают отношение человека, личностные мотивы, интерес, прошлый опыт и ожидания. Процесс восприятия позволяет нам познавать окружающий мир. В этом обзоре восприятия и процесса восприятия мы узнаем больше о том, как мы переходим от обнаружения стимулов в окружающей среде к фактическим действиям на основе этой информации. Его можно организовать в наши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретировать на основе предыдущего опыта. Хотя восприятие в значительной степени является когнитивным и психологическим процессом, то, как мы воспринимаем людей и предметы вокруг нас, влияет на наше общение. Фактически процесс восприятия представляет собой последовательность шагов, которая начинается с окружающей среды и приводит к нашему восприятию стимула и действию в ответ на него. Чтобы полностью понять, как работает процесс восприятия, мы должны выполнить каждый из следующих шагов. Три стадии процесса восприятия: Окружающий мир наполнен бесконечным количеством стимулов, на которые мы могли бы обращать внимание, но у нашего мозга нет ресурсов, чтобы обращать внимание на все подряд. Таким образом, первым шагом восприятия является решение, на что обращать внимание. Когда мы обращаем внимание на одну конкретную вещь в нашем окружении — будь то запах, ощущение, звук или что-то совершенно другое — она становится сопровождаемым стимулом. Выбор — это первая часть процесса восприятия, в которой мы фокусируем наше внимание на определенной поступающей сенсорной информации. При отборе мы выбираем стимулы, привлекающие наше внимание. Мы концентрируемся на тех, которые выделяются нашими органами чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание). Мы воспринимаем информацию всеми пятью органами чувств, но наше поле восприятия включает в себя так много стимулов, что наш мозг не в состоянии обработать и осмыслить их все. Итак, поскольку информация поступает через наши органы чувств, различные факторы влияют на то, что на самом деле продолжается в процессе восприятия. Как только мы решили обратить внимание на стимул в окружающей среде, этот выбор запускает ряд реакций в нашем мозгу. Этот нервный процесс начинается с активации наших сенсорных рецепторов (осязание, вкус, обоняние, зрение и слух). Организация — это вторая часть процесса восприятия, в ходе которой мы сортируем и классифицируем информацию, которую воспринимаем, на основе врожденных и усвоенных когнитивных моделей. Мы сортируем вещи по шаблонам тремя способами: используя близость, сходство и различие (Стэнли, мес.). После того, как мы обратили внимание на стимул, и наш мозг получил и организовал информацию, мы интерпретируем ее таким образом, который имеет смысл, используя нашу существующую информацию о мире Интерпретация просто означает, что мы принимаем информацию, которая мы почувствовали, организовали и превратили это во что-то, что мы можем классифицировать. Распределяя различные раздражители по категориям, мы можем лучше понимать окружающий мир и реагировать на него. Восприятие других включает восприятие, организацию и интерпретацию информации о людях, а также о том, что они говорят и делают. Ощущение является основной характеристикой восприятия, поскольку оно связано с внешним вводом. В процессе восприятия, во-первых, воспринимающий должен выбрать то, что будет восприниматься. Затем происходит организация, когда слушатели определяют тип звука и сравнивают его с другими звуками, услышанными в прошлом. Интерпретация и категоризация, как правило, являются наиболее субъективными областями восприятия, поскольку они включают решения о том, нравится ли слушателям то, что они слышат, и хотят ли они продолжать слушать. Мы делаем немедленные оценки, которые вызывают автоматические суждения о положительных и отрицательных реакциях на других, которые происходят вне нашего сознания. Выбор, организация и интерпретация восприятий могут различаться у разных людей. На их основе могут различаться результаты восприятия, т. е. ценности, отношения, поведение и т. д. воспринимающего. Следовательно, когда люди по-разному реагируют на ситуацию, часть их поведения можно объяснить, исследуя процесс их восприятия и то, как их восприятие приводит к их реакциям. Восприятие — это процесс анализа и понимания стимула как такового. Но не всегда возможно воспринимать стимулы такими, какие они есть. Сознательно или неосознанно мы ошибаемся в стимуле и воспринимаем его неправильно. Во многих случаях причиной ошибок в восприятии являются предрассудки человека, время восприятия, неблагоприятный фон, отсутствие ясности стимула, спутанность сознания, конфликт в уме и другие факторы. Есть некоторые ошибки в восприятии; Иллюзия — это ложное восприятие. Здесь человек ошибочно примет стимул и воспримет его неправильно. Например, в темноте веревку принимают за змею или наоборот. Голос неизвестного человека ошибочно принимается за голос друга. Неизвестный человек, стоящий на расстоянии, может быть воспринят как известный человек. Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда человек воспринимает какой-то раздражитель, даже если его нет. Это явление известно как галлюцинация. Человек может видеть предмет, человека и т.д., а может слушать какой-то голос, хотя в реальности никаких предметов и звуков нет. Избирательное восприятие — это когда люди избирательно интерпретируют то, что видят, на основе своих интересов, происхождения, опыта и взглядов. Это означает, что любые характеристики, выделяющие человека, объект или событие, увеличивают вероятность того, что они будут восприняты. Поскольку мы не можем усвоить все, что видим, мы можем воспринять только определенные стимулы. Индивидуум оценивается на основе воспринятого положительного качества, черты или черты. Эффект ореола возникает, когда мы создаем общее впечатление о человеке на основе одной характеристики, такой как интеллект, общительность или внешний вид . Другими словами, это склонность оценивать человека одинаково высоко или низко по другим характеристикам, если он необычайно высок или низок по одной конкретной характеристике: другие направления работы. Люди обычно могут попасть по крайней мере в одну общую категорию на основе физических или поведенческих черт, после чего они будут оцениваться. Когда мы судим кого-то на основе нашего восприятия группы, к которой он или она принадлежит, мы используем ярлык, называемый стереотипированием. Например, начальник может предположить, что работник из ближневосточной страны ленив и не может достичь поставленных целей, даже если работник старался изо всех сил. Часто люди склонны искать и оценивать тех, кто похож на них самих, более положительно. Эта тенденция одобрять сходство может привести к тому, что оценщики будут давать более высокие оценки сотрудникам, которые демонстрируют одинаковые интересы, методы работы, точки зрения или стандарты. Когда индивидуум полностью оценивается на основе воспринимаемого отрицательного качества или особенности, это приводит к общему более низкому рейтингу, чем допустимый уровень. Он официально не одет в офисе. Вот почему он может быть небрежным и на работе. Склонность оценивать людей по сравнению с другими, а не по их индивидуальным действиям. Скорее будет оценивать сотрудника, сравнивая его работу с другими сотрудниками. В начале 20-го века Вильгельм Вундт определил контраст как фундаментальный принцип восприятия, и с тех пор этот эффект был подтвержден во многих различных областях. Эти эффекты формируют визуальные качества, такие как цвет, яркость и другие виды восприятия, включая ощущение тяжести объекта. Один эксперимент показал, что мысли об имени «Гитлер» приводили к тому, что испытуемые оценивали человека как более враждебного. По сути, мы используем вышеуказанные ярлыки, когда осуждаем других. Восприятие и интерпретация того, что делают другие, обременительны. В результате люди разрабатывают методы, позволяющие сделать задачу более управляемой. По сути, мы используем вышеуказанные ярлыки, когда осуждаем других. Эти техники часто бывают ценными — они. Они позволяют нам быстро делать точные выводы и предоставлять достоверные данные для прогнозов. Но иногда это также создает проблемы. Потому что, во-первых, мы сказали, что это ярлыки. Таким образом, мы можем быстро судить о других, но иногда мы ошибочно судим о других по этим ярлыкам. Восприятие часто дает ложную интерпретацию сенсорной информации. Такие случаи известны как иллюзии. Термин, который психологи используют для обозначения неправильного восприятия. Есть две иллюзии; те, что связаны с физическими процессами, и те, что связаны с когнитивными процессами. К иллюзиям, обусловленным искажением физических состояний, относятся галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие предметы, например воду на сухой дороге. Когнитивные процессы приводят к множеству иллюзий, но чаще формируют иллюзии, что часто приводит к тревожным последствиям. Рассмотрим реальный пример с иллюзией Поггендорфа. В этой иллюзии линия исчезает под углом за сплошной фигурой, вновь появляясь с другой стороны в неправильном положении. Неправильное восприятие окружающего мира может привести к проблемам у персонала. Подающие надежды менеджеры, которые вспыхивают, делают это потому, что не могут правильно понять ситуацию и действовать соответственно. У них складываются плохие рабочие отношения, они слишком авторитарны или конфликтуют с высшим руководством. В результате их карьера рушится. Этого следует избегать, и они должны быть в состоянии понять, что они должны делать правильно, и иметь эмоциональную зрелость и способность вносить необходимые изменения. Наше восприятие варьируется от человека к человеку, и значение, которое мы извлекаем из этого восприятия, различается. Определение, важность, факторы, процесс восприятия, ошибки
Что такое Восприятие
Важность восприятия
Факторы, влияющие на восприятие
Процесс восприятия
Стадии восприятия
1. Отбор
2. Организация
3. Интерпретация
Ошибки восприятия
Иллюзия
Галлюцинация
Избирательное восприятие
Эффект ореола
Стереотипы
Сходство
Роговой эффект
Контраст
При сбое восприятия
Почему восприятие меняется