Экологическая культура человека-личная ответственность за Планету!
Развитие в гражданах чувства ответственности за окружающую среду связано с разрушением стереотипов потребительского поведения. Только так можно обеспечить ключевое условие выживания страны – её экологическую безопасность.
Важной составляющей такого типа мышления является серьёзное и глубокое осмысление мировой экологической ситуации, необходимости привлечения для сохранения природных ресурсов достижений научно-технической революции и инновационных технологий.
Социальная реклама – один из ключевых инструментов развития системы экологического образования и просвещения, повышения уровня знаний граждан о раздельном сборе отходов.
В 2021 году публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» была проведена масштабная работа по разработке и созданию базы просветительского контента на тему обращения с отходами.
ППК «РЭО» ведет свою деятельность в рамках нацпроекта «Экология» в сфере обращения ТКО, основной целью которой является защита здоровья и среды, предотвращение вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Здоровье населения является показателем, наиболее точно отражающим состояние экосистемы человека, включающей социально-экономические, политические, культурные и антропогенные характеристики.
Нарушение экологии человека приводит к появлению различных болезней. В связи с этим в течение всех эпох одной из важных проблем было защитить население от вредных влияний и увеличить продолжительность жизни человека.
Мода, стремление к богатству и роскоши – факторы, воспитавшие целые поколения потребителей, которые бездумно используют ресурсы планеты, не заботясь о будущих поколениях. Культура селективного сбора отходов призвана остановить безудержную потребительскую гонку и заставить человека стать разумным потребителем.
В России экологическая культура сортировки отходов только начинает прививаться населению. Чтобы правильно разделять утиль, нужно знать, какие виды его бывают, какую опасность он представляет для окружающей среды, и что говорится по этому поводу в законодательстве.
В результате перехода на разделение мусора мы получаем решение многих экологических проблем. Сортировка отходов позволяет выделить более половины выброшенных предметов и материалов, которые можно использовать в качестве вторичного сырья. Оно не уступает в качестве первичному и стоит гораздо дешевле, так как затраты на его переработку ниже.
Просветительский контент состоит из видеороликов, информационных плакатов, фотобанка, текстовых материалов и видеоуроков проекта «Зеленая школа» и его ключевая цель – популяризировать осознанное потребление и раздельный сбор отходов среди населения через интересные и яркие материалы, увлечь граждан идеей начать сортировать отходы.
Информационно-просветительская кампания направлена на экологическое воспитание и формирование экологической культуры в области обращения с отходами.
Разделение собранных отходов – это будущее, которое смело можно называть светлым, потому что мусор стал одной из самых насущных проблем планеты.
Раздельная утилизация – это шаг навстречу очистке планеты от грязи и признак взросления человечества.
Будьте сознательными! Сортируйте отходы!
Полный объём контента размещен на онлайн-платформе
https://reo.ru/mediabank
Экологическая культура | это… Что такое Экологическая культура?
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы[1][2]; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом [3]. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.
Содержание
|
История вопроса
В течение XX века развитие человеческой цивилизации всё в большей степени выявляло антагонистическое противоречие между ростом населения и удовлетворением его растущих потребностей в материальных ресурсах, с одной стороны, — и возможностями экосистем, с другой. Данное противоречие, усугубляясь, привело к стремительной деградации среды обитания человека и разрушению традиционных социоприродных структур. Стало очевидно, что метод проб и ошибок в вопросах природопользования, характерный для предыдущих периодов развития цивилизации, себя полностью изжил и должен быть полностью заменён научным методом, основой которого является научно обоснованная стратегия взаимоотношения человека с биосферой в сочетании с глубоким предварительным анализом возможных экологических последствий тех или иных конкретных антропогенных воздействий на природу[3].
Современное состояние
В конце XX века внимание к культуре взаимодействия между человеком и природой существенно усилилось; причиной такого внимания стало в первую очередь общественное переосмысление подхода к культуре как таковой и к прошлым достижениям человечества в частности. Внутренний потенциал этих достижений с точки зрения их возможной реактивации в форме сохранения или восстановления традиций был существенным образом переоценён, а сами эти достижения стали рассматриваться как нечто весьма ценное: как осязаемый результат человеческой самореализации, с одной стороны, и, с другой, как продолжающий действовать фактор творческого развития человечества[3].
Экологическая культура и законодательство
В 2000 году в Государственную думу Российской Федерации был внесён проект федерального закона «Об экологической культуре», в котором определялись принципы взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как в области реализации конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, так и в области соблюдения конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды. В законопроекте рассматривались вопросы государственного управления в области экологической культуры, включая вопросы государственного регулирования в этой области[1].
Примечания
- ↑ 1 2 Проект федерального закона РФ «Об экологической культуре»
- ↑ Проект закона Калининградской области «Об экологической культуре…»
- ↑ 1 2 3 Разенкова, 2001
Литература
- Михеева Н.
- Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук : 24.00.01. — М., 2001. — 162 с. — РГБ ОД, 61:01-9/453-6.
Ссылки
- Об экологической культуре, экологическом образовании и просвещении населения Калининградской области: Закон Калининградской области. Проект // Сайт правительства Калининградской области
- Проект федерального закона РФ «Об экологической культуре» № 90060840-3 (внесён 13.07.2000) (Проверено 1 декабря 2011)
Тематическая группа IUCN CEM по культурным практикам и управлению экосистемами
КОМИССИЙСКАЯ ГРУППА IUCN
Обзор и описание
- Описание:
Миссия тематической группы IUCN CEM по культурным практикам и управлению экосистемами состоит в том, чтобы предоставить экспертные знания и рекомендации по: ценностям и роли культуры и культурных практик для поддержки .
..+ Подробнее
Миссия Тематической группы CEM МСОП по культурным практикам и управлению экосистемами состоит в том, чтобы предоставить экспертные знания и рекомендации по следующим вопросам: ценности и роли культуры и культурных практик для поддержки сохранения биоразнообразия, экосистемных услуг и управления экосистемами; передовой опыт включения, сохранения и расширения культурного разнообразия в связи с управлением экосистемами; понимание того, как культуры способствуют изменению климата, воздействия изменения климата на культурные знания и обычаи, а также способов включения культурных обычаев в решения по управлению экосистемами в условиях изменения климата; и делиться этими знаниями о биокультурном разнообразии и практиках с управляющими экосистемами и политиками.
Показать меньше
Руководство группы
Сопредседатель
Председатель
Я антрополог-эколог с дополнительным образованием в области географии, лесного хозяйства и экологии. Мои интересы связаны с локальными социальными последствиями глобальных экологических проблем и распределением …
Подробнее
Я антрополог-эколог с дополнительным образованием в области географии, лесного хозяйства и экологии. Мои интересы связаны с локальными социальными последствиями глобальных экологических проблем и распределительными последствиями экологической политики, особенно в отношении сохранения биоразнообразия, экосистемных услуг и изменения климата. В основном я работаю на местах во Вьетнаме и Мьянме.
Читать меньше
Миссия
Миссия Тематической группы IUCN CEM по культурным практикам и управлению экосистемами заключается в предоставлении экспертных знаний и рекомендаций по следующим вопросам: ценности и роли культуры и культурных практик для поддержки сохранения биоразнообразия, экосистемных услуг и экосистем управление; передовой опыт включения, сохранения и расширения культурного разнообразия в связи с управлением экосистемами; понимание того, как культуры способствуют изменению климата, воздействия изменения климата на культурные знания и обычаи, а также способов включения культурных обычаев в решения по управлению экосистемами в условиях изменения климата; и делиться этими знаниями о биокультурном разнообразии и практиках с управляющими экосистемами и политиками.
Видение
Интегрированное управление экосистемами, включая роль культуры, будет отвечать требованиям природы и людей, чтобы реагировать на глобальные изменения и улучшать экосистемы и благосостояние людей.
Цели
Тематическая группа выполняет свою миссию, реализуя действия, которые:
- Улучшают понимание культурных обычаев, которые влияют или способствуют сохранению биоразнообразия и управлению экосистемами, а также культурных знаний и систем ценностей, лежащих в основе этих обычаев.
- Расширить знания о роли культурных обычаев в воздействии изменения климата, смягчении его последствий и адаптации, а также о том, как культура может способствовать комплексному улучшению реакции человека на изменение климата.
- Содействовать разработке инструментов и руководств для понимания взаимосвязи между различными культурами и управлением экосистемами и реакцией на изменение климата в различных экосистемах мира и, следовательно, способствовать более эффективному управлению.
- Содействовать разработке политики, которая включает и поддерживает роль культуры в управлении экосистемами для сохранения биоразнообразия и смягчения последствий изменения климата и адаптации.
- Сообщайте об уроках, извлеченных из тематических исследований, и поощряйте проведение тематических исследований и извлеченных уроков и обмен ими.
Актуальность культурных практик и управления экосистемами:
Следующие примеры иллюстрируют потенциальное использование и важность культурных практик и управления экосистемами для сохранения и адаптации к изменению климата:
- Базовые оценки культурных практик сохранения в различных экосистемах мира подчеркнули актуальность понимания и поддержки местных и традиционных знаний, когда биоразнообразие и культурное разнообразие никогда не подвергались большей угрозе, чем сейчас.
- Комиссия по управлению экосистемами провела в Дохе в 2013 году семинар на тему «Духовность и управление экосистемами» и включила в качестве одной из основных рекомендаций создание новой тематической группы, занимающейся этими вопросами в культурном контексте. Например, формальные и неформальные религии и духовность могут способствовать управлению экосистемами с помощью таких механизмов, как табу, практика заботы и мотивация сообщества к сохранению.
- Реальные решения по устранению последствий изменения климата и сохранению биоразнообразия требуют знаний и понимания социальных наук, особенно той роли, которую играет культура. Например, культура влияет на решения о потреблении, которые могут воздействовать на виды или способствовать выбросу парниковых газов, а культура влияет на то, как люди поддерживают или противодействуют мерам по смягчению последствий утраты биоразнообразия или изменения климата.
Приоритеты для действий (результаты):
- Оценка культурных обычаев, которые влияют или способствуют сохранению различных экосистем мира.
- Оценка подходов к интеграции культурных практик и природных решений (NbS)
- Оценка культурных обычаев в отношении изменения климата, урбанизации и потребления, влияющих на экосистемы/экосистемные услуги
- Разрабатывать тематические исследования о культурных и духовных ценностях и методах сохранения биоразнообразия и изменения климата и делиться ими.
- Разработать методологические и практические рекомендации по оценке и включению культурных обычаев во все подходы к управлению и управлению экосистемами.
Краткий обзор
Возврат в каталог группы
Экологическое и географическое культурное разнообразие – культура и психология
Современные люди генетически очень похожи (генотип), но имеют очень разные физические характеристики (фенотип). Общепризнано, что генетическое и культурное разнообразие структурировано географически и экологически, а это означает, что люди из определенных регионов больше похожи друг на друга, чем люди из других регионов. По мере того как современные люди мигрировали в географические и климатические регионы, отличные от земель их предков, они сталкивались с новыми экологическими проблемами. Групповые различия возникли из-за того, что разные группы столкнулись с разными средами и условиями (Boyd and Richerson, 2011b). Эти новые условия привели к генетическим изменениям, которые повысили выживаемость членов группы, которые затем передавались потомству из поколения в поколение. Более того, эти новые, часто суровые условия вынуждали людей создавать новые способы выживания, обучения, жизни и воспитания своего потомства, которые также повышали выживаемость.
Различия в окружающей среде относится к различиям между группами из-за различий в окружающей среде. Стрессоры могут быть абиотическими (например, климат, УФ-излучение или большая высота), биотическими (например, болезни) или социальными (например, война и психологический стресс). Появляется все больше доказательств того, что стрессоры (или давление) окружающей среды могут вызывать генетические вариации (то есть изменения в генах). Вы, вероятно, знакомы по крайней мере с парой генетических адаптаций, вызванных давлением окружающей среды.
Миграция населения на большие высоты изменила эритроциты, чтобы приспособиться к пониженному уровню кислорода на большой высоте (Beall, 2004). Малярия является биотическим примером варианта окружающей среды. Малярия – это заболевание, переносимое комарами, которое ежегодно поражает тысячи людей. Изменение формы эритроцитов (серп или полукруг) является генетической адаптацией, присутствующей в тропическом климате для защиты людей от малярии, но в других условиях такая адаптация может быть весьма вредной для человека. Серповидноклеточная анемия — это заболевание, которое возникло из-за того, что некогда выгодная адаптация вызывает воспаление суставов и боль у людей при выражении в других средах.
Шерпа — одна из основных этнических групп, проживающих в самых горных районах Непала, и считается, что их превосходные способности к восхождению на большой высоте являются результатом генетической адаптации.
Изображение Лэнса Трамбалла — EverestPeaceProject.org [CC BY-SA 3.0 https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/us/deed.en]
Как упоминалось ранее, группы, живущие в новых условиях, изобрели новые инструменты. и новые способы ведения дел для адаптации к экологическим условиям и нагрузкам. Культурная дисперсия относится к различному поведению среди групп в результате различного обучения, приспособления и жизни. Культурная адаптация может произойти в любое время и может быть такой простой, как надевание пальто в холодное время, или такой сложной, как проектирование, строительство и установка системы отопления в здании. Рассмотрим современные общества охотников-собирателей в Арктике и Калахари. Эти группы населяют враждебную среду, разделенную тысячами миль, но у них не развилась массовая четкая генетическая адаптация к этой среде. Они успешны благодаря культурной адаптации к своим уникальным жилищам.
В дополнение к изменениям окружающей среды и экологическому давлению, культурная адаптация может быть обусловлена доступом к пахотным землям, устойчивыми стратегиями (например, рыболовством, охотой, сельским хозяйством) и источниками пищи. Другими словами, ресурсы, доступные населению. Например, жители Индии почитают коров и считают, что съесть корову — это ужасный поступок, который может показаться странным людям в других странах. Коровы в Индии считаются священными. Коровы рассматриваются как нечто большее, чем просто животное, потому что они дают молоко, которое является ценным ресурсом. Для того, чтобы молоко всегда было доступно, коровы должны быть живыми и должным образом за ними ухаживать. Корова — это источник пищи, пусть и не такой, как, скажем, американец или европеец. Священность коровы была культурной адаптивной мерой индийского народа для защиты важного возобновляемого ресурса.
Еще одним примером культурной адаптации и использования местных ресурсов является строительство приюта или дома. На юго-западе США до кондиционеров (и даже с кондиционерами) дома строились, чтобы выжить в жарком и сухом климате. Кирпичи были сделаны из обильной грязи, и в них использовалось мало окон, которые сохраняли тепло зимой и снаружи летом. Плоская конструкция крыши улавливает дожди, которые на юго-западе редки и ценны. Для тех, кто живет в других частях мира, это просто структура, но для жителей юго-запада это означало выживание.
Культурная адаптация включает в себя строительные конструкции для защиты людей от элементов окружающей среды.
[Изображение в общественном достоянии]
Адаптации могут быть экологическими или культурными и, вероятно, являются результатом различий в экологии, ресурсах и людях (Crezana, Kolodny, & Feldman, 2017). Ван де Влиерт (2011) исследовал эти компоненты и их влияние на внутригрупповой фаворитизм (предпочтение людей, похожих на нас, что приводит к непропорциональной доле ресурсов). Используя данные почти из 180 стран, внутригрупповой фаворитизм был самым высоким в культурах с самым низким доходом и самым суровым, самым требовательным климатом (например, экстремальной жарой или холодом) и самым низким в культурах с высоким национальным доходом и требовательным климатом. Экологический стресс и нехватка ресурсов создали социальные нормы, которые отдают предпочтение одним людям по сравнению с другими. Изучая экологию, национальное богатство и поведение в совокупности, мы можем увидеть взаимосвязь между этими факторами и культурными адаптациями.
Ингрупповой фаворитизм формируется такими экологическими факторами, как климат, национальное богатство (ресурсы) и связи с семьей и членами ингруппы. [Изображение Кена Кистлера, Безжизненное дерево пустыни https://www.publicdomainpictures.net/en/view-image.php?image=88246&picture=lifeless-desert-tree]
Культурные сходства можно объяснить адаптацией разных групп к сходным условия окружающей среды и культурные различия также могут быть объяснены изменением условий окружающей среды. Поскольку изменения окружающей среды нельзя было предсказать, культуры менялись во многих направлениях. Культуры, которые когда-то были похожи, могут стать непохожими из-за селективного давления и экологических бедствий, и может случиться и обратное: культуры, которые когда-то были разными, могут стать похожими.