Разное

Древние философы о смысле жизни: Древнегреческие философы, единство и расхождение в поиске смысла жизни

Смысл жизни в Греции — Телеканал «Моя Планета»

Недавно я вновь побывал на родине философии. Каждый раз посещая Грецию, я задаюсь основным вопросом философии – о смысле человеческой жизни и бытия вообще. Вопрос смысла жизни является началом любой философии, ключевым вопросом человеческого существования. В зависимости от того, какой смысл человек видит в жизни, так он и живёт.
На острове Закинтос мы отдыхали в «Астория». С нами в гостинице проживала пара пожилых людей. На вид им было лет по 80, и они вместе читали сборник рассказов Ивана Бунина «О любви». Я долго наблюдал за ними и в конце концов решился задать вопрос, в чём они видят смысл жизни.

Греческие монахи на Афоне создали целое учение – «исихазм» (от греч.

спокойствие, тишина, уединение). В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии. Исихасты исходят из положения «Царствие Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, 17:21).
Православные монахи-исихасты утверждают, что посредством поста и безмолвной молитвы можно приобщиться к божественному свету, подобному тому, что видели апостолы на горе Фавор во время преображения Господня.
Смысл этих мистических практик в достижении состояния умиротворения и, как утверждают монахи, в способности общения с «ангельскими материями».
Святость есть сопричастность божественным энергиям.

Русские отличаются мессианством и во всём ищут какой-то смысл.
Может ли человек жить без ответа на вопрос в чём смысл его жизни? Может, но вряд ли это будет человеческое существование в полной мере.

Помню, как у нас в университете выступал философ Мераб Мамардашвили. Он говорил о людях, рождённых как бы наполовину. То есть сознание у них есть, а мышления нет. «Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идёт в направлении смысла», – говорил Мераб Мамардашвили.

Можно заметить существенное отличие в понимании смысла жизни философами и обычными людьми. Для многих вопрос о смысле жизни кажется банальным и лишённым глубокого содержания.
Возможно, мы и не способны понять смысл Бытия, но мы должны вопрошать, мы должны искать ответ и быть открыты ответу. Философия это вопрошание! Это поиск ответа. Хотя сам вопрос иногда важнее…

Многие философы исходили из признания неизменности «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни.

Сократ, Диоген, Платон, Декарт, Спиноза и другие, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.
Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении человеком своей сущности. «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро».

Эпикур провозглашал целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Его идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание.

Согласно философскому учению киников, конечной целью устремлений человека является добродетель (счастье), а добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и должен стремиться к внутреннему покою.

Согласно учению стоиков, душа человека бессмертна, а добродетель состоит в согласии жизни человека с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Артур Шопенгауэр полагал: Жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение. Мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Датский философ Сёрен Кьеркегор полагал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Фридрих Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека. Ницше не принимал христианство, поскольку оно удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни.

Философ-прагматик Уильям Джеймс был убеждён, что истина не может быть найдена, но может быть создана, и потому смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её».

Французский философ Жан-Поль Сартр полагал: «смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его… Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл».

Немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер считал: «Смысл бытия никогда не может быть поставлен в противоположение к сущему или к бытию как опорному «основанию» сущего, ибо «основание» становится доступно только как смысл, пусть то будет даже бездна утраты смысла».

Делает ли понимание смысла жизни человека счастливее? Или наоборот, несчастнее?

По данным психологов, существуют различия между представлениями о счастливой жизни и осмысленной жизни. То, что является смыслом жизни, не всегда является счастьем, и наоборот.

Не всех постижение вопроса о смысле жизни делает счастливыми. И наоборот, незнание смысла жизни многих делает счастливыми. В отдельных случаях, потеря смысла жизни приводит к депрессии, психологическим заболеваниям и самоубийствам.

Психоаналитик Карл Юнг считал, что «отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счёте невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла.

.. Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни».

Для многих смысл жизни это положительная самореализация своей сущности, того, что понимаешь, как собственное предназначение.
«Смысл жизни — самовыражение, – писал Оскар Уайльд. – Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живём».

«Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире», – полагал Николай Бердяев.

Выходит, без жизни посмертной эта жизнь не имеет смысла?
Ответ на вопрос о смысле жизни зависит от того, верит человек в посмертное воздаяние за прожитую жизнь или не верит. Если веришь в Бога, значит признаёшь бессмертие души. И в этом случае моя жизнь вписывается в более значительную перспективу, нежели тот короткий временной промежуток, предоставленный мне на этой земле.

Смысл жизни человека не в том, чтобы выжить, а чтобы сотворить как можно больше добра и любви. В конце концов, мы творим добро не столько для других, сколько для собственной души.

Если присмотреться внимательнее, то окажется, что все проблемы в жизни человека — это проблемы смысла проживаемых дней. Вникнув в суть конфликтов, легко обнаружить, что почти все они порождены неудовлетворенностью тем, как ты проживаешь каждый конкретный день.

Поиск смысла есть поиск пути в Вечность. Смысл не может быть в жизни вообще. Смысл — категория индивидуальная. Каждого человека волнует прежде всего смысл его личного существования, так же как своя жизнь заставляет волноваться более, чем жизнь других сотен миллионов людей.

Основа понятия смысла жизни — не то, почему мы живём, а то, зачем мы живём. Если мы умрём, то зачем же мы жили? — вот как нужно ставить вопрос. Дело не в конечности конкретной жизни, хотя и в этом тоже, поскольку всякий смысл есть реальное измерение и одновременно наполнение какого-то ограниченного пространства. Если это пространство бесконечно, то и смысла в нём быть не может.

Для большинства людей вопрос смысла это проблема оправдания своего существования. Потребность в поиске смысла возникает не просто как желание найти оправдание, а скорее как желание достичь чего-то; не как взгляд в прошлое, но в будущее, как желание понять и как необходимость понять, чтобы идти дальше.

Смысл — категория не внутренняя и не внешняя, а, правильнее сказать, сквозная! Он пронизывает всё, присутствует везде и един для всего, Он связывает всё своим единством. Этот Смысл, или Принцип, с необходимостью осуществляется, и потому по сути своей это Закон.

Этот закон единый для всего, универсальный принцип существования. Он осуществляется с неизбежностью как необходимость и для человека, и для человечества.
Жизнь человека и жизнь человечества имеет общую причину, цель, смысл.

Поверить в наличие смысла, означает поверить в наличие цели, а значит и в своё предназначение.
Смысл — это наполнение и одновременно предназначение, которое заключено в самой жизни.
Смысл – это процесс, суть которого выражена в его цели. Но цель не может быть просто в продолжении, поскольку возникает справедливый вопрос — а зачем продолжение, ради чего?

Мы приходим в эту жизнь на Земле с определённой целью – научиться любить, любить несмотря ни на что.
Цель эта достигается через труд души («душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»).

Труд души в том, чтобы творить любовь. В этом заключается и смысл жизни, который везде и во всём.
Любовь творить необходимость!
Любовь не удовольствие, не наслаждение, не забава – а именно необходимость. Творить любовь – необходимость и для собственной души и всего мира.

Для моря мы рыбки.
Для гор комары.
Так в чём же смысл жизни?
Смысл жизни — в …

Всё возникает, чтоб исчезнуть, рождается, чтоб смерть принять.
Всё растворится, канув в Вечность. Но что толкнёт вновь создавать?
Что к творчеству нас побуждает? Что побуждает нас творить?
Зачем творю, коль всё исчезнет? Зачем живу, раз всё умрёт?
Если конец всему известен, толкает Что меня вперёд?
Небытиё рождает звёзды, чтоб вновь когда-то их убить.
Зачем даруются мне мысли? Зачем не можем не любить?!
Земля не вечна, как и мирозданье,
Исчезнет всё, чтобы возникнуть вновь.
Мне открывается всей Истины познанье:
Закон для всех един, и Он — Любовь!
Любовь Творить Необходимость!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.

А лично для Вас В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc. , запрещённая на территории Российской Федерации.

Вопрос: что это?

Юлия Скопич

26 апреля 2023

10 188

Вопрос: что это?

Подсказка: встречается в лесах некоторых регионов России, Европы и Северной Америки с марта по май

Пять национальных блюд в новом прочтении

25 апреля 2023

Пять национальных блюд в новом прочтении

Автор этих блюд — нейросеть. Взяв классические рецепты, искусственный интеллект добавил оригинальные детали, позволяющие добиться нового вкуса

Правила жизни дуэлянта

Мария Анисимова

23 апреля 2023

21 634

Правила жизни дуэлянта

Нелепые поводы, суровые правила и странные виды оружия — минутка истории на «Моей Планете»

Озеро-призрак в Калифорнии может воскреснуть на целых два года — и принести немало бед населению

26 апреля 2023

Косолапый рэкетир: в Коми проснулся медведь, выпрашивающий еду у автомобилистов

26 апреля 2023

Земля подходит к солнечному максимуму. Как это отразится на людях?

26 апреля 2023

Проект телеканала «Моя Планета» стал победителем Международного фестиваля морских и приключенческих фильмов «Море зовет!»

26 апреля 2023

Один день в Средневековье

Самое большое водное растение

Бинтуронг: «кошачий медведь», который пахнет попкорном

Аксолотль — чудо природы

Как строили пирамиды в Египте 

Откуда на крыльях бабочек рисунок?

Самые большие галактики во Вселенной — Топ-8

Философы о смысле жизни: известные мудрые высказывания

Опубликовано:

Дерево и книга: Freepik

Во все времена мыслители пытаются узнать, в чем смысл жизни. Они предлагают с разных сторон взглянуть на существование человека. Цитаты философов о смысле жизни помогут найти ответ.

Аристотель о смысле жизни

По мнению экспертов журнала «Постнаука», Аристотель всю жизнь пытался разгадать тайну Вселенной. Он заложил основы естественных и гуманитарных наук, много рассуждал о человеке и его жизни.

Что говорил Аристотель о смысле жизни? Философ говорил: «Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования». Он утверждал, что достичь этого состояния может каждый из нас. Для этого не нужно быть потребителем, достаточно трудиться, что-то создавать, не зацикливаясь на материальных благах, делать добро и любить. Об этом мыслитель говорит и в других высказываниях.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь — благо по природе.
Жить — значит делать вещи, а не приобретать их.

Аристотель был уверен, что для счастливой жизни человеку необходима дружба. Он утверждал: «Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага». Без друзей и общения с себе подобными жизнь человека будет неполноценной и бессмысленной.

Высказывание Аристотеля о жизни: NUR.KZ

Что говорил о жизни Конфуций?

Общественный деятель и философ Конфуций часто говорил: «На самом деле жизнь проста, но мы настойчиво ее усложняем». Мудрец был уверен, что жизнь человека в его руках. Доказательством этому стала фраза: «Живи так, как хочешь ты, а не как ожидают от тебя другие. Неважно оправдаешь ты их ожидания или нет, умирать ты будешь без них. И свои победы одержишь сам!». Философ говорил, что необходимо действовать, невзирая на обстоятельства. По его мнению, даже самое незначительное действие важно на пути к достижению целей.

Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
Неважно, как медленно вы идете, до тех пор, пока вы не остановитесь.

Конфуций не видел смысла жизни и без любви. Он говорил: «Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек». Мыслитель советовал людям быть честными с самими собой, не останавливаться на пути к цели и не забывать о любви.

Высказывание Конфуция о смысле жизни: NUR.KZ

Жан-Поль Сартр о жизни и ее смысле

Эксперты мужского интернет-журнал BroDude считают, что Сартр был приверженцем атеистического экзистенциализма. Философ был уверен, что все ответы на вопрос о смысле жизни — иллюзия. Каждый человек, по его мнению, живет в рамках собственных убеждений и мыслей, никак не влияющих на существующую действительность.

Какие есть цитаты Сартра о смысле жизни? Мыслитель был убежден, что придать смысл своей жизни может только сам человек.

Смысла жизни не существует, мне придется самому создавать его!
Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаем ей смысл.
Мы — это те выборы, которые делаем в жизни.

Жан-Поль Сартр был убежден, что реальность, в которой мы живем, будет существовать и без нас. Она никак не зависит от нашего мнения или взглядов. Человек обречен всю жизнь переживать происходящие в ней события и пытаться разумно их объяснить.

Высказывание Жана-Поля Сартра о смысле жизни: NUR.KZ

Какие есть цитаты Лао-цзы о смысле жизни?

Древнекитайский философ Лао-цзы посвятил жизнь поиску истинной природы вещей и смысла жизни. Он утверждал: «Жизнь ― серия естественных и спонтанных изменений. Не сопротивляйся им; это не приведет ни к чему хорошему. Позволь действительности быть действительностью. Позволь всему идти своим чередом». Философ считал, что человеку стоит лишь сделать первый шаг и начать действовать. В этом случае его жизнь изменится и приобретет смысл.

Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое — из малого.
Небо и земля долговечны, потому что они существуют не для себя.
Сознание — это бриллиант, его чистота определяет ценность человеческой жизни, а чем наполнена ваша чаша сознания?

Лао-цзы был уверен, что людям необходимо отказаться от погони за комфортом и материальными богатствами, забыть о корысти и стать самими собой. Главным ориентиром для каждого человека должен быть духовный рост и чистота помыслов. Только в этом случае жизнь приобретет смысл, гармонию и ценность.

Высказывание Лао-цзы о смысле жизни: NUR.KZ

Цитаты Ральфа Уолдо Эмерсона о жизни и ее смысле

Пастор, философ и общественный деятель Ральф Уолдо Эмерсон много размышлял о жизни. Он интересовался вопросами личности, свободы, взаимосвязи духа и природы, саморазвития. Какие есть цитаты Ральфа Уолдо Эмерсона о смысле жизни? Философ часто говорил: «Не будь слишком робким и брезгливым в своих действиях. Вся жизнь эксперимент. Чем больше экспериментов вы проводите, тем лучше». Эмерсон считал, что жизнь, ее смысл и наполненность полностью зависят от самого человека и его мыслей. Поэтому важно не тратить драгоценное время на страхи и поиски ответов, а действовать в соответствии с ситуацией.

Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в нее. Мысль — цветок, слово — завязь, деяние — плод. Не тратьте попусту жизнь на сомнения и страхи.
Жизнь человека определяется его мыслями.
Не бойтесь жить той жизнью, о которой мечтали сами. Идите вперед и осуществите свои мечты.

Эмерсон был уверен, что жизнь человека полностью зависит от него самого и его действий. Берите на вооружение высказывания философа, ищите мотивацию и меняйте собственную жизнь к лучшему.

Высказывание Ральфа Уолдо Эмерсона о смысле жизни: NUR.KZ

Во все времена философы и мудрецы высказывали собственное мнение о том, в чем заключается смысл жизни. Их мудрые цитаты помогут не потерять ориентиры, не разочароваться в поисках ответа на этот вопрос и открыть для себя истинную ценность существования.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/books/1732307-smysl-zizni-celoveka-citaty-filosofov/

Аристотель Смысл жизни | Цель жизни

Аристотель был греческим философом и самым логичным и интеллектуальным человеком древнегреческого времени. Он был учеником Платона и изучал философию человеческого поведения и смысла жизни в Академии Платона.

Его работы охватывают темы психологии, биологии, метафизики, экономики, политики и геологии, смысл жизни или цель жизни и многие другие области, связанные с человеческим существованием.

«Познание себя — начало всякой мудрости».

Аристотель

Его работы охватывают темы психологии, биологии, метафизики, экономики, политики, геологии и многих других областей, связанных с человеческим существованием.

Согласно Аристотелю, смысл жизни или цель жизни состоит в том, чтобы каждый раз быть счастливым. Мы можем выбрать быть счастливыми, пока существуем. Счастье — это не удовольствие, а добродетель быть счастливым.

«Признак образованного ума — уметь обдумать мысль, не принимая ее».

Аристотель

Счастье по определению Аристотеля – это достижение здоровья, богатства, знаний и друзей с учетом этики. Этика здесь означает быть верным себе и другим. Цель жизни по Аристотелю — ценить каждое мгновение.

Мы все склонны находить смысл жизни или цель жизни в желанных вещах. Аристотель смысл жизни в том, чтобы быть сострадательным к себе и другим. Мы наделены интеллектом, который отличает нас от других видов, поэтому использование нашего интеллекта для того, чтобы сделать нашу жизнь счастливой, должно быть целью жизни. Можно сделать свою жизнь несчастной Интеллектуалом, а можно сделать свою жизнь счастливой тем же Интеллектом, выбор за нами. Практика поведения Счастья — это упражнение, которому нужно следовать всю свою жизнь.

«Воспитание ума без воспитания сердца — это вообще не образование».

Аристотель

«Счастье — это смысл и цель жизни, цель и цель человеческого существования».

Аристотель
О проекте: Автор видео объясняет, в чем смысл жизни по Аристотелю. Он объясняет, что быть счастливым — это наше поведение, а не достижение.

«Великий человек должен больше заботиться об истине, чем о том, что думают люди».

Аристотель
О программе: Автор видео объясняет философию Аристотеля. Это краткая биография Аристотеля. Автор осветил почти все о жизни Аристотеля и его философии. Пожалуйста, смотрите.

«Образованные отличаются от необразованных так же, как живые отличаются от мертвых».

Аристотель

«Обучение — не детская игра; мы не можем учиться без боли».

Аристотель

«Недостаточно выиграть войну; важнее организовать мир».

Аристотель

«Удовольствие от работы делает работу совершенством».

Аристотель

«Все человеческие действия имеют одну или несколько из этих семи причин: случайность, природа, принуждение, привычка, разум, страсть и желание».

Аристотель

Фото: salesmanago.com

Нравится Загрузка…

Связанный контент

В поисках хорошей жизни: древние философы о счастье | Отзывы | Notre Dame Philosophical Reviews

Этот том, содержащий четырнадцать статей, посвящен счастью в древнегреческой философии. Растет интерес к счастью и его истории в различных дисциплинах, таких как психология, социальные науки, литературоведение, а также в массовой культуре. Действительно, это смещение интересов было охарактеризовано как «эвдемонический поворот», где «эвдемонический» происходит от греческого 9.0093 eudaimonia , что обычно переводится как «счастье».[1] Таким образом, содержание этого тома очень соответствует нашим современным интересам, но, прежде всего, способствует изучению древнегреческой этики.

Существует множество томов по древней этике, но этот выделяется двумя способами. Во-первых, речь идет не только об Аристотеле, канонической фигуре античной этики, но и о Платоне, эллинистических школах, греческих комментаторах и Августине. Включение философов поздней античности заслуживает особого упоминания, поскольку, хотя их философия представляет собой решающее звено между античной и средневековой философией, их этика еще недостаточно изучена. Во-вторых, этот том берет «понятие счастья в качестве основного фокуса» (5), где предполагается контраст, предположительно, с томами, которые сосредоточены в первую очередь на добродетели или совершенстве. [2] Верно, что из двух центральных понятий античной этики — eudaimonia или счастье и aretê или добродетель — научные дискуссии тяготеют к добродетели, чему также способствует развитие этики добродетели. Сосредоточение внимания на добродетели и этике добродетели отдавало предпочтение некоторым темам и темам по сравнению с другими, что может помочь объяснить, почему некоторые темы, обсуждаемые в этом томе (например, счастье и время или счастье как богоподобие), не привлекали большого внимания ученых, хотя часто фигурируют в них. в древних дискуссиях. Величайшая сила этого тома в том, что, смещая акцент с добродетели на счастье, он выявляет новые проблемы, темы и подходы и показывает, что древняя этика богаче, сложнее и менее однородна, чем это часто предполагается.

То, что делает этот том интересным, также затрудняет просмотр. Чтобы показать разнообразие тем и авторов, я включил краткие резюме всех статей, которые я расположил тематически. Одна из доминирующих тем (если не 90 093, то 90 094 самая доминирующая тема) тома — отношение между счастьем и временем. Я рассмотрю статьи на эту тему несколько подробнее, а затем сделаю несколько оценочных замечаний по поводу тома в целом. Кроме того, стоит отметить, что этот том является результатом проекта «Этика в древности: поиски хорошей жизни» в Центре перспективных исследований в Осло и свидетельствует о живом интересе к эвдемонистской этике в странах Северной Европы.

Для древних философов eudaimonia — это не особый вид опыта или чувства, а особый вид жизни, где разум почти всегда играет важную роль. Связь между счастьем и разумом ясно показана Аристотелем в Никомаховой этике ( NE ) I 7, где он утверждает, что счастье заключается в разумной деятельности в соответствии с добродетелью. Этот аргумент обсуждается Ойвиндом Раббасом в « Eudaimonia , Человеческая природа и нормативность: размышления о проекте Аристотеля в Никомахова этика Книга I». Он стремится объяснить, как этика Аристотеля может быть как натуралистической, так и практически нормативной, т. Е. Основанной на концепции человеческой природы как разумного существа, и в то же время дать руководство о том, как мы должны жить. Связь между счастьем и разумом особенно тесна в платонистской традиции, когда Плотин отождествлял счастливую жизнь с жизнью интеллекта. Мысли Плотина о счастье обсуждаются Александрин Шнивинд (и затрагиваются Эййолфуром К. Эмильссоном и Миирой Туоминен). Шнивинд показывает в «Пути определения Плотина» Eudaimonia ‘in Ennead I 4 [46] 1-3″, что загадочные замечания Плотина о своих предшественниках в двух первых главах Ennead I 4 призваны расчистить путь для его собственного определения счастья.

Помимо связи между счастьем и разумом, том демонстрирует тесную связь между счастьем и богоподобием в древней этике.Эта тема упоминается в нескольких статьях и подробно рассматривается Сваваром Храфном Сваварссоном в «О счастье и Богоподобие перед Сократом». Начав с наблюдения, что Платон и Аристотель разделяют идею о том, что счастье «состоит в том, чтобы быть как можно более подобным богу» (28), он прослеживает развитие этой идеи от Гомера и Гесиода через лириков к Гераклиту. Он показывает, как фокус смещается от счастья как внешнего успеха, полностью зависящего от богов, к внутренним факторам, ответственным за этот успех. Другой значительный сдвиг происходит в поздней античности, и к нему обращается Кристиан Торнау в «Счастье в этой жизни? Августин о принципе самодостаточности добродетели для счастья». Августин отрицает возможность достижения счастья в этой жизни и рассматривает счастье как дар божественной благодати, но, тем не менее, придерживается традиционной идеи о том, что добродетели достаточно для счастья. Торнау исследует его попытку разрешить эту дилемму путем переопределения добродетели.0003

Хотя в этом томе основное внимание уделяется счастью, а не добродетели, связь между счастьем и добродетелью является важной темой древней этики. Большинство древнегреческих философов согласны с тем, что для того, чтобы быть счастливым, нужно быть добродетельным, хотя мнения расходятся относительно того, достаточно ли добродетели для счастья. Стоики, как известно, считают добродетель, понимаемую как мудрость, достаточной для счастливой жизни, и распространенная жалоба на их мнение заключается в том, что статус мудрого человека недоступен обычным людям. Катерина Иеродьякону «Насколько осуществима стоическая концепция Eudaimonia ?» рассматривает и отвечает на возражения античных критиков стоиков. Она утверждает, что моральные принципы стоиков не исключают нравственного прогресса, и их концепция eudaimonia , как стремления к идеалу, не менее осуществима.

Справедливость как одна из основных добродетелей обсуждается в двух статьях о диалогах Платона. Что только в Gorgias », Панос Димас проводит читателя через Gorgias, и показывает, что Сократ не может предложить содержательную защиту мнения о том, что люди хотят поступать справедливо, когда они это знают. Неудача Сократа, он предлагает, происходит из-за отсутствия позитивной теории справедливости, и Горгий можно, таким образом, рассматривать как прокладывающий путь для обсуждения в Республике . В «Защите справедливости Платона: неправильная причина?» Джулия Аннас фокусируется на ответе Сократа в Республика на вопрос почему надо быть справедливым. Его ответ заключается в том, что справедливость приведет к счастливой жизни. Причард, как известно, жаловался, что это неправильный ответ, поскольку обычно люди полагают, что причина быть справедливым должна апеллировать не к чьему-то счастью, а к тому, что это правильно. Аннас сосредотачивается на недавней версии этого возражения, согласно которой в самом Платоне имеются указания на то, что, защищая справедливость эвдемонистским способом, он игнорирует альтернативный ответ, доступный его аудитории. Она предлагает внимательно прочитать соответствующие отрывки, показывая, что они не поддерживают возражение о «неправильном ответе». В центре внимания Гёсты Грёнрооса в «Почему порочный человек Аристотеля несчастен?» не о добродетели и счастливой жизни, а скорее о пороке и несчастной жизни. Он стремится объяснить, почему плохой человек несчастен, предполагает, что одной из причин является ее душевный конфликт, и дает отчет о том, в чем заключается этот конфликт.

Хотя большинство древних философов считают добродетель составной частью счастья, есть и исключения. Эпикурейцы считают, что счастье состоит в удовольствии, и цель Димаса в «Эпикуре об удовольствии, желании и дружбе» — прояснить, что для Эпикура означает быть гедонистом. Он утверждает, что Эпикур является психологическим и этическим гедонистом, исследует свое разделение удовольствия и желания и объясняет, как гедонизм Эпикура согласуется с его взглядами на добродетель и дружбу. Также пирронианские скептики связывали счастье не с добродетелью, а со скептическим воздержанием от веры. Отношение между приостановкой веры и счастьем как спокойствием обсуждается Сваварссоном в «Пирроновской идее хорошей жизни». Он обсуждает четыре типа текстов и свидетельств о пирроновском спокойствии, уделяя особое внимание Сексту Эмпирику и его вызывающей недоумение попытке установить, что «скептик стремится к спокойствию, но достигает его случайно» (19).7).

Наконец, повторяющаяся тема — счастье и время, заслуживающая особого упоминания. Хотя эта тема почти не привлекала внимания ученых, статьи в этом томе показывают, что она играет важную роль в древних дискуссиях. В «Аристотеле о счастье и долгой жизни» Габриэль Ричардсон Лир дает интерпретацию утверждения Аристотеля в NE I 7 о том, что для счастья требуется полная (или совершенная, teleion ) жизнь. То же утверждение обсуждается Эмильссоном в «О счастье и времени», где он противопоставляет взгляды Аристотеля взглядам постаристотелевских авторов, которые отказываются от требования полной жизни. Туоминен рассматривает в книге «Почему нам нужны другие люди, чтобы быть счастливыми? Счастье и забота о других у Аспасия и Порфирия» связь между личным интересом и заботой о других, исследуя взгляды Аспасия и Порфирия. Она показывает, как Аспасий, комментируя утверждение Аристотеля в NE I 7, делает заботу о других главным условием счастья: счастье требует полноценной жизни, потому что нужно делать как можно больше добра, в том числе и другим. К этой теме также можно отнести «Аристотель о счастье и старости» Халлварда Фоссхейма, в котором обсуждается (вслед за Аристотелем) влияние старости на добродетель и счастье.

Здесь я хотел бы на мгновение остановиться, чтобы рассмотреть предлагаемые интерпретации утверждения Аристотеля о том, что счастье заключается в рациональной деятельности «в полной жизни», ибо «один день не делает кого-то благословенным и счастливым, равно как и короткое время» (1098а16-20). В толковании Лира добродетельная деятельность, составляющая счастье, должна быть чем-то привычным, устойчивым и самосознающим. Нужно время, чтобы добродетельная деятельность превратилась в устойчивый и самосознательный образ жизни, человеку нужно «относительно долгое время хорошо поступать, чтобы стало очевидным — для нее самой, а также для ее сограждан, — что добродетельна то, что она есть » (143). Интерпретация Лира подразумевает, что человек, который приобрел добродетель и действует соответственно, но делает это только в течение короткого времени (например, потому что она умирает молодой), несчастлив (ср. 141). Однако это кажется нелогичным, и можно сделать такое же замечание, которое сама Лир делает ранее в статье: «Аристотель думает о смелом человеке как о готовом отказаться от жизни, которая, в некотором смысле, уже счастлив — именно поэтому перспектива смерти мучительна для него» (137). Однако ее собственное предложение предполагает, что храбрый человек, который погибает на поле боя, лишь недавно обретя добродетель храбрости Эмильссон, по-видимому, считает (в отличие от Лира), что мы можем судить о человеке, который обрел добродетель и действует соответственно, как о счастливом, но мы должны, по нашему суждению, оставить открытой возможность того, что все может измениться в будущем. Итак, мы не будем судить о человеке как о безусловно счастливом, но «приписываем счастье живому человеку, у которого все хорошо, при условии, что он останется таким до конца и с ним не произойдет ничего гибельного» (240). неясно, как обналичить детали этого предложения, но статья Эмильссона, безусловно, наводит на размышления и вместе с Лиром дает хорошую отправную точку для дальнейших дискуссий.0003

Итак, позвольте мне сделать несколько оценочных замечаний по поводу тома в целом. Как видно из вышеприведенного резюме, том объемный и включает в себя самых разных древних авторов. Разнообразие, безусловно, является сильной стороной, но оно вызывает некоторые вопросы по поводу выбора тем. У меня остался насущный вопрос о роли и вкладе Сократа в древнюю эвдемонистскую традицию, то есть традицию, которая считает eudaimonia высшим благом и конечной целью всех человеческих усилий. В том включена статья о Горгий и замечание во введении, что мысль Платона представляет собой «особый случай в нашей истории» (24). Это связано с тем, что Платон никогда не предлагает столь обширного и систематического рассмотрения eudaimonia , как Аристотель, и все же эта тема является «явно центральной в его мысли» (24), которая затем подкрепляется ссылками на диалоги Платона, включая диалоги Сократа. Однако не становится ясно, в чем заключается отличительная роль Сократа в этом «рассказе» и согласятся ли редакторы с теми авторами, которые считают Сократа основателем эвдемонистской традиции.[3] Если да, то разве Сократ не заслужил бы большего, чем мимолетный взгляд?

Кроме того, смещение фокуса с добродетели на счастье имеет преимущества, которые были изложены во введении, но сосредоточение основного внимания на счастье также влечет за собой некоторые потенциальные беспокойства. Например, несмотря на то, что эта книга посвящена счастью, на самом деле не так много дискуссий о том, что такое счастье или как его достичь. Ответы на эти вопросы часто просто предполагаются, и авторы переходят к обсуждению некоторых других аспектов эвдемонизма. Возможно, это результат смещения фокуса. Для большинства греческих философов вопрос «Что такое счастье?» приведет к обсуждению добродетели, поэтому было бы трудно сосредоточиться на этом вопросе, не сосредоточившись на добродетели. Тем не менее, это то, чего том хочет избежать. Кроме того, когда редакторы говорят о цели тома, они говорят, что «первой и непосредственной мотивацией является дать читателю представление о том, как древние мыслители подходили к теме [счастья и хорошей жизни]» (5). Учитывая важность добродетели в древнем подходе, возникает вопрос, достигает ли том этой цели, не уделяя существенного внимания добродетели. Точно так же, как односторонний акцент на добродетели может скрыть некоторые интересные аспекты древней этики, существует соответствующее беспокойство, что фокус на счастье может нарисовать одностороннюю, если не вводящую в заблуждение, картину древней этики.

Далее, ответ древних философов на вопрос «Что такое счастье?» может быть спорным. Это особенно верно в случае Аристотеля, который различает моральные добродетели и интеллектуальные добродетели. Его описание счастья в первых книгах NE предполагает, что он приписывает центральную роль первому, считая, что счастье заключается в нравственно добродетельных действиях, направляемых разумом, в то время как его описание в последней книге NE определяет добродетельные действия. деятельность, которая составляет счастье с теоретическим созерцанием, и далеко не ясно, как эти объяснения должны согласовываться друг с другом. Эта трудность кратко обсуждается Лиром и упоминается Фоссхеймом, в то время как другие полагаются на ту или иную версию, не выражая свою точку зрения явно. Итак, Грёнроос полагает, что добродетельному и счастливому человеку 9 лет.0093 нравственно добродетелен, тогда как Сваварссон, утверждая, что для Аристотеля счастье состоит в богоподобии, очевидно, связывает счастье с теоретическим созерцанием. Хотя эксперт может ориентироваться в различных интерпретациях и предположениях, это будет сложно для тех, кто не знаком с рассматриваемыми вопросами.

Следовательно, могут возникнуть некоторые опасения по поводу доступности, тем более, что этот том предназначен не только для экспертов, но и для неспециалистов. Это правда, что чтение некоторых отдельных работ может быть затруднительным без знания античной философии, но я бы посоветовал читателю продолжать чтение, поскольку статьи прекрасно дополняют друг друга и в совокупности дают читателю хорошее представление о древних дискуссиях о счастье. . Я согласен с тем, что «сегодня можно многое узнать о природе и содержании счастья из правильного понимания древних споров» (5). Знакомство с этими спорами помогает нам лучше осознать наши предубеждения относительно счастья, заставляет нас пересмотреть некоторые из наших предположений (например, о субъективистской природе счастья) и в целом улучшает наше представление о счастье. Итак, в целом, я бы не сказал, что чтение этого тома сделает вас счастливым, но это, безусловно, полезный опыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *