Разное

День победы история создания песни: история, интересные факты, текст, содержание

история, интересные факты, текст, содержание

День Победы

 

«День Победы» — это, пожалуй, одна из самых популярных и востребованных композиций, которые посвящены победе над фашистскими захватчиками. Именно её наличие стало неотъемлемой частью любых торжественных мероприятий, связанных с празднованием победного дня 9 мая. Песня «День Победы» — это уникальное сочетание глубокой преданности и бесконечной любви к своему Отечеству, а также всенародной скорби о тех солдатах, которые мужественно пали на полях битвы.

Историю создания песни «День Победы», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

Краткая история

Хоть песня «День Победы» и считается, на сегодняшний день, одним из самых главных атрибутов праздника 9 мая, но история создания композиции даже сейчас кажется довольно неоднозначной, хоть и прошло уже почти около полувека с момента её создания. Давайте ненадолго перенесёмся в март 1975 года. В это время страна подготавливается праздновать 30-летие победы в Великой Отечественной войне. По этому поводу в Союзе композиторов СССР объявляется массовый конкурс песни, посвящённой столь знаковому для каждого советского человека событию. Одним из тех, кто решается принять участие в конкурсе, является советский поэт Владимир Гаврилович Харитонов.

Но одних слов явно было недостаточно. Именно поэтому Владимир Харитонов обращается к советскому композитору Давиду Фёдоровичу Тухманову, чтобы тот принял участие в соавторстве песни. Давид Тухманов принимает предложение и очень быстро пишет музыку на стихотворение Владимира Харитонова. После этого оставалось только найти того человека, который займётся исполнением песни. Эта ответственная роль досталась Татьяне Алексеевне Сашко, являющейся супругой Давида Тухманова.

Удивительно, но композиция «День Победы» не смогла занять абсолютно никакого места в конкурсе к 30-летию победы в Великой Отечественной войне.

Песня была подвергнута особенно жёсткой критике из-за её неоднозначного музыкального сопровождения. На то время считалось, что Давид Тухманов был слишком молод для того, чтобы работать над музыкой песни к такому важному для страны событию. Если Владимир Харитинов являлся признанным фронтовиком и ветераном войны, стихотворения которого получили популярность уже в 50-е годы, то Давид Тухманов, в силу своего возраста, такими заслугами не обладал.

Вдобавок песня «День Победы» также критиковалась за излишний положительный мотив музыкального сопровождения, который, по мнению представителей цензуры, искажал для слушателей восприятие праздника. Именно поэтому композиция «День Победы» не заняла почётное место в конкурсе песен к 30-летию победы, а также продолжительное время не пропускалась на радио и телевидение в прямых эфирах.

Всенародное признание композиция получила в конце 1975 года. Тогда она впервые прозвучала в прямом эфире на праздновании, посвящённому Дню милиции. Спел её советский певец Лев Валерьянович Лещенко, который и по сей день ассоциируется у публики в виде, пожалуй, главного исполнителя песни «День Победы».

 

 

Интересные факты

  • Первое появление песни «День Победы» на телевидении было, как ни странно, 9 мая 1975 года. Тогда композицию исполнил советский оперный певец Леонид Анатольевич Сметанников, приглашённый на программу «Голубой Огонёк». Хоть публика и с восторгом восприняла это выступление, но песня ещё долгое время продолжала баррикадироваться руководством цензуры.
  • Вполне возможно, что композиция «День Победы» никогда бы не получила столь широкую востребованность, если бы на неё не обратил внимание один из редакторов газеты «Юность». Именно он посоветовал спеть эту песню Льву Лещенко на одном из концертов. Тогда певец впервые исполнил её на выступлении в городе Алма-Аты, где публика была просто в бесконечном восторге.
  • Песня «День Победы» во многом обязана своему признанию милицейскому начальству СССР. Для того, чтобы композиция могла попасть в прямой эфир, она должна была пройти границы установленной цензуры. В этом помог заместитель министра внутренних дел. Именно к нему обратился Лев Лещенко с просьбой исполнить песню на предстоящем выступлении праздника Дня милиции. На репетиции концерта заместителю министра внутренних дел настолько понравилась данная композиция, что Льву Лещенко было позволено исполнить её в прямом эфире.
  • Хоть песня «День Победы» и ассоциируется у публики с выступлением Льва Лещенко, но он не является её единственным исполнителем. Композиция также присутствует в репертуаре следующих именитых исполнителей: Муслим Магометович Магомаев, Иосиф Давыдович Кобзон и Эдита Станиславовна Пьеха.
  • В 1975 году композиция «День Победы» действительно обрела всенародную любовь. Но на этом её слава не заканчивается. В 1976 году композиция была использована при создании фильма Леонида Фёдоровича Быкова «Аты-баты, шли солдаты». Стихотворение Владимира Харитонова настолько органично вписывалось в концепцию фильма, что Леонид Быков даже не рассматривал какого-либо иного варианта, кроме песни «День Победы».

 

Содержание и текст песни «День Победы»

Слова песни «День Победы» — это поистине уникальное произведение поэта Владимира Харитонова. Автор заложил смысл бескрайнего уважения к каждому человеку, который сражался и рисковал собственной жизнью, чтобы защитить от врага собственное Отечество. С первых строчек песня повествует о тяжёлой судьбе всех тех людей, чью судьбу коснулось столь горестное и скорбное время. Любовь к Родине, уважение к солдатам и радость со слезами на глазах — это и есть то, что хотел донести автор в песне «День Победы».

Несмотря на то, что песня «День Победы» имеет довольно непростую историю, она смогла пройти все трудности и обрести поистине всенародную любовь публики. Уже прошло почти полвека с того времени, как Лев Лещенко впервые исполнил данную композицию, а публика по сей день рукоплещет, когда слышит эти простые и одновременно тяжёлые для каждого человека слова.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Песня «День Победы»

​Краткая история создания песни «День Победы».

9 мая 2020 года наша страна и весь мир будут отмечать 75-летие Великой Победы! Значение этого события сложно переоценить. Один из его символов – любимые нами песни военных лет, которые поднимали боевой дух и помогали громить врага. Их знают все, они живы и любимы людьми самых разных возрастов.

Многие известные фронтовые песни были написаны во время Великой Отечественной Войны или до неё. Знаменитая «Катюша» получила широкую известность уже в 1938 году, «Тёмная ночь» в 1943, «В Землянке в 1942, «Смуглянка» появилась в 1940, а вышла в массы только в 1944, привычный вариант песни «Синий платочек» в 1942, «Священная война» уже 24 июня 1941 года. У каждого из этих произведений своя неповторимая судьба…

Песня «День Победы» для миллионов зрителей — символ этого праздника. Она неизменно вызывает слёзы на глазах слушателей. В песне есть то, что не может оставить их равнодушными.

Возникает ощущение, что эта песня существует с того самого дня, 9 мая 1945 года. Но на самом деле это произведение было создано гораздо позже, в 1975 году, к празднику 30-летия Победы. Песня настолько органично передаёт чувства ветеранов войны, что без неё не обошлось ни одно празднование в честь Победы.

Как же была создана эта великая песня?

Автор слов – поэт Владимир Харитонов. Он прошёл всю войну, и стихи, написанные им, отражают его личный опыт и чувства. По его словам, он пытался вместить в стихотворение всю радость, боль утрат, гордость за свою страну. «Радость со слезами на глазах» — именно то, что он чувствовал сам, и эта фраза очень точно передаёт главную мысль произведения.

Весной 1975 года Союзом композиторов объявил конкурс на лучшую песню о Победе. Поэт Владимир Харитонов обратился к молодому композитору Давиду Тухманову. Он принёс ему свои стихи, и тот за пару дней написал к ним музыку. Песня попала в конкурсные списки буквально в последний день перед окончанием конкурса.

Песня «День Победы» прозвучала в конкурсной программе в последний день прослушивания. Но увы, никакого места она не заняла. Пожилой состав жюри конкурса весьма нервно отреагировал на молодого композитора Давида Тухманова, на тот момент известного автора эстрадных шлягеров. Против него довольно резко высказались старшие коллеги, и на Гостелерадио это стало известно. В те годы именно руководители Союза композиторов определяли репертуарную политику радио и телевидения. Сейчас трудно в это поверить, но действительно было именно так.

Руководители Союза композиторов в основном были людьми весьма преклонного возраста, которым 30-летний Тухманов казался несерьёзным мальчишкой. К тому же он был автором множества хитов. И, хотя его песни звучали везде, он пока не имел никаких званий и наград. Если автор слов считался авторитетным человеком, будучи сам участником войны, то Тухманову не простили его молодости.

На момент конкурса Тухманов два года как являлся членом Союза композиторов, и его авторитет среди «зубров» старшего состава был невысок. Они коллективно решили, что новая песня несёт в себе элементы развлекательной музыки, то ли фокстрота, то ли танго. Союз композиторов не рекомендовал это произведение для телевизионных и радио эфиров.

Песня Тухманова не получила никакого места на конкурсе. Её как будто не заметили. Кстати, позже все эти начальники из Союза композиторов и руководства Гостелерадио везде говорили о том, что стали «крёстными отцами» песни, не упоминая своей негативной роли в её продвижении. Правда, сегодня никто не помнит песни, которые заняли первые места в том конкурсе, а «День Победы» осталась в памяти.

И всё же один раз опальная песня попала в эфир. Это произошло во время «Голубого Огонька», посвящённого Дню Победы в 1975 году. Первым исполнителем стал певец Леонид Сметанников.

Во время записи плакала вся съемочная группа, участники «огонька», ведущие. Всем очень понравилось выступление. Но всё равно, критики от Союза композиторов не изменили мнения, и «чужой фокстрот», как окрестили песню на конкурсе, больше не демонстрировался по телевидению и радио.

И только в ноябре 1975 года, Лев Лещенко исполнил «День Победы» во время концерта в честь Дня милиции. Ему очень нравилась песня, и он отдавал себе отчёт в том, что рискует, выступая с «не одобренным» произведением. Практически, он обманул организаторов. Но песня произвела фурор. Зал аплодировал стоя. Ветераны не могли сдержать слёз.

Организаторы концерта прикусили языки, они уже не могли ничего изменить. Концерт транслировался в прямом эфире, и песню услышала вся страна. Именно с тех пор песня ушла «в народ», и стала прочно ассоциироваться с великой Победой.

Пой Победе! Песня в советском обществе во время Второй мировой войны — Academic Studies Press

$109,00

Сюзанна Амент

ISBN: 9781618118394 (твердый переплет)

Страницы: 324 стр.
Дата публикации: январь 2019 г.

Количество:

Добавить в корзину

Купить электронную книгу

Женщина в бальном платье поет на снегу для возвращающихся лыжных войск; слезы техника портят мастер-запись новой песни военного времени; новобранцы спонтанно встают и снимают шапки под новую песню, тем самым создавая новый гимн военного времени. Эта хорошо проработанная, многогранная книга описывает отношения между песней и обществом во время Второй мировой войны в СССР. Темы глав варьируются от создания и распространения песен до того, как публика их восприняла и сформировала. Песня той эпохи создала истинное культурное наследие, отражающее как сердца сражающихся, так и повествование о партии и государстве, приведших нацию к победе.

Сюзанна Амент преподает историю России и мира в Рэдфордском университете. Имея дипломы в области краеведения и истории России, ее интересы сосредоточены на музыке и культуре. В дополнение к этой книге она написала о советском бардовском дуэте Иващенко и Васильеве, изменениях в советской музыке и русской революционной песне.

Похвала

«Одним из наиболее заметных аспектов советской культуры во время Второй мировой войны было создание особого песенного корпуса — «песен военных лет»9.0027 Пойте к победе !: Песня в советском обществе во время Второй мировой войны Сюзанны Амент представляет собой всестороннее исследование этих песен и их контекста с учетом композиторов и авторов песен, а также ролей исполнителей и артистических бригад. … С Пой Победе! Амент внес важный вклад в наше понимание советского/российского общества и культуры. Война стала опытом, объединившим российское правительство и народ в общем деле, и остается наследием, разделяемым государством и обществом. Через призму песни, утверждает Амент, мы можем увидеть этот опыт еще яснее.
— Дебора Перл, Женщины Восток-Запад
Опираясь на русскоязычные исследования, архивные источники, несколько интервью и мемуаров, Пой Победе! рисует чрезвычайно подробную картину песни военного времени в Советском Союзе — это первая полноформатная трактовка этой темы на английском языке. На протяжении семи глав автор изучает сами песни, их темы, их создателей, их организационные контексты и сети распространения, а также их место в повседневной жизни как тогда, так и сейчас. … Написанный с сочувствием к своему предмету и наполненный рассказами о человеческой стойкости в нечеловеческих условиях, Пой Победе! , несомненно, станет отправной точкой для изучающих советскую военную песню и надежной отправной точкой для будущих исследований.
— Мэтью Онеггер, Принстонский университет, MUSICultures
. «Из многих способов институционализации советского опыта Второй мировой войны, как в то время, так и после него, музыка была одним из самых мощных. Новая монография Сюзанны Амент значительно расширяет наше понимание этого процесса, а также заполняет значительный пробел в нашем понимании истории советской музыки в целом. … Подход Амент является богатым, многогранным и междисциплинарным по своей направленности, предлагая как широкий обзор периода, так и некоторые случайные примеры более подробного анализа и интерпретации. … Книгу Амент следует приветствовать за то, что она проливает свет на культурную жизнь во время Великой Отечественной войны и возвращает нас к сильно мифологизированному моменту советской истории.
— Филип Росс Буллок, Уодхэм-колледж, Оксфордский университет, Russian Review
«Очевидный энтузиазм Сюзанны Амент по поводу живого присутствия военных песен среди русских, с которыми она встречалась и у которых брала интервью, иногда граничит с романтикой. Она не уклоняется от громких заявлений о музыке как о спасительной силе во времена крайнего насилия и бесчеловечности. Ее эмоциональная вовлеченность сияет на протяжении всей книги, но уравновешивается ее исключительным владением широким кругом источников и тщательным анализом всех задействованных факторов. Наиболее ценным вкладом этой книги в понимание советской истории и культуры является то, что она проливает свет на взаимосвязь между официальной культурной политикой и реакцией широких масс. Успех конкретных песен часто противоречил официальному мнению или идеологическим ожиданиям. … Великую Отечественную войну по праву называют великим объединителем советского народа. Своевременное исследование Сюзанны Амент добавляет долгожданное объяснение того, как это своеобразное соглашение между государством и народом могло возникнуть в советском обществе того времени.
— Фрэнсис Маес, Гентский университет, Бельгия, European History Quarterly Vol. 49(4)
«В царящем в современной России экстравагантном культе победы во Второй мировой войне военные песни являются последним живым звеном войны, унесшей более 27 000 000 жизней. Поколение за поколением продолжали петь и упиваться этими волнующими песнями, особенно в День Победы, ежегодный день единства страны. Sing to Victory!, глубоко основанный на масштабных исследованиях, представляет собой новаторскую и авторитетную работу, которая предлагает богатую и сложную историю этих песен, их авторов, производство, партийный и армейский контроль, распространение песен, исполнение, прием, продолжающееся наследие и многое другое. , вовлекая читателя в увлекательные новые миры советского опыта.
— Нина Тумаркина, Кэтрин Вассерман Дэвис, профессор славистики, Колледж Уэллсли
«Богатый и проницательный, Пойте Победе!» показывает, как песня стала центральной в советском опыте Второй мировой войны. Эта первая в своем роде книга на английском языке необходима для чтения всем, кто интересуется творческой энергией, направленной на сочинение песен военного времени и их распространение через концерты, бригады, радио и кино. На основе архивных источников, воспоминаний и обширных интервью «Пойте Победе!» рассказывает захватывающую историю не только о том, как песня вдохновляла на действия и воспитывала патриотизм, но и о том, как она определяла коллективную идентичность в послевоенную эпоху.
— Кевин Бартиг, доцент музыки, Университет штата Мичиган

Соглашение

посвящение
Благодарности
Содержание

Введение

Часть I — Песни и их создатели

Глава 1
Песни военных лет. : Темы, мелодии и тенденции
Довоенные песни и их влияние
Блицкриг: Песни о ранней войне
Прощай, нормальность: Ранние лирические песни
Война здесь, чтобы остаться: Песни о жизни военного времени
Победа на горизонте: смена тона  
Победа становится реальностью
Хронология, сдвиги и вариации в песнях военных лет

Глава 2 Авторы текстов     
Отношения между композиторами и поэтами       
Вознаграждение: контракты и конкурсы     
Любительское написание песен     
Критика и дебаты о песне     

Глава 3
КОМАНДИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ: Официальная политика и институциональная ответственность
Творческие профсоюзы
партийные и государственные структуры
Профсоюзные профсоюзы и другие организации
Военные участия
Контроль цензуры
Международные отношения и Arts
Выводы

Часть II — Распределение и прием песни

Глава 4
, пластик и пластик II. ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ: СМИ и распространение песен     
Песенники и другие музыкальные издания     
Газеты      
Радио     
Records
Фильм
Выводы

Глава 5
Бальные платья и бомбы: исполнители и бригады в битве и дома
Разнообразие и количество групп производительности
Ответ на войну
Опыт войны: бригадные путешествия, представления и условия жизни

На фронте      
В родных городах     
В тылу       
Работая вместе     

ЧАСТЬ III — ПРИЕМ ПЕСНИ И НАСЛЕДИЕ  

ГЛАВА 6
С рассвета Til Dusk: Песня в повседневной жизни
Аудитория и память
Детский опыт
Home Front Experiences
Песня на фронте
Сила песни

Глава 7
Наследие военных песен
Аудитория     
Государство     
Поклонники и идолы       
Функция песни     
Наследие в теле     
Послевоенные образы свободы              

Заключение    

Библиография
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Русское издание

Это издание также доступно на русском языке из серии «Современная западная русистика».

День Победы: биография советского праздника

8 мая 1945 года бойня еще не закончилась. В Азии война все еще была в полном разгаре. В Европе шло Пражское наступление. В Югославии все еще были столкновения, и Нормандские острова не будут освобождены до следующего дня. От Молдовы до Эстонии советским войскам потребовалось бы несколько лет, чтобы усмирить антикоммунистических партизан.

Тем не менее, 8 мая было днем, когда в Берлине был подписан Акт о капитуляции Германии. Церемония подписания, состоявшаяся накануне в Реймсе, не получила одобрения Сталина. Конец нацистской империи, настаивал он, должен быть подписан, скреплен печатью и доставлен в присутствии маршала Жукова, знаменитого командующего Красной Армией.

Капитуляция вступила в силу в 23:01. Это произошло 9 мая по московскому времени. Отныне победа будет отмечаться в СССР и его государствах-сателлитах на день позже, чем на Западе. Что касается начала войны, то оно датировалось 22 июня 19 г. 41, когда Вермахт вторгся в Советский Союз. Отныне в СССР принято отмечать «Великую Отечественную войну» 1941–1945 годов, а не Вторую мировую войну.

День Победы в сталинский и хрущевский периоды

Статус 9 мая должен был претерпеть изменения как в СССР, так и в Центральной Европе, где календарь праздников не был единообразным по советской модели. В Москве и Варшаве декреты об объявлении 9 мая национальным праздником были изданы коммунистическими властями еще 8 мая 1919 г.45. В Румынии 9 мая заменило День монархии, ранее отмечавшийся 10 мая. Однако уже в декабре 1947 года Сталин отменил 9 мая как нерабочий праздник в СССР в пользу 1 января. (День победы над Японией, отмечаемый 3 сентября, постигла та же участь.) В Польше День Победы оставался свободным до тех пор, пока в 1951 году не был принят новый список праздников. Это восстановило некоторые религиозные праздники и праздники, связанные с национальной историей Польши. который был удален из календаря в 1946. ​​Однако в том же году Чехословакия поступила наоборот и объявила 9 мая Днем освобождения от фашизма, который отныне стал главным нерабочим национальным праздником страны.

Изменения такого рода не были исключительной прерогативой Советского Союза и его сферы влияния. Во Франции 8 мая стало нерабочим праздником только в 1953 году, прежде чем снова потерять этот статус в результате календарной реформы в 1959 году. В 1975 году Валери Жискар д’Эстен полностью удалил его из календаря во имя франко-германского примирения; и в 1981 год Франсуа Миттеран вернул его как свободный от работы день. В СССР, Польше и других социалистических республиках это изменение статуса не означало прекращения поминок. День Победы прочно укоренился в традиции социалистических государственных праздников, которые жестко контролировались даже в сочетании с народными гуляниями.

В государствах-сателлитах 9 мая в первую очередь служило выражением дружбы с Советским Союзом и благодарностью Красной Армии. Последняя присутствовала не только в виде танков и казарм: многочисленные мемориалы погибшим красноармейцам служили фоном для торжественных и политических церемоний, на которых всегда присутствовали представители СССР. Эта геополитическая цель была не менее важна и внутри СССР. Салюты в честь Дня Победы раздавались не только в «городах-героях» (Ленинграде, Одессе, Севастополе, Сталинграде), а иногда и в столицах республик, но и в Калининграде и Львове, столицах приграничных областей, вошедших в состав Советского Союза во время Второй мировой войны. Война. В официальных выступлениях подчеркивалась преемственность между советскими военными действиями и послевоенной международной политикой Сталина.

Но это геополитическое измерение сочеталось с педагогической целью, основным адресатом которой были военные. День Победы был поводом для речей, церемоний и спортивных мероприятий, посвященных Советской армии, ее руководителям и их дореволюционным предшественникам. Все это было направлено на молодежь и особенно на будущих призывников. Центральное место в поминовении занял ряд образцовых героев, выбранных из миллионов погибших, чтобы войти в советский пантеон как мученики за коммунистическое и патриотическое дело. В этом отношении День Победы принадлежал к календарю, который также включал другие военные праздники, такие как День Советской Армии и Военно-Морского Флота, День механика-водителя или День Военно-воздушных сил.

Таким образом, в сталинские времена День Победы не был в первую очередь ни праздником ветеранов, ни днем ​​памяти погибших на войне, ни всенародным праздником. Скорее, это был повод для политической и военной пропаганды. На местном уровне организация программы часто поручалась воинским частям или военкоматам. Особое внимание уделялось периферии СССР, особенно западным территориям, таким как Прибалтика, Белоруссия и Украина. Там церемонии, выставки и другие памятные мероприятия должны были советизировать или ресоветизировать население, пережившее оккупацию, и обеспечить, чтобы любые воспоминания об антинемецком сопротивлении были связаны только с Красной Армией.

Однако не все памятные мероприятия были частью пропагандистской программы партии. Помимо крупных мемориальных проектов, таких как памятники или музеи в столицах, армия пользовалась определенной степенью автономии, когда дело доходило до чествования своих погибших. В СССР и в странах с советским военным присутствием памятники, обычно открываемые 9 мая, часто проектировались и строились военными инженерами, а иногда и местными жителями, в том числе выжившими родственниками, белорусскими крестьянами и пережившими Холокост. Некоторые музеи и памятники позже будут изменены, заменены или уничтожены после того, как они выйдут из строя с линией партии, хотя такие меры были далеко не систематическими. Христианские или еврейские традиции поминовения погибших также сыграли свою роль, чему способствовала относительная снисходительность Сталина к религии во время войны и сразу после нее. Кроме того, ветераны войны стали просматривать 9Май как день неформальных встреч, самостоятельных лекций в школах или на фабриках и даже экскурсий по местам сражений.

Эти практики не исчезли в период либерализации при Хрущеве, но были омрачены возродившимся культом Октябрьской революции и устремленностью в будущее, подкрепленной подвигами советских космонавтов и физиков. Споры о политических репрессиях предшествующей эпохи, несмотря на их суровую ограниченность, бросали тень на Сталина, который до сих пор был главным символом победы.

Пропаганда, ориентированная на победу Советского Союза, продолжала играть важную роль за рубежом. Это не ограничивалось хореографическими демонстрациями в государствах-сателлитах. Советская военная литература, такая как рассказ Александра Бека « Волоколамское шоссе » (1943 г.), была популярна среди израильских военных и латиноамериканских революционеров. В СССР местная коммеморативная практика развивалась особенно в регионах, непосредственно затронутых войной. На Украине и в Белоруссии республиканские власти пытались заменить религиозные обряды светскими и поддерживали культ бойцов партизанского сопротивления.

Брежневская эпоха и культ Великой Отечественной войны

Повышение статуса Дня Победы изначально был украинским проектом. В ноябре 1964 года Петр Шелест, первый секретарь Коммунистической партии Украины, был избран в президиум общесоюзного ЦК ВКП(б) за поддержку смещения Никиты Хрущева. Одним из его первых предложений было восстановить 9 мая статус национального праздника, который будет посвящен военным парадам и памятным мероприятиям, отделив их таким образом от празднования Дня труда 1 мая.

Новое советское руководство во главе с Леонидом Брежневым, Михаилом Сусловым и Алексеем Косыгиным приветствовало это предложение. Во-первых, потому, что они искали способы напомнить миру — и особенно западногерманским «реваншистам» — о жертвах, принесенных Советским Союзом. Во-вторых, это была возможность продемонстрировать советскую военную мощь в разгар холодной войны перед лицом вызова, брошенного движением неприсоединения. Когда в 1965 году на Красной площади впервые состоялся военный парад 9 мая, иностранных гостей встречали как почетных гостей. Накануне Брежнев произнес длинную речь, в которой международное положение обсуждалось даже больше, чем история войны. В-третьих, в Советском Союзе, потрясенном серией местных восстаний, вызванных социальными проблемами, партийные лидеры стремились уменьшить давление на рабочих. Добавление в календарь двух новых государственных праздников — Дня Победы и Международного женского дня — стало удобным способом добиться этого. Новый статус Международного женского дня как праздника, свободного от работы, был провозглашен незадолго до 9 декабря.Майские гуляния и оправданы ссылками на вклад советских женщин в военное дело.

Министр обороны Родион Малиновский на параде Победы в Москве, 1965 год. Фотограф неизвестен / с Wikimedia Commons / Mil.ru / CC BY

Эти изменения также были частью поиска новой легитимности. Самым важным политическим праздником оставалось 7 ноября, однако Октябрьская революция была теперь слишком далека и уже не могла вызывать требуемой степени лояльности, тем более что мало кто из оставшихся партийных лидеров играл в ней какую-либо роль. Великая Отечественная война, напротив, затронула каждую советскую семью. Двадцать лет спустя воспоминания были еще свежи, и бывшие солдаты, многие из которых сейчас занимали ключевые посты в обществе, были счастливы видеть, что молодое поколение прославляет их. Местные формы поминовения были подхвачены и гомогенизированы в общенациональный культ Великой Отечественной войны. День Победы стал всенародным праздником советского народа.

В процессе трансформировался культ Великой Отечественной войны. В сталинскую эпоху он подчеркивал коллективный героизм советских людей, особенно русских. Однако теперь поминовение стало больше сосредотачиваться на вкладе отдельных регионов, городов или заводов. Он также был урбанизирован. Советский Союз быстро становился городским обществом потребления, и этот процесс ускорился в 1970-е годы благодаря неожиданной прибыли от продажи природных ресурсов. Огромные кварталы сравнительно благоустроенных квартир тысячами выросли в пригородах, получивших новые воинские мемориалы и чьи улицы были названы в честь героев войны.

Удаленные из сельских или лесных районов, где происходило большинство сражений, новые горожане вновь открыли для себя поля сражений как достопримечательности. День Победы стал поводом поблагодарить ветеранов войны за то, что они сделали возможной мирную и безбедную жизнь подрастающего поколения. Встречи с ветеранами войны, вручение им цветов и выслушивание их подчищенных рассказов теперь стали частью программы каждого советского школьника. Девятое мая также станет датой посещения кладбищ и поминовения умерших в кругу семьи, соединив тем самым религиозные или даже языческие обряды с новыми советскими традициями.

День Победы также стал частью праздничного календаря. С 1960-х годов количество праздников, таких как День космонавтики или День рыбака, быстро увеличивалось. Были и фестивали, восстанавливавшие в советизированных рамках элементы религиозных, народных и этнических традиций. К ним относятся российская масленица непосредственно перед Великим постом (эквивалент Масленицы или Марди Гра), украинские вечерницы (вечеринки для молодежи долгими зимними ночами) или песенные фестивали в странах Балтии. Развлекательная и карнавальная атмосфера, связанная с этими днями, начала стираться на памятных фестивалях, таких как День Победы; торжественные церемонии все чаще сопровождались народными гуляниями с новыми неформальными мероприятиями, такими как семейные фотографии перед военными мемориалами.

Бывший летчик-ас Николай Скоморохов несет знамя на Параде Победы в Москве, 1985 г. Фотограф неизвестен / из Wikimedia Commons / Mil.ru / CC BY

Постсоветские мемориальные конфликты

В большинстве стран Центральной Европы памятные мероприятия обычно переносится на 8 мая после распада советской империи. Вступление в ЕС, независимо от того, было ли оно достигнуто или к чему стремились, заставило многие страны отмечать День Европы 9 мая. Эта дата была официально введена в Европейском Сообществе в 1985, чтобы отпраздновать подписание Декларации Шумана в 1950 году. Только Польша продолжала отмечать День Победы 9 го года вместе с некоторыми из бывших югославских республик: Черногорией, Сербией и Боснией (где это день национального поминовения, но считается отпуском без работы только в сербской части).

Однако в бывших советских республиках 9 мая сохранило статус официального праздника. Единственным исключением являются страны Балтии. Тем не менее, статус Дня Победы варьируется в зависимости от страны. С новыми праздниками, введенными в ознаменование дат в национальной истории, День Победы не всегда является праздником первого уровня. В некоторых случаях день сменил свое название, и почти повсеместно память стала национализированной: по-прежнему упоминается совместный труд советских людей, но в центре внимания теперь подвиги собственных героев каждой республики.

После кровавого конституционного кризиса октября 1993 года Россия была политически расколота, и власти искали новые источники национального единства. День труда и 7 ноября (день Октябрьской революции, переименованный в 1996 г. в День согласия и примирения) были слишком тесно связаны с коммунистической традицией; а 12 июня, посвященное провозглашению суверенитета в 1990 году, было проклято теми, кто возмущался распадом СССР. День Победы был менее противоречивым и легко мог быть связан с чьей-либо семейной историей, поэтому он затмил другие памятные даты.

Открытие огромного Парка Победы в Москве и два военных парада – на Красной площади и в новом парке – 9 мая 1995 года ознаменовали возрождение Дня Победы как главного национального праздника. Парады стали неотъемлемой частью ежегодных торжеств. Эта тенденция усилилась при Владимире Путине: 9 мая укрепило вновь обретенную национальную гордость после десятилетия, которое многие считали унижением для России. С юбилейными торжествами 2005 года День Победы приобрел еще большее значение, с большой и разнообразной программой общероссийских мероприятий.

День Победы, Москва, 1995 год. Фото Владимира Вяткина из архива Wikimedia Commons / РИА Новости, изображение #804141 / Владимир Вяткин / CC-BY-SA 3.0

День Победы, Москва, 2005 год. Фото Дмитрия Коробейникова из Wikimedia Commons / Архив РИА Новости, фото #116731 ​​/ Дмитрий Коробейников / CC-BY-SA 3.0

День Победы, Москва, 2015 г. Фото may9.ru из Викисклада / Кремль.ру / CC BY-SA

Вне своей консолидирующей роли в пределах России, память 1945 снова стал геополитическим инструментом. Россия все чаще обвиняла тех, кто подвергал сомнению традиционную интерпретацию Великой Отечественной войны, особенно националистически настроенных политиков и историков в Центральной Европе, в «фальсификации истории». Присутствие иностранных гостей на парадах и других церемониях в Москве стало показателем поддержки странами российской политики. В нескольких посольствах России появились офисы, отвечающие за поминовение. Они отвечают за военные кладбища, но также пытаются направить массовые мемориальные инициативы на промосковскую позицию.

Действительно, с последних лет Советского Союза возникло множество подобных инициатив. Среди них поисковиков или «искателей», которые раскапывают останки солдат, погибших в бою. Среди них также исторические реконструкторы и участники светских военных паломничеств, которые на автомобилях или мотоциклах повторяют маршрут, пройденный отдельной воинской частью, по маршрутам, которые часто заканчиваются в Берлине 9 мая. Как это ни парадоксально, именно снятие «железного занавеса» сделало возможным такую ​​деятельность. Многие русскоязычные иммигранты также привнесли в свои новые страны коммеморативные практики, уходящие корнями в советские традиции, что в некоторых случаях повлияло на местные нормы. Одним из примеров является Израиль, где 9Май был официально объявлен Днем Победы в Европе в 2017 г.

День Победы в Европе, Хайфа, 2018 г. даже между бывшими советскими республиками, отношения которых охвачены конфликтом, такими как Украина и Россия. В России и Беларуси власти предприняли попытки кооптировать такие инициативы, например, путем включения поисковиков в государственные или полугосударственные агентства. Это увенчалось успехом, но только отчасти, так как типичные для таких групп патриотические чувства не выражаются автоматически в безоговорочной поддержке режима.

День Победы в Минске, 2006 г. Фото Ивана Руднева из архива Wikimedia Commons / РИА Новости, изображение №127423 / Иван Руднев / CC-BY-SA 3.0 / CC BY-SA

В Прибалтике и Германии участие в Ритуалы 9 мая имеют свою логику. Для значительной части участников они выражают этническую или политическую идентичность, отличную от идентичности большинства. То, что когда-то было обязательными практиками, такими как поминальные шествия, возрождается и наполняется новым смыслом. Несмотря на то, что участие обычно вырастает из стремления к внутреннему признанию, Россия часто выступает в качестве покровителя такого рода деятельности. Это, как правило, увеличивает недоверие, уже испытываемое местными политическими элитами, что время от времени толкает местные мемориальные сообщества в объятия России.

День Победы в Риге, 2016. Фото Калнрозе из Wikimedia Commons / Kalnroze (Викимедиа) / CC BY-SA

В постсоветской Украине новые памятники и коммеморативные ритуалы служат новой общественной памяти о Голодоморе (государственной искусственного голода 1930-х годов) или антисоветских националистических сил ОУН-УПА. Первый постсоветский президент Украины Леонид Кравчук придерживался политики гибридной памяти: речи и памятники жертвам советского режима соседствовали с празднованиями победы 19-го века.45. Его преемник, Леонид Кучма, сначала придерживался той же линии, а затем ближе к концу своего второго срока полномочий более тесно присоединился к новым российским поминальным ритуалам. После Оранжевой революции 2004 года Виктор Ющенко попытался превратить Голодомор в краеугольный камень украинской культуры памяти.

Виктор Янукович вновь ввел некоторые советские символы. Однако все эти мемориальные развороты происходили на фоне определенной толерантности на локальном уровне коммеморативных практик обеих сторон. 9Майские традиции остались практически нетронутыми для большей части населения. Региональные политические элиты, особенно на востоке страны и в Крыму, оказывали поддержку новым инициативам, иногда обвиняя своих коллег на западе Украины в историческом ревизионизме. На западе страны тем временем усилились протесты против Дня Победы. 9 мая 2011 года во Львове произошли ожесточенные столкновения между боевиками националистической партии « Свобода » и пророссийскими активистами, которые пришли поддержать советских ветеранов.

День Победы в Киеве, 2011. Фото Михаила Маркива из архива Wikimedia Commons / РИА Новости, снимок №908414 / Михаил Маркив / CC-BY-SA 3. 0 / CC BY-SA

Новые практики, новые споры

Хотя новые коммеморативные практики стали играть роль в политических и геополитических конфликтах с 1991 года, они не являются исключительно результатом этих конфликтов. В памяти о войне на постсоветском пространстве действуют более общие тенденции. К ним относятся динамика поколений и индивидуализация памяти. Две инициативы иллюстрируют эти тенденции и то, как они взаимодействуют с сегодняшней политической реальностью: «Георгиевская лента» и «Бессмертный полк».

Черно-оранжевая георгиевская лента была представлена ​​​​в 2005 году. Первоначально ее предложила московская журналистка государственного информационного агентства, внучка солдата, погибшего незадолго до 9 мая 1995 года. Ее вдохновение для цветов происходил из русского военного ордена царского периода; эти цвета уже использовались для лент серии советских значков и медалей с 1942 года. На нее также повлияли бумажные маки, продаваемые в странах Содружества как средство сбора благотворительных пожертвований для ветеранов войны или других частей вооруженных сил. В России идея продажи ленточек не прижилась, но они быстро получили широкое распространение как свободный и вездесущий символ памяти о войне и как средство выражения патриотизма на индивидуальном уровне.

Акция «Георгиевская ленточка» в Москве, 2009 г. Фото Ольги Бутеноп из архива Wikimedia Commons / РИА Новости, снимок #389238 / Ольга Бутеноп / CC-BY-SA 3.0 / CC BY-SA

Сначала их популяризировали журналисты и добровольцы — в России и других странах — но вскоре были кооптированы российским государством, которое сделало практически обязательным для чиновников носить их в таких случаях, как 9 мая, и организовало их распространение за границу. В глазах правительств соседних стран это превратило ленту в символ поддержки империалистической политики России (особенно с 2014 года, учитывая ее использование российскими солдатами и сепаратистскими силами на Украине). Следовательно, правительства соседних стран поощряли ношение альтернативных эмблем ко Дню Победы: ленты с цветами государственного флага в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и, в Украине, мак в британском стиле, в версии, исправленной Харьковской дизайнер.

«Бессмертный полк», который ведет свою историю с 2012 года, — это еще одна инициатива внуков ветеранов войны, группы журналистов оппозиционного телеканала в Томске. Критически относясь к тому, что они считали чрезмерно ориентированными на государство традициями Дня Победы, они предложили гражданам отпраздновать 9 мая маршем с портретами своих бабушек и дедушек или других членов семьи, которые принимали участие в войне, независимо от того, выжили они или нет. Подобно георгиевской ленте, «Бессмертный полк» быстро распространился по России и за рубежом, благодаря добровольцам, часто принадлежавшим к одному поколению.

Парад «Бессмертного полка» в Москве, 2017 г. Фото kremlin.ru с Wikimedia Commons / kremlin.ru / CC BY

Хотя авторы идеи пытались запретить любую политическую символику, некоторые местные организаторы готовы принять поддержку партии власти «Единая Россия», которая пыталась включить «Бессмертный полк» в государственную программу пропаганды патриотизма. Несмотря на раскол движения, инициатива остается очень популярной и уже оказала длительное влияние на памятные репертуары. В России «Бессмертный полк» способствовал процессу индивидуализации, укрепляющему статус семейных воспоминаний как части коллективного празднования советской победы. В других местах, особенно на Украине, полк был в значительной степени дискредитирован (наряду с другими памятными инициативами) из-за его предполагаемой связи с российским государством.

Аннексия Крыма, сепаратистское движение и российская военная интервенция на Донбассе радикализировали конфликт вокруг 9 мая и память. В апреле 2014 года Институт национальной памяти в Киеве предложил реформировать День Победы. Отныне память будет сосредоточена на Второй мировой войне 1939–45 годов (а не на Великой Отечественной войне 1941–1945 годов) и чтить всех украинских бойцов (в том числе участников ОУН-УПА, а также солдат Красной Армии). Институт предложил 8 мая в качестве нового «европейского» дня памяти и примирения с маком в качестве нового памятного символа.

Серия законов, принятых в 2015 году, ввела эти изменения, но оставила 9 мая в качестве национального праздника, переименовав его в День Победы над нацизмом в Европе. Официальный российский дискурс отождествляет борьбу сепаратистов против новой украинской власти с антифашистской борьбой военного времени. Однако Киев также обращается к советской коммеморативной традиции. Например, в одном из нескольких онлайн-видеороликов, посвященных празднованию 9 мая 2015 года, советский ветеран войны готовится к празднованию 9 мая.Мэй, когда ему звонит его внук, который в настоящее время борется против российской военной интервенции на Донбассе.

День Победы в Киеве, 2019 (на фоне мака). Фото Visem из Wikimedia Commons / Visem / CC BY-SA

День Победы в Донецке 2019. Фото Андрея Бутко из Wikimedia Commons / Andrew Butko / CC BY-SA

Польша также отреагировала на украинский кризис. В Польше 9 мая сохранило статус национального праздника, хотя и без официальных мероприятий на самом высоком уровне. Однако в 2015 году Сейм принял предложение Института национальной памяти заменить Национальный фестиваль Победы и Свободы 9 сентября.Май с Национальным Днем Победы, который впредь будет отмечаться в предыдущий день.

Помимо жестов на правительственном уровне, расхождение между Россией и Украиной также заметно на уровне социальной практики, хотя здесь изменения были менее внезапными и радикальными. Несмотря на то, что некоторые из новых ритуалов и символов приживаются в Украине, практики, которые следуют советской традиции, никуда не делись. В нескольких регионах 9 мая 2017 года вспыхнули ожесточенные конфликты между участниками маршей «Бессмертный полк» и украинскими националистическими группировками или ветеранами АТО на юго-востоке.

Опросы в России свидетельствуют о возрастающем значении Дня Победы. В период с 2010 по 2018 год число тех, кто назвал его одним из трех самых важных праздников, увеличилось с 38% до 71%, обогнав Новый год и религиозные праздники, такие как Пасха или Рождество. Это символическое значение находит свое отражение на практике: рост числа насильственных смертей (часто в состоянии алкогольного опьянения) был зафиксирован 9 мая, чего не происходит в другие праздники, такие как День России (12 июня) или Национальный день. День народного единства (4 ноября). Эти статистические данные иллюстрируют разницу между праздниками, отмечаемыми с ритуалами, часто связанными с выпивкой, и праздниками, которые считаются не более чем выходным днем.

В Украине совсем другая ситуация. Там без исключения христианские праздники лидируют. Однако среди светских праздников 9 мая сохраняет первое место, хотя число тех, кто говорит, что празднует его, сократилось с 58% в 2010 году до 37% в 2018 году. В 2015 году, как раз перед введением нового праздника 8 мая. 78% опрошенных в Украине заявили, что 9 мая следует по-прежнему отмечать окончание войны. Два года спустя 82% все еще сказали, что 9 мая следует считать очень символичной датой. Международный женский день также стал более популярным, несмотря на попытки отменить его из-за предполагаемой связи с коммунизмом. В то же время Женский день не восстановил политического и освободительного значения, связанного с ним во многих западных и южных странах. И в России, и в Украине это прежде всего повод для утверждения традиционного взгляда на роль женщины путем вручения ей цветов.

Понятно, что советские традиции нельзя сбрасывать со дня на день. Тем не менее, в Украине 9 мая никогда не восстановит прежнее значение. Даже в России его значение не может быть просто навязано властями, поскольку оно во многом зависит от межпоколенческой динамики.

Что ждет 9 мая в будущем? Помимо больших годовщин, таких как 2045 год, мы, вероятно, увидим все более специализированные поминки, организуемые группами исторической реконструкции, исследователями или историками-любителями, подобно поминовениям более далеких войн. В то же время объединение 9Май с Россией потенциально может превратить его в этнический фестиваль для русскоязычных общин за пределами страны. Это может даже утратить свою политическую коннотацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *