Разное

Что такое в психологии сепарация: Сепарация от родителей во взрослом возрасте: что это в психологии

Содержание

Сепарация от родителей во взрослом возрасте: что это в психологии

Разбираемся, что такое сепарация в психологии, почему важно сепарироваться от родителей во взрослом возрасте и какие техники для этого использовать. Этапы сепарации, признаки и последствия незавершенной сепарации — в статье Анны Крымской, клинического психолога и соосновательницы онлайн-сервиса YouTalk

Что такое сепарация от родителей

Сепарация в психологии — это процесс отделения ребенка от родителей, когда он постепенно становится самостоятельным и независимым человеком. При этом его отношения с родителями из иерархических, в которых он занимает подчиненное положение, переходят в равноправные отношения взрослых со взрослым.

Процесс сепарации начинается с рождения и в идеале заканчивается к 18-20 годам. За это время ребенок должен пройти путь от полной зависимости от мамы до способности обеспечивать свое существование и распоряжаться своей судьбой. C каждым годом происходит расширение зоны самостоятельности и ответственности ребенка. Он принимает все больше решений, сталкивается с их последствиями, проходит кризисы, приобретает опыт, постепенно становится независимым в разных аспектах своей жизни.

Если у человека есть дом, семья, работа, но он не может ни в чем отказать родителям из-за возникающего чувства вины, — он не сепарировался

Действия родителей могут как помочь, так и навредить этому процессу, поэтому их поддержка и понимание происходящего очень важны. По словам психоаналитика Маргарет Малер, одного из главных исследователей процесса сепарации, он проходит успешно, если отец и мать обладают достаточной степенью автономности, а также имеют надежную связь с ребенком, позволяют ему открыто выражать свои чувства, поощряют его действия, создают безопасное окружение, объясняют запреты и так далее.

В этом процессе самим родителям придется адаптироваться к изменяющейся реальности и искать новые способы взаимодействия с взрослеющим ребенком. Придется перестать относиться к нему как к маленькому, уважать его право на собственные взгляды, мнения и желания, доверять принятие решений, даже если не согласны с ними, а в конце концов признать, что ребенок лучше них знает, что делать со своей жизнью, и отпустить его в свободное плавание.

Сепарация имеет четыре составляющих: функциональная подразумевает способность обеспечить свое существование, эмоциональная — принимать решения, исходя из своих желаний, ценностная — иметь собственную картину мира, конфликтная — не испытывать чувства вины и отстаивать свою точку зрения в случае несогласия с родителями. Завершенная сепарация подразумевает, что все эти пункты выполнены.

Если у человека есть дом, семья и работа, но он не может ни в чем отказать родителям из-за возникающего чувства вины, — он не сепарировался. Другой может полностью вычеркнуть родителей из своей жизни, не общаться с ними, но в душе переживать детские обиды и винить их в своих неудачах — в этом случае сепарации также не произошло. 

Этапы сепарации

В первые месяцы жизни младенец полностью зависит от мамы и ничего не умеет. Затем он начинает сам выполнять простые действия: садиться, ходить, есть ложкой, копировать взрослых. Родителям надо дать ему исследовать мир и свои возможности и не пытаться все сделать за него, чтобы он смог сепарироваться от мамы.

В три года ребенок осознает, что он отдельная личность со своими желаниями, которые могут не совпадать с желаниями родителей. Главные слова этого периода — «Нет» и «Я сам». Ребенок проявляет свою волю, упрямится, возражает, не слушается. Если в этом возрасте пытаться любой ценой принудить его к подчинению и «хорошему поведению», можно задавить эти ростки самостоятельности, и из него вырастет пассивный, безвольный человек, который не знает, чего хочет.

Родителям стоит поддерживать стремление ребенка к самостоятельности, позволять ему принимать подходящие по возрасту решения, например выбирать одежду.

В возрасте от 4 до 8 лет начинается социализация: ребенок учится выстраивать отношения со сверстниками, у него появляется свой круг общения. Родители перестают быть единственным источником информации о мире. Ребенку стоит освоить базовые навыки самообслуживания: убирать свою комнату, помогать на кухне.

Материал по теме

Между 8 и 12 годами дети познают школу, у них появляются одноклассники, учителя, интересы вне дома. В этом возрасте развивается волевая сфера личности: это значит, что ребенок учится собираться и делать то, что надо. У него должны быть зоны ответственности: самостоятельно делать уроки, иметь круг домашних обязанностей. Это постепенно готовит его ко взрослой жизни.

Не надо контролировать, напоминать, навязывать помощь: у ребенка должна быть возможность столкнуться с последствиями своей лени или забывчивости и сделать выводы на будущее.

От 12 до 18 лет — самая сложная стадия взросления: подростковый возраст. Ребенок начинает замечать недостатки родителей, их авторитет в его глазах падает. Зато возрастает влияние окружения, сверстников, на которых подросток и ориентируется в первую очередь. Происходит «бунт»: дети перестают слушаться, протестуют против ограничений, контроля, вмешательства в личную жизнь, требуют признания своей взрослости и независимости. В этот период важно прислушиваться к подростку и находить компромиссы. У него должно быть свое пространство, где он устанавливает правила: в его комнату нельзя заходить без разрешения, он сам решает, когда там убираться. Родители должны научиться доверять ребенку, давать ему возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

От 18 лет. Если предыдущие этапы сепарации прошли успешно, то к этому моменту повзрослевший ребенок готов к отделению. Процесс взросления полностью завершится только к 24-25 годам, но человек уже способен взять на себя ответственность за свою жизнь. Часто как раз в это время дети поступают на учебу или находят работу, начинают жить самостоятельно.

Зачем нужна сепарация

Сепарация позволяет человеку стать хозяином своей жизни, свободно ей распоряжаться и получать от нее удовлетворение. Человек становится независимым и обретает уверенность в себе. Он может направить свою энергию на достижение своих истинных целей, а не на попытку соответствовать чьи-то ожиданиям.

В процессе сепарации человек обучается выстраивать личные границы. Это умение необходимо для автономной личности, оно дает возможность построить здоровые отношения в семье, с друзьями, с коллегами на работе. В будущем человек сможет уважительно относиться к личным границам собственных детей и поддерживать их во время взросления и сепарации. 

Сепарация — двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых — отделиться, вторых — отпустить

В результате эмоциональной сепарации он обретает свободу поведения и принятия решений. Кстати, сепарация от родителей не означает холодности или ухудшения отношений: наоборот, именно после сепарации может наступить новый этап взаимоотношений родителей и детей как взрослых самостоятельных личностей, когда отношения строятся не на долге или зависимости, а просто на том, что людям друг с другом хорошо. 

Какие факторы затрудняют процесс сепарации

Сепарация — двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых — отделиться, вторых — отпустить. Но иногда либо дети не хотят отделаться, либо родители осознанно или неосознанно препятствуют этому процессу. 

Со стороны детей тормозящими факторами могут стать привычка и удобство, когда им комфортно и выгодно жить с родителями и пользоваться их ресурсами, особенно если те поощряют такое поведение и продолжают их обслуживать. В атмосфере комфорта сложно сформироваться импульсу на отделение. Иногда препятствием могут служить проблемные отношения в семье или разного рода зависимости: дети как будто меняются местами с родителями и взваливают на себя заботу о них. Также препятствием к сепарации служат тревога и страх уже взрослого ребенка, что он или она не справится самостоятельно, не найдет любящего партнера, не добьется успеха. 

Материал по теме

Часто всячески замедляют процесс сепарации сами родители. Они слишком тревожатся и гиперопекают, не дают ребенку столкнуться с проблемами самостоятельно. Некоторые воспринимают ребенка как личный проект и пытаются контролировать каждый его шаг «на пути к успеху». Такой ребенок обречен постоянно «оправдывать ожидания». Нереализованность родителей также порой тормозит сепарацию: чаще всего это происходит с матерями, у которых нет достижений вне семьи. Их мир сосредотачивается вокруг ребенка; заботясь о нем, они чувствуют себя востребованными. Если чадо попытается отделиться от мамы, она потеряет смысл жизни, останется одинокой и никому не нужной. Поэтому такая мать будет всячески противиться сепарации, зачастую манипулируя чувством вины.

Есть родители, которые боятся стареть: им кажется, что пока ребенок не стал взрослым, они сами останутся молодыми. Также препятствием могут служить эмоциональная недоступность, атмосфера равнодушия в семье, а также консервативные ценности, которые предполагают власть родителей даже над взрослыми детьми и почтение к старшим, которые априори «лучше знают».

Эти факторы могут привести к тому, что человек «застревает» на каком-то из этапов и не может завершить сепарацию.

Чем грозит незавершенная сепарация

Последствия незавершенной сепарации сильно осложняют жизнь. Самооценка такого человека неустойчива, потому что опирается не на его собственные достижения и представления о себе, а на чужое мнение. Человек зависит от оценок окружающих, постоянно ищет одобрения и склонен к конформизму. Он делает не то, что ему нужно или хочется, а то, за что его похвалят.

Гиперопека или, наоборот, диктат в семье не дают человеку научиться самостоятельности. Развивается выученная беспомощность: человек не способен принимать решения, пассивен, не уверен в себе, сомневается в своих силах и способности что-то изменить.

 Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения: человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя

Таким людям сложно самореализоваться и построить карьеру. У них нет понимания своих целей и желаний, они могут бесконечно и безрезультатно «искать себя». Даже если такой человек по указанию родителей получит востребованную профессию, у него не будет внутренней мотивации, поэтому он всегда будет проигрывать коллегам, которые мотивированы и точно знают, что они делают и зачем.

Наконец, незавершенная сепарация приводит к проблемам в личной жизни. Вмешательство родителей в дела пары может повредить даже самым сильным чувствам. Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения: человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя. Люди с незавершенной сепарацией часто повторяют родительские сценарии в отношениях, например разводы, измены или домашнее насилие.

По каким признакам можно распознать незавершенную сепарацию

  • Материальная зависимость

Речь идет не только о деньгах, но и о бесплатном пользовании любыми ресурсами и услугами, которые за пределами родного дома стоят денег: проживание на жилплощади родителей, бытовое обслуживание вроде готовки, стирки, уборки, регулярная помощь бабушек и дедушек в уходе за детьми. Подобная «даровая» помощь превращает человека в должника, заставляет его чувствовать себя обязанным. У родителей появляются рычаги влияния и давления, право требовать участия в принятии решений, с которым сложно не согласиться. 

  • Неспособность отпустить прошлое и принять настоящее

Человек чувствует обиду на родителей, ждет от них раскаяния, извинений, исправления. Или стремится доказать, что они ошибались, недооценивая его. В этом случае отношения с семьей и связанные с ними переживания занимают непропорционально большое место в жизни взрослого человека.

  • Чувство вины и боязнь разочаровать

Эмоции и настроение родителей имеют над взрослым ребенком очень большую власть: недовольный голос, укоризненный взгляд заставляют его мучиться чувством вины. Человек настолько боится огорчить родителей, обидеть отказом, не оправдать ожиданий, что готов ради них жертвовать своими собственными интересами. В относительно легких случаях ребенок отменяет планы на вечер и мчится к ним помочь повесить картину, в тяжелых — выбирает одобряемую ими профессию вместо той, к которой лежит душа, или взрослая дочь так и не выходит замуж, потому что не может оставить мать в одиночестве.

  • Нарушение личных границ ребенка

Родители не замечают того, что ребенок давно вырос, и продолжают вмешиваться в его жизнь. Они могут требовать отчета о делах, контролировать, давать непрошеные советы, задавать бестактные вопросы про личную жизнь, комментировать внешность, вес, образ жизни — естественно, «из лучших побуждений» и «с самыми добрыми намерениями».

Какие техники сепарации использовать, чтобы отделиться от родителей

Если вы осознаете, что незавершенный процесс сепарации усложняет вашу жизнь, важно обратиться за поддержкой к специалисту. Психолог поможет сделать так, чтобы процесс сепарации прошел быстрее, как можно проще и безболезненнее как для вас, так и для ваших родителей. Есть несколько важных этапов, которые предстоит пройти: 

  1. Стать финансово независимым: начать самостоятельно зарабатывать, жить отдельно, перестать рассчитывать на помощь родителей, тогда в общении с ними можно будет устанавливать свои правила.
  2. Проработать обиды и принять родителей такими, какие они есть. Прошлое изменить нельзя, но зато настоящее и будущее — в наших руках. Родители — взрослые сформировавшиеся люди, они имеют право жить так, как хотят. Лучше отказаться от попыток изменить их и вместо этого направить свою энергию на достижение позитивных изменений в собственной жизни.
  3. Научиться выстраивать здоровые личные границы. Прямо говорить, когда вам что-то не нравится, уважать не только свои потребности и ограничения, но и чужие. Установить правила общения: разговаривать тогда и столько, сколько это удобно лично вам, обозначить темы, которые вы не собираетесь обсуждать, ограничить поток указаний и ценных советов.
  4. Избавиться от чувства вины перед родителями и перестать им угождать. Вы не ответственны за их чувства и не должны винить себя, если они недовольны. Причина их негативных эмоций —  их собственные проекции и ожидания, которым вы не обязаны соответствовать, потому что у вас своя жизнь. Им нужно прекратить возлагать на вас ответственность за свои эмоции и научиться справляться с ними самостоятельно.
  5. Осознать свои ценности и цели в жизни, не оглядываясь на мнение родителей. Разработать план, как достичь желаемого, начать его выполнять, быть последовательным и устойчивым. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Что такое сепарация, или Как правильно сжигать мосты с семьей?

Для родителей дети всегда будут оставаться детьми, не важно, сколько лет стукнет чаду — 12 или 42. Однако в последнее время о сепарации от родителей заговорили с новой силой. Этот процесс буквально переводится как «отделение», и психологии он известен уже давно, но сейчас он переживает бум популярности. Разбираемся, что это такое, как работает сепарация и почему она нужна не только детям, но и родителям.

Что такое сепарация?

Сепарация — это процесс отделения ребенка от родителей, обретения самостоятельности и независимости. Он протекает сложно для обеих сторон: ребенку приходится самостоятельно совершать «первые шаги» и нести ответственность за свои поступки, разбираться с последствиями, а родители вынуждены смотреть, как их ребенок оступается, набивает шишки и порой действует не по сценарию. И те и другие сталкиваются с непредсказуемостью и собственной беспомощностью, и для многих семей сепарация проходит с конфликтами и войнами кухонного масштаба.

«Мы уже говорили о популярности личных границ, выросшей из-за локдауна, а установка личных границ — физических, финансовых, эмоциональных и так далее — это результат сепарации в том числе. Личные границы мы формируем, отделяясь от нашей первичной группы — семьи», — комментирует Алена Ванченко, психотерапевт, нейропсихолог.

Человеческая жизнь в целом — это череда сближения и отдаления от близких. Ученые насчитывают несколько основных эпизодов сепарации в жизни родителя и ребенка, их еще называют «кризисами».

  • 1–3 года. В этом возрасте ребенок только осваивает самостоятельные навыки, постепенно отказываясь от участия родителей в привычных ритуалах. Он уже начинает копировать взрослых, а возраст трех лет ученые называют «Я сам» не просто так: ребенок пытается выполнять все больше действий самостоятельно. Да, оттуда растут ноги у истерики, когда ему не дали нажать кнопку в лифте.

  • 4–7 лет. В этом возрасте начинается социализация, и родители постепенно перестают быть единственным источником авторитетной информации о мире. Если раньше ребенок набивал шишки об углы в родном доме, то теперь он начинает приходить домой с синяками из песочницы в детском саду. Примерно в это же время дома появляются первые «женихи и невесты».

  • 8–12 лет. В этом возрасте ребенок становится более привередливым, он уже внимательнее выбирает круг своего общения, на первое место выходят интересы, которые в свою очередь стали сложнее мультиков.

  • 12–18 лет. Самый сложный период, когда ребенок требует полного признания своей самостоятельности и взрослости. К этому добавляется требование личного пространства, свободы передвижения, ослабления родительского контроля. Каждое ограничение воспринимается в штыки и со скандалом, даже если в основе его лежали наилучшие намерения.

  • От 18 лет. Если в предыдущем эпизоде все остались живы и даже умудрились не расплеваться, то в этом возрасте ребенок как по волшебству может собрать свои вещи, выпорхнуть из гнезда и звонить, только чтобы обрадовать родителей дипломом, покупкой своей квартиры, поздравить с днем рождения и Новым годом, а также спросить, не надо ли помочь чем-то. Картошку посадить, например.

Это, конечно, отчасти иллюзия. Если сепарация проходит успешно, то общение между родителями и детьми переходит в формат общения двух взрослых, которые принимают точку зрения друг друга и уважают личные границы. Просто перетерпеть эпизоды сепарации, похрустывая попкорном, недостаточно. Из всех этих навыков ребенок и родитель должны вынести несколько уроков независимости.

«Если описать весь процесс сепарации как таковой, то сначала ребенок делает так же, как родители, потому что они — одно целое. Потом ребенок принимает решения так, чтобы родители максимально это не поддерживали, а затем происходит взросление, когда человек принимает решения несмотря на то, что его родители сделали бы точно так же. То есть у нас получается взрослый человек, который совершает поступки не назло родителям и не для того, чтобы порадовать их, а просто потому что ему так нужно, хочется и так далее», — комментирует Алена Ванченко.

За переживанием детских истерик и подростковых скандалов, хлопанья дверьми и криков проходит несколько важных процессов. Обе стороны учатся эмоциональной независимости друг от друга (когда никто не перекладывает друг на друга ответственность за собственные эмоции), принимают то, что они не всегда будут соответствовать идеализированным представлениям друг о друге, строят личные границы. Без них нельзя говорить о том, что сепарация прошла успешно.

Если вы хотите развить гибкость мышления и научиться быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, вам поможет курс Agile.

Высокая цена сепарации

В процессе сепарации члены семьи теряют не только калории и нервные клетки, которые горят во время очередного скандала. Родственники вынуждены расстаться еще и с иллюзиями друг о друге и о самих себе.

Вы (и родители, и дети) можете быть плохими, неидеальными, непохожими на семьи из рекламных роликов

Это может проявляться по-разному. Например, родители могли всячески поддерживать творческий путь ребенка, но затем осуждать его за выбор художественного вуза, потому что «не мог нормальную профессию выбрать?» и «а семью когда?». Ну или подставьте любую другую ситуацию, где обе стороны хотят как лучше. Конфликты на этой почве иногда могут привести даже к полному разрыву отношений. И это не будет сепарацией.

Вы почувствуете себя ненужными

И родителям, и детям придется научиться жить с тем, что их не всегда будут выбирать в первую очередь. Что с ними не будут делиться всеми событиями и планами.

«Родители получают в результате сепарации кризис, где им приходится вспомнить, что у них, кроме ролей матери и отца, есть и другие социальные роли: супругов, любовников, друзей, коллег и так далее. На время родительства эти роли были убраны в загашник, а теперь их нужно вынести на первый план и начать пользоваться ими дальше. Дети же получают свою завершенную личность. В результате все сепарированы, каждый живет свою собственную жизнь и никто не является смыслом жизни друг для друга», — комментирует Алена Ванченко.

Вы не сможете нести ответственность друг за друга

И никто из родственников не сможет повлиять друг на друга. Не все люди готовы мириться с таким поворотом событий, и, например, даже живя отдельно, в разных городах, близкие люди будут стараться узнать, хорошо ли вы питаетесь.

Правила сепарации

«Ответственность за сепарацию лежит в первую очередь на ребенке, но родители своими действиями очень легко могут замедлить и задавить этот процесс. Поэтому им нужно будет постепенно — с 3–4 лет — готовить ребенка к самостоятельности через диалог и действие», — говорит Алена Ванченко.

Уроки самостоятельности

С 3–4 лет ребенку можно давать небольшие задания по дому, чтобы он постепенно учился сам решать какие-то бытовые задачи, осваивал инструменты, которые помогут ему потом во взрослой жизни. К подростковому возрасту это количество задач и выборов должно дойти до какого-то разумного числа.

Демократический подход

Он заключается в том, что родители объясняют свои решения и поступки в том числе эмоциями, страхами и прислушиваются к решениям своего ребенка при наличии такого же грамотного обоснования. То есть исключается диалог «старших надо уважать, младшим надо уступать».

Это учит ребенка создавать стратегии из своих решений, которые помогают ему выжить в этом мире.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Александра Иваницкая

Теги

#наука

#психология

#эрудиция

Обзор теории разделения

Теория разделения объединяет психоаналитическую и экзистенциальную системы мышления, показывая, как ранняя межличностная боль, тревога разлуки и более поздняя тревога смерти приводят к развитию мощных психологических защит. Эти защиты пытаются справиться с болезненными переживаниями и эмоциями, перенесенными в годы развития, и свести их к минимуму, но позже предрасполагают к ограничениям и дезадаптации во взрослой жизни. Название «Теория разделения» произошло от понимания того, что человеческая жизнь может быть концептуализирована как серия последовательных опытов разделения, заканчивающихся смертью, окончательным разделением.

Психоаналитическая теория подчеркивает важность бессознательной мотивации, объясняет, как межличностная травма приводит к формированию защит, выявляет конфликты и конкуренцию внутри семейной системы, описывает уровни сексуального развития и объясняет, как сопротивление и перенос входят в терапевтический процесс. Тем не менее, психоанализу не удается эффективно справиться с тревогой смерти (важной ролью, которую смерть играет в жизни) и ее влиянием на будущее развитие человека. Экзистенциальная психология сосредотачивается на значении осознания смерти и умирания для личности, а также на других вопросах бытия, таких как автономия, индивидуация, трансцендентные цели и т. д., но склонна пренебрегать «низкими и грязными» психоаналитическими концепциями защитных механизмов, конкуренции. и психосексуальное развитие.

На мой взгляд, ни один из этих подходов недостаточен для понимания человечества. Обе концептуальные модели — психодинамическая и экзистенциальная — занимают центральное место в понимании развития личности человека. Хотя теория разделения развивалась независимо, она пытается синтезировать две системы. Фундаментальный принцип, лежащий в основе теории, отражает мой личный взгляд на людей как на невинных, а не на плохих или коррумпированных. В отличие от постулата Фрейда в его теории инстинктов, я не считаю людей врожденно агрессивными или склонными к саморазрушению; скорее, они становятся внешне враждебными, агрессивными или вредными для себя или других только в ответ на отвержение, страх, эмоциональную боль и экзистенциальную тревогу. Ни один ребенок не рождается плохим или грешным; психологические защиты, которые дети формируют в раннем возрасте, соответствуют реальным ситуациям, которые угрожают формирующейся личности.

Человеческое состояние

Каждый человек рождается с потенциалом для проявления различных склонностей, которые по сути являются человеческими. Основные качества нашего человеческого наследия, отличающие наш вид от других животных, — это уникальная способность любить и сострадать к себе и другим, способность к абстрактному мышлению и творчеству, способность ставить цели и разрабатывать стратегии для их достижения, осознание экзистенциальных проблем, стремление к поиску смысла и социальной принадлежности, а также возможность испытать святость и тайну жизни.

Всякий раз, когда любое из этих качеств повреждается, мы теряем самую живую и человеческую часть себя. Тем не менее, эти основные человеческие характеристики ломаются или ограничиваются в той или иной степени в процессе взросления в семейных расстановках, которые часто далеки от идеальных. Возникающие в результате эмоциональная боль и разочарование приводят к замкнутому, самозащитному отношению и основному недоверию к другим. Процедуры голосовой терапии, клиническая методология теории разделения, выявляют и бросают вызов негативным установкам, убеждениям и самоограничивающим защитам и поддерживают уникальность человека. Я уделяю большое внимание дифференциации от раннего обусловливания в семье происхождения. Конечная цель психотерапии — помочь людям преодолеть свои личные ограничения и сохранить здоровый баланс между чувствами и рациональностью, отражающий их основную человечность.

Люди, в отличие от других видов, прокляты осознанием собственной смертности. Я считаю, что трагедия заключается в том, что их истинное самоосознание в отношении этого экзистенциального вопроса способствует предельной иронии: люди одновременно гениальны и ошибочны, чувствительны и дики, чрезвычайно заботливы и болезненно безразличны, удивительно творческие и невероятно разрушительны для себя и других. Способность воображать и концептуализировать имеет как негативные, так и позитивные последствия, поскольку она предрасполагает к состояниям тревоги, кульминацией которых является защитная форма отрицания.

Чувство и сострадание составляют значительную часть нашего человеческого наследия; но когда мы отрезаны от своих чувств, мы теряем чувствительность к себе и другим и более склонны к саморазрушению или проявлению агрессии. Печальным последствием является то, что те самые защиты, которые позволили нам пережить эмоциональную боль детства и экзистенциальное отчаяние, не только неадекватны и ограничивают наш личный потенциал для полноценной жизни, но также неизбежно приводят к негативному поведению по отношению к другим, тем самым увековечивая цикл деструктивности.

Как это ни парадоксально, идеологии и религиозные верования, которые являются источником духовного утешения и предлагают некоторое облегчение от чувства одиночества и межличностных страданий, также поляризуют людей друг против друга. Под угрозой со стороны отдельных лиц или групп с иными обычаями и системами верований мы ошибочно думаем, что должны одолеть или уничтожить их.

Жизнь можно представить как серию переживаний постепенного отлучения от груди

Человеческое существование или жизнь, какой мы ее знаем, можно представить как последовательность переживаний разлуки, которые заставляют нас все больше осознавать факт нашего одиночества и возможного смерть. Ощущение обособленности вызывает определенную степень беспокойства. То, как мы справляемся со своим страхом, и последующие защитные механизмы, которые мы используем, определяют ход нашей эмоциональной жизни.

В конце концов дети понимают, что их родители умрут, хотя поначалу ребенок каким-то образом чувствует себя освобожденным от этой участи. В своем отчаянии, чтобы избежать ужасающей потери, которую они считают неизбежной, дети более цепко цепляются за своих родителей и семейную систему. В то же время их методы самоуспокоения и самовоспитания укрепляются и укореняются.

Позже дети понимают, что не могут поддерживать собственную жизнь. В этот момент мир, который они изначально считали вечным, фактически переворачивается с ног на голову. То, как они пытаются защитить себя от пугающего осознания того, что все люди, и даже они, должны умереть, оказывает глубокое влияние на их жизнь.

Столкнувшись с осознанием смерти, дети должны либо чувствовать присущую им тревогу и болезненные эмоции, либо пытаться до определенной степени отключиться от эмоционального вклада в жизнь. Это основной конфликт для каждого человека: оставаться ли чувствовать и развивать сострадание к себе и другим или прибегнуть к замкнутому, самозащитному образу жизни, где отношения с людьми играют менее важную роль. Чем сильнее боль и разочарование, с которыми столкнулся ребенок до полного осознания смерти, тем больше вероятность того, что он выберет защитную альтернативу.

Люди могут либо защитить себя, отсекая болезненные эмоциональные переживания, либо остаться уязвимыми перед болью и двигаться к реализации своего человеческого потенциала. Теория разделения указывает на контраст между жизнью с фантазиями и иллюзиями и жизнью более чувственной, целенаправленной жизни. В той мере, в какой люди живут фантазиями о связи, они в значительной степени относятся к себе как к объектам и относятся к себе так, как к ним относились их родители или основные опекуны. В каждый момент времени человек либо капитулирует перед негативными аспектами своего внутреннего программирования, либо движется к индивидуализации.

Основные понятия теории сепарации

Связь фантазий – основная защита

Ребенок компенсирует эмоциональную травму, переживания разлуки и экзистенциальную тревогу, формируя фантазийную связь или воображаемую связь со своим родителем или основным опекуном . Этот воображаемый процесс снимает стресс и может постепенно вызывать привыкание. Степень, в которой дети продолжают полагаться на эту иллюзорную связь, пропорциональна количеству боли, разочарования и беспокойства, которые они испытали в детстве. На подсознательном уровне фантазийная связь также дает некоторое облегчение от страха смерти и помогает поддерживать иллюзию бессмертия. Существует четыре важных движущих силы, связанных с поддержанием фантазийной связи: (1) идеализация своих родителей, (2) интернализация негативных установок родителей, (3) проекция черт родителей на других и (4) идентификация с ними и их проявление. негативные черты характера родителей.

Фантастическая связь обязательно включает определенное искажение реальности; следовательно, чем больше человек полагается на эту форму удовлетворения фантазий, тем больше он ограничен в том, как справляться с реальным миром. Если этот защитный мир фантазий становится экстремальным, способность человека эффективно функционировать оказывается серьезно подорванной.

Голос

Голос — это хорошо интегрированный паттерн негативных мыслей, который поддерживает фантазийную связь и лежит в основе неадекватного поведения человека. Это не настоящая галлюцинация, а скорее идентифицируемая система критических и деструктивных мыслей. Это наложение на личность не естественное и не гармоничное, а усвоенное или навязанное извне. Он представляет собой интернализацию критического, отвергающего, враждебного и травматического отношения, которое испытал ребенок.

Голос можно рассматривать как вторичную защиту, поддерживающую связь фантазии. Голоса варьируются по интенсивности от незначительной самокритики до серьезных самонападений и способствуют самоуспокоению, изоляции и саморазрушительному образу жизни. Голосовые атаки направлены как на других, так и на самого себя. Оба типа голосов — те, что принижают «я», и те, которые нападают на других людей, — предрасполагают к отчуждению.

Голосовая терапия, когнитивная, поведенческая методология, выводит эти интернализированные мыслительные процессы на поверхность с сопутствующим аффектом, позволяя клиентам противостоять чужеродным компонентам личности. Я разработал эти методы, чтобы помочь людям получить доступ к содержанию этого в значительной степени бессознательного мыслительного процесса и идентифицировать его. Когда клиенты учатся выражать свои самокритичные мысли в формате второго лица, пробуждаются сильные эмоции и выявляются ранее подавленные мысли, чувства и воспоминания. Количество ненависти к себе и гнева по отношению к себе, проявляющееся во время этих сеансов, указывает на глубину и всепроникающее действие этого саморазрушительного процесса.

После определения содержания своих деструктивных мыслей клиенты учатся отличать эти антагонистические установки от более реалистичного взгляда на себя. Они становятся более объективными и, что более важно, начинают понимать и развивать понимание источника своих нападок на себя.

Заключение

Столкнувшись с первичной болью в нашем личном развитии, усугубленной экзистенциальной тревогой, люди вырабатывают и полагаются на психологические защиты, которые предлагают немного комфорта, но также предрасполагают к различной степени дезадаптации. В определенной степени каждый из нас зависит от фантазийных процессов и живет со скрытой деструктивной точкой зрения, которая оказывает глубоко негативное влияние на нашу личность и общее приспособление к жизни. К сожалению, мы в значительной степени не осознаем, что разделены или настроены против самих себя. Мы лишь частично осознаем, что обладаем враждебным, самоотверженным и самонападающим аспектом нашей личности и продолжаем ограничиваться и контролироваться его влиянием.

В голосовой терапии, когда люди обнажают свои негативные мысли или голоса, высвобождают сопровождающие их аффекты и получают представление об их источниках, они постепенно изменяют свое поведение, улучшают свою адаптацию и движутся к достижению своих целей. Этот процесс включает в себя отказ от ограничительных защит и неадекватных реакций и движение к независимости и автономии.

Теория разделения не предлагает спасения от экзистенциальной боли или неизбежных жизненных превратностей; однако в нем описывается, как люди могут выбрать жизнь, полную мужества и честности, в которой искренне ценятся чувства и самосознание. Мы могли бы оценить экзистенциальную дилемму, не прибегая к ложным решениям, притупляющим обезболивающим и другим защитным механизмам. Мы можем вести честное, наполненное чувствами существование, которое воздает должное нашему истинному «я» и тем, кто рядом с нами. Осознание нашего конечного существования может сделать жизнь еще более ценной и предлагает реальный потенциал для достижения личной свободы и жизни, наполненной смыслом и состраданием.

Теория разделения | Ассоциация Глендона

Что такое теория разделения?

Теория разделения, разработанная доктором Робертом Файрстоуном, представляет собой согласованную систему концепций и гипотез, объединяющую психоаналитическую и экзистенциальную системы мышления. Теория разделения объясняет, как ранняя травма приводит к формированию защиты и как эта первоначальная защита укрепляется по мере того, как развивающийся ребенок постепенно осознает свою собственную смертность. См. Борьба с деструктивными мыслительными процессами.

Голосовая терапия Методология, основанная на теории разделения, помогает клиентам выявить и отделиться от уз зависимости и деструктивных «голосов», остатков негативного детского опыта, которые серьезно ухудшают их самоощущение, дух и индивидуальность. См. Голосовая терапия .
 

 
Как Теория Разделения дополняет наше нынешнее понимание человеческого поведения?

Теория разделения фокусируется на двух основных источниках психологической боли, межличностной и экзистенциальной, которые воздействуют на ребенка и нарушают процесс индивидуации. Межличностная боль вызвана депривацией, неприятием и открытой или скрытой агрессией со стороны родителей, членов семьи и других значимых фигур, особенно в первые годы жизни. Экзистенциальная боль относится к базовым онтологическим проблемам одиночества, старения, старения и смерти, а также к другим фактам существования, негативно влияющим на жизненный опыт человека: расизм, преступность, экономические колебания, бедность, политическая тирания, войны, этническая рознь, терроризм и т. д.

Исторически сложилось так, что психоаналитики исследовали последствия межличностной боли, тогда как экзистенциальных психотерапевтов обращали свое внимание на философские и экзистенциальные проблемы. Ни одна из систем не занимается в достаточной мере важными заботами другой; однако игнорирование любого из них серьезно ухудшает понимание психологического функционирования. По нашему мнению, обе системы мышления должны быть объединены, чтобы полностью понять человека.
 
Каковы основные концепции теории разделения?

Фантазийная Связь и Критический Внутренний Голос являются основными понятиями этого теоретического подхода. Фантазийная связь, иллюзия связи с другим человеком, является основной защитой как от межличностной, так и от экзистенциальной боли. Критический внутренний голос можно рассматривать как вторичную защиту, защищающую фантазийную связь.
 
Основана ли теория разделения на определенных основополагающих философских предположениях ?

Да. Теория отражает гуманистический взгляд на людей как на невинных, а не на плохих или коррумпированных. Человеческие существа не являются разрушительными или саморазрушительными по своей природе; они становятся агрессивными, жестокими или саморазрушительными только в ответ на эмоциональную боль, страх, неприятие и лишения.

Подход представляет собой серьезную проблему для системы защиты. Мы верим, что психологические защиты неадекватны, потому что они глубоко врезаются в жизненный опыт человека, и когда они сохраняются во взрослой жизни, они в конечном итоге становятся существенной психопатологией. Тем не менее, важно признать, что эта защита изначально формировалась в условиях стресса и часто служила механизмом выживания перед лицом невыносимой боли и тревоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *