Разное

Человек в поисках смысла жизни: Человек в поисках смысла — Виктор Франкл

Содержание

Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»

В 1946 году австрийский психотерапевт и писатель Виктор Франкл опубликовал книгу «Человек в поисках смысла», которая стала одной из наиболее известных и влиятельных книг в истории психологии. В этой книге Франкл излагает свою теорию, что жизнь каждого человека имеет смысл и ценность, и что осознание этого смысла может помочь нам преодолеть жизненные трудности и страдания.

Франкл излагает свою теорию, опираясь на личный опыт выживания в концлагерях нацистской Германии во время Второй мировой войны. В концлагерях Франкл видел, как многие люди теряли смысл своей жизни и отчаяние заставляло их умирать. Однако он также видел, как некоторые люди находили смысл в своей жизни, даже в таких экстремальных условиях. Франкл пришел к выводу, что смысл жизни каждого человека индивидуален и может быть найден в разных обстоятельствах.

В своей книге Франкл описывает три основных способа поиска смысла жизни: творчество, любовь и страдание. Франкл считает, что каждый человек должен найти свой собственный способ поиска смысла, и что это поможет ему преодолеть любые трудности и испытания.

Франкл также описывает свой подход к психотерапии, который называется логотерапией. Логотерапия основана на идее, что человек должен найти свой собственный смысл жизни, и что это поможет ему преодолеть любые проблемы и трудности. Логотерапия помогает людям стать более осознанными своих ценностей и убеждений, и находить смысл в своей жизни.

Книга Франкла получила широкое признание и влияние в психологии, философии и литературе. Она стала классикой в области самопознания и развития личности, и продолжает вдохновлять людей на поиск своего смысла жизни. Многие психотерапевты используют идеи логотерапии в своей работе, помогая людям находить смысл в своей жизни и преодолевать трудности.

Согласно Франклу, смысл жизни может быть найден в любых условиях, даже в самых тяжелых и экстремальных. Человек должен осознать, что он ответственен за свою жизнь и за свои решения. Он должен научиться принимать свои неудачи и поражения, и искать новые возможности для роста и развития.

Франкл считает, что смысл жизни может быть найден не только в работе и карьере, но и в личных отношениях, в творчестве и в любых других сферах жизни. Важно найти свое призвание и свою миссию в жизни, и идти по этому пути, несмотря на трудности и препятствия.

Одной из ключевых идей книги Франкла является то, что смысл жизни может быть найден не только в радости и удовлетворении, но и в страдании и боли. Человек должен научиться смотреть на свои трудности и испытания как на возможность для роста и развития, и находить в них смысл и ценность.

В целом, книга «Человек в поисках смысла» является незаменимым источником вдохновения и мудрости для тех, кто ищет смысл в своей жизни. Она показывает, что даже в самых трудных и экстремальных условиях, смысл жизни может быть найден, и что каждый человек имеет свою собственную миссию в жизни. Книга призывает нас принимать ответственность за свою жизнь, идти по своему пути, и находить в трудностях и страданиях смысл и ценность. Она является классикой психологии и незаменимым источником мудрости и вдохновения для всех, кто ищет смысл в своей жизни.

Кроме того, в своей книге Франкл утверждает, что смысл жизни не может быть найден во внешних обстоятельствах, таких как богатство, власть, слава или материальное благополучие. Вместо этого он призывает нас обратиться к своим внутренним ценностям и убеждениям, которые могут стать основой нашей миссии в жизни.

Книга также обращает внимание на важность принятия ответственности за свою жизнь. Франкл говорит, что даже в самых трудных ситуациях, когда все наши внешние условия кажутся безнадежными и безвыходными, мы всегда можем выбирать свою реакцию на ситуацию. Это означает, что мы не можем изменить внешний мир, но мы всегда можем изменить свою внутреннюю реакцию на него.

В заключение, книга «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла является одной из наиболее влиятельных книг в истории психологии. Она показывает, что смысл жизни каждого человека индивидуален и может быть найден в любых условиях. Франкл призывает нас научиться принимать ответственность за свою жизнь, находить смысл в своих трудностях и страданиях, и идти по своему пути, несмотря на все препятствия.

Книга также подчеркивает важность того, чтобы находить свое призвание и свою миссию в жизни, и стремиться к их достижению. Она учит нас не бояться изменений и несмотря на жизненные трудности, идти дальше и продолжать поиск смысла жизни.

Кроме того, Франкл подчеркивает важность моральных и духовных ценностей, которые помогают человеку сохранять свой внутренний баланс и справляться с трудностями. Он утверждает, что человек должен находиться в постоянном поиске истинных ценностей и принципов, которые помогут ему в достижении своей миссии и поиске смысла жизни.

Книга призывает нас к ответственности за нашу жизнь и находит мудрость в трудностях и страданиях. Она является обязательной для чтения всем тем, кто ищет смысл в своей жизни и стремится к личностному развитию.

 

«Человек в поисках смысла» Виктор Франкл — Саммари

Главные мысли: Человек в поисках смысла — описывает личный опыт Виктора Франкла, психиатра, выжившего несколько нацистских концентрационных лагерей и то, что он вынес из этого. Во время войны Франкл сформировал психологический подход логотерапии, который помог ему выжить и который теперь может помочь нам найти смысл жизни в самых сложных ситуациях.

Человек в поисках смысла — больше чем просто книга, которую читаешь, чтобы узнать что-то новое. Это книга о смысле и уважении. Я не думаю, что есть в наше время люди, готовые заплатить подобную цену, как Виктор Франкл, за то, чтобы написать такую книгу. Вкрапления личной жизни автора, ужасающие события Второй мировой войны и неукротимый смысл жизни Виктора Франкла — вот что сделало подобный труд возможным.

Чтобы познакомиться с автором, предлагаю посмотреть короткое видео о его работе:

Предыстория

Находясь в концентрационных лагерях, Франкл понял, что человека можно лишить абсолютно всего, кроме одного: возможности выбирать отношение к происходящему. Это открытие легло основой в его взгляды о смысле жизни.

Пленники, которые выжили в лагерях, были те, кто имел какую-то значительную цель или смысл выжить: встретиться с любимым или дописать книгу. Франкл пришел к выводу, смысла жизни добавляет сам поиск смысла. И дальше Франкл заключает, что смысл всегда уникальный и индивидуальный для каждого человека, такой, что имеет значение только для конкретной ситуации, и может быть исполнен только этим человеком — только тогда этот смысл сможет удовлетворить стремление к смыслу.

Сам Франкл потерял в концентрационных лагерях всю свою семью и друзей. Однако, не сломившись, он стремился дожить до освобождения и написать книгу о произошедшем, чтобы рассказать миру, как это было. Его смысл осуществился. “Человек в поисках смысла” — эта книга, увидевшая мир в 1946 году.

«У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как». Фридрих Ницше.

Жизнь в таком ключе становится сражением за смысл и Франкл обнаружил 3 возможных источника смысла:

  1. Работа — делать что-то осмысленное и значительное
  2. Любовь — заботиться о других
  3. Отношение — смелость в страданиях и отношение к ним

На последнем хочется остановиться, потому что дальше о нем я не вспомню. Само страдание, по мнению Франкла, бессмыссленно. Справиться со страданием можно если давать ему смысл. Мы не можем контролировать то, что происходит с нами в жизни, но мы можем контролировать то, что чувствуем, как реагируем и то, что делаем в тяжелой ситуации.

Мои 3 урока из “Человек в поисках смысла” Виктора Франкла

Урок 1. Иногда единственный способ выжить — подчиниться смерти.

Урок 2. Твоя жизнь имеет собственное значение и только ты сам можешь найти его.

Урок 3. Используй парадоксальное намерение, чтобы побороть страхи.

Урок 1. Безразличие к смерти помогает выжить

Франкл описал несколько психологических этапов, через которые проходили все пленники, прибывшие в концентрационные лагеря. То, как человек реагировал на происходящее, в конце концов имело решающее значение на выживание.

Чтобы выжить, нужно было быть безразличным к смерти.

Безразличие к смерти, простое существование, а не жизнь, позволяло заключенным защищать свой разум от ужасов вокруг.

Все, что нам кажется естественным, было ограниченным в лагере: еда, одежда, сон, отдых, общение. Избегая мыслей о прошлом и будущем, пленники жили настоящим моментом и делали то, что нужно, чтобы выжить. Это помогало избегать отчаяния и депрессии, а так же взять жизненно важную пару обуви с мертвого тела или спрятаться в кучу навоза, чтобы избежать газовой камеры.

Иногда единственный способ выжить — подчиниться моменту.

Урок 2. Жизнь имеет собственное значение и только ты сам можешь найти его

Нет общего, универсального смысла жизни и даже нет единственного смысла твоей собственной жизни. Смысл твоей жизни не только уникален для тебя, оно также зависит от твоих решений и ситуаций.

Это переворачивает распространенное заблуждение, что сначала нужно найти смысл жизни, а только потом что-то делать и прожить идеальную жизнь.

Наоборот, то, что ты делаешь и насколько ты принимаешь ответственность за свои решения, определяет, насколько хорошо ты чувствуешь смысл происходящего.

Например, Франкл, работая ночью, босиком, на ледяных скалах в концентрационном лагере, нашел смысл просто думая о своей жене, представляя ее лицо в облаках и находя блаженство в этом моменте любви.

Урок 3. Выйди навстречу со своим страхом

Еще один важный момент, который обнаружил Франкл — это способ справиться со страхами. Проблема в том, что мы часто фокусируемся на чем-то внешнем, вместо того, чтобы сосредотачивать внимание на внутреннем. Например, ты боишься, что начнешь заикаться перед публикой. Сначала кажется, что вина в окружении — то есть в том, что перед тобой находятся люди.

Но Виктор Франкл утверждает, что это не так. Используя парадоксальное намерение, ты можешь поменять ситуацию и взять ее под контроль. На самом деле, ты начинаешь заикаться потому, что переживаешь о том, что начнешь заикаться. Парадоксальное намерение предлагает тебе намеренно начать заикаться настолько, насколько можешь, чтобы исполнить свои страхи.

Вскоре ты заметишь, что заикаться не получается. Страх уйдет и ты сможешь выступать публично.

В книге еще десяток примеров использования парадоксального намерения и я вдохновлен методом.

  • Как освобождение от проблем не освобождает внутри
  • Почему смысл — самый большой мотиватор в жизни
  • Что такое экзистенциальный вакуум и как его избежать

В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).

Мы встречаемся здесь с феноменом, который я считаю фундаментальным для понимания человека: с самотрансценденцией человеческого существования! За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания.

Суть: смысл можно обрести выходя из себя навстречу миру.

Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть-это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.

Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу.

Человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Помимо этого, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях способен видеть смысл. Дело в позиции и установке, с которой он встречает свою судьбу, которой он не в состоянии избежать или изменить. Лишь позиция и установка дают ему возможность продемонстрировать то, на что способен один лишь человек: превращение, преображение страдания в достижение на человеческом уровне.

Суть: три типа смысла — действие, любовь, отношение к страданию.

В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Это можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными стороны человеческого существования — в частности, трагическая триада, включающая в себя страдание, вину и смерть, — также могут быть преобразованы в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной позиции и с адекватной установкой.

Ценностям мы не можем научиться — ценности мы должны пережить. Так же мы не можем и сообщить смысл жизни нашим студентам. Что мы можем им дать, дать с собой в путь, — это один лишь пример, пример нашей собственной отдачи нашему делу…

Принцип наслаждения в конечном счете разрушает сам себя. Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели.

Само «стремление к счастью» мешает счастью. Это саморазрушающее свойство стремления к наслаждению лежит в основе многих сексуальных неврозов. Снова и снова психиатру приходится наблюдать, как и оргазм, и потенция нарушаются, когда они превращаются в цель. В особенности это случается тогда, когда, как нередко бывает, чрезмерное желание сочетается с чрезмерным вниманием. Гиперинтенция и гиперрефлексия, как я их называю, с большой вероятностью порождают невротические паттерны поведения.

«Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим». Карл Ясперс

Более того, стремиться к счастью нельзя. В той мере, в какой человек делает счастье предметом своих устремлений, он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но тем самым он теряет из виду причины для счастья, и счастье ускользает.

Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания…

Два вечных философских вопроса — проблема телесного и душевного и проблема свободного выбора (иначе говоря, детерминизма и индетерминизма) — не могут быть разрешены.

Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования. Они не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже они конституируют его в этом качестве. В этом смысле духовность человека — это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку, наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному. Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле: он может и ему постоянно приходится двигаться по земле! Но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно так же человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе, не обязательно противостоя самому себе. Эта возможность и есть существование, а существовать — значит постоянно выходить за пределы самого себя.

Суть: как духовность делает нас самими собой.

Жизнь по совести — это всегда абсолютно индивидуально личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией, со всем тем, что может определять наше уникальное и неповторимое бытие. Совесть всегда учитывает конкретность моего личного бытия.

Абсолютно не правы те, кто утверждает, что любовь ослепляет. Наоборот, любовь дает зрение, она как раз делает человека зрячим. Ведь ценность другого человека, которую она позволяет увидеть и подчеркнуть, еще не является действительностью, а лишь простой возможностью: тем, чего еще нет, но что находится лишь в становлении, что может стать и что должно стать.

Любовь, и только любовь, в состоянии увидеть человека во всей неповторимости, как абсолютную индивидуальность, которой он является. Но не только лишь этическое и эротическое, не только совесть и любовь коренятся в эмоциональном, а не рациональном, в интуитивных глубинах духовного бессознательного. В нем нашло в определенном смысле пристанище и третье — «патическое», поскольку в духовном бессознательном наряду с этическим бессознательным, с нравственной совестью, существует еще, так сказать, эстетическое бессознательное — художественная совесть.

Суть: невероятная сила любви.

С помощью телескопа можно наблюдать все планеты Солнечной системы с единственным исключением: нельзя наблюдать планету Земля. Аналогичным образом обстоит дело с любым человеческим познанием: любое познание, поскольку оно осуществляется человеком, привязано к точке опоры. Но там, где находится эта точка опоры, не может находиться предмет, поэтому субъект никогда не может окончательно стать своим собственным объектом. Полная саморефлексия, однако, не только невозможна, но и не требуется, ведь в задачу духа не входит наблюдать и отражать самого себя. Сущность человека включает в себя его направленность вовне, на что-то или на кого-то, на дело или на человека, на идею или на личность! И лишь, поскольку мы интенциональны, постольку мы и экзистенциальны; лишь в той мере, в какой человек духовно соприсутствует чему-то или кому-то, духовной или иной сущности, лишь в меру такого соприсутствия человек соприсутствует себе. Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя.

Суть: невозможно познать самого себя.

В тот момент, когда человек не в состоянии предвидеть конец временного состояния в его жизни, он не в состоянии и ставить перед собой какие-либо цели, задачи. Жизнь неизбежно теряет в его глазах всякое содержание и смысл. Напротив, видение «конца» и нацеленность на какой-то момент в будущем образуют ту духовную опору, которая так нужна заключенным, поскольку только эта духовная опора в состоянии защитить человека от разрушительного действия сил социального окружения, изменяющих характер, удержать его от падения.

«У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как». Фридрих Ницше.

Только человеку дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия. Эта способность сомневаться в значимости собственного существования значительно больше выделяет человека среди животных, чем такие его достижения, как прямохождение, речь или понятийное мышление.

Если весь смысл жизни свести к удовольствию, в конечном итоге мы неизбежно придем к тому, что жизнь покажется нам лишенной смысла. Удовольствие никак не может придать жизни смысл. Ибо что такое удовольствие? Состояние. Материалист — а гедонизм обычно связывается с материализмом — сказал бы даже, что удовольствие есть не что иное, как состояние клеток мозга. И разве стоит жить, чувствовать, страдать и вершить дела ради того лишь, чтобы вызвать такое состояние? Предположим, что человека, приговоренного к смерти, просят за несколько часов до казни выбрать меню для своей последней трапезы. Вероятнее всего, он ответит: имеет ли смысл перед лицом смерти ублажать себя вкусовыми ощущениями? Коль скоро организм превратится в труп через каких-нибудь два часа, не все ли равно, будет он иметь или нет еще одну возможность пережить то состояние мозговых клеток, которое называется удовольствием? Так и вся жизнь постоянно сталкивается со смертью, которая неизбежно перечеркивает этот элемент удовольствия.

Суть: смысл жизни не в удовольствии.

Обыкновенный человек, действительно справляющийся с конкретными задачами, которые ставит перед ним его положение в обществе и в семье, несмотря на свою «маленькую» жизнь, более «велик», чем «великий» государственный деятель, который способен вершить судьбы миллионов росчерком пера, но чьи безнравственные решения могут нести в себе непоправимое зло. Любой беспристрастный судья оценит такую «маленькую» жизнь выше, чем, к примеру, существование хирурга, которому вверены жизни многих и многих больных, но который делает свое в высшей степени нелегкое дело слабо, отдавая при этом себе отчет в той огромной ответственности, что на него возложена.

Наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия.

Никто не вправе упорствовать в недооценке своих собственных достоинств. Как бы ни был человек неудовлетворен собой, как бы он себя ни мучил размышлениями о собственных неудачах и как бы строго он себя ни судил, сам факт, что он поступает так, уже доказывает, что он не такое жалкое создание, каким представляется себе. Подобно тому как, исследуя относительность всех знаний и ценностей, мы приближаемся к объективности этих знаний и ценностей, нравственное самоосуждение приближает человека к его идеалу. Таким образом, тот, кто способен судить себя строго, уже соприкоснулся с миром ценностей и начинает приобщаться к нему. С того момента, как он смог применить представления о человеческом идеале к самому себе, он уже навсегда перестает быть обесцененным ничтожеством. Ибо этим самым он достигает уровня нравственных ценностей, которые спасают его от бессмысленности существования.

С точки зрения экзистенциального анализа жизненной задачи «вообще» не существует, сам вопрос о задаче «вообще» или о смысле жизни «вообще» — бессмыслен.

Если бы все люди были идеальны, тогда каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим. Именно из людского несовершенства следует незаменимость и невосполнимость каждого индивида — поскольку каждый из нас несовершенен на свой манер. Не существует универсально одаренных людей — более того, человек неповторим именно в силу своего отклонения от нормы и средних стандартов.

Любовь — это «переживание» другого человека во всем его своеобразии и неповторимости.

Самая большая ошибка, которую мы можем совершить в жизни, — это почить на лаврах. Никогда не следует довольствоваться достигнутым. Жизнь не перестает задавать нам все новые и новые вопросы, не позволяя нам остановиться.

Тело человека выражает его характер, а его характер выражает человека как духовное существо. Дух стремится к выражению и требует выражения в теле и в психике. Таким образом, телесное проявление любимого человека становится символом для того, кто любит, простым символом чего-то, что проявляется во внешнем виде, но не полностью содержится в нем. Настоящая любовь сама по себе и для себя не нуждается в теле ни для возбуждения, ни для свершения, хотя она использует тело и для того, и для другого. Возбуждение в человеке со здоровыми инстинктами стимулируется телом партнера, хотя его любовь не направлена на него. В то время как «мелкий» человек видит только внешний облик партнера и не может постичь его глубины, «более глубокий» человек рассматривает саму поверхность как проявление глубин, не как основополагающее или решающее проявление, но как значимое. В этом смысле любовь «использует» тело для возбуждения. Мы уже говорили, что любовь «использует» также тело и для исполнения. Потому что физически зрелые любовники в итоге неминуемо придут к физической связи. Но для того, кто любит по-настоящему, физическая, сексуальная связь остается формой выражения духовной связи, которой на самом деле является его любовь; и как форма выражения именно любовь, духовный акт, придает ей человеческое достоинство. Поэтому мы можем сказать, что как тело для того, кто любит, является выражением духовной сути партнера, так и сексуальный акт является для него выражением духовного единения.

Смысл относителен постольку, поскольку он относится к конкретному человеку, вовлеченному в особую ситуацию. Можно сказать, что смысл меняется, во-первых, от человека к человеку и, во-вторых, — от одного дня к другому, даже от часа к часу.

Быть терпимым-не значит присоединяться к верованию другого. Но это значит, что я признаю право другого верить в его собственную совесть и подчиняться ей.

Нет оснований стыдиться экзистенциального отчаяния, как будто это эмоциональное расстройство; это не невротический симптом, а человеческое достижение. Прежде всего это проявление интеллектуальной искренности и честности.

Жизненно важным является возможность направить чью-то жизнь к цели. Если человек лишен профессиональных задач, ему надо найти другие жизненные задачи. Я считаю, что первой и главной целью психогигиены является стимулирование человеческой воли к смыслу жизни путем предложения человеку таких возможных смыслов, какие находятся за пределами его профессиональной сферы. Ничто так не помогает человеку выжить и сохранить здоровье, как знание жизненной задачи.

Чем менее способен человек определить цель своей жизни, тем более он ускоряет ее темп.

Человек, испытывающий ужасные страдания, может придать своей жизни смысл тем, как он встречает свою судьбу, принимая на себя страдания, при которых ни активное существование, ни существование креативное не могут придать жизни ценность, а переживаниям — смысл. Правильное отношение к страданию — это его последний шанс.

Подпишитесь на рассылку

Отправляю 1 письмо в месяц со всеми статьями. Ничего больше.

Или присоединяйтесь в Телеграм-канал.

Адрес электронной почты:

Подождите

Спасибо! Вы успешно подписались.

Человек в поисках смысла Виктора Франкла — Краткое содержание книги

Читать на Amazon

3 Резюме предложения

В этом автобиографическом бестселлере Виктор Франкл рассказывает о своем опыте выживания во время Холокоста и описывает, как он сформировал его понимание того, как человек находит смысл своей жизни. Согласно Франклу, человек может найти смысл в своей работе, в своей любви к другому и в мужестве, необходимом для того, чтобы переносить страдания. Виктор Франкл прошел через самые темные глубины человеческой способности к злу, и все же он не вышел из него злым, обиженным или нигилистическим, а скорее воодушевленным, оптимистичным и полным надежд тем, что он описал как высшую свободу и ответственность человека в жизни — выбирать. отношение человека к тому или иному стечению обстоятельств.

5 ключевых выводов

  1. Поиск смысла жизни человека является главной движущей силой его жизни.
  2. У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение к тому или иному стечению обстоятельств, выбирать свой путь.
  3. Чем больше человек забывает себя — отдавая себя делу служения или любви к другому человеку, — тем более он человечен и тем больше он актуализирует себя.
  4. Мы не должны спрашивать: «В чем смысл жизни?» Именно Жизнь ставит проблему и задает нам вопрос. Жизнь в конечном счете означает принятие на себя ответственности за поиск правильного ответа на свои проблемы и выполнение задач, которые она постоянно ставит перед каждым человеком.
  5. В прошлом ничто не теряется безвозвратно, но все сохраняется безвозвратно.

Человек в поисках смысла Краткое изложение

Пожалуйста, обратите внимание

Следующее краткое изложение книги представляет собой сборник моих заметок и основных моментов, взятых прямо из книги. Большинство из них являются прямыми цитатами. Некоторые из них являются пересказами. Очень мало моих собственных слов.

Эти заметки носят неофициальный характер. Я стараюсь организовать их по главам. Но я выбираю идеи для включения по своему усмотрению.

Наслаждайтесь!

Вперед Гарольд С. Кушнер

  • Жизнь — это прежде всего не поиск удовольствий, как считал Фрейд, или поиск власти, как учил Альфред Адлер, а поиск смысла.
  • Великая задача любого человека — найти смысл своей жизни.
3 Источника значения
  1. На работе : Делать что-то важное.
  2. Влюблен : Забота о другом человеке.
  3. Мужество : Мы придаем смысл страданию тем, как мы на него реагируем.

Неподвластные вам силы могут забрать все, что у вас есть, кроме одной вещи: вашей свободы выбирать, как реагировать на ситуацию. Вы не можете контролировать то, что происходит с вами в жизни, но вы всегда можете контролировать то, что вы будете чувствовать и делать по поводу того, что с вами происходит.

Предисловие

  • Не стремитесь к успеху — чем больше вы стремитесь к нему и делаете его целью, тем больше вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; это должно произойти, и это происходит только как непреднамеренный побочный эффект посвящения человека делу большему, чем он сам, или как побочный продукт подчинения человеку другому, чем он сам.

1. Переживания в концентрационном лагере

  • В психиатрии существует определенное состояние, известное как «бред передышки». У приговоренного непосредственно перед казнью возникает иллюзия, что его могут помиловать в самый последний момент. Мы тоже цеплялись за крохи надежды и до последнего момента верили, что все будет не так уж и плохо.
  • Ненормальная реакция на ненормальную ситуацию является нормальным поведением.
Апатия
  • Апатия, притупление эмоций и ощущение, что уже все равно, таковы были симптомы, возникшие на втором этапе психологических реакций заключенного, которые в итоге сделали его нечувствительным к ежедневным и ежечасным избиениям.
  • Апатия… была необходимым механизмом самозащиты. Реальность померкла, и все усилия и все эмоции были сосредоточены на одной задаче: сохранить свою жизнь и жизнь другого человека.
Духовная сила
  • Чувствительные люди, привыкшие к насыщенной интеллектуальной жизни, возможно, перенесли много боли (часто они были хрупкого телосложения), но ущерб их внутреннему я был меньше. Они смогли отступить от своего ужасного окружения к жизни внутреннего богатства и духовной свободы. Только так можно объяснить кажущийся парадокс, заключающийся в том, что некоторые заключенные менее выносливого склада часто как бы лучше переживают лагерную жизнь, чем заключенные крепкого характера.
  • Любовь выходит далеко за рамки физической личности возлюбленного. Он находит свой глубочайший смысл в его духовном существе, его внутреннем я. Присутствует ли он на самом деле, жив ли он вообще, как-то перестает иметь значение.
Суждение
  • Ни один человек не должен судить, пока он не спросит себя абсолютно честно, не мог ли он в подобной ситуации поступить так же.
Свобода выбора отношения
  • У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение в любом данном стечении обстоятельств, выбирать свой собственный путь.
  • Даже если такие условия, как недосыпание, недостаточное питание и различные психические стрессы, могут свидетельствовать о том, что заключенные должны были реагировать определенным образом, в конечном счете становится ясно, что то, каким человеком стал заключенный, было результатом внутреннее решение, а не результат одних лагерных влияний.

Я боюсь только одного: не быть достойным своих страданий.

Достоевский
Смысл в страдании
  • Если вообще есть смысл в жизни, то должен быть смысл и в страдании. Страдание – неотъемлемая часть жизни, такая же, как судьба и смерть. Без страданий и смерти человеческая жизнь не может быть полной.
  • То, как человек принимает свою судьбу и все связанные с ней страдания, то, как он берет свой крест, дает ему широкие возможности — даже в самых трудных обстоятельствах — придать своей жизни более глубокий смысл.
Надежда и здоровье
  • Кто знает, насколько тесна связь между душевным состоянием человека — его мужеством и надеждой или их отсутствием — и состоянием иммунитета его потеря надежды и мужества может иметь смертельные последствия.

Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое как.

Ницше
Чего ждет от нас жизнь
  • Что было действительно необходимо, так это коренное изменение нашего отношения к жизни. Мы должны были учиться сами и, более того, мы должны были учить отчаявшихся людей, , что на самом деле важно не то, чего мы ожидаем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас. Нам нужно было перестать спрашивать о смысле жизни, а вместо этого думать о себе как о тех, кого жизнь задает вопросы — ежедневно и ежечасно.
  • Жизнь в конечном счете означает принятие на себя ответственности за поиск правильного решения своих проблем и за выполнение задач, которые она постоянно ставит перед каждым человеком.
  • Когда человек поймет, что его судьба — страдать, ему придется принять это страдание как свою задачу; его единственная и уникальная задача. Ему придется признать тот факт, что даже в страдании он уникален и одинок во вселенной. Никто не может избавить его от страданий или страдать вместо него. Его уникальная возможность заключается в том, как он несет свое бремя.
  • Нам пришлось пережить немало страданий. Поэтому нужно было вынести всю сумму страданий, стараясь свести к минимуму минуты слабости и украдкой слезы. Но нечего было стыдиться слез, ибо слезы свидетельствовали о величайшем мужестве человека, мужестве страдать.
Ответственность за свою жизнь
  • Эта уникальность и единственность, которые отличают каждого человека и придают смысл его существованию, имеют отношение к творчеству так же, как и к человеческой любви. Когда осознается невозможность замены человека, это позволяет проявиться во всей своей величине ответственности, которую несет человек за свое существование и его продолжение.

То, что меня не убивает, делает сильнее.

Ницше
Две расы людей
  • Очевидно, что простое знание того, что человек был либо лагерным надзирателем, либо заключенным, почти ничего нам не говорит. Человеческую доброту можно найти во всех группах, даже в тех, которые в целом было бы легко осудить. Границы между группами пересекались, и мы не должны пытаться упростить дело, говоря, что эти люди были ангелами, а те были дьяволами.
  • Из всего этого мы можем узнать, что есть две расы людей в этом мире, но только эти две — «раса» порядочного человека и «раса» непристойного человека. Оба встречаются повсюду; они проникают во все слои общества. Ни одна группа не состоит полностью из порядочных или непристойных людей. В этом смысле ни одна группа не является «чисторасовой», и поэтому среди лагерной охраны иногда попадался порядочный человек.
Освобождение
  • Психологически то, что происходило с освобожденными заключенными, можно назвать «деперсонализацией». Все казалось ненастоящим, неправдоподобным, как во сне. Мы не могли поверить, что это правда.
  • Лишь постепенно этих людей можно было вернуть к общеизвестной истине, что никто не имеет права поступать неправильно, даже если с ними поступили несправедливо.
  • Венцом всех переживаний для человека, возвращающегося домой, является прекрасное чувство, что после всего, что он выстрадал, ему больше нечего бояться — кроме своего Бога.

2. Логотерапия в двух словах

  • Логос — это греческое слово, обозначающее «смысл».
  • Логотерапия менее ретроспективна , поскольку она интроспективна [по сравнению с психоанализом].
  • Логотерапия помогает пациенту сосредоточиться на смыслах, которые пациент должен реализовать в своем будущем.
  • Логотерапия расфокусирует все образования порочного круга и механизмы обратной связи, которые играют такую ​​большую роль в развитии неврозов. Таким образом, типичный эгоцентризм невротика разрушается вместо того, чтобы постоянно поощряться и укрепляться.
  • В логотерапии пациент действительно сталкивается со смыслом своей жизни и переориентируется на него. И если он осознает это значение, это может во многом способствовать его способности преодолевать невроз.
Воля к смыслу
  • Поиск смысла человеком является первичным мотивом в его жизни , а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Этот смысл уникален и специфичен тем, что он должен и может быть осуществлен им одним; только тогда он достигает значения, которое удовлетворит его собственную волю к смыслу.
Экзистенциальная фрустрация
  • Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является ни патологической, ни патогенной. Беспокойство человека, даже его отчаяние по поводу ценности жизни — это экзистенциальный дистресс, но ни в коем случае не психическое заболевание.
  • В нацистских концлагерях можно было убедиться, что те, кто знал, что перед ними стоит задача, были более склонны к выживанию.
  • Таким образом, можно увидеть, что психическое здоровье основано на определенной степени напряжения, на напряжении между тем, что уже достигнуто, и тем, что еще предстоит сделать, или на промежутке между тем, кем человек является, и тем, кем он должен стать.
  • Человеку на самом деле нужно не состояние покоя, а стремление и борьба за достойную цель, за свободно выбранную задачу.
Экзистенциальный вакуум
  • Экзистенциальный вакуум проявляется главным образом в состоянии скуки.
  • Скука в настоящее время вызывает и, безусловно, приносит психиатрам больше проблем, чем страданий. И эти проблемы становятся все более важными, поскольку прогрессивная автоматизация, вероятно, приведет к огромному увеличению часов досуга, доступных среднему рабочему. Жаль, что многие из них не будут знать, что делать со всем своим вновь обретенным свободным временем.
  • Иногда фрустрированная воля к смыслу опосредованно компенсируется волей к власти, включая самую примитивную форму воли к власти, волю к деньгам.
  • В других случаях место фрустрированной воли к смыслу занимает воля к удовольствию. Вот почему экзистенциальная фрустрация часто заканчивается сексуальной компенсацией. Мы можем наблюдать в таких случаях, что сексуальное либидо становится безудержным в экзистенциальном вакууме.
Смысл жизни
  • Смысл жизни различается от человека к человеку, от дня к дню и от часа к часу. Следовательно, важен не смысл жизни вообще, а конкретный смысл жизни человека в данный момент.
  • Если поставить вопрос в общих чертах, то это будет сравнимо с вопросом, заданным чемпиону по шахматам: «Скажите мне, Мастер, какой лучший ход в мире?» Просто не существует такого понятия, как лучший или даже хороший ход, кроме конкретной ситуации в игре и конкретной личности оппонента. То же самое относится и к человеческому существованию. Не следует искать абстрактный смысл жизни. У каждого есть свое особое призвание или жизненная миссия для выполнения конкретного задания, которое требует выполнения. Там его нельзя заменить, и его жизнь не может быть повторена. Таким образом, задача каждого так же уникальна, как и его конкретная возможность ее реализовать.
  • Поскольку каждая жизненная ситуация представляет собой вызов человеку и представляет проблему, которую он должен решить, вопрос о смысле жизни может быть фактически перевернут. В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, а должен признать, что спрашивают именно его. Одним словом, жизнь каждого человека вопрошает; и он может ответить на жизнь только тем, что ответит за свою жизнь; на жизнь он может реагировать, только будучи ответственным. Таким образом, логотерапия видит в ответственности самую суть человеческого существования.
Сущность Бытия
  • Чем больше человек забывает себя — отдавая себя делу служения или любви к другому человеку — тем более он человечен и тем больше он актуализирует себя.
  • Согласно логотерапии, мы можем открыть этот смысл жизни тремя различными способами: (1) создавая работу или совершая поступок; (2) испытав что-то или встретив кого-то; и (3) отношением, которое мы занимаем к неизбежному страданию.
Значение любви
  • Любовь позволяет увидеть основные черты и черты любимого человека; и более того, видеть в них то потенциальное, что еще не осуществилось, но еще должно осуществиться.
  • Любя другого человека, вы позволяете ему реализовать эти возможности.
Значение страдания
  • Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию — достаточно подумать о неизлечимой болезни, такой как неоперабельный рак, — перед нами стоит задача изменить себя.

Выживший супруг

«Однажды ко мне обратился пожилой терапевт по поводу тяжелой депрессии. он не мог пережить потерю жены, которая умерла за два года до этого и которую он любил больше всего на свете.

Чем я могу ему помочь? Что мне ему сказать?

Ну, я воздержался от того, чтобы сказать ему что-либо, а поставил перед ним вопрос: «Что было бы, доктор, если бы вы умерли первыми, и ваша жена должна была бы вас пережить?»

— О, — сказал он, — для нее это было бы ужасно; как бы она страдала!

На что я ответил: «Видите ли, доктор, она избавлена ​​от таких страданий, и это вы избавили ее от этих страданий — правда, ценой того, что теперь вам приходится выживать и оплакивать ее».

Он не сказал ни слова, но пожал мне руку и спокойно вышел из моего кабинета.

В каком-то смысле страдание перестает быть страданием в тот момент, когда оно обретает смысл, например, смысл жертвы.

  • Но позвольте мне прояснить, что ни в коем случае страдание не необходимо, чтобы найти смысл. Я лишь настаиваю на том, что смысл возможен даже вопреки страданию — при условии, конечно, что страдание неизбежно.
  • Страдать без нужды — это скорее мазохизм, чем героизм.
  • Принимая вызов мужественно страдать, жизнь имеет смысл до последнего момента и сохраняет этот смысл буквально до конца.
Сверхсмысл
  • От человека требуется не терпеть бессмысленность жизни, как учат некоторые экзистенциальные философы, а скорее терпеть свою неспособность постичь ее безусловную осмысленность в рациональных терминах. Логос глубже логики.
Преходящесть жизни
  • В прошлом ничто не теряется безвозвратно, но все сохраняется безвозвратно.
  • Человек постоянно делает свой выбор относительно массы существующих возможностей; какие из них будут обречены на небытие, а какие осуществятся? Какой выбор будет сделан на самом деле раз и навсегда, бессмертным «следом в песках времени»? В любой момент человек должен решить, к лучшему или к худшему, что будет памятником его существования.
  • Какая причина у стариков завидовать молодежи? У молодежи всего возможности , в то время как у старых есть реальности их прошлого. Не только реальность проделанной работы и любимой любви, но и мужественно перенесенных страданий.
Регуманизация психиатрии
  • Человек в конечном счете самоопределяющий. То, чем он становится — в пределах возможностей и окружения — он сделал из себя.
  • В любых обстоятельствах у человека есть две внутренние возможности — вести себя как свинья или святой. Какой из них актуализируется, зависит от решений, но не от условий.

Наше поколение реалистично, потому что мы узнали человека таким, какой он есть на самом деле. Ведь именно человек изобрел газовые камеры Освенцима; однако он также является тем существом, которое вошло в эти газовые камеры в вертикальном положении, с Молитвой Господней или Шма Исраэль на устах.

Виктор Франкл

Постскриптум 1984

Доводы в пользу трагического оптимизма
  • Трагический оптимизм означает, что человек является и остается оптимистом, несмотря на трагическую триаду человеческого существования: (1) боль; (2) вина; и (3) смерть .
  • Оптимизм перед лицом трагедии и с учетом человеческого потенциала позволяет: (1) превратить страдание в человеческое достижение и свершение; (2) извлечение из вины возможности изменить себя к лучшему; и (3) получение из быстротечности жизни стимула к ответственным действиям.
  • Человек не в погоне за счастьем, а скорее в поисках причины стать счастливым, не в последнюю очередь, путем актуализации потенциального смысла, присущего и дремлющего в данной ситуации.
  • Человек живет не только благом. Можно иметь достаточно, чтобы жить, но не ради чего жить; иметь средства, но не иметь смысла.
  • Не все случаи самоубийств совершаются из-за чувства бессмысленности, но вполне может быть, что побуждение человека покончить с собой было бы преодолено , если бы он осознавал какой-то смысл и цель, ради которых стоит жить. .
Страдание
  • Даже беспомощная жертва безнадежной ситуации, столкнувшись с судьбой, которую он не может изменить, может подняться над собой, может вырасти за пределы самого себя и тем самым изменить себя. Он может превратить личную трагедию в триумф.
  • Величайшие из нас — это те, кто с высоко поднятой головой справляется с трудной долей.
Вина
  • Не существует полностью биологических, психологических и/или социологических факторов, оправдывающих/объясняющих, почему кто-либо совершает преступление.
  • Люди должны нести личную ответственность за свои действия. Совершив преступление и став виновным, человек теперь несет ответственность за преодоление вины, поднявшись над ней, превзойдя себя и изменившись к лучшему.
  • Что касается понятия коллективной вины, то лично я считаю совершенно неоправданным считать одного человека ответственным за поведение другого человека или коллектива лиц.

Немецкие ножи

«Однажды американка упрекнула меня: «Как ты можешь до сих пор писать некоторые из своих книг на немецком, языке Адольфа Гитлера?»

В ответ я спросил ее, есть ли у нее на кухне ножи, и когда она ответила, что есть, я в смятении и шоке воскликнул: «Как вы можете до сих пор использовать ножи после того, как столько убийц использовали их, чтобы колоть и убивать их жертвы?»

Смерть
  • Живите так, как будто вы живете во второй раз и в первый раз поступили так же неправильно, как и сейчас.
  • Необратимость нашей жизни влияет на возможности действовать должным образом, на возможности реализации смысла.
  • В прошлом ничто не теряется безвозвратно, а наоборот, все безвозвратно хранится и дорожит.

Итак, будем бдительны — бдительны в двояком смысле:

Со времен Освенцима мы знаем, на что способен человек.

А после Хиросимы мы знаем, что поставлено на карту.

Виктор Франкл

Послесловие Уильяма Дж. Уинслейда

  • Франкл твердо верил в примирение, а не в месть; он однажды заметил: «Я не забываю ни одного сделанного мне доброго дела и не держу зла на дурное».
  • Он отказался от идеи коллективной вины. Франкл был в состоянии признать, что его венские коллеги и соседи, возможно, знали о его преследовании или даже участвовали в его преследовании, и он не осуждал их за отказ присоединиться к сопротивлению или умереть героической смертью. Вместо этого он был глубоко привержен идее, что даже гнусный нацистский преступник или кажущийся безнадежным сумасшедший может преодолеть зло или безумие, сделав ответственный выбор.

Другие книги, похожие на «Человек в поисках смысла»

Если вам понравилась « Человек в поисках смысла» , ознакомьтесь с кратким изложением следующих похожих книг:

  • Простое христианство
  • 7 навыков высокоэффективных людей: Мощные уроки личных изменений
  • Препятствие — это путь: вневременное искусство превращать испытания в триумф
  • Драйв: удивительная правда о том, что нас мотивирует
  • Были допущены ошибки (но не мной )

Хотите больше качественных аннотаций книг?

Каждую неделю я отправляю по электронной почте самые интересные идеи из известных книг. Присоединяйтесь к более чем 500 людям, которые читают мои основные моменты и личные комментарии.

Ваш электронный адрес

Нравится:

Нравится Загружается…

Виктор Франкл о человеческом поиске смысла — маргинал

Знаменитый австрийский психиатр, переживший Холокост97) остается самым известным благодаря своим незаменимым психологическим мемуарам 1946 года Человек в поисках смысла (

публичная библиотека ) — размышлению о том, что ужасный опыт Освенцима научил его основной цели жизни: поиску смысла, которые поддерживали тех, кто выжил.

Для Франкла значение исходило из трех возможных источников: целеустремленная работа, любовь и мужество перед лицом трудностей.

Исследуя «интенсификацию внутренней жизни», которая помогала заключенным оставаться в живых, он рассматривает трансцендентную силу любви:

Любовь выходит далеко за пределы физической личности возлюбленного. Оно находит свой глубочайший смысл в его духовном существе, его внутреннем я. Присутствует ли он на самом деле, жив ли он вообще, как-то перестает иметь значение.

Франкл иллюстрирует это волнующим примером того, как его чувства к жене, которая в конце концов была убита в лагерях, придавали ему смысл:

Мы работали в окопе. Заря была вокруг нас серой; серым было небо над головой; серый снег в бледном свете зари; поседели лохмотья, в которые были одеты мои сокамерники, и поседели их лица. Я снова молча разговаривал с женой, или, может быть, я изо всех сил пытался найти причина моих страданий, моего медленного умирания. В последнем яростном протесте против безнадежности неминуемой смерти я почувствовал, как мой дух пронзает окутывающий мрак. Я почувствовал, как оно выходит за пределы этого безнадежного, бессмысленного мира, и откуда-то услышал победоносное «Да» в ответ на мой вопрос о существовании конечной цели. В этот момент зажегся свет в далеком фермерском доме, стоявшем на горизонте, словно нарисованном там, посреди жалкой серости предрассветного баварского утра. «Et lux in tenebris lucet» — и свет сияет во тьме. Я часами стоял, рубя ледяную землю. Мимо прошел охранник, оскорбляя меня, и я еще раз пообщался с любимым. Я все больше и больше чувствовал, что она здесь, что она со мной; У меня было ощущение, что я могу прикоснуться к ней, могу протянуть руку и схватить ее. Ощущение было очень сильным: она была там. Затем, в этот самый момент, птица бесшумно слетела вниз и села прямо передо мной на кучу земли, которую я выкопал из канавы, и пристально посмотрела на меня.

Юмора, «еще одного оружия души в борьбе за самосохранение», пишет Франкл: способность подняться над любой ситуацией, хотя бы на несколько секунд. … Попытка развить чувство юмора и смотреть на вещи с юмористической точки зрения — это своего рода трюк, которому научились, осваивая искусство жизни. И все же можно практиковать искусство жизни даже в концентрационном лагере, хотя страдание вездесуще.

Литография Лео Хааса, художника Холокоста, пережившего Терезиенштадт и Освенцим (общественное достояние)

Обсудив общие психологические паттерны, проявляющиеся у заключенных, Франкл делает все возможное, чтобы оспорить предположение о том, что человеческие существа неизменно формируются их обстоятельствами. Он пишет:

А как же человеческая свобода? Разве нет духовной свободы в отношении поведения и реакции на любое данное окружение? … Самое главное, доказывают ли реакции узников на своеобразный мир концлагеря, что человек не может избежать влияния своего окружения? Разве у человека нет выбора действий перед лицом таких обстоятельств?

Мы можем ответить на эти вопросы как исходя из опыта, так и из принципа. Опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть выбор действия. …Человек может сохранить остатки духовной свободы, независимости ума даже в таких ужасных условиях психического и физического напряжения.

[…]

У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение в том или ином стечении обстоятельств, выбирать свой путь.

Подобно Уильяму Джеймсу в своем трактате о привычках, Франкл помещает это понятие повседневного выбора в эпицентр человеческого опыта:

Каждый день, каждый час давал возможность принять решение, определить, подчинитесь ли вы тем силам, которые угрожали лишить вас самого себя, вашей внутренней свободы; что определяло, станете ли вы игрушкой обстоятельств, откажетесь от свободы и достоинства, чтобы принять форму типичного заключенного.

Подобно Генри Миллеру и Филипу К. Дику, Франкл признает страдание неотъемлемым элементом не только существования, но и осмысленной жизни:

Если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании.

. Страдание – неотъемлемая часть жизни, такая же, как судьба и смерть. Без страданий и смерти человеческая жизнь не может быть полной.

То, как человек принимает свою судьбу и все связанные с ней страдания, то, как он берет свой крест, дает ему широкие возможности — даже в самых трудных обстоятельствах — придать своей жизни более глубокий смысл. Он может оставаться смелым, достойным и бескорыстным. Или в ожесточенной борьбе за самосохранение он может забыть свое человеческое достоинство и стать не более чем животным. Здесь кроется шанс для человека либо использовать, либо отказаться от возможностей достижения моральных ценностей, которые может предоставить ему трудная ситуация. И это решает, достоин он своих страданий или нет. …Такие мужчины бывают не только в концлагерях. Везде человек сталкивается с судьбой, с возможностью добиться чего-то собственным страданием.

Работая психиатром среди заключенных, Франкл обнаружил, что единственным наиболее важным фактором в культивировании «внутренней хватки», позволяющей мужчинам выживать, было обучение их мысленно удерживать какую-то будущую цель. Он цитирует Ницше, который писал, что «Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое как », и предостерегает от обобщения:

Горе тому, кто не видел больше смысла в своей жизни, никакой цели. , нет цели, и поэтому нет смысла продолжать. Вскоре он был потерян. Типичный ответ, которым такой человек отвергал все обнадеживающие доводы, был: «Мне больше нечего ожидать от жизни». Какой ответ можно дать на это?

Что действительно было необходимо, так это коренное изменение нашего отношения к жизни. Мы должны были учиться сами и, кроме того, мы должны были учить отчаявшихся людей тому, что на самом деле важно не то, что мы ожидаем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас

. Нам нужно было перестать спрашивать о смысле жизни и вместо этого думать о себе как о тех, кого жизнь задает вопросы — ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, а в правильном действии и правильном поведении. Жизнь в конечном счете означает принятие на себя ответственности за поиск правильного ответа на свои проблемы и выполнение задач, которые она постоянно ставит перед каждым человеком.

Эти задачи и, следовательно, смысл жизни различаются от человека к человеку и от момента к моменту. Таким образом, невозможно определить смысл жизни в общем виде. На вопросы о смысле жизни никогда нельзя ответить опрометчивыми заявлениями. «Жизнь» означает не что-то смутное, а что-то очень реальное и конкретное, как и жизненные задачи очень реальны и конкретны. Они формируют судьбу человека, которая различна и уникальна для каждого человека. Ни один человек и никакая судьба не могут сравниться ни с каким другим человеком или какой-либо другой судьбой. Ни одна ситуация не повторяется, и каждая ситуация требует другого ответа. Иногда ситуация, в которой оказался человек, может потребовать от него самим действовать. В другое время ему выгоднее воспользоваться возможностью для созерцания и таким образом реализовать активы. Иногда от человека может потребоваться просто принять судьбу, нести свой крест. Каждая ситуация отличается своей уникальностью, и всегда есть только один правильный ответ на проблему, поставленную данной ситуацией.

Литография Лео Хааса, художника Холокоста, пережившего Терезиенштадт и Освенцим (общественное достояние)

Рассматривая человеческую способность к добру и злу и условия, которые выявляют непристойность в порядочных людях, Франкл пишет:

Человеческую доброту можно найти во всех группах, даже в тех, которые в целом было бы легко осудить. Границы между группами пересекались, и мы не должны пытаться упростить дело, говоря, что эти люди были ангелами, а те — дьяволами.

[…]

Из всего этого мы можем узнать, что есть две расы людей в этом мире, но только эти две — «раса» порядочного человека и «раса» непристойного человека. Оба встречаются повсюду; они проникают во все слои общества. Ни одна группа не состоит полностью из порядочных или непристойных людей. В этом смысле ни одна группа не является «чисторасовой» — и поэтому среди лагерной охраны иногда попадался порядочный человек.

Жизнь в концлагере вскрыла человеческую душу и обнажила ее глубины. Удивительно ли, что в тех глубинах мы снова нашли только человеческие качества, которые по самой своей природе были смесью добра и зла? Трещина, отделяющая добро от зла, пронизывающая всех людей, достигает самых глубин и проявляется даже на дне той пропасти, которую разверзает концлагерь.

Во второй половине книги Франкл представляет особый стиль экзистенциального анализа, который он назвал «логотерапией» — методом исцеления души путем развития способности находить смысл жизни:

В конце концов, человек не должен спрашивать, что смысл его жизни есть, а скорее он должен признать, что именно он просят. Одним словом, каждый человек подвергается сомнению жизнью; и он может ответить на жизнь только тем, что ответит за своей собственной жизнью; на жизнь он может реагировать, только будучи ответственным. Таким образом, логотерапия видит в ответственности саму суть человеческого существования.

Этот акцент на ответственности отражен в категорическом императиве логотерапии, который звучит так: «Живи так, как будто ты живешь уже во второй раз и как будто в первый раз ты поступил так же неправильно, как и сейчас!»

Франкл вносит свой вклад в самые богатые определения любви в истории:

Любовь — это единственный способ понять другого человека в самом сердце его личности. Никто не может полностью осознать саму сущность другого человека, если он не любит его. Благодаря своей любви он может видеть в любимом человеке существенные черты и черты; и более того, он видит в себе то потенциальное, что еще не осуществилось, но еще должно осуществиться. Кроме того, своей любовью любящий человек позволяет любимому человеку реализовать эти возможности. Заставляя его осознать, кем он может быть и кем он должен стать, он реализует эти потенциальные возможности.

Франкл писал книгу в течение девяти дней подряд, с первоначальным намерением опубликовать ее анонимно, но по настойчивому совету друзей он добавил свое имя в последнюю минуту. Во введении к изданию 1992 года, размышляя о миллионах копий, проданных за полвека, прошедших с момента первоначальной публикации, Франкл делает острый мета-комментарий по поводу того, что недавно повторил Джордж Сондерс, отметив:

Прежде всего я вовсе не вижу в статусе бестселлера моей книги достижение и достижение с моей стороны, а скорее выражение нищеты нашего времени: если сотни тысяч людей тянутся к книге, само название которой обещает решить вопрос смысла жизни, это должен быть вопрос, который горит у них под ногтями. … Однако сначала он был написан с абсолютным убеждением, что как анонимный опус он никогда не сможет принести своему автору литературную славу.

В том же предисловии он делится вечным советом по достижению успеха, который он часто дает своим ученикам:

Не стремитесь к успеху — чем больше вы стремитесь к нему и делаете его целью, тем больше вы идете пропустить это. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; это должно произойти, и это происходит только как непреднамеренный побочный эффект посвящения человека делу большему, чем он сам, или как побочный продукт подчинения человеку другому, чем он сам. Счастье должно случиться, и то же самое относится и к успеху: вы должны позволить этому случиться, не заботясь о нем. Я хочу, чтобы вы послушались того, что приказывает вам делать ваша совесть, и продолжали выполнять это в меру своих знаний. Тогда вы доживете до того, чтобы увидеть, что в конце концов — в конце концов, я говорю! — успех будет следовать за вами именно потому, что вы забыли о нем думать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *