Вопросы и ответы

Вспомогательные методы психологии кратко – 20.Вспомогательные методы психологии

Вспомогательные методы психологии

Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента, — в детской психологии применяются вспомогательные методы. Вспомогательными их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдению к эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо, важны только для разрешения отдельных вопросов. В общей психологии выделяются психодиагностические методы, метод анализа продуктов деятельности, анкетирование, беседа или интервью, методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы. Психодиагностические методы выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми. Широко распространены в психодиагностике психологические тесты (от англ. test- испытание). Тесты – стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка, условия проведения строго регламентированы и единообразны. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты. Прежде чем стать тестом, методика должна пройти длительную и многостороннюю проверку. Именно благодаря этому результаты, полученные по тому или иному тесту, являются надежными и позволяют сделать вывод о том, что человек обладает определенными интеллектуальными или личностными особенностями, т.е. сформулировать определенный психологический диагноз. В

тестах умственного развития,  или интеллектуальных тестах, испытуемому предлагается ряд заданий. Эти задания могут быть даны в словесной или числовой форме и в форме практических заданий – например, сложить кубики по определенному образцу, выбрать из предлагаемого набора элементов один, который пропущен в  сложном узоре или фигуре, сложить фигуру из определенных элементов и т.п. за правильное выполнение каждого задания испытуемый получает определенный балл. Сумма полученных испытуемым баллов может быть сопоставлена с возрастными нормами, имеющимися для данного теста. На сегодняшний день в школах широко распространены тесты проверки знаний и умений, т.е. результатов специально организованного обучения. Они называются
тестами достижений.
Инте5ллектуальные тесты в отличие от тестов достижений выявляют общие умственные способности индивида, непосредственно с обучением не связанные. В тех и других теста, таким образом, регламентирующим является правильность ответа испытуемого. Тесты личности позволяют выявить особенности мотивации, потребностей, эмоций, интересов, воли, определить характеристики отношения к себе и т.д. Задания этих тестов могут быть представлены в различных формах. Если они представлены в виде вопросов, тесты называются опросниками. При обработке таких тесов ответы испытуемого соотносятся с определенными  категориями ответов, которые получены при стандартизации теста. Так построено большинство хорошо известных всем любительских тестов, широко публикуемых в популярных изданиям. Отличие последних от настоящих личностных тестов в научной обоснованности получаемых результатов, их надежности. Для большей достоверности во многие опросники включен ряд специальных контрольных вопросов, позволяющих выявить склонность человека искажать свое мнение под влиянием, например, стремления давать социального одобряемые ответы и т.п.

Метод анализа продуктов деятельности.

Результаты деятельности людей – это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т.п. По ним можно судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенную в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ продуктов деятельности имеет большое значение и для науки и для практики. Так школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученик, может получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочинения. Сделанные им выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Наиболее важное значение имеет результат самостоятельной деятельности детей, особенно рисунки, созданные ребенком по замыслу. Так, детские рисунки послужили многим исследователям материалом для выводов о разных сторонах психического развития ребенка. В них выражаются особенности восприятия детей и складывающихся у них представлений об изображаемых предметах. Например, по рисункам можно видеть, какую роль в образовании представлений о предметах играют собственные действия ребенка с этими предметами: обычно в рисунках подчеркиваются те особенности, с которыми ребенок познакомился в процессе действия. Детские рисунки дают возможность в известной мере судить и об уровне умственного развития их авторов. Изучение результатов деятельности не показывает, как ребенок разработал над получением того или иного продукта. Следовательно, продукты деятельности дают достаточно достоверный материал в том случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.

Анкетирование. По форме анкеты похожи на личностные опросники, однако, в отличие от последних, не имеют жестких, стандартизированных критериев и соответственно стандартных схем  интерпретации. Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнение по тому или иному вопросу и т.п. На их основании нельзя делать выводы об индивидуально-психологических  особенностях человека, формулировать психологический диагноз.

Беседа или интервью. Беседа как метод психологического исследования – это выяснение при помощи системы специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психических явлений или психических качеств человека. Беседа может быть стандартизированной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке, и в свободной. В свободной беседе экспериментатор имеет только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов. Помимо прямых «открытых» вопросов (например: «Ты любишь читать книги?»), используются косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?») и проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»). В одних случаях содержание беседы полностью определяется психологом. Ему принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он добивается, чтобы каждый как можно полнее и понятнее отвечал на поставленные вопросы. Такая беседа называется управляемой. Чем более беседа стандартизирована, тем более она управляема. В других случаях, напротив, задача психолога – создать условия для того, чтобы человек, участвующий в беседе, мог взять инициативу разговора на себя. Это слабоуправляемая беседа. Умение взять инициативу – ценный диагностический показатель. Здесь также могут быть различные промежуточные варианты. Психолог, проводящий беседу, с помощью специальных средств создает особые условия для разговора. Позволяющие собеседнику говорить раскованно, свободно выражать свою точку зрения. Самое важное здесь – умение слушать собеседника. Этой цели служат техники активного слушания, которым психолог специально обучается. Однако менее, чем техники, психологу необходимы подлинная заинтересованность в содержании беседы, в том, что скажет собеседник, умение задавать точные вопросы, давать собеседнику помолчать, но не отмалчиваться и т.п.

Методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы.

Консультационные психологические методы – это прежде всего различные формы бесед, способы ведения разговора психолога с консультируемым. Консультации могут касаться как профессиональных, личностных проблем самого консультируемого, так и особенностей его взаимодействия с другими людьми.

Например, родители нередко обращаются к психологу по поводу трудностей, испытываемых их детьми.

Развивающие психологические методы – приемы работы психолога, направленные на формирование способностей, возможностей, интересов в соответствии с представлениями о некоторой «правильной» модели развития. В разных направлениях психологии, естественно, по –разному понимается «правильное» развитие.

Психокоррекционные методы – это средства  и способы работы психолога, направленные на исправление недостатков в развитии тех или иных психологических характеристик человека.

Развивающие и психокоррекционные методы, направленные на изучение личностных особенностей человека, характеристик его общения, нередко обозначаются как методы психотерапии.

Понятие психотерапия (от греч. Psyshe’ –дума и therapea – лечение) – первоначально применялось для обозначения метода лечения больных людей через воздействие на его самосознание, представления, эмоции, суждения, взгляды и т.п. Однако в дальнейшем это понятие существенно расширилось и в настоящее время часто применяется для обозначения широкого круга психологических методов воздействия, приводящих и определенным изменениям в личностном развитии человека, его психологических особенностях, применяемых как к больным, так и к здоровым людям.

Методы психотерапии. Большинство конкретных психологических методов могут применяться во всех перечисленных направлениях работы. Строгих различий между ними не существует. Так, беседа составляет основу и консультационной, и развивающей, и психокоррекционной работы.

Беседа как способ оказания психологической помощи направлена на осознание человеком имеющихся у него проблем, конфликтов, осознания их психологических причин и нахождения способа их решения.

Метод конкретных ситуаций – обучение человека способам выхода их сложных для него ситуаций, в также решению нестандартных, нетипичных задач, умению принимать решения в напряженных условиях (например, при дефиците времени, информации и т.п.).

Мозговой штурм, или мозговая атака – метод группового решения творческих проблем, осуществляемый по особым правилам. Этот метод позволяет снять барьеры, мешающие творческому решению проблемы, и таким образом добиться полной реализации творческих способностей человека. Барьерами обычно являются привычные, стереотипные способы решения проблемы, излишняя критичность к собственным и чужим идеям, боязнь неудач, страх оказаться смешным и т.п. Для снятия этих барьеров мозговой штурм проводится в несколько этапов. Сначала все участники свободно излагают свои идеи по решению проблемы. Их задача – высказать как можно больше идей, не задумываясь о том, истинные они или ложные, соответствуют имеющимся фактам или нет. Какая-либо критика этих идей запрещена полностью. Затем идеи комбинируются, видоизменяются, после чего происходит процесс их отбора и оценки.

Психологические игры и упражнения – метод групповой работы, в котором моделируются какие-либо ситуации – производственные, управленческие, межличностные и т.п.

В зависимости от целей психологические игры могут быть построены по типу производственных процессов (деловые игры), могут напоминать детские игры или имитировать какие-либо жизненные ситуации. Использование этого метода существенно сокращает время приобретения социального опыта. Игры могут быть групповыми и индивидуальными. Многие из них заимствованы из практики подготовки актеров и напоминают театральные этюды. После игры проводится обсуждение, анализируются поведение и переживания разных участников. Многие развивающие программы состоят из набора разнообразных игр.

Групповая дискуссия – обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников, или индивидуального прошлого опыта кого-либо из участников. В процессе групповой дискуссии стимулируется выражение собственного отношения, личных переживаний участников, а не общих взглядов, мнений, абстрактных  суждений или умозаключений. Во многих случаях значительное внимание уделяется также тому, чтобы участники избегали оценок высказываний других, не давали друг другу советов и т.п.

students-library.com

1.5. Методы психологии

Существуют разные классификации методов психологии. Наиболее распространенной является деление методов психологии на две группы: основные и вспомогательные. Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

1.5.1. Основные методы

Наблюдение.

Наблюдение – научный метод исследования, переходящий от описания фактов к их объяснению.

Наблюдение становится научным методом изучения психики лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Формой такого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения.

Требования к научному наблюдению:

  1. Постановка цели, составление плана наблюдения.

  2. Обязательное фиксирование результатов наблюдения.

  3. Необходимо фиксировать только факты, а не умозаключения, мнения психолога.

  4. Необходимо проанализировать факты и сделать выводы; сравнить их с целью.

  5. Испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают.

Задачами наблюдения могут быть изучение индивидуально-психологических особенностей личности, изучение психологии коллектива учебной группы. Следовательно, объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы. Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельного учащегося или всей группы в определенной ситуации.

Эксперимент.

Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Экспериментируя, исследователь создает условия, в которых психологический факт может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, а может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения. Различают лабораторный и естественный эксперименты.

Характерным признаком лабораторного эксперимента является то, что его проводят в лабораторных условиях ( часто с помощью специальной аппаратуры) и что действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним экспериментируют (хотя, обычно, не знает в чем сущность эксперимента, что конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабораторного эксперимента исследуют не только свойства внимания, особенности восприятия, памяти и других психических процессов отдельных индивидов, но и психологические особенности групповой деятельности.

Естественный эксперимент (впервые предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. С этой целью исследование переносится в обычные, естественные условия (урок, игра, труд), в которые незаметно для исследуемого вносятся определенные изменения.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут проводиться с целью не только выявления каких-либо качеств личности, но и формирования их.

1.5.2. Вспомогательные методы психологии.

К вспомогательным методам относятся: беседа, анкета и различного вида тесты.

. Беседа.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Существует ряд требований к беседе как к методу. Первое — непринужденность. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми.

Предпочтительно получать в ходе беседы и интервью необходимые сведения косвенными приемами. Важен не только ответ, но и поведение испытуемого: особенности его речи, жестов, мимики, эмоциональное отношение к конкретным явлениям.

Существенным в ходе проведения беседы является умение исследователя уточнить интересующие его факты во время непосредственной беседы, не прибегая к ее протоколированию.

Беседы целесообразно проводить не только с одним или несколькими учащимися, а со всей учебной группой. Такая форма исследования позволяет ответы одного человека сопоставить с совокупностью мнений группы. В ходе беседы возможно воздействие, внушение со стороны исследователя на испытуемых.

Анкета.

В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменном виде, имеет место анкетирование. Положительным качеством анкетного метода является то, что здесь имеется возможность (предъявить) большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел». Отрицательным же в этом методе является то, что обычно бывает затруднен качественный анализ данных анкет и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.

Обычно анкета представляет собой некоторую совокупность вопросов, которые рекомендуется располагать в определенном порядке: сначала, вопросы нейтральные, нацеленные на получение какой-то фактической, событийной информации; затем, наиболее трудные вопросы, направленные на выяснение установок, мнений, оценок индивида; после этого идут вопросы, цель которых углубить и уточнить информацию, полученную в предыдущих вопросах; заключительную часть образуют вопросы, касающиеся объективного положения и статуса личности опрашиваемого. Такой порядок вопросов обусловлен необходимостью преодолеть психологический барьер, возникающий у опрашиваемого в процессе опроса.

Все вопросы анкеты в зависимости от их исследования можно условно разделить на две большие группы:

1) вопросы о фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также продуктах деятельности;

2) вопросы о мотивах, оценках и мнениях индивидов.

По форме различают следующие типы вопросов: прямые, косвенные, открытые, закрытые. Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме. Если же в формулировке вопроса содержатся варианты возможных ответов (перечень определенных альтернатив) и опрашиваемый должен остановить свой выбор на каком-то одном или нескольких из них, то вопрос называется закрытым. Разновидностью закрытого вопроса является дихотомический вопрос, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой «да — нет».

Тесты.

Тест — это краткий экспериментально-психологический метод, используемый для исследования того или иного психического процесса (восприятия, памяти, мышления, внимания и т.д. — функциональный тест) или личности в целом (проективный тест) с целью их оценки.

Различают следующие виды тестов:

  1. Интеллектуальные — оценивают общее умственное развитие, степень развития памяти, внимания, мышления.

  2. Личностные — мотивы поведения, интересы, черты характера, темперамента и др.

  3. Проективные — испытуемым предъявляется неопределенный стимульный материал, неоднозначный вопрос и они выполняют задание исходя из опыта, особенностей воображения, мышления, эмоционального состояния.

studfiles.net

05. Основные методы психологии и их характеристика

Для решения задач психологии применяются следующие методы:

лабораторный и естественный эксперимент;

наблюдение;

исследование продуктов деятельности;

анкетирование и тестирование;

биографический метод;

психологическое моделирование;

сравнительно-генетический метод и др.

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).

Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.

studfiles.net

Методы психологии

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).

Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.

studfiles.net

3. Классификация методов психологии

Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

Основные методы:

Наблюдение.Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент.В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тесткратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Классификации методов психологии.

Классификаций методов психологии существует великое множество. Здесь приведены самые распространенные.

Классификация С.Я.Рубинштейнапредполагает 4 звена: первое наблюдение и эксперимент, второе изучение продуктов деятельности, третье беседа и четвертое анкета.

Г. Пирьоврасположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический)

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные

  2. Эмпирические

  3. Методы по сбору обработки данных

  4. Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

  • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)

  • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)

  • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)

  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)

  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)

  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)

  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки данных:

Интерпретационные методы:

  • Фило- и онтогенетический

  • Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)

4.Характеристика эмпирических методов исследования.

Наблюдение. Наблюдение — это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдениешироко применяли и в тех областях научного знания, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Также когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Наблюдение может осуществляться как непосредственно исследователем, так и посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, в том числе карты наблюдения. Наблюдение имеет несколько вариантов.Внешнее наблюдение— это способ сбора данных о психологии и Введении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.Стандартизированноенаблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенномнаблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.Стороннее наблюдениев отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известен исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Наблюдение по систематичности делится на: — Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщенную картину поведения индивида или группы индивидов в определенных условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. — (Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности появления и классифицирует условия внешней среды.

Систематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Результат: создание обобщенной картины поведения Индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

По фиксируемым объектам наблюдение бывает: — Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения. — Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определенные типы поведенческих актов или параметры поведения.

Наблюдение имеет ряд преимуществ: — Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать, акты поведения. — Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д. — Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. — Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения. — Оперативность получения информации. — Относительная дешевизна метода.

Однако вместе с тем выделяются и недостатки. К недостаткам наблюдения относят: — Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов, результаты наблюдения могут повлиять: — настроение наблюдателя; — социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому; — предубеждение наблюдателя; — комплексность наблюдаемых ситуаций; — эффект первого впечатления; — усталость наблюдателя и наблюдаемого; — ошибки в оценках («гало-эффект», «эффект снисходительности»» ошибка усреднения, ошибки моделирования, ошибка контрастности). — Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. — Необходимость классифицировать результаты наблюдения. — Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей. — Сложность соблюдения операциональной валидности.

Анкетирование. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: — анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. — анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа. — анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым) не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетировании, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Беседа. Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Метод беседы — это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального Интервью.

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы включает сбор предварительных сведений об испытуемых, делет этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Опрос. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос — вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, что делает его более экономичным во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона.

Недостаток тестов состоит в том, что при их использовании и. ш.пуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства н характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть, полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет принимать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные.

Проективные тесты. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требова ния к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальном подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Эксперимент. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование. Моделирование как метод применяется в том когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычеслительной машиной.

Кроме вышеперечисленных методов, предназначенных для сборе первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

  1. Сознание как форма отражения действительности. Соотношение сознательного и бессознательного в психике.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “ общественный продукт ” , сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании : сознание . Человеческое сознание включает в себясовокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал : “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это —знание ”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесеныощущения ивосприятия, память, воображение имышление . С помощьюощущений ивосприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого,воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время.Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не — я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлятьсамопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не — я ” — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формированиясамосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “ человек не только изменяет форму того, что дано природой ; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю ”. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. “ Мое отношение к моей среде есть мое сознание ” , — писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мирчувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений : больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”) , бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения) ; ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции) ; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые ; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека : бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании, что бессознательное — это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

studfiles.net

наблюдение, эксперимент. Перечислить вспомогательные методы психологии. — КиберПедия

Охарактеризовать основные методы психологии: наблюдение, эксперимент. Перечислить вспомогательные методы психологии.

Метод — основной путь познания психических явлений и их закономерностей.

Методы психологии — совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Классификация методов по Ананьеву:

1.эмперические.

Основные : наблюдение , эксперимент .

Вспомогательные : тесты ,анкеты ,опросники ,социометрия , интервью ,беседа ,анализ продуктов деятельности ,биографический метод .

2.методы воздействия (коррекции): аутотренинг ,групповой тренинг ,психотерапия,ролевые инры ,гипноз ,психоанализ.

3.интерпретационные методы: структурный ,генетический .

4.организационные методы:

сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

5.Методы обработки данных:

количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

Основными эмпирическими методами получения психологической информации является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от житейского наблюдения научное отличается целенаправленностью и четкой схемой. Человек должен представлять для чего и что именно наблюдать. Наблюдение предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека, через изучение его поведения. По внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, внешности) наблюдатель судит о психическом состоянии человека, о чертах характера, темперамента. Особенность метода : оно происходит в естественных условиях.

Требования к методу:

1.целенаправленность

2.план, схема или программа

3.дневник наблюдения (для фиксации результатов)

4.оно должно быть систематическим

5.построение гипотезы и ее проверка

По участию исследователя в наблюдаемом процессе принято различать включенное и невключенное наблюдение.

Включенное (исследователь наблюдает проблему изнутри)

Невключенное (наблюдатель находится вне наблюдаемого явления)

Недостатки:

-установки, интересы, психические состояния, личностные особенности наблюдателя могут повлиять на результаты наблюдения;

-наблюдение требует значительного затрата времени;

-не всегда при простом наблюдении можно установить причину явления, чаще мы наблюдаем следствие. Нужно помнить всегда о мотивах.



Достоинства:

1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

2. Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения.

3. Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.

4. Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Эксперимент — источник науки, это специально организованный опыт, с целью установления определенных психических закономерностей.

В зависимости от условий проведения он может быть лабораторный и естественный.

Лабораторный проводится в специальных условиях ,требует специального отношения и применение технических приспособлений .Результаты фиксируются.

Естественный эксперимент сочетает положительные стороны лабораторного эксперимента и наблюдения, т.е. естественность и точность.

По отношению к изучаемому явлению выделяют формирующий и констатирующий.

В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего — простое фиксирование изменений, происходящих независимо от эксперимента.

Вспомогательные методы психологии:

тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод.

 

Перечислить психические познавательные процессы личности. Описать воображение как психический познавательный процесс. Охарактеризовать виды воображения. Раскрыть психологические механизмы создания образов воображения.

Существуют следующие психические процессы: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение.

Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.



Воображение позволяет человеку строить жизнь на более высоком уровне. Этот процесс выполняет следующие функции: представление в психике действительности в образах, регуляция деятельности поведения, управление эмоциональным поведением. Выделяют остаточные процессы, составляющие физиологическую основу воображения: возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, аналитико-синтезирующей деятельности головного мозга. Существуют виды воображения в зависимости от: 1) степени выраженности активности (активное – связано с выполнением конкретной практической деятельности, связано с волей (эмпатия)/пассивное – созданные образы не воплощаются в деятельности), 2) волевых усилий (преднамеренное – образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, не нацелены на реализацию (грёзы)/непреднамеренное – самопроизвольное создание образов (сновидения)), 3) характера создаваемого образа (воссоздающее – представление чего-то нового, опирающееся на словесное описание или условное изображение (чертёж) /творческое – создание новых образов, представляющих ценность для общества (роман)). Создание образов воображения составляют следующие способы (формы):

1. Комбинирование – создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов.

2. Агглютинация – комбинация разных объектов, свойств объектов в один образ.

3. Акцентирование – отдельный элемент выделяется в образе. Приёмы акцентирования:

ü Утрирование – намеренное подчёркивание особенностей внешности и поведения.

ü Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение образа по сравнению с реальным объектом.

ü Типизация – обобщение и эмоциональное насыщение образа.

 

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст — это период развития человека с 6 (7) до 10 (11) лет, приходящий на начальный этап обучения в школе.
В отечественной психологии часто вхождение ребенка в М.Ш. возраст связывают с переживанием кризиса 7 лет, при котором ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции- позиции школьника.
Новообразованием данного возраста является произвольность, внутренний план действий, самоконтроль и рефлексия. Ведущим видом деятельности является учебная деятельность.
В плане физического развития М.Ш. возраст называют периодом второго округления, по сравнению с дошкольным в-ом замедляется рост и заметно увеличивается вес, развивается костная система. Окостенению подвергается скелет, дети теряют молочные зубы. Идет интенсивное развитие мышечной системы, увеличивается сила мышц.
Психофизическое развитие М.Ш. определяют процессы, происходящие в результате созревания нервной системы, головного мозга.
Развитие личности М.Ш. обусловлено теми изменениями, которые происходят с его осознанием, в эмоциональной, мотивационной и волевой сфере.
Эмоциональное развитие во многом определяется изменениями в связи с началом новой деятельности и расширением круга общения. Характерной особенностью данного в-та является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на происходящие события. Благодаря развитию производительности М.Ш. более сдержан в выражении своих эмоций по сравнению с дошкольниками. Часто у детей данного возраста появляются страхи. Самый распространенный страх – страх получения плохой оценки в школе.
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции и чувства (чувства ответственности, чувства доверия к людям, эмпатия). Также у детей развивается способность к сознательному, волевому контролю своего поведения и деятельности.
Важным достижением М.Ш. является появление способности строить свое поведение в соответствии с «надо» (поведение с интересами другого человека или общества)
Развитие решительности, терпеливости и настойчивости характеризуют волевую сферу М.Ш.
Общение М.Ш. строится на основе индивидуальных предпочтений детей; становится более целенаправленным. Межличностные отношения строится на эмоциональной основе. К концу начального обучения непосредственное общение подкрепляется нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности; возрастает роль сверстников. Общение с окружающими людьми вне школы строится на основе новой социальной роли ребенка.

 

Кризис.

Важнейшие внутренние факторы: бурное физическое развитие, половое созревание, психические изменения.

Формируется стремление лучше изучить себя и утвердить свое «Я»

Назначение, функция учебника. Требования к учебнику.

Требования к учебнику: соответствие целям воспитания учащихся; раскрытие основных фактов, законов, теорией; корректность введения научных понятий, терминологии, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки; отражение эволюции научных идей, роли деятелей науки, вклад отечественных наук; соответствие учебной программе; доступность материала; объем материала – нормы материала; ясность, точность материала; выделение основного теоритического и практического материала; пригодность учебника; направленность на формирование научно-теоритического мышления. Функции: информационная – обеспечивает необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрения детей; мотивационная – создание стимулов к изучению предмета, формирование позитивного отношения к учебе; трансформационная связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащий усвоению; систематизирующая – систематическое и последовательное изложение материала в логике учебного предмета; закрепления и самоконтроля – повторное изучение материала, проверки самими учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, законов; интегрирующая – помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям доп.информацию из смежных наук; координирующая – привлечение в процессе работы над материалом учебника разнообразных средств обучения; воспитательно-развивающая – духовно-ценностном влиянии содержания учебника; обучающая – развивает умения и навыки, необходимые для самообразования.

 

Словесные методы обучения.

Беседа – это диалогическая форма изложения учебного материала. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов. Побудить учащихся к рассуждениям и анализу изучаемых фактов или явлений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя. Виды: катехизическая ( катехизис – это религиозный учебник, религиозные догмы излагаются в форме вопросов и ответов) – это беседа не допускает возражений с запоминанием ответов. Служит для развития мышления и тренировки памяти; сократовская – это беседа учит высказывать свои мысли, обучает умению сомневаться, мыслить диалектически; эвристическая – ставит учеников перед проблемами и требует собственных ответов на поставленные вопросы, ученики находят ответ в учебниках или из эксперимента или опыта. Требования: вопросы не должны быть слишком легкими и слишком трудными; не задавать слишком длинные или двойные; каждый вопрос задается всему классу, а вызывают одного; побуждает учеников самим задавать вопросы; не следует поощрять учеников за вскрывающие ответы; правильные ответы одобряются, а ошибочные комментируются и исправляются. Достоинства: максимально активизирует мышление; служат хорошим средством диагностики усвоенных знаний; способствует развитию способных навыков. Недостатки: не дает практических умений и навыков; требует определенного запаса знаний. Успех беседы от контакта с классом. Беседа не имеет возрастных ограничений. Школьная лекция — устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, также запись этого изложения. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модифика­цию урока сообщения новых знаний. Во многом приближается к расска­зу, но значительно продолжительнее по времени. Она может за­нимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его, поэтому она требует записи. В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах уча­щимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: по­казывать приемы конспектирования, использования общеупотре­бительных сокращений и обозначений, учить дополнять матери­ал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы. Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащих­ся к восприятию. Это может быть повторение необходимых раз­делов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.

 

Наглядные методы обучения

Источник знаний этих методов – образное наглядное представление объекта в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. Применение этих методов облегчает восприятие и осмысление изучаемого материала. Наблюдение, как МО, представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще всего используется при изучении предметов естественного цикла. Может проводиться как под руководством учителя на уроке, так и самостоятельно детьми по заданию учителя. Учитель разрабатывает памятки, схемы наблюдения, обучает детей фиксированию и обработки данных. Этот метод способствует выработки навыков самостоятельной работы

Это наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Наибольшей дидактической ценностью обладает демонстрационных реальных предметов или явлений, которое протекает в естественных условиях. Если такая демонстрация невозможна, то используют искусственно-созданные предметы. Процесс должен быть построен так чтобы: все ученики хорошо видели демонстрируемый объект; могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами; обеспечивалась возможность самостоятельного измерения качеств изучаемого объекта. Главная функция – помочь привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические функции. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении при помощи рисунков, схем, таблиц, фотографий. Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Эффективность зависит от методики показа. Готовят заранее, а показывают только в определенный момент урока.

Это экранное преподнесение информации с помощью телевидения, компьютера, плееров. Использование видеометода дает возможность сообщить детям более полную достоверную информацию, удовлетворить запросы учащихся. Эффективность зависит не только от мастерства учителя, сколько от качества видеопособия и технических средств обучения.

 

 

Урок как основная форма организации обучения в школе. Требования к уроку.

Урок является ключевым компонентом классно-урочной системы обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие. 1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств. 9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. 10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

 

Охарактеризовать основные методы психологии: наблюдение, эксперимент. Перечислить вспомогательные методы психологии.

Метод — основной путь познания психических явлений и их закономерностей.

Методы психологии — совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Классификация методов по Ананьеву:

1.эмперические.

Основные : наблюдение , эксперимент .

Вспомогательные : тесты ,анкеты ,опросники ,социометрия , интервью ,беседа ,анализ продуктов деятельности ,биографический метод .

2.методы воздействия (коррекции): аутотренинг ,групповой тренинг ,психотерапия,ролевые инры ,гипноз ,психоанализ.

3.интерпретационные методы: структурный ,генетический .

4.организационные методы:

сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

5.Методы обработки данных:

количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

Основными эмпирическими методами получения психологической информации является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от житейского наблюдения научное отличается целенаправленностью и четкой схемой. Человек должен представлять для чего и что именно наблюдать. Наблюдение предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека, через изучение его поведения. По внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, внешности) наблюдатель судит о психическом состоянии человека, о чертах характера, темперамента. Особенность метода : оно происходит в естественных условиях.

Требования к методу:

1.целенаправленность

2.план, схема или программа

3.дневник наблюдения (для фиксации результатов)

4.оно должно быть систематическим

5.построение гипотезы и ее проверка

По участию исследователя в наблюдаемом процессе принято различать включенное и невключенное наблюдение.

Включенное (исследователь наблюдает проблему изнутри)

Невключенное (наблюдатель находится вне наблюдаемого явления)

Недостатки:

-установки, интересы, психические состояния, личностные особенности наблюдателя могут повлиять на результаты наблюдения;

-наблюдение требует значительного затрата времени;

-не всегда при простом наблюдении можно установить причину явления, чаще мы наблюдаем следствие. Нужно помнить всегда о мотивах.

Достоинства:

1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

2. Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения.

3. Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.

4. Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Эксперимент — источник науки, это специально организованный опыт, с целью установления определенных психических закономерностей.

В зависимости от условий проведения он может быть лабораторный и естественный.

Лабораторный проводится в специальных условиях ,требует специального отношения и применение технических приспособлений .Результаты фиксируются.

Естественный эксперимент сочетает положительные стороны лабораторного эксперимента и наблюдения, т.е. естественность и точность.

По отношению к изучаемому явлению выделяют формирующий и констатирующий.

В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего — простое фиксирование изменений, происходящих независимо от эксперимента.

Вспомогательные методы психологии:

тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод.

 

cyberpedia.su

Основные и вспомогательные методы социально-психологического исследования

Психология – объемная наука, включающая в себя множество отраслей. Одной из них является социальная психология, в компетенции которой лежит изучение процессов взаимодействия между людьми или группами. Все теории и подходы данного психологического направления базируются на системе, включающей в себя методы социально-психологического исследования.

Группы методов исследования

Современная методология психологического исследования включает в себя 3 группы общенаучных методов:

  • непосредственное исследование и добыча фактов;
  • анализ и обработка;
  • обучение и практическое применение.

Также допустимо использование характерных только для психологического направления терапевтических методов, которые заключаются в положительном целебном влиянии специалиста на психическое состояние клиента.

Известно, что социальная психология образована на базе психологии и социологии, что влечет за собой объединение их методологических принципов и приемов для создания базиса новой науки.

«Основные методы психологического исследования направлены на получение информации о внутреннем мире и внешнем поведении личности для выявления определенных закономерностей, использующихся впоследствии для устранения психического и психологического дискомфорта».

Поговорим немного подробнее про методы, которые применяются современными учеными (психологами) во время проведения исследований.

  • Наблюдение.
    Данный метод считается наиболее древним не только в психологии, но и в общей теории познания мира человеком. Наблюдение может производиться как за другими людьми, так и за собой. Этот способ был назван самонаблюдением, или интроспекцией. Считается, что наблюдение никогда не устареет, однако в последнее время принято применять его в совокупности с другими методами для улучшения результата. Также актуальным является использование различных технических средств для уменьшения доли субъективности восприятия экспериментатора. Это могут быть камеры, фотоаппараты, диктофоны.
  • Опрос.

    В общей психологической теории распространен не слишком сильно, однако является наиболее популярным именно в социальной психологии. Это обусловлено тем, что появляется возможность получить информацию от множества людей по группе необходимых вопросов в кратчайшие сроки. Минус данного метода заключается в сложности обработки данных, для которой необходимы четкие математические расчеты. Другой недостаток заключается в сложности проверки достоверности полученных результатов и возможности их применения на практике.
  • Эксперимент.
    Главным отличием эксперимента от всех остальных методов и явным преимуществом над ними можно считать возможность изменять и подстраивать условия под требования ситуации, теории, гипотезы. Раннее эксперименты проводились как на животных, так и на людях. Однако позже (с появлением этического кодекса психолога) участие в подобных экспериментах разрешено только с непосредственного согласия участников и при отсутствии какой-либо угрозы их жизни и здоровью. Это привело к ухудшению получаемых результатов, так как представляется невозможным исследовать качество психики открыто – испытуемый будет стараться улучшить результаты в соответствии со своими субъективными представлениями.
  • Методы социально-психологического исследования не ограничиваются вышеописанными. Одним из самых интересных из них можно назвать анализ продуктов деятельности индивида. Данный метод редко используется в социальной психологии, так как предполагает подробное изучение единичных экземпляров. Однако в то же время он очень распространен во время работы с людьми, которые не идут на контакт или при выяснении психологических особенностей тех, кого уже нет в живых. Наиболее распространенными материалами для анализа продуктов деятельности являются рисунки, документы, сочинения, дневники, художественные произведения. Зачастую при использовании только этого метода можно выявить основные элементы структуры личности.
  • Тестирование как один из методов.
    Данный метод достаточно распространен на просторах социальной психологии, так как позволяет получить данные от множества людей и математически обработать их, в основном при помощи компьютера. Качественные тесты включают в себя несколько вопросов, называемых «шкалой достоверности» (или «шкалой правдивости»), которая помогает определить насколько честно испытуемый отвечал на задания. На сегодняшний день тесты используются как один из основных способов быстрой диагностики психических состояний и особенностей. Однако очень мало тестов действительно валидны и соответствуют всем необходимым стандартам.

Как и в других науках, в социальной психологии недостаточно выбрать один-единственный метод, чтобы провести квалифицированное исследование. Необходимо также четко сформулировать объект и задачи исследования, основную гипотезу, а также проверить полученные результаты с помощью математических и логических операций. Для обработки данных используется следующая группа методов:

  • Математические методы.
    Применяются практически в каждом масштабном исследовании для определения достоверности различий между полученными показателями, а также для адекватного количественного выражения полученных фактов. К математическим методам можно отнести факторный анализ, дисперсионный анализ, нахождение достоверности различий с помощью различных критериев, метод экспертных оценок.
  • Терапевтические методы.
    Данная группа методов направлена не столько на исследование, сколько на практическое применение полученных знаний для оказания помощи людям. Сюда можно отнести цветотерапию, арттерапию, телесную терапию, психодраму.
  • Групповые терапевтические методы.
    Тут можно говорить о коллективной попытке решения общих проблем. По подобному принципу работают американские общества людей, страдающих алкоголизмом.

В целом все методы социальной психологии направлены на изучение и улучшение положения человека в социуме, а также взаимоотношений отдельных людей и различных групп.

Ищите программу для русификации смартфона? Подборка лучших вариантов всегда на сайте

Видео: Социальная психология. Основные мотивы повседневного поведения

bitnet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *