Вопросы и ответы

Восприятия понятие и виды – , —

16. Понятие о восприятии

Если
в результате ощущения человек получает
знания об отдельных свойствах, качествах
предметов (что-то горячее обожгло, что-то
яркое блеснуло впереди, и т.д.), то
восприятие дает целостный образ предмета
или явления. Оно предполагает наличие
разнообразных ощущений и протекает
вместе с ощущениями, но не может быть
сведено к их сумме. Восприятие зависит
от определенных отношений между
ощущениями, взаимосвязь которых, в свою
очередь, зависит от связей и отношений
между качествами и свойствами, различными
частями, входящими в состав предмета
или явления.

Восприятием
называют психический процесс отражения
предметов и явлений действительности
в совокупности их различных свойств и
частей при непосредственном воздействии
их на органы чувств. Восприятие – это
отражение комплексного раздражителя
.

Выделяется
четыре операции, или четыре уровня,
перцептивного действия: обнаружение,
различение, индентификация и опознание.
Первые два относятся к перцептивным,
последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение
– исходная фаза развития любого
сенсорного процесса. На этой стадии
субъект может ответить лишь на простой
вопрос, есть ли стимул. Следующая операция
восприятия- различение,
или собственно восприятие. Конечный
результат ее – формирование перцептивного
образа эталона. При этом развитие
перцептивного действия идет по линии
выделения специфического сенсорного
содержания в соответствии с особенностями
предъявляемого материала и стоящей
перед субъектом задачи.

Когда
перцептивный образ сформирован, возможно
осуществление опознавательного действия.
Для опознания обязательны сличение и
идентификация.

Идентификация
есть отождествление непосредственно
воспринимаемого объекта с образом,
хранящимся в памяти, или отождествление
двух одновременно воспринимаемых
объектов. Опознание включает также
категоризацию (отнесение объекта к
определенному классу объектов,
воспринимавшихся ранее) и извлечение
соответствующего эталона из памяти.

Таким
образом, восприятие представляет собой
систему перцептивных действий, овладение
ими требует специального обучения и
практики.

В
зависимости оттого, в какой степени
целенаправленна будет деятельность
личности, восприятие разделяют на
непреднамеренное (непроизвольное) и
преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное
восприятие

может быть вызвано как особенностями
окружающих предметов (их яркостью,
необычностью), так и соответствием этих
предметов интересам личности. В
непреднамеренном восприятии нет заранее
поставленной цели. Отсутствует в нем и
волевая активность, почему оно и
называется непроизвольным. Идя, например,
по улице, мы слышим шум машин, разговоры
людей, видим витрины магазинов,
воспринимаем различные запахи и многое
другое.

Преднамеренное
восприятие

с самого начала регулируется задачей
– воспринимать тот или иной предмет
или явление, ознакомиться с ним. Так,
например, преднамеренным восприятием
будет рассматривание электрической
схемы изучаемой машины, слушание доклада,
просмотр тематической выставки и т.д.
Оно может быть включено в какую-либо
деятельность (в трудовую операцию, в
выполнение учебного задания и т. п.), но
может выступать как самостоятельная
деятельность – наблюдение.

Наблюдение
– это произвольное планомерное
восприятие, которое осуществляется с
определенной, ясно осознанной целью с
помощью произвольного внимания.
Важнейшими требованиями, которым должно
удовлетворять наблюдение, являются
ясность задачи наблюдателя и планомерность
и систематичность ведения. Существенную
роль играет дробление задачи, постановка
частных, более конкретных задач.

Если
человек систематически упражняется в
наблюдении, совершенствует культуру
наблюдения, то у него развивается такое
свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность
заключается в умении подмечать
характерные, но малозаметные особенности
предметов и явлений
.
Она приобретается в процессе систематических
занятий любимым делом и поэтому связана
с развитием профессиональных интересов
личности.

Взаимосвязь
наблюдения и наблюдательности отражает
взаимосвязь между психическими процессами
и свойствами личности.

17.
Основные свойства восприятия

Одну
и ту же информацию люди воспринимают
по-разному, субъективно, в зависимости
от своих интересов, потребностей,
способностей и т. п. Зависимость восприятия
от содержания психической жизни человека,
от особенностей его личности носит
название
апперцепции
.
Влияние прошлого опыта личности на
процесс восприятия проявляется в опытах
с искажающими очками: в первые дни опыта,
когда испытуемые видели все окружающие
предметы перевернутыми, исключение
составляли те предметы, перевернутое
изображение которых, как знали люди,
физически невозможно. Так, незажженная
свеча воспринималась перевернутой, но
как только ее зажигали, она виделась
нормально ориентированной по вертикали,
т.е. пламя было направлено вверх.

Свойства
восприятия:

  1. Целостность,
    т.е. восприятие есть всегда целостный
    образ предмета. Однако способность
    целостного зрительного восприятия
    предметов не является врожденной, об
    этом свидетельствуют данные о восприятии
    людей, которые ослепли в младенчестве
    и которым возвратили зрение в зрелые
    годы: в первые дни после операции они
    видели не мир предметов, а лишь
    расплывчатые очертания, пятна различной
    яркости и величины, т.е. были одиночные
    ощущения, но не было восприятия, не
    видели целостные предметы. Постепенно,
    через несколько недель, у этих людей
    формировалось зрительное восприятие,
    но оно оставалось ограничено тем, что
    они узнали ранее путем осязания. Таким
    образом, восприятие формируется в
    процессе практики, т.е. восприятие –
    система перцептивных действий, которыми
    надо овладеть.

  2. Константность
    восприятия- благодаря ей мы воспринимаем
    окружающие предметы как относительно
    постоянные по форме, цвету, величине и
    т.п. Источником константности восприятия
    являются активные действия перцептивной
    системы (системы анализаторов,
    обеспечивающих акт восприятия).
    Многократное восприятие одних и тех
    же объектов при разных условиях позволяет
    выделить относительно постоянную
    инвариантную структуру воспринимаемого
    объекта. Константность восприятия –
    не врожденное свойство, а приобретенное.
    Нарушение константности восприятия
    происходит, когда человек попадает в
    незнакомую ситуацию, например, когда
    люди смотрят с верхних этажей высотного
    здания вниз, то автомобили, пешеходы
    им кажутся маленькими; в то же время
    строители, работающие постоянно на
    высоте, говорят, что они видят объекты,
    расположенные внизу, без искажения их
    размеров.

  3. Структурность
    восприятия – восприятие не является
    простой суммой ощущений. Мы воспринимаем
    фактически абстрагированную из этих
    ощущений обобщенную структуру. Например,
    слушая музыку, мы воспринимаем не
    отдельные звуки, а мелодию, и узнаем
    ее, если ее исполняет оркестр, либо один
    рояль, или человеческий голос, хотя
    отдельные звуковые ощущения различны.

  4. Осмысленность
    восприятия

    – восприятие тесно связано с мышлением,
    с пониманием сущности предметов.

  5. Избирательность
    восприятия – проявляется в преимущественном
    выделении одних объектов по сравнению
    с другими.

Швейцарским
психологом Роршахом было установлено,
что даже бессмысленные чернильные пятна
всегда воспринимаются как что-то
осмысленное (собака, облако, озеро) и
только некоторые психические больные
склонны воспринимать случайные чернильные
пятна как таковые. То есть восприятие
протекает как динамический процесс
поиска ответа на вопрос: «Что это
такое?»

Виды
восприятия
.
Выделяют: восприятие предметов, времени,
восприятие отношений, движений,
пространства, восприятие человека.  

studfiles.net

10. Понятие о восприятии и его основные свойства

10. Понятие о
восприятии и его основные свойства.

ВОСПРИЯТИЕ – активный
психический процесс целостного отражения
предметов и явлений окружающего мира
в коре головного мозга человека при
непосредственном воздействии раздражителей
на органы чувств.

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ.

1. Предметность.
Связана с актом объективации (знания
получаемые нами из окружающего мира мы
относим к этому миру). Без такого смысла
восприятие не может выполнять свою
ориентирующую и регулирующую функцию
в практической деятельности человека.

Предметность не
есть врожденное свойство. Существует
определенная система действий, которая
обеспечивает человеку предметную
действительность мира. Решающую роль
здесь играет осязание и движение
(Сеченов). Предметность формируется на
основе процессов, обеспечивающих контакт
с самими этими предметами. Без участия
осязания и движений (действий) наше
восприятие было бы беспредметным
(зрительное ощущение само по себе не
обеспечивает предметности).

Предметность, как
качество восприятия играет особую роль
в регуляции поведения (кирпич и взрывчатка:
форма одинаковая, свойства разные).

2. Целостность.
В отличие от ощущения, отражающего
отдельные свойства предмета, воздействующие
в данный момент на органы чувств,
восприятие есть целостный образ,
складывающийся на основе обобщенных
знаний об отдельных свойствах и качествах
предмета, получаемых и в виде отдельных
ощущений.

Целостный образ
появляется на основе анализа и синтеза
отдельных свойств.

Целостность –
центральное свойство восприятия.

3. Структурность.
Восприятие в значительной мере не
отвечает нашим мгновенным ощущениям и
их сумме. Мы воспринимаем абстрагированную
от этих ощущений, обобщенную структуру
предмета или явления, которая формируется
в течение некоторого времени.

4. Константность
(неизменность). В виду множества степеней
свободы положения окружающих нас
объектов и бесконечного многообразия
условий их появления эти объекты
непрерывно изменяют свой облик. Однако,
благодаря свойству константности,
состоящему в способности перцептивной
системы компенсировать эти изменения,
мы воспринимаем предметы окружающего
мира неизменными по форме, величине,
цвету. (Например: известно, что изображение
предмета, в том числе и изображение на
сетчатке глаза, увеличивается когда
расстояние до предмета сокращается).
Константность не врожденное свойство,
а приобретенное на основе взаимодействия
с окружающим миром.

Свойство константности
обеспечивается корой головного мозга.

Свойство константности
объясняется тем, что восприятие
представляет собой саморегулирующееся
действие, обладающее механизмом обратной
связи, подстраивающееся к особенностям
воспринимаемого объекта и условиям его
существования, формирующееся в процессе
чувственной деятельности.

Свойство
константности обеспечивает относительную
стабильность окружающего мира, отражая
и единство предметов и условия его
существования.

5. Осмысленность.
Хотя восприятие возникает при
непосредственном воздействии предметного
мира на органы чувств, перцептивные
образы всегда имеют определенное
смысловое значение. Восприятие у человека
тесно связано с мышлением. Сознательно
воспринять предмет — это значит мысленно
назвать его — отнести воспринимаемый
предмет к определенной группе предметов
и обобщить их в слове. Даже при виде
незнакомого предмета мы пытаемся уловить
в нем сходство со знакомыми нам объектами
(двусмысленные рисунки).

6. Активность.
Восприятие — активный процесс, в ходе
которого человек производит много
различных перцептивных действий для
формирования адекватного образа
предмета. Свойство активности состоит
в участии эффекторных компонентов
анализаторов в процессе восприятия.

7. Апперцепция.
Восприятие зависит не только от специфики
действующего на нас раздражителя, но и
от самого воспринимающего субъекта
(воспринимает не глаз, а сам человек).
Поэтому в восприятии сказывают особенности
личности воспринимающего по отношению
к воспринимаемому. Зависимость восприятия
от содержания психической жизни человека,
от особенностей его личности и прошлого
опыта называется апперцепцией. При
восприятии предмета всегда активизируются
следы прошлых восприятий. Поэтому один
и тот же предмет может по-разному
восприниматься разными людьми.

Восприятие зависит
и определяется поставленной перед
человеком задачей и мотивом его
деятельности. Существенным фактором
восприятия является установка.

8. Историчность
(социальная обусловленность). Как
сознательный процесс восприятие включено
в процесс исторического развития.
Восприятие у человека не есть только
сенсорный акт, обусловленный лишь
физической природой рецепторов.
Восприятие есть только относительно
непосредственный акт познания. Восприятие
действительности на ранней ступени
развития человечества появляется на
основе опосредования его всей прошлой
общественной практикой.

9. Обобщенность.
Процесс всякого восприятия состоит в
чрезвычайно быстрой смене ряда моментов
или ступеней, при чем каждая последующая
ступень представляет психическое
состояние менее конкретно, более
обобщенно, но более четко и дифференцированно.
На основе выделенных ранее признаков
мы воспринимаем обобщенное представление
предмета.

Свойство обобщенности
и свойство осмысленности тесно связаны.

10. Избирательность
(селективность). Это свойство определяется
потребностной сферой человека и теми
доминирующими в момент акта восприятия
потребностями.

11. Изменчивость.
Характеризует вариативность восприятия,
в зависимости от изменений условий
окружающей среды, образа жизни, содержания
психического мира человека.

studfiles.net

Понятие о восприятии, свойства и виды восприятия

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая степень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером познания человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные свойства восприятия.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать именно те предметы, которые вызывают у него наибольший интерес. Она зависит от потребностей, интересов и установок личности.

Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных её предметов, относящихся к определённому классу явлений. Предметность обозначает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определённый жизненный смысл. Они могут быть вредными ли полезными, желанными или нежеланными и т.д., благодаря осмысливанию сущности и назначение предметов.

Константность восприятия – это постоянство восприятия, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса освещённости.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Виды восприятия.

В зависимости от цели восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия – это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями.

В зависимости от степени организации:

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

В зависимости от форм существования материи:

Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направленности, в котором они находятся.

Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального самостоятельного анализатора времени нет.

Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Понятие о внимание. Виды и свойства внимания.

На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствует его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания.

Внимание – психический познавательный процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

По своему происхождению и способам осуществления выделяются следующие виды внимании: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное — внимание, возникающее независимо от сознания человека и вызываемое внешними причинами – интенсивностью, новизной, необычностью, динамичностью объекта. Непроизвольное внимание наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в таких случаях сама по себе, в силу своей увлекательностью или неожиданности.

Произвольное – внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека и характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Произвольное внимание управляется сознательной целью Оно тесно связано с волей человека и вырабатывалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным.

Послепроизвольное – внимание, которое характеризуется непроизвольным сосредоточением на предмете, который раньше был объектом произвольного внимания и представлял большой интерес для субъекта. Оно характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

Устойчивость – свойство внимания, показывающее длительность сосредоточения на объекте.

Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности.

Объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Переключение внимания – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.

Концентрация – свойство внимания, отражающее степень сосредоточения на объекте.

www.i-po.ru

Понятие восприятия, свойства и виды восприятия — Мегаобучалка

Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением. Виды восприятия.В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное.

Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства – необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват­ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис­ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.

Восприятие времени – отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос­приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель­ной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо­ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек­тивно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

4. Свойства восприятия.Наиболее важные особенности восприятия — предмет­ность, целостность, структурность, константность и осмыс­ленность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю­щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкрет­ного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

восприятие зависит не только от характера раздраже­ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело­века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри­ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Активность (или избирательность) восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

megaobuchalka.ru

Реферат Восприятие понятие, виды, свойства и функции

План:

1.     Понятие и виды восприятия.

2.     Физиологические основы восприятия.

3.     Свойства и функции восприятия.
       1. Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень — это камень, дерево — это дерево, кошка — это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других — из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.

     Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки легко слышит собака, дельфин или летучая мышь. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн — от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны). Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшому участку спектра, занимающему промежуточное положение, к «видимому свету». Какой бы нам представилась реальность, если бы мы были способны различать другие формы энергии? Каково было бы наше видение мира, если бы наши глаза были способны улавливать рентгеновские лучи и мы видели насквозь то, что сейчас кажется непроницаемым? Но какой мозг понадобится бы нам, чтобы осмысливать окружающее, от которого мы получали бы такое множество сигналов?

     Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

    Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

     Выделяют четыре операции, или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

     Обнаружение – исходная фраза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование прцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

     Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опозннавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

     Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимательного объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию и извлечение соответствующего эталона из памяти.

     Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

     Виды восприятия: восприятие предметов, времени, движений, пространства.

     Восприятие движения
предметов:
движение окружающихнас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последоватеьно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся.

     Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано созрительным воприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

    Восприятие времени. Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности и воспринимаемая как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены она и бодрствования, появление голода и тому подобное. Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. От них следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени. К таким эталонам относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться. Как показали наблюдения над музыкантами (Б.М. Теплов), парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Эта форма, оценки времени является особенно сложной по своему строению. Интересно отметить, что различные факторы могут несколько изменять оценку протекающего времени. Некоторые биологические изменения, например повышение температуры тела, могут вызвать переоценку времени, а понижение температуры — наоборот, недооценку. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, проявляемого к некоторым тестам, а также под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства, вызывающие замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков времени, а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и переработку сигналов мозга, напротив, влекут за собой преувеличение оценок времени.

     Восприятие пространства
.
В основе восприятия пространства лежит функция специального аппарата — полукружных каналов (или вестибулярного аппарата), расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором. Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц, и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающая оптико-вестибулярные рефлексы, входит в систему, обеспечивающую восприятие пространства. Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия (бинокулярное зрение: в одном глазу получается двумерное изображение предмета, немного отличное от изображения в другом глазу, позволяет мозгу объединить эти два изображения в один трехмерный образ). Глубина (отдаленность) предмета особенно успешно воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами. Чтобы воспринять предметы, нужно чтобы изображение от рассматриваемого предмета падало на соответствующее точки сетчатки, а для обеспечения этого необходимо конвергенция обоих глаз (сведение зрительных осей глаза на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства). Если при конвергенции глаз возникает диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект; при большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз возникает двоение предмета. Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия: восприятие целых геометрических форм или структур; целостный характер восприятия цвета; законы восприятия формы (описанные гештальтпсихологами). К ним присоединяется и последнее условие-влияние хорошо закрепленного прежнего опыта. Восприятие пространства не ограничивается восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично. Одни предметы расположены от нас вверху, другие внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие слева. Различные пространственные расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто решающее значение. Примером этого могут служить ситуации, когда нам нужно ориентироваться в расположении комнат, сохранить план пути и так далее. В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется, такая ориентировка резко затрудняется (на совершенно одинаковых станциях метро, где имеются два ничем по виду не отличающихся противоположных выхода). Ориентировка в таком асимметричном пространстве настолько сложна, что одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего, выделение «ведущей» правой руки, опираясь на которую человек и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правое — левое). На определенном этапе онтогенеза, когда ведущая правая рука еще не выделена, и система пространственных понятий еще не усвоена, симметричные стороны пространства долгое время продолжают путаться. Такие явления, характерные для ранних стадий каждого нормального развития проявляются в так называемом «зеркальном письме», которое выступает у многих детей 3 — 4 лет и затягивается, если ведущая рука почему-то не выделяется. Тот сложный комплекс приборов, которые лежат в основе восприятия пространства, требует столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия.
    2. Для того чтобы мы осознали какой — либо элемент окружающей действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, может начаться процесс восприятия. Первичный анализ стимула и кодирования сигнала осуществляют рецепторные клетки, а затем уже этот закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к нервному центру в спинном или головном мозгу. Если сигнал обусловлен стимулом, угрожающим вызывать повреждение организма, или же адресован вегетативной нервной системе, то весьма вероятно, что он сразу же вызовет рефлекторную реакцию, исходящую от спинного мозга или другого, низшего центра, и это произойдет раньше, чем мы осознаем данное воздействие (одергивание руки при ожоге, сужение зрачков при ярком свете). Сигнал продолжает свой путь по спинному мозгу, а затем идет по двум различным путям: один ведет к коре головного мозга через таламус (скопление ядра серого вещества в головном мозге, расположение между средним мозгом и корой больших полушарий, центр, в котором собираются импульсы от всех органов чувств, кроме органов обоняния, и где осуществляется их первичный анализ и синтез), а другой проходит через фильтр ретикулярной формации (это образование тянется вдоль всей оси мозгового ствола). Выполняет функцию фильтра, который позволяет важным для организма сенсорным сигналам активировать кору мозга, но не пропускает привычные для него или повторяющиеся сигналы, которая поддерживает кору в бодрствующем состоянии и решает, достаточно ли важен сигнал, переданный прямым путем, чтобы его расшифровкой занялась кора. Если сигнал будет сочтен важным, начнется сложный процесс, который и приведет к восприятию в собственном смысле этого слова. Этот процесс предполагает изменение активности многих, тысяч, нейронов коры, которые должны будут структурировать и организовать сенсорный сигнал, чтобы придать ему смысл. Прежде всего внимание коры мозга к стимулу повлечет за собой серию движений глаз, головы или туловища. Это позволит более глубоко и детально ознакомиться с информацией, идущей от сенсорного органа, а также, возможно, подключить другие органы чувств. По мере поступления новых сведений они будут связываться со следами сходных событий, сохранившимися в памяти. Если сигнал оказывается похожим на что-то уже известное, восприятие приводит к узнаванию. В противном случае оно выражается в осознании какого-то нового аспекта реальности, фиксации его в памяти и создании новых следов которые в свою очередь будут укреплены другими актами узнавания. Таким образом, мозг с начала и до конца жизни создает себе образ реальности, из которого исключены элементы, не связанные с интересами и нуждами индивидуума.

      И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные звуки, а слова. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей. Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира. Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.
3. Свойства восприятия:

     
Активность
.
Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Анализ движения рук и глаз выделены в два класса. В первый класс входят поисковые и установочные движения, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта, установка глаза и руки в наиболее удобную для восприятия позицию и изменение этой позиции. К этому же классу относятся движения головы на внезапно раздавшийся звук, следящие движения глаз и т.д. Во второй класс входят собственно познавательные движения. При их непосредственном участии происходит оценка размеров, опознаются уже знакомые объекты, осуществляется сам процесс построения образа. Происходит непрерывное сравнение образа с оригиналом. Всякое несоответствие их друг другу немедленно вызывает корректирование образа. Следовательно, роль моторики в восприятии не ограничивается созданием наилучших условий для работы аффективных систем, а заключается в том, что движения сами участвуют в формировании субъективного образа объективного предмета.

      Значение активных движений для развития восприятия подтверждают опыты проведенные Р. Хелдом. Для их проведения он использовал специальные очки, вызывающие оптические искажения. Испытуемый, впервые надевающий такие очки видит мир, перевернутым вверх ногами или с переставленными левой и правой сторонами. Р. Хелд надевал своим испытуемым очки сдвигающие изображение влево на 20 градусов, так, что пытаясь в темной комнате попасть указкой в светящуюся точку испытуемые промахивались как раз на это расстояние. Затем включалось освещение и испытуемым разрешалось ознакомиться с расположением комнат в лаборатории и их оборудованием, при этом одних испытуемых возили в кресле, а другие передвигались по помещению самостоятельно. Через определенный промежуток времени проба на точность попадания была повторена. Оказалось, что «активные» испытуемые научились правильно определять положение цели, а «пассивные» промахивались так же, как и в начале опыта.

     Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

      Предметность
.
Третьей важнейшей характеристикой восприятия является его предметность. Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Так как перцептивные действия направлены на предметное отражение ситуации, значение предметного окружения оказывается решающим для нормальной работы восприятия. Человека погружали в ванну с физиологическим раствором при температуре комфорта. При этом испытуемый слышал лишь монотонные ритмичные звуки и видел диффузный белый свет, а покрытия на его руках препятствовали получению осязательных ощущений. Через несколько часов испытуемые приходили в тревожное состояние и просили прекратить эксперимент. Они отмечали появление галлюцинаций, а также нарушение восприятия времени. После опыта у испытуемых наблюдались дезориентация в пространстве, нарушение восприятия движения, формы, цвета и тому подобное. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.

    
Целостность
.
Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними. На целостность восприятия впервые обратили внимание представители гештальтпсихологии, им же принадлежит заслуга установления большинства фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия. Благодаря целостности мы воспринимаем определенным образом организованное окружение, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений. Например, вычленяя сложные отношения между звуками, наш слух позволяет с легкостью узнать мелодию, сыгранную в различных тональностях, хотя отдельные звуки при этом могут оказаться совершенно различными.

     Так как в окружающем мире замкнутые, симметричные контуры обычно ограничивают предметы, то участок поверхности, ограниченный такими контурами, воспринимается как фигура, имеющая характер вещи. В результате мы, по словам К. Коффки, «видим вещи, а не промежутки между ними».

     Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе наибольшего набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

     Константнос
ть.
С целостностью восприятия тесно связана его константность, под которой понимается относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображений на рецепторные поверхности. Благодаря константности предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению. Существует значительное число различных видов константности. Она имеет место практически для любого воспринимаемого свойства предмета. Наиболее фундаментальный вид константности — стабильность окружающего нас мира. Хотя всякое наше движение приводит к относительному движению воспринимаемого предметного фона, мы воспринимаем предметы неподвижными, а себя и свои глаза — движущимися. Точно также постоянен воспринимаемый нами вес предмета. Независимо от того, поднимается ли груз одной или двумя руками, ногой или воем телом — оценка его веса оказывается приблизительно одинаковой. Константность восприятия имеет огромное биологическое значение. Адаптация и выживание были бы невозможны в окружающей среде, если бы восприятие не отражало ее стабильных, постоянных свойств и отношений.

      Здесь можно отметить манипулятивные способности восприятия. Роль перцептивных действий заключается в том, что с их помощью происходит сопоставление предметов с оперативными единицами восприятия, приводящее к созданию константного предметного образа. Способность манипулировать образом позволяет воспринимать стабильными и константными предметы, поворачивающиеся к нам разными сторонами.

     Примером константности может служить дверь, которая сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, закрыта она или открыта.

     
Осмысленность
.
Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категорированным.

     Осмысленное восприятие дает возможность познать действительность глубже, чем это возможно с помощью отражения отношений между объектами, воздействующими на органы чувств. На стадии осмысленного восприятия достигается высшая ступень объективации перцептивного образа. Большую роль в становлении осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой происходит обобщение и категоризация получаемой органами чувств информации.

     Примером могут служить опыты А.А. Любилинской, в которых у ребенка дошкольного возраста вырабатывалась дифференцировка на тонкие, малозаметные зрительные признаки. Выработка такой дифференцировки протекала очень медленно и с большим трудом. Однако стоило лишь назвать нужные зрительные признаки определенным словом, как выделение их оказалось доступным.

      Восприятие человека, таким образом, неразрывно связано с мышлением, оно выступает как активный поиск наиболее осмысленной интерпретации данных.
                             Список использованной литературы:
1.     Столяренко Л.Д. «Основы психологии» — Ростов н/Д: Феникс, 2003

2.     Немов Р.С. «Психология» — 4-е изд. –М, 2001

3.     Богословский В.В. и др. 2-е изд. «Общая психология» М., «Просвещение», 1973

4.     Материал с сайта: www.wikipedia.ru
    

bukvasha.ru

Восприятие, Понятие о восприятии Физиологические основы восприятия, Классификация и виды восприятия Иллюзии восприятия

Понятие о восприятии Физиологические основы восприятия

В окружающем мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не звуки, а предметы и явления, которые воспроизводят звук; не свет, а предметы, которые светятся: не запахи, а объекты пахнущие. Поэтому на основе ощущений должен строиться процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом в совокупности их свойств, иначе познания мира будет невозможным. Таким познавательным процессом является восприятиеня.

. Восприятие — это психический процесс отражения в мозге предметов и явлений в целом, в совокупности всех их свойств и качеств при непосредственном воздействии на органы чувств человека

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму зеленого цвета, твердости, прямоугольности. Воспринимая, мы не только в выделяем группу ощущений, а объединяем их в целостный образ, понимаем его, применяя для этого свой предыдущий к своемуід.

Восприятие протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), язык (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом ставим. Мося к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия.

Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно и зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь человека, который воспринимает

. Важную функцию в процессе восприятия выполняет вторая сигнальная система определяющей содержание человеческого восприятия. Благодаря языку и мышлению восприятия человека отличается от восприятия животных

Следует отметить, что специальных органов восприятия нет материала для него есть информация, которая поступает от анализаторов, причем в их комплексном воздействии. Первичный анализ, который происходит в рецепторах х, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализатореів.

. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутренне анализаторных и между-анализаторных комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность явлений, отображаемых

Классификация и виды восприятия Иллюзии восприятия

. Рис 221. Классификация и виды восприятия

В непреднамеренном восприятии

не существует заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевое усилие

. Непреднамеренное восприятия вызывается особенностями окружающих предметов: их яркостью, расположением, необычностью, интересом к ним человека. Идя по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим яркие витрины, воспринимайте мо разнообразные запахи тощо.

. Таким восприятием является, например, слушания доклада или просмотр тематической выставки книг

. Умышленное восприятия имеет другую характеристику. При его осуществлении человек ставит перед собой цель, прилагает определенных волевых усилий, чтобы лучше реализовать свое намерение, произвольно выбирает объекты восприятия

По форме существования материи существует восприятие пространства, движения и времени

. Восприятие пространства — отражение в психике человека расположения, величины, формы, объемности, удаленности друг от друга предметов и явлений на земле и на небе

. Восприятие движения — отражение изменения положения объектов в пространстве, что позволяет ориентироваться в относительных изменениях, во взаимном расположении и взаимоотношении предметов окружающей действительности

. Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности, благодаря чему отражаются изменения, происходящие в окружающем мире

Иногда восприятие предметов бывает неправильным, искаженным, ложным

. Иллюзии восприятия — неадекватные восприятия, неправильно, искаженно, ошибочно отражают объекты, действующие на анализаторы

Иллюзии обусловлены разными причинами: произведенными жизненной практикой приемами зрительного восприятия, особенностями зрительного анализатора, изменением условий восприятия, дефектами зрения и т.д.

Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов распространенными являются зрительные иллюзии. Так, человек в белой одежде кажется полнее, чем в темном. То же касается тканей в горизонтальные или вертикальные и полосы. Зеркальная стенка расширяет помещение, создает иллюзию простортору.

Зрительные иллюзии были замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировка, которая является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц

На. Рис 222 и 223 представлены примеры иллюзий восприятия (изображения кажутся подвижными):

. Рис 222. Иллюзия восприятия

. Рис 223. Иллюзия восприятия

зависимости от того, что человек в изображении считает основным, а что — фоном, изменяется содержание того, что он видит (Рис 224, 225, 226, 227):

. Рис 224. Всадники

. Рис 225. Вазы и лица

. Рис 226. Лицо и дерево

. Рис 227. Старая и молодая женщины

Восприятие зависит от опыта человека, о чем свидетельствуют иллюзии восприятия. Образ, который видит человек, может совсем не соответствовать действительности (Рис 228, 229, 2210, 2211). Линии на всех 4-х рисунках параллель ьни, а кажутся искривленнымикривленими.

. Рис 228

. Рис 229

. Рис 2210. Рис 2211

Иллюзии могут возникать также и при восприятии движения. Например, неподвижный предмет, относительно которого воспринимается движение другого предмета, кажется движимым. Если в поле зрения нет движущегося предмета, в отношении как кого воспринимался бы движущийся предмет, то движение воспринимается в 15-20 раз медленнее (например, движение самолета на фоне безоблачного небаа).

В ходе восприятия времени проявляется склонность преувеличивать небольшие и уменьшать большие промежутки времени. Восприятие продолжительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, насыщенный интересными, значимыми делами, течет быстрее. Если же события неинтересны, малосущественны, время тянется медленно. На оценке времени отмечается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстротечного времени и наоборот. Оценка времени в значительной степени зависит и от возраста человека: детям кажется, что время идет медленно, взрослые удивляются, как быстро летит время

Но какой бы сложной ни была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия

uchebnikirus.com

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ.  КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ.  ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Понятие восприятия

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и явлений объективного мира, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В результате восприятия у человека появляется образ восприятия, то есть образ объекта или явления окружающего мира в момент контакта с ним человека.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Восприятие является очень сложным процессом.

В основе образа восприятия всегда лежат ощущения, однако образ восприятия не является просто суммой ощущений, образ восприятия является целостным и осмысленным.

Так, например, человек слышит шум за окном. В основе образа восприятия будут лежать звуковые ощущения, но человек слышит не просто набор звуков определенной частоты, он может назвать характер шума, исходя из своего личного опыта, что это за шум: шум дождя или шум листвы, шум проехавшей машины или разбитого стекла.

Восприятие (или перцепция) – это совокупность процессов, с помощью которых у человека формируется его собственная модель объективно существующего внешнего мира.

Знание об окружающем предмете человек начинает получать при первом контакте с ним, при этом сначала формируются образы ощущений, а на их базе – образы восприятия.

Ощущение и восприятие – это два звена в целой цепочке познания мира, другими звеньями является память, мышление и т.д. Все эти процессы неразрывно связаны, но каждый имеет свои особенности.

Если результатом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), то в результате восприятия складывается целый образ предмета или явления.

Например, при восприятии груши человек получает не отдельные изолированные зрительные, вкусовые, обонятельные и другие ощущения, а единый образ груши, с присущими ей формой, цветом, запахом, вкусом и т.д.

Восприятие тесно связано с той деятельностью, которую выполняет человек, поэтому важной составной частью воображения являются двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание и проговаривание соответствующих звуков при воспроизведении речи и т.д.).

Действия по опознанию предметов или явлений называют перцептивными действиями. Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Различают четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

С обнаружения начинается развитие любого сенсорного процесса. Это реакция на стимул. В результате следующей операции – различения – формируется прецептивный образ эталона. Параллельно с формированием перцептивного образа начинается осуществление опознания. Для этого с помощью идентификации  происходит сравнение непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Опознание предполагает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

При восприятии из всего набора свойств, которыми обладает объект, выделяются наиболее существенные и сопоставляются с уже имеющимся прошлым опытом.

Восприятие представляет собой целую систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и развития.

Процесс восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

— поиск объекта;

— выделение наиболее характерных признаков объекта;

— опознание объекта, т.е. отнесение его к какому-либо классу (предмет мебели, явление природы и т.д.).

В результате перцептивных действий у человека формируется так называемый перцептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложнее воспринимаемый объект, при этом перцептивные образы одних и тех же явлений у разных людей могут существенно отличаться. Это зависит как от индивидуальных особенностей людей, их опыта, так и от закономерностей самого процесса восприятия, обстановки, в которой оно происходит.

Виды восприятия

Восприятия, как и ощущения можно классифицировать по самым разным основаниям.

Так, по преобладающей роли той или иной модальности выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Существует классификация видов восприятия по формам существования материи. Выделяются: восприятие времени, пространства, движения, которые считаются особо сложными формами восприятия.

Классификация основных видов восприятия представлена на рис.1.

Рис.1. Классификация основных видов восприятия

Кроме этого, в зависимости от особенностей объекта восприятия выделяют восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком (этот вид восприятия имеет название «социальная перцепция»).

students-library.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о