Warning: session_start(): open(/var/www/www-root/data/mod-tmp/sess_9ss4re6210gdc7o732940ojeq5, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in /var/www/www-root/data/www/clubhavana.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 59 В чем отличие суждения от понятия – 3.1. Логический анализ простых суждений
Вопросы и ответы

В чем отличие суждения от понятия – 3.1. Логический анализ простых суждений

3.1. Логический анализ простых суждений

Логику
мы определили как науку, изучающую
мышление с целью полу­чения истинного
знания о мире. Для достижения этой цели
одних понятий не­достаточно. Человек
не мыслит отдельными, изолированными
понятиями. По­нятия образуют алфавит
наших мыслей и не являются ни истинными,
ни лож­ными. О понятии логического
значения мы начинаем говорить в связи
со
вто­рой формой мышления — суждением,
которая позволяет устанавливать
истин­ность либо ложность наших
высказываний об окружающем мире. Вместе
с этой формой мысли в сознании появляется
идея ответственности за сказанное.1

3.1.1. Определение суждения и его отличие от понятия

Общую
характеристику суждения следует начинать
с его оп­ределения. Именно при помощи
данной логической опера­ции, как было
показано в предыдущей главе, и раскрывается
смысл того или иного термина, выявляются
признаки, образующие его содер­жание.

Можно
привести разные определения суждения:

^
с у ж д е н и е — это более
сложная,
чем
понятие, форма мышления. Оно «сложено»,
т.е. образовано из понятий;

^
с у ж д е н и е — есть определенная
связь
двух и
более понятий, устанав­ливающая
отношения между предметами и их
признаками;

^
с у ж д е н и е — это «высказывание,
утверждающее
или
отрицающее
что-нибудь
о чем-нибудь» (Аристотель).

^
с у ж д е н и е — это «форма мышления, в
которой утверждается или от­рицается
связь между предметом и его признаком
или отношение между

предметами,
и которая обладает свойством выражать
либо истину, либо

2

Что
такое суждение?

ложь».

В чем отличие суждения от понятия?

Каждое
из этих определений с разной степенью
полноты указывает на существенные
признаки суждения.

Существенные
признаки суждения лучше всего
обнаружи­ваются через его сравнение
с понятием:

^
Суждение
невозможно
без понятия. Если понятия — это алфавит
наших мыслей, то суждения — его язык.
Суждение —
связь
понятий.

^
Суждение играет
иную роль
в
мышлении человека. Хотя обе формы
обу­словлены самой действительностью,
тем не менее, первая форма мысли (понятие)
фиксирует отдельные признаки предметов,
тогда как вторая (суждение) устанавливает,
какими признаками обладают те или иные
предметы. Например, понятие «Земля»
указывает на родовидовые при­знаки
данной планеты Солнечной системы, а
суждение «Земля имеет форму шара» уже
устанавливает отношение между понятием
«Земля», указывающим на предмет, и
понятием «форма шара», указывающим на

признак
предмета. Иная познавательная задача
(поиск геометрической формы) решается
иными логическими средствами.

^
Суждение имеет
иную структуру.
Структурными элементами понятия являются
содержание и объем. Суждение состоит
из трех элементов:субъекта(8),
предиката
(Р)
и
связки.
Каждый
элемент указывает на ви­довое
разнообразие суждений. Связка является
качественным парамет­ром
суждения, субъект —
количественным.

Как «узнать» суждение в языке?

УСуждение имеет
логическое значение.
Оно может
быть истинным либо ложным. Логическое
значение называется в логике истинностным
значе­нием. Понятие таким значением
не обладает. Если связка устанавливает
отношение предмета и признака верно,
то такое суждение считается
ис­тинным
(«Земля имеет
атмосферу»). Если это отношение не
соответству­ет действительности, то
такое суждение считается
ложным
(«Земля бли­же всех
планет расположена к Солнцу»).

^
Суждение иначе
представлено в языке.
Если понятие вы­ражается при помощи
слова или словосочетания, то суж­дение
выражается в языке при помощи
предложения.
Напомним
еще раз, что мышление в целом неразрывно
свя­зано с естественным, разговорным
языком. Речь — вторая сигнальная система,
присущая только людям. В отличие от
первой сигнальной системы — чувствен­ных
данных (одинаковых у человека и высших
животных), речь связана с абст­рактным
мышлением, уже не предполагающим
непосредственного контакта с предметом
мысли. Формы абстрактного мышления
(понятия, суждения, умо­заключения)
выражаются через соответствующие
языковые формы (слово, предложение,
текст). Конгениальность языка и мышления
достигается за счет правил соответствующих
наук. Логика является наукой о мышлении.
Она уста­навливает правила связи
мыслей между собой. Грамматика является
наукой о языке и о правилах его
употребления. Связь мышления и языка
прослеживается во всех разделах
грамматики: морфологии (изучающей формы
слов), синтакси­се (анализирующем
строй языка, сочетания слов в предложении).
Однако наи­более значимым с логической
точки зрения является
семантический
аспект их взаимосвязи. Раннее уже
говорилось о полисемии слов естественного
языка, ко­гда одно и то же слово в речи
может соответствовать по смыслу разным
поня­тиям. Слово — омоним может иметь
и два, и пять, и более смыслов. Скажем,
слово «звезда», «форма», «ключ», «клетка»
очень многозначны1.
Другой семан­тический нюанс связан
с синонимичностью, когда одна и та же
мысль может

быть выражена разными языковыми формами.
Например, слова «вода» и «Н2О»
выражают одно и то же понятие.

Связь
суждения и предложения также разнопланова:

  • Любое
    суждение выражается при помощи
    предложения. Грамматическим коррелятом
    субъекту суждения служит подлежащее,
    связке — глагол («есть», «является»,
    «находится», «имеет»), предикату —
    сказуемое.

  • Но
    не каждое предложение выражает суждение.
    Очевидно, им не являет­ся то, которое
    не удовлетворяет определению суждения.
    Так, предложе­ние: «Который сейчас
    час?» суждением не является.

  • Мысль,
    заключенная в суждении, может быть
    выражена разными пред­ложениями.
    Например, предложения «Оценка — лучший
    показатель успе­ваемости» и «Лучше
    всего судить об успеваемости по оценкам»
    логиче­ски (по смыслу) тождественны,
    а грамматически — нет. Это разные
    пред­ложения.

^
Суждение, хотя и выражается в языке при
помощи предложения, однако, в отличие
от последнего, не зависит от конкретного
языка (русского, анг­лийского,
китайского). В этом смысле суждение
можно сравнивать с вы­сказыванием,
предложением, утверждением и др. Каждое
из этих понятий несет в себе определенный
смысловой оттенок. Если сравнивать
сужде­ние с предложением, то суждение
— это мысль,
высказанная
в предложе­нии. Суждение — смысл
предложения (как понятие — смысл слова
или термина). Оно есть то, что
остается
при
переводе предложения с одного языка на
другой. Именно так его определяет
американский логик и мате­матик А.
Черч1,
только называет суждение «высказыванием»
(как это принято в математической
логике). «Интернациональность» суждения
выражается в том, что одно и то же суждение
может быть выражено на разных разговорных
языках (владеющий более чем одним из
них легко в этом убедится). Так, предложения:
«Сейе ^ие8^^оп ев! ёШсПе» и «Этот вопрос
— трудный» относятся к разным языкам,
однако являются одина­ковыми суждениями.
Логика как раз и изучает такие
общечеловеческие формы мышления, которые
позволяют людям, говорящим на разных
язы­ках, понимать друг друга. Поэтому,
взаимопонимание предполагает вни­мательное
отношение к выбору лингвистических
средств выражения на­ших мыслей.
Взаимоадекватность мышления и речи —
показатель эффек­тивной работы
сознания. С учетом вышесказанного
определим суждение.

С
у ж д е н и е — это образованная из понятий
при помощи связки более сложная форма
мысли, в которой что-либо ут­верждается
или отрицается и потому является истинным
ли­бо ложным.

studfiles.net

Чем умозаключение отличается от понятия

Среди некоторых типов мышления особо отмечается абстрактное мышление, свойственное исключительно человеку. Еще его называют логическим. Это одно из социальных свойство человека, сложившихся в процессе становления и развития общества и формирования человека как социального существа.

Это мышление отражает человеком внешний мир в обобщенных образах.

Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Рассмотрим подробно каждое из них.

Что такое понятие?

Понятие – это отвлеченная и обобщенная мысль о предмете, представляющая собой базовую форму абстрактного мышления. На понятии зиждятся все основные поведенческие основы человека, его психика в общем.

Участвуя в отражении предмета (явления), понятие отвлекается от второстепенных несущественных свойств этого предмета, отражает его в основных специфических свойствах, являющихся в свою очередь общими для целого класса предметов, стоящих в однородном ряду.

К примеру, если мы произносим слово «роза». То в голове всплывает образ прекрасного цветка. Это происходит мгновенно, человек даже не может уловить, какой формы ее лепестки, какого они цвета или размера. Вот в этом как раз проявляется отвлечение от второстепенных признаков. Главное – это сам образ розы.

Так, понятие отражает целый класс однородных предметов. Иными словами, имеются ввиду розы различных цветов, размеров, но именно о розе идет речь, без указания на ее другие характеристики.

Что такое суждение?

Это следующая форма абстрактного мышления, связанная с понятием.

Суждение – это мысль о предметах в их связях и отношениях. Оно формируется на базе понятия.

Суждения логически складываются из различных понятий, может быть даже однородных.

Например: роза – это красивый цветок, почитаемый всеми народами мира.

Что такое умозаключение?

Эта научная субстанция является еще более сложной формой абстрактного мышления, в отличие от понятия и суждения. Так, оно представляет собой вывод их двух суждений.

В этом расчлененном понятии отдельно различают малую посылку, большую посылку и вывод. Эти элементы следуют друг за другом  как бы по цепочке, вытекая одно из другого.

Например. Необходимо проследить цепочку отдельных мыслей, из сопряженности которых вытекает вывод.

  • Все металлы обладают электропроводностью (большая посылка – общее понятие о металлах).
  • Алюминий – металл (малая посылка, выделяется из класса однородных металлов конкретный – алюминий).
  • Алюминий способен проводить электричество (вывод, обобщающий первые две посылки).

Таким образом, здесь присутствует некая связь  между логическими большой и малой посылками и вытекающим из их обобщения заключением.

Умение строить на базе понятий посредством суждений умозаключения входит в область исследований такой науки, как логика. Действительно, за счет разнообразных видов умозаключений, люди всегда получают новые знания, будь то собственные знания, полученные на своем опыте, или научные изыскания. Умение строить логичные умозаключения – это залог развитого мышления каждого конкретного человека, то есть без умозаключений процесс мышления был бы невозможен.

Умозаключение представляет собой весьма распространенную форму абстрактного мышления, оно используется как в повседневном, так и в научном мышлении человека.

Принципиальные отличия понятия и умозаключения

Проанализировав по отдельности каждую форму абстрактного мышления можно прийти к однозначному выводу, что, во-первых, понятие и умозаключение – это не идентичные по своему семантическому значению слова, а во-вторых, их функции также различны.

Да, их объединяет то, что они формируют абстрактное мышление человека и, конечно, связаны друг с другом.

Но они принципиально различны.

Главное отличие понятия от умозаключения и промежуточного между ними суждения состоит в том, что понятие – это:

  • Главная субстанция абстрактного мышления; из-за этого само мышление еще называют понятийным.
  • Оно служит для образования суждений и умозаключений.

Умозаключение, в свою очередь, представляет собой уже опосредованную субстанцию. Оно не может формироваться сразу на основе понятия. Должны пройти стадии становления сначала понятия, потом формирования суждения (суждений), а потом уже последует вывод в виде умозаключения.

Таким образом, получается, что умозаключение не сможет сформироваться само по себе. Иными словами, не будет понятия о предмете (реалии, явлении), не будет и умозаключения.

Образование понятия, суждения и умозаключения опосредуется активной деятельностью головного мозга человека по решению умственных задач. В большей степени в мозгу каждую секунду формируются какие-либо умозаключения, человек даже не фокусирует на этом свое внимание. Просто так устроена непрерывная мозговая деятельность.

Именно такие сложные мозговые процессы и отличают человека от животных. Следует запомнить одну простую формулу: П – С – У (где П – понятие, С – суждение, У – умозаключение). Переставлять составляющие местами нельзя, иначе исчезнет научно обоснованная целесообразность постановки этих абстрактных терминов в один ряд.

Так, абстрактное (понятийное) мышление в отличие от наглядно-образного представляет собой опосредованный способ отражения окружающего мира.


























vchemraznica.ru

9.Общая характеристика суждения. Виды суждений. Понятие истинности и ложности суждений.

В
любом
суждении
присутствует
конкретная
мысль.
Она
выступает
формой
выражения
действительности
в
сознании
человека.
Эта
форма
представляет
собой
какое-либо
высказывание
о
предметах,
их
свойствах
и
состояниях,
а
также
об
отношениях
между
ними.
Мысль
характеризуется
двумя
весьма
важными
свойствами,
которые
человеку
необходимо
учитывать
в
логическом
анализе.
Во-первых,
она
что-либо
утверждает
или
отрицает:
например,
«Москва
больше
Пскова».
Во-вторых,
мысль
может
быть
или
истинной
или
ложной:
например,
суждение
«Сознание
оказывает
воздействие
на
общественное
бытие»
является
истинным,
ибо
человек,
наделенный
сознанием,
изменяет
окружающую
его
действительность,
в
том
числе
и
общественные
отношения
.

По
своему
содержанию
любое
суждение
имеет
атрибутивный
характер.
Оно
всегда
отражает
принадлежность
(либо
не
принадлежность)
признака
конкретному
предмету
и
явлению.
Следует
подчеркнуть,
что
предметом
суждения
могут
быть
любая
вещь,
свойство
или
отношение
вещей,
класс
предметов
или
некоторые
предметы
класса.

Отмечая
связь
между
суждением
и
понятием,
важно
также
и
видеть
между
ними
определенные
различия.
Их
сущность
сводится
к
следующему.

Во
— первых,
связь
суждения
и
понятия
отражает
объективную
связь
общего
и
единичного.

Во
— вторых,
суждение
отличается
от
понятия
в
двух
основных
аспектах:
генетическом
и
функциональном.
В
генетическом
аспекте
понятие
возникает
на
базе
логических
операций
по
выявлению
существенных
признаков
предметов,
а
суждение
образуется
на
основе
установления
связи
между
понятиями.
В
функциональном
аспекте
понятие,
как
известно,
отражает
предмет
только
в
существенных
признаках,
суждение
же
отражает
любые
признаки
предметов.

В
— третьих,
подлинный
акт
мыслей
начинается
с
суждения,
т.е.
с
утверждения
или
отрицания
чего-либо.
Если
понятием
выражается
предметный
характер
нашего
мышления,
то
в
суждении
раскрывается
активное
отношение
мысли
к
окружающему
миру
— отражение
объективных
свойств,
связей
и
отношений
между
предметами
и
явлениями.

В
— четвертых,
суждение
отличается
от
понятия
способом
закрепления
— предложением.
Проиллюстрируем
это
на
следующих
примерах,
когда
одна
и
та
же
мысль
выражается
либо
в
понятии,
либо
в
суждении.

В
суждениях
выражается
истинная
или
ложная
мысль.
Истинность
суждения,
как
и
понятия,
определяется
его
соответствием
объективной
действительности.
Истинные-
это
такие
суждения,
в
которых
связь
понятии
правильно
отражает
реальные
свойства
и
отражения
предмета
мысли.
Например:
«Содержанием
современной
эпохи
является
переход
от
политики
конфронтации
и
недоверия
между
государствами
к
политике
сотрудничества
и
взаимной
выгоды».

Ложные-
это
такие
суждения,
в
которых
связь
понятий
искажает
объективные
свойства
и
отношения
предмета
мысли.

Все
суждения
можно
разделить
на
две
большие
группы:
простые
и
сложные.
Простым
называется
суждение,
выражающее
связь
двух
понятий:
например,
«Некоторые
вулканы
действуют».

Суждение,
состоящее
из
нескольких
простых
суждений,
называется
сложным:
например,
«Прозрачный
лес
один
чернеет,
и
ель
сквозь
иней
зеленеет,
и
речка
подо
льдом
блестит».

Рассмотрим
виды
простых
суждений,
которые
классифицируются
по
следующим
основаниям.

1.
По
объему
субъекта
(по
количеству).

Единичные
— суждения,
включающие
утверждение
или
отрицание
об
одном
предмете.
Формула
такого
суждения:

Это
S есть
(не
есть)
P.

Так,
суждение
«Эрмитаж
в
Санкт-Петербурге
— крупнейший
музей
России»
— единичное
суждение,
так
как
объем
субъекта
включает
конкретное
учреждение
культуры.

Частные
суждения,
в
которых
что-либо
утверждается
или
отрицается
о
части
предметов
некоторого
класса.
Эта
часть
может
быть
неопределенной
и
определенной.
В
зависимости
от
данного
обстоятельства
частные
суждения
подразделяются
на
неопределенные
и
определенные.

В
неопределенных
суждениях
логическая
схема
такова:
«Некоторые
8 есть
Р».
Слово
«некоторые»
придает
им
неопределенность.
Например:
«Некоторые
проблемы
политологии
носят
философский
характер».

Определенное
частное
суждение
содержит
знание
и
о
той,
и
о
другой
части
субъекта
суждения.
Оно
имеет
такую
логическую
схему:

«Только
некоторые
S есть
Р».

Например:
«Только
некоторые
проблемы
языкознания
носят
философский
характер».

Общие-
суждения,
в
которых
что-либо
утверждается
или
отрицается
в
каждом
предмете
данного
класса.
Логическая
схема
таких
суждений
имеет
вид:

«Все
S есть
Р»
или
«Ни
одно
S не
есть
Р»

Например,
цитата
из
«Евгения
Онегина»
А.С.
Пушкина:
«Мы
все
учились
понемногу»
— является
общим
суждением,
так
как
объем
субъекта
включает
весь
класс
отображаемых
предметов.

2.
По
качеству
связки
суждения
могут
быть
утвердительные
или
отрицательные.

Утвердительные
суждения,
выражающие
принадлежность
предмету
некоторого
признака:
например,
«Научная
организация
труда
повышает
эффективность
деятельности
инженера».

Отрицательные
суждения,
выражающие
отсутствие
у
предмета
некоторого
признака:
например,
«Ни
один
дельфин
не
является
рыбой».

При
этом
следует
различать
отрицательное
суждение
и
негативную
форму
выражения
утвердительного
суждения:
например,
«Захватническая
война
не
имеет
законного
основания»
и
«Захватническая
война
— незаконна».
Такого
вида
суждения
не
всегда
идентичны.

3.
По
содержанию
предиката
суждения
делятся
на
суждения
свойства
(атрибутивные),
суждения
отношения
(релятивные)
и
суждения
существования
(экзистенциальные).

Суждения
свойства
отражают
принадлежность
или
не
принадлежность
предмету
мысли
того
или
иного
свойства,
состояния:
например,
«В
наше
время
приобретение
философских
знаний
составляет
важнейший
элемент
духовной
культуры
человека».

Суждения
отношения
выражают
различные
связи
между
предметами
мысли
по
месту,
времени,
величине
и
прочее:
например,
суждение
«Эверест
выше
Монблана»
— определяется
отношением
(через
сравнение)
одной
горы
с
другой;
или
«Л.Н.
Толстой
был
современником
И.С.
Тургенева
и
А.М.
Горького».

Суждения
существования
призваны
решать
вопрос
о
наличии
предмета
нашей
мысли
— любого
явления
природы,
общества
или
духовной
жизни.
Например:
«Одним
из
объектов
исследования
социологии
является
общественное
мнение».

studfiles.net

33. Понятия, суждения и умозаключения

33.
Понятия, суждения и умозаключения как
основные формы мышления, диалектика их
соотношения. Логические ошибки, логика
и софистика, ее соотношение норм логики
с нормами нравственности.

(А)
Понятия, суждения и умозаключения как
основные формы мышления, диалектика их
соотношения.

Мышление

1) это целенаправленное, опосредованное
и обобщенное отражение человеком
существенных свойств и отношений вещей;
2) это интеллектуальный процесс построения
и соотнесения мыслей с целью формирования
знаний достижения истины. Мышление
человека является основной функцией
его сознания, а, следовательно, и основной
функцией человеческого мозга.

Основными
формами, в которых возникло, развивается
и осуществляется мышление, являются
понятия,
суждения
и умозаключения.

Понятие

это мысль, в которой отражаются общие,
существенные свойства, связи предметов
и явлений. Понятие это как бы сам акт
понимания, чистая деятельность мышления.
Понятия не только отражают общие, но и
расчленяют вещи, группируют, классифицируют
их в соответствии с их различиями. Кроме
того, когда мы говорим, что имеем понятие
о чем-либо, то под этим подразумеваем,
что мы понимаем сущность этого объекта.
(«Человек – это биосоциальное существо,
обладающее разумом, членораздельной
речью и способностью трудиться».) В
отличие от ощущения, восприятия и
представлений понятия лишены наглядности,
или чувственности. (Содержание понятия
зачастую невозможно себе представить
в виде наглядного образа. Нельзя
представить «зло», «доброту».) В различные
эпохи понятия различны по своему
содержанию. Они различны на разном
уровне развития одного и того же человека.
Для научного мышления необходимо точное
определение каждого понятия.

Понятия
возникают и существуют в голове человека
лишь в определенной связи, в виде
суждений.
Мыслить – значит судить о чем-либо,
выявлять определенные связи и отношения
между различными сторонами предмета
или между предметами.

Суждение

это такая форма мысли, в которой
посредством связи понятий утверждается
(отрицается) что-либо о чем-либо. (Пример:
«Клен – растение» — суждение, в котором
о клене высказывается мысль, что он есть
растение)

Если
бы в нашем сознании существовали бы
только одни понятия, не связанные между
собой, то не могло быть и процесса
мышления. Понятия живут лишь в контексте
суждений. Можно сказать, что суждение
– это развернутое понятие, а само понятие
– свернутое суждение.

Словесной
формой выражения суждения является
предложение.
Суждения всегда представляют собой
связь 2 понятий: о чем высказывается и
что высказывается. Различают единичные,
частные и общие суждения: «Ньютон открыл
закон тяготения», «Некоторые люди злые»,
«Кость – одна из активных тканей».
Суждения делятся на утвердительные и
отрицательные.

К
тому или иному суждения человек может
прийти путем непосредственного наблюдения
какого-либо факта или опосредованным
путем — с помощью
умозаключения
.
Мышление не есть просто суждение. В
реальном процессе мышления понятия и
суждения включены в цепь более сложных
умственных действий — в рассуждения.
Относительно законченной единицей
рассуждения является умозаключение.
Суждения, из которых выводится заключение,
называются посылками.

Умозаключение
операция
мышления, в ходе которой из сопоставления
ряда посылок выводится новое суждение.
Умозаключение – более высокий уровень
логического опосредования, чем суждение.
(Пример умозаключения: Человек, просыпаясь
утром зимой, видит на окне снежные узоры,
он приходит к выводу, что ночью был
сильный мороз.) Умозаключение как
сопоставление суждений принесло
человечеству принципиально новую
познавательную возможность: оно избавило
его от необходимости постоянно «тыкаться
носом» в результаты единичного опыта
и строить неисчислимое множество частных
суждений.

Дополнительно:
Появилось также в то время и необходимость
в предположительном знании, в гипотезе.

Гипотеза

это предположение, исходящее из ряда
фактов и допускающее существование
предмета, его свойств, определенных
отношений.

Гипотеза
– это вид умозаключения, пытающегося
проникнуть в сущность еще недостаточно
изученной области мира, это своего рода
посох, которым ученый ощупывает дорогу
в мир неведомого, или, как сказал И.Гете,
«леса, которые возводят перед строящимся
зданием и сносят, когда здание готово.

В
силу своего вероятностного характера
гипотеза требует проверки и доказательства,
после чего она приобретает характер
теории.

Сердцевину
научной теории составляют законы. На
основе глубоко познания вещей, их свойств
и отношений человек может прорывать
границы настоящего и заглядывать в
будущее, предвидя существование еще
неизвестных вещей, предсказывая вероятное
и необходимое наступление событий.
Венец научной работы есть, по словам Н.
А. Умова, предсказание.

(Б)
Логические ошибки, логика и софистика,
соотношение норм


логики с нормами

нравственности.

В
любых рассуждениях значение всех
терминов, употребленных однажды, должны
быть неизменными. Содержание мыслей,
задействованных в рассуждении, должно
на период рассуждения как бы замереть
и никак не изменяться. Отсюда
основополагающий, исходный и наиболее
фундаментальный признак всей формальный
логики, распространяющийся и на математику
закон
тождества
.
(А=А)
Этот
закон был впервые сформулирован и
обоснован Аристотелем («Мысль должна
быть тождественна самой себе!»)

Основная
логическая
ошибка
,
связанная с нарушением закона тождества
называется подмена
термина.
(

1.
лекарство – благо

2.
чем больше блага – тем лучше

здесь
произошла подмена термина – «благо» в
1 и 2 имеют разное значение)

Встречаются
и другие формально логические ошибки
(хотя большинство из них является, по
существу, лишь вариантами «подмены»):

  • поспешное
    обобщение (по аналогии)

  • довод
    к публике (апелляция к интересам
    аудитории)

  • довод
    к человеку (ссылка на авторитет)

  • аргумент
    дьявола (неуместное преувеличение)

Ошибка
– это непреднамеренное нарушение правил
и законов логического мышления –
паралогизм.
Паралогизм, как правило, ведет к
заблуждениям.

Если
же логические ошибки кем-то совершаются
преднамеренно (с осознанной целью
введения собеседника в заблуждение),
это будет софизм
(от
гр. — sophism
– измышление, хитрость). По своему
строению паралогизм не отличается от
софизма. Последний отличается от первого
лишь своим происхождением. В этом
отношении софизм является разновидностью
лжи, интеллектуальным мошенничеством.

В
Древней Греции софистом сначала именовали
человека, который посвящал себя умственной
деятельности. (Солон и Пифагор) Впоследствии
смысл этого понятия сузился, хотя и не
заключал еще негативного смысла. Софисты
– «учителя мудрости»- учили не только
технике политической и юридической
деятельности, но и вопросам философии,
а также обучали приемам и формам убеждения
и доказательства независимо от вопроса
об истинности мысли, например: «То, что
ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял
рога, следовательно, ты их имеешь». В
своем стремлении к убедительности
софисты доходили до идеи, что можно, а
нередко и нужно доказать все, что угодно,
и также что угодно опровергнуть, в
зависимости от интереса и обстоятельств,
что приводило к безразличному отношению
к истинности в доказательствах и
опровержениях. Так складывались приемы
мышления, которые стали именоваться
софистикой. Основные представители:
Протагор, Горгий, Продик. Протагору
принадлежит знаменитое положение:
«Человек – есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют, и
несуществующих, что они не существуют».
Он говорил об относительности всякого
знания, всякому утверждения может быть
с равным основанием противопоставлено
противоречащее ему утверждение.

Логические
ошибки возникают в связи с низкой
логической культурой человека, которые
не способен выявить паралогизм, как в
своих рассуждениях, так и в рассуждениях
собеседника. Такой человек — удобная
почва для восприятия любого рода
софизмов, т.е. он может быть легко обманут
в каких-либо целях другими людьми, более
квалифицированно владеющими аппаратом
логики и диалектики в их единстве, но
«не чистых на руку». Т.о., использование
софизмов является нормальным с точки
норм зрения формальной логики, но не
как не сочетается с нормами нравственности.
(Аналогично и в религии, «дьявольщина»
начинается с живописной, а потому
привлекательной разболтанности мыслей,
с ряда их подмен в процессе размышления
и с софистики. Поэтому христианство
всегда уделяло большое внимание логике,
и использовало публичные диспуты,
сопровождающиеся логически обоснованной
критикой оппонентов церкви).

studfiles.net

Тема №10 «Простые суждения» План:

1. Определение простого
суждения и его структура. Суждение и
понятие.
2. Классификация простых
суждений по качеству и количеству.

3. Упражнения.

4. Литература.

1. Определение простого суждения и его структура. Суждение и понятие.

Общую характеристику
суждения следует начинать с его
определения.

Суждение

форма мышления, в которой что-либо
утверждается или отрицается. Примеры
суждений: «Все
сосны являются деревьями
»;
«Некоторые люди
— это спортсмены
»;
«Ни один кит —
не рыба
»;
«Некоторые
животные не являются хищниками
»
и т.п. Суждение также называется
высказыванием.

Рассмотрим несколько
важных свойств суждения, которые также
являются его отличиями от понятия.

Любое суждение
состоит из понятий, связанных между
собой. Например, если связать между
собой понятия «карась» и «рыба» , то
может получиться суждение: «Все караси
являются рыбами» или «Некоторые рыбы
являются карасями» .

Любое суждение
выражается в форме предложения (вспомним,
понятие выражается в слове или
словосочетании). Однако не всякое
предложение может выражать суждение.
Как известно, предложения бывают
повествовательными, вопросительными
и восклицательными. В вопросительных
и восклицательных предложениях ничего
не утверждается и не отрицается, поэтому
они не могут выражать собой суждение.
Повествовательное предложение, наоборот,
всегда представляет какое-то утверждение
или отрицание, в силу чего суждение
выражается в форме повествовательного
предложения.

Любое суждение
является истинным или ложным. Если
суждение соответствует действительности
или реальности, оно истинное, а если не
соответствует, — ложное. Например,
суждение «Все
розы — это цветы
»
является истинным, а суждение «Все
мухи — это птицы
»

ложным. Надо отметить, что понятия, в
отличие от суждений, не могут быть
истинными или ложными. Невозможно,
например, утверждать, что понятие «школа»
истинное,
а понятие «институт»
ложное, понятие
«звезда»
истинное, а понятие «планета»
ложное и т.п. Поскольку любое суждение
принимает одно из двух значений
истины или лжи,
то аристотелевская формальная логика
также часто называется двузначной
логикой.

Суждения бывают
простыми и сложными. Простым
называется суждение, выражающее связь
двух понятий или выраженное одним
понятием, когда второе подразумевается,
лишь мыслится. Например, «Сидоров
имеет высшее юридическое образование
»,
«Ночь»,
«Моросит».
Суждение, состоящее из нескольких
простых суждений, называется сложным.
Например, «Преступность
и наказуемость деяния определяется
уголовным законом, действовавшим во
время совершения этого деяния
».
Это суждение состоит из двух простых:
«Преступность
деяния определяется уголовным законом,
действовавшим во время совершения этого
деяния
» и
«Наказуемость
деяния определяется уголовным законом,
действовавшим во время совершения этого
деяния
».

Суждение — это более
сложная форма мышления по сравнению с
понятием. Неудивительно поэтому, что
суждение имеет определенную структуру,
в которой можно выделить четыре части:

Субъект

это то, о чем идет речь в суждении.
Например, в суждении «Все
учебники являются книгами
»
речь идет об учебниках, поэтому субъектом
данного суждения выступает понятие
«учебники».

Предикат

это то, что говорится о субъекте.
Например, в том же суждении: «Все
учебники являются книгами
»
о субъекте (т.е. об учебниках) говорится,
что они
книги, поэтому предикатом данного
суждения выступает понятие «книги»
.

Связка

это то, что соединяет субъект и предикат.
В роли связки могут быть слова «есть»,
«является»,
«это»
и т.п.

Квантор

это указатель на объем субъекта. В роли
квантора могут быть слова «все»,
«некоторые»,
«ни один»
и т.п.

В чем отличие
суждения от понятия? Существенные
признаки суждения лучше всего
обнаруживаются через его сравнение с
понятием:

— Суждение невозможно
без понятия. Если понятия — это алфавит
наших мыслей, то суждения — его язык.
Суждение – связь понятий.

— Суждение играет
иную роль
в мышлении человека. Хотя обе формы
обусловлены самой действительностью,
тем не менее первая форма мысли (понятие)
фиксирует отдельные признаки предметов,
тогда как вторая (суждение) устанавливает,
какими признаками

обладают те или иные
предметы. Например, понятие «Земля»
указывает на родовидовые признаки
данной планеты Солнечной системы, а
суждение «Земля имеет форму шара» уже
устанавливает отношение между понятием
«Земля», указывающим на предмет, и
понятием «форма шара», указывающим на
признак предмета. Иная познавательная
задача (поиск геометрической формы)
решается иными логическими средствами.

— Суждение имеет иную
структуру
.
Структурными элементами понятия являются
содержание и объем. Суждение состоит
из трех элементов: субъекта
(S), предиката
(P) и связки.
Каждый элемент указывает на видовое
разнообразие суждений. Связка является
качественным
параметром

суждения, субъект – количественным.

— Суждение имеет
логическое
значение
. Оно
может быть истинным либо ложным.
Логическое значение называется в логике
истинностным значением. Понятие таким
значением не обладает. Если связка
устанавливает отношение предмета и
признака верно, то такое суждение
считается истинным
(«Земля имеет атмосферу»). Если это
отношение не соответствует действительности,
то такое суждение считается ложным
(«Земля ближе всех планет расположена
к Солнцу»).

studfiles.net

Понятие суждение. Субъект, предикат суждения Виды суждений — Логика

Наряду с понятием к числу основных форм мышления относится суждение. Эта форма мышления является, по существу, обязательным элементом всякого познания, в особенности, связанного с процессами рассуждения, с осуществлением выводов и построением доказательств. В этой форме фиксируются результаты познания отдельных предметов, классов предметов, некоторых ситуаций вообще. В мысли этого типа содержится, с одной стороны, описание или хотя бы просто обозначение этих предметов, классов, ситуаций, а с другой — утверждение или отрицание наличия у них той или иной характеристики.

Пример. В суждении «Каждая планета Солнечной системы вращается вокруг своей оси» утверждается наличие в действительности ситуации: вращение вокруг своей оси каждой планеты Солнечной системы. А в суждении «Ни одна планета Солнечной системы не является неподвижной» отрицается наличие в действительности ситуации покоя каждой планеты Солнечной системы.

Суждение – это форма мысли, содержащая описание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в действительности.

Важнейший отличительный признак суждения – утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо. В понятии ничего не утверждается и не отрицается. В нем лишь выделяется сам предмет мысли (например: «день», «ночь», «солнечный день», «несолнечный день»). В суждении же акцентируется внимание на самом соотношении между какими-либо предметами мысли: «День солнечный» или «День не солнечный», «День прошел», «Ночь настала».

И в самых простых, и в достаточно сложных суждениях всегда утверждается или отрицается наличие тех или иных признаков у некоторых объектов. Поэтому в общем виде определение суждения можно сформулировать и следующим образом:

Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается наличие связи между объектами и признаками.

Знаком, в виде которого выражается суждение, является повествовательное предложение. Смыслом этого знака должна быть связанная с ним мысль. Это и есть само суждение. Что касается значения предложения, то иногда в качестве него рассматривают ситуацию, которая имеет или не имеет места в действительности и которая описывается суждением. Однако чаще всего значением предложения принято считать истину или ложь.

В современной логике вместо термина «суждение» предпочитают употреблять термин «высказывание». В традиционной логике термином «суждение» обозначали именно некоторый смысл повествовательного предложения с учетом того, что он может быть общим для различных знаковых форм. Иначе говоря, одно и то же суждение может быть выражено в различных формах повествовательных предложений.

Пример. Можно утверждать, что «Всякий человек способен мыслить» и что «Все люди обладают способностью мышления», но в обоих случаях выражается одна и та же мысль (одно и то же суждение).

С термином «высказывание» обычно связывают некоторый смысл (суждение) вместе с его знаковой формой. Говоря о суждении, не обязательно иметь в виду какую-либо определенную знаковую форму. Говоря же о высказывании, подразумеваем определенную знаковую форму вместе с ее смыслом. Когда же имеем в виду лишь саму знаковую форму высказывания, — отвлекаясь от ее смысла, т.е. от выражаемого в ней суждения, — то употребляем термин «повествовательное предложение».

 

Виды суждений. При выделении видов суждений, прежде всего, различают простые и сложные. Простым называется такое суждение, ни одна логическая часть которого не является суждением.

Пример. «Математика – абстрактная наука».

Сложным является такое суждение, которое содержит в качестве своей правильной части, т.е. части, не совпадающей с целым, некоторое другое суждение.

Пример. «Если вы будете хорошо учиться, то обязательно получите диплом».

 

Виды простых суждений. Основными частями простых суждений являются один или несколько субъектов суждения (логических подлежащих) и предикат суждения (логическое сказуемое). Субъект и предикат суждения называются терминами этого суждения.

Субъект суждения – это термин, возможно, выражающий понятие и представляющий предмет, о котором нечто утверждается или отрицается. Субъект суждения принято обозначать буквой S.

Предикат суждения – часть суждения, выражающая то, что утверждается или отрицается о предметах, которые представляют субъекты. Предикат обозначается буквой Р.

Пример. В суждении «Солнце есть раскаленное небесное тело» субъект – «Солнце», предикат – «раскаленное небесное тело». В суждении «Земля вращается вокруг Солнца» два субъекта – «Земля» и «Солнце», предикат – отношение «вращается».

В зависимости от содержания предиката суждения, т.е. от того, что именно утверждается или отрицается о тех или иных предметах, различают атрибутивные, экзистенциальные и реляционные суждения.

Атрибутивными называются суждения, в которых утверждается или отрицается наличие некоторого свойства у предмета. Логическая форма атрибутивного суждения имеет вид: S (не) есть Р.

Пример. «Солнце (S) есть раскаленное небесное тело (Р)»; «Великобритания (S) является конституционной монархией (Р)»; «Некоторые лебеди (S) белые (Р)»; «Великий комбинатор (Р) этот Остап Бендер (S)»; «Нужда (S) заставит Богу молиться (Р)».

Экзистенциальными называются суждения, в которых утверждается или отрицается существование предмета.

Пример. «Змея-Горыныча (S) не существует в действительности (Р)»; «Природные аномалии (S) существуют (Р)»; «Нет безысходных ситуаций» («Безысходных ситуаций (S) не существует (Р)»).

Реляционные – это суждения, в которых утверждается или отрицается отношение между некоторыми предметами.

Пример. «Земля вращается вокруг Солнца»; «Петр – брат Ивана»; «Москва расположена между Петербургом и Екатеринбургом».

В атрибутивных суждениях, как и в суждениях существования, имеется всегда лишь один субъект. В суждениях об отношении – более чем один.

 

Виды атрибутивных суждений. По качеству атрибутивные суждения делятся на утвердительные и отрицательные.

Утвердительными являются суждения, говорящие о принадлежности предиката субъекту суждения. Отрицательные – это суждения, говорящие об отсутствии данного предиката у субъекта.

При определении вида суждения по качеству надо обращать внимание на качество связки «есть» («не есть»). Суждение «Это нехороший человек» –утвердительное, так как в нем говорится о принадлежности субъекту («человек») предиката «нехороший». Суждение «Он никогда не был хорошим другом» – отрицательное, так как в нем говорится об отсутствии у субъекта («он») предиката «хороший друг». В этом суждении логическая связка «есть» («был») стоит с отрицанием «не».

По количеству атрибутивные суждения делятся на единичные, частные и общие. Количество суждения – это его характеристика, определяющая, в каком объеме рассматривается субъект суждения.

В единичных суждениях предикат высказывается о единичном предмете, т.е. все термины, играющие роль субъектов, — единичные имена.

Пример. «Этот человек имеет преступные наклонности».

В частных суждениях предикат высказывается о некоторых элементах объема субъекта.

Пример. «Некоторые люди имеют преступные наклонности».

В общих суждениях предикат высказывается обо всем объеме субъекта.

Пример. «Все люди имеют преступные наклонности».

Значение слова «некоторые» в естественном языке и в логике несколько различно. В естественном языке оно используется в значениях «только некоторые, но не все» и «некоторые, а может быть, и все». В логике – только в значении «некоторые, а может быть, и все».

blogyka.ru

Логическое суждение

ЛОГИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ

Человек при помощи сознания познает объективный мир. Познание мира начинается с опытного сопоставления предметов и явлений между собой, с установления их сходства и различия. Содержание опыта становится знанием, когда оно осмысленно и принимает форму определенного высказывания. При этом понятие как логическая форма мышления не в состоянии передать все разнообразие и богатство человеческой мысли; оно всегда лишь основа рассуждений человека о тех или иных свойствах, качествах предметов и явлений. Между тем мысль, которая выражена в форме сочетания понятий, заключает знание о свойствах и отношениях предметов реальной действительности. Обусловленное объективным ходом вещей, это сочетание понятий обладает устойчивой структурой, внутренней закономерной связью, составляющей особую форму человеческого мышления — суждение.

Логи
ческая характеристика суждени
я

Суждение — это такая форма мышления, в которой, сочетая понятия, что-либо утверждается или отрицается о самых реальных вещах и явлениях.

В качестве примера суждения приведем следующие: «В. Соловьев является представителем русской религиозной философии», «Все течет, все изменяется», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», «Космонавты существуют».

Общая характеристика
суждения

В любом суждении присутствует конкретная мысль. Она выступает формой выражения действи

тельности в сознании человека. Эта форма представляет
собой какое-либо высказывание о предметах, их свойствах и состояниях, а также об отношениях между ними. Мысль характеризуется двумя весьма важными свойствами, которые человеку необходимо учитывать в логическом анализе. Во-первых,
она что-либо утверждает или отрицает: например, «Москва больше Пскова». Во-вторых,
мысль может быть или истинной или ложной: например, суждение «Сознание оказывает воздействие на общественное бытие» является истинным, ибо человек, наделенный сознанием, изменяет окружающую его действительность, в том числе и общественные отношения.

По своему содержанию любое суждение имеет атрибутивный характер. Оно всегда отражает принадлежность (либо непринадлежность) признака конкретному предмету и явлению. Следует подчеркнуть, что предметом суждения могут быть любая вещь, свойство или отношение вещей, класс предметов или некоторые предметы класса.

Отмечая связь между суждением и понятием, важно также и видеть между ними определенные различия. Их сущность сводится к следующему.

Во
первых,
связь суждения и понятия отражает объективную связь общего и единичного.

Во
вторых,
суждение отличается от понятия в двух основных аспектах: генетическом и функциональном. В генетическом аспекте понятие возникает на базе логических операций по выявлению существенных признаков предметов, а суждение образуется на основе установления связи между понятиями. В функциональном аспекте понятие, как известно, отражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.

В
третьих,
подлинный акт мыслей начинается с суждения, т.е. с утверждения или отрицания чего-либо. Если понятием выражается предметный характер нашего мышления, то в суждении раскрывается активное отношение мысли к окружающему миру — отражение объективных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями.

В
четвертых,
суждение отличается от понятия способом закрепления — предложением. Проиллюстрируем это на следующих примерах, когда одна и та же мысль выражается либо в понятии, либо в суждении.

В суждениях выражается истинная или ложная мысль. Истинность суждения, как и понятия, определяется его соответствием объективной действительности. Ис
тинные- это такие суждения, в которых связь понятии правильно
отражает реальные свойства и отражения предмета мысли. Например: «Содержанием современной эпохи является переход от политики конфронтации и недоверия между государствами к политике сотрудничества и взаимной выгоды».

Ложные- это такие суждения, в которых связь понятий искажает
объективные свойства и отношения предмета мысли

Соотношение суждения и предложения

Суждение, как понятие, находит свое материальное воплощение в словах, а также устной и письменной речи. Предложение представляет собой граммати
ческую форму суждения, а суждение — это логическое содержание предложения. Это единство суждения и предложения конкретно проявляется в том, что и в суждении и в предложении основные элементы выражают одно и то же качество. Однако это вовсе не означает полного совпадения (тождества) между суждением и предложением. Между ними существуют и определенные различия.

Во-первых,
если всякое суждение выражается в предложении, то не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в котором содержится определенная информация, сообщение. Например: «М. Булгаков — автор романа «Мастер и Маргарита»; «Иванов хорошо знает философию»; «Некоторые студенты ходят в Малый театр».

Если соотношение логического содержания и грамматической формы сравнительно легко раскрывается в повествовательных предложениях, то гораздо сложнее оно решается в побудительных и вопросительных предложениях.

Многие побудительные предложения (особенно воинские строевые команды) не выражают суждения. Например: «Войдите
!», «Становись
!». Но побуждения к определенным целенаправленным действиям приобретают характер суждения. Они выражаются в форме призывов, лозунгов и т.п. Достаточно вспомнить призывы периода Великой Отечественной войны: «Ни шагу назад
!, «Отстоим Москву
!».

Вопросительные предложения не являются суждениями, ибо они не поддаются логическому анализу. Сущность вопросительного предложения заключается в постановке вопроса и можно лишь говорить о правильно или неправильно сформулированных вопросах. Вопрос предполагает некоторое суждение, истинность или ложность которого определяет логическую правильность или неправильность самого вопроса. Так, например, вопрос: «Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом в мае 1945 года?» — правильно поставлен. Он предполагает истинное суждение: «Кто-то водрузил Знамя Победы над рейхстагом».

Во-вторых,
суждение и предложение различаются по своему составу. Суждение состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, квантора. Они имеют свое определение и обозначение.

Субъект суждения — это понятие о предмете мысли, т.е. то. о чем говорится в данном суждении. Обозначается буквой «S» (от лат. subjektum — лежащий в основе).

Предикат суждения выражает значение о признаке предмета мысли, т.е. то, что говорится о субъекте суждения. Обозначается буквой «Р»
(от лат. слова
predikatum — сказанный).

Связка выражает отношения, установившиеся в суждении между субъектом и предикатом, и характеризует принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного в предикате. Обозначается знаком «тире»
(-) и может подразумеваться или быть выражена одним словом или группой слов: «есть», «суть», «не является», «имеется» и т.п.

Субъект и предикат суждения, как видим, представляют собой различное по содержанию знание, выраженное в понятиях. Однако с помощью связки это различное знание соотносится с одним и тем же предметом.

Квантор (кванторное
слово) указывает, относится ли суждение ко всему или к части объема понятия, выражающего субъект («все», «некоторые», «многие», «ни один» и т.п.). Однако квантор может в суждении отсутствовать.

Таким образом, каждое суждение состоит из трех элементов -субъекта, предиката и связки (двух терминов и связки). Каждый из этих членов суждения обязательно имеется или подразумевается во всех суждениях. Состав суждения можно выразить общей формулой:

«S
есть
Р»
или
«S
не есть
Р»

Для того, чтобы установить субъект и предикат того или иного суждения (что важно для точного выражения своей мысли в языке или для точного понимания чужой мысли), необходимо ясно отдавать себе отчет, что является предметом мысли и что высказывается об этом предмете. Для примера обратимся к суждению «Ни один злой человек не бывает счастлив». Субъектом здесь является понятие «злой человек», предикатом — понятие «счастлив», связка — «не бывает», кванторное слово — «ни один».

Предложение же в отличие от суждения имеет другую структуру. Так, в распространенном предложении кроме главных членов — подлежащего и сказуемого имеются второстепенные члены — определение, дополнение и обстоятельство.

В
третьих,
различие между суждением и предложением состоит также в том, что каждый национальный язык имеет свой особый единый грамматический и фонетический строй. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его выражения в том или ином языке.

В
четвертых,
логический строй мысли и грамматическая форма речи также не совпадают. Подлежащее в предложении должно стоять, как известно, в именительном падеже. Что же касается данного требования относительно выражения субъекта суждения, то оно не обязательно. Предложение включает так называемые второстепенные члены. Все же элементы суждения входят в состав субъекта и предиката. Приведем в качестве примера следующее суждение: «Труд на благо Родины является важной чертой духовного облика россиян». Грамматическое выражение его будет состоять из подлежащего (труд), сказуемого (является) и ряда поясняющих членов предложения. С точки зрения логического состава, понятием о предмете мысли в этом суждении будет «духовный облик россиян», а предикатом «важной чертой которого является труд на благо Родины».

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Warning: Unknown: open(/var/www/www-root/data/mod-tmp/sess_9ss4re6210gdc7o732940ojeq5, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/www-root/data/mod-tmp) in Unknown on line 0