Вопросы и ответы

Технология это в психологии – Классификация технологий практической психологии образования

Содержание

Классификация технологий практической психологии образования



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

 

Основания классификации Виды технологий
1. Сферы применения Универсальные Региональные Локальные
2. Объекты Групповые Общинные Индивидуальные
3. Характер решаемых задач Организационные Обучающие (информационные) Инновационные (поисковые) Моделирование, проектирование Прогнозирование
4. Область заимствования методов Социально-психологические Социально-педагогические Психолого-педагогические Социально-медицинские
5. Направления психологической работы Собственно психотехнологии: Психодиагностические (психологической экспертизы) Развивающие Психопрофилактические Психологического информирования Психологического консультирования Социально-психологической адаптации Психокоррекционные Психотерапевтические Психологической реабилитации Психологического сопровождения

Социально-психологические технологии –

это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.

Социально-педагогические технологии – это совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.

Психолого-педагогические технологии – это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения).

Социально-медицинские технологии – это совокупность взаимосвязанных социальных и медицинских приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.

Психотехнологии –

это диагностические, коррекционно-развивающие и психотерапевтические процедуры, объектом которых является психическая реальность конкретной личности, а предметом – изменения тех или иных граней этой психической реальности, влияющих на поведение человека.

Названия направлений психологической работы и соответствующих им технологий совпадают, что вызывает определенные затруднения при характеристике последних. Их можно преодолеть, если определить направление как возможное поле деятельности, ее содержание, а соответствующую технологию – как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая.

Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.

Технология развития

направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка. Она предполагает учет не только зоны актуального развития ребенка, но и его завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития).

Технология психопрофилактики – это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды. Профилактика – это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при обнаружении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках образовательного и социально-этического характера с ним проводится индивидуальная работа, предупреждающая его социально-педагогическую запущенность.


Профилактические меры, принимаемые в отношении уже возникшей проблемы, предупреждают появление новых. Например, психолог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, останавливая развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Можно называть специальной профилактикой систему мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости и т. п.

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладываются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде он обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью, зависим от взрослого, а родители и педагоги – его главные авторитеты.

Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Другое дело, что средства, которыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, дикция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.).

Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального от реагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.

Технология социально-психологической адаптации детей и подростков –

это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педагогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.

Технология психологической коррекции и психотерапии – это система психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков – системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.

Социально-педагогическая реабилитация в образовательных учреждениях заключается в преодолении школьных и семейных репрессий по отношению к детям и подросткам; преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников; коррекции их общения и поведения; разрешении конфликтных ситуаций.

Технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.

В основе рассмотренных технологий лежит целесообразное сочетание определенных методов. Всякий раз, когда психолог сталкивается с необходимостью инструментального обеспечения программ профессиональной деятельности, ему приходится анализировать фонд известных методов и выбирать из них наиболее адекватные.

В психологической практике метод – это совокупность способов и приемов решения практической психологической задачи. Классификация основных методов практической психологии основана на двух параметрах: области заимствования (педагогические, социально-педагогические, собственно психологические) и виде или направлении профессиональной деятельности (психологической экспертизы, психокоррекции и др.). Среди собственно психологических методов можно выделить психодиагностические, психокоррекционные. методы консультирования и психотерапии. В некоторых случаях психолог, реализуя ту или иную технологию, использует методы, заимствованные из других областей. Например, в психологическом информировании он может применять лекции, беседы, деловые игры и практикумы на психологические темы.

 


megapredmet.ru

Тема 3. Технологии психологической работы.

Как любая другая новая область человеческой деятельности, практическая психология интенсивно разрабатывает и осваивает собственные технологии и отдельные методы или заимствует их из смежных дисциплин: различных отраслей психологии и педагогики, социальной работы и социологии, медицины и др. На этапе становления неизбежны методологические дискуссии в науке. «Путаница ролей» происходит и в сфере практической деятельности. Чаще всего это связано с уточнением функционально-содержательной иерархии и особенностей применения технологий, особенно относящихся к другим профессиональным областям. Возникает проблема уточнения сущности и специфики последних, их упорядочения в общей системе, составляющей фонд практической психологии образования.

Понятие «технология» используется в разных значениях. С одной стороны, это способы материализации знаний, навыков и опыта человека в процессе деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой – это рациональная последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология – это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Характерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения. Технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения и др.

Социально-психологические технологии – это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.

Социально-педагогические технологии – это совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.

Психолого-педагогические технологии – это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения).

Социально-медицинские технологии – это совокупность взаимосвязанных социальных и медицинских приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.

Психотехнологии – это диагностические, коррекционно-развивающие и психотерапевтические процедуры, объектом которых является психическая реальность конкретной личности, а предметом – изменения тех или иных граней этой психической реальности, влияющих на поведение человека.

Названия направлений психологической работы и соответствующих им технологий совпадают, что вызывает определенные затруднения при характеристике последних. Их можно преодолеть, если определить направление как возможное поле деятельности, ее содержание, а соответствующую технологию – как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая.

Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.

Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка. Она предполагает учет не только зоны актуального развития ребенка, но и его завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития).

Технология психопрофилактики – это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды. Профилактика – это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при обнаружении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках образовательного и социально-этического характера с ним проводится индивидуальная работа, предупреждающая его социально-педагогическую запущенность.

Профилактические меры, принимаемые в отношении уже возникшей проблемы, предупреждают появление новых. Например, психолог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, останавливая развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Можно называть специальной профилактикой систему мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости и т. п.

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладываются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде он обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью, зависим от взрослого, а родители и педагоги – его главные авторитеты.

Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Другое дело, что средства, которыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, дикция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.).

Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального от реагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.

Технология социально-психологической адаптации детей и подростков – это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педагогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.

Технология психологической коррекции и психотерапии – это система психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков – системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.

Социально-педагогическая реабилитация в образовательных учреждениях заключается в преодолении школьных и семейных репрессий по отношению к детям и подросткам; преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников; коррекции их общения и поведения; разрешении конфликтных ситуаций.

Технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.

В основе рассмотренных технологий лежит целесообразное сочетание определенных методов. Всякий раз, когда психолог сталкивается с необходимостью инструментального обеспечения программ профессиональной деятельности, ему приходится анализировать фонд известных методов и выбирать из них наиболее адекватные.

studfiles.net

Современные психологические технологии

Прошлое столетие стало периодом интенсивного развития гуманитарных наук; становление антропологического подхода привело к росту научного интереса ко всем аспектам личностной жизнедеятельности, формирования различных направлений психологических исследований. Результатом расширения сферы психологических исследований стало появление новых психологических технологий.

Современные психологические технологии: подходы к дефиниции

Психотехнология в современной научной литературе зачастую употребляется как синоним прикладной психологии. По сегодняшний день в литературе не существует единого подхода к интерпретации, толкованию термина, в работах различных авторов содержание термина зависит от личностного понимания автора.

Термин может быть использован для номинации тренинговых форм обучения, для обозначения нейролингвистического программирования, транзанктного анализа, методов контроля сознания и т. д.

Определение 1

Одно из наиболее полных толкований представлено в работах В. В. Козлова, который под современными психологическими технологиями понимает систему категорий, моделей и принципов, описывающих человеческое существо, социальную группу, саму психическую реальность как развивающуюся целостность, ориентированную на практическую работу с психикой индивидуума, определенных социальных групп, включающую в себя конкретные умения, навыки, приемы и методы по целенаправленному преобразованию личности или группы.

Психотехнологии: сферы применения

В последние десятилетия все большее распространение получают психотехнологии, которые разрабатываются на стыке психологии и иных направлений науки и практики (массовые коммуникации, нейрокибернетика, лингвистика, информационные системы, психотроника и пр.).

Прикладные аспекты подобных исследований находят свое отражение в различных сферах человеческой жизнедеятельности, включая политику, бизнес, менеджмент и организационный консалтинг. Новые психотехнологии успешно применяются в избирательных и рекламных компаниях, берутся на заметку оборонными ведомствами и спецслужбами, при их помощи совершаются серьезные преступления, формируются многочисленные деструктивные культы.

Другими словами, современные психотехнологии обладают огромным воздействием на психику личности, на массовое сознание.

Основные характеристики современных психологических технологий

Огромная сила воздействия современных психологических технологий обусловлена их высокой технологичностью, базированием на своевременном выявлении, понимании, знании и результативности использования последовательностей, закономерностей протекания психических процессов, поведения личности в различных жизненных ситуациях и различных условиях, а также высоким уровнем исполнения.

Указанные характеристики позволяют современным психологическим технологиям оказывать влияние на других, проникать в их сознание и сферу подсознательного.

Подходы к классификации современных психологических технологий

Определение 2

По своей сущности современные психологические технологии представляют собой подвид социальных технологий, совокупность методов, приемов, средств, которые применяются для достижения поставленных целей; последовательную совокупность психических процессов, действий личности; науку о закономерностях, выявлении и практической имплементации наиболее эффективных процессов личностной психики.

На основании критерия интенсивности и силы воздействия на сознание личности и социальных групп выделяют следующие типы современных психологических технологий:

  • интегративные психотехнологии, оказывающие интегральное, комплексное воздействие;
  • целевые технологии, реализующие определенные задачи и формирующие определенные, заданные качества;
  • метапсихотехнологии – технологии обучения использованию интегративных и целевых психологических практик.

Замечание 1

Таким образом, на современном этапе развития психологии в рамках научного направления постоянно разрабатываются новые инструменты изучения, интерпретации эмпирических данных о различных аспектах жизнедеятельности личности и социума, технологии воздействия на психику, которые могут использоваться в различных сферах социально-политической жизни.

spravochnick.ru

Инновационные технологии в психологии: методики, мировой опыт

Развитие психологической практики имеет два направления: монотонное и инновационное. Первое базируется на практической проработке известных средств. Второе – на введении новшеств, положительно влияющих на процесс психологического консультирования. Инновационные технологии, используемые психологической практикой, представляют систему методов воздействия на клиента с целью достижения благоприятных сдвигов в личностном развитии.

Виды инновационных технологий в психологии

Качество консультативного процесса повышается за счет использования инновационных технологий. Введение новшеств обусловлено развитием общества, появлением новых взглядов. Цель введения инновационных технологий в психологию – тренировка клиента для успешной адаптации к постоянно меняющемуся обществу.

 

Развитие потенциальных возможностей субъекта, происходящее через инновационную деятельность – одна из задач психологии. Новые методики в психологии имеют разные направленности: это могут быть групповые, игровые, проблемные методы. Творческая составляющая – основа всех техник.

Консультативная практика расширяет границы, используя приемы проблемно-поискового характера, информационно-коммуникационные технологии и игровые техники.

Виды нововведений в психологии многообразны; рассмотрим некоторые из них.

Лечение рисунком

Лечение рисунком – воздействие на психику с помощью средств изобразительного искусства: рисование красками, карандашами, восковыми мелками, фломастерами, создание коллажей. Используя данные методы, человек способен выразить внутреннее эмоциональное состояние.

Теоретическое основание лечения творчеством – теории Фрейда и Юнга. Психологи исследуют бессознательные пласты личности, наблюдая за творчеством клиента. Процессом терапии личность управляет самостоятельно. Изображения носят индивидуальный, неповторимый характер. Изотерапия имеет два направления: активное и пассивное. При активной деятельности клиент получает полную свободу действий: он сам выбирает сюжет рисунка, материал. Пассивная деятельность предоставляет личности готовые мотивы, темы и шаблоны.

Использование IT-разработок

Активное использование IT-разработок. Информационные технологии плотно вошли в психологическую практику. Сфера применения технологий обширна: формирование базы данных, справочных систем, диагностическая функция, расчет статистических данных. Компьютеризация облегчает обработку первичных показателей, диагностический процесс. Автоматизированная обработка позволяет уменьшить вероятность субъективности и ошибок при подсчетах. Единая система экономит время психолога.

Лечение музыкой

Лечение музыкой – инновационный метод, основа которого – терапевтическое воздействие на психику с помощью музыкальных композиций.

Различают активную и пассивную форму деятельности. Активная деятельность – исполнение музыкальных произведения с использованием настоящих музыкальных инструментов или подручных материалов. Совершенствование коммуникативных связей во время исполнения музыки – основная цель методики. При совместном исполнении музыки люди учатся находить общий язык, выстраивать отношения, договариваться. Пассивная деятельность – прослушивание мелодий. Композиция выбирается с учетом эмоционального состояния индивида. Подход помогает достичь эмоциональной разрядки.

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия употребляется психологами, когда индивид испытывает трудности вербального выражения волнующей ситуации.

Танец помогает распознать испытываемые эмоции, выразить чувства. Тело работает как инструмент, расшифровывающий послания бессознательного. Движения помогают осознать собственное «Я». Танец не оценивается психологом с точки зрения эстетики и профессионализма. Цель движений – достижение максимальной согласованности души и тела.

Инновационные методы психологии

Усовершенствованная работа практического терапевта реализуется через ряд инновационных методов. Их принято разделять на четыре группы.

  • Техники, основная цель которых – совершенствование коммуникативных навыков путем прямого взаимодействия индивидов.
  1. Дискуссия – метод коммуникативно-диалоговых техник, позволяющих достигнуть консенсуса противоположных сторон. Используется при групповых формах работы.
  2. Дебаты видоизменяются исходя из аудитории: возможны индивидуальные состязания ораторов, групповые противоборства, интеллектуальные дуэли. Основа полемики – совершенствование ораторских способностей, развитие коммуникативных навыков индивида.
  • Совершенствование навыков самостоятельности, ответственности, творческого, нестандартного мышления.
  • Приемы моделирования проблемной ситуации. Группа имитационных технологий включает приемы моделирования профессиональных, личностных ситуаций индивида с последующим решением. Игры помогают реализовывать потенциал личности, избавляют от стереотипов, паттернов поведения, повышают навыки межгруппового сотрудничества.
  • Творческая активность. Цель – осознание ресурсов личности. Арт-терапия имеет множество разновидностей, каждой проблеме здесь соответствуют определенные методические средства. Психология активно применяет прием рисования на мокрой бумаге: лист бумаги смачивают водой, после чего наносят рисунок акварельными красками. Психологи просят фиксировать мысли, чувства, ощущения, которые испытывает индивид. Прием помогает выразить эмоциональное состояние, снижая напряжение. Нервное напряжение помогает снизить и техника монотипии. Гуашью на стекле создается рисунок, после чего изображения отпечатывается на листе.
  • Прием использования масок для психологической работы помогает перевести глубинные комплексы на сознательный уровень. «Лицо» помогает примерить новую роль, избавляет от психологических проблем.

Внедрение инноваций в работу психологов

Нововведения, используемые практикующими специалистами, разделяют на группы, учитывая специфику инновационной технологии:

  1. Полная перезагрузка процесса деятельности психолога, замена устаревших методов работы усовершенствованными приемами;
  2. Использование средств, которые не имеют аналогов, предшественников;
  3. Воспроизведение старых методик с учетом современного развитие науки;
  4. «Псевдоинновации»: неоправданные новшества, использование которых не приносит планируемого результата.

Внедрение арт-терапии, проблемных, коммуникативных, игровых методов в психологическую практику происходит без затруднений. Техники не имеют возрастных ограничений, противопоказаний, возможно групповое использование или индивидуальные консультации. Приемы используют при решении конфликтов, кризисов, расстройствах личности, потерях.

Язык, используемый терапией, прост и понятеный. Особое значение простоты техники возникает при работе с детьми, в случаях, когда ребенок не может выразить переживания вербально. Люди, не имеющие проблем с вербальным выражением эмоций, упражняют навыки альтернативного общения, более выразительного, чем слова. Невербальная экспрессия помогает выплеснуть внутренние переживания, используя художественный образ. Психологам легче работать с итогом работы клиента, выражающим индивидуальную неповторимость личности.

Внедрение психологических инноваций в мировую практику специалистов

Распространение арт-терапии за рубежом связано с именами американских психологов Э. Крамер и А. Хилл. Американские терапевты видят успех деятельности в благоприятном влиянии творчества на психику индивида. Технологии дают возможность выразить чувства, ещё раз пережить внутренние конфликты, найти путь для их разрешения.

Проблемные, игровые приемы укоренились в консультативной и образовательной практике. Простые в использовании средства помогают достичь высоких результатов в области роста профессиональной, личностной компетенции индивида. Внедрение техник происходит на всех уровнях психологической практики. Отдельные приемы используются психотерапевтами, психиатрами – например, игровые методы и арт-терапия.

Терапия снимает запрет на свободное выражение страхов и тревог, бессознательные импульсы становятся доступнее, из-за чего количество внутренних конфликтов уменьшается. Внутренний мир человека – инструмент для решения проблемы. Творчество сублимирует чувства клиента, давая выход разрушающим тенденциям. Символичный выбор выражения проблемы позволяет психологу получить доступ к внутреннему миру человека.

Школьные психологи берут за основу коррекции поведения учеников арт-терапию, используя различные её формы. Психология несовершеннолетних детей отлично реагирует на лечение творчеством. Адаптация школьников к условиям образовательной среды – главная цель терапии, согласно американскому психологу М. Эссексу. Дети, имеющие поведенческие и личностные расстройства, – особая категория, которой психологическое вмешательство необходимо.

Внедрение психологических инноваций в России

Имитационные игры используются специалистами в области семейной терапии. Воссоздание проблемной ситуации, взгляд со стороны, помогает партнером приблизиться к решению сложившихся обстоятельств. Решение семейных проблем игровыми методами затрагивает как супружеские, так и детско-родительские отношения.

Система образования активно использует кейс-задания как способ повышения компетенции будущих психологов. Коррекционная программа развития творческих способностей разработана отечественным специалистом А. В. Гришиной. Программу используют учреждения дополнительного типа, цель которых – развитие потенциала личности. Коррекция происходит благодаря наличию нескольких взаимосвязанных компонентов: активной позиции ученика, спонтанной творческой активности, особых коммуникативных условий.

Основоположник Российской школы арт-терапии – А. И. Копытин. Работы психолога используются отечественными учеными, зарубежными специалистами. Программы автора направлены на восстановление психического здоровья путем психопрофилактического компонента. Искусство используется для развития отдельных качеств индивида, необходимых для успешной адаптации в жизни, при этом развитие рассматривается совместно с задачами сохранения, восстановления здоровья человека.

Использование инновационных технологий в психологии требует от специалиста прохождение специализированных курсов повышения квалификации для овладения необходимыми навыками, однако психолог не обязан обладать высокими способностями в изобразительном творчестве или других видах искусства: ценность работ клиентов не определяется качеством выполнения или специальными умениями – первостепенны переживаемые человеком чувства и эмоции.

viafuture.ru

3. Современные образовательные технологии в преподавании психологии

Технология –

1. наука о мастерстве

2. совокупность приемов применяемых в каком-либо деле (мастерстве)

Педагогическая технология

1. направление педагогики, цель которого повышение эффективности образовательного процесса гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения

2. строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех педагогических действий

3. пооперационная, пошаговая деятельность преподавателя и студента направленная на достижение цели

Виды образовательных технологий:

1. развивающее обучение

2. проблемное обучение

3. разноуровневое обучение

4. комплексная система обучения

5. технология решения задач

6. исследовательские методы в обучении

7. проектные методы обучения

8. технология дебаты

9. технология модульного и блочно-модульного обучения

10. кейс технологии (представляют собой методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций из практики профессиональной деятельности)

11. технологии развития критического мышления

12. обучение в сотрудничестве

Традиционное обучение:

— материалы в готовом виде

Учебная деятельность репродуктивная

Основная нагрузка на память

Огромный вклад сил преподавателя и низкая отдача со стороны студентов

Современные образовательные технологии:

Самостоятельно добывать и уметь применять знания

Учебная деятельность развивающая

Нагрузка на мышление и память

Активная учебная деятельность, педагог выступает как консультант и помощник

Структура педагогической технологии:

1. концептуальная основа

2. содержательная часть обучения (цели, содержание учебного материала)

3. процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебой деятельности, методы и формы работы преподавателя, диагностика учебного процесса)

Признаки педагогической технологии:

1. диагностическое целеобразование

2. результативность

3. экономичность

4.алгоритмируемость

5.проектируемость

6. целостность

7. управляемость

8.корректируемость

9. визуализация

Принципы технологии преподавания:

1. принцип педагогической целесообразности

2. взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения

3. предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах и средствах обучения.

4. тематическое планирование с результатами и логикой

5. контроль на каждом этапе учебной деятельности

6. стимулирование творческой деятельности

7. разнообразие форм и методов обучения

Образовательная технология (стратегия) – это технологическая интерпретация теории или концепции. Позволяет проектировать новые педагогические технологии в виде системы действий педагога и реализовывать их в образовательной практике.

Виды стратегий:

1. Игровая

2.Проблемная

3. Информационная

4. Лекция как традиционная форма преподавания в вузе (можно еще почитать следующий вопрос и еще 2 следующий (вкратце) на всякий случай!)

Лекция – это монологический метод изложения фактического материала.

Цель – это формирование ориентировочной основы для последующего усвоения материала.

Основные задачи перед лектором:

1.Информировать

2. Отобрать наиболее важный материал и упорядочить его

3. Сделать материал максимально доступным для конкретной аудитории

Лекторские данные:

Знание предмета

Эмоциональность

Голос

Дикция

Ораторское мастерство

Культура речи

Внешний вид

Умение установить контакт

Результативность лекции:

Информационная ценность

Воспитательный эффект

Достижение дидактических целей

Структура лекции:

Вводная часть:

Формулируется тема лекции, сообщается её план и задачи

Устанавливается связь с предшествующим материалом

Указывается теоретическая и практическая значимость

Основная часть:

Раскрывается содержание проблемы

Обосновываются ключевые идеи и положения и т.д

Заключительная часть:

Подводится итог лекции. Кратко повторяются и обобщаются её основные положения, формулируются выводы. +ответы на вопросы

studfiles.net

Технология | Мир Психологии

ТЕХНОЛОГИЯ

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Технология — аспект культуры, который применяет открытия, процедуры и принципы систематического исследования для выявления и решения проблем. Технология используется здесь более широко, чем наука, и в более общем смысле, чем разработка.

предметная область термина

ТЕХНОЛОГИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ — категория, родственная понятию «психологическая технология», но отличающаяся более узкой направленностью, имеющей гуманистическое содержание — на прогрессивное личностно-профессиональное развитие. Главным методом в акмеологических технологиях является акмеологическое воздействие.

ТЕХНОЛОГИЯ «УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНФЛИКТАМ» – социальная технология диагностики и оптимизации отношений как внутри организации, так и с внешней средой. Предложена К.В. Решетниковой в 1998г. Задача «управления по конфликтам» состоит в обеспечении организационной системе выживания в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Первый этап предполагает создание общей модели взаимодействий конкретной организации с ее окружением. Второй этап представляет собой анализ внутренней среды организации, диагностику тех противоречий и изменений, которые существуют внутри самой организационной системы.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ – тип социальной технологии по разработке и реализации социальных проектов их разрешения и перевода в русло мирного решения возникших проблем и ряда др. Основные технологические операции процесса разрешения межнациональных конфликтов: компромисс и консенсус. Элементы Т. с. р. м. к.: комплексные, коммуникационные, переговорные.

РЕКОМБИНАЦИИ ДНК ТЕХНОЛОГИЯ (recombinant DNA technology) — ряд тончайших и сложнейших процедур, в ходе которых молекула ДНК извлекается из клеточного ядра и разделяется на сегменты. Полученные после этой операции фрагменты присоединяются к элементам, способным к самовоспроизведению, формируя функциональные генетические клоны. Они затем помещаются в инкубаторные (host) бактериальные клетки для выращивания и культивации.

статьи из этой категории

 

назад в раздел : словарь терминов Т  /  глоссарий

www.persev.ru

«Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога»

«Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога»

Педагог-психолог МОУ Лицей «Дубна»,

соискатель ГОУ ДПО МО
Педагогической академии последипломного образования
кафедры человековедения и физической культуры
Сухарева О.А.

Cегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе данный термин либо совсем не рассматривается содержательно или он имеет неоднозначное значение.

Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент. [2]

Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Какие же психолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе школьного психолога?

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии:

  • информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

  • операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

  • технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

  • эвристические — на развитие творческих способностей личности.

  • прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

Рассмотрим данные технологии подробнее.

Информационные технологии

В деятельности школьного психолога информационные технологии очень актуальны.

Благодаря реализации проекта «Развитие единой образовательной информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система образования достигла существенных успехов в области информатизации.

С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:

— создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют,

— выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line,

— проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

— организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента),

— организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

— организацию школ дистанционного обучения

— проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми и т.д.

— проведение опросов целевых групп

— организацию психологического практикума для целевых групп

Говоря о деятельности дистанционной школьной психологической службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того, одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.

Одним из направлений использования информационной технологии в работе школьного психолога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы психолога. Термин «Интернет-проект» — один из самых употребительных терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.

В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.

Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как командная форма работы Интернет–проект позволяет формировать познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные психологические задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.

Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя разработали критерии оценки, а также структуру.

Интернет-проектирование часто используется в рамках медиа-уроков психологии, на которых активно используются ИТ-технологии.

В целом, использование ИКТ в работе школьного психолога ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д. Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-психолога и используются в привычном режиме. [6]

Технология обучающих игр:

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

  • Инструментальная: формирование определенных навыков и умений — может выражаться в игровых упражнениях;

  • Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;

  • Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся.1

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технолологии

В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

  • Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

  • Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

  • Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.[5]

  • Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. 2

  • Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.[9]

  • Арт-терапия

Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. () Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения. 3

Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения,разных формах художественной экспрессии и др.[9]

По подходу к субъекту педагог- психолог использует технологии:

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения , а также в тренинговой работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной — в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «…деятельность — взаимодействие — общение — контакт» (по А.А.Леонтьеву). [3]

Ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания школьного психолога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях:(5)

Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение:[11]

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.()

Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.4

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

• Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

• Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

• Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды. [10]

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.[10]

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.[10]

Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.

Список используемой литературы:

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — Сб.-Питер, 2000.

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).

  1. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000…» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;

  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

  4. Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

  5. Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000. – С.185-205

  6. Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

Интернет-ресурсы:

  1. Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования /sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html

  2. Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации…

  3. Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения

1 Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения

2Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

3 Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования /sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html

4Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации…

gigabaza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *