Вопросы и ответы

Сущность адаптации – Понятие, сущность и основные аспекты адаптации

Содержание

Понятие, сущность и основные аспекты адаптации

Адаптация – это процесс приспособления к условиям внутренней и внешней среды. В течение жизни человеку часто приходится адаптироваться в связи со сменой места учебы, работы, состава коллектива, изменения состояния здоровья, семейного положения и т.д.

От успеха адаптации зависит последующая отдача и стабильность работника в организации, его отношение к труду.

Сущность адаптации состоит в том, что это процесс двусторонний, т.е. как новичок приспосабливается к новым трудовым условиям, так и трудовой коллектив приспосабливается к новичку.

Аспекты адаптации:

1) профессиональный. Заключается в овладении профессией;

2) психофизиологический. Связан с освоением психофизиологических и санитарно-гигиенических условий труда;

3) социально-психологический. Связан с включением работника в систему взаимоотношений коллектива, с освоением его традиций, норм, правил.

Этапы адаптации и факторы, влияющие на нее

Адаптация персонала является своего рода индикатором успешности или провала работы по поиску, отбору и найму персонала.

Процесс адаптации работника проходит в несколько этапов:

1) общее ознакомление с ситуацией;

2) привыкание;

3) ассимиляция – полное приспособление;

4) идентификация – отождествление себя с коллективом.

Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:

1 ознакомление с предприятием, его особенностями и внутренним трудовым распорядком;

2 церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом;

3 беседа с руководителем;

4 инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности;

5 ознакомление с социальными льготами;

6 обучение по специальной программе.

В процессе адаптации должны быть достигнуты:



— чувство причастности к делам предприятия;

— правильное понимание своих должностных обязанностей;

— высокий уровень мотивации к труду;

— заинтересованность в улучшении дел на предприятии.

Успешность адаптации зависит от характеристики производственной среды и самого работника. Адаптация как процесс имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов нет, то определить ее окончание весьма сложно. Адаптация – процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды и самого человека.

При определении сроков адаптации в качестве ее предела могут использоваться следующие показатели:

1) объективные:

— уровень и стабильность количественных показателей труда;

— отсутствие опозданий;

— и т.д.

2) субъективные:

— уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда и коллективом.

Управление процессом адаптации – это активное воздействие на факторы, определяющие ее ход, сроки и снижение неблагоприятных последствий. В процессе адаптации следует плавно вводить новичка в деятельность и исключать факторы, которые могли бы отрицательно повлиять на трудовой ритм коллектива, создать непредвиденные трудности.

Молодой рабочий, принятый на предприятие, сталкивается, как правило, со всеми сторонами производственной адаптации. Работник, перешедший в другой цех, будет адаптироваться заметно меньше в плане социально-психологических аспектов.

Особое внимание к молодым рабочим необходимо проявлять в первые 3 месяца их работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения профессии, весьма напряженными представляются нормы.

Среди мер, способствующих сокращению периода адаптации, можно выделить хорошо поставленную профессиональную ориентацию. Успешной психофизиологической адаптации способствуют мероприятия по приспособлению среды к человеку, т.е. учет эргономических требований при организации рабочего места.

Особую проблему представляет адаптация к труду в новых условиях хозяйствования, т.е. человек, оставаясь на своем рабочем месте, должен приспособиться к новой экономической, социальной и психологической ситуации.

Адаптация работника требует большой организационной работы, поэтому в адаптационный период следует принять меры по недопущению моментов, приводящих к психологическому дискомфорту:

— недоумение, т.е. все позитивные представления рушатся;

— испуг, т.е. неизвестно, как себя вести и что делать;

— уныние, т.е. ощущение, что нет необходимости себя проявить;

— возмущение, т.е. проявляется склонность негодовать по пустякам;

— нарушение режима работы;

— пассивное принятие, т.е. безмолвное подчинение любому распоряжению;

— отсутствие участия, т.е. работник все меньше отождествляет себя с коллективом;

— отсутствие диалога с начальством;

— притязание, т.е. склонность присоединяться к коллективным протестам.

Важная задача службы адаптации состоит также в координации деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к адаптации, к совершенствованию конкретных мероприятий по изменению параметров внешней среды.

Эффектом от сокращения сроков адаптации будет снижение уровня текучести, уровня брака, сокращение числа поломок оборудования и инструмента, достижение среднего уровня выполнения норм и сокращение нарушения трудовой дисциплины.

Функциональная адаптация собственного персонала

К потребностям производства

Трудообеспеченность предприятия за счет собственной рабочей силы выражается в заполнении вакантных должностей за счет перевода собственных работников, что имеет следующие преимущества:

1) возможность быстрого заполнения вакансий;

2) незначительные затраты на привлечение рабочей силы;

3) знание работника, т.е. его положительных и отрицательных качеств;

4) сокращение периода социально-психологической адаптации;

5) снижение текучести.

Данный подход имеет и негативные стороны:

— меньшие возможности для выбора;

— не исключены повышенные затраты на переподготовку;

— слишком тесные взаимоотношения между коллегами, т.е. появление панибратства при решении деловых вопросов.

Важнейшим инструментом достижения соответствия между потребностью в труде и фактическими возможностями коллектива служит регулирование режима рабочего времени. Таким способом можно удовлетворить изменяющуюся потребность как в меньшую, так и в большую сторону, никого не увольняя и не принимая со стороны.

Применяемые на практике режимы работы обусловлены особенностями производства, организационными формами выполнения отдельных видов работ, но все они исходят из необходимости соблюдать установленную норму рабочего времени применительно к календарному периоду, т.е. рабочий день, рабочая неделя, месяц, год.

В настоящее время более широко стали применяться, так называемые, нестандартные режимы работы, которые дают возможность отработки рабочего времени, как меньшего, так и большего, по сравнению с нормой. Выбор такого рода режимов можно производить как по инициативе работника, так и по инициативе администрации.

Статистика зарубежных стран свидетельствует, что по нестандартным режимам работают где-то 25-30% занятых. Нестандартными режимы рабочего времени называются потому, что в их основе лежит либо отклонение от нормы, либо отклонение от общепринятого трудового распорядка.

Отклонение от нормы рабочего времени в меньшую сторону должно быть предусмотрено условиями найма. В других случаях его следует рассматривать как вынужденную меру по отношению к персоналу в связи с изменяющейся экономической ситуацией.

Режим сокращенного рабочего года предусматривает временный найм работников, предоставление административных отпусков, по длительности превышающих установленные законодательством. Для некоторых категорий работников, как правило, наиболее ценных для предприятия, возможно в этот период направление на учебу, переподготовку и т.д.

Сокращенный рабочий день может быть применен администрацией на рабочих местах с полной загрузкой как средство снятия напряженности на рынке труда и как форма занятости высвобождаемой рабочей силы. Речь идет о делении рабочего места между двумя работниками.

Нестандартные режимы работы, основанные на превышении нормы времени, используются в течение четко определенного календарного периода. Организационно они применяются в виде самостоятельного варианта найма или как следствие использования режимов. Наиболее распространена практика сверхурочных работ. При всех их недостатках с социально-психологической стороны сверхурочные работы представляют собой важное средство удовлетворения возросшей потребности в рабочей силе.

Некоторые нестандартные режимы работы не имеют отклонения от нормы рабочего времени, и они получили название «гибкая организация рабочего времени». Гибкость организации связана с плавающим началом и окончанием рабочего дня, продолжительностью обеденного перерыва, его началом и окончанием. Основное условие здесь – полная отработка длительности рабочего дня в тот же день или длительности рабочей недели в той же неделе. Гибкие графики предполагают деление рабочего дня на время обязательного присутствия на работе и периодов гибкого времени, когда работник по своему усмотрению может приходить на работу и уходить с нее. Отсутствие работника на своем рабочем месте в период обязательного присутствия считается нарушением трудовой дисциплины.

Гибкое рабочее время имеет важное значение для улучшения социального климата, решаются проблемы опозданий, транспорта. Оно позволяет работать на двух и более работах, сочетать полную занятость и неполную. Особой формой занятости является работа на дому.

Эффективность использования нестандартных режимов работы зависит от многих условий и, прежде всего, от специфики производства. Поэтому эти режимы широко применяются в отраслях с неравномерной загрузкой.

Организация работы по нестандартным режимам представляет собой важную управленческую проблему. С их введением снижается скорость реагирования, оперативность управления там, где необходимы действия многих работников, становится менее устойчивой система коммуникаций. Поэтому при принятии решения о переходе на нестандартные методы необходимо учитывать технологические, социально-психологические и организационные условия. Чем выше степень самостоятельности работы, тем меньше препятствий введению нестандартных режимов. Их применение целесообразно там, где выше монотонность, утомляемость, заболеваемость.

 

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Глава 1. Теоретические аспекты адаптации персонала в организации управление адаптация персонал

1.1 Сущность, понятие, направления и виды адаптации персонала

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) – приспособление работника к трудовой деятельности и непосредственной социальной среде; система мероприятий, направленная на скорейшее и наиболее полное знакомство нового сотрудника со спецификой компании, в которую он пришел работать, её традициями и коллегами, с которыми он будет взаимодействовать. При этом задача менеджеров компании – мотивировать сотрудника на дальнейшую работу в организации и за короткий срок вывести его на уровень полной отдачи при выполнении своих функций. С другой стороны, адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, базирующееся на постепенной врабатываемости сотрудников в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

Различают несколько видов адаптации:

• психофизиологическая – привыкание организма к непривычным для него условиям, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.). Этот вид адаптации особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий.

• социально-психологическая – «вхождение» человека в организационную культуру, новый коллектив; адаптация человека к производственной деятельности, адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

• социально-организационная – изучение сотрудником новых административно-правовых аспектов; принятие работником своего статуса на фирме, понимание ее структуры и существующих механизмов управления. Для успешной адаптации новичкам обычно предлагаются для изучения локальные нормативные акты, инструкции, структурные схемы, описания внутренних коммуникаций.

• профессиональная – активное освоение новых рабочих обязанностей; постепенное доведение профессиональных умений и навыков сотрудника до того уровня, который необходим для исполнения новичком своих функциональных обязанностей. Данный вид адаптации предполагает изучение производственно-технологической информации, соответствующей сопроводительной справочной, финансовой, юридической документации, освоение оборудования, а также развитие необходимых навыков. План подготовки может включать инструктаж, модульное обучение профессиональным знаниям и навыкам, наставничество, shadowing (методика следования за успешным сотрудником).

В идеале, правильно осуществленный процесс адаптации должен привести:

– к уменьшению стартовых издержек за счет уменьшения сроков достижения новым сотрудником установленных стандартов выполнения работ;

– сокращению текучести кадров;

– экономии времени непосредственного руководителя и рядовых работников;

– возникновению у нового члена коллектива чувства удовлетворенности работой, снижению тревожности и неуверенности.

Адаптация является одним из критериев эффективности предприятия и оказывает влияние на способность фирмы производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами человеческих, временных, информационных и др. ресурсов производства.

Адаптация означает включение личности в новую для нее предметно-вещевую и социальную среду. Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных трудовых отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними работник предъявляет и требования к организации к условиям труда, к оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде.

Принято выделять первичную и вторичную адаптацию. Первичная адаптация происходит при первоначальном вхождении нового сотрудника в настоящую трудовую деятельность. Вторичная происходит в двух случаях: при переходе работника на новое рабочее место, со сменой или без смены профессии, а также при существенных изменениях производственной среды, ее технических, экономических или социальных элементов.

На степень трудовой адаптации работников воздействуют различные факторы, связанные с одной стороны с фактическим состоянием элементов общественного труда, а с другой стороны, с уровнем требований работающих к этим элементам.

Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса. Поскольку адаптация – двусторонний процесс между личностью и той производственной средой, в которую она включается, все факторы адаптации могут быть разделены на две группы: личностные и производственные. В таблице 1 указаны виды личностных и трудовых факторов.

Таблица 1. Факторы трудовой адаптации

Личностные

производственные

Социально-демографические:

Стаж, возраст

Образование

Квалификация

Социальное происхождение

Содержание трудовой деятельности.

Психологические:

Уровень притязания

Восприятие самого себя

Условия труда и правила трудового распорядка, организация труда, руководство.

Социологические:

Степень профессионального интереса

Степень заинтересованности в собственном заработке

Наличие установки на продолжения образования

Знание производственных перспектив

Возможности повышения квалификации, участие в обсуждении принимаемых решений.

Виды и способы передвижения на работу, продолжительность передвижения до работы.

Заработная плата, психологический климат на работе.

Источником информации о показателях адаптации служит документация предприятия и результаты опросов как самих адаптируемых, так и их непосредственных руководителей. Социально экономические формы проявления удовлетворенности трудом той или иной социальной группы определяется, прежде всего, местом этой группы в структуре общества, общественной организации и разделении труда, ее правовым и моральным статусом в обществе. Эти разнообразные формы проявления удовлетворенности трудом можно объединить в три основные группы показателей:

1) в процессе трудовой деятельности

2) в движении рабочей силы

3) в структуре качественных характеристик совокупного работника, «качества работника».

Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и, значит, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов нет (начало деятельности), то определить ее окончание трудно, так как адаптация это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места. При определении сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве ее предела, или точки отсчета завершения ее как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации, или система показателей. В частности, можно выделить:

объективные показатели, уровень и стабильность количественных показателей труда;

субъективные показатели, уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом.

Перечисленные показатели имеют отношение к непосредственным результатам работы, тогда как зачастую требуется проанализировать конкретную работу каждого задействованного в адаптации подразделения.

Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание субъективных характеристик рабочего (его психофизиологические характеристики, пол, возраст, образование) и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого графика, организации труда) и ограничений в изменении рабочего (в развитии способностей, в освобождении от отрицательных привычек), необходимо учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия.

Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В ходе проведения программы должны затрагиваться вопросы: общее представление о фирме, политика организации, оплата труда, дополнительные льготы, охрана труда и соблюдение техники безопасности, работник и его отношения с профсоюзом, экономические факторы; далее следует перейти к специальной части, охватывающей вопросы, связанные конкретно с подразделением или рабочим местом, осуществляется в форме специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, и собеседований с руководителем.

studfiles.net

1.2.3. Понятие и сущность адаптации. Социально-психологическая адаптация

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

1.2.3. Понятие и сущность адаптации. Социально-психологическая адаптация

  Понятие “адаптация” используется в настоящее время в разных областях знания (биология, философия, социология, социальная психология, этика, педагогика, экология и др.). Первоначально термин “адаптация” (от лат. “приспособление”) использовался в биологии (приспособление строения и функций организма к условиям существования и привыкания к ним). В частности, в теории “естественного отбора” Ч. Дарвина подчеркивалось возникновение новых видов путем изменения и приспособления организмов к соответствующим условиям среды. Человек, как часть животного мира, унаследовал от животных приспособительные способности, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важным фактором самосохранения человека.
  Адаптация организма к среде, взаимодействие организма и внешней среды носит динамический характер, т.е. постоянно меняется, но в определенных пределах (например, t° человеческого тела меняется в пределах — от 36 до 36,8 или 36,9°). Это динамическое равновесие организма и среды называется гомеостазом. На основе гомеостаза осуществляется главный смысл адаптационного процесса — выживание человека через гармоничное приспособление его организма к процессам природной среды.
  Адаптация человека — это процесс активного взаимодействия человека с природой, способствующий не только оптимальной жизнедеятельности, но и дальнейшему нормальному биологическому и социальному развитию человечества. Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, физиологический, психологический, социальный. Биологическая адаптация человека является элементарным низшим и в то же время фундаментальным уровнем, который оказывает существенное влияние на все вышележащие и более сложные уровни и виды адаптации человека к среде и к себе самому. Человек является сложной природно-биологической и социально-духовной системой, что определяет особенности его адаптации на различных уровнях. Так, биологическая адаптация человека в отличие от биологической адаптации животных обладает рядом существенных особенностей.
  Во-первых, для человека характерна большая универсальность биологической адаптации. Биологически человек в отличие от животных приспособлен к любой экологической нише, — именно в силу того, что он жестко не связан и не приспособлен ни к одной из них, в частности. Если животные специализированны к какой-то определенной нише, которая ограничивает их миграцию и обитание и при смене условий среды может привести к их гибели, то человек может свободно мигрировать из одних природных условий в другие, не меняя своих основных качеств социально-биологического существа.
  Человек имеет наследственно закрепленную в генотипе наиболее широкую норму реакции на воздействия среды, которые меняются в течение его индивидуальной жизни.
  Норма реакции — понятие, которое выражает весь комплекс реакций, заключенных в генотипе и частично реализуемых в фенотипах в зависимости от взаимодействия со средой. Норма реакции включает все возможные реагирования без качественной характеристики с точки зрения полезности или вредности для живой системы; чем шире норма реакции особи, тем большими оказывается возможности для онтогенетической адаптации при смене условий существования и развития живых систем.
  Главное отличие биологической адаптации человека в том, что человек — это единственный из всего живого вид, который не только приспосабливается к природным факторам среды, но и приспосабливает среду без изменения своих основных биологических свойств. Эта активная преобразовательная деятельность человека обуславливает отличия человека от животных: а) наличие сознания и труда как осознанной деятельности, б) социальный характер жизнедеятельности человека. Универсальность сущности человека как социального существа в том, что он является и самосознающим и чувствующим субъектом, и одновременно практическим, предметно — действующим, преобразующим и среду и себя.
  Превращая природное в социальное, создавая искусственную природу — культуру — человек создает, формирует фундамент социальной адаптации. Таким образом, на основе универсальности биологической адаптации у человека возникают механизмы социальной адаптации, формирующиеся на базе его видовых особенностей — наличия сознания, социальной среды обитания, трудовой деятельности, социального общения. Отсюда — универсальность адаптации человека как социально — биологического существа, который и приспосабливается к среде и приспосабливает ее к себе, являясь тем самым, “адаптивно — адаптирующей системой” (Маркарян). Это выражает активный и двуединый характер человеческой деятельности, которая, благодаря возникновению культуры, является универсальным преобразующим механизмом.
  Культура выступает как надбиологический регулятивный, жизнеобеспечивающий и воспроизводящий механизм человеческой деятельности, то есть как особый адаптивный механизм общества. Специфика социальной адаптации человека в том, что приспособление к окружающей среде осуществляется внебиологическим способом — путем универсального преобразования внешнего мира. Адаптивно — адаптирующая система человека включает в себя не только биологические механизмы адаптации, но и в первую очередь социальные механизмы адаптации — они позволяют либо изолировать от вредного воздействия среды, либо преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала рациональному биологическому и социальному развитию человека.
  Все отмеченные выше уровни (виды) адаптации человека тесно взаимосвязаны, но имеют в ряде случаев относительную независимость. Отдельные могут доминировать в определенных условиях или на определенном этапе жизни человека.
  В отличие от социальной адаптации под психологической адаптацией понимается “принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды”. “Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве хотя иногда могут не совпадать”. Учитывая эту теснейшую взаимосвязь и единство основного содержания социального и психологического уровней адаптации целесообразно говорить о единой социально — психологической адаптации личности.
  Социально — психологическая адаптация является важнейшим механизмом социализации и определяется взаимодействием личности и социальной среды. При этом возможны ряд вариантов социально — психологической адаптации в зависимости от особенностей этих взаимодействующих систем:
  1. Успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной среды (микросреды) и положительно направленной личности;
  2. При несоответствии микросреды и личности по установкам, требованиям — ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают 2 типа адаптации: а) В случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить положительные социальные нормы, идеалы, ценности; б) В случае если личность имеет положительную направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные установки и интересы.
  В данном случае имеет место псевдоадаптация, поскольку, адаптируясь, приспособляясь к негативной микросреде, личность находится в состоянии дезадаптации к макросреде — к общепринятым гуманистическим нормам, ценностям, формам поведения большинства людей в обществе. В этом смысле псевдоадаптация личности, то есть ее приспособление к антиобщественной или даже криминальной микросреде, объективно означает отсутствие подлинной социализации и адаптации. Псевдоадаптация характерна для переломных критических периодов в развитии общества (в частности, в современной России), когда разрушены старые позитивные ценности и взамен не созданы или еще не устоялись, не утвердились в должной мере новые положительные установки, ценности и нормы поведения.
  Психологическая адаптация как основной механизм социализации личности сама по себе представляет сложную систему и включает следующие элементы: 1) когнитивные, психические процессы — ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и пр.;2) эмоционально — чувственные процессы и состояния; 3) волевые процессы, имеющие выход в практику поведения.
  Процесс социально-психологической адаптации включает 2 стороны — объективную и субъективную. Объективная — в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс развития механизмов адаптации. В нем принимают активное участие окружающая социальная среда (родители, друзья и т. д.), а так же различные социальные институты (система образования, воспитания, средства массовой информации и пр.). Субъективная — в том, что процесс социально — психологической адаптации человека связан с его половозрастными особенностями, личными качествами, взглядами, убеждениями и т. д.
  И здесь во многом проявляется активная роль личности, ее желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.
  Отсюда эффективность социальной и психологической адаптации человека зависит от взаимодействия объективных условий (социальное происхождение, образовательный уровень, природные задатки, непосредственная среда — семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т. д.) и субъективных индивидуальных особенностей (сама личность, ее активная или пассивная позиция, ее способности к творческой деятельности и т.п.).

txtb.ru

Сущность понятия «адаптация», её виды | Социальная сеть работников образования

Сущность  понятия «адаптация», её  виды

Термин «адаптация» имеет  латинское  происхождение  и

Обозначает  приспособление  строения  и  функций  организма,  его

органов  и клеток  к  условиям  среды.

Понятие  адаптации  непосредственно  связано  с  понятием

«готовность  ребенка  к  школе» и  включает  три  составляющие:

адаптацию  физиологическую,  психологическую и  социальную, или

личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки

формирования любой из них сказываются на успешности обучения,

самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его

работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом,

одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность

усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего

обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о

физиологической, социальной или психологической готовности

ребенка.

Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все

стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую,

учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного

обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными

особенностями учащихся, с другой — спецификой учебного материала.

Главную трудность «предметной» адаптации для начинающего

школьника представляет освоение содержания обучения — грамоты и

математических представлений. На первый взгляд, это не так.

Содержание обучения в первом классе и в подготовительной к школе

группе во многом совпадает. Фактически знания, которые получают

школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще

в детском саду. В то же время известно: первое полугодие в школе

самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях

школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в

дошкольный период знания усваиваются большей частью

непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в

привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного

обучения главное — научить детей осознавать учебную задачу.

Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и

развития целого ряда важных учебных качеств:

1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению:

желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять

задания педагога, то есть учиться.

2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных

педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание

избежать неудачи.

3. Представления о содержании деятельности и способах ее

выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных

к началу обучения.

4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие,

переработку и сохранение разнообразной информации в процессе

обучения.

5.Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка

собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему

воздействию.

В процессе адаптации выделяют два этапа: срочный и

долговременный. Первый, начальный, обеспечивает несовершенную

адаптацию. Он начинается с момента действия раздражителя и

осуществляется на основе имеющихся функциональных механизмов

(например, усиление теплопродукции при охлаждении).

Долговременный этап адаптации развивается постепенно, в результате

длительного или многократного воздействия фактора внешней среды.

В его основе лежит многократная активизация механизмов срочной

адаптации и постепенное накопление структурных перестроек.

Примером долговременной адаптации является изменения механизмов

теплообразования и теплоотдачи в холодных климатических условиях.

Базисом фенотипической является комплекс последовательных

морфофизиологических перестроек,  направленных на сохранение

постоянства внутренней среды. Основным звеном в механизмах

адаптации являются связи физиологических функций с генетическим

аппаратом клеток. Под действием экстремального фактора среды

происходит увеличение нагрузки на функциональную систему. Это

ведет к усилению синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках

органов, входящих в систему. В результате в них формируется

структурный след адаптации. Активизируются аппараты этих клеток,

выполняющие базисные функции: энергетический обмен,

трансмембранный транспорт, сигнализацию. Именно этот

структурный след является основой долговременной фенотипической

адаптации.

nsportal.ru

1. Сущность и значение адаптации работников в организации. Особенности адаптации персонала на предприятии

Похожие главы из других работ:

Адаптация персонала

2.3 Роль кадровой службы в организации адаптации молодых работников

Социально-психологический климат в трудовом коллективе «Ямбурггаздобыча» в целом благоприятен для социальной адаптации работников: на это указывают 36,5% опрошенных «молодых» рабочих и 41,9% экспертов. Значительная часть работников (37,5%)…

Анализ эффективности кадровой стратегии организации на примере ООО «ТНГ Групп»

1.1 Сущность и значение кадровой стратегии организации

Кадровая стратегия — это разработанное руководством организации приоритетное, качественное определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального…

Имидж организации и способы его формирования

1. Сущность имиджа организации и его значение

Управление корпоративной маркой как направление теории и практики появилось в США более полувека назад. Сегодня его часто называют «управлением корпоративной идентичностью». К настоящему времени в этой сфере уже сложился понятийный аппарат…

Комплексная оценка эффективности системы адаптации персонала ООО «Успех» и определение направлений ее совершенствования

1.1 Понятие адаптации и ее значение для организации

Практически всегда, попадая в новый трудовой коллектив, работник испытывает сильнейший стресс, негативно воздействующий на его производственные, психологические и физиологические показатели. В соответствии со шкалой стресс-факторов…

Конфликты в системе организации и их влияние на её деятельность

1.1 Понятие, сущность и значение конфликта в организации

Сегодня существует множество определений понятия конфликта. Рассмотрим некоторые из них. Само понятие конфликт берет свое начало от латинского слова «conflictus» — столкновение. Английский социолог Э…

Методы работы с персоналом

1. В чем заключается сущность профориентации и адаптации персонала организации?

Профориентация — это комплекс мероприятий (экономических, психологических, педагогических, медицинских и социальных) направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей к профессиональной пригодности…

Организация работы по адаптации и закреплению работников на предприятии

1. МЕТОДЫ, ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА И ЗАКРЕПЛЕНИЮ РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Организация управления адаптацией персонала

1.1 Сущность и виды адаптации персонала организации

Важной задачей работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией…

Основы эффективного развития деловой организации

2.1 Показатели совершенствования организации, имеющие первостепенное значение для предприятий, предпринимателей, наемных работников, потребителей

Совершенствование деловой организации заключается в развитии эффективной деятельности, включающей в себя достижение конкретных социально-экономических результатов соответствующих потребностям организации, общества, отдельных личностей…

Планирование персонала и адаптация работников

Роль кадровой службы в организации процесса адаптации работников

Что такое адаптация сотрудника на рабочем месте? Это ознакомление человека с новой компанией и изменение его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры…

Процесс формирования и реализации политики управления адаптацией на примере компании АО «Гефест» г. Москвы

2.3 Рекомендации по совершенствованию процесса адаптации работников в организации

Для достижения цели адаптации сотрудников в организации целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом самостоятельную службу по управлению адаптацией…

Разработка проекта совершенствования организации труда

1.1 Сущность и значение организации труда на предприятии, ее место в системе организации деятельности

По мнению Губенко М.И. любой труд — производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован…

Разработка рекомендаций по совершенствованию организации труда на примере детской музыкальной школы №1

1.1 Сущность и значение организации труда на предприятии

В условиях рыночной экономики возрастает значение различных факторов, которые воздействуют на эффективность производства…

Технологии адаптации новых сотрудников

1.1 Сущность и цели адаптации персонала организации

Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных науках: естественных, общественных, технических. Так, например, под адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новой среде…

Управление персоналом в ЗАО «ЮниКредит Банк»

Задание 5. Изучение организации адаптации новых работников

Программа адаптации новых сотрудников состоит из двух основных частей — общей и индивидуальной, и рассчитана на весь испытательный срок…

manager.bobrodobro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *