Разное

Значение негативизма в воспитательном процессе – это что такое, причины и признаки негативизма

это что такое, причины и признаки негативизма

Негативизм – специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому. Негативизм может быть ситуативным или чертой личности. Психологическим основанием проявления паттерна негативизма является субъективная установка на отрицание и несогласие с определенными ожиданиями, требованиями, мировоззрениями отдельных индивидуумов, социальных групп. Негативизм может демонстрироваться или иметь скрытые формы проявления. Дети проявляют подобное поведение в упрямстве, конфликтности, сопротивлении авторитетам, девиантном поведении.

Изначально, негативизм – термин психиатрический. Активный негативизм выражается в намеренно противоречащих просьбах действиям, при пассивном отсутствии реакции вообще. Относят к симптомам шизофрении, возможно как проявление аутизма.

Негативизм в психологии это особенность поведения.

Что такое негативизм?

Негативизм в психологии это сопротивление воздействию. От лат. «negativus» – отрицание – изначально употреблялся для обозначения патологических психиатрических состояний, постепенно термин перешёл в контекст поведенческих особенностей при нормальном психиатрическом статусе, так же используется в педагогическом контексте.

Негативизм является симптомом кризиса. Характерной чертой данного явления называют неразумность и необоснованность, отсутствие явных причин. Повседневно негативизм проявляется при столкновении с воздействием (вербальным, невербальным, физическим, контекстным) противоречащим субъекту. В некоторых ситуациях это защитное поведение с целью избегания прямой конфронтации.

По аналогии с изначальным использованием негативизм представляют в двух формах – активной и пассивной.

Активная форма негативизма выражается в действиях противоположных ожидаемым, пассивная – отказ в выполнении действия вообще. Обычно негативизм считают ситуативным проявлением, носящим эпизодический характер, но при подкреплении этой формы поведения она может приобрести устойчивый характер и стать чертой личности. Тогда говорят об отрицательном отношении к миру, негативной оценке людей, событий, постоянной конфронтации даже с ущербом личных интересов.

Негативизм может быть признаком возрастных кризисов, депрессии, начала психических заболеваний, возрастных изменений, аддикций.

Как проявление негативной установки может транслироваться на вербальном, поведенческом или внутриличностном уровнях. Коммуникативно – вербальное выражение агрессии и несогласия, отказ делать требуемое или демонстративное делание противоположного, в случае поведенческой формы. В глубинном варианте имеет место не транслируемое вовне сопротивление, когда по объективным или субъективным причинам протест ограничивается внутренними переживаниями, например, если человек зависим от объекта оказывающего воздействие. Эта форма иногда, может выражаться в демонстративном молчании. Проявления могут относиться к социуму в общем, отдельной группе или личностям. Человеку представляется, что они подавляют индивидуальность и возникает стремление поступать противоположно.

Негативизм возможен и в отношении восприятия жизни. Личность воспринимает саму жизнь, её организацию как таковую, как заставляющую индивидуальность подчинится её законам, стать «типичным представителем». Само существование характеризуется как проблема, конфликт, недостаток. Это проявляется как постоянная критика мироустройства на разных уровнях от глобального до бытовых ситуаций. В крайнем выражении возможен полный отказ от социальной реализации, как способ сопротивления подавлению.

Причины негативизма

Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные акцентуации характера, кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из конфликта, аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего. Но если подобный паттерн поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария. Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации.

В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, страх не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления. Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

Признаки негативизма

Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

Негативизм у детей

Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизм 11-15 лет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сам\а».

Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого. Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.

Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.

Если кризис 3-х лет связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.

psihomed.com

его взаимосвязь с возрастом. Психотерапия расстройства

Под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий. Данный симптом наблюдается при возрастных кризисах, депрессиях, психических расстройствах, нарко- и алкозависимости.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Также различают три вида негативного проявления:

  • пассивный;
  • активный.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети. Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках. Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы. Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Видео — «Психология переходного возраста»

onevroze.ru

Формы проявления детского негативизма.

Немало проблем у родителей порождает и такая форма поведения детей, как негативизм – выраженное неприятие чего-либо, немотивированное и неразумное сопротивление воздействию окружающих людей. Негативизм проявляется как форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Это может быть протест, отказ от выполнения действий, указаний, просьб и даже противодействие влиянию взрослых. Негативизм может выражаться пассивно (отказом от действия) и активно (поступками «наоборот»). В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнять просьбу или требование старших, а во втором он поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требует взрослый. Негативизм также бывает эпизодическим и устойчивым, который постепенно становится чертой характера.

Однако негативная форма поведения может быть свойственна детям и как психологическая норма в период «кризисов» возрастного развития. Первый из них отмечается в возрасте двух – трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и самоутверждении. Она проявляется на доступном ему уровне: он нарушает запреты, говорит «нет», если от него ждут «да», протестует против излишней опеки («Я сам!») и вообще делает все наперекор. Активные проявления протеста и своеволие присущи детям более энергичным и самолюбивым.

У подростка негативные формы поведения еще острее выражают потребность в самоутверждении. И если родители не захотят признать его прав на самостоятельность и уважение, не смогут рационально изменить свое обращение с ним, у него надолго сохранится негативизм именно в отношении к ним, либо может перейти в привычное упрямство, т. е. немотивированное сопротивление воздействиям извне.

В отдельных случаях негативизм проявляется как протест против несправедливости взрослых или как реакция на обиду. Чаще всего это случается, когда ребенка повседневно балуют, чрезмерно заласкивают, а потом к нему вдруг предъявляют строгие требования. Даже справедливые и не очень высокие требования в таких случаях вызывают у ребенка обиду, а его негативное поведение выступает как психологическая защита.

У менее энергичных детей негативизм может наблюдаться как реакция на психологическую трудность. Например, непривычное внимание малознакомых людей для многих детей является сверхсильным раздражителем и вызывает состояние заторможенности, из которого их не могут вывести никакие просьбы, а тем более упреки и угрозы, пока не изменится ситуация. Эту заторможенность ошибочно называют упрямством. Негативизм здесь кажущийся: ребенок на время лишается способности выполнять требуемое действие, даже если оно для него привычно и желательно (спеть, прочесть стихи, сказать «спасибо», «простите» и т. д.). Однако эта ситуативная реакция торможения может стать началом избирательного негативизма, т. е. вызвать негативное отношение к некоторым лицам, действиям и явлениям, связанным с этой ситуацией, например, к тому, кто вызвал дискомфорт, с кем сравнивают не в пользу ребенка, внушая ему мысль и чувство, что он хуже.

К числу наиболее распространенных причин негативизма в первую очередь относятся педагогические ошибки родителей, неуважительное отношение к личности ребенка. Предъявляя требования к ребенку, родители не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, аффективные переживания, вызывающие заторможенность. Словесное воздействие в этих случаях теряет свою обычную силу: ребенок не реагирует на слова, тем более на окрик, раздражение, угрозу и т. п. Тем не менее, проявления негативизма у ребенка должны служить сигналом для родителей о необходимости изменить прежнее отношение к нему – в сторону укрепления и развития его самостоятельности. Однако часто взрослые пытаются «исправить» ребенка грубым подавлением его попыток и наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения и дает начало формированию негативизма как черты характера.

Следует иметь в виду, что негативное отношение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия, поэтому негативизм не может быть устранен жестким требованием и наказаниями. Нужно время, чтобы ослабел след неблагоприятного воздействия, и чтобы его ничто не подкрепляло. В дальнейшем нужно изменить направление и тактику воздействия на ребенка (подростка) с учетом его возможностей и возрастных особенностей. К наиболее педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумную требовательность и уважительную форму обращения к нему в процессе взаимодействия.

studfiles.net

Формы проявления детского негативизма. — МегаЛекции

Немало проблем у родителей порождает и такая форма поведения детей, как негативизм – выраженное неприятие чего-либо, немотивированное и неразумное сопротивление воздействию окружающих людей. Негативизм проявляется как форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Это может быть протест, отказ от выполнения действий, указаний, просьб и даже противодействие влиянию взрослых. Негативизм может выражаться пассивно (отказом от действия) и активно (поступками «наоборот»). В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнять просьбу или требование старших, а во втором он поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требует взрослый. Негативизм также бывает эпизодическим и устойчивым, который постепенно становится чертой характера.

Однако негативная форма поведения может быть свойственна детям и как психологическая норма в период «кризисов» возрастного развития. Первый из них отмечается в возрасте двух – трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и самоутверждении. Она проявляется на доступном ему уровне: он нарушает запреты, говорит «нет», если от него ждут «да», протестует против излишней опеки («Я сам!») и вообще делает все наперекор. Активные проявления протеста и своеволие присущи детям более энергичным и самолюбивым.

У подростка негативные формы поведения еще острее выражают потребность в самоутверждении. И если родители не захотят признать его прав на самостоятельность и уважение, не смогут рационально изменить свое обращение с ним, у него надолго сохранится негативизм именно в отношении к ним, либо может перейти в привычное упрямство, т. е. немотивированное сопротивление воздействиям извне.

В отдельных случаях негативизм проявляется как протест против несправедливости взрослых или как реакция на обиду. Чаще всего это случается, когда ребенка повседневно балуют, чрезмерно заласкивают, а потом к нему вдруг предъявляют строгие требования. Даже справедливые и не очень высокие требования в таких случаях вызывают у ребенка обиду, а его негативное поведение выступает как психологическая защита.



У менее энергичных детей негативизм может наблюдаться как реакция на психологическую трудность. Например, непривычное внимание малознакомых людей для многих детей является сверхсильным раздражителем и вызывает состояние заторможенности, из которого их не могут вывести никакие просьбы, а тем более упреки и угрозы, пока не изменится ситуация. Эту заторможенность ошибочно называют упрямством. Негативизм здесь кажущийся: ребенок на время лишается способности выполнять требуемое действие, даже если оно для него привычно и желательно (спеть, прочесть стихи, сказать «спасибо», «простите» и т. д.). Однако эта ситуативная реакция торможения может стать началом избирательного негативизма, т. е. вызвать негативное отношение к некоторым лицам, действиям и явлениям, связанным с этой ситуацией, например, к тому, кто вызвал дискомфорт, с кем сравнивают не в пользу ребенка, внушая ему мысль и чувство, что он хуже.

К числу наиболее распространенных причин негативизма в первую очередь относятся педагогические ошибки родителей, неуважительное отношение к личности ребенка. Предъявляя требования к ребенку, родители не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, аффективные переживания, вызывающие заторможенность. Словесное воздействие в этих случаях теряет свою обычную силу: ребенок не реагирует на слова, тем более на окрик, раздражение, угрозу и т. п. Тем не менее, проявления негативизма у ребенка должны служить сигналом для родителей о необходимости изменить прежнее отношение к нему – в сторону укрепления и развития его самостоятельности. Однако часто взрослые пытаются «исправить» ребенка грубым подавлением его попыток и наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения и дает начало формированию негативизма как черты характера.

Следует иметь в виду, что негативное отношение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия, поэтому негативизм не может быть устранен жестким требованием и наказаниями. Нужно время, чтобы ослабел след неблагоприятного воздействия, и чтобы его ничто не подкрепляло. В дальнейшем нужно изменить направление и тактику воздействия на ребенка (подростка) с учетом его возможностей и возрастных особенностей. К наиболее педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумную требовательность и уважительную форму обращения к нему в процессе взаимодействия.

Капризы.

Своеобразной формой проявления детского негативизма являются капризы – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Ребенок использует каприз как инструмент в регуляции взаимоотношений со взрослыми. Внешне капризы проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен к капризам, и если ему все-таки удалось добиться своего, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще. Неверная реакция взрослых на капризы детей – наиболее частая причина, из-за которой они повторяются. Причем ребенку не столь важно, чтобы его желания исполняли, важен сам процесс подачи команд и приказов, чтобы все делали так, как он хочет. Его почти не интересует, дадут или не дадут ему предмет его желаний: он просто проявляет свое стремление руководить действиями и поведением взрослых. Капризный ребенок своими командами и приказами утверждает себя.

Капризы могут носить характер случайных, эпизодических проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребенка: выражаются агрессивности, плаче, шуме и становятся отрицательной привычкой, чертой личности. В тенденции к капризам в известной мере сказываются некоторые возрастные особенности детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста – неокрепшая нервная система (недостаточная возможность выдерживать сильные или длительные раздражители, преобладание процесса возбуждения над торможением), слабая воля, эмоциональная возбудимость, впечатлительность. И все-таки основная их причина – неправильное воспитание.

Строгой, четкой, пригодной на все случаи жизни методики предупреждения и преодоления капризов нет. Однако в данном случае можно воспользоваться рядом воспитательных правил, следование которым поможет справиться с детскими капризами. Особенно важно исключить из арсенала родителей грубость, резкость, требования, выражающиеся в стремлении «сломить силой». Как только ребенок начинает капризничать, необходимо постараться отвлечь его от предмета каприза, так взбудоражившего его, причем делать это необходимо ласково, чтобы он чувствовал родительскую любовь и заботу. Однако вознаграждать малыша чем-либо в этом случае нежелательно. Если не удалось переключить внимание ребенка на другой объект, имеет смысл оставить его в покое и сдержанно игнорировать его каприз. Следует позволить ему отвести душу, потому что его гнев – это в определенной мере лишь попытка убедить окружающих в том, как «жестоко» с ним обращаются. Уступки ребенку могут иметь место только в том случае, если они педагогически целесообразны и оправданы логикой воспитательного процесса. Самыми эффективными способами «лечения» капризов являются те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что взрослые никогда всерьез не отнесутся к его причудам, будут оставаться спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал.

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях является укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон общения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Упрямство.

Довольно близким к негативизму является такое психическое состояние и особенность поведения, как упрямство. Это отрицательная черта детского поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям других людей; вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно, не приносит реальной пользы. Иногда проявляется как неадекватное стремление к самостоятельности и независимости своего «Я». Некоторые проявления упрямства, так же, как и негативизм, выступают в качестве средства психологической защиты, имеют избирательный характер, сказываются только в определенной обстановке (например, дома, но не в школе) и в отношении определенных лиц (например, матери и бабушки, но не отца).

Упрямство бывает стойким и ситуативным. Наиболее часты случаи его проявления у детей в возрасте трех, одиннадцати и семнадцати лет, когда происходят качественные изменения в структуре личности (личностные «кризисы»). Упрямство в слабой форме может быть всего лишь особенностью поведения, которую нетрудно исправить, а в устойчивых формах оно может привести к формированию социально опасных черт личности. Упрямство в таких случаях проявляется как признание человеком лишь собственного мнения, собственных аргументов и стремление руководствоваться или в своих действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными. Поэтому очень важно заметить зарождение у ребенка этой негативной черты и предотвратить ее формирование.

Первые признаки упрямства могут появиться у трехлетнего малыша, когда ребенок стремится к самостоятельности. Он постоянно твердит: «Я сам», не позволяет одевать себя, хотя еще не умеет это делать самостоятельно, отказывается идти по улице, держась за руку взрослого. В этот период от родителей требуется большое терпение, чуткость к изменению самосознания ребенка, своевременное переключение его на игру в «большого». При этом не следует забывать, что претензии малыша еще не вполне соответствуют его реальным возможностям, что его еще многому надо обучать. В этом возрасте не нужно заострять внимание ребенка на упрямстве, обсуждать его поведение или укорять, а тем более наказывать. Попытки обращаться с ним по-старому, обсуждение упрямого поведения могут привести к закреплению отрицательных поведенческих реакций и развитию стойкого упрямства.

Что касается младшего школьного возраста, то проявления упрямства в поведении могут быть вызваны чувством обиды, досады, злости, мстительности и выражать протест против несправедливого к нему отношения, против подавления самостоятельности. Иногда упрямство является косвенным отражением воспитательных ошибок родителей: непоследовательность или непомерность требований взрослых к ребенку, его утомление вследствие нарушений режима дня, грубость взрослых и т. д. Определенную роль в проявлении упрямого поведения младшего школьника может сыграть негативный пример негибкого поведения старших в семье.

Для предупреждения развития упрямства младших школьников необходимо разумно сочетать родительскую любовь, заботливость с требовательностью. Важно также приучать ребенка считаться с мнением и интересами окружающих, воспитывать умение при необходимости поступаться собственными желаниями.

Нередко упрямство проявляется в неразумном стремлении добиться исполнения сиюминутного желания вопреки всем разумным доводам окружающих. В подобном случае лучшим средством его преодоления может стать отвлечение внимания. Это помогает ребенку забыть о своем капризе, а взрослым – сохранить с ним дружеские отношения.

В подростковом возрасте, когда происходит переоценка нравственных ценностей и усвоение их на новом, более сложном уровне, вновь возникает опасность развития упрямства. Тяготея к подлинной самостоятельности и независимости, подросток противится чужой воле. Он старается непременно настоять на своем, подчас совершенно не задумываясь о том, кто в сложившейся ситуации прав, а кто нет. Причем многие подростки склонны положительно оценивать упрямство как положительную черту, лежащую в основе формирования сильной воли. Задача родителей в таких случаях – педагогически грамотно, тактично и умело вести беседы о воле и характере, настойчивости и их антиподе – упрямстве, разъяснять суть этих понятий, учить подростка адекватно оценивать свое поведение.

Причина упрямства как складывающейся черты характера и как формы поведения, связана, прежде всего, с неправильным воспитанием. Чаще всего это привычная форма поведения избалованного ребенка, выросшего в атмосфере неразумной любви, захваливания, отсутствия требовательности со стороны взрослых, привыкшего к тому, что все его желания, прихоти беспрекословно выполняются. Вместе с тем упрямство может быть и своеобразной формой протеста ребенка, выражением недовольства необоснованным подавлением его развивающейся самостоятельности и инициативы, чрезмерно строгим режимом, муштрой, множеством необоснованных запретов, несправедливостью взрослых. Кроме того, упрямство может быть следствием подражания соответствующему поведению родителей.

Упрямство, если своевременно не обратить на него внимания и не принять меры к его преодолению, может стать чертой характера. К тому же упрямство является социально опасной чертой личности, так как порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления в поведении ребенка при попустительстве родителей еще в дошкольном возрасте из импульсивных реакций переходят в устойчивое состояние, то в последующем деформации личности неизбежны.

Основной путь предупреждения упрямства – правильная организация жизни и деятельности ребенка, здоровая атмосфера и правильные взаимоотношения в семье, спокойная требовательность и устранение избытка внимания к ребенку. Большую роль играют меры, направленные на укрепление нервной системы: соблюдение режима сна, питания, работы и отдыха, устранение обилия впечатлений. Надо всегда искать причины проявляемого упрямства и устранять их. Ни в коем случае нельзя подавлять волевые усилия формирующейся личности, хотя и ложно утверждаемые. Поэтому нельзя прибегать к угрозам, грубому насилию, физическим мерам воздействия. Попытка взрослых «сломить» упрямство ребенка силовыми методами, как правило, не приводит к цели. В таком случае ребенок либо оказывается «победителем» в этой борьбе, либо, сломленный и подавленный, глубоко переживает свое «поражение». В конечном итоге, до конца не понимая, в чем он не прав и почему от него что-то требуют, он становится озлобленным по отношению к взрослому. Ни в коем случае не должны иметь места упрашивания и уговоры, заканчивающиеся необоснованными уступками со стороны взрослых.

Помимо рассмотренных выше, можно ориентироваться на следующие специальные методы и педагогические приемы преодоления упрямства.

Спокойное игнорирование и отсроченное воздействие за проступки, когда взрослые перестают обращать внимание на упрямого ребенка, воздерживаются от всякого прямого воздействия на него (при условии, если упрямство ребенка не приносит серьезного ущерба его здоровью и не вредит окружающим). Отвлечение внимания ребенка в момент проявления упрямства и переключения его на какое-либо другое занятие. В отдельных случаях полезен метод «естественных последствий», когда ребенок на собственном опыте убеждается в неприятных последствиях своего упрямства, «страдает» от непослушания и своеволия. Можно также пользоваться отсрочкой выполнения требуемого действия – взрослый может заранее предупредить ребенка о необходимости совершить то или иное действие, давая ему тем самым время и возможность психологически подготовиться к этому действию. Немаловажное значение имеет форма обращения к ребенку – тактичная рекомендация, совет, указание на несколько возможных вариантов действия с их сравнительной оценкой, создающих у него иллюзию действия «по собственному желанию». Родители должны помнить, что запретов в воспитании должно быть как можно меньше. Когда слово «нельзя» употребляется излишне часто, то это вызывает упорное желание не подчиняться. Доброта и доверие к ребенку, обстановка творческой деловитости в семье – главные условия успешного преодоления упрямства.

Своеволие.

Разновидностью упрямства является своеволие, но отличается от него тем, что его основу составляют прихоть ребенка, его произвол, который бывает разумным и неразумным. Проявляется произвол большей частью как действие, идущее вразрез или не согласующееся с требованиями, советами, указаниями старших, в отсутствии послушания.

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении младшего школьника, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства. Движущей силой своеволия может быть неправильно реализованное стремление младшего школьника к взрослости. Вместе с тем своеволие может выступать и как протест ребенка против несправедливости взрослых, прежде всего родителей. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым могут возникать и как результат неправильной реализации ребенком (подростком) стремления к взрослости, ложного стыда проявить нежность, ласку, послушание. Нередко причинами своеволия выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой, особенно в состоянии физического или умственного переутомления. Определенную роль в проявлении своеволия играет неправильное воспитание, эгоизм ребенка, потакание его прихотям, непоследовательность в требованиях к нему.

При отсутствии эффективного педагогического влияния своеволие может стать чертой характера, а ребенок – дезорганизатором учебной деятельности в школе. Основной путь профилактики этого поведенческого отклонения – создание благоприятных условий в среде, окружающей ребенка, обстановки доброжелательности и доверия, а также преодоление педагогических ошибок, допущенных в семейном воспитании ранее.

Довольно распространенной ошибкой многих молодых родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям. Следствием подобной педагогической тактики родителей может стать конформное поведение ребенка, который бездумно следует за сверстниками и легко поддается негативному влиянию различных не всегда благовидных компаний. Первое детское «Я – сам!» должно служить своеобразным сигналом для родителей о необходимости уважительного отношения к только что зарождающейся личности. Одной из главных психологических причин, порождающих негативные проявления у детей, чаще всего бывает невнимание к их нуждам и потребностям, отсутствие заботы о них, а также несправедливое к ним отношение (незаслуженные обвинения, подозрения, оскорбления, наказания и т. п.).

Недисциплинированность.

По мере взросления ребенка трудности его поведения могут приобретать социально опасный характер. Среди таковых в первую очередь можно назвать недисциплинированность. Недисциплинированность проявляется как сознательное нарушение общепринятых социальных норм и правил поведения, игнорирование просьб, советов, указаний и увещеваний взрослых. В зависимости от форм проявления и тех последствий, которые могут отражаться на благополучии других людей, недисциплинированность может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным ситуативным нарушениям дисциплины, как правило, приводят озорство, шалость, наиболее часто встречающиеся в дошкольном и младшем школьном возрасте. У подростков причиной таких проявлений являются повышенный уровень общественной активности и инициативности, не нашедших разумного выхода в общественно приемлемых видах деятельности и формах социального поведения. Специфическими для данного возраста могут быть причины, связанные с искаженным пониманием и толкованием подростками таких нравственных категорий, как мужество, риск, отвага, смелость, выносливость, решительность и т. п. Задача взрослых (и в первую очередь родителей) заключается в том, чтобы своевременно разъяснять детям сущность тех или иных нравственных категорий и норм, которые они смогли бы без затруднений отличать от их антиподов. Без этого не стоит полагаться на то, что со временем дети сами во всем разберутся. Слишком дорого приходится платить в последующем за подобное отношение к формированию дисциплинированности у ребенка как родителям, так и самим детям. Известный американский педагог Б. Спок в свое время по этому поводу замечал, что дисциплинированность не наденешь на ребенка как наручники. Дисциплина – это то, что развивается внутри человека. Но без целесообразных воспитательных усилий со стороны родителей не стоит надеяться, что в сознании их ребенка все появится само собой. К тому же со временем казалось бы незначительные формы проявления недисциплинированности могут приобретать социально опасные формы, когда в их устранении не всегда возможно обойтись только одними воспитательными воздействиями.

Социально более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Как правило, они уже не ситуативны и имеют стереотипный характер, становится значительнее их дезорганизующая роль. Такие причины злостной недисциплинированности, как влияние асоциального окружения в микросреде, праздность, безделье, безнадзорность, озлобленность, имеют более ярко выраженную асоциальную направленность. Таким образом, детская недисциплинированность является своеобразной формой перехода от проблемного поведения к социально опасным его нарушениям. Наиболее распространенными асоциальными поведенческими отклонениями являются девиантные, делинквентные формы поведениядетей и подростков.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Современный образовательный процесс — негативизм

Негативизм

негативизм

немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп [80, c. 342].

См. в других словарях

1.

  (лат. – отрицающий) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, склонной к пессимизму, непризнанию достоинств жизни и людей, к разочарованию, к отрицанию очевидного и явного. Негативизм проявляется в частой печали, недоверчивости, нетерпимости, частых жалобах и обидах, упрямстве, подозрительности. Негативизм, как качество личности, ведет человека к сопротивлению любым, в том числе и добрым, доброжелательным и искренним влияниям, уводит его в оппозицию, самозащиту. Люди с таким качеством нередко бывают тщеславны, высокомерны. Такие люди плохо встраиваются в коллектив, в систему управления. Они нередко одиноки, мрачны, неприветливы и бывают прямолинейно грубы. В детстве негативизм проявляется как упрямство, неразумное, немотивированное сопротивление родителям, воспитателям и учителям. …

Основы духовной культуры

2.

  — лишённое разумных оснований сопротивление ребёнка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребёнка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников. Может проявляться в различной форме: в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчуждённости. Пассивный Н. выражается в отказе выполнять предъявляемые требования; при активном Н. дети производят действия, противоположные требуемым. Чаще всего Н. встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учёта потребностей ребёнка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребёнком к.-л. из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребёнку преодолевать трудную для него жизненную ситуацию. Слабой формой Н. является упрямство. Однако в отличие от подлинного Н.,…

Хрестоматия — педагогический словарь бибилотекаря

3.

  — лишенное разумных оснований сопротивление военнослужащего оказываемым на него воздействиям. …

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

4.

  (от лат. negatio — отрицание) — внешне не мотивированное поведение человека, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих людей. Как правило, формирование Н. связано с особенностями воспитания и чаще всего возникает у детей в периоды возрастных кризисов в ответ на игнорирование их потребностей.Существуют две формы Н.: пассивный, к-рый выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при к-ром производятся действия, противоположные требованиям. Н. может стать устойчивой чертой характера. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов учащихся с учителями, окружающими. …

Педагогический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

НЕГАТИВИЗМ это что такое НЕГАТИВИЗМ: определение — Педагогика.НЭС

НЕГАТИВИЗМ

от лат. negatio — отрицание) — внешне не мотивированное поведение человека, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих людей. Как правило, формирование Н. связано с особенностями воспитания и чаще всего возникает у детей в периоды возрастных кризисов в ответ на игнорирование их потребностей.Существуют две формы Н.: пассивный, к-рый выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при к-ром производятся действия, противоположные требованиям. Н. может стать устойчивой чертой характера. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов учащихся с учителями, окружающими.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

Негативизм

лат. – отрицающий) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, склонной к пессимизму, непризнанию достоинств жизни и людей, к разочарованию, к отрицанию очевидного и явного. Негативизм проявляется в частой печали, недоверчивости, нетерпимости, частых жалобах и обидах, упрямстве, подозрительности. Негативизм, как качество личности, ведет человека к сопротивлению любым, в том числе и добрым, доброжелательным и искренним влияниям, уводит его в оппозицию, самозащиту. Люди с таким качеством нередко бывают тщеславны, высокомерны. Такие люди плохо встраиваются в коллектив, в систему управления. Они нередко одиноки, мрачны, неприветливы и бывают прямолинейно грубы. В детстве негативизм проявляется как упрямство, неразумное, немотивированное сопротивление родителям, воспитателям и учителям.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НЕГАТИВИЗМ

лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников. Может проявляться в различной форме: в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчужденности. Пассивный Н. выражается в отказе выполнять предъявляемые требования; при активном Н. дети производят действия, противоположные требуемым. Чаще всего Н. встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учета потребностей ребенка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком к.-л. из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку преодолевать трудную для него жизненную ситуацию. Слабой формой Н. является упрямство. Однако в отличие от подлинного Н., оно часто возникает из стремления к

didacts.ru

Статья Детский негативизм и причины его проявления

Составил учитель начальных классов

Проданова Анна Владимировна

2015

Проблема детского непослушания становится все более острой для родителей и педагогов, которые задаются вопросами: в чем же причина подобного поведения ребенка? Что побуждает его, еще недавно послушного и покладистого малыша, так активно протестовать против знакомых и привычных для взрослых правил, просьб и воспитательных воздействий. Негативные реакции начинают проявляться уже на самом раннем этапе развития ребенка: от рождения до 3 лет. Именно этот возрастной период характеризуется становлением личности ребенка и содержит в себе ряд возрастных кризисов. Поэтому очень важно в раннем возрасте своевременно распознать признаки негативизма ребенка, осознавая его причины, для преодоления личностных проблем общения взрослых с детьми в поведении и проявлении личности в будущем. Первые акты протеста, по мнению Л. С. Выготского, возникают уже в период кризиса первого года жизни, когда формируются первые представления ребенка о себе и появляются зачатки самосознания, как интуитивного чувствования Образа–Я, когда ребенок протестует против насильственной социализации и навязывания социальных установок и норм, к выполнению которых он, может быть, еще не готов (а это все чаще не чувствуют и не понимают родители и педагоги), или когда чувствует свое призвание, а поэтому проявляет свои желания и намерения в других, возможно в смежных, областях деятельности, но не в тех, которые предлагаются ему взрослыми. И тогда настойчивые требования взрослых являются здесь чаще всего провокацией естественного сопротивления тем действиям, которые оказываются не востребованными самим ребенком. Так, уже к концу первого года жизни у ребенка впервые проявляются «аффекты собственной личности» – первая ступень развития воли.

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет выявить научное определение понятия «детский негативизм», а также описания особенностей его проявления. Большинство авторов определяют детский негативизм как немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям, ожиданиям, предложениям со стороны других субъектов взаимодействия (близких взрослых, воспитателей, сверстников. На основании анализа определений, кото- рые составляют методическую базу для исследования детского негативизма, можно вывести более глубокое и содержательное понятие негативизма детей. Под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или свер- стников.

Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний в самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное (то есть неадекватное особенностям его роста, развития и психоэмоциональных склонностей) влияние со стороны близкого. Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство, которое при рассогласованном типе воспитания перерастает в агрессию, и капризность, которая в таком случае преобразуется в уныние и депрессию. Под каприз- ностью мы подразумеваем такую форму поведения детей, которая выражается в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании . Под упрямством мы понимаем форму поведения ребенка, обусловлен- ную мотивом самоутверждения.

Особенности проявления негативизма обусловлены типом темперамента. Для слабого типа темперамента характерны менее интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка, такие как капризы: плач, замкнутость, отчужденность, избегание. Для сильного типа темперамента характерно упрямство, то есть более интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка: грубость, импульсивно активное отрицание, стремление действовать вопреки, истерические реакции, агрессивность. Проявляться детский негативизм будет не только во взаимодействии со взрослыми или сверстниками, но и в обычных социально нормативных режимных ситуациях.

Можно выделить две основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка: во-первых, рассогласованность в способах воспитания взрослых, ответственных за педагогический процесс; во-вторых, невнимательность к конструктивно-созидательным потребностям ребенка, в том числе психолого-педагогическая некомпетентность взрослых как препятствие его самоутверждения и самостоятельности.

Рассмотрим подробнее причины возникновения негативных проявлений в поведении ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенный комплекс воспитания, который далеко не всегда осознается взрослыми членами семьи, что проявляется в отсутствии осознанного целеполагания, формулировки задач, адекватности и согласованности применения конкретных способов и приемов воспитания, учета личных и типологических психологических особенностей ребенка.

Сам ребенок, как правило, вынужден лавировать, хитрить и приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых, и, как следствие, появляются негативные признаки развития личности ребенка: негативное эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок при беспредметном и случайном общении с близкими взрослыми; недостаточная сформированность социальных установок в результате некомпетентной психолого-педагогической позиции родителей; негативное поведение ребенка как средство привлечения внимания к собственным персоне; формирование упрямства как негативной черты личности, являющейся средством манипулирования родительскими установками; протестное поведение как реакция при эмоциональной травме; соматические недомогания, депрессия или агрессия.

Другая причина возникновения негативных проявлений в поведении ребенка – невнимательность значимых для ребенка (педагогов и родителей) к его конструктивно-созидательным потребностям. Психолого-педагогическая некомпетентность взрослых сегодня становится реальным скрытым препятствием его самоутверждения и самостоятельности, что неизбежно приводит к неудовлетворенным потребностям социального характера: потребности в общении, эмоционально теплом, доброжелательном контакте, самоутверждении, удовлетворении познавательных потребностей. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция здесь выполняет функцию компенсации и защитной реакции. Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию но закрепляет деструктивный опыт социализации. Вопрос состоит в том, чтобы осознать принципиальные возможности ребенка этого возраста (от рождения до 3 лет), его потенции поступать мотивированно, то есть осознавать свои непроизвольные побуждения, желания, потребности, в чем взрослые – родители и педагоги – и должны оказывать ему помощь. Наши наблюдения показывают, что при недостаточности рефлексивных способностях родителей и ситуативной рефлексии педагогов в осознании переживаний ребенка «здесь и сейчас» развитие мотивированных действий детей невозможно либо затруднено. Другими словами, если взрослый не пытается вербализовать ситуативные переживания (как основу желаний и намерений) ребенка, то ребенок вынужден реагировать негативно при столкновении своих потребностей и требований взрослого, защищая свои истинные и пока еще трудно осознаваемые намерения и желания. При этом взрослый чаще всего не допускает даже мысли о том, что желания ребенка могут быть истинными в силу интуитивного влечения его к выполнению собственного предназначения, а социально-нормативные требования взрослого в такой ситуации могут быть чуждыми, а в некоторых случаях даже вредными (несмотря на их социальную нормативность) для духовно-интеллектуального развития ребенка.

Так, например, до сих пор современные исследователи с позиций традиционной педагогики и психологии рассматривают действия педагогов как всегда однозначно верные, что позволяет им вводить в заблуждение родительскую общественность в том, что негативизм ребенка якобы необходимо всегда преодолевать, настойчиво требуя исполнения социальных норм и правил поведения. Такой подход, по сути, является бихевиоральным, то есть ориентированным только на поведенческие, внешние реакции, без учета внутреннего механизма их проявления. Однако авторитарные методы педагогической работы не должны быть исключены: они уместны, на наш взгляд, но только в случаях, когда жизни или здоровью ребенка грозит опасность. Во всех других случаях ребенок ставит взрослого в творческую ситуацию, о которой говорили и говорят выдающиеся отечественные психологи: Д. И. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, М. И. Лиси- на, В. С. Мухина, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Никольская. От взрослого требуется реализовать свой творческий потенциал в поиске оригинальных, нетрадиционных способов решения проблемных ситуаций, обеспечивающих на основе «детско-взрослой взаимности» решение трех задач:

1) обеспечение социальных условий реализации своего предназначения ребенком;

2) накопление индивидуального опыта самотворения (творческих способностей) и, как следствие;

3) содействие конструктивной социализации личности.

В традиционной же практике образования преследуют лишь последнюю задачу, пренебрегая двумя предыдущими, требующими от педагогов и родителей развитых креативных способностей.

Вместе с тем вне зависимости от причин возникновения негативное поведение ребенка является сигналом к анализу взрослыми своих воспитательных воздействий, так как, проявившись в разных ситуациях несколько раз, негативизм может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Если проявления негативизма не будут конструктивно преодолены к младшему школьному возрасту, то они примут необратимую тенденцию развития либо в аутоагрессию вплоть до суицидальных попыток, либо в депрессию вплоть до асоциального образа жизни как оппозиции за длительное отсутствие любви к нему ближних (родителей, педагогов, сверстников).

В психолого-педагогической литературе можно найти значительное количество определений детского негативизма, однако диагностический инструментарий достаточно беден, невелик выбор методик для определения детско-родительских отношений, самооценки ребенка раннего возраста и регистрации анализа негативных проявлений такого ребенка. Диагностические методики для исследования детского негативизма Взаимодействие родителя с ребенком (М. И. Марковская) Выявляет стиль семейного воспитания каждого родителя Тест для определения особенностей поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас) Выявляет психологические особенности родителей и их взаимоотношений в конфликтных ситуациях. Методика самооценки личности (Будасси). Выявляет особенности самооценки родителя и, как следствие подражания родителю, самооценки ребенка Тест для определения типа темперамента. Выявляет ведущий тип темперамента ребенка

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или сверстников. Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний и самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное воздействие со стороны близкого взрослого. Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство и капризность.

Во-вторых, причины проявления негативизма не могут находиться внутри ребенка, они всегда являются извне: в силу психолого-педагогической некомпетентности воспитательных воздействий ответственных за воспитание взрослых. В-третьих, специального диагностического инструментария для определения детского негативизма не обнаружено. Нами разрабатывается диагностический комплекс методик, направленных на выявление признаков негативизма. Мы считаем, что желательно обнаружить такие признаки своевременно – в раннем возрасте.

Источники

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко – Санкт-Петербург : ЕВРОЗНАК, 2005. – 632 с.

2. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск : Современная школа, 2010. – 928 с.

3. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рос- соха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 808 с.

4. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Корпулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова ; под общей ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 640 с.

5. Психологический словарь для родителей / С. С. Степанов. – Москва : Академия, 1996. – 160 с.

6. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев– Москва : ТК Велби, Проспект, 2006. – 560 с.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *