Вопросы и ответы

Сколько длится адаптационный период в детском саду – Сколько по правилам длится адаптация — время адаптации ребенка в детском саду — запись пользователя Катя (Katenyka) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками в категории Адаптация ребенка в детском саду.

Содержание

Адаптация ребенка в детском саду

Опубликовано: 27 февраля 2013 в 09:01

Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него обстановке. Детский сад — это новое неизвестное пространство, новые отношения, знакомства. В адаптацию включается широкий диапазон индивидуальных реакций, и их характер обусловлен личностными и психическими возможностями ребенка. Также имеют значение сложившиеся в семье отношения, условия нахождения в данном дошкольном учреждении. Каждый малыш по-своему привыкает к детскому саду, но все-таки имеются некоторые закономерности, на которые следует обратить внимание.

Всегда следует учитывать, что до двухлетнего и трехлетнего возраста у ребенка нет потребности в общении со сверстниками. Взрослый человек является для ребенка образцом для подражания, партнером по играм. Тем более, что ребенок постоянно находится в доброжелательном окружении. Сверстники не могут обеспечить его подобным отношением, так как они и сами в этом нуждаются. В связи с этим, адаптация обычного ребенка к яслям не может происходить быстро, ведь он очень привязан к матери. Если она исчезает, то это вызывает бурный протест. Особенно это касается эмоционально чувствительных и чрезмерно впечатлительных детей. Маленькие дети, не достигшие трех лет, боятся незнакомых людей, трудно принимают новые ситуации общения.

Все эти факторы полностью проявляются, когда ребенок приходит в детский сад. Такие страхи являются главной причиной, мешающей ребенку адаптироваться в новых условиях детского учреждения. Нередко малыш становится плаксивым без причин, он постоянно обижается, и к тому же начинает чаще болеть. Все это объясняется частыми стрессовыми ситуациями, истощающими организм и подрывающими его защитные силы. Известно, что мальчики в этом возрасте сложнее адаптируются, чем девочки. В этот возрастной период они имеют максимальную привязанность к матери, и разлука является очень болезненной. Психологи утверждают, что целесообразнее отдавать детей в детское учреждение как можно раньше, в этом случае в дальнейшем дети лучше привыкают к коллективу.<

Сколько длится нормальная адаптация к детскому саду?

При раннем посещении ребенком детского сада со сверстниками быстро устанавливается эмоциональный первичный контакт. Но в данном случае, нужно учитывать, что это особым образом влияет на его эмоциональную сферу. Не исключено, что в дальнейшем такие дети могут быть лишены глубокой привязанности и сострадания к окружающим. Чем сильнее имеется эмоциональная связь с матерью, тем сложнее происходит адаптация, но проблема в том, что не каждый малыш может преодолеть сложную ситуацию, и у ребенка возникает невроз. В том случае, если адаптация к дошкольному учреждению не состоялась, хотя ребенок уже несколько месяцев посещает сад, то родители должны знать, что требуется помощь специалиста.

На основании исследований психологов адаптационный срок является нормальным, когда он занимает в яслях до десяти дней, а детском саду для трехлетних детей длится до трех недель. Нормальная адаптация для детей старшего дошкольного возраста составляет один месяц. Разумеется, это лишь общие показатели, и не все дети имеют одинаковую реакцию на новую обстановку, хотя существую и одинаковые черты. Труднее всего приходится тем детям, которые крайне зависимы от матери, которые являются в семье единственными, и привыкли к исключительному и постоянному вниманию. Также, хуже, чем другие, чувствуют себя в саду малыши с флегматичным темпераментом. Темп детского сада кажется им слишком быстрым. Они опаздывают с одеванием, медленно едят, последними выходят на прогулку.

Случается, что воспитатель не замечает таких проблем, и постоянно подгоняет ребенка. Но в результате происходит еще большее затормаживание, и малыш становится безучастным к происходящему, вялым, ему ничего не интересно. Если вы замечаете, что ребенок трудно адаптируется, то побеседуйте с воспитателем. В данном случае, ребенку требуется повышенное внимание, воспитатель должен поощрять и поддерживать малыша. Известно, что другие дети нередко дразнят более зависимых и слабых. Поэтому принципиальность воспитателя и его требовательность будет оказывать положительное влияние, тормозя агрессивное поведение некоторых детей.

В каком возрасте отправить ребенка в детский сад?

Дети – это маленькие независимые во многих суждениях личности, и с ними необходимо считаться. Поэтому возраст, когда ребенка можно будет определить в дошкольное учреждение, рассматривается индивидуально. В любом случае, требуется обратить внимание на возможные осложняющие факторы, являющиеся серьезным препятствием для нормальной адаптации. К примеру, играет роль необщительное поведение родителей, различные семейные конфликты. Дети очень быстро усваивают любые негативные черты, замеченные ими в поведении родителей. В детской группе такие дети отличаются нерешительностью и неуверенностью, и это очень осложняет отношения в детском коллективе. Поэтому, таких детей в сверстники в группе не принимают.

Специалисты склоняются к мнению, что малыш с нервным нарушением должен быть отдан в детский сад не раннее, чем достигнет трехлетнего возраста. Что касается мальчиков, то их лучше отправлять в детский сад не в три года, а в три с половиной. Бывает, что ребенок в семье единственный, и при этом нередко болеет, склонен всего бояться. Вхождение в дошкольное учреждение в этом случае тоже возможно, но оно должно быть постепенным. Начните с того, что приведите его в группу, познакомьте с другими детьми, воспитателем. Потом можно вместе рассмотреть игрушки. В такой ситуации нужно вызвать интерес ребенка к данному окружению. Потом нужно вместе уйти домой. Потом несколько дней приводите малыша на несколько часов, и забирайте до того, как детей укладывают спать. Таким образом, ребенок привыкает быстрее, и возможно он сам не захочет возвращаться домой в обед, когда все дети остаются в саду.

Похожие материалы:

www.psyportal.net

Сколько длится адаптациооный период в детском саду?

Адаптация – это далеко не лучшая жизненная стратегия. Есть иной вариант – совладание с ситуацией. И если адаптация – это приспособление себя под требования ситуации, то совладание – это такое освоение ситуации, при котором человек может решать в ней свои собственные задачи, а не просто подстраиваться под окружение. Но для того, чтобы малыш мог не приспосабливаться к ситуациям общения, а успешно с ними справляться и получать удовольствие от общения, взрослые должны на первых порах помогать ему: показывать, как можно себя вести в том или ином случае, помогать договориться в спорной или конфликтной ситуации, поддерживать и поощрять робкого, останавливать задиристого и так далее. «Адаптированные» же к детскому саду ребятишки нередко просто привыкают подчиняться взрослому либо более напористому сверстнику или же приучаются держаться в сторонке. И эта сложившаяся в детском саду установка мешает им в более старшем возрасте овладевать более зрелыми способами общения.
Так что проблема, встающая перед родителями, состоит в том, чтобы найти способ совместить эмоциональную домашнюю атмосферу с постепенным расширением круга общения и социальной самостоятельности ребёнка. Совместить эмоциональную защищённость, которую создаёт близость мамы или другого родного человека, и опыт общения в различных социальных ситуациях.

Проблема эта не имеет универсального решения «для всех» . И каждой семье надо искать свой ответ, исходя из особенностей ребёнка, из общей семейной ситуации и из качества тех садиков, в которые вы реально можете отдать малыша. Оба крайних варианта – сидеть до школы дома и не общаться ни с кем, кроме близких, или с трёх лет отводить малыша на целый день в детский сад – чреваты серьёзными осложнениями. В одном случае ребёнку будет очень трудно привыкать к общению с одноклассниками и есть риск, что он станет постоянной жертвой маленьких наглецов, которые есть почти в любом классе. В другом – ребёнок, с малолетства привыкший добиваться своего наглостью и кулаками или, наоборот, подчиняться чужой силе, может так и не научиться строить более конструктивные – прежде всего дружеские – отношения со сверстниками.
Гораздо более благоприятны для развития малыша всевозможные промежуточные варианты. Например, отдавать ребёнка в детский сад с четырёх или пяти лет, и сначала только на полдня (и лишь в случае, если он ходит туда с удовольствием, увеличить его пребывание там до полного дня) . Или, если есть возможность, найти детский сад с небольшим количеством детей в группе (не более 6-7 на одного воспитателя) . Наконец, если у вас в семье несколько детей, достаточно близких по возрасту, вы можете вообще не отдавать их в детский сад, но тогда, начиная по крайней мере с четырёх–пяти лет, им стоит ходить в различные кружки, детские студии или спортивные секции, где они будут привыкать общаться и со взрослыми, и с другими детьми.
В идеале, ребёнку нужно быть в детском саду не очень много: от одного–двух часов вместе с мамой и до половины дня. Иначе говоря, оптимальный для развития ребёнка детский сад может быть очень не похож на то введённое в обиход учреждение, которое так удобно для работающих мам.

otvet.mail.ru

Как приучить ребенка к садику

Попав в группу детского сада всегда можно с легкостью определить, кто из детей в коллективе новенький. Как правило, такой малыш (если ему больше 3-х лет) сидит в стороне, у него достаточно хмурое выражение лица. Когда все идут на прогулку, в музыкальный зал или на физкультуру, он следует за всеми. Но угрюмое выражение личика не исчезает. Ребенок испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение! А малыши помладше не стесняются в выражении своих негативных переживаний и рыдают навзрыд! Это период адаптации к детскому саду, который, к сожалению, неизбежен. Однако обладая необходимой информацией, родители в силах уменьшить стресс.

Мы уже писали о том, какими способами можно попробовать облегчить малышу опыт посещения детского сада или яслей. Как подготовить ребенка к детскому саду? О том, какой арсенал средств есть у родителей, планирующих отдать кроху в дошкольное учреждение, мы писали в статье Скоро в садик (в ней Вы найдете рекомендации, позволяющие настроить ребенка на нужный лад, снять напряжение и снизить уровень стресса). Из статьи Когда нужно отдавать ребенка в детский сад мы узнали о том, что малыша лучше отправлять в коллектив к 4-м годам – именно с этого возраста ребенок готов к пребыванию в детском саду без родителей. Однако не каждая семья может себе позволить ждать пока ребенок созреет эмоционально и психологически для детского сада. К сожалению, очень большое количество малышей отправляются в ясли. И их к этому необходимо готовить, не так ли? В статье Готов ли ребенок к детскому саду Вы можете пройти тест, вопросы которого разработаны с учетом требований к умениям и опыту малыша, которые предъявляются большинством дошкольных учреждений. Но данную статью мы решили полностью посвятить вопросу адаптации ребенка к детскому саду.

Малыш, отправляясь в детский сад, неизбежно подвергается стрессу. Его возраст, Ваши усилия, уровень профессионализма воспитателя играют здесь только смягчающую роль. Ребенок окунается в абсолютно новые, до недавнего времени незнакомы условия. Более того, те условия и отношения, к которым он привык и считал единственно нормальными, рушатся. Мама уходит, оставляет его с незнакомыми детьми и подозрительно приветливой чужой женщиной. Малышу необходимо время на то, чтобы свыкнуться с новым укладом жизни, познакомиться с коллективом, привыкнуть к воспитателям. Но у кого-то это время сводится к одной-двум неделям, а у кого-то это занимает почти четыре месяца! Почему это происходит?

Сколько времени может занимать адаптация к детскому саду?

Продолжительность периода адаптации зависит от множества факторов, а именно:

·        Немалую роль играют темперамент ребенка, его характер, его опыт социальных отношений, степень привязанности к родителям. Например, если раньше ребенок не отходил от мамы ни на шаг (мы уже писали о подобном явлении, а также указывали возрастные границы, в которых подобное поведение является нормой), то сейчас ему будет крайне трудно оказаться в разлуке с ней.

·        Детский коллектив, с которым сталкивается малыш, имеет большое значение. Сплоченные ли это группы? Или здесь все новенькие? Есть ли агрессивные и гиперактвиные дети?

·        Особую роль в облегчении адаптационного периода играют слаженные усилия воспитателей и родителей.

Тем не менее, детские психологи высказывают мнение, что адаптация к детскому садику заканчивается только через два – три месяца. Не раньше!

Как понять, что адаптация завершилась?

По окончании процесса адаптации, ребенок хорошо ест, спит в детском саду, с удовольствием играет и гуляет.

Ребенок пошел в садик и теперь часто болеет

Как мы уже выяснили, столкновение с новой средой и новыми условиями вызывает стресс. Стрессовые ситуации вызывают снижение иммунитета. Поэтому ребенок может возвращаться из садика с температурой, просыпаться больным по утрам. И это имеет скорее психологическую причину, и не связано с тем, что «детский сад – рассадник инфекций».

Дома ребенок был приучен к горшку, а в садике начал писать в штаны

Опять виной подобного отката является стресс. В эмоционально некомфортной ситуации ребенок теряет ряд навыков, приобретенных ранее. Это может быть связано с высаживанием на горшок, самостоятельной едой, одеванием. Ситуация нормализуется при условии поддержки со стороны родителей.

Приучать ребенка к садику лучше заранее

Если у Вас есть три – шесть месяцев, то малыш отправится в садик, готовым к любым сложностям! Ниже мы приводим рекомендации детских психологов, которые помогут смягчить стресс. Некоторые из них мы уже описывали в статье Как подготовить ребенка к детскому саду.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

1. Сходите с малышом на экскурсию на территорию детского сада (не думайте, что это подходит только для больших деток, эта рекомендация подходит и для малыша 2-лет). Как правило, там достаточно много ярких и привлекательных горок, качелей и домиков. Повсюду играют дети. Расскажите ребенку, что все дети ходят в детский сад. И когда малыш станет постарше, он тоже пойдет в садик, сможет поиграть во все эти игрушки с ребятами. Спросите кроху, какие игрушки ему бы хотелось опробовать.

2. Расскажите ребенку сказку, в которой малыш, похожий на него отправился в детский сад, преодолел бы все трудности и подружился бы сов семи ребятами. Вот пример такой сказки Сказка про детский сад.

3. Прощаясь с малышом в детском садике, скажите, что обязательно вернетесь за ним.

4. Расспрашивайте кроху про садик. С интересом слушайте его рассказы.

5. Все, что малыш делает в детском саду, храните и с гордостью показывайте друзьям и близким (например, поделки и рисунки).

6. Если прощание с мамой дается трудно, пусть первое время ребенка поводит в садик папа (к отцу дети привязаны, как правило, чуть меньше).

7. Дайте крохе с собой его любимую игрушку – с ней он будет чувствовать себя намного комфортнее.

8. При случае «хвастайтесь» окружающим по поводу того, какой малыш большой, что он скоро пойдет в садик. Дети внимательно слушают такие разговоры и тонко подмечают настрой взрослого. Если беседа закончится тем, что Вы не представляете, как пройдет адаптация, то малыш это запомнит. И на подсознательном уровне будет знать, что его ждут неприятные испытания.

9. Потренируйтесь прощаться с малышом. Собираясь в магазин без ребенка, привлеките его к сборам и приучите к ритуалу прощания. Пусть кроха поможет найти сумку, ключи, потом помашет Вам ручкой на прощание, поцелует.

10. Накануне первого дня напомните ребенку о том, что он скоро пойдет в детский сад.

11. После посещения детского сада будьте терпеливы: у крохи накопилось много переживаний и их нужно выплеснуть. Помогут подвижные игры на улице или даже простые долгие объятья.

12. Не ругайте малыша с утра, когда отводите в детский сад.

13. Постоянно говорите о том, что любите малыша, чаще обнимайте его и ласкайте.

14. В первый день сходите на прогулку (а не приводите кроху в группу) и не покидайте территорию садика.

15. Познакомьтесь и наладьте контакт с воспитателем. Малыш увидит, что Вы знаете эту «тетю» и поймет, что ей можно доверять.

16. Объясните ребенку, кто такая воспитательница. Дайте понять, что Вы не бросите ребенка на нее. Воспитательница – «это как учительница в школе», она присматривает за детьми, играет с ними, учит разным полезным и интересным вещам. А вечером за малышом придет его мама, которая очень его любит.

17. Не обещайте никакого вещественного поощрения за посещение садика.

18. Не наказывайте и не пугайте ребенка детским садиком и тем более воспитателями.

19. Не уходите из сада, не попрощавшись с малышом. Для детей это настоящая трагедия, когда родители исчезают.

20. Следите за тем, чтобы малыш был здоров, а накануне у него было достаточно времени на сон и отдых.

Ребенок не хочет ходить в ясли – что делать?

Рындина А. 

< Предыдущая   Следующая >

www.xn--2-8sbxpv.xn--p1ai

Как адаптировать ребенка к детскому саду? Возможные проблемы и их решение

В любой семье рано или поздно приходит время отдать ребёнка в детское учреждение. Причины бывают самыми разными. Чаще всего маме просто пора выходить на работу, так как подходит к концу отпуск по уходу за ребёнком. Темперамент и привычка к дому у всех деток разные, поэтому переносят они новое для себя окружение так же по-разному: кто-то легко привыкает и идет на контакт с воспитателями и другими детьми, а для других этот процесс проходит болезненно.

Вопросу о том, как адаптировать ребенка к детскому саду, будет посвящена эта статья.

Почему родители отдают маленьких детей в садик

В некоторых семьях ребёнка отдают в детский садик раньше трёхлетнего возраста. Это может быть сделано по нескольким причинам:

  • ребёнок сам так рвётся в сад, что буквально заставляет родителей его туда отвести;
  • маме проще справиться с адаптационным периодом и помочь в этом ребёнку, ведь ей ещё несколько месяцев не придётся выходить на службу, а значит, она сможет забирать своего кроху пораньше;
  • семья стеснена в средствах, и еда в детском саду намного разнообразнее и калорийнее домашней, и многое другое.

Какой бы ни была причина отдать своего ребёнка в данное государственное учреждение в каждом конкретном случае, родители должны учитывать особенности адаптации ребенка к детскому саду, к новым для малыша условиям. У одних детей это получается лучше, у других — хуже, но в конечном итоге 99% малышей успешно проходят адаптацию к переменам в жизни.

Чем полезен детский сад для малышей

До того момента, как начнется школьный возраст, родители являются фактически единственным авторитетом для ребенка. Но важно помнить, что с трехлетнего возраста ребенок должен начать общаться со сверстниками, развивать общительность и коммуникабельность. Детский сад в полном объеме справляется с этой задачей, предоставляя массу возможностей. Главной проблемой становится вопрос о том, как лучше адаптировать ребенка к детскому саду.

Плюсы детского сообщества:

  1. В коллективе сверстников малышу гораздо проще освоить и понять навыки самообслуживания: самостоятельно научиться надевать одежду, производить за собой уборку вещей и игрушек, освоить соблюдение правил личной гигиены.
  2. Благодаря пребыванию в детском саду у детей формируются навыки общения, малыши приучаются считаться с общими интересами и работать во взаимодействии с другими детками. Успешная адаптация ребенка в детском саду особенно важна для развития этих навыков у детей, единственных в семье.
  3. Установка из младенчества «я – мое» переходит в понимание «наше — общее». Дети начинают охотно помогать другим, делиться игрушками.
  4. Дети получают различную информацию и опыт, что способствует быстрому развитию речи, логического мышления, музыкальных способностей и художественных наклонностей.

Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Каждая мама, которая намерена в скором времени отвести своего ребёнка в детский садик, должна заблаговременно продумать процесс помощи ребёнку в адаптационный период. Есть несколько советов психологов и педагогов по данному поводу:

  1. Не стоит устраивать сюрприз для ребёнка из посещения детского сада. Нужно постараться заранее объяснить малышу, куда он идёт, зачем, что он будет там делать и так далее.
  2. Желательно узнать примерную программу развития детей, принятую в саду, и начать знакомить ребёнка с её ключевыми моментами. Это важно для решения проблемы того, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
  3. Все объяснения должны быть максимально простыми, с позитивным настроем, чтобы заинтересовать ребёнка садом.
  4. Если жилье находится рядом с детским садом, нужно чаще гулять на его территории.
  5. Неплохо заблаговременно познакомиться с воспитателями, набирающими группу, и познакомить с ними кроху. Причём чем лучше ребёнок узнает воспитателя до того, как он останется с ним без мамы, тем ему будет проще в дальнейшем.

Советы по здоровью

По поводу укрепления здоровья малыша перед началом посещения сада следует обратить внимание на такие советы по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прежде всего следует подготовить иммунную систему ребёнка к скорой встрече с новыми вирусами. Скорее всего, кроха всё равно будет какое-то время болеть.
  2. Когда семья поедет отдыхать летом, лучше отдать предпочтение той климатической зоне, которая имеется на территории постоянного проживания, чтобы не переживать акклиматизацию. Если же запланирована поездка на море, отпуск должен быть рассчитан таким образом, чтобы ребёнок находился на побережье целый месяц (а не семь дней, как чаще всего происходит). Важно знать, как адаптировать ребенка к детскому саду по здоровью, так как иммунная система крохи работает на полную мощность, приспосабливаясь к изменениям, и вместо оздоровления в первые пять дней происходит ухудшение состояния. Поэтому, если по финансовым или каким-либо другим причинам нет возможности обеспечить ребёнку тридцать дней пребывания на море, лучше отказаться от его посещения совсем (по крайней мере, в тот год, когда малыш начнёт посещать детский сад).

Как облегчить задачу воспитателям

Не нужно думать, что только для родителей является большой проблемой адаптация детей к детскому саду. Для воспитателей это также является сложным процессом, а родители могут помочь им и своим детям. Нужно помнить о следующем:

  1. Не стоит думать, что воспитатели обязаны научить ребёнка всем необходимым ему навыкам сами. Это ребёнок своих родителей, и чем больше самостоятельных навыков ему будут ими привиты дома, тем легче и быстрее пройдёт приспособление к новой среде.
  2. Следует начать соблюдать дома режим дня, принятый в детском саду, хотя бы за два месяца до начала его посещения, чтобы малыш успел привыкнуть к определённой упорядоченной системе действий, а также к тому, в каком порядке эти действия должны выполняться. Это легко поможет решить проблему того, как адаптировать ребенка к детскому саду.
  3. Нужно стараться как можно раньше начать развивать своего ребёнка в социальном плане: прививать ему навыки говорить правильно, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Для этого полезно посещать клубы раннего развития детей.

Длительность периода адаптации

Многих родителей интересует вопрос, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду. Однозначного ответа на него нет, так как многое зависит не только от взрослых, но и от характера малыша, а также его окружения и периода подготовки к первому дню похода в детское учреждение. Так, например, существуют специальные клубы адаптации, куда можно отдать малыша, прежде чем отправляться с ним в детский сад.

Может так сложиться, что клуб раннего развития детей, расположенный ближе всего к дому, посещает только один ребёнок похожего возраста. Для начала он подходит, но по истечении месяца заведение придётся сменить.

Идеально подойдёт группа со средней посещаемостью 5-7 детей возраста ребёнка, где родителей допускают только на первые 1-3 занятия, а дальше занимаются с детьми самостоятельно. Неплохо будет, если ведётся видеонаблюдение, и родители, находясь в комнате ожидания, контролируют процесс обучения своего чада. Это привьёт ребёнку навык слушаться новых взрослых, общаться со сверстниками и мягко подготовит иммунитет к встрече с новой микрофлорой.

В лучшем случае адаптация детей раннего возраста к детскому саду происходит на протяжении месяца, иногда срок достигает трех-четырех месяцев, а некоторым деткам хватает и пары недель.

Изменения в поведении

Для каждой мамы её ребёнок является самым хорошим, самым любимым и самым послушным. Он не кричит и не капризничает дома, выполняет все просьбы и помогает маме, ложится спать вовремя и играет самостоятельно. Но вот ребёнок пошёл в детский садик, и всё изменилось до неузнаваемости: малыш стал кричать, или, наоборот, затих совсем, перестал помогать, самостоятельно одеваться или раздеваться, забыл навык пользования горшком, возможно, он даже стал бить маму, кусаться и бить посуду…

Список возможных изменений можно продолжать до бесконечности. Это всё является признаком происходящей адаптации ребёнка к новой среде. Бить тревогу не стоит, всё это естественно и прогнозируемо.

Что делать, если поведение изменилось

Вне зависимости от того, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, родители в скором времени начинают замечать изменения в поведении малыша. И здесь могут пригодиться следующие советы:

  1. Первое, что советуют психологи – набраться терпения. Первое время (от двух недель до трёх месяцев) дети плачут, меняют манеру поведения, становятся агрессивными. Они протестуют против слома привычной комфортной безопасной среды обитания.
  2. Не оставлять ребёнка в детском саду одного внезапно. Маленького человечка легко увлечь чем-то новым, и он охотно пойдёт в группу без слёз и криков, заинтересовавшись новой игрушкой. Но если мама на радостях от такого поведения уйдёт, не попрощавшись, малыш может на следующий день закатить истерику при одном упоминании о садике. Он не понимает, куда исчезла мама в предыдущий день, проблема адаптации ребенка к детскому саду в этом случае может усугубиться.
  3. Возможно, кроха прилипнет к родителям и морально, и физически, а отпускать будет только с рёвом. Это нормальная реакция на слишком резкую перемену жизни. Не стоит сразу же оставлять ребёнка на целый день. Лучше сначала — на час-два, затем до обеда. Со второй недели уже можно оставить его на весь день.

Подготовительные игры

В трёхлетнем возрасте чаще всего дети ещё не понимают объяснений, нотаций и окриков. У них всё обучение происходит через игру, и эту особенность можно использовать себе на благо и подумать, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

С определённой регулярностью с ребёнком стоит проводить ролевую игру «мышка-малышка посещает детский сад» (вместо мышки может быть взята любая игрушка, которую кроха любит больше всего). Цель данной игры – вызвать у малыша ощущение безопасности, комфорта и интереса к саду. Самое главное – если нет времени играть, лучше не начинать это сегодня, ведь каждая новая игра в мышку-малышку обязательно должна заканчиваться приходом мамы, объятием, поцелуем и уходом домой. Это важно помнить и понимать, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.

Лучше пропустить какие-то режимные моменты (мытьё рук, прогулку), чем остановить игру до вечернего прихода мамы. Можно предложить своему ребёнку самому рассказать мышке-малышке, как хорошо в садике, почему он туда ходит. Пускай малыш станет для мышонка старшим братом/сестрой и будет защищать его. Родителям в это время нужно очень внимательно слушать, что ребенок станет говорить. Чаще всего, уговаривая игрушку, дети описывают свои проблемы и переживания, а поняв своего ребёнка, можно лучше ему помочь пережить трудности адаптации.

Как легче адаптировать ребенка к детскому саду

Помочь проблеме адаптации можно следующим образом:

  1. Разрешать ребёнку забирать домашнюю игрушку с собой на следующий день (если это не запрещено в саду), он покажет ей свой шкафчик, кроватку, стульчик. Пусть сажает любимца рядом с собой на занятиях, ведь в данном случае это не просто игрушка, а частичка дома, заменитель мамы.
  2. Посещение детского дошкольного учреждения – огромный стресс для крохи, даже если он не показывает этого внешне. Он не может расслабиться при воспитателях, боится сделать что-то не так. По этой причине, придя домой, ребёнок может капризничать – он «скидывает» накопившееся за день напряжение. Справиться с этим можно при помощи повышения физической активности малыша, игр.
  3. Идя забирать ребёнка, можно взять с собой футбольный мяч или попросить друзей, у которых есть собака, пойти вместе с вами. Ребёнок будет просто счастлив поиграть в подвижные игры с родителями или побегать собачкой на свежем воздухе. Тем самым он сбросит стресс, устанет и легко ляжет спать.

Зачем нужен сон

Чтобы ответить на вопрос, как адаптировать ребенка к детскому саду, следует знать о важности достаточного времени для сна. Чем больше ребёнок спит, тем лучше. Первое время он может просыпаться среди ночи, плакать, вскрикивать, кидаться к маме в страхе, что она его в следующий раз не заберёт. В первые две недели детям часто это снится, особенно если не найден контакт с воспитателями. Следует набраться терпения – это пройдёт.

Во время сна организм отдыхает и восстанавливает эмоциональные и физические силы, поэтому это время очень важно.

Поведение родителей

Так как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду должны в первую очередь сами родители, то от их поведения и зависит очень многое в этот сложный период. Зачастую они сами виноваты в затянувшейся адаптации ребёнка.

Если они ругают садик или воспитателя при малыше, пугают его садом, если плохое поведение обсуждают со всеми родственниками, а хорошее не показывают никому, то ребёнку будет вдвойне тяжело. Он нуждается в поддержке, а не в порицании, и считает такое поведение мамы предательством.

О слезах лучше забыть совсем и просто не обращать на них внимания, отвлекая игрой. В присутствии крохи необходимо хвалить садик, воспитателей, других работников. Делать акцент на том, как хорошо малыш приспосабливается, какие (пускай небольшие) успехи он имеет на сегодняшний день, чего сможет добиться через месяц, неделю, к концу года. Это поможет решить проблему, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

Нужно придумать свой особенный ритуал прощания и встречи с малышом, обсудить с ним детали и приучать их соблюдать. Тогда у ребёнка выработается привычка прощаться без слёз, ложиться спать самостоятельно, отпрашиваться у воспитателя, когда за ним пришли.

Заключение

Залог успешной адаптации ребёнка – спокойствие и уверенность родителей в положительном конечном результате. Ребёнок «считывает» информацию и сам становится спокойнее. Поэтому если мама не может смотреть на детские слёзы, более того, всё время их подсознательно ожидает, пускай первый месяц-два ребёнка отводит папа или другой, более спокойно настроенный член семьи.

fb.ru

Адаптация к детскому саду: как помочь ребенку

Как убедиться, что малыш готов к поступлению в сад, что можно сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке, и как понять, нормально ли он адаптируется или ему требуется помощь. Разбираемся вместе.

Как определить психологическую готовность ребенка к саду

Большинство детей приобретают психологическую готовность к детскому саду в 3–4 года.

Это и умение ребенка общаться с другими детьми, то есть уметь делиться или меняться игрушками, не отнимать игрушки у других детей и не драться с ними. Но самое главное — это умение расставаться с мамой. Сами понимаете, если ребенок впервые расстанется с мамой в первый день в детском саду, то ничего хорошего из этого не выйдет. Так что ваша задача — заранее приучить ребенка к тому, что вы можете отсутствовать.

К этому возрасту ребенок уже:

  • владеет простейшими навыками самообслуживания (просится на горшок, ест и пьет сам) и проявляет интерес к самостоятельности в быту (есть из ложки, умываться, одеваться)
  • может объясниться словами, рассказать, попросить о чем-то
  • может оставаться некоторое время без мамы
  • может играть самостоятельно
  • днем засыпает сам, достаточно быстро и спокойно, у него один сон днем;
  • в основном легко идет на контакт с детьми и взрослыми, умеет просить и оказывать помощь
  • любит играть и общаться с другими малышами, даже не знакомыми ему
  • любит различные игры, занятия (творческие и интеллектуальные)
  • интересуется новым, задает вопросы

А также:

  • у него нет чрезмерной привязанности к кому-либо из взрослых
  • у малыша в основном устойчивое положительное настроение дома
  • Его режим приближен к режиму детского сада (легко встает утром, вечером рано засыпает)

Как помочь ребенку привыкнуть к новому этапу в его жизни

  • Подготовка малыша к посещению детского сада должна начинаться не позже чем за месяц до поступления в него. Психологи считают, что самый лучший способ познакомить малыша с новой для него ролью и пространством — игра в детский сад. Проигрывайте как положительные (праздники, прогулки, совместные игры), так и трудные ситуации (необходимость делать то, что говорят, кушать то, что предлагают, соперничество за одну игрушку и так далее).

  • Важный момент — проигрывание расставания с мамой. Можно играть в прятки (маму не видно, но она обязательно найдется) или «клубочек и ниточку» : показывать ребенку, что даже отматывая нитку на большое расстояние, мама всегда остается вместе с ребенком, и между вами такая волшебная нить есть всегда.
  • Малышу может быть еще непонятно, что такое «мама пошла на работу», поэтому важно рассказывать ему о своей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Ему так-же важно знать, как мама по нему скучает и ждет встречи вечером. Рассказ о том, как вы вместе проведете вечер и выходные дни, может утешить малыша по дороге в детский садик больше, чем внушение ему установки «Все туда ходят, и никто не плачет».
  • Будет здорово, если у малыша уже есть опыт общения со сверстниками в кружках, на развивающих занятиях или просто в «детских» гостях.
  • Также по возможности организуйте малышу экскурсию в садик — на территорию и в группу. Можно познакомиться заранее с воспитателями.
  • Полезно научить ребенка навыкам самообслуживания и соблюдению простых правил детского сада: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова, убирать за собой игрушки.

Сколько длится период адаптации к саду и как проявляется в поведении ребенка в саду и дома

Обычно выделяют три варианта адаптации малыша к детскому саду — легкая адаптация, средняя и тяжелая.

Легкая адаптация происходит в течение месяца: нормализуется поведение, аппетит становится обычным через неделю-полторы, сон налаживается за 1–2 недели, малыш не болеет.

Адаптация «средней тяжести»: сон и аппетит приходят в норму через 3–5 недель, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Малыш может на несколько дней заболеть ОРВИ.

Не стоит остро реагировать на выходки ребенка дома и наказывать его за капризы. Сохраняйте спокойствие, терпение и заботливую внимательность. У него нелегкий период в жизни. Не слишком переживайте и не создавайте сверхкомфортные условия при болезни малыша — чтобы у него не появилось предпосылок убегать от жизненных трудностей в болезнь. Дети быстро настраивают нужным образом иммунную систему, чтобы устраивать себе «каникулы». Внимания во время болезни надо оказывать столько, сколько действительно необходимо. Стоит создать условия, показывающие, что болеть — скучно, а вот при выздоровлении к ребенку возвращается возможность самостоятельно играть.

Нельзя совсем не обращать внимания на переживания малыша: тактика «ничего, пострадает и перестанет, все привыкают» может нарушить ваше взаимное доверие, а также негативно повлиять на отношение малыша к общественным институтам в целом (школе, кружкам, лагерям). Важно, чтобы ребенок знал, что вы его поддержите в любой момент и поможете наладить новые отношения

О тяжелом протекании адаптации говорят, когда и после месяца-полутора у малыша сохраняются симптомы дезадаптации:

  • он длительно и серьезно болеет
  • замедляется темп развития
  • у него часто резко меняется настроение
  • нарушены сон и аппетит
  • у малыша может отмечаться рвота, головные боли, энурез, тики, запинки в речи, апатия, нестабильная температура тела при отсутствии заболеваний, беспокойный сон и плач по ночам, раздражительное настроение, приступы гнева, истерики
  • он «прилипчив» или наоборот не доверяет родителям, ведет себя как маленький
  • появились новые страхи и невротические движения (раскачивание, сосание пальцев, гримасы, агрессия)
  • после садика он двигательно расторможен (носится, кричит)
  • в группе ни с кем из ребят не общается.

При этой форме адаптации — обязательно необходимо наблюдение и консультация врача и психолога.

www.minibanda.ru

Адаптация ребенка в детском саду

Итак, настало время отдавать малыша в детский сад. Вас можно поздравить уже с тем, что Вам удалось туда попасть. Не секрет, что многие мамы скрепя сердце думают о надвигающихся переменах, а больше всего пугает неизвестность.

Ведь все, что мы знаем о детских садах, – это смутные воспоминания нашего садовского детства. Так что же делают с нашими детьми в детских садах сегодня? Как встречают «первосадок»? Как проходит адаптация ребенка в детском саду?

Когда ребенок пойдет в детский сад?

Во-первых, не думайте, что все новобранцы идут в садик 1 сентября. Малышей вводят в группу «порциями» — 5-7 человек в неделю, например, трое — в понедельник, четверо — в среду. Делается это в целях лучшей адаптации детей к детскому саду, ну и, конечно же, потому, что воспитателям было бы очень сложно уследить сразу за 15-20 растерянными малышами, незнакомыми с правилами детского сада, и, откровенно говоря, вообще не очень понимающими, куда и зачем они попали.

 

Старайтесь, по возможности, попасть в одну из первых «порций», ведь пока детей в группе не так много, каждому из них уделяется больше внимания, что особенно важно в период адаптации ребенка. Как же этого добиться? Очередность определяют воспитатели, поэтому, если Вас еще до начала занятий попросили помочь с уборкой группы или детской площадки, окажите эту помощь, ведь воспитателям действительно трудно делать все это в одиночку.

 

В большинстве договоров, которые Вы заключаете с детским садом при зачислении, прописана возможность присутствия родителей в период адаптации ребенка в детском саду. В одних садиках – это месяц, в других – 1-2 дня, но иногда на деле эта возможность не реализуется. Не стоит сильно расстраиваться в последнем случае, ведь чаще всего пребывание родителей в детском саду подразумевает лишь присутствие в раздевалке, к тому же Вам потом не придется объяснять ребенку, почему раньше Вы находились в садике вместе с ним, а теперь куда-то уходите, да и плачут дети чаще всего только в присутствии родителей, а потом отвлекаются и успокаиваются.

Период адаптации ребенка к детскому саду

Первые дни (а может, и неделю) Вы будете приводить малыша в садик всего на 1-2 часа. Часть этого времени ребенок будет завтракать, а оставшуюся часть играть. Не кормите ребенка дома, пусть он понемногу приучается есть в саду.

 

Затем Вы начнете водить ребенка до сна (примерно до 12.00). За это время Ваш малыш успеет позавтракать, погулять и пообедать. Не переживайте, если ребенок отказывается в детском саду от еды или не ходит на горшок, ведь ему тоже нужно время, чтобы освоиться, адаптироваться к новой обстановке.

 

И вот Вы уже оставляете ребенка на сон (до 16.00). К этому времени малыш не только поспит, но и съест полдник. Поначалу, Ваш ребенок, скорее всего, будет плохо засыпать в садике и даже плакать, ведь он не привык спать, когда мамы нет рядом. Всё это нормально и со временем пройдет.

 

Адаптация каждого ребенка к детскому саду проходит индивидуально. Воспитатели сами скажут Вам, когда можно будет оставить ребенка до обеда, на сон и т.д. Прислушайтесь к их мнению, ведь у них богатейший опыт, через их руки прошли сотни детей. Конечно же, 90% детей первые недели плачут, и, конечно же, Вам больно уходить от рыдающего ребенка. Но постарайтесь не волноваться, ведь дети очень чутко чувствуют настроение взрослых, а воспитатели сумеют позаботиться о Вашем малыше: и пожалеют, и обнимут, и на руки возьмут.

Светлана Музыченко специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

www.kinderok.ru

Сколько длится адаптация в детском саду | Адаптация детей

Считается, что болезни – это неотъемлемая часть процесса адаптации к детскому саду. Кажется, что детским ОРВИ и ОРЗ нет конца и края. Можно ли выйти из замкнутого круга, мы спросили педиатра клиники Борис Константина Елиневского.

Детей, которые, начиная посещать детский сад, без конца болеют, большинство, практически 80%. Причин этому две:

Новый образ жизни. До садика малыш ел и спал, когда хотел, как такового графика прогулок у него не существовало. В садике же существуют определенные правила. Поэтому малыш, ощущая на себе давление нового для себя распорядка жизни, находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, которое сказывается и на его физическом состоянии. Особенно это касается иммунной системы, потому что в этом случае часть ее защитных сил уходит на адаптацию к новым условиям существования. Соответственно, защитных сил против инфекций становится меньше, иммунитет снижается, а восприимчивость к новым вирусам и бактериям увеличивается.

Новые виды микроорганизмов. Ребенок попадает в коллектив (как правило, это больше десятка человек), и его организм сталкивается с новыми, незнакомыми вирусами и бактериями, с которыми приходят в группу другие дети. Поэтому при новом контакте происходит заражение. Хорошая новость состоит в том, что если в группу в течение, скажем, полугода не приводят новых детей, все дети, «поменявшись» вирусами и переболев, как правило, болеть перестают. А бывает так, что в группу приводят нового ребенка, который может быть вполне здоров, но на следующий день несколько детей заболевает. Это потому, что ребенок принес в группу вирусы, с которыми дети в садике еще не встречались.

Считается, что пока ребенок не переболеет нужное количество времени и нужным количеством болезней и не наработает свой иммунитет, череду заболеваний остановить очень сложно. При этом совсем не водить малыша в садик далеко не всегда может быть выходом. Такой ребенок, придя в школу, весь процесс адаптации будет проходить в первом классе. Может быть, в 6-7 лет этот процесс будет не таким длительным, как в 3 года, в связи с большей зрелостью иммунной системы, но без него обойтись не удастся. Если полная адаптация к коллективу для дошкольников составляет в среднем 2-3 года, то для школьников хватает одного года, чтобы вернуться к обычной частоте заболеваний – 1-2 раза в год.

Безусловно, есть дети, болеющие реже или вообще мало, есть те, которые вообще, кажется, никогда не выйдут из замкнутого круга, — каждый организм индивидуален. Многое зависит от наследственности, есть ли у родителей какие-то хронические заболевания и т.д.

Каждый последующий тяжелее предыдущего

Часто бывает так, что с каждым последующим заболеванием малыш болеет дольше и тяжелее. И если сначала это был обычный насморк, то через несколько эпизодов тот же обычный насморк может превратиться в бронхит или пневмонию. С чем это связано? Представьте, что иммунитет ребенка – это депо, в котором находятся все компоненты, необходимые для борьбы с инфекцией. Когда в организм попадает чужеродный вирус, то из депо выбрасывается определенное количество антител. Таким образом, с каждым новым заболеванием иммунное депо истощается, потому каждое последующее заболевание у ребенка проходит тяжелее. Для того чтобы иммунное депо восстановилось, после болезни должно пройти достаточное количество времени: в зависимости от особенностей организма и тяжести заболевания это может быть как 3 дня, так и 2-3 недели. К сожалению, у родителей, спешащих вернуться на работу, часто нет возможности побыть с ребенком для полного восстановления иммунной системы после болезни. Вот и получается, что если в начале адаптационного периода для того, чтобы малыш выздоровел, достаточно было дать ему травяной чай и промыть нос, через некоторое время для его лечения врач вынужден уже назначать антибиотики.

Бывает, что ребенок, придя в сад после болезни, буквально через пару дней заболевает. И так продолжается снова и снова. В этом случае некоторые родители принимают решение забрать ребенка из сада на несколько месяцев, как правило, до весны. И в этом есть смысл. По крайней мере, есть все шансы, что, получив такой отдых, иммунная система к весне будет уже лучше справляться с заболеваниями.

Еще один способ прервать череду болезней – посетить иммунолога. Однозначным поводом для обращения к специалисту должен быть тот факт, что из раза в раз ребенок, заболев, самостоятельно не восстанавливается. То есть врач при каждом новом осмотре наблюдает ухудшение ситуации, а потом констатирует присоединение бактериальной инфекции, и практически каждое заболевание заканчивается антибиотиками. В этом случае делается комплексная иммунограмма, врач уточняет характер протекания заболеваний ребенка и определяет, какое звено иммунитета страдает. Скажем, при вирусных заболеваниях страдает одно звено, при бактериальных – другое, когда и те, и другие – оба. В зависимости от результатов обследования иммунолог назначает специфическую иммуностимуляцию, при этом препараты назначаются именно такие, которые стимулируют то звено иммунитета, которое страдает у данного ребенка.

Чем опасны иммуностимуляторы

Часто вместо того чтобы обратиться к иммунологу, мамы по совету знакомых покупают в аптеке иммуностимуляторы и пытаются с помощью них справиться с проблемой. В лучшем случае это может быть неэффективно. Потому что если у данного ребенка страдает одно звено иммунитета, а выбранный препарат работает с другим звеном, то эффекта не будет, малыш все равно будет болеть. Но иммуностимуляторы могут и навредить, если стимулировать иммунитет и так очень ослабленный болезнями. Например, если начинать применять иммуностимулятор сразу после болезни. Вспомните о том, что мы говорили об иммунном депо: во время заболевания оно уже было опустошено наполовину. Применяя иммуностимулятор, мы заставляем иммунитет выбрасывать антитела, таким образом, на фоне полного здоровья ребенка впустую выбрасывается вторая половина иммунного депо. Антитела выбрасываются в кровь, циркулируют там определенное время, потом отмирают и выводятся из организма. Этот процесс быстрее, нежели процесс появления новых антител и наполнения ими иммунного депо. Если в этот период ребенок встретится с какой-то инфекцией, защищаться ему будет нечем, и новая болезнь может протекать очень тяжело.

Существуют неспецифические иммуностимуляторы – адаптогены, которые можно применять не ранее, чем через неделю-две после болезни и только по назначению врача.

Многие также практикуют закаливание, витаминизирование пищи и т.д. К сожалению, ничто из этого не гарантирует того, что ребенок не заболеет. Не исключить, но снизить частоту заболеваний может здоровый образ жизни: чистота дома, правильное питание, правильный ритм жизни и, безусловно, хорошие взаимоотношения между родителями.

Адаптация ребенка в детском саду

Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него обстановке. Детский сад -это новое неизвестное пространство, новые отношения, знакомства. В адаптацию включается широкий диапазон индивидуальных реакций, и их характер обусловлен личностными и психическими возможностями ребенка. Также имеют значение сложившиеся в семье отношения, условия нахождения в данном дошкольном учреждении. Каждый малыш по-своему привыкает к детскому саду, но все-таки имеются некоторые закономерности, на которые следует обратить внимание.

Всегда следует учитывать, что до двухлетнего и трехлетнего возраста у ребенка нет потребности в общении со сверстниками. Взрослый человек является для ребенка образцом для подражания, партнером по играм. Тем более, что ребенок постоянно находится в доброжелательном окружении. Сверстники не могут обеспечить его подобным отношением, так как они и сами в этом нуждаются. В связи с этим, адаптация обычного ребенка к яслям не может происходить быстро, ведь он очень привязан к матери. Если она исчезает, то это вызывает бурный протест. Особенно это касается эмоционально чувствительных и чрезмерно впечатлительных детей. Маленькие дети, не достигшие трех лет, боятся незнакомых людей, трудно принимают новые ситуации общения.

Все эти факторы полностью проявляются, когда ребенок приходит в детский сад. Такие страхи являются главной причиной, мешающей ребенку адаптироваться в новых условиях детского учреждения. Нередко малыш становится плаксивым без причин, он постоянно обижается, и к тому же начинает чаще болеть. Все это объясняется частыми стрессовыми ситуациями, истощающими организм и подрывающими его защитные силы. Известно, что мальчики в этом возрасте сложнее адаптируются, чем девочки. В этот возрастной период они имеют максимальную привязанность к матери, и разлука является очень болезненной. Психологи утверждают, что целесообразнее отдавать детей в детское учреждение как можно раньше, в этом случае в дальнейшем дети лучше привыкают к коллективу.

Сколько длится нормальная адаптация к детскому саду?

При раннем посещении ребенком детского сада со сверстниками быстро устанавливается эмоциональный первичный контакт. Но в данном случае, нужно учитывать, что это особым образом влияет на его эмоциональную сферу. Не исключено, что в дальнейшем такие дети могут быть лишены глубокой привязанности и сострадания к окружающим. Чем сильнее имеется эмоциональная связь с матерью, тем сложнее происходит адаптация, но проблема в том, что не каждый малыш может преодолеть сложную ситуацию, и у ребенка возникает невроз. В том случае, если адаптация к дошкольному учреждению не состоялась, хотя ребенок уже несколько месяцев посещает сад, то родители должны знать, что требуется помощь специалиста.

На основании исследований психологов адаптационный срок является нормальным, когда он занимает в яслях до десяти дней, а детском саду для трехлетних детей длится до трех недель. Нормальная адаптация для детей старшего дошкольного возраста составляет один месяц. Разумеется, это лишь общие показатели, и не все дети имеют одинаковую реакцию на новую обстановку, хотя существую и одинаковые черты. Труднее всего приходится тем детям, которые крайне зависимы от матери, которые являются в семье единственными, и привыкли к исключительному и постоянному вниманию. Также, хуже, чем другие, чувствуют себя в саду малыши с флегматичным темпераментом. Темп детского сада кажется им слишком быстрым. Они опаздывают с одеванием, медленно едят, последними выходят на прогулку.

Случается, что воспитатель не замечает таких проблем, и постоянно подгоняет ребенка. Но в результате происходит еще большее затормаживание, и малыш становится безучастным к происходящему, вялым, ему ничего не интересно. Если вы замечаете, что ребенок трудно адаптируется, то побеседуйте с воспитателем. В данном случае, ребенку требуется повышенное внимание, воспитатель должен поощрять и поддерживать малыша. Известно, что другие дети нередко дразнят более зависимых и слабых. Поэтому принципиальность воспитателя и его требовательность будет оказывать положительное влияние, тормозя агрессивное поведение некоторых детей.

В каком возрасте отправить ребенка в детский сад?

Дети – это маленькие независимые во многих суждениях личности, и с ними необходимо считаться. Поэтому возраст, когда ребенка можно будет определить в дошкольное учреждение, рассматривается индивидуально. В любом случае, требуется обратить внимание на возможные осложняющие факторы, являющиеся серьезным препятствием для нормальной адаптации. К примеру, играет роль необщительное поведение родителей, различные семейные конфликты. Дети очень быстро усваивают любые негативные черты, замеченные ими в поведении родителей. В детской группе такие дети отличаются нерешительностью и неуверенностью, и это очень осложняет отношения в детском коллективе. Поэтому, таких детей в сверстники в группе не принимают.

Специалисты склоняются к мнению, что малыш с нервным нарушением должен быть отдан в детский сад не раннее, чем достигнет трехлетнего возраста. Что касается мальчиков, то их лучше отправлять в детский сад не в три года, а в три с половиной. Бывает, что ребенок в семье единственный, и при этом нередко болеет, склонен всего бояться. Вхождение в дошкольное учреждение в этом случае тоже возможно, но оно должно быть постепенным. Начните с того, что приведите его в группу, познакомьте с другими детьми, воспитателем. Потом можно вместе рассмотреть игрушки. В такой ситуации нужно вызвать интерес ребенка к данному окружению. Потом нужно вместе уйти домой. Потом несколько дней приводите малыша на несколько часов, и забирайте до того, как детей укладывают спать. Таким образом, ребенок привыкает быстрее, и возможно он сам не захочет возвращаться домой в обед, когда все дети остаются в саду.

Похожие посты:

Советы к этой статье

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.

Получай лучшие статьи и предложения от Школы профилактики

Самые обсуждаемые статьи

Главная / / Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду

От рождения до трех-четырех лет ребенок живет в уютной домашней обстановке, общается с близкими родственниками, совершает привычные действия. Детский сад – совершенно новое пространство, новые условия, новые взаимоотношения. Для ребенка, организм которого находится в процессе физического и психического формирования, такие перемены являются большим испытанием. Пройдет некоторое время, прежде чем ребенок сможет адаптироваться к детскому саду.

Этапы адаптации дошкольника к детскому саду

Как проходит период адаптации ребенка в дошкольном учреждении? Специалистами разработаны рекомендации для педагогов и родителей, благодаря которым адаптация детей раннего возраста проходит легко и безболезненно.

  1. Вначале родители приводят ребенка только на дневную и вечернюю прогулку, чтобы познакомиться с воспитателем и детьми в непринужденной обстановке. Желательно, чтобы ребенок видел, как после вечерней прогулки родители приходят забирать детей из детского сада;
  2. Первое время родители приводят ребенка после завтрака. Во-первых, он не видит слез других детей при расставании с родителями, во-вторых, избегает приема пищи в непривычной обстановке, в-третьих, сразу включается в игру или развивающее занятие. После утренней прогулки родители забирают ребенка;
  3. В течение последующих нескольких недель ребенок может приходить к завтраку и оставаться на обед. Родители забирают ребенка до дневного сна;
  4. После этого можно оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Первые несколько дней родителям рекомендуется забирать ребенка сразу после пробуждения, чтобы он не успел испугаться непривычной обстановки.
  5. После завершения адаптационного периода ребенок остается в детском саду на протяжении целого дня.

Сколько длится адаптация детей дошкольного возраста? Некоторые дети привыкают к новым условиям быстро и легко – в течение 1-3 недель. У других детей адаптационный период затягивается на несколько месяцев. Если по прошествии 3 месяцев у ребенка сохранились симптомы стресса, адаптация к детскому саду считается тяжелой и требует участия специалиста — детского психолога.

Виды адаптации

Даже если адаптация к детскому саду проходит легко, это вовсе не значит, что в организме ребенка не происходит никаких изменений! Проявления адаптации могут быть видны невооруженным взглядом (капризность, потеря аппетита, нарушение сна) или оставаться скрытыми.

Эмоции

Как правило, в первые дни пребывания в детском саду у ребенка преобладают отрицательные эмоции – страх, огорчение, обида, гнев. Они могут проявляться в виде хныканья, плача, попыток убежать или спрятаться, ударить или укусить. Иногда ребенок не проявляет никаких эмоций – выглядит «заторможенным». Важно понимать, что отрицательные эмоции – нормальная реакция ребенка на непривычные условия. Со временем им на смену придут положительные эмоции, что будет свидетельствовать о завершении адаптации в детском саду.

Общение с детьми и взрослыми

Даже общительные дети в первые дни посещения детского сада становятся застенчивыми, напряженными, замкнутыми. Ведь раньше ребенку не приходилось общаться одновременно с двадцатью-тридцатью детьми. Кроме того, потребность в общении и совместных играх возникает у детей не раньше 3 лет. До этого ребенок нуждается в покровительстве взрослого человека. Поэтому показателем благополучной адаптации будет не дружба со сверстниками, а налаживание контакта с воспитателем или няней.

Навыки

Некоторые родители ждут, что в детском саду ребенок наконец научится самостоятельно кушать ложкой, пользоваться горшком, надевать колготки и завязывать шнурки. Однако в процессе адаптации бывает наоборот – ребенок становится совершенно беспомощным. Не стоит беспокоиться – вскоре он не только «вспомнит» забытые навыки, но и приобретет новые.

Речь

В начале адаптационного периода возможно ухудшение речи ребенка, что очень беспокоит родителей. В дальнейшем речь ребенка не только восстановится, но и улучшится – будет расширен словарный запас, устранены дефекты произношения.

Сон

Проблемы со сном возникают у детей, чей домашний режим существенно отличался от режима детского сада. Дневной сон может стать причиной нарушения ночного сна (трудности с засыпанием, беспокойство во сне). После завершения адаптационного периода режим сна и бодрствования нормализуется.

Аппетит

Новая еда с непривычным видом, запахом и вкусом вполне может не понравиться ребенку. К тому же причинами отсутствия аппетита может быть беспокойство, страх, обида. Если ребенок хотя бы пробует еду — это уже хорошо. Если он съедает порцию и даже просит добавки — адаптация к детскому саду проходит успешно.

Здоровье

Больше всего беспокойства родителям доставляют болезни, которые начинают буквально атаковать ребенка в период адаптации. К сожалению, периодические инфекционные заболевания на протяжении первых недель или месяцев посещения детского сада неизбежны. Это объясняется снижением иммунной защиты и восприимчивостью к инфекциям.

Распространенные ошибки родителей

Чего ни в коем случае нельзя делать родителям, чтобы не затруднять адаптацию в детском саду?

  • Ругать и наказывать ребенка за отрицательные эмоции, связанные с детским садом. Фраза «Ты обещал не плакать» не работает;
  • Пугатьи угрожать детским садом. «Будешь непослушным – не буду забирать из детского сада»;
  • Обманывать, например, пообещать забрать ребенка пораньше и не выполнить обещание;
  • Плохо отзываться о детском саде, воспитателях, детях;
  • Проявлять непоследовательность. Например, водить в детский сад «по настроению».

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка. Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях: Успокаивающее действие нормализует эмоциональное состояние ребенка, избавляет от повышенной возбудимости и помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Похожие статьи

Источники: http://lady.tsn.ua/dom_i_deti/deti/adaptaciya-k-detskomu-sadu-kak-prekratit-cheredu-bolezney.html, http://www.psyportal.net/7502/adaptatsiya-rebenka-v-detskom-sadu/, http://schoolofcare.ru/articles/adaptaciya-k-detskomu-sadu/

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о