Вопросы и ответы

Самореализация в психологии это – Самореализация личности

Содержание

Самореализация личности

Каждая личность уникальна по-своему. Жизненный путь отдельно взятого человека никогда не получится повторить. Но если длина нашей жизни предначертана свыше, то ее ширина, зависит лишь от нас. И здесь у многих возникает проблема и заключается она в самореализации человека как личности. Одним удается найти свою нишу, другие всю жизнь проводят в поисках, а третьи и вовсе проживают лучшие годы впустую. Как найти себя и полностью раскрыть свой потенциал? Об этом мы сейчас и поговорим.

Психология самореализации личности

Самореализация – это не только процесс совершенствования личности и познания себя. Также это и результат постоянного роста и работы с внутренним потенциалом. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, обычно говорят, что они состоялись в жизни. Однако чтобы это произошло, человек обязан постоянно развиваться. Психологические проблемы самореализации личности заключаются в несоответствии между энергетическим и интеллектуальным потенциалом человека и степенью его актуализации. Иными словами, в силу различных жизненных обстоятельств истинный потенциал личности может не совпадать с конечным результатом ее деятельности. Это часто приводит к ощущению неудовлетворенности собственной жизнью. Несмотря на это потребность в самореализации сохраняется у каждой личности и этот феномен уже долгое время изучается ведущими психологами мира.

В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн пришел к выводу, что основным механизмом формирования личности являются мотивы. Они проявляются в мыслях и поступках человека. Если, к примеру, человек берет на себя ответственность, смелость в принятии решений и работает со своими страхами, то впоследствии эти поступки укоренятся в его сознании в виде определенных черт характера. В результате все новые свойства будут связаны в единую систему, с помощью которой человек сможет, либо наоборот окажется не в состоянии раскрыть себя.

К. Роджерс выделял два типа личности:

  • полноценно функционирующая;
  • неприспособленная.

Однако другой его коллега С. Мадди сравнил несколько теорий личности и взял за основу в своих исследованиях следующие хараткеристики полноценного человека:

  • творчество – без него невозможна жизненная реализация личности;
  • принцип «здесь и теперь» — включает в себя подвижность личности, ее высокую адаптивность и спонтанность в принятии решений;
  • свобода действий во всех жизненных ситуациях – ощущение контроля над своей жизнью.

Стратегии самореализации личности

Самореализация – это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Она становится возможной только тогда, когда сама личность осознает свои способности, интересы и потребности. Иными словами вся жизнь человека строится на цепочке действий, направленных на самореализацию и достижение жизненных целей. Чтобы состояться в жизни важно прилагать усилия, которые состоят из определенных стратегий. Выполнение этих стратегий и является главным условием самореализации личности.

С изменением возраста человека, меняются его потребности, а значит, цели и жизненные стратегии тоже видоизменяются. К примеру, в юности человек начинает определяться в выборе профессиональной деятельности, а многие на первых порах начинают решать и вопросы личной жизни. Когда первая ступень самореализации достигнута и человек обзавелся семьей и профессией, начинается коррекция и видоизменение стратегий. Когда уходит потребность в обретении должности, начинается адаптация к этой должности, окружению и т.п. Что касается семьи, то и там происходит нечто подобное. Стратегии выбираются личностью с учетом возраста, характера и потребностей. Хотя нередки случаи, когда срабатывает принцип «здесь и сейчас», когда у человека нет времени на раздумья или выгода подвернувшегося действия очевидна.

Способы самореализации личности

Возникает резонный вопрос — какие существуют способы самореализации личности? Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь общественного признания и занять свое место в жизни? На самом деле все довольно просто. Ежедневно мы раскрываем себя в труде, в хобби и увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством, через которое проходит весь потенциал человека, является творчество. Психологи считают, что только творческая активность может привести человека к сверхнормативной деятельности без преследования какой-то определенной цели. Иными словами, творчество – это добровольное занятие, на которое человек готов тратить все свои силы ради того чтобы проявить себя и свои возможности. Но что мотивирует человека на длительную и кропотливую работу над собой? Это, как правило, общеизвестные и общечеловеческие ценности, потребности и механизмы:

  • потребность в уважении и признании в группе;
  • потребность в развитии интеллекта;
  • желание обзавестись семьей и потомством;
  • желание достичь успехов в спорте или просто стать сильным и здоровым;
  • потребность в престижной профессии и работе с хорошим заработком;
  • желание постоянно усовершенствовать себя и свои способности;
  • стремление занять достойное место в жизни и в обществе;
  • желание избавиться от вредных привычек и поднять уровень требований к самому себе.

Как видно, движущие силы самореализации личности довольно просты. Но только когда больше половины этих мотивов человек уже смог достичь и удовлетворить, можно говорить о том, что он полноценная личность. А это значит, что процесс самореализации может перейти в бесконечность. Идеалы человека бесценны, но стремление к ним в тысячу раз ценнее.

 

kak-bog.ru

Самореализация — Психологос

Фильм «Москва слезам не верит»

Гошу ценят за его золотые руки, и за то, что он такой человек. Гоша — не самый социально успешный, но социально реализованный человек.
скачать видео

​​​​​​​

Беседа проф. Н.И. Козлова и Марины Смирновой об андрогинах и женской самореализации. сент. 2010 год.
скачать видео

Самореализация — реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни.

Самореализация нередко употребляется как синоним самоактуализации, что неточно. При самореализации осуществляется наличное, сегодняшнее, уже существующее, в то время как при самоактуализации актуализируется потенциал, будущее. Самоактуализация — это разворачивание личностного потенциала, рост и развитие личности человека, происходящий вследствие естественного разворачивания в нем того, что заложено в нем природой.

То есть, я делаю в жизни то, что хочу и умею, одновременно с этим это люди уважают и мне за это платят (любыми ресурсами: деньгами, временем, теплотой и так далее). Самореализация — это найти свою любовь и свое дело, реализовать себя в детях и в творчестве. Разным людям и в разном возрасте важен свой вариант самореализации: есть реализация себя как мужчины и как женщины, как ученого и как отца; социальная реализация отличается от реализации творческой. Реализовать себя сразу во всех сферах — задача не вполне реальная, но достаточно успешные варианты здесь известны.

Социальная (само)реализация, социальная реализованность — не то же самое, что социальная успешность (то есть высокие должности, большие деньги, мелькание в СМИ). Социальная самореализация — это достижение социальной успешности такой и столько, сколько хочется лично мне, а не по объективным меркам общества. В частности, я работаю там, где максимально использую свои возможности, навыки и так далее.

Замечательный пример социально реализованного человека – Гога из «Москва слезам не верит». Он работает простым слесарем, но при этом он – на своём месте (помните: «Своей докторской я обязан ему»?).

Если человек устремлен к социальной успешности, он в жизни больше может, в том числе больше может сделать для людей. Если человек устремлен к социальной самореализации, он чаще в жизни доволен и счастлив. Тем не менее, противопоставлять социальную успешность и социальную самореализацию оснований нет: вполне реально стать одновременно и очень успешным, а вполне счастливым человеком.

Женская самореализация — осуществление женщиной своего женского потенциала, а именно — найти свою любовь, состояться как жена и мать, позаботиться о своих родителях. Женщина может чувствовать свою востребованность, делая успешную карьеру и развлекая себя поездками за рубеж, но если у женщины нет близких и любимых людей, нет любимых детей (своих или приемных) — почти всегда у нее возникает чувство, что она себя реализовала не полностью. Это правильное чувство. А обязательно ли женщине искать свою реализацию в семье, искать себя в бизнесе или творчестве? Нет, такой обязательности нет, каждая женщина может решать этот вопрос вполне самостоятельно.

Успешная самореализация закладывается правильным детством. Если родители дали ребенку хорошие образцы, воспитали в ребенку авторскую позицию, умение справляться с препятствиями и думать о своем будущем, этот ребенок, взрослея, станет успешным человеком, вполне реализовавшим себя.

Многие психотерапевты убеждены, что все, что нужно для полноценной самореализации личности, это устранить препятствия, прегражающие жизненный путь их пациентов. К сожалению, это заблуждение: без соответствующих социальных образцов и помощи родителей ребенок в полноценного взрослого не превратится.

Ирвин Ялом в книге «Дар психотерапии» пишет:

Самой полезной книгой (я прочитал ее еще студентом) для меня стал труд Карен Хорни «Невроз и человеческое развитие». А самая полезная идея, обнаруженная мной в этой книге, состояла в том, что в каждом человеческом существе генетически заложена склонность к самореализации. Если устранить препятствия, убеждена Хорни, личность разовьется в сформировавшегося, полностью реализовавшего себя взрослого, прямо как желудь станет дубом.

«Прямо как желудь становится дубом…» Что за чудесным образом раскрепощающий и проясняющий образ! Это положение навсегда изменило мой подход к психотерапии, дало мне новое видение моей работы: моя задача заключается в устранении препятствий, преграждающих жизненный путь моих пациентов. Мне не нужно было делать всю работу; мне не нужно было воодушевлять пациента желанием расти, внушать ему любопытство, волю, жажду жизни, стремление заботиться, верность или мириады других характерных черт, которые и делают нас действительно живыми. Вовсе нет. Единственное, что я должен делать, так это идентифицировать и устранять препятствия. Все остальное, стимулированное самореализующими силами внутри пациента, последовало бы автоматически.

www.psychologos.ru

Самореализация в психологии: 5 секретов успеха

Самореализация, как главная составляющая жизни человека не раз изучалась в разделах психологии. На её основе строятся множественные теории о становлении и развитии личности. Благодаря нашей потребности в постоянном улучшении своих возможностей и навыков, мы движемся вперёд каждый день. Самореализация в психологии тонкое гуманистическое направление науки, и к нему стоит обратиться всем, кто так мечтает познать себя и свои уникальные особенности изнутри.

Когда речь заходит о вопросе самореализации, в голове всплывают мысли о том, чего мы уже достигли, и к чему стремимся. Всё верно, самореализация – это индивидуальное развитие, как личности, достижение поставленных жизненных целей.
Самореализация в психологии это описание процесса раскрытия собственного личностного потенциала. Ещё сам Аристотель писал, что истинное счастье приходит только путём воплощения в жизнь своих возможностей и желаний.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!

Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Самореализация в психологии

Все важные составляющие личности изучает гуманистическая психология, в этом же разделе находится самореализация. Психология самореализации личности выступает одним из предметов анализа гуманистической науки.

Самореализация или самоактуализация несут в себе важную цель, заключающуюся в максимальном развитии своих задатков и их дальнейшей реализации на благо обществу. Подходящие условия для осуществления данных целей – жизненно необходимы любому нормальному человеку. Без них совершенствование собственного “Я” и полноценное существование попросту невозможны.

Разница определений

Психология самореализации имеет разные определения. Например, американский психолог Карл Рэнсом Роджерс описал её, как глубинную тенденцию к актуализации. В качестве подтверждения своей теории, он упомянул универсальность её проявления во всём мире.

Другой соотечественник и коллега Роджерса – Абрахам Харольд Маслоу выдвинул своё понятие самоактуализации. По его мнению, она является прогрессом личности, освобождающим индивида от проблем воображаемых невротического характера.

То есть, актуализация своего “Я” ограждает людей от не существующих проблем, позволяя самосовершенствоваться в желаемых направлениях.

Процесс самоактуализации человека

По теории известного в психологии деятеля А. Маслоу процесс самореализации должен отдельно изучаться именно как внутренняя жизнь человека. Если рассматривать данное понятие с этой точки зрения, то оно будет представлять серию жизненных эпизодов и ситуаций, произошедших с индивидом, в которых он проявил истинную самостоятельность в выборе действий и решений. В таком процессе формируется настоящая личность, способная совершенствоваться, благодаря преодолению проблем на дороге жизни.

Что самое интересное, человек, вошедший во вкус совершенствования своих навыков, не может так просто остановиться. Ему хочется снова и снова покорять вершины, решать более трудные задачи, двигаться вперёд! Это является хорошим показателем в становлении сильной самодостаточной личности, к которой стремятся многие люди. За такими яркими лидерами чаще всего собирается толпа, готовая следовать и обучаться.

В случае, если проблемы и ситуации оказываются намного труднее, чем возможности индивида, стоит обратиться за профессиональной помощью или за поддержкой друзей и близких.

К чему приводит отказ от самореализации?

Те, кто решил пойти иным путём и отказываются от собственной самореализации, останавливаются в развитии и того хуже – начинают деградировать.

Порой застой в саморазвитии начинается из-за неспособности человека противостоять трудной проблеме. В таком случае, лучше всего обратиться за помощью к специалисту. Опытный психоаналитик направит ваши действия в нужную сторону и поможет выбраться из сложной жизненной ситуации.

Отказ от раскрытия внутреннего потенциала приводит к печальным последствиям – постепенной деградации и невротическим патологиям.

Иногда бывает так, что отказ от реализации собственного “Я” становится вынужденным из-за совсем неподходящих для этого условий. В такой ситуации возникает общественный застой и кризис, наступают беспорядки и всплески агрессии. Поэтому, опытный правитель всегда найдёт способы, как обеспечить необходимыми условиями для самоактуализации свой народ.

Становление личности и возраст

Каждый возрастной этап несёт в себе явные предпосылки для личностного развития. Например, когда малыш учится ходить или говорить, овладевает новыми навыками, это также проявляется самоактуализация.

В любом случае, на каждом этапе развития всплывают осознания собственных возможностей и способов их достижения. К примеру, если долго накапливать какие-то знания, то можно добиться большого успеха в этом деле! Успех, осознание своих реальных возможностей, одобрение со стороны окружающих – всё это неизбежно приводит к глубокому ощущению счастья.

Психология самореализации личности у детей

Что касается маленьких детей, то их саморазвитие происходит на бессознательном уровне. То есть они познают себя и свои задатки, в процессе развивая их до необходимого уровня.

Родители могут помочь своему ребёнку в процессе самопознания. Для этого специалистами придумано множество различных развивающих игр на любой вкус. Они не только обучают малыша, но и раскрывают его потенциал.

В подростковом возрасте к самопознанию добавляется неотъемлемая его часть – фантазирование. Через него подросток также познаёт мир, додумывая то, о чём не знает.

Уникальность личности

Каждая психологически зрелая самодостаточная личность уже по-своему уникальна. С возрастом мы обретаем индивидуальные черты и качества, которые отличают нас от других людей. Именно это и делает нас особенными, позволяя принимать свои собственные решения.

При рождении природа богато одаряет нас персональными качествами и особыми талантами, а впоследствии уже мы сами решаем развивать их дальше или нет. Принимая такие решения каждый раз, мы уже развиваемся в выбранном направлении, воспитывая в себе неповторимую личность.

Саморазвитие в психологии:

1. Процесс.

Самосовершенствование и улучшение индивидуальных качеств и талантов, заложенных в нас самой природой.

2. Результат.

То, что уже достигнуто благодаря воплощению в жизнь возможностей, данных нам при рождении и в процессе всего существования.

Как мы видим, прогресс совершенствования можно разделить на две части. На процесс его достижения и непосредственно сам результат. Но обе части будут являться признаком личностного становления.

Главные задачи самореализации:
  1. Познание себя изнутри;
  2. Принятие своей индивидуальности;
  3.  Осознание временной устойчивости;
  4. Формирование верной оценки;
  5. Развитие талантов.

Исходя из выше перечисленных задач, легко сделать вывод, что самореализация достигается долгим путём через самопознание, развитие и совершенствование.

Устраняем проблемы

На пути становления личности возникают преграды, с которыми придётся побороться, чтобы достичь определенного успеха. Часто такой преградой выступают психологические барьеры. Появляются они из-за неравного соотношения силы, таланта, возможностей и интеллектуальных способностей. Это может быть плохое зрение при большом таланте к изобразительному искусству.

Или, к примеру, длительное нахождение ребёнка в зоне военных действий. Такие моменты приводят к неудовлетворённости жизнью, депрессии и разочарованию. Если вовремя не начать решать данные конфликты, то наступят более губительные для вас последствия.

Бывает и так, что успешные перспективы резко и неожиданно обрываются, это приводит к сильнейшему психологическому стрессу. Например, это может быть способный спортсмен с серьёзной травмой. Внешнее вмешательство моет выражаться и в увольнении с любимой работы на пике карьеры, внезапное сильное заболевание, смерть близких людей и так далее. Всё это мгновенно отражается на нашем самочувствии и психологическом внутреннем состоянии.

Проблемы бывают разными, и при этом их решение тоже. В любой затруднительной ситуации существует возможность обратиться за помощью к профессионалу. Не стоит тянут с такими вопросами, пока ситуация окончательно не завела вас в тупик или депрессию.

5 секретов успеха личностного становления:

1. Ценить свою свободу, ни от кого не зависеть;
2. Действовать самостоятельно;
3. Двигаться только вперёд и никогда не сдаваться;
4. Поддаваться собственной интуиции;
5. Раскрыть творческий потенциал.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Самореализация — это… Что такое Самореализация?



Самореализация

Самореализация — в иерархии потребностей А. Х. Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.

Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

В дзэн-буддизме самореализация — это высшая точка существования, которая является вторым названием просветления — состояния, когда существу нечего познавать.

См. также

Примечания

Литература

Абрахам Маслоу. Мотивация и личность = Motivation and Personality / Пер. А. М. Татлыбаевой — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с. — 4000 экз. — ISBN 5-80710016-6.

Ссылки

Категория:

  • Гуманистическая психология

Wikimedia Foundation.
2010.

Синонимы:

  • Жевуский, Вацлав
  • Майоров, Александр

Смотреть что такое «Самореализация» в других словарях:

  • самореализация — самореализация …   Орфографический словарь-справочник

  • самореализация — сущ., кол во синонимов: 1 • реализация (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ — (от русск. само и лат. realis вещественный, действительный) англ. selfrealization; нем. Selbstverwirklichung. Выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. см. РЕАЛИЗАЦИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии,… …   Энциклопедия социологии

  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ — САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. Одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи учащемуся раскрыть свои задатки и возможности. С. является результатом воспитания и самовоспитания личности …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Самореализация — активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности и отношениях своих потенциальных возможностей. Это также действия по использованию имеющихся или созданию вновь условий для самоактуализации. Самореализация личности есть результат… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ — (self actualization) реализация потенциала личности. Термин связан с иерархией потребностей, предложенной Маслоу (1954). Согласно его теории, самореализация достижима лишь в высшей точке, если удовлетворены все другие биологические и социальные… …   Большой толковый социологический словарь

  • самореализация — самореализ ация, и …   Русский орфографический словарь

  • Самореализация —     одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. С. является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда… …   Педагогический терминологический словарь

  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ — претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей …   Профессиональное образование. Словарь

  • Самореализация — – осуществление, реализация на деле собственного потенциала возможностей, своих врождённых и/или приобретённых способностей безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности. О своём праве на самореализацию нередко и весьма …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Самореализация или путь сердца, А. В. Мхитарян, Е. К. Степаненко. Если вы не определились с выбором своего предназначения, если вас не устраивает работа, занятие, дело вашей жизни, если вы стоите на развилке вашего жизненного путии спрашиваете себя: «Что… Подробнее  Купить за 411 руб
  • Самореализация или Путь сердца, Мхитарян А., Степаненко Е.. Уважаемый читатель! Если вы не определились с выбором своего предназначения, если вас не устраивает работа, занятие, дело вашей жизни, если вы стоите на развилке вашего жизненного пути и… Подробнее  Купить за 307 руб
  • Самореализация или Путь сердца, Мхитарян А., Степаненко Е.. Если вы не определились с выбором своего предназначения, если вас не устраивает работа, занятие, дело вашей жизни, если вы стоите на развилке вашего жизненного путии спрашиваете себя: «Что… Подробнее  Купить за 295 руб

Другие книги по запросу «Самореализация» >>

dic.academic.ru

Возможности самореализации личности — Психология жизни

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации» © Абрахам Маслоу

Что такое самореализация человека?

Самореализация — активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности или отношениях своих потенциальных возможностей.

Процесс самореализации личности предполагает претворение в жизнь своих внутренних ресурсов и способностей врождённых и/или приобретённых безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности.

Потребность человека в самореализации

Желание человека проявить себя в обществе, отразив свои личностные качества, его стремление к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей в достижении всего желаемого, стремление быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением. Потребность человека в самореализации и самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.Основные потребности в браке. Как укрепить семью?

Самореализация = признание + самоутверждение

Потребность в самореализации состоит из потребности в признании и потребности в самоутверждении. Личности важно не только уметь проявить себя. Чтобы потребность в самореализации полностью удовлетворить человеку ещё необходимо получить и высокую оценку от окружающих. То есть, чтобы самореализоваться личности важно не только получать результат от своей деятельности, но и ощущать отдачу от окружающих.

Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки. Например, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь. При этом признание — это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение — это ваш уровень профессионализма. Как достичь успеха в жизни?

Человека, который смог развить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные способности, общество оценивает как состоявшуюся личность.

 

Процесс самореализации требует от личности, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

Способы самореализации личности

Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь самореализации, общественного признания и занять свое место в жизни?

Ежедневно мы раскрываем себя в профессиональной деятельности, в своих увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная виртуальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством самореализации человека является творчество. Как организовать свой рабочий день?

Творческая самореализация

Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусства, а также применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Однако, не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству или к науке.

Творческая самореализация возможна также в процессе решения определенных профессиональных и жизненных задач, в поиске способов самовыражения в любой сфере жизнедеятельности.

Безусловно творческий подход открывает перед личностью наибольшие возможности для самореализации. Именно творческая самореализация способствует и саморазвитию личности, и достижению многих других целей. Пошаговая система достижения цели

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация в первую очередь означает достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. Такая профессиональная самореализация может выражаться в занимании желаемой престижной должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей, в повышении уровня заработной платы и т. п. Закон Паркинсона. Секрет финансового благополучия

Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для эффективной самореализации. Ведь именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей личности.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии играет в жизни человека едва ли не главенствующую роль. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит личностный и карьерный рост. Профессиональная самореализация также оказывает значимое влияние на социальный статус человека, что в свою очередь связано с его социальной самореализацией.

 

Социальная самореализация

Социальная самореализация – это достижение успешности во межличностных отношениях, в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят удовлетворение и ощущение счастья человеку, а не ограничиваются шаблонами и стереотипами, устанавливаемыми социумом.

Гендерные стереотипы в современном обществе

В отличие от других сфер самореализации и областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях личности. Социальная самореализация заключается в достижении человеком того уровня социального статуса и удовлетворенностью своей жизни, который конкретно для него кажется идеальным.

Социальная самореализация личности во многом связана с теми социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальной деятельности, например, педагогическую, политическую, гуманитарную и др.

Например, социальная самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешная социальная самореализация в нашем обществе заключается в осуществлении женщиной потенциала: встретить свою любовь, создать семью, состояться как мать. И для большинства женщин такая самореализация – необходимый компонент для ощущения себя счастливым человеком. Как стать хорошей и счастливой мамой?

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых процесс самореализации в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности.

В первую очередь к ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум, каждая отдельная социальная группа, определенная система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общность будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения.

 

Также отдельным влиянием на возможность самореализации для индивида, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы. Гендерные стереотипы в современном обществе

Факторы самореализации личности

Важными факторами самореализации выступают и определенные врожденные характеристики личности. Так например, психологи описывают личность, способную на эффективную самореализацию как особу:
обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
действующую спонтанно в принятии решений;
имеющую творческий потенциал.

Но не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Очевидно, что для достижения эффективной самореализации необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства личности такие как целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, инициативность, решительность, трудолюбие, жизненная активность и энергичность.

Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия. Поэтому главным условием эффективной самореализации является также кропотливая внутренняя работа над собой, постоянное саморазвитие и самовоспитание.

psylive.com.ua

Самореализация Человека — процесс Творческий

Самореализация личности — это путь, который приведет вас к пониманию себя

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации.»

Абрахам Маслоу

В чем первое отличие человека от животных? Способность думать и строить отношения с себе подобными? Добывать еду мирными способами, но и подчинять себе других людей, умение анализировать и строить логические умозаключения?

Да, но все же основным отличием человека от животного является стремление к познанию себя и своего назначения в этом мире, а не просто выживание в нем. И поиск смысла жизни зачастую приводит нас к необходимости познания своего «Я», которое требует быть реализованным на своем собственном месте в этом мире. Но что есть ваше «Я»? Ответ на этот вопрос поможет стать вам гармоничной личностью, удовлетворенной своей жизнью. Процесс, который приводит к такому результату, получил название самореализации.

Самореализация человека — естественная потребность, на которую указывают психологи А. Маслоу, Э. Фромм и З. Фрейд. Одни признавали за человеком право осознанно искать пути самореализации, другие же назвали эту потребность бессознательной — биологической или инстинктивной. Большинство же людей видят за данным процессом лишь получение очевидных преимуществ, таких как богатство и слава, о чем мы говорили уже не раз. Что же есть самореализация личности?

Иерархия человеческих ценностей выражена в пирамиде, построенной психологом А. Маслоу. И наверху таковой находится именно самореализация, названная указанным ученым самоактуализацией.

Пирамида потребностей человека по Маслоу

Конечно, порядок удовлетворения потребностей может быть сугубо индивидуальным и зависит от ряда факторов, но очевидно, что богатство является лишь средством для удовлетворения других потребностей и не может быть целью самореализации человека. Впрочем, слава тоже является чаще всего лишь признанием. Да и не всегда известность приходит вследствие такового. Может ли быть человек реализован, если стал знаменитым, например, из-за скандала в общественном месте? Это ли его жизненная цель? Большинство действительно знаменитых людей остаются неудовлетворенными и продолжают искать себя, получив все дивиденды от своей известности.

Получается, что самореализация человека — это поиск себя? Обобщая все существующие научные определения, ответ будет утвердительным. Но пути у людей разные, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Именно поэтому психология не может предложить единую для всех модель самореализации личности. Идеалом считается разностороннее развитие, которое приводит к гармонии отношений со своим «Я» и с окружающим миром.

Наибольшие возможности, по мнению психологов, открывает творчество. Именно творческая самореализация способствует и развитию личности, и достижению многих других целей, а главное — такой путь становится индивидуальным. Отмечено, что зачастую человек ставит перед собой цель стать таким, как его идеал. Творческая самореализация исключает данный путь, так как в процессе таковой человек находит себя, раскрывает и развивает свой талант, а не подражает кому-то другому. В подражании найти себя невозможно, ведь это всего лишь очередная роль, которую примеряет человек.

Не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству. Творчество — это особый подход к решению определенных задач, способ деятельности, а не сама деятельность как таковая.

Самореализация личности — это путь, который приведет вас к пониманию себя, удовлетворению своих потребностей, необходимых для достижения душевного комфорта. И способы достижения такой гармонии у всех разные…

samorealizacia.com

Самореализация личности — Общая психология Библиотека русских учебников

Вопрос самореализации (самоактуализации) личности традиционно связываются с гуманистической психологией, в которой данный термин является центральным. Обратим внимание на представленность идеи самореализации в вет тчизняний психологической науке. Анализ позволяет открыть глубокие и содержательные философско-психологические основы данного явления. Единственное, что следует учитывать при этом, достаточно нечастое употребление термина»са мореализациялізація».

«В основе стремления человека к самореализации, — отмечает. Д. О. Леонтьев, — лежит не всегда осознаваемое стремление к бессмертию, которое может осознаваться в разных формах как стремление повысить знания, п улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, открыть людям смысл и т.д.»Таким образом, мы имеем дело с сущностным, исходным компонентом жизни личности, причем таким, что не может сущ. Уват в пределах бытия человек буття людини.

Реализовать удачные стремление можно только выйдя за эти пределы, но»выход за пределы индивидуального бытия для отдельного индивида — только путем присоединения к чему-то большему, что не закончит своего существования с физической смертью индивида»Но что представляет собой это»присоединение»?. Еще. О. Ф. Лосев отмечал:»Личность, если она есть, вообще мыслится всегда и неизменно влияющей и действующей»Итак,»личность есть всегда выявлением»При этом выражение не просто функцией личности, а ее необходимым базисным атрибутом. Как видим, за. О. Ф. Лосев, личность есть, прежде всего, выразительной формовим, особистість є, перш за все, виразною формою.

Выразительное бытие есть всегда синтез двух классов, одного — внешнего, очевидного и другого — внутреннего, осмысливая, такого, что допускается. Выражение есть всегда синтезом чего-то внутреннего и чего-то с внешнего. По мнению философа, в выражении личности представлена ??тождество ее внешней и внутришньогго.

Это проявляется, например, в том, что, воспринимая личность чисто внешне, мы бы охватываем и внутреннее, то, что оказывается во внешнем»Сам термин выражение указывает на некоторое активное самоперет-во орення внутреннего во внешнее»Эта драматическая единство внешнего и внутреннего составляет, собственно, жизни личности, ее развитие. Именно выразительная активность человека вызывает жизненный движение личности в котором она сталкивается с внешним миром, прежде всего социальноед соціальним.

Таким образом, перед нами будто три бытия личности:»внутреннее бытие»- сущностное, смысловое («первообраз»- за. Лосев),»внешнее бытие»- вид, лик, поведение, особенности и мир внешний — простые ир бытия. Она составляет единую подвижную ценностьтановить єдину рухливу цінність.

Во-первых, выражение как следствие личностной активности — это и есть ничто иное, как реализация ее внутренней сущности (выраженная — значит, ставшая реальной). Тем самым самореализация наделяется все за агальною и обязательным качеством жизни личности. Можно, конечно, говорить о ее ступень в жизни конкретной личности, но ложный пафос гуманистической психологии здесь исчезаетає.

Во-вторых, существенным является понимание позиции личности в отношении окружающей среды. Для. О. Ф. Лосева существует не просто чужой, чисто объективный внешний мир, а»внешний мир бытия личности»Человек не противостоит миру в, а будто окутывается ним, и это — уже ее сви — вже її світ.

Такого мнения придерживается и. С. Л. Рубинштейн: человек не противостоит миру, а находится внутри мира, и ее жизнедеятельность протекает в ее мире. Само выражение (реализации внутреннего) приводит. ЦС очень важное преобразование, что и делает совершенно уникальным процесс существования личностисті.

Выражение и его высшая личностная форма — воплощение — порождает принципиально новую форму сосуществования человека и окружающей его мира. Воплощение (овеществления в терминологии диалектического материализма) — это по акарбування живой активности как процесса жизни человеческих сущностных сил в предмете, преобразования логики действий субъекта в собственное предметное изображения и нахождения субъектом своей действительности в объектах, как и несут на себе и сохраняют образ его деяния. Именно результатом процесса деяния является то, как уже указывалось, мир перестает быть перед и против человека, превращается в ее свиіт.

Условием возникновения и существования сознания, как утверждает. Г. С. Батищев, овеществления — это процесс самовоплощения человека»как субстанциальной культурно-творческой силы, это создание ею предметного мира собств ной культуры, в котором она утверждает свою субъективность тем, что приобретает объективной действительности самого себя как субъекта. Этот процесс не представляет собой простую смену внешних объектов, а является реализацией тотально й сущностной человеческой потребности — самореализоваться, то есть — оставить после себя слиебе слід.

Результатом этого процесса всегда является произведение»Хотя ни один частичный, фрагментарный произведение, — отмечает далее. Г. С. Батищев, — не представляет собой исчерпывающего образа человека, все-таки именно в своих произведениях (и нигде больше) человек находит для себя и для других открыто и фиксированное выражение того, чем она смогла и думала статьа стати».

Концепция. Г. С. Батищева близка к психологии. А. Маслоу (даже лексически), и, с другой стороны, насколько она — глубже. Вопрос, постоянно»зависает»в рамках гуманистической психологии («что конкретно ро обиты человек, чтобы самореализоваться?»),. Получает здесь довольно четкую и обстоятельный ответ. Человек самореализуется там, где она воплощается, в том, что она создает. Оказывается, что произведение всегда»адрес», и само произведение продолжается и завершается в других деятельностях и других субъекта інших діяльностях і інших суб’єктах.

Потребность самореализации действительно является по существу и тотально человеческой качеством, но она существует не в форме повышения внимания к себе, мучительной рефлексии и самосовершенствованию, а в форме стремление что-то создать, залы ишиты следует в чем-то, или кому-то. Это понимание, как легко видеть, полностью соответствует контексту мыслей. С. Л. Рубинштейна о том, что саморазвитие и самовоспитание личности состоят не в какой-то изолиров й медитативной»работе над собой», а в активной реальной внешней деятельностиій діяльності.

Это ключевой пункт нашего исследования: реальность мотива самореализации личности — это ее стремление к воплощению и творческой деятельности по практически чего-либо (здесь, правда, существует много этических пи. Итана, но это уже — другая, этическая, реальность), а вовсе не стремление к самосовершенствованию и достижению успеха как социального определения. Последнее, хотя и очень важное, должно подчиняться первому в, а не наоборот, в этом случае иметь не самореализацию, а социальную адаптацию, а следовательно, не развитие и усложнение, а инволюцию и упрощения личностейі.

Процесс овеществления имеет не только социальное источник — сущностные силы общественно-индивидуального субъекта, но и социальную»адрес»Более того,»адрес»процесса овеществления — бесконечность. Здесь, на наш п взгляд,»схвачено»чрезвычайно существенный момент: полноценная самореа-ция обязательно предполагает коммуникативный аспект в важных измерениях осознание существования другого как»адресата»того, что створюет ься личностью, прогнозирования развития взаимодействия, ответственностьвання розвитку взаємодії, відповідальність.

Опять можно говорить об определенном углубление теоретической конструкции гуманистической психологии — при тщательном анализе видно, что она склоняется к некой»робинзонады», а аспект мижсубьектнои взаимодействия аемодии только прибавляется к ней, из-за чего всегда чувствуется некоторая искусственность и незавершенностьвершеність.

В. А. Петровский разработал теорию»личностных вкладов»Считая его взгляды адекватными пониманию процесса самореализации в отечественной философско-психологической традиции, мы должны заметить след не строя свою теоретическую схему в пределах, как он сам отмечает,»концепции персонализации», он опирается на представление. О. М. Леонтьева о личности как»системное качество»индивида»Мы конкретно характер изуемо эту особое качество, — пишет. В. А. Петровский, — прежде всего как способность человека обусловливать изменения значительных аспектов индивидуальности других людей, быть субъектами преобразования поведения и свидомос те окружающих через свою от ображснисть («персонализованисть») у них»Действительно, человек»опредмет-ет»не только внешние объекты, но и других людей, которые тоже становятся в определенной степени ее произведением. И проблема именно в этой мерюдей, які теж стають певною мірою її твором. І проблема саме в цій мірі.

В. А. Петровский вводит понятие»отражена субъектность», которая»воплощает в себе представление о личностный аспект бытия человека в мире как формы активной»идеальной *»присутствия человека в жизни других люд дей,»подовжености человека в человеке»А потом уточняет:»Отражена субъектность является, таким образом, формой идеальной прсдставлености именно данного человека в моей жизненной ситуации, которая определяется как источник превращения этой ситуации в значимом для меня направлениицієї ситуації в значущому для мене напрямі».

Исходя из этих толкований, придем к мысли, что личность, вза-ще-то, есть ничто иное, как»отражена субъектность»большого количества субъектов, которые в свое время были значимыми для данной личности, т есть — сделали свои»личностные взносы»в неі внески» в неї.

Но так ли это? изначально существует в ситуации влияния других личностей. Но одновременно она не является и не может быть лишь суммой этих взносов, ведь в последнем случае мы имели бы механизм, но не личностьособистість.

Решение этой антиномии, на наш взгляд, заключается в признанные того, что личность преодолевает отраженную субъектность, а это и есть, собственно, само-реализацией. Итак, по-настоящему важно не количество и сутнис во»вкладов»в личность других людей, а способность ее, принимая эти взносы, преодолевать их в собственной активности, в которой переплавляются и превращаются эти взносы есть, фактически, сущность проблемы веришь уе сам процесс самореализациимореалізації.

Учитывая взгляды. В. А. Петровского в их»чистом»виде, можно достаточно легко сделать вывод, что, например, профессиональная самореализация учителя или воспитателя заключается в стремлении осуществить яком мога больше воздействий на личность ученика и оставить»много»отраженной субъектностиображеної суб’єктності.

К сожалению, именно так это и понимается большинством воспитателей и вообще взрослых людей. Отсюда можно было бы и конкретизировать психологический предмет: мотив профессиональной самореализации учителя — это стремление алишиты максимум»личностных вкладов»в лицах учеников. Учитель самом деле самореализуется в самореализации своих учеников. Иными словами, ученик как мое произведение — это человек, которому я помог почувствовать себ е самоценной и неповторимо-уникальной индивидуальностью, свободной, такой, что ставит свои цели и достигает их своими усилиями (т.е. — преодолевает отраженную субъектность). Конечно, подобное часто угнетает и дра туе учителей, а особенно родителей, поскольку очень часто самореализация того, кого воспитываешь, понимается бытийного (т.е., по теоретической схеме. В. А. Петровского, как степень соответствия поведения том, щ в привнесено в человека). Нам кажется, что прав все-таки. К. Роджерсе-таки. К.. Роджерс.

Следует отметить, что противоречия, которое рассматривается, на самом деле является очень древним. Вот как об этом писал русский педагог. П. Ф. Рихтер:»Каждый воспитатель, даже самые слабее, внушает воспитанникам уважение к своери идности личности, например, собственной. Но на том же уроке он снова усиленно работает над тем, чтобы каждый из них был ничем иным, как повторением его собственного»Я»Себе самому он позволяет столько индив идуальности, сколько ему нужно, чтобы искоренить чужую и насадить свою. Дай бог, чтобы это редко удавалось! есть незаметную индивидуальность с помощью другой незаметной индивидуальности: отсюда толпа подражателиси натовп наслідувачів…

Возвращаясь к анализу философско-психологических основ явления самореализации, отметим, что в гуманистической психологии совсем не рассматривается вопрос возникновения и содержания того, что должно самореа-л лизироваться — внутренний мир личности.

По. А. Маслоу, самоактуализация — это процесс, который позволяет человеку стать тем, кем он может стать; но он ограничивается этим, совершенно не обращая внимание на психологию того, кто самореализуется. Между тем, в к контексте нашей проблемы этот аспект нельзя игнорировать как простое теоретическое ограничение, вытекающее из методологической позиции автора. Оказывается, что понимание особенностей самореализации и ее мотиваций й очень связано с тем, как понимать смысл того, что реализуетсяься.

Отечественная философско-психологическая традиция исходит из противоречивого единства опредмечивания-розпредметнення. Если опредмечивания является воплощением (самореализацией) человека, вследствие чего возникает произведение, то раз зпредметнення представляет собой обратный процесс — это активность, которая приводит к раскрытию человеком предметной сущности объекта, присвоения ее и преобразования в свое — психическое»Розпредметнення, — отмечает. Г. С. Батищев, — это универсальный»переводчик»природы и предметных форм культуры на»язык»сущностных сил общественной и такой, что общается с другими индивидами, человека, т.е. на субъективную»язык»сами х способностей как живой культуры»То, что процессы (опредмечивания и розпредметнення) происходят одновременно, означает, что самореализаидя сопровождается прогрессивной изменением внутреннего мира личности его развитиянутрішнього світу особистості, його розвитком.

Из этого понятной становится тезис: самореализация происходит только в такой деятельности, которая предусматривает открытие (розпредметнення) новых качеств, перспектив есть — предусматривает развитие и расширение осоз омлення.

Оказывается, самореализация не есть процесс-вектор, направленный от внутреннего мира личности и такой, которая заключается в развертывании этого мира. Самореализация выступает процессом»кольцевой-спиральной»прир рода: чем больше внутренний личностный потенциал личности, тем вероятнее и активнее происходит самореализация, причем содержание ее можно открывать,»проникать»в глубины окружающей,»ог ортаючы»им себя, присваивая его и превращая в свой потенциал. И это выводит самореализацию на высшую ступень: процесс оказывается действительно бесконечным, но лишь потому, что бесконечным есть мир, в котором живет личность, и необходимо ее стремление познать, преобразовать мир, оставить собственный отражено світ, залишити власний відбиток.

Рассмотрены теоретические положения существенно уточняют исходную проблему: самореализация личности (а следовательно, и ее мотивация) является»естественной»и тотально-всеобщей качеством (признаком) любой личности не может стоять вопрос о ее дополнительное формирование. Более того, оказываются известными и основные механизмы этого процесса. Поэтому проблема заключается в том, что люди далеко не всегда раскрывают (а следовательно — и форму ют) все свои сущностные силы — качества, оставаясь даже невежественными относительно собственного потенциалго потенціалу.

Анализ основных положений отечественной философско-психологической традиции позволяет установить: самореализация личности является, на самом деле, органично присущей любому человеку (и совершенно неуместными является то езы относительно того, что якобы очень небольшое количество людей (3% по. Маслоу) — самореализуется, поскольку это»делают»всеquot; усі).

Но обстоятельств могут быть такими, способствующие более активному и глибокозмистовному становлению (следовательно, самореализации-зации) личности. И именно это является социально-психологической проблемой

Важны взгляды украинского психолога. Т. М. Титаренко»Мое»Я»как синтез конечного и бесконечного, — пишет она, — сначала существует реально, затем, для того, чтобы расти, оно проецирует себя на экран воображения, и мои мечты, фантазии, причудливые бред раскрывают мне бесконечность, бесконечность возможного. Мое»Я»включает в себя множество потенций, оно является необходимостью и тем, чем я могу стать»Но это»мо жливе»реализуется всегда только очень частичным» реалізується завжди лише дуже частково.

Что же является ограничением? постепенно превращается в сплошной мираж через отсутствие чувства реальности. Человеку следует осознавать свои внутренние границы, естественные границы, чтобы зря не строить калейдоскопом возможностейбе калейдоскопом можливостей».

Замечание это, на наш взгляд, довольно ценное: самореализация должна основываться на внутренних базисных особенностях человека. Уточняется мнение. А. Маслоу о том, что самореализация — процесс, в ходе которого человек на должна стать тем, кем он может стать. Оказывается, что каждый человек не может стать кем угодно, детерминация все-таки существует, и она представляет собой не что иное, как совокупность классических»внутренних условий»(С. Л. Рубинштейн), от анатомо-физиологических до психологических. Однако это еще не вснак це ще не все.

Самореализация детерминируется также и внешними особенностями жизненных обстоятельств. На «обычный» и «экзистенциальное»бытия личности, автор фактически отслеживает механизмы самореализации личности и на разных уровнях. ЕЕ существования. Привлекает неоднозначность и сложность позиции исследовательницасть позиції дослідниці.

С одной стороны,»человек остается в пределах непосредственного», не развивается, не растет. Подчеркивается»пошлость обывателя», его застылость и»растительность»такой жизни. Вроде целесообразно и логично обосновывается необходимость в этой жизни праздников, карнавалов, обрядов, игры — всего того, что позволяет самореализоваться человеку, остаться личностью. Это — традиционная и распространенная точка зрения. Но. Т. М. Титаренко идет дальше, и тогда оказывается, что»серые будни является тем фундаментом, который обеспечивает возможность постепенного выхода из плена ситуа-ности, прорыва к настоящей свободе-тивності, прориву до справжньої свободи».

Кроме того,»включенность в бытие, естественный синкретизм мировосприятия дают ощущение постоянства, прочности, правильности происходящего»Все это, действительно, так необходимое в жизни каждого человека. Буден ннисть формирует совершенно своеобразный тип личности, для которой отличаться, демонстрировать свою неповторимую индивидуальность, исходя из общего контекста, является нежелательным. Проще и надежнее быть как все, бы ути похож на другойожим на інших.

Итак, якобы имеем сплошной конформизм и обезличивание. Продолжая ярко характеризовать данный тип личности, исследовательница отмечает:»Они (эти личности) умеют применять свой талант, вовремя о ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, экономить деньги и выгодно вкладывать их в ценные бумаги. Эти люди уже достигли успеха или, не без оснований, собираются достичь его, их адаптированности можно позавидуешь ити, их существование кажется почти гармоничноонійним.

Но есть они поистине собой? семь другая жизнь — жизнь»поступка»Человек совершает»поступок»- в настоящее время живет в совершенно ином жизненном измерении, и сама она является принципиально иной. Но осуществление»поступка»- всегда ограничения во времени, и теленок ц ього акта человек»возвращается к обыденностидина… «повертається до буденності».

Итак, существует дискретность жизненного пути человека: обыденное («без учинкове») существование прерывается»поступком»и затем снова возвращается к обыденности, качественно изменив личность при этом

Есть соблазн рассматривать»поступок»как акт самореализации личности, и так оно и есть по логике так называемого»поступков подхода», что достаточно активно разрабатывается некоторыми украинскими авторами, которые считают ь себя последователями. В. А. Ромснця»Поступок истины»,»поступок красоты»,»поступок добра»,»поступок экзистенции»и т.п. — так выглядят дискретные моменты существования личности, в которых она действительно растет и само реализуется. Мы не анализировать теоретических взглядов. В. А. Роменця, хотя они заслуживают внимания крайней мере, в нем мы не встречаем перечисленных форм поступка, и не можем встретить, ведь его представление было несколько иным, чем то, что эксплицируется в этих формаого уявлення було дещо іншим, ніж те, що експлікується в цих формах.

В. А. Роменец указывал на такие формы поступка:»поступок риска»,»поступок веры»,»поступок фатализма», в другом месте»поступок самопожертвования»Логика очень отличается от вышеуказанной

Важнее, однако, другое:. В. А. Роменец рассматривал возможность анализа очень похожих явлений — поступка и самореализации. Давая психологическое определение поступка, он отмечает:»Он также ведущей формой и главным ним, сознательным механизмом, способом духовного развития»Считая идею самоосуществления поступка»достаточно абстрактной», он выражает справедливое, на наш взгляд, замечание:»Термины»самоосуществления»и»са мореализация»имеют преформистський оттенок и указывают на развертывание уже имеющегося содержаниедтінок і вказують на розгортання вже наявного змісту…

Самоутверждение через коммуникацию — вот заключительная формула, которой может быть выражен общий смысл поступка в единстве его индивидуального и социального моментов»И в другом произведении, еще определеннее:

«Психологическую основу поступка составляет действие установления и развития новых связей человека со средой. На этом основании появляются новые аспекты поступка»Мы нигде не встречаем в. В. А. Роменця однозначно ого утверждение о том, что поступок является актом дискретным во времени (хотя то, что он — акт — однозначно), как не встречаем этого в работах других мыслителей, занимавшихся проблемой поступка, -. М. М. Бахтина,. С. Л. Рубинштейна,. О. М. Леонтьевйна,. О.. М.. Леонтьева.

Понятие»поступок»и»самореализация»настолько близкими, что их можно интерпретировать, безусловно, с учетом указанного замечания. В. А. Роменця по преформизму. Ни поступок, ни самореализации нельзя считать дискретным актом в том смысле, что существует некоторое невчин-кове, несамореализоване существования, затем происходит несколько (ситуативный акт), когда человек»совершает»(самореализуется), после чего»возвращается ется»в невчинкового существования (повседневность, в терминологии. Т. М. Титаренковсякденність, у термінології. Т.. М.. Титаренко).

действительности и поступок, и самореализация — это не акт, а процесс, течение жизни личности. Прекратить такое существование человека — значит просто прекратить ее как личность (то, что это невозможно сделать даже искусственных чно, очень ярко описал. В. Франкл в работе, посвященной психологическому анализу жизни в концентрационных лагерях, это делали и другие исследователи и литераторы). Поэтому речь должна идти не об этом, а о социальной ни последствия самореализации (поступкаку).

О самореализации (как и о поступке) можно говорить лишь тогда, когда человек что-то делает актуально (т.е. осознаваемыми и ответственно) для других людей. Этот коммуникативный критерий, к сожалению, не подчеркнут ется в других исследованиях, даже в рамках гуманистической психологии, хотя он является одним из ключевых мере, таким мы рассматриваем его в своей роботті

Важной характеристикой самореализации личности является креатив-ность. Д. О. Леонтьев обосновывает ключевое значение творчества в самореализации, опираясь на трехуровневую модель структуры личности, разработают лена. Г. С. Батищев. Содержание каждого уровня здесь особенности потребностей, доминирующих»Третий уровень — это потребность в овеществления, в воплощении своих сущностных сил, своей живой деятельности в предметных вкладатних внесках…

Потребность в самореализации можно отождествить с третьим уровнем. Погребовой структуры и утверждать, что самореализация действительно осуществляется через конкретные потребности этого уровня (потребность в творчестве, в лич стисному общении, в социально-преобразующей деятельности, в материнстве т.д.)quot;.

С утверждением. Д. О. Леонтьева можно согласиться лишь частично и с уточнениями. Он пишет:»Критерий самореализации — предметная реальность социально значимого вклада, осуществляемого субъектом»Конечно, продук кт творчества (самореализации) всегда имеет социальную значимость, поскольку его появление означает рост личности, творящей, а также влияние на общество в целом. Но если это влияние рассматривать как без посредственный, очень мало придется признавать саморсализованих личностей. С этой точки зрения мы ограничиваем способность человека к самореализации кругом исключительно одаренных личностейованих особистостей.

Нам близка точка зрения, которой в последнее время развивает. В. М. Моляко, согласно которой творчество имеет незаурядное и не зависящую от общественной ценности продукта значимость, поскольку, кроме роста личности и создателя, она косвенно влияет на все общество. Тогда творческая самореализация возможна (хотя бы потенциально) для любой личности. Она связана с креативностью и со»способностью к взаеморозвитку и самоакту ализацииалізації’.

В исследованиях. Д. Б. Богоявленской освещены взаимосвязь креативности и самореализации личности. Два уровня активности человека — это уровень субъектной действия и уровень личностной действия — неоднородно мы. Поэтому она различает два уровня действия личности: уровень действия социального индивида и уровень творческой действия. При этом уровень действия социального индивида соответствует целенаправленной деятельности, где цель выступает как осознание желаемого результата. Но результат определяется положением индивида среди людей. В развитой форме творческое действие приводит к порождению самой цели, т.е. на этом уровне осуществляется целый покладальна деятельность, а действие приобретает порождающий характер и теряет форму соответствующихдповіді.

В таком случае активность выступает как интегральное личностное образование, а не сводится только к действию чисто интеллектуальных факторов. Ценным является то, что нельзя объяснить интеллектуальную активность действием физ зиологичних или психофизиологических механизмов (нельзя объяснить выше с низшего). Поэтому, чтобы выявить активность поведения, необходимо изменение предмета исследования — выделение специфической для поведения форм и активноститі.

Механизм самореализации личности, на наш взгляд, в своих принципиальных моментах соответствует креативности. Ключевым здесь является момент целенаправленности. По нашему мнению, личность начинается с собственной постановлений ки цели и ответственного переживания этого явления. Если цель не внешне задана, то она всегда моя (личностная), всегда порождающая (креативная) и такая, что реализует личность и одновременно развивает»выращивает»ее: таким образом, личностная действие — это и есть, собственно, самореализуюча и саморозвиваюча диозвиваюча дія.

Итак, субъект (личность, самореализуется) не только сам ставит цель, но и превращает ее в жизненную задачу, для чего сам переструкту-рва собственный внутренний мир. Таким образом, он становится»причиной св воих отношений с миром, с обществом; является создателем собственной жизни, создает условия своего развития; преодолевает деформацию собственной личноститості».

Важно взгляд. Л. И. Божович, которая, вслед за. Л. С. Выготским, определяет растущую личность как инициатора собственной активности, основу которой находится в мотивационно-потребностной сфере. Эта активность с составляет основу развития личности как субъекта. По ее словам, ребенок постепенно превращается из существа, подчиненной внешним воздействиям, на субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознания и поставленных целей и принятых намеренииамірів.

Хотя в концепции. Л. И. Божович и не употребляется термин»самореализация», процесс ее исследуется и связывается с термином»субъект», который выступает в виде важного качества личности, заключается в поезда атности овладевать миром, создавать себя, создавать что-то новое, сугубо свое, в социуме»Усилия личности, — отмечает. Л. И. Анциферова, — главным образом направлены на содержание не столько той или др. й распространенной деятельности, но на усиление, расширение, увеличение многие мерности пространства собственной жизни, на включение в его контуры миров других людейго контури світів інших людей».

В онтогенезе происходит как бы удвоение самореализации как системы личностных действий. С одной стороны, человек продолжает активно формировать внешние условия собственного развития (опредмечивания-розпредметнення), с другой же, ее собственный внутренний мир теперь выступает объектом формовочных усилий»Не является индивид автором, создателем тех психических образований, на определенных стадиях его личностного развития почин ають осознаваться, а следовательно, и интегрироваться? м и. А. МаслоЮнгом і. А.. Маслоу.

Существует проблема выявления реального содержания той внутренней деятельности, осуществляет личность, развивая и изменяя себя, самореа-лизуючись. Даже акт самонаблюдения приводит к заметным изменениям вн нутришнього мира личности. Поэтому самопознания и формирования адекватной»Я-кониспции»с важным средством процесса самореализации и ее диагностический. Корелычний корелят.

? действий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни»Перспектива личности, замечает исследователь, является важнейшим фактором ее развития и самореализации. Жизненная перспектив а не задается личности, а создается ею, изменяется и уточняется в течение жизни, проходя в своем течении напряженно-кризисные моменты, отличные альтернативы на жизненном пути личностиху особистості.

Взаимоотношения личности и среды происходят как путем гомеостаза, так и гетеростаз, то есть — присвоения и преобразования — создание социальной среды. Последнее касается процесса самореализации изации большей степени, чем гомеостаз, хотя этот процесс еще недостаточно изучен и, по нашему мнению, предполагает значительную внутреннюю преобразующую работу, имеющую отношение к самореализацииї.

Н. В. Чспелева, анализируя концепцию. Л. С. Выготского, приходит к выводу:»Социальная ситуация развития — это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Это соотношение определяет и д динамику психического развития в течение определенного возрастного периода и качественно своеобразные психологические новообразования, которые возникают в конце этого периода»У каждого человека формируются на протяжении жизни типичные формы поведения и эмоционального реагирования на конкретные жизненные ситуации,. Н. В. Чепслева называет»концепциямиазиває «концепціями».

Важной с точки зрения психологии является психологическая ситуация, которая»возникает, когда реальные обстоятельства препятствуют достижению цели, удовлетворению потребностей или они толкуются как содержащие определенные препятствий ди, проблемы и т.д.»Психологические ситуации могут возникать также из-за наличия внутренних препятствий. Н. В. Чепелева справедливо, на наш взгляд, рассматривает психологическую ситуацию как»задача на смысл»: ма пьем в виду, что преодоление предполагает акт смыслообразования — акт самореализации. Нам кажется, что»задача на смысл»имеет центральное значение для решения проблемы самореализации личности — именно раз вязания многочисленных психологических ситуаций приводит к тому, что мир перестает восприниматься отчуждено, как таковой, что стоит»напротив», вместо этого возникает позиция»личность внутри своего мирає позиція «особистість усередині свого світу».

Выделяется система характеристик потребности в самореализации: потребность в самореализации относится к разряду высших потребностей, она является качественной характеристикой личности; данная потребность актуализирует потенциальные мо ожливости личности, она способствует развитию личности, потребность в самореализации поддерживает внутреннее состояние напряжения индивида, она имеет противоречивую природу, потребность в самореализации существует в варианте»для других», то есть имеет социальный характер, потребность в самореализации — это ценность, она имеет постоянный, непрерывный характер, потребность в самореализации обладает способностью целенаправленного формирования в процессе овладения той или иной деятельностьюдіяльністю.

Фундаментальные потребности создают активность поведения. Активность, осуществляясь личностью в действенном плане жизни, приобретает формы самореализации. Она определяет деятельность, является движущей силой, источником проб будження в человеке его»потенциалов», которые вызываются потребностью в деятельности, представляет собой высший ее уровень, но ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностямми потребами.

Потребность в самореализации является источником активности личности, активность же определяет виды деятельности, в которых данная потребность удовлетворяю терпится

uchebnikirus.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о