Вопросы и ответы

Перцептивная функция общения это – «Перцептивная функция общения Психология и педагогика Чиконина Г.В., к.п.н., доцент.». Скачать бесплатно и без регистрации.

3 Перцептивная функция общения

Процесс
общения включает в себя формирование
субъектом общения образа другого
человека [3, с.112], т.е. не только какие-то
внешние черты, но и понимание определенных
особенностей поведения, психологических
черт. Само понятие восприятие (перцепция)
в общей психологии отличается от этого
же понятия в социальной психологии,
т.к.во втором случае под восприятием
понимают «социальную перцепцию»
(Дж.Брупер, 1947). Под «социальной перцепцией»
понимается восприятие социальных
объектов: других людей, социальных
групп, больших социальных общностей.

Процесс
восприятия человека, относясь к явлению
социальной перцепции, не начертывает
ее. Поэтому в плане общения целесообразно
говорить о межличностной перцепции,
т.е. восприятии человеком человека [3,
с.112].

В
социально-психологическом плане
восприятие имеет определенные особенности.
Например, особенности, которые возникают
при формированпи представлений друг o
друге у партнеров по общению, не
укладываются в рамки традиционного
описания пеpцептивного процесса, так
как происходит не только формирование
образа — восприятие, но и понимание,
познание другого человека. B этом плане
перцептивная функция общения не сводится
только к восприятию, а включает в себя
ряд других когнитивных процессов:
мыслительные операции, память, а также
эмоции [3, с.113]. Человек, желающий понять
другого человека, стремится представить
себе мыслях этого человека, его намерения,
способности, переживания, установки, a
также те отношения, которые связывают
их как партнеров. B этот процесс включаются
свойства человека как личности: его
прошлый опыт, цели общения, установки,
в связи с чем складывающийся образ
проходит определенный путь (исследования
A. A. Бодалева).

Специфический
подход к проблеме межличностной перцепции
связан co школой «трансактной психологии»
(Кентрил, Киркпaтpик). Здесь речь идет o
том, что всякая перцепция есть активное
взаимодействие (трансакция) между
воспринимающим и воспринимаемым. При
этом подчеркивается роль ожиданий,
желаний, намерений, как специфических
детерминант перцептуальной ситуации,
давая обобщенное определение феномену
межличностного восприятия, можно
сказать, что восприятие другого человека
есть процесс, в котором происходит
отражение его внешних признаков,
соотнесение их c личностными свойствами
воспринимаемого индивида и осуществление
на этой основе понимании его внутреннего
мира и поведения [3, с.113].

Анализ
осознания себя через другого имеет две
стороны: рефлексию и идентификацию.

Идентификация
– уподобление. Самый простой способ
понимания другого человека — это
уподобление себя ему. Люди пользуются
этим приемом, когда предположение o
внутреннем состоянии партнера по общению
строится на попытке поставить себя на
его место. Существует также тесная связь
идентификации c близким ему по содержанию
явлением эмпатии — способностью к
сопереживанию [3, с.114]. C понятием эмпатии
связывают преимущественно эмоциональную
реакцию на проблемы другого человека,
чем их осмысление.

Рефлексия
— это осознания действующим индивидом
того, как он воспринимается партнером
по общению. Это сложный процесс
взаимообращения и построения стратегий
поведения, исходя из понимания того,
как каждый из партнеров воспринимается
другим. Максимальный успех общения
возможeн при оптимальном совпадении
линии взаимной коммуникации в системах
«индивид — индивид» или «индивид —
группа» [3, с.114]. Например, если
руководитель-докладчик имеет неверное
представление o себе, o слушателях и o
том, как они его воспринимают, то его
взаимопонимание и взаимодействие co
слушателями будет исключено. Сближение
всего комплекса взаимных представлений
друг к другу — это сложный процесс,
требующий специальных интеллектуальных
усилий. Одним из таких средств может
служить социально-психологический
тренинг для активной подготовки людей,
работающих в системах управления в
условиях общения с другими людьми. Это
особенно важно для воспитания
руководителей, для которых продуктивное
взаимодействие с людьми является
профессиональным долгом. B практическом
и теоретическом плане представляется
важным построение моделей, отражающих
возможные направления стратегии и
тактики взаимодействия партнеров. Для
этой цели используется аппарат
математической теории и игр. Все большее
значение в

настоящее
время приобретает анализ рефлексивных
структур группы, объединенной общей
деятельностью. Тогда схема-модель
возникающих рефлексий получает объяснение
не из самой себя, a из общего контекста
как этой деятельности, так и опосредованных
ею межличностных отношений [3, с.115].

studfiles.net

Перцептивная функция общения

Количество просмотров публикации Перцептивная функция общения — 183

Реакцию людей на те или иные события нередко определяют не объективные условия, а то, как люди их воспринимают и хотят ли воспринимать вообще. В каждый момент времени человек может воспринимать лишь незначительную часть доступных ему сенсорных стимулов, интерпретируя их в соответствии со своими представлениями, ценностями и ожиданиями. Процесс восприятия друг друга партнерами по общению выступает как обязательная составная часть общения и условно должна быть назван перцептивной стороной общения.

Перцептивная функция — это межличностное восприятие. Необходимо отметить, что восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова ʼʼвосприятиеʼʼ в традиционном общепсихологическом смысле является не совсœем точным. К таким чертам относится восприятие не только внешних характеристик объекта͵ но и его поведенческих и психологических характеристик: целœей, мотивов, мыслей, способностей, эмоций и т. д. Кажется, вполне оправданным в качестве синонима ʼʼвосприятие другого человекаʼʼ использовать выражение ʼʼпознание другого человекаʼʼ[462].

Специфика межличностного восприятия при коммуникации включает следующие моменты:

— сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;

— всœегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте адресанта и адресата;

— информация, не находящаяся в области опыта адресата͵ воспринимается медленнее, чем информация, ему знакомая;

— в незнакомой ситуации работники склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими опробованы в похожих ситуациях;

— решить проблему точности интерпретации сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.

Учёт всœех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека воспринимается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, а также отношений близости, привязанности или дружбы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сказать, что восприятие адресата означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию его поступков на этой основе. На базе внешней стороны поведения мы, по словам С.Рубинштейна, как бы ʼʼчитаемʼʼ другого человека, расшифровываем значение его внешних данных[463].

Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: познавая партнера, изменяется сам адресант, и успех согласованных действий зависит от меры точности ʼʼпрочтенияʼʼ другого человека.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько действий: и эмоциональная оценка этого человека, и попытка понять смысл его поступков, и основанное на этом формирование стратегии изменения его поведения, и, наконец, построение стратегии собственного поведения.

При этом в процесс коммуникации включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. По этой причине при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только свои потребности, мотивы, установки другого, но и то, как адресат понимает потребности, мотивы, установки адресанта. Следовательно, осознание себя через партнера по коммуникации имеет две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя его характеристикам. К примеру, предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на базе попытки представить его жизненную ситуацию и связанные с ней переживания. Идентификация — один из самых простых способов понимания другого человека.

Данное понятие тесно связано с другим — эмпатией, т. е. эмоциональным откликом на проблему собеседника, сопереживанием его жизненным обстоятельствам и внутреннему состоянию. Эмпатия является не столько рациональным осмыслением проблем другого человека (как в случае идентификации), сколько стремлением эмоционально откликнуться на его проблемы, ʼʼпрочувствоватьʼʼ их[464].

Взаимодействие также зависит и от такого сложного явления как рефлексия. Рефлексия — это осознание адресантом того, как он воспринимается партнером по общению. (Следует отличать психологический термин ʼʼрефлексияʼʼ от философского; в философии под рефлексией принято понимать познание субъектом самого себя). Это уже не только знание или понимание другого человека, но и глубокое, последовательное взаимоотражение и воспроизведение внутреннего мира партнеров по взаимодействию[465].

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта͵ так и объекта восприятия. В общении партнеры оценивают друг друга, пытаясь построить определœенную систему интерпретации поведения другого, объяснить причины его поступков.

Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать (атрибутировать) друг другу как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на базе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на базе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в данном случае может действовать и механизм идентификации). Так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

При этом одни люди склонны в процессе межличностного общения и восприятия в большей мере фиксировать физические черты, и тогда ʼʼсфераʼʼ приписывания значительно сокращается, другие — воспринимают преимущественно психологические характеристики других людей, и в данном случае открывается особый ʼʼпросторʼʼ для аттрибуции.

Людям свойственно считать, что плохой человек обладает плохими чертами, а хороший — хорошими. По этой причине и приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: ʼʼплохимʼʼ людям всœегда приписываются ʼʼплохиеʼʼ поступки, а ʼʼхорошимʼʼ — хорошие. При этом нередко приписывая ʼʼплохомуʼʼ человеку отрицательные черты, сам адресант по контрасту явно или имплицитно представляет себя носителœем самых положительных черт. Это демонстрирует крайнюю субъективность процесса атрибуции.

Любопытно, что при оценке причин успеха и неуспеха важную роль играет позиция участника общения — является ли он субъектом оцениваемой деятельности или ее наблюдателœем. Субъект неудачной деятельности приписывает свою неудачу, как правило, объективным обстоятельствам, в то время как наблюдатель ответственность за неудачу относит на счёт самого исполнителя.

Все эти наблюдения свидетельствуют о важной роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нередко нужнолго определяет отношение к его личности и поведению. В одном из исследований двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но одной группе было сказано, что это фотография закоренелого преступника, а второй — известного ученого. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет. Портреты, составленные обеими группами, разительно отличались друг от друга. В одном случае глубоко посаженные глаза и выдающийся подбородок свидетельствовали о затаенной злобе и решимости идти в своих преступных намерениях до конца, в другом — о глубинœе мысли и силе воли в преодолении трудностей[466].

Не менее важную роль в процессе межличностного восприятия играют характеристики объекта восприятия, во многом определяя успех или неудачу межличностной перцепции. Индивидуальные особенности людей различны, в т.ч. и в плане большей или меньшей ʼʼраскрытостиʼʼ для восприятия другими людьми. На уровне житейского опыта эти различия нашли отражение в расхожих поговорках типа: ʼʼон — себе на умеʼʼ и т. д.).

referatwork.ru

Интерактивная функция общения

прекратить ее, способствует раскрытию внутреннего состояния или, напротив, сокрытию его.

Взгляд партнера может быть деловым (не опускается ниже глаз другого человека, сосредоточен в районе лба),социальным (направлен на символический треугольник на лице партнера, расположенный на уровне глаз и в области рта),интимным (проходит через линию глаз и опускающийся на другие части тела), взглядискоса используется для передачи интереса или враждебности.

Изложенные положения позволяют сделать вывод, что полноценная реализация коммуникативной функции общения повышает его эффективность. Однако не меньшее значение в общение имеет также его интерактивная функция.

Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определенных целей. Такое общение предполагает достижение взаимопонимания, приложение совместных усилий для дальнейшей организации деятельности, в конечных результатах которой заинтересованы общающиеся. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, а, следовательно, вырабатывает их формы и нормы.

Многоплановость структуры взаимодействия вызвала различные подходы к ее описанию. Теория социального действия анализирует компоненты взаимодействия людей, их связь и изменения. Другие ученые рассматривают взаимодействие как процесс, проходящий через определенные стадии — пространственный, психологический и социальный контакты, взаимодействие и, наконец, социальные отношения.

Оригинальный подход к описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе Э.Бёрна — направлении, предлагающем регулировать позиции участников взаимодействия (например, родителя, взрослого человека или ребенка) и учитывать характер ситуации и стиль взаимодействия.

Возможные виды взаимодействия обычно объединяют в три группы: позитивную (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация), состязательную (конкуренция, соперничество) и негативную (конфликт, оппозиция, диссоциация). В первом случае взаимодействие способствует организации совместной деятельности. Во втором — возникает соревновательное взаимодействие между сотрудниками или структурными подразделениями фирмы. В третьем — создает в совместной деятельности существенные препятствия. В чем же заключается сущность каждого из представленных типов взаимодействия?

Кооперация представляет собой упорядочение, координацию усилий партнеров. А.Н.Леонтьев в этом случае выделял две черты совместной деятельности: 1) разделение единого процесса деятельности между участниками; 2) изменение деятельности каждого из них. Важно, что результат деятельности каждого человека соединяется с конечным результатом совместной деятельности за счет развития межличностных отношений.

9

Что касается другого типа взаимодействия — конкуренции, то здесь анализ сконцентрирован в более яркой форме общения, а именно на состязательном взаимодействии сотрудников с целью достижения более высоких показателей в профессиональной деятельности и должностной иерархии. Мотивами в данном случае могут выступать стремление к моральному или материальному поощрению, формирование имиджа высокопрофессионального сотрудника, желание быть назначенным на более привлекательную должность и др.

Вотличие от конкуренции феномен конфликта заключается в том, что в его основе могут лежать два признака: психологический антагонизм и конфликтные действия. К рассогласованию взаимодействия ведут деструктивные конфликты. Для них характерно расширение количества участников и их конфликтных действий, увеличение негативных установок и остроты высказываний, рост напряженности и предубежденности, увеличение числа ложных восприятий черт и качеств личности другого человека.

Вусловиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное — не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобраться в причинах, вызывавших недовольство и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться, во многом зависит его расположение и доверительность. Между тем, по данным психологических исследований лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий.

Перцептивная функция общения

Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акт общения включаются и работают все психические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения людей. Социальная перцепция предполагает не только понимание и принятие целей, мотивов, установок партнера по общению, но и рассматривает, как, каким образом он воспринимается. В процессе межличностной перцепции люди, по мнению С.Л.Рубинштейна, как бы «читают» мысли другого человека. Это с одной стороны. С другой — чем более полно раскрывается иной человек, тем более полным становится представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и его эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия собственного поведения.

В качестве механизмов социальной перцепции выделяют идентификацию, эмпатию и рефлексию. Идентификация означает отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с сотрудником — значит,во-первых,объединить себя с ним на основе установившейся эмоциональной связи и включить в собственный мир принятых у него норм и ценностей;во-вторых,это представление, видение менеджером своих сотрудников как продолжения само-

10

го себя (проекция), наделение их своими особенностями, чертами, чувствами, желаниями; в-третьих,постановка себя на место другого человека, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства сотрудника и приводит к усвоению его личностных смыслов.

Рациональное осмысливание ситуации партнера усиливается эмоциональным переживанием, т.е. эмпатией (чувствованием). Эмпатия позволяет принять во внимание линию поведения другого человека. На основе его эмоциональной оценки формируется соответствующее отношение: симпатия — положительный образ другого, антипатия — отрицательный. Эмпатия может проявляться в таких формах как сопереживание (переживание тех же эмоциональных состояний, что и другой человек) и сочувствие (переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека). Важной характеристикой эмпатии также является замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта и слабое развитие рефлексивной стороны, являющейся следующим механизмом перцепции.

Под рефлексией в психологии понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Другими словами, понимание собеседника путем размышления за него. Взаимное восприятие в процессе рефлексии предполагает следующие позиции: сам субъект, каков он есть в деятельности, и субъект, каким он видится другому. В этих позициях пребывают оба субъекта общения. Следовательно, рефлексия — это своеобразный процесс удвоенного зеркального отображения субъектами друг друга.

Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу самого процесса познания людьми друг друга с точки зрения изучения содержания межличностной перцепции (анализ ее механизмов и сопровождающих эффектов).

Как уже отмечено, содержание межличностного восприятия есть взаимодействие двух партнеров, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-тохарактеристик благодаря самому факту своего присутствия. При оценивании партнера люди часто строят целую систему интерпретаций его поведения и причин, его вызывающих. В условиях дефицита информации начинается поиск и своеобразное приписывание ему причин того или иного поведения, обозначаемое в психологии понятиемкаузальная атрибуция.

Приписывание зависит от поступка. Если он типичен, возможности интерпретации сужены. Если неординарен — возможности самые широкие. Это с одной стороны. С другой – эффект каузальной атрибуции зависит от соответствия поступка социальным и культурным нормам. При их нарушении диапазон объяснений расширяется. Наконец, характер атрибуций зависит от того, является ли субъект восприятия сам участником этих событий. В этом случае становится ясно, почему сотрудник, не выполнивший задачу, винит обстоятельства, а руководитель, ее поставивший и лично не участвовавший, винит сотрудника. По этой же причине ответственность за определенные события приписывается другим сотрудникам. В связи с этим важно помнить, что в межличностном восприятии атрибутивные процессы занимают значительное место.

11

Вперцепции важная роль отводится сформированной установке на цели и задачи общения. Часто формирование первого впечатления о будущем сотруднике зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от сформировавшейся под воздействием предшествующей информации установки, одни найдут отрицательные черты, другие — положительные.

Вперцепции также возможны ошибки восприятия, в основе которых лежат эффекты «ореола», «первичности», «новизны» и «стереотипа восприятия». Эффект «ореола» — это своеобразное «клеймо» на образ человека, мешающее видеть его действительное поведение. Поэтому во время общения путем приписывания формируется установка на ранее существовавший образ и искажается восприятие. Эффект «первичности» возникает при восприятии незнакомого человека и зависит от порядка и значимости представления информации для оценки его личности. Ранее доведенная информация, хотя она и диаметрально противоположна последней, все же играет решающую роль.

При новом восприятии сотрудника также проявляется эффект «новизны» и последняя, новая информация, противопоставленная уже имеющейся, оказывается более значимой. Ошибочное понимание другого человека может объясняться и эффектом «стереотипа восприятия». Он возникает в силу недостаточного опыта менеджера и существует в виде устойчивого образа. В результате возникает упрощенный подход и предубеждение к людям. Существуют стереотипы восприятия профессий, этнические, религиозные и другие стереотипы.

Впроцессе перцепции происходит не просто восприятие друг друга, а рождается целая гамма чувств, возникают эмоциональные отношения, механизмы образования которых объясняются явлением «атракции». Ее включение в процесс межличностного восприятия — необходимое условие общения руководителей организаций и фирм со своими сотрудниками. В связи с этим, для формирования привлекательного образа менеджера, положительного эмоционального отношения к нему, следует соблюдать ряд положений. Конкретнымиприемами формирования положительной аттракции могут служить следующие.

Прием «имя собственное» рекомендует чаще обращаться к другому человеку по имени или имени и отчеству, ибо эти звуки — самая приятная мелодия для человека. Имя, данное ему, сопровождает человека всю жизнь и неразделимо с его личностью. Такое обращение служит показателем внимания и вызывает часто неосознанные (подсознательные) положительные эмоции.

Следующий прием связан с лицом человека, которое, как известно, является «зеркалом души». Мимические реакции лица редко поддаются контролю и поэтому отражают действительное отношение к собеседнику. Приветливое выражение на лице, улыбка сигнализируют о дружеских; товарищеских отношениях и добрых намерениях.

Прием «золотые слова» подразумевает то, что руководитель не должен скупиться на комплименты, похвалу и поощрение подчиненных, в которых нуждается каждый человек.

12

studfiles.net

Перцептивная функция общения

1. Механизмы, влияющие на адекватность
формирования представлений о воспринимаемом
человеке называются

а) эффекты восприятия,

б) процессы познания

в) процессы понимания

г) эффекты новизны

2. Соотнесите название механизма
социальной перцепции и его характеристику

1) имплицитная структура а) сложившаяся
структура,

представлений о людях характеризующаяся
наиболее значимыми для человека
особенностями

2) первое впечатление б) неосознаваемое
стремление иметь четкие, непротиворечивые
представления о воспринимаемом

3) механизм проекции в) отнесение
воспринимаемого человека к одному из
известных человеку типов людей

4) стереотипизация г) создается на основе
характеристик физического облика

5) идеализация д) наделение познаваемого
объекта исключительно положительными
качествами

е) перенос на познаваемых людей
психических особенностей субъекта
восприятия

3. Соотнесите механизмы социального
познания и их особенности

1) механизм идентификации а) отражение
субъекта в сознании другого

2) механизм каузальной атрибуции б)
сравнение себя с другими людьми

3) механизм рефлексии в) уподобление
другому человеку

г) понимание причин поведения человека

4. Тенденция воспринимающего преувеличивать
однородность личности партнера получила
название эффекта _________________.

5. Соотнесите название типовых схем
запуска эффекта ореола и их характеристику

1) неравенство партнеров а) склонность
человека переоценивать психологические
качества тех, кто превосходит его по
важному параметру

2) отношение к нам б) люди, которые нас
любят, кажутся нам лучше

3) внешняя привлекательность в) склонность
человека переоценивать тех, кого он в
чем-то превосходит

г) если человек нам нравится внешне, мы
его переоцениваем

6. Атрибуцию человек проводит в том
случае, если

а) ситуация неясна, необычна или
неожиданна

б) ситуация понятна, предсказуема,
узнаваема

в) ситуация личностно значима

г) ситуация контролируема, цели достижимы

д) ситуация вызывает негативные эмоции

7. Основные функции каузальной атрибуции
заключаются в том, что она

а) дает возможность контролировать
влияние окружающего мира

б) дает возможность познавать окружающий
мир

в) влияет на ожидания и поведение
человека

г) влияет на удовлетворение базовых
потребностей человека

8. Соотнесите тип атрибуции и ее особенности

1) личностная а) приписывание причин
случившегося себе

2) объектная б) приписывание причин
случившегося предметам, окружающим
человека

3) ситуационная в) приписывание причин
случившегося тому, с кем это произошло

г) приписывание причин случившегося
обстоятельствам

9. Наблюдатели при проведении атрибуции
склонны переоценивать

а) роль и ответственность действующего
лица

б) роль ситуативных факторов

в) роль посторонних лиц

10. Соотнесите название ошибки атрибуции
и особенности ее проявления

1) фундаментальная ошибка атрибуции а)
объяснение причин происходит с
эгоцентрических позиций

2) иллюзорные корреляции б) используется
личностная атрибуция и недооцениваются
ситуативные факторы

3) ошибка ложного согласия в) придается
значение одним факторам и игнорируются
другие

4) мотивационная ошибка г) результаты
объяснения должны подтверждать самооценку

д) используется ситуационная атрибуция
и недооценивается личностный фактор

11. Лучше справляются со своими
психологическими проблемами люди,
которые используют

а) поведенческую самокритику

б) характерологическую самокритику

в) мотивационную самокритику

12. Атрибутивные ошибки выполняют в жизни
человека

а) адаптивную функцию

б) гностическую функцию

в) эмоциональную функцию

13. Процесс предпочтения одних людей
другими, взаимного притяжения между
людьми, симпатии называется

а) межличностная аттракция

б) идентификация

в) социальная рефлексия

г) эмпатия

14. К внешним факторам аттракции относятся

а) потребность в аффилиации

б) пространственная близость

в) физическая привлекательность

г) стиль общения

15. Потребность создавать и поддерживать
удовлетворительные отношения с другими,
желание нравиться называется

а) потребность в безопасности

б) потребность в аффилиации

в) потребность в продолжении рода

16. Пространственная близость влияет на

а) продолжительность отношений

б) взаимную привлекательность партнеров

в) то, что хорошее настроение
распространяется на все вокруг

г) сохранение отношений между людьми

17. Для того, чтобы повторная встреча с
человеком вызвала аттракцию, начальная
реакция на него должна быть

а) нейтральной

б) негативной

в) положительной

18. Внутренние факторы аттракции включают

а) физическую привлекательность партнера
по общению

б) демонстрируемый стиль общения

в) эмоциональное состояние

г) фактор сходства между партнерами

д) выражение личного отношения к партнеру

19. Когда люди пытаются придать силу и
значимость своим взглядам путем их
согласования с другими людьми, выражается

а) потребность в консенсусе

б) потребность в понимании

в) потребность во взаимодействии

20. Теория, подчеркивающая различия между
людьми как основу межличностной
аттракции, называется

а) теорией дополняющих потребностей

б) теорией мотивационных различий

в) теорией социального восприятия

21. Поддерживающий стиль поведения
определяется как любой стиль поведения,
в результате которого

а) другой человек начинает больше себя
ценить

б) другой человек начинает по-другому
воспринимать мир

в) другой человек начинает понимать
других

22. К видам сообщений, носящих характер
поддержки, можно отнести

а) обращение к партнеру по имени

б) комплименты

в) благодарности

г) критику

д) безличные предложения

23. Среди сообщений, вызывающих чувство
отказа в поддержке, можно выделить

а) уход от обсуждения

б) выражение позитивных чувств

в) прямое признание

г) прерывание говорящего

д) неконгруэнтное сообщение

studfiles.net

Перцептивная функция общения

Реакцию
людей на те или иные события нередко
определяют не объективные условия, а
то, как
люди
их воспринимают
и
хотят
ли воспринимать вообще.
В
каждый момент времени человек может
воспринимать лишь незначительную часть
доступных ему сенсорных стимулов,
интерпретируя их в соответствии со
своими представлениями, ценностями и
ожиданиями. Процесс восприятия друг
друга партнерами по общению выступает
как обязательная составная часть общения
и условно может быть назван перцептивной
стороной общения.

Перцептивная
функция — это межличностное восприятие.
Необходимо отметить, что восприятие
социальных объектов обладает такими
многочисленными специфическими чертами,
что само употребление слова «восприятие»
в традиционном общепсихологическом
смысле является не совсем точным. К
таким чертам относится восприятие не
только внешних характеристик объекта,
но и его поведенческих и психологических
характеристик: целей, мотивов, мыслей,
способностей, эмоций и т. д. Кажется,
вполне оправданным в качестве синонима
«восприятие другого человека» использовать
выражение «познание другого человека»462.

Специфика
межличностного восприятия при коммуникации
включает следующие моменты:

— сообщения
воспринимаются и оцениваются в свете
актуальных потребностей адресата;

— всегда неизбежно
искажение смысла сообщения в силу
различий в опыте адресанта и адресата;

— информация, не
находящаяся в области опыта адресата,
воспринимается медленнее, чем информация,
ему знакомая;

— в незнакомой
ситуации работники склонны ориентироваться
на те решения, которые уже были ими
опробованы в похожих ситуациях;

— решить проблему
точности интерпретации сообщения с
помощью одних лишь языковых средств
невозможно.

Учет
всех этих обстоятельств представляется
особенно важным, когда познание другого
человека рассматривается как составная
часть процесса общения, как основание
не только для понимания партнера, но
для установления с ним согласованных
действий, а также отношений близости,
привязанности или дружбы. Таким образом,
можно сказать, что восприятие адресата
означает восприятие его внешних
признаков, соотнесение их с личностными
характеристиками и интерпретацию его
поступков на этой основе. На основе
внешней
стороны
поведения мы, по словам С.Рубинштейна,
как бы «читаем» другого человека,
расшифровываем значение его внешних
данных463.

Впечатления,
которые возникают при этом, играют
важную регулятивную роль в процессе
общения: познавая партнера, изменяется
сам адресант, и успех согласованных
действий зависит от меры точности
«прочтения» другого человека.

В ходе познания
другого человека одновременно
осуществляется несколько действий: и
эмоциональная оценка этого человека,
и попытка понять смысл его поступков,
и основанное на этом формирование
стратегии изменения его поведения, и,
наконец, построение стратегии собственного
поведения.

Однако в процесс
коммуникации включены как минимум два
человека, и каждый из них является
активным субъектом. Следовательно,
сопоставление себя с другим осуществляется
как бы с двух сторон: каждый из партнеров
уподобляет себя другому. Поэтому при
построении стратегии взаимодействия
каждому приходится принимать в расчет
не только свои потребности, мотивы,
установки другого, но и то, как адресат
понимает потребности, мотивы, установки
адресанта. Следовательно, осознание
себя через партнера по коммуникации
имеет две стороны: идентификацию и
рефлексию.

Идентификация

это способ понимания другого человека
через осознанное или бессознательное
уподобление себя его характеристикам.
Например, предположение о внутреннем
состоянии партнера по общению строится
на основе попытки представить его
жизненную ситуацию и связанные с ней
переживания. Идентификация — один из
самых простых способов понимания другого
человека.

Данное
понятие тесно связано с другим —
эмпатией,
т.
е. эмоциональным откликом на проблему
собеседника, сопереживанием его жизненным
обстоятельствам и внутреннему состоянию.
Эмпатия является не столько рациональным
осмыслением проблем другого человека
(как в
случае идентификации), сколько стремлением
эмоционально откликнуться на его
проблемы, «прочувствовать» их464.

Взаимодействие
также зависит и от такого сложного
явления как рефлексия. Рефлексия

это осознание адресантом того, как он
воспринимается партнером по общению.
(Следует отличать психологический
термин «рефлексия» от философского; в
философии под рефлексией понимается
познание субъектом самого себя). Это
уже не только знание или понимание
другого человека, но и глубокое,
последовательное взаимоотражение и
воспроизведение внутреннего мира
партнеров по взаимодействию465.

Содержание
межличностного восприятия зависит от
характеристик как субъекта, так и объекта
восприятия. В общении партнеры оценивают
друг друга, пытаясь построить определенную
систему интерпретации
поведения
другого, объяснить причины его поступков.

Интерпретация
поведения другого человека может
основываться на знании
причин
этого поведения, и тогда это задача
научной психологии. Но в обыденной жизни
люди сплошь и рядом не знают действительных
причин поведения другого человека или
знают их недостаточно. Тогда, в условиях
дефицита информации, они начинают
приписывать
(атрибутировать)
друг другу как причины поведения, так
и сами образцы поведения или какие-то
более общие характеристики. Приписывание
осуществляется либо на основе сходства
поведения воспринимаемого лица с
каким-то другим образцом, имевшимся в
прошлом опыте субъекта восприятия, либо
на основе анализа собственных мотивов,
предполагаемых в аналогичной ситуации
(в этом случае может действовать и
механизм идентификации). Так или иначе
возникает целая система способов такого
приписывания (атрибуции).

При этом одни люди
склонны в процессе межличностного
общения и восприятия в большей мере
фиксировать физические черты, и тогда
«сфера» приписывания значительно
сокращается, другие — воспринимают
преимущественно психологические
характеристики других людей, и в этом
случае открывается особый «простор»
для аттрибуции.

Людям свойственно
считать, что плохой человек обладает
плохими чертами, а хороший — хорошими.
Поэтому и приписывание причин поведения
и характеристик осуществляется по этой
же модели: «плохим» людям всегда
приписываются «плохие» поступки, а
«хорошим» — хорошие. При этом нередко
приписывая «плохому» человеку
отрицательные черты, сам адресант по
контрасту явно или имплицитно представляет
себя носителем самых положительных
черт. Это демонстрирует крайнюю
субъективность процесса атрибуции.

Любопытно, что при
оценке причин успеха и неуспеха важную
роль играет позиция участника общения
— является ли он субъектом оцениваемой
деятельности или ее наблюдателем.
Субъект неудачной деятельности
приписывает свою неудачу, как правило,
объективным обстоятельствам, в то время
как наблюдатель ответственность за
неудачу относит на счет самого исполнителя.

Все
эти наблюдения свидетельствуют о важной
роли установки
в
процессе восприятия человека человеком.
Особенно значительна эта роль при
формировании
первого впечатления о
незнакомом
человеке, которое нередко надолго
определяет отношение к его личности и
поведению. В одном из исследований двум
группам студентов была показана
фотография одного и того же человека.
Но одной группе было сказано, что это
фотография закоренелого преступника,
а второй — известного ученого. После
этого каждой группе было предложено
составить словесный портрет. Портреты,
составленные обеими группами, разительно
отличались друг от друга. В одном случае
глубоко посаженные глаза и выдающийся
подбородок свидетельствовали о затаенной
злобе и решимости идти в своих преступных
намерениях до конца, в другом — о глубине
мысли и силе воли в преодолении
трудностей466.

Не менее важную
роль в процессе межличностного восприятия
играют характеристики объекта восприятия,
во многом определяя успех или неудачу
межличностной перцепции. Индивидуальные
особенности людей различны, в том числе
и в плане большей или меньшей «раскрытости»
для восприятия другими людьми. На уровне
житейского опыта эти различия нашли
отражение в расхожих поговорках типа:
«он — себе на уме» и т. д.).

studfiles.net

1.3.2. Интерактивная и перцептивная функции общения.

Интерактивная
функция

— это характеристика тех компонентов
общения, которые связаны с взаимодействием
людей, с непосредственной организацией
их совместной деятельности. Есть два
типа взаимодействий – кооперация и
конкуренция.

Кооперативное
взаимодействие
означает Координацию сил участников.
Кооперация является необходимым
элементом совместной деятельности,
порождается самой ее природой.

Одной
из наиболее ярких форм конкуренции
является конфликт.

Перцептивная
функция общения — это процесс восприятия
и понимания людьми друг друга.

Все
три стороны общения тесно переплетаются
между собой, органически дополняют друг
друга и составляют процесс общения в
целом.

1.4. Уровни общения.

Общение
может происходить на различных уровнях:

  • Манипулятивный
    — уровень, заключается в том что один
    из собеседников через определенную
    социальную роль пытается вызвать
    сочувствие, жалость партнера.

  • Примитивный
    — уровень, когда один из партнеров
    подавляет другого (один постоянный
    коммуникатор, а другой постоянный
    реципиент).

  • Высший
    — это тот социальный уровень, когда
    независимо от социальной роли, статуса
    партнеры относятся друг к другу как к
    равной личности.

2. Этические и культурные требования к выступлению в аудитории

Публичное
выступление —
это
устное монологическое высказывание с
целью оказания воздействия на аудиторию.
В сфере делового общения наиболее часто
используются такие жанры, как доклад,
информационная, приветственная и
торговая речь.

2.1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления

В
основе классической схемы ораторского
искусства лежит 5
этапов:

  1. Подбор
    необходимого материала, содержания
    публичного выступления;

  2. Составление
    плана, распределение собранного
    материала в необходимой логической
    последовательности;

  3. Словесное
    выражение», литературная обработка
    речи;

  4. Заучивание,
    запоминание текста;

  5. Произнесение.

Сегодня
в ораторской деятельности выделяют 3
основных этапа: докоммникативный,
коммуникативный и посткоммуникативный.
Каждый из этапов содержит перечень
конкретных действий, которые можно
представить в виде таблицы:

Докоммуникативный

Коммуникативный

Посткоммуникативный

1.Определение
темы и цели выступления.

Произнесение
речи.

Анализ
речи.

2.Оценка
аудитории и обстановки.

Ответы
на вопросы, ведение полемики.

3.Подбор
материала.

4.Создание
текста.

5.Репетиция.

Подготовка
к любому ораторскому монологу начинается
с определения его темы и цели. Тему
определяет либо сам автор, либо те, кто
приглашает его произнести речь. Название
выступления должно быть ясным, четким,
по возможности кратким. Оно должно
отражать содержание речи и привлекать
внимание слушателей (Например: «Нужны
ли нам атомные электростанции?»,
«Состояние охраны труда и техники
безопасности в цехе № 5», «О подготовке
к проведению сертификации изделий».
При разработке повестки для совещаний
необходимо особое внимание обращать
на формулировку тем докладов и сообщений.
Темы должны ориентировать людей на
участие в обсуждении конкретных проблем.
Поэтому целесообразно «расшифровывать»
пункт повестки дня «Разное», «О
разном» — человек будет иметь возможность
заранее подготовить и продумать свое
выступление. Некоторые речи не имеют
названий: приветственная, митинговая
и другие.

Приступая
к разработке текста, необходимо определить
цель выступления. Говорящий должен ясно
представлять, какой реакции он добивается.
Основные цели публичного монолога —
сообщение и воздействие. Оратор может
поставить задачу информировать
слушателей, дать определенные сведения.
Или он рассчитывает взволновать
аудиторию, сформировать у людей убеждения,
представления, которые станут мотивами
их поведения, то есть призывает к каким
— либо действиям. Часто эти цели
перекрещиваются, совмещаются в одном
выступлении. Свои цели и задачи следует
сообщить слушателям.

Важно
оценить состав будущей аудитории,
заранее настроиться на своих слушателей,
учитывая такие факторы: образовательный
уровень, направление образования
(гуманитарное, техническое …),
познавательные интересы, пол, возраст,
отношение к теме и к оратору.

Всегда
легче говорить, обращаясь к однородному
(гомогенному) составу (дилетанты,
специалисты, коллеги, студенты, люди
одинаковых политических взглядов и т.
д.). Чем однороднее аудитория, тем
единодушнее реакция на выступление.

Обращаясь
к молодежи, нельзя заигрывать, льстить,
поучать, упрекать в незнании,
некомпетентности, подчеркивать свое
превосходство, уклоняться от острых
проблем и вопросов.

Перед
слушателями с высоким уровнем
профессиональной или научной подготовки
нельзя выступать, если нет новых взглядов,
подходов к решению проблемы, нельзя
допускать повторы, тривиальные суждения,
демонстрировать свое превосходство,
злоупотреблять цифрами, цитатами,
уклоняться от существа проблемы.

В
неоднородной (гетерогенной) аудитории
произносить речь труднее. Если публика
различна по составу, надо, по возможности,
адресовать какой — то фрагмент каждой
группе. Следует заранее подумать о том,
что сказать отдельным, особо авторитетным,
важным персонам, если вы знаете, что они
придут.

Необходимо
также выяснить численность аудитории.
Большим количеством слушателей сложнее
управлять. В огромной массе человек
легковерен, склонен к обезличиванию,
не способен к критике, видит все в черно
— белых красках, реагирует на эмоции.
Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее,
образнее следует говорить.

Знание
своих слушателей, «прицельная»
подготовка речи приобретают особое
значение при обсуждении какого — то
трудного вопроса в узком кругу
специалистов, деловых людей.

Следует
узнать, в какой обстановке будет проходить
выступление — в зале, в кабинете, есть
ли там кафедра, стол, микрофон …

Кафедра
помогает сконцентрировать внимание на
ораторе, за ней надо располагаться
свободно, непринужденно, установив и
стараясь сохранять постоянно расстояние
в 20 — 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Важное
значение имеет и размещение слушателей
в аудитории. Проксемика — наука о временной
и пространственной организации общения
— описывает следующие способы:

Способ

Схематическое
изображение

Комментарии

Аудиторное
размещение

Отделяет
оратора от аудитории. Обратная связь
затруднена. Большое число участников

«Конференция»

Официально.
По субординации. Может вызвать
конфронтацию, противостояние мнений

«Подкова»

Способствует
взаимодействию. Доступный визуальный
контакт. Хорошие возможности контроля

V
— образное расположение

Позволяет
создать обстановку сотрудничества
между общающимися при ведущей роли
оратора

«Круглый
стол»

Объединяет
людей, демократизирует обстановку
обсуждения проблем.

«Кабаре»

Для
работы маленькими группами. Возможны
трудности фокусирования внимания

Надо
выяснить также после каких других речей
планируется ваше выступление. Ведь
каждая последующая речь должна быть
интереснее по содержанию и форме, чем
предыдущая.

Следующая
ступень докоммуникативного этапа —
«кодирование» — составление текста
— начинается с подбора материала. Чтобы
выступление получилось содержательным,
лучше использовать не один источник, а
несколько. Источники материала
подразделяются на группы:

  1. Непосредственные
    — материал, добытый автором из жизни
    путем наблюдений, собственного опыта:

  • знания,
    практика;

  • личные
    контакты, беседы, интервью;

  • воображение
    — мысленное создание новых картин,
    образов, проектов на основе прошлого
    опыта с элементами творчества.

  1. Опосредованные:

  • а)
    официальные документы:

  • б)
    научная и научно — популярная литература;

  • в)
    художественная литература;

  • г)
    статьи газет и журналов;

  • д)
    передачи радио и телевидения;

  • е)
    справочная литература: энциклопедии,
    словари;

  • ж)
    результаты социологических опросов.

Следует
помнить, что «живой» опыт всегда
хорошо воспринимается слушателями, он
убедителен и ему верят.

Материал
публичного выступления может быть
теоретическим и фактическим . Насыщенность
речи тем или другим типом материала
зависит от жанра. Так, в отчетном докладе
требуется приводить множество фактов,
чтобы доказать положения и убедить
слушателей. Материал выступления должен
быть достоверным. Предварительно
проверяют точность информации, цифр,
дат, цитат, имен.

Систематизируя
материал, оратор создает план, продумывает
композицию, логику изложения, составляет
и редактирует текст.

Подготовка
письменного текста имеет много
преимуществ. Написанную речь можно
проверять, исправлять; она легче
запоминается и дольше удерживается в
памяти. Писать следует на отдельных
листах, на одной стороне. Опытный оратор
может ограничиться составлением тезисов,
конспекта или развернутого плана
выступления.

Репетиция
представляет собой произнесение текста
мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом.
Надо найти такую позу, в которой вы
чувствуете себя легко и удобно, и
постараться ее запомнить; изучить лицо
— расправить нахмуренные брови, мимические
морщины, набегающие на лоб; продумать
жесты, приемы установления контакта.
Опыт показывает, что на каждую минуту
выступления приходится 20 — 25 минут
подготовки. Если выступление тщательно
разработано, то в момент встречи со
слушателями говорящий будет держаться
уверенно.

studfiles.net

Перцептивная сторона общения: что это такое

Перцептивная сторона общения – это форма диалога, которая подразумевает создание полного взаимопонимания между собеседниками. Этого говорит о том, что человек должен понимать цели, мотивы и установки своего собеседника, разделять их и принимать его мировоззрение. Подобное взаимодействие приводит к построению правильных межличностных отношений, в основе которых является восприятие одной личности другим индивидом. Давайте ознакомимся с функциями перцептивной стороны общения более подробно.

Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.)

Функции и предназначение

Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении «читать» внутренний мир окружающих людей. Человек, обладающий способностью определять психическое состояние собеседника, сможет выявить его истинное отношение к различным вопросам. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:

  • создает почву для восприятия чужой личности;
  • благотворно влияет на создание взаимопонимания;
  • в некоторой степени способствуют влиянию собеседников друг на друга.

Данные функции основываются на работе определенных психических установок. К таким установкам специалисты относят эмпатию, аттракцию и идентификацию. Эти механизмы отвечают за познание и понимание окружающих людей. Помимо этого, в общении используется механизм рефлексии, который можно охарактеризовать как познание собственной личности при помощи создания коммуникативных связей. Последним инструментом является казуальная атрибуция, в задачу которой входит создание прогноза поведения собеседника на основе его модели ведения разговора.

Перцептивная сторона общения включает в себя каждый из вышеперечисленных инструментов восприятия окружающих людей. Давайте более подробно ознакомимся с каждым из этих инструментов.

Характеристика механизмов перцепции:

  1. Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором мнение о внутреннем мире человека основывается на своеобразной попытке представить себя на месте партнера.
  2. Аттракция – механизм познания человека, подразумевающий привлечение. Определенное отношение к оппоненту строится на возникновении устойчивых позитивных чувств.
  3. Эмпатия – механизм эмоционального и чувственного сопереживания к окружающим людям.

Понимание чувств, мотивов и желаний окружающих, тесно взаимосвязано с вышеперечисленными механизмами. Следует отметить, что перцептивная сторона общения также связана с такими механизмами, как казуальная атрибуция и рефлексия. Казуальная атрибуция – способ интерпретации эмоций и действий окружающих, при наличии желания определить мотивы выбранной ими поведенческой модели. Рефлексия относится к инструментам самопознания собственной личности при помощи создания коммуникативных связей. Данный механизм подразумевает представление своей личности так, как её воспринимает партнер.

Восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира

Во время проведения исследований, связанных с перцептивной стороной общения, ученые выявили интересный факт. Подавляющее большинство людей имеют склонность приписывать себе коллективные достижения. А неудачи в различных сферах, оправдывают обстоятельствами или возлагают на других людей. Также интересен тот факт, что люди, отрицательно настроенные в отношении своего оппонента, также воспринимаются последними, в негативном свете.

Каждый человек воспринимает окружающих на основе собственного «первого впечатления», которое может являться ошибочным.

Ошибки первого впечатления

В психологии термин «перцепция» используется для описания функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и формирование цельного образа личности оппонента. Согласно мнению ученых, оценка незнакомого человека состоит на половину из ошибочного мнения и на пятьдесят процентов из правильного восприятия. Данный факт можно объяснить влиянием трех определенных факторов, которые оказывают влияние на перцептивную сторону общения.

По мнению ученых, каждый человек совершает определенные ошибки в восприятии окружающих людей. Одной из таких ошибок является неадекватное восприятие отношения собеседника к конкретному индивидууму. Уважительная и доброжелательная манера разговора приводит к тому, что в восприятии окружающих создается образ, состоящий из сплошь положительных характеристик. Также людям свойственны ошибки в оценивании качеств оппонента. В той ситуации, когда собеседник превосходит человека по определенным критериям, создается ошибочный образ более талантливого и интеллектуально развитого человека. Данная ошибка в анализе личности имеет и прямо противоположное восприятие.

Характеристики восприятия человеком других людей, интерпретации их внутреннего мира изменяются в процессе жизнедеятельности человека

Самой важной ошибкой в оценке личности является неправильное восприятие привлекательности человека. Те индивиды, что вызывают интерес своей внешностью или другими индивидуальными качествами воспринимаются как более интересные собеседники. В некоторых случаях таким людям приписываются те качества, что могут быть нехарактерны для их темперамента.

Перцептивная сторона общения – является необходимой составляющей межличностных взаимоотношений. В её состав должны входить:

  • познание собственной личности посредством построения коммуникативных связей;
  • познание личности и понимание оппонента;
  • прогноз поведенческой модели партнера по общению.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktovdepressii.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о