Вопросы и ответы

Определение социальной работы у разных авторов – Теория социальной работы как научная дисциплина: объект и субъект исследования, становление и развитие в работах отечественных исследователей 1990–2000 годов

Социальная работа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2013;
проверки требуют 95 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2013;
проверки требуют 95 правок.

Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Социальный работник оказывает надомны

ru.wikipedia.org

Глобальное определение социальной работы — Социальное обслуживание населения

Глобальное определение социальной работы в копилку специалиста. Утверждено Общим собранием Международной федерации социальных работников и Генеральной Ассамблеи МАШСД в июле 2014 года. Определение ценно тем, что содержит комментарий, раскрывающий его суть.  

Глобальное определение социальной работы как профессии

Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению. Принципы социальной справедливости, прав человека и уважения многообразия являются центральными в социальной работе. Опираясь на теории социальной работы, общественные и гуманитарные науки, специализированные знания, социальная работа вовлекает людей и структуры в решение жизненно важных проблем и повышение благополучия.

Данное определение можно расширять на национальном и/или региональном уровнях

КОММЕНТАРИИ

Комментарии служат для разъяснения ключевых концептов, используемых в определении, и конкретизируются относительно ключевых полномочий, принципов, знания и практики профессиональной социальной работы.

Ключевые полномочия

Ключевые полномочия профессиональной социальной работы включают в себя содействие общественному изменению, социальному развитию, социальной сплоченности, а также укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению.

Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая признает взаимосвязь исторических, социально-экономических, культурных, пространственных, политических и личностных факторов, выступающих возможностями и/или барьерами для человеческого благополучия и развития.

Структурные барьеры способствуют увековечиванию неравенства, дискриминации, эксплуатации и угнетения. Развитие критического сознания через осмысление структурных источников угнетения и/или привилегий на основе расовых, классовых, языковых,религиозных и гендерных различий, ограниченных возможностей в развитии, культурной и сексуальной ориентации, а также разработка действенных стратегий, направленных на преодоление структурных и личностных барьеров, являются центральными в освободительной практике, цели которой — укрепление способности людей к самостоятельному функционированию в обществе и их освобождение. Солидаризируясь с обездоленными людьми, профессия стремится облегчить нищету, освободить уязвимые и угнетенные группы, и содействовать социальному включению и общественному сплочению.

Полномочие для социального изменения основано на предпосылке того, что интервенция в социальной работе осуществляется в случае, когда текущая ситуация на любом уровне (индивидуальном, семейном, малой группы, сообщества или общества) нуждается в изменении и развитии. Она вызвана потребностью ответить на вызов и изменить те структурные условия, которые способствуют маргинализации, социальному исключению и угнетению.

Существенное место в инициативах социального изменения отводится человеческой деятельности по продвижению прав человека, экономической, экологической и социальной справедливости. Профессия в равной степени посвящает себя обеспечению социальной стабильности, если такая стабильность не используется в целях маргинализации, исключения или угнетения особых групп людей.

Концепция социального развития определяет стратегии интервенции, стремление к изменению государственных и политических структур, дополняющих более популярные — остаточные и институциональные структуры. Она основана на целостных биопсихосоциальных, духовных оценках и интервенциях, которые выходят за пределы микро-макро-деления, включая мульти системные уровни, межсекторное и межпрофессиональное сотрудничество, нацеленное на устойчивое развитие. Она отдает приоритет социоструктурному и экономическому развитию и не разделяет расхожее мнение о том, что экономический рост является предпосылкой для социального развития.

Принципы

Всеобъемлющие принципы социальной работы — уважение неотъемлемой ценности и достоинства людей, непричинение вреда, уважение многообразия, поддержка прав человека и социальная справедливость.

Защита и поддержка прав человека и социальной справедливости являются мотивацией и основанием для социальной работы. Профессиональная деятельность социальных работников рассматривает права человека и коллективную ответственность как взаимосвязанные части целого. Идея коллективной ответственности выдвигает на первый план понимание того, что права отдельного человека могут быть реализованы только на ежедневной основе при условии обоюдной ответственности за себя и окружающую среду, и создания взаимных отношений внутри сообществ. Поэтому основной фокус социальной работы должен быть направлен на защиту прав людей на всех уровнях и способствовать тому, чтобы люди принимали на себя ответственность за благополучие друг друга, понимали и уважали взаимозависимость между людьми, а также между людьми и окружающей средой.

Социальная работа охватывает права первого, второго и третьего поколений. Права первого поколения относятся к гражданским и политическим правам, таким как свобода слова и совести, свобода от пытки и незаконного задержания; второе поколение относится к социально-экономическим и культурным правам, которые включают права доступа к образованию, здравоохранению и обеспечению жильем, право на язык национального меньшинства; права третьего поколения фокусируются на мире природы и праве на биомногобразие видов, а также межпоколенческую справедливость. Эти права укрепляют друг друга, они взаимозависимы и включают как индивидуальные, так и коллективные права.

В некоторых случаях «непричинение вреда» и “уважение многообразия” может представлять противоречивые и конкурирующие ценности, например, когда со ссылкой на культуру нарушаются права, включая право на жизнь, права таких меньшинств, как женщины и гомосексуалисты. Глобальные образовательные стандарты по подготовке и обучению социальных работников рассматривают эту сложную проблему, выдвигая подход к обучению социальных работников, опирающийся на основные права человека. В примечании поясняется, что:

Такой подход смог бы облегчить конструктивную конфронтацию и внести изменения там, где определенные культурные верования, ценности и традиции нарушают основные права человека. Поскольку культура социально сконструирована и динамична, она выступает предметом деконструкции и изменения. Такую конструктивную конфронтацию, разрушение и изменение можно ослабить с помощью внутренней настройки и понимания конкретных культурных ценностей, верований и традиций, через критический и рефлексивный диалог с членами культурной группы с глазу на глаз по более широким проблемам прав человека.

Знание

Социальная работа является как междисциплинарной, так и трансдисциплинарной. Она опирается на широкий спектр научных теорий и исследований. ‘Наука’ в данном контексте понимается в своем наиболее основном значении, как ‘знание’. Социальная работа опирается на свои собственные постоянно развивающиеся теоретические ресурсы и исследования, а так же на теории других гуманитарных наук, включая, но не ограничиваясь, социальным развитием, социальной педагогикой, администрированием, антропологией, экологией, экономикой, образованием, управлением, сестринским уходом, психиатрией, психологией, здравоохранением и социологией. Уникальность исследований социальной работы и ее теорий состоит в том, что они применимы на практике и имеют освободительный характер. Большая часть исследований социальной работы и ее теории проводятся и создаются при участии пользователей услуг (клиентов) в интерактивном, диалогическом процессе и поэтому привносятся через специфические контексты практики.

Данное определение подтверждает, что социальная работа формируется не только за счет знаний, привносимых специфическими контекстами практики и западными теориями, но также и на основе коренных знаний. Частью наследия колониализма является то, что западным теориям и знаниям отводилась первостепенная роль, а знания коренных народов были обесценены и поглощены западными теориями. Предложенное определение пытается остановить и полностью изменить этот процесс, признавая, что коренные народы в каждом регионе, стране или области несут свои собственные ценности, способы познания и передачи своих знаний, и вносят неоценимый вклад в науку.

Социальная работа стремится исправить исторический западный научный колониализм и его гегемонию, слушая и извлекая уроки у коренных народов во всем мире. Таким образом, знания социальной работы будут создаваться и привноситься в копилку коренными народами, и соответственно применяться на практике не только на локальном, но также и на международном уровне. Опираясь на работу Организации Объединенных Наций, Международная федерация социальных работников определяет коренные народы следующим образом:

  • Они живут в пределах (или сохраняют привязанность) географически определенных наследственных территориях.
  • Они стремятся поддерживать определенные социальные, экономические и политические институты на своих территориях.
  • Они как, правило, стремятся остаться в своих культурных, географических и институциональных рамках, вместо того, чтобы ассимилировать полностью в национальное общество.
  • Они идентифицируют себя как представители коренной национальности или рода.
Практика

Законность и полномочия социальной работы лежат в ее интервенции в сферы, где люди взаимодействуют со своей средой. Окружающая среда охватывает различные социальные системы, в которые включены люди, а также природную, географическую среду, которая оказывает глубокое влияние на жизнь людей. Методология участия, используемая в социальной работе, отражается в том, чтобы “привлечь внимание людей и структур к жизненным проблемам и улучшению благополучия».

По мере возможности социальная работа поддерживает работу с людьми, а не только для людей. В соответствии с парадигмой социального развития социальные работники используют диапазон навыков, методов, стратегий, принципов и действий на различных системных уровнях, направленных на поддержание системы и/или ее изменение.

Практика социальной работы охватывает диапазон действий, включая различные формы терапии и консультирования, групповую работу и работу по месту жительства; разработку политики и анализ; защиту интересов клиента и политические интервенции.

В рамках освободительной перспективы, которую поддерживает данное определение, стратегии социальной работы нацелены на усиление надежды людей, их самооценки и творческого потенциала, чтобы противостоять и бросить вызов деспотической динамике власти и структурным источникам несправедливости. Таким образом, стратегии связывают в единое целое микро-макро, и личностно-политическое измерение интервенции. Целостный фокус социальной работы универсален, но приоритеты социальной работы изменяются от страны к стране и иногда зависят от исторических, культурных, политических и социально-экономических условий. Ответственность социальных работников во всем мире состоит в том, чтобы защитить, обогатить и реализовать ценности и принципы, отраженные в этом определении. Определение социальной работы может быть значащим только тогда, когда социальные работники активно передают его ценности и видение.

Данный материал опубликован на официальном сайте МФСР и доступен на нескольких языках, включая русский. В этой статье приведен без сокращений в авторской редакции. 

Ирина Владимирова

Рассказать друзьям:

son-net.info

Основные понятия социальной работы

Адресная
социальная помощь

– система мер по оказанию помощи
отдельным действительно нуждающимся
людям или группам населения для
преодоления или смягчения жизненных
трудностей, поддержания их социального
статуса и полноценной жизнедеятельности.

Аномия
– понятие,
выражающее отношение индивидов к нормам
и моральным ценностям социальной
системы, в которой они существуют, и
означающее: а) состояние общества, при
котором для его членов утрачена значимость
социальных норм; б) отсутствие эталонов,
стандартов сравнения с другими людьми,
позволяющих оценить свое социальное
положение и выбрать образцы поведения;
в) несоответствие, разрыв между
универсальными целями и ожиданиями,
одобряемыми в данном обществе, и социально
приемлемыми средствами их достижения,
что в силу недоступности для всех этих
целей толкает многих людей на незаконные
пути их достижения.

Бедность
– показатель критически низкого уровня
жизни малообеспеченных граждан и
категорий населения, недостаточной
степени удовлетворения их материальных
и духовных потребностей. Официально
показатель бедности устанавливается
тогда, когда реальные доходы граждан
ниже прожиточного уровня.

Безработица
– незанятость
в производстве трудоспособного желающего
работать населения. Виды безработицы:
структурная (связанная с изменением
структур экономики), неструктурная
(обусловленная общим снижением
экономической активности), фрикционная
(временная, связанная с переходом на
другую работу), циклическая (при
циклических кризисах, скрытая, сезонная).

Благотворительность
– впервые
встречается у Н.Н.Карамзина. Проявления
сострадания к ближнему, негосударственная
помощь нуждающимся. Современное
понимание: а) безвозмездная деятельность
по созданию и передаче финансовых,
материальных, и духовных ценностей для
удовлетворения насущных потребностей
человека, социальной группы, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации; б) оказание
частными лицами или организациями
безвозмездной помощи нуждающимся людям
или социальным группам населения.

Голод
и недоедание

социальное, явление, обусловленное
недостатком пищи.

Инвалидность
– ограничения в возможностях, обусловленные
физическими, психологическими,
социальными, законодательными и иными
барьерами, которые не позволяют человеку
быть интегрированному в общество.

Ктитор
– создатель
храма или монастыря, вкладчик, попечитель,
церковный староста.

Маргинальность
– понятие,
обозначающее промежуточность,
«пограничность» положения человека
между какими-либо социальными группами.

Меценатство

добровольные пожертвования богатых
людей, организаций на развитие и поддержку
искусства и его представителей.

Миграция
населения

добровольное или вынужденное переселение,
перемещение населения внутри страны
(внутренняя), из одной страны в другую
(внешняя).

Милосердие
– этическая
категория образа жизни человека,
нацеливающего его на помощь другим
людям. Предполагает наличие следующих
качеств: отзывчивость, сострадание,
потребность оказать безвозмездную
помощь, нуждающимся в ней.

Милостыня
– подаяние
нищему в форме денег или продуктов
питания.

Наркомания
– социально
опасное психическое заболевание,
вызванное злоупотреблением наркотическими
средствами с целью вызвать эйфорию:
возбуждение, опьянение, состояние
блаженства, повышенного радостного
настроения.

Нищелюбие

добродетель, состоящая в оказании помощи
нищим, одна из обязательных добродетелей
русских князей.

Нищенство
– состояние,
при котором ведение нормального образа
жизни становиться невозможным из-за
отсутствия денежных средств, собственности,
навыков трудовой деятельности, а
социальное функционирование обеспечивается
сбором подаяния.

Нищета,
нищий

1) человек или социально-демографическая
группа, не имеющие доходов и живущие на
пособие или подаяние; 2) состояние
человека или группы людей, уровень жизни
которых ниже прожиточного минимума.

Образ
жизни

система видов жизнедеятельности
общества, социальных групп и личности,
определяемых социально-экономическими
условиями их жизни.

Общественное
призрение

организованная система помощи в Х1Х в.
со стороны государственных институтов
или общества нуждающемуся населению.

Опека
1) одна из социально-правовых форм защиты
личных и имущественных интересов
граждан; 2) лица и организации, на которые
возложена забота и попечительство и
наблюдение.

Пенсия
– денежное
обеспечение, получаемое гражданами из
общественных фондов потребления по
старости при потере кормильца, при
потере трудоспособности и т.д.

Подготовка
специалистов по социальной работе

формы и уровни профессионального
обучения специалистов в области
социальной работы.

Пожилые
– люди,
проживающие относительно долгую жизнь,
вследствие этого испытывающие определенные
психофизические ограничения независимо
от наличия или отсутствия заболеваний,
в некоторых случаях они функционально
недееспособны либо им необходима помощь
со стороны.

Пособие
– одна из
форм материального обеспечения граждан
(пособие по безработице, по временной
нетрудоспособности).

Призрение
– понятие,
появившееся в ХУП в. и имеющее следующие
смысловые значения: благосклонное
внимание, отношение, покровительство;
присмотр, забота, попечение, удобство.

Прожиточный
минимум

минимум средств, необходимых для
нормального воспроизводства
работоспособности и развития личности.
Показатель объема и структуры потребления
важнейших материальных благ и услуг на
минимально допустимом уровне, активное
физическое состояние взрослых, физическое
и социальное развитие детей и подростков.

Профессиональные
нищие

люди по своему состоянию здоровья
способные трудиться, но в виде промысла
занимающиеся прошением подаяния в той
или иной форме.

Работные
дома

учреждения общественного призрения,
где в принудительном порядке осуществлялось
трудовое воспитание профессиональных
нищих.

Редистрибуция
– передача
части произведенного общинниками
избыточного продукта в распоряжение
вождей, на различные общественные нужды.

Реципрокация

взаимопомощь, взаимный обмен дарами,
услугами.

Семья
– основанная
на браке и правовом родстве малая группа,
члены которой объединены совместным
проживанием и ведением домашнего
хозяйства, эмоциональной жизнью,
взаимными обязанностями по отношению
друг к другу.

Социальная
адаптация

процесс активного приспособления
индивида к условиям социальной среды;
приспособление граждан, попавших в
трудную жизненную ситуацию, к среде
жизнеедятельности.

Социальная
защита

1) система установленных государством
гарантий, мероприятий, учреждений,
обеспечивающих предоставление оптимальных
условий жизни, удовлетворение потребностей,
поддержание жизнеобеспечения,
деятельностного существования личности,
различных социальных групп; 2) совокупность
мер, действий, средств государства и
общества, направленных против ситуаций
риска в нормальной жизни граждан, таких,
как болезнь, безработица, старость,
инвалидность, смерть кормильца; 3)
комплекс государственных мер
социально-экономического и правового
характера по обеспечению государством
минимального уровня материальной
поддержки социально уязвимых слоев
населения.

Социальная
поддержка

предоставление денежных пособий,
кредитов, информации, возможности
обучения и иных льгот отдельным группам
трудоспособного населения, временно
оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная
политика

деятельность государства по развитию
и управлению социальной сферой общества.

Социальная
помощь

система государственного попечения
для наименее защищенных групп населения.
Основные виды: материальная, финансовая,
пенсионная, протезно-ортопедическая,
кредитная.

Социальное
обеспечение

система государственных и общественных
мероприятий по материальному обеспечению
граждан в старости, при инвалидности,
болезни, смерти кормильца и других
случаях; историческая парадигма помощи
и поддержки нуждающихся, пришедшая на
смену общественному призрению.

Социальная
работа

профессиональная деятельность, имеющая
целью содействие людям, социальным
группам в преодолении личностных и
социальных трудностей посредством
защиты, поддержки, реабилитации.

Социальная
реабилитация

комплекс мер, направленных на восстановление
разрушенных или утраченных индивидом
общественных связей и отношений
вследствие нарушения здоровья со стойким
расстройством функций организма,
изменением социального статуса,
девиантного поведения.

Социальная
служба

структура, выполняющая определенные
функции социальной защиты, помощи,
поддержки. Система учреждений, создаваемых
соответственно направлениям социальной
работы.

Социальное
обслуживание

деятельность социальных служб по
социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, социально-правовых
услуг материальной помощи, проведение
социальной адаптации и реабилитации
граждан.

Социальное
страхование

одна из основных форм социальной
поддержки и социальной защиты населения.

Социальные
гарантии

условия, способы и средства, которые
обеспечивают беспрепятственную
фактическую реализацию и всестороннюю
охрану конституционно гарантированных
прав и свобод граждан.

Социальные
льготы

предоставленные отдельным категориям
граждан преимущества в пользовании
общественными фондами потребления,
частичное освобождение от выполнения
установленных законом норм или облегчение
условий их выполнения. Система льгот
действует в таких сферах, как
налогообложение, выплата пособий,
обеспечение жильем, здравоохранение и
др.

Трудная
жизненная ситуация

ситуация, объективно нарушающая
жизнедеятельность гражданина, которую
он не может самостоятельно преодолеть.

Учреждения
социального обслуживания

государственные институты и помощи и
поддержки различным категориям населения.
Основные виды: центры социального
обслуживания, центры социальной помощи
семье и детям, социально-реабилитационные
центры для несовершеннолетних, социальные
гостиницы, социальные приюты для детей
и подростков, кризисные центры для
женщин, геронтологические центры, центры
экстренной психологической помощи по
телефону.

Филантропия
– (греч.
любовь к людям) В У в. до н.э. – божественная
благосклонность, с 1У в. н.э. –
благожелательное отношение к человеку.
Современное понимание: 1) благотворительность,
особая специфическая форма гуманизма;
2) совокупная взаимосвязь моральных
представлений и действий по оказанию
помощи обездоленным; 3) индивидуальная
благотворительность.

studfiles.net

Краткий словарь терминов по социальной работе

 

Адаптация социальная—процесс и результат приспособления индивида, слоя, группы к изменившейся социальной среде. Адаптация социальная имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения, и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее.

Администрирование – деятельность органов исполнительной власти, должностных лиц, руководящего персонала какого-либо предприятия, учреждения по осуществлению функций управления , заведования, а также формальное управление лишь посредством приказов.

Агрессивность – поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, выражающаяся в тенденции к враждебному поведению, которое направлено на причинение ущерба (физического, морального , психического) другим индивидам. Источники склонности к агрессивности различные исследователи усматривают как в инстинктах , так и в социальных факторах.

Активность социальная –общая интегративная характеристика внутренних возможностей субъекта в осуществлении деятельности, направленной на поддержание и развитие социальной целостности. Бывает производственной,общественно-политической, культурно-познавательной, семейно-бытовой, досуговой. Каждая из них может подразделяться на более узкие виды. Высшая форма активности социальной — социальное творчество, включающее предприимчивость, новаторство, деловитость, инициативность.

Алименты – содержание, предоставляемое несовершеннолетним и нетрудоспособным нуждающимся лицам, обязанными к этому по закону гражданами. При отказе от добровольной выплаты алименты могут быть взысканы через суд.

Альтруизм – самоотверженность, сознательное и добровольческое служение людям, желание помочь другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи. Способность к альтруизму необходимое качество специалиста по социальной работе.

Бедность —состояние, не позволяющее человеку или социально-демографической группе обеспечивать свои основные потребности. Как правило, является результатом несоответствия необходимых расходов и доходов, обеспечивающих прожиточный минимум. Бедные или малоимущие –люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимальной потребительской корзины (минимального потребительского бюджета) или равен минимальной заработной плате.

Беженец –лицо, покинувшее место постоянного проживания в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств.

Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

Благотворительность – безвозмездная материальная помощь бедным, основанная на милосердии и желании делать добро другим. Может оказываться частными лицами, организациями и государством.

Бродяжничество—социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта, города.

Взаимодействие социальное – процесс общения, в результате которого вырабатывается общность в понимании социальной ситуации между его субъектами и достигается определенная степень солидарности.

Волонтерство—добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

Возрастная структура населения—соотношение численности разных возрастных групп населения, которое создает базу для самых различных расчетов как демографического, так и социального, экономического характера. Зависит от уровня рождаемости и смертности, продолжительности жизни людей.

Гарантии социальные –материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном обществе, отдельной стране. Гарантии социальные распространяются прежде всего на право человека на жизнь, личную безопасность, на собственность и ее защищенность законом, на свободомыслие, свободу совести и др.

Геронтология социальная –область знания, изучающая особенности пожилых людей, как определенного социально-демографического слоя, а именно: образ жизни, способы социальной адаптации пожилых к новым условиям, особенно, в период выхода на пенсию, изменения в социальном статусе, материальном и семейном положении, межгенерационные отношения.

Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека считается критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – нормой отношений между людьми.

Группа социального риска—группа, объединяющая, которые подвержены опасным отрицательным воздействиям и представляют угрозу жизни общества. Традиционные группы риска –алкоголики, наркоманы, проститутки, бомжи, чей образ жизни можно охарактеризовать как проявление болезни общества.

Девиантность—определенные способы поведения, мышления, действования человека, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам и ценностям (например преступность, проституция, самоубийство, наркомания и др.). Однако девиантность может выражаться и в более мягких несоответствиях общественным нормам, а именно в форме чрезвычайно индивидуального мышления, поведения. Предполагается, что позитивной девиация является в случае ее проявления в различных формах индивидуального и коллективного творчества.

Депривация социальная – ощущение, осознание личностью или группой сокращения или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей.

Дети— социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.

Дискриминация—ограничение в правах, лишение равноправия отдельных лиц или определенных категорий населения страны по признакам национальной принадлежности, социального происхождения, политических и религиозных взглядов, пола, возраста и другим признакам.

Занятость населения—степень участия трудоспособного населения в общественном труде, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РБ и приносящая, как правило, им заработок.

Здоровый образ жизни—способ жизнедеятельности, который предполагает соблюдение режима труда и отдыха, сбалансированность питания, отказ от вредных привычек, соблюдение гигиенических требований, осуществление профилактических мероприятий, современное обращение к врачам в случае болезни и т.д.

Здоровье – это полное физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие каких-то болезней или физических недостатков.

Знания —проверенный практикой и удовлетворенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий; совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение тем или иным предметом действительности.

Иммиграция—въезд в страну для временного или постоянного проживания граждан другого государства ( по политическим, религиозным и другим мотивам).

Инвалид —лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность из-за нарушения здоровья, вследствие заболевания, травмы или врожденного дефекта развития.

Инвалидность—состояние человека, когда он не может самостоятельно обеспечить (полностью или частично) потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка (врожденного или приобретенного) его физических или умственных способностей.

Консультирование социальное—особая форма оказания социальной помощи путем психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. Выделяют следующие направления консультирования социального: медико-социальное, психологическое, социально-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др.

Конфиденциальность—доверительность, недопустимость огласки секретной информации; этический принцип, в соответствии с которым социальный работник не имеет права раскрывать информацию о клиенте без согласия последнего.

Коммуникативная профессиограмма социального работника—ряд характеристик, составляющих профессиональный портрет специалиста с точки зрения владения им коммуникативной техникой, что является одним из главных показателей профессиональной пригодности.

Коммуникативная техника социального работника—способ межличностного общения, используемый для достижения социальной общности при сохранении индивидуальных качеств каждого из ее элементов.

Контроль социальный—система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. Различают конфликт социальный внешний и внутренний (самоконтроль).

Личность—1) устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида как члена общества, общности, группы; 2) индивидуальный носитель этих черт как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности. Социологический анализ личности предполагает выделение в ней социально-типических, необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентаций и социальных установок, преобладающих мотивов деятельности. В личности, как и в человеке, необходимо видеть ( особенно в процессе социальной работы) три составляющие : социальную, психологическую и физиологическую (биологическую).

Льгота—предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей и т.д.

Маргинал—человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами ( или культурами), утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.

Маргинальность— характеристика социальных явлений, возникающих в результате рассматривания нормативно-ценностных систем под воздействием межкультурных контактов, социальных или технологических сдвигов и других факторов.

Меценатство– добровольные пожертвования богатых людей, организаций на развитие и поддержку искусства и его ярких представителей (актеров, поэтов, художников и т.д.).

Мигранты—лица, покинувшие места постоянного проживания для постоянного или временного переселения в другие регионы страны или за ее пределы. Причинами распространения в стране такого явления, как беженцы, являются войны, межнациональные конфликты, экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия.

Милосердие– нравственная характеристика, предполагающая наличие в характере человека таких качеств, как отзывчивость, сострадание и потребность оказывать безвозмездную помощь нуждающимся.

Милостыня– подаяние в виде денег или продуктов пропитания.

Наркомания—болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших –оглушение, наркотический сон и приводящая к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Нетрудоспособность—определенное состояние здоровья, вызванное заболеванием или увечьем, при котором работник не имеет возможности выполнять свои трудовые функции либо не способен к трудовой деятельности.

Насилие – применение грубой физической силы одного субъекта над другим или морального давления на него. Выделяют следующие виды насилия: физическое, эмоциональное (психическое, психологическое), сексуальное и пренебрежительное отношение.

Нормы социальные —средства социальной регуляции поведения индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлениях о должном либо непозволительном.

Общественное призрение– организованная система помощи в Х1Х в. со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Система общественного призрения представлена Министерством внутренних дел, земскими и городскими учреждениями, учреждениями Императрицы Марии, Императорским Человеколюбивым Обществом, попечительствами о бедных различных ведомств, частными благотворительными обществами.

Одиночество— социально-психологическое состояние, характеризующееся недостатком или отсутствием социальных контактов.

Опека—1) форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных (душевнобольных, несовершеннолетних) граждан, лишившихся попечения родственников и близких. Опека устанавливается по суду. 2) – забота, уход, попечение.

Патронаж -вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными (и другими) работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой, лечебно-профилактической помощи.

Пауперизм —нищета как результат возрастающей эксплуатации, массовой безработицы и инфляции; массовое обнищание.

Пенитенциарные учреждения—исправительно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушение или преступление.

Политика социальная— деятельность государства и его институтов, органов местного самоуправления, учреждений всех форм собственности , общественных и религиозных организаций , граждан по развитию и управлению социальной сферой общества. Цель политики социальной – создание условий для удовлетворения социальных потребностей и интересов людей, поддержки, защиты, коррекции и реабилитации отдельных граждан и социальных групп.

Попечительство—одна из социально-правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии у них родителей, над совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут сами защитить свои интересы и права, над лицами , ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Потребительская корзина—минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребность—состояние недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы , общества в целом; побудитель активности.

Права—возможность свободного выбора действия, поведения в рамках закона. Делятся права на права человека (принадлежат ему в силу рождения и являются естественными и неотчуждаемыми) и права гражданина ( связанные с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу), неразрывно связаны с ответственностью.

Призрение – понятие, которое появляется в ХУП в. и имеет следующие смысловые значения: видение; благосклонное внимание; отношение, покровительство; присмотр, забота, попечение; удобство. В активной профессиональной лексике Х1Х столетия употребляется в виде словосочетания «общественное призрение».

Приймачество –древнейший гражданский обычай у восточных и южных славян ( просуществовал до Х1Х в.). Выражался в приеме в семейный круг лиц, не имеющих возможности самостоятельно решить вопросы своего жизнеобеспечения. К ним относились дети, оставшиеся в силу разных причин без попечения родителей, старики, не имеющие родственников, работные люди, у которых не земли.

Приют —социальное учреждение, дающее образование и воспитание сиротам и беспризорным детям, обеспечивающее проживание и уход престарелым, инвалидам.

Профессия– род трудовой деятельности (или занятий ) человека, обладающего для этого необходимыми специальными теоретическими знаниями и практическими умениями.

Реабилитация—1) восстановление доброго имени, прежней репутации; восстановление в прежних правах, в том числе в административном и судебном порядке ; 2) применение к подсудимым ( прежде всего несовершеннолетним) мер воспитательного характера или наказаний , не связанных с лишением свободы, в целях их исправления; 3) комплекс медицинских, юридических и других мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Реабилитация одно из важнейших направлений в социальной работе.

Реабилитация социальная—восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества. Реабилитация социальная в содержательном плане по существу включает в концентрированном виде все аспекты реабилитации.

Редистрибуция –передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей, на различные общественные нужды.

Реципрокация —взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами.

Самоубийство ( суицид) –намеренное лишение себя жизни, одна из форм отклоняющегося поведения. Различают завершенные ( истинные) суициды, суицидальные попытки и суицидальные намерения.

Семья –социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми и складывающаяся на основе брака.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения

Их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда относят также детей , родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Социализация—процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенных ролей в практической деятельности.

Социальная защита населения—целенаправленная, регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических и духовных мер , обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического , умственного и духовно-нравственного функционирования населения , предотвращения ущемления его прав и свобод. В узком смысле – деятельность , направленная на защиту отдельных категорий населения , оказавшихся в особо сложной жизненной ситуации.

Социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и т.д.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот.

Социальная помощь—система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей , поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности , адаптации в обществе.

Социальная работа как вид деятельности—вид профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, на создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

Социальная работа как наука—вид деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации знаний о социальной сфере.

Социальная сфера—область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ, обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения положения человека труда . Социальная сфера охватывает систему социальных, социально-экономических , национальных отношений , связи общества и личности. В нее включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных, социальных и других групп и личностей, условий их развития.

Социальное обеспечение –государственная система помощи, поддержки и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, имеющих детей.

Социальное обслуживание—1) комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся гражданам, который способствует сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи. 2) деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и оказанию материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей , находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы—совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляемых социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих населению социальную помощь и услуги с целью преодолеть или смягчить сложную ситуацию.

Социальный педагог—специалист в области социально-педагогической деятельности и социального воспитания.

Социальный работник – человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших и у них проблем.

Специалист по социальной работе—работник социальной службы с высоким общекультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом, профессиональной подготовкой и необходимыми личностными качествами, позволяющими эффективно выполнять профессиональные роли.

Супервизорство – метод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы. Имеет место, прежде всего там, где специалисты вступают в профессиональный контакт с различными группами и категориями людей. Социальные услуги—помощь по удовлетворению жизненно важных потребностей и созданию необходимых условий для жизни человека в случае его неспособности осуществлять это самостоятельно. Выделяют следующие виды социальных услуг: материальная и натуральная помощь, консультационно-информационные услуги, социально-бытовые услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-медицинские, социально-реабилитационные, посреднические услуги.

Социальный надзор – форма контроля государственными органами и общественными объединениями соблюдения законности и правопорядка в стране, а также пресечение нарушений прав, свобод и законных интересов граждан.

Умение —овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Учреждения социального обслуживания—организации, предприятия, службы, центры различных форм собственности, предоставляющие социальные услуги. Они являются организационной формой социальной работы, имеют сложную структуру, многофункциональную систему, которая отражает специфику и направления деятельности по оказанию и содействию необходимой социальной помощи, поддержки и защиты жизнеобеспечения населения, определенных его групп, находящихся и имеющих сложные жизненные проблемы.

Хоспис –служба помощи безнадежно, неизлечимо больным, умирающим людям. Создается для разрешения проблем больного: медицинских, психологических, социальных.

Этика профессиональная—система специфических нравственных требований и норм поведения, обозначенных в кодексе данного специалиста.


pdnr.ru

Глобальное определение профессии социальной работы

Глобальное определение профессии социальной работы

 

Глобальное определение социальной работы как профессии 

Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению. 

Принципы социальной справедливости, прав человека и уважения многообразия являются центральными в социальной работе. Опираясь на теории социальной работы, общественные и гуманитарные науки, специализированные знания, социальная работа вовлекает людей и структуры в решение жизненно важных проблем и повышение благополучия. 

Данное определение можно расширять на национальном и/или региональном уровнях 

КОММЕНТАРИИ 

Комментарии служат для разъяснения ключевых концептов, используемых в определении, и конкретизируются относительно ключевых полномочий, принципов, знания и практики профессиональной социальной работы. 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ 

Ключевые полномочия профессиональной социальной работы включают в себя содействие общественному изменению, социальному развитию, социальной сплоченности, а также укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению. 

Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая признает взаимосвязь исторических, социально-экономических, культурных, пространственных, политических и личностных факторов, выступающих возможностями и/или барьерами для человеческого благополучия и развития. Структурные барьеры способствуют увековечиванию неравенства, дискриминации, эксплуатации и угнетения. 

Развитие критического сознания через осмысление структурных источников угнетения и/или привилегий на основе расовых, классовых, языковых,  религиозных и гендерных различий, ограниченных возможностей в развитии, культурной и сексуальной ориентации, а также разработка действенных стратегий, направленных на преодоление структурных и личностных барьеров, являются центральными в освободительной практике, цели которой — укрепление способности людей к самостоятельному функционированию в обществе и их освобождение. Солидаризируясь с обездоленными людьми, профессия стремится облегчить нищету, освободить уязвимые и угнетенные группы, и содействовать социальному включению и общественному сплочению. 

Полномочие для социального изменения основано на предпосылке того, что интервенция в социальной работе осуществляется в случае, когда текущая ситуация на любом уровне (индивидуальном, семейном, малой группы, сообщества или общества) нуждается в изменении и развитии. Она вызвана потребностью ответить на вызов и изменить те структурные условия, которые способствуют маргинализации, социальному исключению и угнетению. 

Существенное место в инициативах социального изменения отводится человеческой деятельности по продвижению прав человека, экономической, экологической и социальной справедливости. Профессия в равной степени посвящает себя обеспечению социальной стабильности, если такая стабильность не используется в целях маргинализации, исключения или угнетения особых групп людей. 

Концепция социального развития определяет стратегии интервенции, стремление к изменению государственных и политических структур, дополняющих более популярные — остаточные и институциональные структуры. Она основана на целостных биопсихосоциальных, духовных оценках и интервенциях, которые выходят за пределы микро-макро-деления, включая мульти системные уровни, межсекторное и межпрофессиональное сотрудничество, нацеленное на устойчивое развитие. Она отдает приоритет социоструктурному и экономическому развитию и не разделяет расхожее мнение о том, что экономический рост является предпосылкой для социального развития. 

ПРИНЦИПЫ 

Всеобъемлющие принципы социальной работы — уважение неотъемлемой ценности и достоинства людей, непричинение вреда, уважение многообразия, поддержка прав человека и социальная справедливость. 

Защита и поддержка прав человека и социальной справедливости являются мотивацией и основанием для социальной работы. Профессиональная деятельность социальных работников рассматривает права человека и коллективную ответственность как взаимосвязанные части целого. Идея коллективной ответственности выдвигает на первый план понимание того, что права отдельного человека могут быть реализованы только на ежедневной основе при условии обоюдной ответственности за себя и окружающую среду, и создания взаимных отношений внутри сообществ. 

Поэтому основной фокус социальной работы должен быть направлен на защиту прав людей на всех уровнях и способствовать тому, чтобы люди принимали на себя ответственность за благополучие друг друга, понимали и уважали взаимозависимость между людьми, а также между людьми и окружающей средой. 

Социальная работа охватывает права первого, второго и третьего поколений. Права первого поколения относятся к гражданским и политическим правам, таким как свобода слова и совести, свобода от пытки и незаконного задержания; второе поколение относится к социально-экономическим и культурным правам, которые включают права доступа к образованию, здравоохранению и обеспечению жильем, право на язык национального меньшинства; права третьего поколения фокусируются на мире природы и праве на биомногобразие видов, а также межпоколенческую справедливость. Эти права укрепляют друг друга, они взаимозависимы и включают как индивидуальные, так и коллективные права.  

В некоторых случаях «непричинение вреда» и “уважение многообразия” может представлять противоречивые и конкурирующие ценности, например, когда со ссылкой на культуру нарушаются права, включая право на жизнь, права таких меньшинств, как женщины и гомосексуалисты. Глобальные образовательные стандарты по подготовке и обучению социальных работников рассматривают эту сложную проблему, выдвигая подход к обучению социальных работников, опирающийся на основные права человека. В примечании поясняется, что: Такой подход смог бы облегчить конструктивную конфронтацию и внести изменения там, где определенные культурные верования, ценности и традиции нарушают основные права человека. Поскольку культура социально сконструирована и динамична, она выступает предметом деконструкции и изменения. Такую конструктивную 

конфронтацию, разрушение и изменение можно ослабить с помощью внутренней настройки и понимания конкретных культурных ценностей, верований и традиций, через критический и рефлексивный диалог с членами культурной группы с глазу на глаз по более широким проблемам прав человека. 

ЗНАНИЕ 

Социальная работа является как междисциплинарной, так и трансдисциплинарной. Она опирается на широкий спектр научных теорий и исследований. ‘Наука’ в данном контексте понимается в своем наиболее основном значении, как ‘знание’. Социальная работа опирается на свои собственные постоянно развивающиеся теоретические ресурсы и исследования, а так же на теории других гуманитарных наук, включая, но не ограничиваясь, социальным развитием, социальной педагогикой, администрированием, антропологией, экологией, экономикой, образованием, управлением, сестринским уходом, психиатрией, психологией, здравоохранением и социологией. Уникальность исследований социальной работы и ее теорий состоит в том, что они применимы на практике и имеют освободительный характер. Большая часть исследований социальной работы и ее теории проводятся и создаются при участии пользователей услуг (клиентов) в интерактивном, диалогическом процессе и поэтому привносятся через специфические контексты практики. 

Данное определение подтверждает, что социальная работа формируется не только за счет знаний, привносимых специфическими контекстами практики и западными теориями, но также и на основе коренных знаний. Частью наследия колониализма является то, что западным теориям и знаниям отводилась первостепенная роль, а знания коренных народов были обесценены и поглощены западными теориями. Предложенное определение пытается остановить и полностью изменить этот процесс, признавая, что коренные народы в каждом регионе, стране или области несут свои собственные ценности, способы познания и передачи своих знаний, и вносят неоценимый вклад в науку. Социальная работа стремится исправить исторический западный научный колониализм и его гегемонию, слушая и извлекая уроки у коренных народов во всем мире. Таким образом, знания социальной работы будут создаваться и привноситься в копилку коренными народами, и соответственно применяться на практике не только на локальном, но также и на международном уровне. 

Опираясь на работу Организации Объединенных Наций, Международная федерация социальных работников определяет коренные народы следующим образом: 

 Они живут в пределах (или сохраняют привязанность) географически определенных наследственных территориях. 

 Они стремятся поддерживать определенные социальные, экономические и политические институты на своих территориях. 

 Они как, правило, стремятся остаться в своих культурных, географических и институциональных рамках, вместо того, чтобы ассимилировать полностью в национальное общество. 

 Они идентифицируют себя как представители коренной национальности или рода. 

ПРАКТИКА 

Законность и полномочия социальной работы лежат в ее интервенции в сферы, где люди взаимодействуют со своей средой. Окружающая среда охватывает различные социальные системы, в которые включены люди, а также природную, географическую среду, которая оказывает глубокое влияние на жизнь людей. Методология участия, используемая в социальной работе, отражается в том, чтобы “привлечь внимание людей и структур к жизненным проблемам и улучшению благополучия». По мере возможности социальная работа поддерживает работу с людьми, а не только для людей. В соответствии с парадигмой социального развития социальные работники используют диапазон навыков, методов, стратегий, принципов и действий на различных системных уровнях, направленных на поддержание системы и/или ее изменение. Практика социальной работы охватывает диапазон действий, включая различные формы терапии и консультирования, групповую работу и работу по месту жительства; разработку политики и анализ; защиту интересов клиента и политические интервенции. В рамках освободительной перспективы, которую поддерживает данное определение, стратегии социальной работы нацелены на усиление надежды людей, их самооценки и творческого потенциала, чтобы противостоять и бросить вызов деспотической динамике власти и структурным источникам несправедливости. Таким образом, стратегии связывают в единое целое микро-макро, и личностно-политическое измерение интервенции. 

Целостный фокус социальной работы универсален, но приоритеты социальной работы изменяются от страны к стране и иногда зависят от исторических, культурных, политических и социально-экономических условий. 

Ответственность социальных работников во всем мире состоит в том, чтобы защитить, обогатить и реализовать ценности и принципы, отраженные в этом определении. Определение социальной работы может быть значащим только тогда, когда социальные работники активно передают его ценности и видение.

xn—-xtbebbbcf1g4a.xn--p1ai

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК это что такое СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК: определение — Социология.НЭС

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

человек, в силу своих должностных и профессиональных обязанностей, оказывающий все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Социальный работник

Специалист по социальному обслуживанию индивидов, семей и групп, относящихся К социально уязвимым слоям населения — тех, кто не имеет достаточно средств и сил для воспроизводства собственной жизни. Целью деятельности С.р. является восстановление и усиление способности людей к социальному функционированию, сохранение у них, насколько это возможно, навыков самообслуживания и создание для этого благоприятных условий. В этих условиях С.р. может выполнять различные роли, выступая как помощник, посредник, диагност, организатор, педагог, психолог и терапевт, адвокат, социальный управленец. Сферами деятельности С.р., обслуживающего пожилых людей и инвалидов, являются социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание на дому, медикосоциальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация досуга и восстановление связи пожилых с предприятиями, где они работали. С.р. должен знать санитарно- гигиенические правила по уходу за престарелыми и нетрудоспособными в домашних условиях, специфику работы с лицами пожилого возраста, с людьми, имеющими инвалидность. Данная квалификация введена в Квалификационный справочник Постановлением Министерства труда Рф от 04.12.1992 г.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

в соответствии с Законом № 359 Республики Таджикистан об оказании социальных услуг (принятом в январе 2008 года) термин «работник социальной службы» относится “к человеку, чьей главной обязанностью является оказание социальных услуг” (статья 2). Термин «работник социальной службы» в Таджикистане имеет отношение к широкому спектру сотрудников, работающих и в интернатах, и с теми, кто живет дома и в семье, и с теми, кто посещает центры дневного пребывания. Этих сотрудников нанимают как правительство, так и неправительственные организации. Работники социальной службы в Таджикистане могут работать как с детьми, так и с людьми преклонного возраста, с детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности, с малоимущими, с людьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем, с нарушителями закона, с одинокими матерями, с беспризорными детьми. Новая сфера обслуживания охватывает социальную работу в геронтологических, производственных, медицинских учреждениях, армии, на селе, с беженцами, переселенцами, иностранными гражданами, на улицах, в группах по оказанию помощи. Социальный работник приглашается в качестве отраслевого специалиста для оказания услуг и социальной поддержки в улучшении духовного мира, здоровья, физического состояния и т.п. В зависимости от своих задач, социальная работа, как форма государственного и негосударственного влияния, охватывает обеспечение должного финансового и культурного уровня, и является по необходимости восстановлением их работоспособности. Социальный работник оказывает людям специальные услуги (помощь) и его задачи направлены на решение основных проблем (личности и окружения). Наряду с помощью для удовлетворения общечеловеческих нужд в период социального и личностного неравенства социальный работник защищает нужды, интересы, авторитет и права человека на достойную жизнь. Социальный работник способствует использованию имеющихся средств для достижения равенства, самореализации человека, социальной справедливости, развития и оптимального использования научных знаний в зависимости от социального поведения человека, развития ресурсов для удовлетворения нужд, личных, групповых, национальных и патриотических попыток. В задачи социального работника входит планирование социальной политики и оказание услуг различным группам населения, джамоатам, а также их оценка и анализ. Осуществление всех видов практической деятельности социального работника рассматривается по географическому политическому, социальноэкономическому, культурному и духовному факторам (см. факторы социальной работы). Социальные работники призваны выполнять множество ролей (см. Роли социального работника). От социальных работников требуется, чтобы их практическая деятельность была научно обоснованной и проведена на профессиональном уровне. В сфере практической деятельности социального работника содержание его работы не должно отличаться от подобной деятельности в других странах, а именно, они: поддерживают и вселяют людям уверенность с целью развития их потенциала, конструктивной деятельности по использованию имеющихся ресурсов; устанавливают необходимые контакты, предусматривают и организуют помощь; сопровождают людей в определенный период жизни и проявляют личное участие и организовывают контроль по защите клиентов; выступают в качестве представителя нуждающихся и представляют предложения по продвижению или устранению их трудностей; проявляют заботу к людям и направляют их на оказание помощи нуждающимся; обращаются к правительственным и административным органам с целью повышения качества услуг и социальной защиты; информируют различные учреждения об отрицательных факторах, влияющих на условия жизни определенной группы населения. В процессе реализации необходимых задач социальные работники приглашаются для выполнения различных задач по воспитанию, информации, стимулированию, консультации, обслуживанию, посредничеству, организации, регулированию вопросов.

Оцените определение:

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

voluntary.ru

История развития социальной работы это что такое История развития социальной работы: определение — Социология.НЭС

История развития социальной работы

развитие социальной работы как профессиональной области скорее схоже с развитием медицины, чем психологии, в том смысле, что динамика развития была не «от теории к практике», а от практикования к попыткам объяснить полученные эффекты.

Если как практика социальная работа возникла раньше научного периода в психологии – примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыков шло под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплоть до конца 1940-х гг. психодинамический и эго-психологический подходы были доминирующими в индивидуальной социальной работе, т. е. в работе с одним клиентом, а не с группой; social casework) и позже теории социальной психологии, теории научения, теории стресса и других психологических концепций. Вопрос, достигла ли социальная работа научного периода своего развития, заслуживает особого рассмотрения, поскольку на Западе она уже давно является отдельной научной дисциплиной наряду с психологией, социологией, психиатрией и др., а в нашей стране ее неожиданно бурное развитие имеет характер повсеместного образования в этой области в условиях недостаточно развитой системы социальной работы как научно обоснованной практики.

Относительно социальной работы многие десятилетия даже в странах, где существовали уже развитые формы социальной работы, направленные не на локальную сервисную службу, а на самоусиление человека и помощь ему в нахождении собственных ресурсов, в первую очередь психологических, шла дискуссия по поводу того, возможно ли создание собственной теории социальной работы или это практическая область, где необходимы «просто» высокая мотивация и практические навыки помощи страдающим людям.

Сторонники научного подхода в данном вопросе придерживаются взгляда, что в любой практике не существует абсолютной неизменной и единственно адекватной теории, но в основе любой практики, особенно касающейся трансформации социальных и психологических процессов, должна лежать концепция, обобщающая и объясняющая цели и механизмы изменений. Только в этом случае можно говорить о профессиональном развитии данной области практики.

Практика является профессиональной в той степени, в которой она санкционирована обществом. Получение санкций на практику и обучение в конкретной предметной области подразумевает, что эта область деятельности может продемонстрировать свою интегрированность; предъявить свою теорию и работать в соответствии с ней, улучшая свои профессиональные навыки. Профессиональная интегрированность предполагает, что специалисты данной области работают согласно общим для них, разделяемым ими и внутренне взаимосвязанным ценностям (можно заметить, что различные профессиональные и предметные области обладают различной степенью интегрированности в этом смысле: это зависит от ряда факторов). Это относится в равной степени как к психологии, так и к социальной работе.

Наличие теории подразумевает, что профессиональная деятельность осуществляется в соответствии с осознаваемыми, предсказуемыми и рациональными последствиями определенных действий. Профессиональными можно назвать те навыки, которые обеспечивают максимально возможное соответствие между действиями и намерениями, целями действий. Для общества профессиональной практику делает уникальное сочетание убеждений как сформулированных ценностей, которые исповедуют профессионалы, их знаний и навыков.

Основной задачей профессионалов и является обеспечение развития этих трех составляющих, определение и переопределение ценностей, которые лежат в основе их деятельности. Сферой их деятельности и ответственности является расширение теоретической области для понимания существа наблюдаемых процессов. Развитые профессиональные сообщества помогают также своим членам приобрести и поддерживать необходимые и адекватные профессиональные навыки.

Итак, в основе любой практики должна лежать ее теоретическая модель. Моделью мы будем называть символическую репрезентацию воспринимаемого феномена. Как считает крупный американский теоретик социальной работы П. Медоуз, создавая модель, мы концептуально помечаем каждую часть наблюдаемого комплекса. Более того, это включает замещение некоторых частей комплекса некоторыми репрезентациями или символами. Каждая модель является паттерном символов, правил и процессов, которые приняты как соответствующие – частично или полностью – существующему изучаемому комплексу. Каждая модель обусловлена, таким образом, некоторой соотнесенностью с реальностью и некоторой верифицированностью модели по отношению к реальности. Модели могут классифицироваться по различным основаниям. Так, по уровню своей абстрактности они могут заполнять континуум от иконических или пиктографических моделей через описательные модели различных уровней абстрактности до математических моделей. Модели могут также различаться по характеру метафор, которые они используют (известными примерами являются механистические и организмические модели). Ряд авторов считают, что в области наук о человеке возможны и допустимы модели, где используются метафоры различных типов, если ученый осознает, какие метафоры для каких целей он использует.

Оцените определение:

Источник: Словарь справочник по социальной работе

voluntary.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о