Вопросы и ответы

Лука о человеке – Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») Старуха Изергиль Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Содержание

Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» На дне Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

    Пьеса Горького «На дне» носит социально-философский характер. Все произведения Горького наделены сложной нравственной проблематикой. Но в пьесе «На дне» наиболее полно раскрываются философские проблемы, волнующие автора.

    В этой пьесе Горький объединил множество теорий, мнений, предположений. Автор сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся в социальном и нравственном плане на самое «дно». Ведь именно на самой глубине человек способен размышлять о вечных проблемах бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего.

    На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни. Конечно же, носителями этой проблемы можно назвать всех персонажей, но особенно хотелось бы выделить троих: Бубнова, Сатина и Луку.

    Позиция Бубнова – это скепсис, фатализм. Он жесток, холоден, циничен. Ему не известны такие понятия, как сострадание, милосердие, отзывчивость. Когда умирающая Анна просит обитателей ночлежки вести себя потише, Бубнов отвечает: «шум – смерти не помеха…» Герой считает, что именно в таких условиях, на самом дне жизни обнажается подлинная сущность человека: «…все слиняло, один голый человек остался». Думаю, в этих словах можно увидеть мысль автора о животной сущности человека.

    Бубнов внутренне абсолютно смирился со своим социальным положением. Находясь на самом «дне» жизни, герой уже не способен видеть в людях хорошие качества. Он считает, что человеческая натура низка и эгоистична: «Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!» Бубнов не хочет и не может выбраться из такого страшного и унизительного социального положения. Он пассивен не только внешне, но и внутренне.

    Хрестоматийными противниками в споре о человеке принято считать Луку и Сатина. Странник Лука проповедует идею спасительной лжи. Луку можно назвать гуманным человеком, но к его философии не может быть однозначного отношения. С одной стороны, у Луки нет веры в человека. Он считает всех людей одинаково слабыми, ничтожными, нуждающимися в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Лука не помогает людям изменить свое социальное положение, он лишь желает примирить их с жизнью.

    С другой стороны, Лука очень добр и снисходителен к слабостям и грехам других людей. В каждом человеке он способен разглядеть индивидуальную «изюминку», к каждому у него свой подход. Лука, как хороший психолог, способен внимательно выслушать каждого страждущего, для каждого у него находится доброе слово. Умирающую Анну Лука успокаивает, обещая ей покой на том свете. Насте, жаждущей настоящей любви, говорит, что верит в существование выдуманного ею студента Гастона и его роковую любовь к ней. Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков.

    Герой уверен, что человеку всегда необходимо во что-то верить. Тогда он способен выдержать любые жизненные условия. В доказательство своей теории Лука приводит рассказ о поисках праведной земли. Ученый, разрушив веру одного человека в некую праведную землю, убил его. То есть, по мнению Луки, человек слаб и безволен, если у него нет хотя бы призрачной надежды и цели в жизни.

    Лука считает, что человека можно перевоспитать только жалостью и лаской. В подтверждение этому он приводит случай из своей жизни. Как-то на даче герой встретился с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»

    Философии странника Луки противопоставлена позиция Сатина. В знаменитом монологе он утверждает свою правду о человеке. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Герой осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!»

    Сатин говорит о самоценности человеческой личности. Человек – центр мироздания, он – творец, преобразователь жизни. Герой рассуждает о равенстве всех людей, независимо от их социального положения и национальной принадлежности. Но словам Сатина о гордом, вольном, сильном человеке противопоставлена реальность его жизни. Этот герой не был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Сатин сознательно губит себя, совершенно не реализовывая данные ему от природы способности и таланты. Этот человек способен только философствовать и бездействовать.

    Интересно то, что оба эти героя тесно связаны между собой. Не случайна и символика их имен. Сатин ассоциируется с Сатаной, а вот Лука – от лукавого, но это также имя и одного из апостолов Христа.

    В пьесе нет однозначной правды о человеке. По-своему правы в своих позициях и Лука, и Сатин. С одной стороны, человек должен всегда помнить о своем высоком предназначении. Но мысли о гордом и сильном человеке не отрицают сострадания, понимания, заботы о ближнем. Каждый должен помнить, что сам является «строителем» своей жизни, но при этом нельзя терять человечного отношения к ближнему. Я уверен, что пьесу Горького «На дне» должен прочитать каждый человек. Ведь именно благодаря этому произведению я по-настоящему задумался об истинном предназначении человеческой жизни, ее смысле, целях и задачах.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Смотрите также по
произведению «На дне»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне» » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

Ведущую роль в пьесе М. Горького «На дне» несет идеологический конфликт, глубокое противостояние нравственных, эстетических, общественных, фило­софских взглядов героев. Автор рисует их горячие споры. В связи с этим пьесу «На дне» считают пье­сой-диспутом!

Пьеса «На дне» — социально-философская. В ее ос­нове лежит спор о человеке, о его назначении, поло­жении в обществе и отношении к нему. В нем участву­ют практически все обитатели ночлежки. Внимание Горького сосредоточено не на судьбах отдельных лиц, а на течении жизни всех персонажей в целом. Пока­зывая их жизнь, драматург останавливает внимание на переживаниях, чувствах, мыслях и устремлениях героев, пытается заглянуть на самое дно человеческой души.

Обитатели ночлежки стремятся вырваться из нее на волю, покинуть наконец пресловутое дно жизни. Однако эти люди обнаруживают свое полное бессилие перед запорами костылевской пещеры, что рождает в них абсолютное ощущение безысходности. Нарисо­ванные Горьким босяки давно потеряли себя и смысл жизни. Они ведут пустое существование. Судьба и бес­человечные жизненные условия обездолили их и опустошили нравственно. Горьковские босяки — люди без будущего. Не у каждого из них есть и про­шлое. Им хвастаются только бывший барон, бывший телеграфист, бывший актер провинциального театра, « вор, воров сын».

Взбудораживает жизнь «дна» появление Луки. Именно с его образом связана в пьесе проблема чело­века. Это самый сложный, противоречивый образ в пьесе, который и вызывает главный философский во­прос. М. Горький утверждал: «Основной вопрос, кото­рый я хотел поставить, это что лучше, истина или со­страдание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострада­ние до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Философия Луки сводится к утверждению: «Чело­век все сможет, если ему помочь в это поверить, если его заставить этого захотеть». В роли некоего чародея, навевающего «золотой сон», выступает Лука. Старик глубоко убежден, что человека надо уметь пожалеть, обогреть, обнадежить, выслушать, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Лука считает, что людям страшна и не нужна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова и беспо­щадна. Чтобы облегчить положение обездоленных, нужно приукрасить их жизнь красивым словцом, привнести в нее сказку, иллюзию, обман, розовую мечту, подарить надежду. Лука рассказывает разные притчи, которые наглядно и красноречиво иллюстри­руют его философию, доступно говорят босякам о ста­риковской правде. Он ласков с ними, называет их «милый», «голубка», «детынька». Пепел спрашивает Луку: «Зачем ты все врешь?», и тот отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, прав­да-то, может, обух для тебя».

Основываясь на этом, таинственный странник уми­рающей Анне рассказывает о счастливой загробной жизни, успокаивает ее рассказами о блаженной ти­шине после смерти, о долгожданном избавлении от всех недугов и бед. Пеплу Лука возвещает о чудесной стране Сибири, вольной и свободной, где он сможет наконец найти себе применение. Актера старик те­шит сказом о бесплатной лечебнице с мраморными полами, где его избавят от пристрастия к алкоголю, после чего он непременно вернется к прежней жизни. Актер и Анна во время первого же разговора прислу­шиваются к Луке. Бывший артист чувствует, что в его душе пробуждается что-то доброе и забытое, он вспо­минает свое имя, свое любимое стихотворение.

Идея Луки — спасай, обманывая. Он щедро сеет слова утешения и надежды. Люди легко доверяются ему, потому что он снисходителен к их слабостям и порокам, терпим к грехам, отзывчив на просьбу о по­мощи, проявляет неподдельный интерес к их давно уже всем безразличной натуре, к их судьбе. Старик умеет выслушать.

Неслучаен такой выбор имени этого героя. Оно многое объясняет в его характере. Лука — означает лукавый, хитрый, себе на уме, скрытный, обманщик, добродушный, шутливый. В имени героя обнаружи­вается связь с Евангелием, с апостолом, также несу­щим миру свое учение. И горьковский Лука — носи­тель мудрости, раздаривающий людям свою правду. Он правдоискатель, много ходил по земле, много уз­нал и увидел. Странник искренне любит людей, от души желает им добра, для него нужен и важен каж­дый человек, и этим он отогревает обитателей ночлежки. Лука проповедует: «Человек добру может нау­чить очень просто».

Драматург не рисует прошлого Луки, но отсутствие паспорта свидетельствует о многих трудностях в его судьбе. Старик имеет большой житейский опыт, он наблюдателен, любит вести поучительные беседы, в которых звучат и нотки покорности («Все, милая тер­пят»), и направляющие суждения («Кто крепко хо­чет — найдет»).

Приход Луки осветил ночлежку внезапным све­том. В жизни обитателей костылевской пещеры поя­вился луч доброты и ласки, внимание и желание по­мочь. Взаимоотношения в ночлежке с приходом Луки стали чуть человечнее, стало пробуждаться забытое, вспомнилось прошлое, в котором у всех были не клич­ки, а настоящие, человеческие имена, окрепла вера в возможность жить лучше, появились первые шаги к возвращению себе человеческого «я».

Позиция Луки весьма спорна и противоречива. Рассуждения о человеке обостряются в ночлежке в Связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности странника ночлежниками неоднозначна. Настя говорит, что «хороший был старичок», Клещ, что «он жалостливый был». Сатин называет Луку « мякишем для беззубых », « пластырем для нарывов ». Его ложь давала ночлежникам силы жить, сопротив­ляться злой доле, надеяться на лучшее. Но она лишь на время принесла успокоение, приглушая тяжелую реальность. Когда Лука исчез, реальная жизнь ужас­нула Актера, и он повесился, а Настя от безысходно­сти впала в отчаяние, Васька же Пепел попал в тюрьму.

Пробужденные в душах героев надежды оказались слишком непрочными и скоро угасли. Им волей-нево­лей пришлось возвращаться к прозаической и суро­вой реальности. Виновником своего тяжелого отрезвления они назвали бесследно исчезнувшего старика. Грезы и сны вдруг развеялись и неизбежно наступило горькое разочарование. Вместо покоя и мира в косты­левской ночлежке разворачиваются драматические события. Лука действительно сумел заронить в сердце каждого босяка искру надежды, подарить ему мечту, но после его ухода всем ночлежникам стало только тя­желее. Они безвольны, слабы и ничего не могут изме­нить в своей участи. Поманил старик, а дороги не по­казал. Ночлежники демонстрируют абсолютную не­готовность что-то предпринимать, чтобы воплотить мечты в жизнь. Надежда, подаренная Лукой не смог­ла найти опоры в характерах босяков.

Лука — идеолог пассивного сознания, которое все­гда отвергал Горький. Такая психология, считал дра­матург, способна только примирить человека с его по­ложением, но она никогда не толкнет его это положе­ние изменить.

Монолог Сатина является живой реакцией на фи­лософию Луки. Сатин является оппонентом Луки в споре о человеке. Это образ сложный, противоречи­вый, неоднозначный Сатин пропагандирует необхо­димость уважения к человеку, а не жалости к нему. Жалость, по Сатину, унижает личность. Он считает, что человека нужно учить пользоваться свободой, ему нужно раскрыть глаза. В основе сатинских слов ле­жит глубокая вера в человека, в его неограниченные возможности и исключительные силы. «Что такое че­ловек? — вопрошает герой. — Это — огромно! Что та­кое правда? Человек — вот правда… Существует толь­ко человек, все остальное — дело его рук и его мозга». Драматург вкладывает в уста Сатина свои собствен­ные сокровенные мысли.

Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утвер­ждает высокое назначение человека, гуманизм со­страдательный, призывающий только лишь жалеть его, пассивен и ложен. Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для Горького, потому что они примиряют человека с недопустимой действитель­ностью.

Сатин понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости к людям. Он говорит, что Лука «проквасил» жителей, а на него самого «подействовал… как кисло­та на ржавую монету». Но в своем монологе он все же провозглашает иное отношение к человеку. Утеши­тельная ложь Луки названа им религией рабов и хозя­ев. Сатин высказывает мнение о том, что нужно не примирять человека с действительностью, а заста­вить ее служить человеку. Он говорит о высокой самоценности человеческой личности. Человек, по Сати­ну,— творец, хозяин и преобразователь жизни. «Су­ществует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга»,— звучит из его уст. Он смело утвержда­ет равенство людей независимо от их социального по­ложения и национальности. Слова Сатина произнесе­ны в минуту глубокого душевного подъема, и это сви­детельствует о том что не все умерло в его душе, раз герой продолжает размышлять о жизни и о месте че­ловека в ней. Выступление Сатина является главным моментом в развитии споров ночлежников о правде и человеке.

Нельзя не сказать и о Бубнове, провозглашающем правду факта. Позиция Бубнова незатейлива. Он счи­тает, что не следует пытаться что-то изменить в жиз­ни, нужно со всем смириться, все принять как долж­ное, и зло в том числе. По Сатину, человек должен без колебаний плыть по течению. «Люди все живут…. как щепки по реке плывут»,— утверждает он. Эта пози­ция неверна. Она подрывает стремление человека к лучшему, лишает его надежды, обессмысливает веру. Носитель такой позиции становится пассивным, жес­токим и бессердечным. Свидетельство этого — слова Бубнова, брошенные умирающей Анне: «Шум смерти не помеха». Сходных с Бубновым воззрений придер­живался, пожалуй, Барон. Он всю жизнь бессмыслен­но плыл по течению (плыл вниз!). В результате из дво­рянина он превратился в босяка. Он и есть пример че­ловека — щепки.

В одном из писем Горький писал «… моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, гово­рить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания» Эти слова дают яркое представление об ответе драматурга на главный вопрос пьесы.

5litra.ru

характеристика («На дне»). М. Горький

Пьеса Горького «На дне» в начале XX произвела огромное впечатление на публику. Без прикрас был выставлен мир людей, опустившихся до последней степени убожества на самое «дно» жизни, в мир шулеров, проституток и убийц воров разных мастей. Максим Горький пьесу «На дне» пропитал протестом против социальных устоев капиталистического общества и призывом к спокойной, равноправной и справедливой жизни.

Приступая к теме «Лука: характеристика» («На дне»), необходимо отметить, что люди, живущие в самой дешевой ночлежке, напоминающей темный и грязный подвал, стали уродливыми жертвами жестоких и несправедливых порядков общества, когда человек, выброшенный из нормальной жизни, начинает жить во волчьим законам и превращается в бесправное и жалкое существо.

Лука: характеристика

«На дне» — пьеса, собравшая несколько различных характеров. Один из жителей ночлежки — старик Лука, который стал самым неоднозначным и противоречивым героем пьесы. Именно с ним связан главный философский вопрос этого произведения: «Что лучше — сострадание и «ложь возвышенная и утешительная» или истина?». Нужно ли проникаться настолько состраданием, чтобы потом использовать ложь как спасительный инструмент?

«Люди» и «человеки»

Углубляясь в тему «Лука: характеристика» («На дне»), можно отметить, что именно этот герой становится единственным человеком, который по-настоящему сострадает жителям ночлежки. Он же отмечает, что есть «люди», и есть «человеки». «Люди» по натуре своей очень слабые и безвольные, они постоянно нуждаются в поддержке и силе другого, и для них мощным стимулом может служить вера и надежда. «Человеки» — напротив, сильные духом люди. Это те, кому не нужны ни жалость, ни сострадание, ни успокаивающая ложь. Именно таким является Герой Сатин, который считает, что человека, прежде всего, надо уважать, а жалость только унижает его, хотя сам Сатин является большим шулером, который живет заведомо ложью и обманом.

Пьеса «На дне». Лука

Лука умирающей жене Клеща Анне рассказывает, что она не должна бояться смерти, и что ей скоро будет хорошо на Небесах с Богом. Актеру он дарит надежду на город, в котором бесплатно лечат алкоголиков, правда, он забыл название города, но обещал обязательно вспомнить.

В пьесе «На дне» Лука ко всем ласков, добр и милосерден. Про себя он особо ничего не рассказывает, только шутит, что его «мяли много, оттого он и мягок». У него нет плохих и хороших людей, в каждом он находит что-то хорошее и светлое, и каждого утешает и наставляет. Проститутке Насте он говорит о том, что если ты веришь, что была у тебя настоящая любовь, значит, она была.

Лука в пьесе «На дне» вору Пеплу и Наташе советует уехать в Сибирь на вольную жизнь, где им будет намного легче начать все заново.

Несчастным жителям ночлежки ничего не оставалось больше, как только верить его словам, которые хоть и звучали неправдоподобно, но дарили веру, как лучики солнца в кромешной тьме.

Ложь во спасение или горькая, но, правда?

Лука в пьесе «На дне» своей философией неким образом призывает к христианскому смирению, терпению и чуткости к ближним. Одному из героев он говорит: «Что тебе правда?». Ведь она может стать для тебя как удар обухом по голове.

То добро, что несет в себе этот герой, пробуждает в человеке ночлежки, даже обреченном, желание жить и быть лучше. Но когда старик исчезнет, рухнет и вся жизнь многих людей этого проклятого места.

В заключение темы «Лука: характеристика» («На дне»), надо отметить, что в этом вечном вопросе нет однозначного ответа, однако сам Горький считает, что истина лучше, чем сострадание. Сам автор выражает полную уверенность в том, что спасти человечество поможет только истина и правильное понимание значимости человеческого сострадания.

fb.ru

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») На дне Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)

    Пьеса Горького «На дне», безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное «умирание» людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы. Без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных тем произведения является раздумье о Человеке.

    На самом деле кажется необычным, что каждый из обитателей ночлежки имеет свою позицию относительно этой проблемы. Горький в своем произведении показывает нам страшный мир полной нищеты, беспросветного страдания, мир людей, поставленных в предельно бесчеловечные условия. И именно в этом обществе рождается спор о Человеке.

    Хрестоматийными противниками в спорах о человеке принято считать странника Луку и Сатина. Именно в противопоставлении их позиций читатель может увидеть позицию самого автора.

    Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Луку можно назвать гуманным человеком. Но что представляет собой гуманизм Луки? У него нет веры в человека. Для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью. Отсюда и утешающая ложь Луки. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков… Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.

    Нельзя отрицать, что Лука по-своему заступается за человека, его достоинство: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Защищая Анну, Лука говорит: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Но все-таки в первую очередь позиция Луки в том, что человек достоин жалости, именно жалость и ласка способны вернуть запуганному, озверевшему от страха существу человеческий вид. Это он подтверждает своим рассказом о встрече на даче с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…».

    Страннику Луке противопоставляется позиция обитателя ночлежки Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!», «человек – вот правда!», «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои возможности. Хотя от природы он наделен живым умом, способностью мыслить. Хотелось бы верить, что встреча с Лукой может как-то изменить его жизнь, придать ему больше активности, но мы понимаем, что это будет не так. Этот человек продолжит сознательно губить свою жизнь, он может лишь философствовать и бездействовать.

    Так какова же позиция самого автора? Мне кажется, что мысли Сатина о человеке – это во многом мысли самого Горького. Но писатель, безусловно, осуждает безвольную позицию своего героя. Он не принимает расхождения между рассуждениями и делом. Нельзя сказать, чтобы Горький осуждал позицию Луки. Ложь действительно иногда бывает спасительной. И каждому человеку необходимо тепло, внимание и сострадание. Человек – это звучит гордо. Но нельзя забывать, что это слово обозначает, прежде всего, живое существо, которому время от времени просто необходима помощь и поддержка. Именно поэтому можно сказать, что взгляд Горького на человека – это разумное соединение позиций Луки и Сатина.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)

Смотрите также по
произведению «На дне»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

характеристика персонажа, цитаты и высказывания

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой “На дне”, без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Откуда появился странник

Максим Горький не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: “Старику где тепло, там и родина”.

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками “выйти в люди”, а не влачить существование “на дне” весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца, проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова, каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками, отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля, где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса Горького “На дне” богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу “На дне” Горького:

“А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…”

“Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…”

“Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!”

“Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!”

“…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!”

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

  • драматург раскрыл всю подноготную поведения и характера персонажей;
  • нам всегда понятно, по каким причинам герой поступает так, а не иначе;
  • вся пьеса – веское доказательство того, что любовь, понимание и надежда необходимы человеку, кем бы он ни был.

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

obrazovanie.guru

Образ Луки в пьесе Горького «На дне»

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» по праву считается одним из наиболее интересных и противоречивых.

Это произведение изучают в школе, но оно интересно для изучения и анализа в любом возрасте.

Характеристика Луки в пьесе «На дне»


Странник Лука впервые появляется на страницах произведения, когда читатель уже немного познакомился с основными героями, оказавшимися на «дне жизни», и сюжетом.

Драматург даёт очень скромное описание героя, не акцентируя внимания на его биографии.

Это довольно пожилой человек с палкой в руке, за плечами у него была котомка, на поясе чайник и котелок.

Ночлежники довольно равнодушно отнеслись к страннику, не подозревая, какую роль он сыграет в их трудной жизни.

Роль Луки в драме Максима Горького

М. Горький заставил людей задуматься о жизни, о том, во что превращаются люди под давлением жизненных обстоятельств, и как страшно оказаться на «дне жизни», с которого уже не выбраться.

Философия и правда Луки

Каким бы не считали читатели образ Луки, положительным или отрицательным, ясно одно: этот добрый человек пришёл в жизнь маленьких людей, оказавшихся на «дне жизни» неспроста, у него была своя позиция – некая миссия.

Врал ли он? Говорил ли правду? На эти риторические вопросы каждый ответит по-своему.

Лука кардинально изменил атмосферу, которая была в ночлежке. Герои задумались, начали снова о чём-то мечтать. Старец был одновременно настолько и мягок, и убедителен в своих речах, что даже самые большие скептики изменили своё отношение к правде, к человеку.

Цитаты и афоризмы Луки

Слова Луки – это искромётные фразы с глубоким философским подтекстом. Их тематика очень разнообразна:

  • ценность человеческой жизни:
  • морально-этические нормы поведения:
  • сила слова:
  • сила веры:
  • воспитание детей:

Значение имени Лука в пьесе «На дне»

Следует отметить, вышеупомянутое имя довольно интересное, имеющее скрытый смысл. Оно древнегреческого происхождения, буквально означает «земледелец».

Но подсознательно воображение читателя ассоциирует его с библейскими образами Святого мученика Луки. Таким образом, по мнению многих критиков, со страниц пьесы на нас смотрит и даёт свои мудрые советы сам Иисус Христос.

Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки

Все высказывания Луки имели глубокий смысл. Он говорил кратко, но всегда по существу. Каждое его слово было продумано, отточено жизнью и поэтому попадало в цель.

Каким образом Лука действует на ночлежников

Со временем герои осознают, что Лука в большинстве случаев их обманывал, но это уже становится неважным.

Герои просто прекрасно понимали, что старец говорил то, что поддерживало их, помогало существовать в этой грязной ночлежке.

Его притча о «праведной земле», так взволновавшая их сознание, всего лишь слова утешения, которые подарили им надежду. Но ведь именно этого, по правде говоря, им и не хватало.

Они были одиноки и никому не нужны, в них просто никто не верил. А Лука подобрал ключики к их таким опустошённым сердцам, дал те советы, в которых они нуждались.

Высказывания Луки о людях — что он говорит каждому из обитателей ночлежки

Героя не просто слушали, ночлежники его слышали:

  • он сумел подобрать слова утешения для Анны перед её смертью;
  • смог убедить Артиста начать бороться с алкоголизмом, несмотря на неудачи и провалы;
  • поддержал девицу лёгкого поведения Настю, которая свято верила в любовь;
  • даже пытался достучаться до столь сложного Василия Пепла и предостеречь его от роковой ошибки – убийства мужа своей любовницы.

Не все герои пьесы нуждались в советах Луки, были и те, которым Лука ничего не советовал.

Отношение Горького к Луке


Довольно интригующим был момент исчезновения Луки.

Он ушёл так же тихо и незаметно, как и появился в ночлежке.

Позиция автора ясна, он симпатизирует своему герою, убеждая читателя в том, что все действия странника были из добрых побуждений – помочь несчастным, опустившимся людям, дать им надежду, вселить веру в себя и свои силы, обозначить цель в жизни.

Положительный или отрицательный герой Лука

На протяжении многих лет критики и литературоведы довольно неоднозначно характеризовали этого персонажа, относя его то к героям, то к антигероям.

Такая полярность во взглядах была обусловлена в первую очередь историческими реалиями. В начале ХХ века Лука рассматривался как отрицательный герой, который занимался пустой болтовнёй и будоражил умы людей, которые ничего не могли изменить в своей жизни.

Позже критики сошлись на том, что Лука давал людям надежду и веру, а они уже сами выбирали свой жизненный путь.

Наука от Горького Лука

Советские постулаты в образовании приучили читателей к тому, что каждое произведение обязательно имеет поучительный подтекст. Говоря о драме М. Горького «На дне», с этим тяжело поспорить.

Образ странника Луки даёт читателям возможность задуматься, нужны ли обществу такие люди, какую роль играют они в нашей жизни, как часто приходят и учат нас добру, вере в свои силы.

1001student.ru

«На дне»: высказывания Луки о людях, о жизни, о вере — На дне

Герой пьесы «На дне» Лука — это одинокий пожилой странник,
который однажды появляется в ночлежке и у которого очень большой и богатый
жизненный опыт. Он считает людей жалкими и слабыми существами, не способными к
борьбе за свои права. Главный герой пьесы считает, что к людям надо относиться
с соболезнованием и утешением и сеет среди них иллюзии и рассказывает
утешительные сказки, которые те, отчаявшись, жадно принимают за реальность.
Само имя Лука у многих читателей вызывает неоднозначную трактовку, с одной
стороны он ассоциируется с евангелистом, придерживающимся христианской
философии, а с другой стороны — его имя внутренне как бы связано с лукавым и
искусителем.

В самых первых высказываниях героя уже заметно христианская мысль
о том, что все мы равны: «Мне — Все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни
одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» В людях он видит, прежде
всего, человека, говоря: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком
родился, человеком и помрешь…». В его репликах заметно сострадание к человеку.
Он рассказывает о том, как пожалел двух воров и этим уберег их от ареста и
говорит: «Человека приласкать – никогда не вредно». В высказываниях Луки
постоянно проходит мысль о том, что «человек – все может… лишь бы захотел».
Несмотря на то, что главного героя пьесы Максима Горького часто обижали в
жизни, он все равно продолжает хорошо относиться к людям и говорит: «Если кто
кому хорошего не сделал, тот худо поступил». И это вместо того, чтобы
озлобиться и ненавидеть весь мир, как часто бывает, к сожалению…

Основным мировоззрением Луки была вера «Во что веришь – то и
есть». Принцип, которому он следует — это «ложь во спасение». Однажды Васька Пепел
изобличил старика в том, что он лжет, но на это Лука ответил ему, что в жизни
не всегда правда это хорошо, иногда она может убить человека. Он убеждает людей
в том, что они могут все, главное — иметь желание: «все ищут люди, все хотят
как лучше», «кто крепко хочет, найдет».

Основой жизненной философии Луки является вера в сострадание
и вера в человека: «Ты вот – смеешься… а разве можно человека эдак бросать? Он
– каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Странник находит подход к каждому
человеку, потому что он говорит людям только приятное и, в основном, то, что
они хотят услышать. На вопрос Пепла: «Есть ли на свете Бог?», — Лука отвечает:
«Коли веришь, — есть; не веришь, — нет…Во что веришь, то и есть…» Люди Луке
верят. Когда умирала Анна, он ей внушал, что на том свете она обязательно
попадет в рай, где хорошо и где не будет мучений. Что именно там она обретет покой
и блаженство. Пеплу внушает мысль о том, что когда тот поедет в Сибирь, то
начнет честную жизнь. Он обещает актеру сказать, а точнее, назвать город, где
есть роскошная лечебница, в которой прекрасно лечат алкоголизм, причем
совершенно бесплатно.

Образ Луки самый главный в пьесе. Его высказывания наводит
на размышления о том, что пока человек не свободен, он не может быть счастлив и
что человек достоин счастья, потому что он прежде всего человек.

rus-liter.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о