Вопросы и ответы

Личность это в философии – 27. Понятие личности в философии, ее структура. Роль личности и народных масс в истории.

Содержание

Понятие личности в психологии, в философии, в социологии

Понятие личности находит свое определение во многих сферах жизни и науках, даже каждый человек, не владеющий академическими знаниями, может сформулировать собственное обозначение этого понятия. Но все-таки для того, чтобы грамотно использовать любой термин, необходимо разобраться в его значении. Научное определение выглядит так: личность — это отображение волевой природы человека, ее социальные и личностные роли, стойкая система определенных характеристик человека, выражающихся в первую очередь в социальной сфере жизни. Если выражаться популярной речью, то можно сформулировать определение так: личность — это человек, который обладает набором сильных и стойких качеств, умеет использовать их для достижения целей, уверенный в себе, умеет использовать полученный опыт, способен контролировать жизнь и отвечать за свои поступки перед обществом, и всегда его поступки соотносятся с его словами.

Часто можно услышать, что в одном контексте используют понятие индивид личность индивидуальность, поскольку многие считают их тождественными. На самом деле это не так, и нужно разобраться, в чем же разница.

Индивид — это представитель человеческого рода, единица человечества. То есть человек, который пока еще не вырос и ни начал социализироваться и примерять на себя какие-либо социальные роли и маски.

Понятие индивид и личность, разные в той степени, что индивид может так и не стать личностью.

Индивидуальность – это неповторимая система психологических характерологических особенностей человека (темперамент, стиль общения, ведущие черты характера, способности, специфичность психических процессов), определяющая его, как уникального человека со своеобразным стилем поведения. То есть те качества, которые отличают одну персону от другой.

Понятие личность и индивидуальность немного близки, ведь оба отображают систему качеств, но только в личности эти качества более стойкие и говорят не так о ее уникальности, как о стойкости характера.

Понятие индивид личность индивидуальность имеют разные значения, но, по сути, они все составляют структуру человека.

Понятие человек индивид личность соотносятся так: человек сначала рождается индивидом, потом познавая мир и людей, и научившись воспринимать социум, он приобретает индивидуальность, то есть у него уже сложились определенные паттерны поведения. Когда человек взрослеет дальше, с ним случаются разные ситуации, происшествия и он начинает учиться, как с ними справляться, искать пути решения проблем, контролировать эмоции и нести ответственность за поступки, пройдя все это, человек становится личностью.

У всех людей становление личности происходит в разной возрастной категории. Одни люди и в 45 лет не могут отвечать за свои поступки, действовать осознанно и самостоятельно, особенно когда ими кто-то чрезмерно опекается. Они боятся выйти из зоны своего комфорта. Не нужно надеяться на такого человека в серьезном деле. От них часто можно услышать «да, я это сделаю обязательно, даже сегодня же начну». Но, ни завтра, ни даже через месяц они не сделают обещанного. Очень часто эти люди ленивы, трусливы, у них может быть как заниженная самооценка, так и высокая самооценка.

Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и им приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.

Здесь понятие личность и индивидуальность пересекаются, ведь человек, обладая сильно выраженными уникальными свойствами характера, приобретенными в процессе проблемы неблагополучного детства – быстро становится личностью, чем закрепляет эти черты. Также бывает, когда есть несколько детей в семье, тогда самый старший ребенок тоже будет отличаться волевыми, стойкими качествами характера.

Понятие личности в психологии

В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.

Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.

Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.

В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям. Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть мотивами личности, то есть направляющими ее деятельности. То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.

Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление. Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, самосовершенствовании.

Понятие личности в социологии

Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.

Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права. Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется. Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.

Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа. В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план. Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.

Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее. Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам. Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.

Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.

По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления. Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание. Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.

Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.

Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.

Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.

Понятие личности в философии

Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.

Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.

Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.

Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.

Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров. Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.

Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.

Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.

Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.

psihomed.com

Личность в философии

Понятие личности в философии

Понятие личность в философии всегда привлекало большое внимание.

В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность. Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом.

Личность же, обобщая философские трактовки разных школ и направлений, представляет собой, помимо выявления общей природы человека, одновременное единство духовных и телесных характеристик, которое определяет линию жизненного поведения человека. Личность является основой для развития человека в ходе всей его жизни, т.к. включает в себя разрешение мировоззренческих (в чем смысл жизни), ценностных (что есть благо и как себя вести), эстетических (что есть красота) и других вопросов.

Замечание 1

Личность определяет внутреннюю жизнь человека, определяет концепцию внутреннего «Я» и мышление. Кроме того, личность является основой для социального общения людей.

Полноправное вступление человека в общество связано с окончательной сформированностью личности.

В традиции европейской мысли присутствует персонализм, который как раз и формируется на понятии личности. Персоналистические тенденции присутствуют в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Лейбница.

В конце $XIX$ и в $XX$ веке формируется направление персоналистической философии как самостоятельного явления мысли. К этой традиции причисляются следующие философы: Н.А. Бердяев, Э. Мунье и др.

Основные положения персонализма

  1. Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
  2. Человек – это активное познающее существо.
  3. Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.
  4. Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия. Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).

Русская философия персонализма

Русский философ Н.А. Бердяев характеризует человека с точки зрения эсхатологии. Мыслитель сравнивает понятия индивид и личность. Индивид – это гражданин природы с присущей ей материальностью и грубой телесностью. Личность – понятие, которое отражает христианскую идею о человеке как подобии Бога. Поэтому личность не выводима из природного начала и путь ее бытия окрашен трагичностью. Избранные личности сохраняют свое бытие после Суда, концепцию которого отстаивает христианство.

Русский экзистенциальный философ Л. Шестов, рассуждая о природе личности человека, характеризует ее через понятия трагизма и одиночества. Личность оказывается одинокой в рамках окружающего мира и общества, которые притесняют ее, пытаются ее ограничить определенными социальными рамками. Осознать себя как личность человек может только в одиночестве. По настоящему творческие личности обречены на постоянное осознание приближающейся смерти.

Французская философия персонализма

Замечание 2

В рамках европейской традиции мысли персонализм соотносится с французской философией. Ее яркий представитель Э. Мунье.

Персонализм здесь не считается философской школой в строгом смысле этого слова. Он являет собой умонастроение, жизненную позицию человека. По большому счету, персонализм выступает переосмысление традиции мысли, достижений культуры и морали, в котором ключевым является выявление значимости личности человека.

Персонализм признает единство материального и духовного начал. Его основными понятиями являются вовлечение и трансцендирование. С одной стороны, человек вовлечен в жизнь мира и общества, с другой же, способен к выходу из указанного процесс, к новому духовному поиску.

spravochnick.ru

1. Понятие личности в философии, социологии и психологии.

Личность в философии выступает как сов-ть всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством д-ти и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и ч-ка.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации ч-ка, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Т.О, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие др.людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом соц. психология изучает статус и соц.роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной д-ти.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Как отмечал Э.Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности ч-ка. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э.Штерн.

2. Понимание предмета психологии личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, с.Л.Выготский, б.Ф.Ломов, с.Л.Рубинштейн).

В отечественной психологии личность изучается с 2 точек зрения: с позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа (означает, что все психические процессы — внимание, память, мышление — носят активный, избирательный х-р, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, х-ра) и с точки зрения изучения личности самой по себе — ее структуры, особенностей форм-я и развития, самосознания и самооценки.

Л.С. Выготский — один из методологов психологии, много времени посвятивший разработке программы и приемов эмпирического исследования психики ребенка. Центральной категорией, к-ой Выготский уделял первостепенное внимание была категория сознания. Л.С.Выготский искал новый путь в объяснении психических явлений, во многом опираясь на идеи марксизма. Его концепция была названа культурно-исторической. Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических ф-ций. Они форм-ся у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым. Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. Форм-е личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в рез-те такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности яв-ся соотношение натуральных и высших психических ф-ций. Чем больше в ч-ке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.

С.Л.Рубинштейн — выдающийся философ и психолог, занимавшийся проблемами психологии мышления и заложивший методологические основы психологии, автор одного из популярнейших учебников «Основы общей психологии. Методологические основы психологии увязывались С.Л.Рубинштейном с идеями К.Маркса. В статье «Принцип творческой самодеятельности» он рассматривает познание не как созерцание, а как активную д-ть. На основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и д-ти. Рубинштейн отмечает, что не только д-ть влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию. Постановка вопроса о связи сознания и д-ти потребовала раскрытия того, как и где образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну, яв-ся основанием этой связи. Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, яв-ся особенности ее включения в более широкий контекст — не только в д-ть, но и в жизнед-ть. «Сущность человеческой личности, — говорит Рубинштейн, — находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю.

Личность как субъект жизни имеет 3 уровня организации:

1) психический склад — индивидуальные особенности протекания психических процессов;

2) личностный склад — качества характера и способности;

3) жизненный склад — нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.

Б.Г.Ананьев — отечественный психолог, автор «Ч-к как предмет познания», «О проблемах комплексного человекознания». Им разработано понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути ч-ка. Особенностью концепции Ананьева яв-ся включение ч-ка в более широкий, чем д-ть, контекст — в контекст человекознания. Б.Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию ч-ка, к-ый был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований. В этих исследованиях он показывает, что индивид.развитие — внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических ф-ций.

studfiles.net

Личность в социальной философии

Проблема развития личности в социальной философии

Определение 1

Социальная философия – это одно из важнейших научных направлений, которое акцентирует внимание на проблематике развития, как отдельной личности, так и общества в целом. Диалектически они взаимосвязаны друг с другом, что обозначает их взаимообусловленность и зависимость друг от друга. Так, общество зависит от того, из какой совокупности личностей оно состоит, а личность подвергается очень серьезному и значимому влиянию со стороны общества.

Философские проблемы, которые касаются человека и определяют его место, могут включать в себя следующие вопросы:

  1. Как и каким образом определяется личность и ее компоненты, составляющие физические и психические признаки;
  2. Каковы формы взаимозависимости личного и социального самоопределения (человек может ощущать себя по-разному, в зависимости от того, находится он сам с собой наедине или включен в общественные отношения). Здесь важно учитывать, что один и тот же человек может играть разные роль, в зависимости от ситуации и окружения, и поэтому необходимо выявить формы зависимости и объяснить их с точки зрения социальной философии;
  3. Каковы тенденции изменения личности и общества в зависимости от эпохи и конкретного промежутка времени. Здесь же исследователи в рамках социальной философии имеют право делать прогнозы в отношении дальнейших перспектив развития человеческой личности и целой общности;

Также в рамках социальной философии важным представляется анализ ключевых подходов, которые используют авторы для изучения личности, и которые основываются на умозаключениях из такой дисциплины, как история философии. Тем самым, появляется возможность проследить тенденции прошлого опыта и переложить его на опыт настоящего, чтобы предугадать события будущего.

Личность в социальной философии – понятие синтетическое. Она обозначает объект, на который не может монопольно претендовать ни одна наука. В этой связи существует большое количество интерпретаций личности (и как биологическое существо, и как социальное явления и феномен, и как участник сложных политических отношений). Перечислять можно бесконечно, несмотря на то, что личность – это позднее понятие.

Замечание 1

Личность обладает теми качествами, которые не только отличают ее от животного, но и от других личностей. Это совокупность ролей, определенный статус, уровень образования и профессиональная деятельность, личностные качества, которые могут характеризовать человека, его поведение и поступки.

Место личности в рамках социальной философии

Как мы уже отметили, проблема человека, и в частности его как личности – центральная в рамках социальной философии. Решение этой проблемы предполагает поиск ответов на такие значимые вопросы, как «Что представляет из себя человек?» «В чем единство и различия в понятиях человек, индивидуальность и личность?», «Какое место занимает личность в общественной жизнедеятельности?», «Какую роль играет личность в социальной действительности, в частности в историческом контексте?».

Когда мы говорим о личности, то мы сразу подразумевает конкретного человека, который обладает специфическими способностями, характером и убеждениями, которые отличают его от всех остальных. Это могут быть интересы, ценностные ориентации и иные качества, которые делают человека тем, кем он в итоге и является. Никто из нас не применяет понятие «личность» в отношении представителей животного мира, поскольку мы осознаем, что животные обладают совсем иными, инстинктивными чертами.

Таким образом, те понятия, которые уже выработаны в научной сфере и касаются понятий «человек» и «личность», во многом идентичны и не вызывают дискуссий у представителей разных научных направлений. Но все же исследователи из социальной философии поставили под сомнение идентичность, признав, что все интерпретации имеют единую основу – определение личности как представителя человеческого рода.

Помимо вышеперечисленных характеристик, личность обладает также и психофизиологическими критериями, которые отражают особенность конкретного человеческого индивида, его индивидуальность. Это может быть темперамент, задатки к какой-либо деятельности, которой не наделены другие люди. Именно это придает каждой личности неповторимую, в большей степени самобытную форму. Таким образом, личность представляет собой диалектическое единство как общего (физиологические признаки), так и особенного (психологические признаки и задатки). Также она включает в себя такие характеристики, которые связывают данного человека с общественной средой. Его поведение, деятельность, любые действия – все это отражается на состоянии и составе окружающей действительности, и на других людях.

Определяющим в личности является, в первую очередь то, в каких отношениях она находится с окружающей ее средой. Также очень важны функции, которые человек выполняет в жизни общества. Он может быть двигателем общественного прогресса, совершая благие поступки и направляя свою энергию в правильное русло, но также может быть и вредителем, который не подчиняется никаким общественным и моральным нормам и законам. Конечно, все зависит от того, какова была первичная социализация человека, его воспитание, какие нормы и ценности прививались ему еще на начальных этапах его жизни, в семье и в ближайшем окружении.

Замечание 2

Проблема личности в социальной философии заключается в том, что не каждый человек может стать ею.

Существует несколько категорий граждан, которые, несмотря на то, что обладают всеми человеческими признаками, не поддаются объяснению как индивидуальности или личности. Это:

  • маргиналы,
  • преступники,
  • лица без определенного места жительства,
  • выходцы из неблагополучных семей,
  • люди, проявляющие агрессивное (асоциальное, девиантное) поведение,
  • люди, имеющие вредные привычки, которые противоречат общественным нормам.

В данном случае перед социальной философией встает вопрос о том, в какую группу отнести этих людей, и можно ли из них воспитать личности даже на самых последних этапах (например, когда человек достиг достаточно взрослого возраста и может не поддаваться коррекции).

spravochnick.ru

Личность — это… Что такое Личность?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].

Понятие личности в философии

История развития взглядов на личность

Современные концепции личности

Персонализм

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

Атрибуты личности

Понимание личности в социальных науках

Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:[4]

  1. Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
  2. Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
  3. Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
  4. Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.

Понятие личности в психологии

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Комплекс устойчивых компонентов личности

Личность, индивид и индивидуальность

  • Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
  • Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Понятие личности в религии

Христианство

В христианстве (православии) личностями считаются[источник не указан 901 день]:

  1. Три Лица Святой Троицы
  2. Ангелы и демоны (падшие ангелы)
  3. Люди (как сотворённые по образу и подобию Бога)

Каждый человек, по учению Церкви, непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. [1] Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу и подобию Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие. [2]

Православное понимание личности, в отличие от католического, подразумевает, что в аксиологическом и этическом значении человеческая личность превосходит понятия «человеческая природа» и «человеческая индивидуальность». Личность, включая в себя природу и индивидуальность, в то же время относится к высшей категории. Она предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога, и наоборот – он вследствие того только и есть образ Божий, что существует в качестве личности. Личность человека не определяется его природой, но сама может уподоблять природу Божественному Первообразу. Способность быть личностью является сущностной для человека: личность и природа соединяются в человеке в некое единство, отличающее его от иных созданий. Но при этом сама личность к природе человека несводима, что делает ее практически недоступной для научного исследования.

Буддизм

Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала»[5]. Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я»[6] и личности[7]. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм)[6]. В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна)[8][6]. Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности[9], являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной[10].

Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным[11]. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания[12]. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством[13].

Другие религии

Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).

См. также

Примечания

  1. Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
  2. Кон И. С. Личность // БЭС
  3. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
  4. Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — С. 25-26.
  5. Щербатской, 1998, с. 109
  6. 1 2 3 Торчинов, 2002, с. 17
  7. Щербатской, 1998, с. 123
  8. Щербатской, 1998, с. 111
  9. Щербатской, 1998, с. 112—113
  10. Жуковская, 1992, Дхарма
  11. Торчинов, 2002, с. 20
  12. Торчинов, 2002, с. 20—21
  13. Жуковская, 1992, Моха

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
  • Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
  • Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  • Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  • Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  • Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 — 57.
  • Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  • Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
  • Рубин В. А. «Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов» Издательская фирма «Восточная литература» РАН. Москва. 1999
  • Русалов В. М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2.html
  • Семёнов Ю. И. «Личность, общество, культура»
  • Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5
  • Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С.413-421.
  • Штейнер Е. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 164—190
  • Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9
  • Личность в традиционном Китае. М., 1992.

Ссылки

dic.academic.ru

Понятие личности в психологии, социологии и философии

Кто такая личность? Человек часто использует данное понятие, особенно не задаваясь вопросом, а что же он имеет в виду. Говоря о личности, он обычно на что-то указывает. В психологии, социологии и философии личность тоже обладает определенными характеристиками. Речь идет о том, что люди не рождаются личностями, а становятся ими. Как это происходит, какие факторы на это влияют и на прочие вопросы ответит интернет-журнал psytheater.com.

Все люди разные. Об этом можно судить как по внешности, которая у каждого человека отличается, так и по характеру, моделям поведения и даже рассуждениям о том, в каком мире люди живут. Даже близнецы являются разными личностями, несмотря на то, что внешне могут быть похожи. Что же отличает людей друг от друга:

  1. Их физиологические особенности, которые заложены согласно индивидуальному генетическому коду.
  2. Их воспитание, через которое каждый прошел индивидуально.
  3. Их условия проживания, в которых каждый человек рос и развивался.
  4. Их опыт, который состоит из исключительно личных историй, размышлений, сделанных выводов и совершенных поступков.

Личность – это совокупность качеств, мыслей, поступков, историй, страхов, комплексов и опыта, который обретается человеком. Такой набор индивидуален, что и выделяет человека на фоне остальных людей.

Что такое понятие личности?

Личностью человек становится с годами. Вначале он рождается просто индивидом, принадлежащим человеческому роду. Лишь со временем он начинает набираться различных качеств и повадок, ролей и знаний, которые и формируют его личность. Что же подразумевает под собой понятие личности? Это набор:

  1. Волевых качеств.
  2. Черт характера.
  3. Социальных и личностных ролей.

Личность – это его сильные и слабые качества, опыт, знания, поступки и результаты, которых он сам достиг. Также личность – это та социальная роль, которую он постоянно отыгрывает. Причем этих ролей в одном человеке может быть очень много, и он постоянно их меняет, в зависимости от обстановки, оставленных целей и требований, выдвигаемых к нему.

Понятие «личность» часто путают с терминами «индивид» и «индивидуальность». Все это разные понятия:

  • Индивид – это представитель человечества. Индивидом является новорожденный ребенок, который пока не обладает никакими качествами, опытом, достижениями. Из индивида получается личность. Однако это не всегда случается.
  • Индивидуальность – это уникальный набор качеств, который наблюдается в одном человеке. Это черты характера, темперамент, способности, стиль общения, психические процессы. Этот набор уникален для одного человека и абсолютно не присущ, является другим у другого индивида.

Несмотря на разницу между понятиями, все они являются составляющими человека, которые определяют его как уникальную особь. Как эти понятия связаны между собой?

Сначала человек рождается индивидом. Он принадлежит человеческому роду, которому присущи определенные физиологические структуры с их поэтапностью развития. Затем ребенок начинает контактировать с людьми, из-за чего у него формируются определенные качества и привычки, что делает его индивидуальностью. По мере своей жизни человек сталкивается с различными ситуациями, он обучается принимать решения и выходить из сложностей, контролировать эмоции, отвечать за последствия собственных поступков. Это в итоге формирует личность.

Каждый человек проходит через определенные этапы своего развития. Это биологический процесс, заложенный природой. И если бы не такое развитие, то люди бы так и оставались младенцами. Если в начале своей жизни все люди нуждаются в полной опеке своих родителей, то по мере взросления данная необходимость пропадает. И теперь бывшие дети могут сами рожать и оберегать своих малышей.

Родители должны помнить, что любая личность проходит определенные этапы своего развития. На каждом из этих этапов нужно использовать свои инструменты, которые не действуют на других этапах. Поэтому то поведение и аргументы, которые вы демонстрируете ребенку, когда он находится в дошкольном возрасте, абсолютно не могут быть использованы тогда, когда ребенок находится в подростковом возрасте.

Если в младенческом возрасте вы решали, что ребенок будет кушать и как одеваться, то уже начиная с подросткового возраста, вам необходимо оставить это право за своим чадом. Но поскольку не все родители об этом задумываются, они попадают в различные конфликтные ситуации со своими детьми. Многие родители продолжают указывать и воспитывать детей, когда те уже стали подростками или даже взрослыми людьми. Но, извините, если это действовало тогда, когда ваше чадо было маленьким, то сейчас это не будет действовать. И это закон природы, а не чья-либо прихоть.

Этапность развития личности позволяет человеку становиться взрослым, самостоятельным и независимым. Если бы этого не было, то человечество бы вымерло и не было бы никакого прогресса. Только благодаря тому, что с каждым годом ребенок все меньше нуждается в опеке своих родителей, позволяет человечеству существовать. И сами родители должны это понимать.

Если вашему ребенку до 3 лет, то вы можете применять те инструменты, которые абсолютно не подойдут, когда ему будет 7 или даже 15 лет. Какие именно инструменты нужны на том или ином этапе развития вашего ребенка, описано в книгах по психологии детей. Изучайте и привыкайте к мысли о том, что чем старше становится ваш ребенок, тем меньше воспитания и контроля от вас требуется по отношению к нему. Наступает момент, когда ребенок вообще перестает вас слушаться. И это закон природы, который является единственно правильным!

Однако психологи отмечают, что не каждый индивид становится взрослой и самостоятельной личностью. Многие люди застревают на одном из этапов своего развития, уже к 45 и даже 60 годам не будучи способными отвечать за свои поступки или контролировать эмоции.

  • Индивиды часто не становятся личностями, если подвергаются чрезмерной опеке и заботе со стороны родителей, которые все за них стараются сделать.
  • Личностями часто становятся дети, которые лишены родительской опеки, любви и внимания. Они вынуждены сталкиваться с реалиями жизни и учиться в них жить.

Каждый развивается в своем темпе, что определяется не только генетикой и эволюцией, но и условиями жизни.

перейти наверх

Понятие личности в психологии

Личностью в психологии является индивид, который проявляет себя в предметной деятельности и социальных отношениях. Он проявляет свое видение мира, что и выражает его индивидуальные особенности. Также важным становится то, какие взаимоотношения выстраиваются у человека с окружающими.

Отношение к определенному предмету у человека выражается через тот опыт, которым уже обладает, и знания, которые имеются у индивида. Они-то и формируют ту реакцию, которая проявляется человеком в отношении данного предмета.

В зависимости от отношения человека к определенным вещам, у него формируются мотивация. Ее уровень зависит непосредственно от того, насколько важным для себя человек считает тот или иной предмет.

Есть два фактора, которые человек забывает учитывать, когда проживает свою жизнь, принимает жизненно важные решения, выбирает для себя того или иного партнера для брака, работы. Человек на самом деле является хозяином своей судьбы. Даже если он не осознает этого, подчиняется чужой воле, зависим от мнения окружающих людей, пытается кому-то понравиться, все равно отвечает за то, какой жизнью живет. Это был его выбор стать безвольным и подчиняемым человеком, даже если не помнит того момента, когда принял данное решение.

Есть два фактора, которые человек упускает в решении любого вопроса:

  1. Он в ответе за свою жизнь. А значит, если ему не нравится тот путь, по которому он идет, и ничего не делает для того, чтобы пойти другим путем, это тоже лежит на его совести.
  2. Он в ответе за то, является он личностью или нет. Трудно назвать человека личностью, когда он от кого-то зависит, поддается чужому влиянию, не думает своей головой и постоянно нуждается в помощи. Конечно, все люди являются личностями. Но такого человека можно назвать «пустой личностью», то есть отсутствующей, сонной, недоразвитой.

Вы проживаете свою жизнь. Поймите, что никто не сможет прожить вашу жизнь. Это вы болеете, чувствуете, проходите через все события. Никто вместо вас не проживет все это. Соответственно, вы в большей степени подвластны над своей жизнью. На вас могут влиять, запугивать, подавлять и т. д. Но только вам решать, как именно на это реагировать. Есть много путей решения одного и того же вопроса. И то решение, которое принимаете вы, влияет на вашу дальнейшую судьбу.

Идите своим путем и будьте личностью. Несомненно, вы живете в обществе, где есть правила и законы, которым вы должны подчиняться. Но это еще не мешает вам самим решать свою судьбу и быть тем человеком, который был бы достоин вашего собственного уважения.

перейти наверх

Понятие личности в социологии и философии

В социологии личность рассматривается как часть социальных связей:

  1. Личность – социальный статус, который занимает человек, что определяет его обязанности и права. Таких статусов у человека может быть много, в зависимости от наличия родственников, друзей, работы, деятельности и пр.
  2. Личность – это структура:
  • Иррациональное (Оно) – инстинкты, желания, страсти.
  • Рациональное (Я) – сознание.
  • Супер-Эго – чувство вины, совесть, нравственный контроль.

В личности должно гармонично сочетаться все три компонента: Оно должно контролироваться, как и Я. Все контролируется Супер-Эго.

В философии под личностью понимается индивид, который осознает собственную сущность, смысл жизни и предназначение. Личностью человек становится, когда осознает свой приход в жизнь, предназначение, конечную цель. Личность способна свободно самовыражаться и контролировать собственные мотивы.

перейти наверх

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии также важно знать психологию личности. Чтобы вести следствие и находить преступников, следует понимать их сущность и внутренние побуждения. Наблюдая за поведением преступников, можно сделать следующее:

  1. Предупредить будущие преступления, выведя новые законы и правила.
  2. Найти преступника, зная его психологический портрет, особенности поведения и мотивы.

Одни полагают, что человек приобретает «личность преступника» с момента совершения преступления. Другие считают, что преступником человек становится еще до того, как совершит неподобающее действие. В любом случае человек теряет свою личность, как только совершает преступление, в то время как сохраняет ее, если раскаивается в содеянном.

перейти наверх

Итог

Личность – это человек, который уже обрел свое лицо и чем-то отличается от остальных представителей человеческого рода. В итоге все люди становятся личностями. Остальное уже следует списывать на моральные предубеждения, когда люди говорят о потере человеческих качеств при совершении неподобающих поступков.

psytheater.com

Личность | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

ЛИЧНОСТЬ — отдельный  человек, характеризуемый со стороны его целостности,  осознанно-волевых проявлений. Первоначально слово «личность» (лат. — persona) означало маску, роль,  исполнявшуюся актером в античном театре. В отличие от понятия индивида,  которое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личности — это  проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности  раскрывается через понятие свободы,  ответственности, поступка как действия сообразно свободно принятому  решению; самосознания и  саморазвития. Действия личностного  характера есть фактор саморегуляции  общественного организма. Личность в философии  исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции — поиска смысла жизни, осмысления  собственной судьбы, размышлений о  жизни и смерти и способности к  преднамеренным свободным  поведенческим актам — поступкам. Личность в социологии исследуется в  качестве продукта социальных  взаимосвязей и субъекта социальной  активности. В общей психологии личность — это системное качество,  приобретенное индивидом в процессе  деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок). В  социальной психологии личность  рассматривается со стороны ее  взаимоотношений с социальной  группой. Важнейшая особенность личности — умение избегать отождествления себя как  определенной целостности с  конкретными формами своего социального поведения, умение «быть» и  «казаться». Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на  меняющиеся социальные требования — есть важный элемент  регулирования социальных взаимодействий. С точки зрения ролевой  концепции личности, исследующей  возможности человеческой  способности «казаться» (Т. Парсонс, М. Вебер в социологии, Дж. Мид, М.Кун, Ч.Кули в социальной психологии), не существует «человека вообще». Существуют лишь явления, «роли». Человек всегда проявляет свои  потребности, актуализирует жизненные смыслы в конкретных  социальных взаимодействиях. Человек всегда есть «кто-то» — носитель определенных норм, идеалов, традиций, он не бывает «никем». Социальная роль не означает  сознательно принятого на себя  актерства, одевания «маски». В рамках теории ролей личность в каждой конкретной роли  проявляет себя как индивид, как носитель групповых норм. Марксизм,  фактически выступая сторонником  данной концепции, расширяет  групповой интерес до классового и  общесоциального, что делает  невозможной безболезненную смену ролей для личности, обессмысливается  само понятие роли. Роль  превращается в призвание, миссию, срастаясь с личностью. Изменение социальной роли оказывается возможным  только с изменением самих социальных отношений, в которых существует и действует индивид. Способность личности осознавать включенность в ролевые отношения, способность выхода за рамки роли, потребность в самореализации и представления о себе как уникальной целостности также являются важным  механизмом социальной регуляции. В  ситуации выхода за рамки роли  актуализируются другое качества личности — потребность в самоактуализации, рефлексивно-интегрирующие  способности, самопроективность.  Личность в данном случае проявляет  себя не как носитель общих норм,  ценностей; не как индивид, но как  индивидуальность. В психологической теории самоактуализации (А. Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс)  сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление  человека к самовыражению. В  философии (персонализм,  экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования,  самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения «Я» с Другим. Общение,  понимаемое как субъект-субъектное  отношение, включает переживание, понимание и трансцендирование (соотношение личности с  абсолютными ценностями и их  носителем — абсолютной  Личностью). В философии марксизма присутствуют элементы  понимания личности как  самопроективного процесса, однако ее  развитие неотделимо от реального  изменения социальных отношений и обязательно воплощается в  нормативном социальном поведении.

platona.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *