это что такое, понятие в психологии
Индивидуализм – это мировоззрение, подчеркивающее первоочередное значение индивида и личностной независимости. Французское слово «individualisme» производное от латинского «individuum» – «неделимое». Противопоставляется коллективизму, практике и идеологии ограничения индивида социумом. Индивидуализм – это термин социальной психологии, поскольку его развитие у личности непосредственно соотносится с факторами социума. Данное понятие постулирует, что интересы общества уступают интересам состоящих из него личностей.
Несмотря на долгосрочную пропаганду принципа индивидуализма, назвать его превалирующим нельзя, учитывая зависимость от экономических предпосылок. В период советского строя этот принцип считали проявлением антиобщественного эгоизма, и коллективизм был доминирующей государственной идеологией. Отсутствие опыта гармоничного соотношения этих принципов стало причиной широкого распространения концепт социального дарвинизма, вырванный из контекста которого слоган «выживает сильнейший» привел к криминальной революции, скомпрометировавшей рыночные реформы.
Что такое индивидуализм?
Понятие индивидуализма как потребности снизить давление на личность со стороны окружающего социума, сформировалось среди сообщества политических философов Англии эпохи нового времени. Именно принцип индивидуализма, являющимся основополагающим классической политэкономики, сформулировал Адам Смит. Который гласит, что индивид, заботящийся о собственной выгоде, приносит пользу обществу, независимо от направленности на это, эффективнее, чем сознательное стремление к благу социума. Сторонники же социалистических теорий начали использовать индивидуализм как противопоставления социализму, что привело к укоренению отрицательного трактования индивидуализма эгоизмом.
Формирование индивидуализма начинается с детства. Доминирующей в социуме становится тип нуклеарной семьи, состоящей из пары или одного взрослого с ребёнком, что противопоставляется расширенной семье традиционного типа, с совместным ведением хозяйства несколькими поколениями, что уже ограничивает раннее формирование опыта коллективного сосуществования. Нуклеарная семья существенной целью воспитания видит научение самостоятельной жизни. Ожидается, что совершеннолетний ребёнок оставит семью и будет вести отдельное хозяйство, возможно сведя контакты с родственниками к минимальным или полностью прекратив их.
Воспитывая самостоятельность, родители поощряют, чтобы ребенок учился и готовился к самостоятельному заработку, карманные деньги являются собственностью ребенка. Практика подработки даёт возможность молодым людям постепенно становится независимыми от экономических ресурсов родителей.
На развитие индивидуализма ориентирована также социальная система западного и про-западного общества. Поскольку общество постепенно снимает с себя опеку о будущем поколения, то приоритетным формированием становится умение приспосабливаться. Автономности способствует система образования, когда социальное происхождение не играет существенной роли, конституционно предусмотрено равноправие. Ориентир на достижение целей, а не построение долгосрочных отношений, приводит к созданию и распаду ячеек коммуникации в зависимости от задач.
Принцип открытого выражения и дальнейшей защиты индивидуального мнения, в том числе неприятного для социума, столкновение противоборствующих позиций и прямая конфронтация естественные для развития общества.
Одна из главных, статистически подтвержденных, основ развития индивидуализма – благосостояние общества. Высококвалифицированные специалисты и представители верхушки общества более склонны к индивидуализму. Но получая независимость, индивид всё больше остается один перед лицом возникающих проблем, а воля выбора несет бремя личной ответственности, что увеличивает стрессовую нагрузку.
Индивидуализм в психологии
Индивидуализм это форма мировоззрения, подчеркивающая главенствование личностных целей и интересов, самостоятельность поведения личности. Гарри Триандисом, социальным психологом, предложен термин – идиоцентрик. Он обозначает личностей ориентированных на самосовершенствование, с индивидуалистическим мировоззрением, первоочередно ставящих собственные убеждениях, в случае конфронтации стремящиеся изменить ситуацию, а не собственные убеждения. Индивидуалисты демонстрируют более эффективные результаты при самостоятельной работе, коллективные настроения актуализируются лишь в случае опасности.
У индивидуалистов групповые цели остаются на заднем плане. Хотя человек всегда является участником социальных, индивидуалист в высокой степени автономен и способен успешно самореализовываться, обращаясь к их ресурсам минимально.
Индивидуализм это в психологии представление о базово эгоистичной природе человека, том, что позволяет выстраивать с ним грамотные взаимоотношения, выстраивая коммуникацию соблюдением выгоды обеих сторон. Это база для утверждения гуманистических ценностей, права на самовыражение, духа состязательности и честной игры. Отсутствие жертвенности нивелирует понятие жертвы, а соперничество не воспринимается как предательство и нападение, если нет навязанной верности.
Важным для данного мировоззрения есть понятие «privacy», обычно переводимое как «личное пространство». Но так же, ощущение значимости ненарушения личностных границ объединяется с уважением к границам другого и признанием иной системы ценностей.
Построенные на индивидуализме взаимоотношения содержат меньше запретов и больше права на ошибки, с естественным ощущением личной ответственности за них. Ограничение свободы, для удерживания от потенциально опасности, не дает личности получить опыт необходимый для выживания. Эти примеры индивидуализма заметны в современном воспитании, с увеличением невмешательства старших в жизнь младшего поколения. Поощрение личной ответственности способствует более творческому подходу, инициативности, активности, когда власть традиций и давящих норм не становится преградой для самоактуализации и неординарности.
Индивидуализм и эгоизм – отличие
В повседневном использовании понятие эгоизм зачастую смешивается в значении с индивидуализмом. Распространено представление, что существует этика индивида и мораль общества, тогда мораль индивида равен индивидуализм, эгоизм, а мораль общества соответствует коллективизму и альтруизму, в ущерб личности. Но примеры индивидуализма допускают и приветствуют альтруизм, при котором личность добровольно ограничивает свои интересы для чужого блага. Альтруизм антонимичен эгоизму, индивидуализм – коллективизму.
Отличие индивидуализма от эгоизма выражается в том, что эгоизм – вариант жизненной позиции, когда реализация собственных интересов возможна ценой причинения ущерба другим индивидам или социуму в целом. Индивидуализм постулирует защиту собственных ценностей, проявляя уважение к чужим. В некоторой степени эгоизм это неуважение собственных ресурсов, поскольку личность не в состоянии выстроить жизнь и самореализоваться без агрессивного отбирания чужих ресурсов.
Эгоизм связан с инфантильностью, когда человек ведет себя аналогично младенцу, использующему мать, которая источник его жизненных ресурсов, перенося подобный тип взаимоотношений на окружающих, проецируя на них сценарий безусловной и дарящей любви матери. Поскольку поведение окружающих не соответствует данному поведенческому паттерну (что неудивительно), ожидание переходит в требование и отбирание с помощью доступных рычагов влияния.
В то время как индивидуалистическая автономия предполагает опору на собственные возможности, когда необходимость (а соответственно и пользование, в том числе наносящее ущерб, агрессивное) воспринимается как низкое развитие самостоятельности. Самостоятельная позиция подталкивает к постоянному самосовершенствованию, узнавая границы своих возможностей. Расширяя массив собственных возможностей личность способна к обмену и дарению ресурсов и опыта, так как знает, как получить их вновь, имея соответствующий опыт. Социальность индивида и заключается в том, что его развитие происходит во взаимодействии, а не конфронтации с другими, такими же носителями личных интересов.
psihomed.com
индивидуалист — это… Что такое индивидуалист?
- индивидуалист
- индивидуали́ст
человек, проявляющий индивидуализм в образе мыслей и поступках.
- индивидуалист
[см. индивидуализм] – намеренно обособляющийся, не считающийся с запросами коллектива, антиобщественный человек
- а, м., одуш. (фр. individualiste лат. — см. индивид).
Человек, проявляющий индивидуализм в образе мыслей и в поступках.
Индивидуалистка — женщина -и.
Индивидуалистский — свойственный индивидуалисту, индивидуалистам.
|| Ср. эгоист, эгоцентрик, эгоцентрист.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
.
Антонимы:
- индемнитет
- индигокармин
Смотреть что такое «индивидуалист» в других словарях:
индивидуалист — особист, затырщик, эготист Словарь русских синонимов. индивидуалист сущ., кол во синонимов: 3 • затырщик (3) • … Словарь синонимов
индивидуалист
— а, м. individualiste. 1. А уж как смешно какой то француз взбесился за слово индивидуалист, ну, а если бы назвали… ? Все еще в катехизисе даже симплистов придумали. 1869. Герц. 30 (1) 198. Долго еще в ней < Франции> Руссо будет объявлять… … Исторический словарь галлицизмов русского языкаИНДИВИДУАЛИСТ — ИНДИВИДУАЛИСТ, индивидуалиста, муж. (книжн.). Последователь, сторонник индивидуализма. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИНДИВИДУАЛИСТ — ИНДИВИДУАЛИСТ, а, муж. Человек, к рый проявляет индивидуализм (во 2 знач.) в образе мыслей и поступках. | жен. индивидуалистка, и. | прил. индивидуалистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
индивидуалист — • жуткий индивидуалист … Словарь русской идиоматики
индивидуалист — ИНДИВИДУАЛИСТ, а, м Человек, который в образе мыслей, в поступках проявляет стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности в противопоставлении себя коллективу; Ант.: коллективист. // ж индивидуалистка, и, мн род. ток, дат. ткам.… … Толковый словарь русских существительных
индивидуалист — individualistas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Individualizmo išpažinėjas. kilmė plg. individas atitikmenys: angl. individualist vok. Individualist, m rus. индивидуалист … Sporto terminų žodynas
индивидуалист — individualistas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Stiprios individualybės žmogus; peikiamąja prasme – nepajėgiąs sugyventi su kitais, įsitraukti į bendrą darbą. kilmė plg. individas atitikmenys: angl. individualist vok.… … Sporto terminų žodynas
Индивидуалист — м. Тот, кто придерживается индивидуалистических взглядов, проявляет индивидуализм в образе мыслей, в поступках. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
индивидуалист — индивидуалист, индивидуалисты, индивидуалиста, индивидуалистов, индивидуалисту, индивидуалистам, индивидуалиста, индивидуалистов, индивидуалистом, индивидуалистами, индивидуалисте, индивидуалистах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по… … Формы слов
dic.academic.ru
Что значит индивидуалист — Значения слов
Примеры употребления слова индивидуалист в литературе.
Но он был и великим индивидуалистом и волюнтаристом, что посмертно, усилиями его недобросовестных последователей, сыграло с ним злую шутку.
Поведение элиантов не так-то легко спрогнозировать на компьютерах, особенно учитывая, что они представляют собой не общество с централизованными институтами, а аморфный конгломерат индивидуалистов, у которых моральные и даже рациональные принципы заменены их собственными представлениями об изящности.
Джойс — индивидуалист, урбанист и космополит, сознающий ирландские истоки своего творчества и ценящий их, однако трезво отказывающийся возводить их во вселенский идеал, устраивать из национальной истории и народного быта идиллию и утопию.
И в последние годы жизни писатель оставался убежденным индивидуалистом и воздерживался от участия в какой бы то ни было политической деятельности.
Эйбл-Эйбесфельдт установил, что, когда во время короткого брачного периода самец вторгается на территорию самки, проходит немалый срок, прежде чем эти закоренелые индивидуалисты настолько привыкнут друг к другу, что самка начинает переносить приближение самца.
Знаете, — улыбаясь, добавила дама, — пока что Скопление не потеряло ничего, кроме нескольких относительно бедных и непродуктивных миров, значимых разве что для горстки любителей природы и ярых индивидуалистов.
Хорошо, что магов, осиянных духовностью, Созидателей и служителей принципа взаимной доброжелательности, гораздо больше, чем игв, плохо, что все они — яркие индивидуалисты.
Противопоставление, соизмерение, отождествление противно природе гениальности: кающийся дворянин и разночинец, истый индивидуалист и типичный антииндивидуалист, тайновидец плоти и тайновидец духа — пусть все это останется на совести биографов.
Источник: библиотека Максима Мошкова
xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Индивидуалист
Освоив достигательство, человек попадает в странное место – истины почему-то перестают убеждать, авторитеты блекнут, а цели, которые были так важны еще вчера, уже не так очевидны. Создается определенное замешательство – раз цели неочевидны, почему мы идем туда именно туда и этими путями? А куда идти, если не туда? Кто знает ответ? Как выбрать правильный из множества альтернатив? Индивидуалисту уже не хочется упростить задачу путем отбрасывания неизвестных, но найти решение для задачи в целом.
Путешествие Индивидуалиста начинается с признания многоплановости реальности и относительности «истин». Он осознает, что объективности как таковой не существует, и то, что мы видим, зависит от нашего взгляда на мир. Все в мире относительно. Индивидуалистов привлекают различия и изменения, и они стараются внести это в свою жизнь, пытаясь глубинно понять себя и то, чего они по-настоящему хотят.
Способность Индивидуалиста к системному восприятию укрепляется. Мир больше не представляет собой вместилище разрозненных предметов и событий, которыми можно управлять линейно – по принципам причины и следствия. Напротив, причинная обусловленность представляется цикличной, относительной и системной. Корпоративный контекст также начинает расширяться — связи между событиями, людьми и результатами становятся более детальными и очевидными.
Убывающий интерес Индивидуалиста к достигательству заставляет его пересмотреть свое отношение к времени. Чувство времени становится менее жестким, текущие ситуации все больше рассматриваются в историческом контексте событий.
Его отношения с людьми приобретают глубину; Индивидуалист способен понять позиции других и пробует играть различные роли в общении с людьми. Он достаточно четко понимает источники собственных оценочных суждений, однако не навязывает их другим и готов их пересмотреть. Он по-настоящему ценит других людей за их уникальность и наличие различных перспектив и можетт выступать в роли коуча или консультанта, помогая другим найти себя.
Индивидуалисту нравится растущее чувство собственной независимости — он хочет иметь больше пространства для исследования и творчества, чем многие организации зачастую готовы предоставить.
Одновременно – к небольшому, но сожалению Индивидуалиста – убывает его собственная уверенность в правильности своих управленческих решений и методов, которыми он раньше пользовался как Достигатель. Это может привести к некоторому «торможению» и даже «параличу» в процессах управления, что может вызывать неодобрение коллег, не понимающих что именно изменилось в мировоззрении человека.
Как вернуть себе скорость и эффективность при этом не потеряв обретенных ценностей?
www.strategistways.com
Слово ИНДИВИДУАЛИСТ — Что такое ИНДИВИДУАЛИСТ?
Слово индивидуалист английскими буквами(транслитом) — individualist
Слово индивидуалист состоит из 13 букв: а в д д и и и и л н с т у
Значения слова индивидуалист. Что такое индивидуалист?
Одиннадцать индивидуалистов
«Одиннадцать индивидуалистов» (англ. Individual eleven) — вымышленная террористическая организация из вселенной аниме-сериала «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2nd GIG», снятого по манге Масамунэ Сиро «Призрак в доспехах».
ru.wikipedia.org
Общество художников-индивидуалистов
Общество художников-индивидуалистов — объединение художников, существовавшее в Петрограде—Ленинграде в 1920-1930 годах. Возникло в Петрограде в 1920 году. Первая выставка Общества художников-индивидуалистов открылась в 1921 на Каменном острове.
ru.wikipedia.org
Индивидуализм
ИНДИВИДУАЛИЗМ – особая форма мировоззрения, подчеркивающая приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества.. Базовыми признаками индивидуализма называют следующие два: главенство личных целей. У индивидуалистов часто наблюдается несоответствие личных и групповых целей, при этом на первое место у…
Энциклопедия Кругосвет
ИНДИВИДУАЛИЗМ – 1. Признание приоритета интереса индивида (в редких случаях – семьи) над коллективным, групповым или общественным интересом. 2. Совокупность идей и практических принципов, согласно которым благо человека…Взаимодействие двух и более индивидуалистов создает условия возникновения конфликтов или выступает их причиной. И. оправдан до тех пор, пока он не наносит ущерба др. людям.
Словарь конфликтолога. — 2009
Русский язык
Индивидуали́ст, -а.
Орфографический словарь. — 2004
Индивид/у/ал/и́ст/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
- индивидуалистичный
- индивидуалистка
- индивидуалистский
- индивидуалист
- индивидуальность
- индивидуальный
- индивидуал
wordhelp.ru
ГЛАВА 13. Ниша для индивидуалиста.
Толпа необходима для существования ложного.
Ошо «Храбрость».
Я немало прожил в обществе «развитого» социализма, в котором ярлык «индивидуалист» являлся чуть ли не оскорблением. Господствовала психология коллективизма; все дела и начинания мыслились как продукт деятельности коллектива. Логика была простая: если ты не коллективист — значит ты индивидуалист и эгоист. И далее на тебя навешивались всевозможные ярлыки, которые отражались в характеристике. Да и сейчас в нашем обществе слово «индивидуалист» имеет скорее отрицательную окраску. Так что давайте разберемся, что же это за течение — «индивидуализм», и когда он возник.
Оказывается, в докапиталистических обществах господствовало мировоззрение коллективизма (такое же, как и при социализме). Право на самостоятельность и демонстративное пренебрежение общепринятыми нормами признавалось только за выдающимися личностями (например, легендарный Ахилл или реальная Жанна Д’Арк), но не за обычными людьми.
Как отмечают ученые, широкое распространение индивидуалистических ценностей началось лишь в эпоху Возрождения. Речь шла не столько об обособлении человека от общества, сколько о необходимости ограничить давление на отдельного человека со стороны других людей.1
Впервые принцип индивидуализма был сформулирован в 19 веке французским ученым и политиком Алексисом Токвилем, который описал механизм проявления индивидуализма как естественной реакции человека на авторитаризм государственной власти и политический деспотизм.
Один из главных принципов индивидуализма — свобода выбора.2 Он ориентирован на самостоятельного и самодостаточного человека, его самоощущение независимой личности и способности противостоять внешним влияниям (дурной среды, авторитаризму власти, групповому давлению, индивидуальному насилию…). Здесь как бы декларируется право человека на защиту своей индивидуальности. Именно «развитой индивидуализм» позволяет противостоять дурным влияниям пережитков «развитого социализма» и наиболее уродливых черт «развитого капитализма».
Как я уже говорил, индивидуализм иногда смешивают с эгоизмом и эгоцентризмом. Действительно, индивидуализм иногда может перерасти в эгоизм. Но ведь и обычная человеческая активность, очень полезное качество, может перерасти в агрессивность! Однако их на этом основании никто не отождествляет.
Такой свободный индивид считался главным носителем ценностей европейской цивилизации. Как отмечал в своей работе Алексис Токвиль, «индивидуализм — это взвешенное и спокойное чувство, побуждающее гражданина изолировать себя от массы подобных.» При социализме подобное поведение трактовалось именно как эгоизм.
Так в чем же особенность индивидуализма? В том, что он подчеркивает приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества. У индивидуалистов часто бывает несоответствие личных и групповых целей. При этом личные цели нередко выходят на первое место, а групповые остаются на заднем плане. Как видим, идеология полностью отличается от той, что была принята в Советском Союзе.
Даже если индивидуалист попадает в группу, он достаточно автономен от нее и способен успешно действовать, не обращаясь к помощи окружающих людей.
Вот что об этом пишет Ошо: «Собственное лицо просто означает, что тобой не движет никакого рода мораль, религия, общество, родители, учителя, священники. Что тобой никто не помыкает. Просто живя жизнь согласно своему внутреннему смыслу – у тебя есть здравый смысл, — ты получишь оригинальное лицо».
Интересно, что для людей коллективистской направленности индивидуализм является синонимом одиночества. Я могу здесь отметить определенное сходство в трактовке женщиной «мужского эгоизма». Проявление индивидуализма мужчиной рядом с такой женщиной является как бы намеком на ее одиночество, и поэтому женщиной, как правило, не принимается. Так что можно сказать, что женщины у нас в каком-то смысле являются носительницами коллективистской и социалистической идеологии.
Часто недалекие люди обвиняют индивидуалистов в эгоцентризме. Ну что ж, давайте разберемся в понятиях. Эгоцентризм – позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, а также неспособность принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту (в частном случае — исходящую от другого человека). Эгоцентрист не понимает, что возможно существование других точек зрения, и что психическая организация других людей может отличаться от его собственной.
То есть мы видим большие различия между двумя понятиями. Совершенно очевидно, что индивидуалист — это человек, который, живя в обществе, имеет приоритет личных целей. Однако он также учитывает интересы других людей и не пытается чего-либо добиться за их счет. В то время как эгоцентрист чужую позицию не воспринимает вообще. Так что «умный» индивидуализм и эгоцентризм – совершенно разные понятия.
Конечно, легко догадаться, что индивидуализм будет выбран скорее самодостаточными, развитыми, «элитарными» людьми, поскольку именно благодаря ему они смогут в наибольшей степени развить собственные задатки и способности. Ведь мы знаем, что люди имеют равные права, но совершенно неодинаковые способности.
Еще древнегреческий мудрец Эпикур выделял две неравные группы в обществе – мудрых людей и толпу. Он считал, что справедливые законы являются средством ограждения и защиты мудрых людей от толпы, которой законы не нужны. Законы, по мнению Эпикура, изданы ради мудрых, для того, чтобы им не делала зла толпа. Именно благодаря таким законам мудрые люди (элита3) имели публичные гарантии свободы, безопасности и собственной автономии.
Следует отметить, что уже в глубокой древности великие мыслители понимали, что мудрость не тождественна занятиям политикой. Тот же Эпикур считал, что для справедливой жизни человек обязан уйти из политики. По его мнению, для мудрого и справедливого человека важны самоуглубленность и замкнутость. Эти качества ему необходимы для того, чтобы поменьше соприкасаться с толпой, которая является носителем негативных качеств. Большинство людей тяготеют к стадности вследствие отсутствия у них ярко выраженных достоинств.
Особое развитие индивидуализм приобрел в 19 веке в Европе. Именно тогда в философских и художественных произведениях появляется целый ряд героев, для которых характерна ярко выраженная индивидуальность и подчеркнутая элитарность: ницшеанский сверхчеловек, герои Достоевского, «Герой нашего времени» и другие. Первоочередной целью этих людей является обособление от окружающей толпы.
Прекрасные слова об индивидуализме можно встретить в работах немецкого философа Артура Шопенгауэра: «довольствоваться самим собой, быть для себя всем во всем, имея право сказать: omnia mea mecum porto4— есть, конечно, самое благоприятное свойство для нашего счастья. Кто не любит одиночество — не любит также и свободу, ибо человек бывает свободен лишь тогда, когда он один. Каждое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем значительнее собственная личность.»
В этих замечательных словах фактически признается, что каждый одаренный человек находится как бы под прессингом людей, значительно уступающих ему в уме и таланте, и поэтому такой человек обязан занимать определенную дистанцию по отношению к толпе.
Соответственно, остальная часть населения имеет гораздо меньший творческий потенциал и не может рассматриваться в качестве носителя высокого уровня интеллекта. В этой связи лучше всего подходит высказывание Шекспира: «И нищий, сев верхом, загонит лошадь». Поэтому, по мнению, Шопенгауэра, саморазвитие невозможно без определенной дозы одиночества, которое на самом деле благотворно влияет на человека. Каждый человек в этом плане «должен быть для себя наилучшим и наибольшим ресурсом». И тогда такому человеку не придется подлаживаться под низменные намерения или дурные вкусы окружающих его людей.
Ф.Ницше выразился в этом смысле еще радикальнее: «Жизнь — источник радости; но всюду, где пьёт толпа, родники отравлены.»
Замечательные слова об индивидуализме встречаем в работах Ошо: «Ни во что не вписываться значит быть индивидуальностью. Неважно, если даже весь мир против меня. Единственное, что важно, это чтобы мой опыт был подлинным.»
Данные слова прекрасно согласуются со многими современным психотерапевтическими методиками, которые как раз и помогают человеку научиться видеть реальный мир и принимать в нем рациональные решения, а не пытаться в первую очередь угодить окружающим людям. Поэтому одаренный человек, отмечает Жан Поль Сартр, «должен сделать выбор в пользу собственного проекта».
Как я уже говорил, индивидуализм получил достаточно широкое распространение в Европе и Северной Америке в 19 веке, однако настоящий бум индивидуалистских ценностей начался в последние десятилетия 20 века и продолжается по сей день. Основной темой социальных движений, начиная с 60-х годов прошлого века на Западе, стало освобождение индивида от ненужных, стесняющих его социальных ограничений, от удушающих всякую личную инициативу общественных ожиданий. В связи с этим, некоторые испуганные исследователи пристроили к слову «индивидуализм» эпитет «радикальный» и пытались придать всему движению отрицательный характер.
Подобные опасения беспочвенны. Как доказал философ и социолог Фрэнсис Фукуяма в одной из своих последних книг под названием «Великий разрыв», индивидуализм не может перейти некоторые «опасные» пределы. Первый из них касается необходимости совместной деятельности людей, в которой так или иначе должен принять участие любой «отъявленный» индивидуалист. Разумеется, он понимает всю ситуацию и при необходимости вступает в сотрудничество с другими людьми. А второй ограничитель связан с тем, что человек, проповедующий крайний индивидуализм, оказывается полностью оторванным от общества. Подобный исход маловероятен.
Как мы уже говорили, индивидуализм учитывает реальный опыт восприятия действительности и неповторимость собственной личности. Поэтому любой человек понимает, что оторванность от людей не может стать абсолютной. Если бы подобная оторванность имела место, она бы отрицательно ударила по развитию самого индивидуалиста, поскольку вне общества его личная уникальность потеряла бы всякий смысл.
Так что даже для самого радикального индивидуалиста полный разрыв с обществом невозможен. Поэтому можно не беспокоиться за судьбу такого человека, если он адекватен, психически здоров и обладает развитым интеллектом. В современном понимании этого слова, индивидуалист – это человек, который опирается на свободу собственного выбора.5 Видно, что корень этого слова происходит от слова «еретик», т.е. инакомыслящий. В средние века человек, не придерживавшийся версии церкви по сотворению и функционированию мира, объявлялся еретиком. Такой человек делал выбор, который мог привести его на костер инквизиции. Однако он выбирал инакомыслие во имя истины. Так и в наши дни многим ярким личностям приходится прилагать усилия, чтобы отстоять свою уникальность перед лицом серой массы обывателей.
Вообще западное общество характеризуется растущим изобилием не только товаров потребления, но и предлагаемых печатными СМИ стилей жизни. Так что каждый «потребитель» может выбрать тот образ жизни, который устраивает его в наибольшей степени. И люди, озабоченные своим духовным ростом, очень тщательно подбирают «под себя» каждую ценность, убеждение, увлечение, товары и т.д. Развивающаяся цивилизация предоставляет все большие возможности для любого человека, какую бы личную идеологию он ни выбрал. Свобода выбора — это действительно главное в индивидуализме.
В западных странах человек, придерживающийся коллективных ценностей (как это все еще принято у нас), немедленно получил бы клеймо «представителя чуждой идеологии». И, соответственно, в постсоветских странах западный индивидуалист мог бы иметь весьма прохладное отношение со стороны окружающих.
Пока, к сожалению, у нас либеральные ценности не приживаются, в то время, как на Западе их приоритет стал аксиомой. По мнению другого американского философа, Элвина Тоффлера, создается не просто новый человек, а новый социальный характер, для которого на первом месте в работе и в жизни стоит свобода и импровизация. Таких людей Тоффлер называет сложными людьми, индивидуалистами, гордящимися тем, что они не похожи на других. Они ищут смысл не только в личной жизни, но и в работе; творческий аспект которой для них важнее, чем финансовая сторона дела.6
Таким образом, сравнивая коллективизм и индивидуализм, можно сказать, что окружающие люди или, в широком смысле слова, общество (толпа) создают или усиливают Гравитацию, в то время, как индивидуализм позволяет достичь ЛЕВИТации. Если вы, уважаемый читатель, принадлежите к молодому поколению, можете быть уверены в следующем: без ярко выраженной индивидуальности вам в обществе будущего придется очень нелегко. В развитых странах уже давно существует тенденция все большего количества ролей, моделей и стилей жизни. Многие люди ищут себя в окружающем их океане образов. «Эти усилия, — пишет Тоффлер, — приводят нас к повышенному осознанию собственной индивидуальности: тех черт, которые делают нас неповторимыми. Фактически мы революцинизируем внутреннее пространство».
Индивидуализм, на мой взгляд, является одним из лучших способов самопознания. Ведь если вы реализовываете собственные идеи и планы, то получаете бесценную информацию о самом себе, о том, что вы представляете на самом деле. Начиная то или иное дело, вы как бы диагностируете самого себя. То, что получается быстрее и легче, возможно, отражает ваши неповторимые черты. Не каждому человеку удается быстро обнаружить свое призвание. Иногда на то, чтобы открыть в себе личную уникальность, понять, в чем она заключается, можно потратить долгие годы, но лишь вы сами, уважаемый читатель, можете пройти этот путь.
Как доказали психологи, люди в группе часто испытывают состояние потери своей индивидуальности: у человека снижается личностный фактор в поведении, а, следовательно, снижается самоконтроль. Ведь мы знаем, что психология толпы представляет собой набор первобытных эмоций. В малой группе действуют похожие закономерности. Чем сильнее сплоченность внутри группы, тем слабее индивидуализация каждого ее члена.
Вообще западными социологами доказано, что объединение индивидов в сплоченное общество необходимо лишь в одном случае: когда всему обществу угрожает серьезная опасность, и оно должно выступить единой силой против нее (например, как это случилось после терактов 11 сентября). В «обычной» же жизни индивидуализм является наиболее эффективной стратегией: человек проявляет лучшие свои качества и получает удовольствие от своего уникального выбора. А поскольку у нас ситуация не военная, то выбор в пользу индивидуализма и саморазвития очевиден.
Ученые изучали поведение некоторых видов животных, которые могут жить как поодиночке, так и в группах. И выясняли, от каких факторов то или иное поведение зависит. Так вот выяснилось, что в природе переход к «коллективному» существованию связан с какой-то серьезной потерей или угрозой потери. Например, утратой территории обитания или природными катастрофами типа пожара или наводнения. Если перенести данные закономерности на человеческое общество, можно установить, что люди обычно сплачиваются в определенную группу или государство тогда, когда вокруг «враги». (Это мы можем вспомнить на примере первых десятилетий Советской власти). А когда происходит снижение международной напряженности и увеличение числа частных собственников, усиливаются индивидуалистические тенденции.
В демократическом обществе приверженцы ценностей коллективизма нередко воспринимаются как носители «чуждой идеологии». А в тоталитарных и посттоталитарных государствах– наоборот. Любое тоталитарное общество характеризуется жесткой иерархией власти. Поэтому цель многих членов общества — занять как можно более высокую ступень в пирамиде власти. В то время как в демократических обществах реальной ценностью становятся деньги. На Западе, например, большие деньги рождают власть; а у нас этого не происходит.
Основные ценности, которые сопутствуют индивидуализму — свобода, демократия, саморазвитие. Индивидуалист на Западе считает, что государство у него в долгу, поскольку он его содержит, выплачивая налоги. В нашей недавней социалистической действительности все было наоборот: нам внушали, что мы все в долгу перед Родиной.
Не знаю по какой причине, но я почти никогда не чувствовал себя коллективистом. И наоборот, желание «отделиться» от общества, оказаться в собственном жизненном и психологическом пространстве возникало у меня довольно часто. Именно в ситуациях одиночества я чувствовал себя наиболее гармонично и, как бы отдохнув и восстановив силы, снова выходил «на встречу с людьми».
А поскольку немалую часть жизни я прожил в условиях социализма и коллективизма, то и мне не так легко удалось избавиться от некоторых «совковых» убеждений. «Выдавливание из себя раба» заняло несколько лет, однако оно того стоило. В первую очередь, в профессиональной сфере.
Мне кажется, примеры из собственной жизни являются в этом смысле очень показательными. Я защитил кандидатскую диссертацию по психологии в конце 80-х годов. В то время общая психология в СССР была достаточно абстрактной наукой и не давала практических навыков. Через пару лет мне посчастливилось пройти стажировку по психотерапии при Республиканском институте усовершенствования врачей. Именно во время практических групповых занятий, наблюдений за больными — людьми с психологическими проблемами и неврозами — я почувствовал, что данная деятельность является моим призванием. Почему? Потому что я достаточно легко понимал, как все происходит, как нужно работать. Да и сама работа с клиентом вызывала у меня положительные эмоции и была, по моей терминологии, ЛЕВИТационной. Я, можно сказать, чувствовал легкость, и это была не только легкость мышления, но и легкость контакта с очередным пациентом.
Через некоторое время после окончания стажировки я понял, что могу больше зарабатывать, трудясь в данной специальности. Мысли о частной практике тогда не приходили мне в голову. Поэтому я искал работу по газетным объявлениям.
Однажды в 1992 году я наткнулся на объявление о том, что крупной фирме требуется на работу психолог. Я участвовал в конкурсе, в котором на данную должность было подано 50 заявок. Дошел до последнего тура, однако по его итогам фирма вообще никого не приняла на работу. Я был чрезвычайно раздосадован, поскольку потратил много времени и сил на подготовку.
Именно тогда я начал давать объявления в газетах о том, что ищу работу психолога. Не забывал упомянуть при этом и свою учёную степень в области психологии. Разумеется, я тогда думал именно об устройстве на работу в какую-нибудь «организацию» с достаточно высокой зарплатой. Однако в первом же телефонном звонке я получил совершенно неожиданное предложение. Позвонившая клиентка просила приехать к ней домой и проконсультировать ее по поводу ухудшения взаимоотношений с мужем. Причем сумма, названная ею, была для меня по тем временам очень большой. Я согласился и выполнил ее просьбу. По сути дела, это была моя первая частная (индивидуальная) консультация.
Поскольку психологическая ситуация у этой женщины была достаточно серьезной, мы с ней договорились о работе два раза в неделю. За каждый сеанс я получал больше денег, чем за неделю работы в ВУЗе. Вскоре я оформил свидетельство индивидуального предпринимателя.
Количество клиентов увеличилось, поэтому выходные дни я проводил в визитах к этим людям. Вскоре до меня дошло, что незачем тратить время и деньги на поездку. Ведь я могу принимать клиентов дома. Должен сказать, что тогда это было для меня озарением! Раньше ничего подобного мне и в голову не приходило.
Посетителей становилось все больше и больше. У меня начала формироваться идея о том, что теперь я могу заниматься групповой психотерапией. Это было плюсом по многим причинам: во-первых, для каждого отдельного клиента такая форма работы дешевле; во-вторых, это давало мне самому больше денег за час работы, а, в третьих, я еще со времен стажировки в отделении неврозов знал, что у меня очень хорошо получается групповая работа. Однако по-прежнему была проблема с помещением. И тут я прочитал статью в московском психотерапевтическом журнале, как одна женщина-психолог из бывшей ГДР, потеряв государственную работу, решилась заняться частной практикой у себя дома. На меня «снизошло» второе «озарение»: а почему я не могу работать с группами у себя в квартире, подготовив ее надлежащим образом? Тем более, что в ней есть большой зал.
Еще раз повторю: тогда для меня это было открытием. До прочтения журнала мне и в голову не приходили подобные мысли. Вот как глубоко засела во мне на тот период социалистическая ментальность и идея работы только на государство в казенном учреждении!
Сказано – сделано: вскоре начались занятия в «учебных» и «лечебных» группах. Уже через пару лет у меня были деньги для того, чтобы купить под офис соседнюю квартиру и оборудовать в ней большой зал специально для групповых занятий.
Я и сейчас иногда думаю: а что если в 1992 году я не провалился бы в конкурсе на должность психолога и не наткнулся бы на журнал со статьей о частной практике? Сколько лет я бы потерял, блуждая в «коллективистских потемках»?
Примерно через год после описанного случая я читал лекцию в учебном центре, который занимался переквалификацией людей, потерявших работу. Эти курсы переподготовки, как мне сказали, длились около полугода. Я же во время лекции сказал, что слушателям хватит 10-15 минут. Поскольку мои слова вызвали удивление, я назвал рецепт успешной работы. Он очень прост: надо найти такое занятие, которое получается у вас легко, в котором вы имеете способности. А дальше вам надо заняться индивидуальной работой в данном русле. Даже если вы пока не находитесь на вершине в своей деятельности, все равно вы превосходите большинство окружающих людей. А это значит, что они являются вашими потенциальными клиентами.
Если вы, например, любите и умеете что-то мастерить из дерева, то совершенно очевидно, что окружающие люди в случае необходимости именно к вам обратятся за теми или иными деревянными изделиями. Фактически речь снова идет о вашей уникальности, но уже в чисто практическом смысле. Ваша индивидуальность защищает вас от конкуренции, поскольку никто другой, не имея таких же мозгов и личностной истории, как вы, не способен сделать определенное дело подобным образом. Поэтому, открывая в себе отличия от других, вы сможете предложить это другим. Так что ваша индивидуальность полезна не только для вас, но и для окружающих людей.7
Как же конкретно определить собственную уникальность? Можно просто начинать пробовать разные виды деятельности. То, что вызывает у вас интерес и получается легко, играючи (в ЛЕВИТирующем ключе) скорее всего и определяет вашу индивидуальность. Поэтому, развивая данное качество, вы напрямую двигаетесь к жизненному успеху. Тем более, что легко выполняемое дело позволяет получать положительные эмоции, наслаждаться самим процессом и повышать самооценку. Я не верю, что существуют люди, у которых нет вообще никаких задатков. Они просто боятся что-то о себе узнать. Или для них бывает страшно начать собственное дело. Но ведь это и значит, что человек, осознав подобные опасения, должен выдавить из себя рабский коллективизм, поскольку достижение свободы возможно только через индивидуальное развитие.
Обычно дети, родители которых поощряют к разного рода полезным занятиям, обнаруживают свои способности еще в детстве. Ведь мы уже знаем, что люди имеют равные права, но разное «количество» способностей.
Этой цели также служат многочисленные тесты на профпригодность. Они созданы для того, чтобы человек поменьше действовал методом проб и ошибок в выборе профессии, а сразу обнаружил свою «нишу» и работал бы в ней, принося пользу и себе и обществу.
К сожалению, на мой взгляд, данные тесты слегка «механистичны». Они просто диагностируют какие-то автоматические умения, но не исследуют личностную уникальность, которая может скрываться достаточно глубоко. Так вот, для обнаружения такой уникальности должна быть общая установка человека на творчество.
Уважаемые читатели, не бойтесь пробовать и начинать новое дело. Возможно, именно оно будет получаться у вас лучше всего и обеспечит дорогу к жизненному успеху! Ведь вы работаете на себя, а не на «дядю». Значит будете получать удовольствие от своей работы. Тем самым избавитесь от массы бессмысленных обязанностей и тоскливого состояния после утреннего пробуждения, когда снова нужно идти на нелюбимую службу.
Все развитые страны движутся в направлении все большей индивидуализации труда и личной жизни. Основными качествами современного западного человека является его автономность, независимость, бесконечная широта выбора и твердое сознание личностной уникальности. Фактически западное общество, отмечают современные ученые, находится в процессе перехода к совершенно новой ступени своей организации. Так не будем отставать от цивилизации, тем более, что это соответствует нашим личным целям и интересам! Не стоит закрепощать себя в бессмысленных, ненужных и вредных «общественных» долгах и обязанностях. Нужно наоборот расширять собственный выбор, а для правильного свободного выбора необходимо знать свои ценности. Ведь широту свободы выбора конкретного человека можно считать показателем его совершенства!
Если вы уже достигли состояния психологической ЛЕВИТации (зная свою уникальность), то ваш набор целей и ценностей может быть не слишком понятен окружающим людям, которые уныло ходят на работу от «звонка до звонка». Вы для этих людей малопонятны, вы — «полупризрак». Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сохранить хотя бы видимость нормальных отношений с окружаемыми, иначе они будут испытывать слишком сильный комплекс неполноценности. Вот что пишет в этой связи Ошо: «В обществе глубоко укоренено ожидание, что ты будешь вести себя точно, как другие. В то мгновение, когда ты ведешь себя немного по-другому, ты становишься чужаком, а люди очень боятся чужаков.»
Как видите, есть группа слов, которые взаимосвязаны друг с другом и которые я достаточно часто употребляю в этой главе. Это слова индивидуализм, выбор, самореализация, личностная уникальность. Еще один важный термин – это творчество. Ведь без постоянных попыток творческого поиска вы вряд ли сумеете полностью реализовать себя. Мне как психологу известно, что творчество и нестандартное мышление особенно необходимы в работе с людьми. Это очень важно, поскольку клиент может иметь самые разные личностные особенности. Нужно уметь понимать любого человека для того, чтобы успешно работать с ним.
Вообще, для всякого творческого процесса необходима высокая эмоциональная подвижность. Нельзя сидеть, сложа руки, и надеяться, что все придет само собой. Нужно непрерывно думать, размышлять и осуществлять творческие попытки в выбранных сферах деятельности. Вы никогда не узнаете о своей личностной уникальности, если будете пассивны. Эта высокая эмоциональная подвижность не очень приветствуется взрослыми, поскольку многие живут как бы по инерции. Я уже говорил об этой «взрослой» схеме: «дом-работа-санаторий, дом-работа-крематорий».
Высокая эмоциональная подвижность характерна для детского возраста. Поэтому творческие личности в течение всей жизни зачастую сохраняли ярко выраженную инфантильность, которая, как правило, удивляла и раздражала окружающих людей. Однако, эта «инфантильность» не помешала им совершить гениальные открытия, которые продвинули цивилизацию вперед. По сути, человек творческий — это тоже «человек играющий», то есть личность, играющая своим отточенным умом и находящая новые возможности для прогресса.
Теперь давайте снова вернемся к вопросам поиска собственной профессиональной «ниши». Для этого обратимся к отечественной и зарубежной статистике. На Западе, особенно в США, в настоящее время достигнута очень высокая производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, поэтому рабочих и фермеров там остались считанные проценты. Большинство людей заняты предпринимательством в сфере услуг. Фактически, я бы так сказал, они обслуживают друг друга в разных областях.
В то же время в Беларуси насыщенность индивидуальным предпринимательством и малыми предприятиями во много раз меньше. Так известно, что в Германии на 1000 человек приходится 37 малых предприятий, в Польше 35, в США более 50, а у нас всего лишь 3.
То есть мы отстаем от развитых стран по данному показателю в 10-20 раз. Это означает, что здесь существуют огромные возможности для тех, кто хотел бы приложить свои способности. Так что творческому человеку, который начинает поиски заработка именно своим индивидуальным трудом, стоило бы задуматься о такой сфере, как сфера услуг. И, конечно же, речь идет о малом, возможно, семейном предприятии или даже об индивидуальной деятельности. Ведь психология и психотерапия, которой я занимаюсь – это тоже сфера услуг, хотя и весьма специфическая.
Человек, который занимается определенным делом, полноценно обеспечивает себя, сохраняя при этом независимость, может назвать себя счастливым. Особенно в том случае, если субъект имеет дело, которое продолжал бы делать, даже если бы оно не приносило никакого денежного дохода, то есть просто из любви к нему. Если у вас есть такой вид деятельности, можете смело начинать зарабатывать деньги именно с его помощью. Так что умный, творческий человек, желающий реализовать себя, должен найти свою «нишу», чтобы жить, во всяком случае, безбедно и не терять самоуважение, гоняясь за всякой халтурой или идя на осточертевшую работу от «звонка до звонка». И если вы будете прогрессировать в этой своей области, то станете Успешным Индивидуалистом, сокращенно УИ. И здесь, конечно, я не могу не пошутить: УИ – это когда много У.Е.
Одаренные личности, которые добиваются успеха благодаря своему таланту, обретают уверенность в себе, поскольку понимают собственную ценность и неповторимость. Я свою неповторимость знаю! Хотя занятие, в котором я силен, кажется мне абсолютно естественным. Однако сравнение с другими людьми показывает, что это не так. У большинства людей с дипломом психолога и хорошими умственными способностями в области частной практики ничего не получается. Слишком высока ответственность. Это не означает, что я считаю себя «умнее» других. Есть много областей, в которых я проигрываю обычному среднему человеку. Это, в первую очередь, технические виды деятельности. Поэтому, если у меня возникают каким-либо вопросы в данной сфере, мне проще пригласить специалиста и получить его помощь. И при необходимости оказать психологическую помощь ему или его близким. Вот так и живем.
Поскольку в своей жизни я пробовал разные виды деятельности, то прекрасно знаю, где «зарыты» мои таланты. Как я уже говорил, это такие занятия, которые получаются легко, сопровождаются положительными эмоциями и быстро достигаемыми результатами. Для меня одним из таких видов деятельности была сфера изучения языков (мой отец был профессором языкознания). Но эта область не очень мне нравилась в связи с малым отсутствием возможностей для творчества. Поэтому в свое время я перевелся из иняза в институт физкультуры, где занимался самосовершенствованием в области шахмат. Вскоре я понял, что способности в шахматах у меня ненамного выше средних. Дошел лишь до звания мастера спорта. В принципе можно сказать, что я довольно много тренировался, однако прирост спортивных результатов был не столь высоким, как я ожидал.
Следующая область – практическая психология и психотерапия. Здесь у меня все получалось легко и качественно, я быстро прогрессировал. Причем в большей степени это шло тогда, когда речь шла о работе на себя — индивидуальной частной практике. В настоящее время я могу сказать, что знаю почти все «входы и выходы» в данной области и всегда могу к ней вернуться, если захочу.
И, наконец, последнее увлечение — экстремальный спорт. Особенно скалолазание, которым я очень серьезно занимаюсь последние 4 года. Могу признать, что здесь у меня вообще нет никаких способностей. Все мои результаты достигаются серьезными тренировками и достаточно быстро «исчезают», если я какое-то время не подхожу к скалодрому. Однако скалолазание — настолько «вызывающий» вид спорта (в хорошем смысле этого слова), что мне очень приятно этот вызов принимать. Я как бы проверяю собственное тело и свой дух, на какие высоты (в прямом и переносном смысле) они готовы подняться.
Тем более, что прогресс все-таки идет, и мне даже интересно, какие результаты будут достигнуты после «пятидесяти». Ведь в этом возрасте большинство людей имеют излишний веса и кучу болезней. А лицам мужского пола по статистике остается не так много жить. Надеюсь стать исключением.
В поиске «своего дела» вы также можете ориентироваться на отзывы окружающих о вашей работе. Опять же сошлюсь на собственный пример. Некоторые из подруг, которые посещали мои курсы, были поражены теми качествами, которые я демонстрировал в работе. После чего они нередко заявляли, что Леонид в «личной жизни» и Леонид в работе – это два разных человека. Причем «человек работающий» значительно интереснее и привлекательнее, чем человек, «отдыхающий» от работы.
Вот какой рецепт индивидуального успеха дает Святослав Федоров, известный в прошлом врач-офтальмолог: невероятно вкалывать, плюс иметь талант, плюс воспитать легион учеников, плюс непрерывная самореклама.
Посмотрите на спортсменов: они изматывают себя на ежедневных тренировках, затрачивают уйму усилий ради того, чтобы подняться над себе подобным. А ведь победа или рекорд, возносящий чемпиона «на верх пирамиды» делает его одиноким! Но какое это сладостное одиночество, когда победитель забирает все.
С моей точки зрения, большинство людей имеют способности в той или иной сфере. Однако «гравитационные» убеждения не позволяют им внести нужные изменения в свою жизнь. Конечно, психологически проще ходить на скучную работу, получать скромную зарплату и оправдывать такое поведение «интересами государства» или «коллективизмом», чем признаться в собственной лени и трусости. Но если кто-либо из читателей действительно ощущает у себя полное отсутствие каких-либо способностей, если не хочет расти как личность (а это риск), искать свой уникальный жизненный путь (а это большой риск), тогда пусть поступает наперекор тому, что пишется в данной книге. Пусть будет образцовым средним «винтиком»!
Искренне надеюсь, что вы не принадлежите к подобной группе людей и не желаете подлаживаться под низменные интересы и дурные вкусы толпы.
Завершая эту главу, хотел бы вспомнить великих философов, которые также положительно отзывались об индивидуализме. В частности, еще Аристотель утверждал, что счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности. А Шопенгауэр считал, что основной источник человеческого счастья — быть господином самому себе.
Поэтому, уважаемый читатель, «включайте мозги» и в путь! Подумайте о том, сколько плюсов у вас будет, когда вы добьетесь успеха: индивидуальный жизненный путь, личностная самореализация, хороший заработок, известность, непрерывное творчество в работе и, наконец, масса положительных эмоций. А это ли не повод для ЛЕВИТации?
Сноски
1. Очевидно, уже тогда признавалось, что излишние контакты с обществом для индивида не слишком полезны.
2. Как мы знаем, современная цивилизация предоставляет творческому индивиду все больше возможностей выбора : не только предметов потребления, но и стилей жизни.
3. см.1 главу книги
4. Всё своё ношу с собой (лат.)
5. «haereticus» — выбор (лат.)
6. А мы не устаем говорить о «бездуховности» Запада!
7. К сожалению, большинство «коллективистских настроенных» товарищей так не думает. Для них индивидуалист нередко представляет из себя сильный отрицательный раздражитель. Не могут люди терпимо относиться к другим точкам зрения. Вспомним костры инквизиции, на которых сжигали еретиков, а ведь средневековые мыслители всего лишь предлагали людям ВЫБОР!
psycholevity.com
Значение слова «индивидуалист»
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
- Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
- Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
- Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
- Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
- Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
- Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
- Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
- Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
- Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.
how-to-all.com