Вопросы и ответы

Цели речевого общения 4 класс – План-конспект урока (4 класс) на тему: План — конспект урока » Речь и культура общения» 4 класс Пишите письма!… | скачать бесплатно

Цель речевого общения — учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

8. Рассмотрите схему общения.


9. Составьте по схеме текст об особенностях и целях речевого общения. Используйте приведенные ниже выражения.

Какой текст у вас получился: научный или художественный? Запишите его.

Катя решила побеседовать с Витей, чтобы добиться взаимопонимания:

— Почему ты отказался от участия в диалоге?

— А зачем в нем участвовать?

— Чтобы добиться взаимопонимания.

— Я рассчитывал узнать что-то новое, получить интересную информацию.

— Чтобы добиться общего результата, прийти к общей цели, надо выслушать собеседника и сообщить ему свою точку зрения. А для убедительности и воздействия на собеседника использовать красноречие.


10. Прочитайте четыре диалога.

Определите цель общения в каждом из диалогов. В каких из них собеседники достигли цели, а в каком нет? Почему? Кто из собеседников ведет не диалог, а спор и потому не достигает цели? У кого вообще нет речевого взаимодействия?

Спишите диалог-шутку. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений.

Найдите в текстах предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

1. Знакомство.

2. Отвергнутое предложение.

3. Соглашение.

4. Непонимание.


11. Перечитайте основные правила общения. Определите, какому из пяти основных правил общения посвящена каждая из данных пословиц.

Запишите пять пословиц, которые вам понравились больше других. Подчеркните в словах известные вам орфограммы.

Сравните количество звуков и букв в выделенных словах.

1) Говори, на не спорь, а хоть спорь, да не вздорь. 2) В многословии не без пустословия. 3) Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 4) И не велика беда, да честна. 5) Красно поле пшеном, а беседа умом.

Спорь [спор’] — 5 б., 4 зв.

Пустословия [пустаслов’ий’а] — 11 б., 12 зв.

Честна [ч’исна] — 6 б., 5 зв.


12. Прочитайте и спишите высказывание известного физика А.Энштейна. ЧТо дает, по мнению ученого, обмен предметами? А что дает обмен мыслями?

Если у каждого есть по яблоку и мы обменяемся ими, то у каждого из нас останется по яблоку.

Если мы обменяемся идеями, то у каждого станет по две идеи.


13. Прочитайте часть древнегреческого мифа о храбром юноше Персее. Подумайте, какова была цель общения соседей с Персеем. Была ли достигнута цель?

Запишите и разберите по составу выделенные слова. Охарактеризуйте каждое записанное слово как часть речи.


14. Прочитайте советы. Какими из них вы воспользуетесь в общении со своими друзьями и близкими?

Определите тип каждого предложения по цели высказывания. Почему здесь использованы предложения данного типа?

Побудительные предложения — выражают совет или пожелание.


15. Спишите текст из старинной рукописи. Скажите, каким мысли, по вашему мнению, звучат современно.


16. Прочитайте отрывок из произведения Н.Носова. Подумайте: что составляет основу текста — диалог или монолог?

К какому выводу пришли собеседники? Было ли их общение успешным? Какой новой мыслью обогатился каждый из собеседников?

Какова цель речевого общения детей? Письменно ответьте на данный вопрос.

Цель общения: обсуждение проблемы и совместное принятие решения.

Основа текста: диалог.


17. Закончите предложения, используя слова для выбора, и запишите их.

В общении с близкими я приветлив, внимателен. Человек передает свое плохое настроение другим, если он сердит, уныл, раздражен, мрачно настроен. Я радуюсь, когда люди приветливы, добры, жизнерадостны, внимательны, заботливы, вежливы.

porusskomu.ru

Риторика. Речевая ситуация — Внеурочка

1 3 2

Работа в учебнике.

Задание 1.

Дети по символам называют все виды речевой деятельности – говорение, слушание, чтение, письмо. На оставленных строках под рисунками-символами ученики делают соответствующие подписи, например, «говорение», «слушание» и т.д.

Задание 2.

Даны рисунки-подсказки, которые продолжают тему говорения: Риторик учится выступать, произносить речь, а может быть, он возражает оратору, который произносил речь до него. Видно, что наш Риторик говорит: его глаза, жест обращены к публике, рядом микрофон. Риторику важно, чтобы все его слышали и слушали. Риторик внимательно слушает телефонное сообщение. Он сосредоточен – как будто хочет запомнить, что ему говорят.

На нижнем рисунке Риторик, вероятно, что-то горячо обсуждает с осликом. Об этом говорят его жесты: поднятый палец обозначает «Это важно!».

На этот жест следует обратить внимание детей!

Один из ответов учеников: «Риторик читает книгу ослику вслух. И мне кажется, что этот ослик понимает то, что ему читает Риторик. У ослика заинтересованные глаза! Кажется, что он сочувствует тому, о чём говорится в книге».

На последнем рисунке Риторик читает и делает выписки.

Один из ответов учеников: «Риторик читает очень толстую книгу и делает из неё выписки. Чтобы подчеркнуть, как внимательно изучает книгу Риторик, художник усаживает его за парту. Риторик сосредоточен на том, что он читает. Мне кажется, он удивлён тому, что вычитал в этой книге, которая едва умещается на подставке».

Задание 3.

Ученики рисуют свои символы, например: микрофон, кафедру, выступающего за кафедрой оратора; силуэты двух говорящих, длинный язык и т.д.

– Кто помнит пословицы, поговорки, крылатые слова об устной речи, о говорении?

Ребята вспоминают:

Не спеши языком, торопись делом.

Коротко, да ясно, оттого и прекрасно. (В. Даль)

Красну речь любо слушать.

Речи вести – не лапти плести и др.

Задание 4.

Желательно, чтобы ученики выполнили это задание письменно и, конечно, самостоятельно. Задание подводит итоги работы.

Резервный материал.

А закончить этот урок можно фрагментом стихотворения Владимира Гордейчева.

Родная речь

Слова в иной пословице

поются, а не молвятся.

Слова звонят звоночками,

то – ёчками, то – очками.

Вот палочка. И палица:

ударит – слон повалится.

Вот скрипка. Или скрипица:

играет – слёзы сыплются.

А речек звоны светлые!

Люблю за ними следовать:

то сетовать над Сетунью,

то с Беседью беседовать.

Певучими – над ёлками –

соловьиными прищёлками,

родная речь, вызванивай

из каждого названия!

Тобой, как речкой Речицей,

любая боль излечится,

твои слова, пророчица,

журчат – и слушать хочется.

• Знаете ли вы пословицы, которые не молвятся, а произносятся плавно, как песня?

• Чем отличаются по значению однокоренные слова: «палочка» – «палица»?

• Приведите примеры слов, которые «звонят звоночками».

• Почему поэту (надеемся, и вам) родную речь «слушать хочется»?

Задание 5.

На основе ответов учеников учитель внесёт коррективы в планирование работы, выделив больше времени на работу с теми видами речевой деятельности, которые больше всего затрудняют школьников. Желательно составить и индивидуальные планы работы для отдельных учащихся.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

multiurok.ru

Речевое общение — виды, этикет, особенности, речевые средства

Речевое общение – это активный процесс вербального коммуникативного взаимодействия его участников (отправителей и получателей информации), который характеризуется определенным мотивом и направлен на осуществление конкретной целевой установки. Коммуникативный процесс протекает, базируясь на обратной взаимосвязи в конкретных видах вербальной деятельности.

Речевое общение органично входит во всевозможные виды деятельности индивида, например, профессиональную или общественную, так как деятельность неосуществима без общения. Вербальное коммуникативное взаимодействие может реализоваться между несколькими индивидами или как минимум двумя. Речевое общение взаимно и целеустремленно, а также социально. Формой проявления вербального общения считается речевое поведение, отклики партнеров по коммуникации.

Этикет речевого общения

Речевой этикет и правила общения представляют собой систему норм вербального поведения и неизменные формулы вежливых коммуникаций. Владение этикетом вербального общения помогает приобретению авторитета, рождает доверие и уважительное отношение. Освоение канонов вербального этикета, их соблюдение, способствует ощущению быть уверенным человеком, не испытывать чувство неловкости и трудностей в общении.

Обязательное следование этикету речевого общения в деловых взаимодействиях оставляет у партнеров приятное впечатление о личности и о компании в целом, поддерживает ее положительный и привлекательный имидж.

Этикет речевого общения обусловлен национальной спецификой, так как каждый народ в процессе своей эволюции вырабатывал собственную систему правил вербального поведения. В нашем современном социуме особую ценность являют собой такие качества, как корректность, такт, предупредительность, учтивость, терпимость, доброжелательность, выдержка.

Тактичностью называется этический канон, предполагающий понимание говорящим партнера по взаимодействию, избегание неуместных реплик и вопросов, обсуждения неприятных тем.

Предупредительность предполагает умение предвосхищать возможные вопросительные реплики и пожелания партнера по коммуникации, готовность детально обговорить с ним все существенные для разговора моменты.

Терпимость предполагает под собой спокойное отношение к вероятным разногласиям в позициях и взглядах, избегание резкой критичности в суждениях. Необходимо уважать воззрения других личностей, стремиться постигнуть, почему именно у них сформировалась та или иная позиция. С терпимостью тесно взаимосвязано такое личностное качество как выдержанность, которая представляет собой умение спокойно и выдержанно реагировать на внезапные или нетактичные и вопросительные реплики собеседника.

Доброжелательность необходима не только в отношении к партнерам по коммуникациям, но и в процессе самой беседы, в ее форме и содержании, в выборе слов и интонации.

Этикет вербальных коммуникаций имеет тесную связь с этикой, которая предписывает каноны нравственного поведения. Этикет предполагает использование в вербальных коммуникациях определенных стилей поведения и внешне выраженных формул вежливости в конкретных вербальных действиях.

Следование требованиям этикета будет считаться обманом окружающих и лицемерием при нарушении норм этики. Одновременно с этим этичное поведение, которое не сопровождается соблюдением канонов этикета, неминуемо произведет неблагоприятное впечатление и приведет к сомнениям в нравственных качественных характеристиках индивида. Поэтому при устных коммуникациях необходимо следовать целому комплексу этических и этикетных канонов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Такой комплекс предполагает, во-первых, уважительное и доброжелательное отношение к собеседнику. Категорически запрещено наносить собеседнику при помощи вербальных средств оскорбления, обиды, выражать пренебрежение. Также рекомендуется в разговоре избегать прямых негативных оценок личности собеседника, оценивать разрешается только лишь конкретные поступки, при этом соблюдая тактичность.

В интеллигентном общении образованных индивидов недопустимо использование грубых слов, матерных выражений, высокомерия, развязных формул речи. В практическом аспекте подобные речевые формулировки также считаются неуместными, так как они никогда не приведут к достижению нужных результатов общения.

Вежливость в коммуникативном взаимодействии направлена на понимание ситуации в целом, учет возрастной категории, половой принадлежности, профессионального и общественного положения собеседника. Перечисленные факторы обусловливают степень официальности коммуникаций, определяют выбор этикетных формул, подходящих тем для обсуждения.

Говорящему партнеру необходимо быть скромным в самооценивании, стараться не навязывать личных суждений, сторониться излишней категоричности и ультимативности в речи.

Кроме этого, следует направить все внимание на партнера по коммуникациям, показывать заинтересованность его личностью, мнением, учитывать его интерес той или иной темой. Также необходимо учитывать возможности собеседника воспринимать и понимать значение высказываний говорящего. Поэтому следует в процессе монолога дать ему время «отдышаться» и сосредоточиться. С этой целью нужно избегать чересчур длинных высказываний, полезно делать небольшие интервалы в процессе разговора, употреблять вербальные формулы поддержания контакта. Нормы общения обусловливают также и поведение слушающего.

Речевой этикет и правила общения для слушающего, во-первых, предполагают необходимость потратить время и отложить дела, для того чтобы иметь возможность выслушать говорящего.

В процессе слушания человек должен относиться к говорящему уважительно и терпеливо, при этом стремиться внимательно выслушать всю информацию до конца. В официальном вербальном общении абсолютно неприемлемо перебивать партнера по коммуникации, в ходе его монолога вставлять различные замечания, особенно такие, которые негативно характеризуют суждения и просьбы говорящего. Слушающий, так же как и говорящий, должен акцентировать внимание на своем собеседнике, подчеркивать собственную заинтересованность во взаимодействии с ним.

Речевой этикет, правила общения и нормы этики охватывают также и письменную речь.

Речевые средства общения

Вербальное (знаковое) коммуникативное взаимодействие реализуется при помощи слов. Человеческая речь считается вербальным средством коммуникации. Проведенные исследования показывают, что современный «гомо сапиенс» за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, а в час около трех тысяч. Слова образуют разнообразные речевые тексты, которые формируются в зависимости от целей коммуникантов, например, что-то сообщить или узнать, выразить отношение или побудить к чему-то. Такие тексты бывают устными или письменными. В них реализуются языковые системы, которые являют собой системы знаков и методов их сочетания. Языковые системы служат своеобразным инструментом, способствующим выражению мыслей, проявлению чувств и желаний субъектов. Они являются важнейшим средством вербального общения.

Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией. Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.

Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.

Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.

Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.

Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.

Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.

Этническая функция лежит в объединении народа.

Речь и речевое общение

Речь – это важнейший компонент коммуникативного взаимодействия людей, который служит для выражения их мыслей, эмоциональных настроений, целей и планов. С помощью речевого общения индивид имеет возможность взаимодействовать с окружающим социумом. Любая речь ориентирована на интеллект, чувства, намерения и желания слушателей.

В контексте коммуникативного вербального взаимодействия речь характеризуется рядом психологических свойств, отражающих индивидуальные (персональные) и групповые (коллективные) характерные черты людей, которые вступили в вербальное взаимодействие. К ним относят информативность, ясность, содержательность, выразительность, воздейственность. Перечисленные свойства обуславливаются различными умениями, такими как логично изъясняться, добиваться смыслового единства фраз, употреблять паралингвистические средства, применять кинетические приемы, использовать экстралингвистические детали коммуникации.

Внешнее выражение чувств и эмоциональных состояний, а также отношение самого говорящего в отношении того, что он говорит, называется выразительностью речи. К инструментам выразительности относят мимику и жесты, ритмичность, интонацию, акценты, интервалы и ударения, афоризмы и шутки. Некоторые люди, к сожалению, оправдывают грубые слова и использование матерных выражений во время беседы этим свойством речи. Они считают ненормативную лексику неотъемлемой частью языковой системы, что накладывает отпечаток в целом на речевую культуру и этикет.

Информативность речи обусловлена важностью озвучиваемого сообщения для собеседников. Ярким примером низкой информативности материала служат следующие высказывания: «вода мокрая», «рыба водится в воде» и т.п. Информативность речи увеличивается на 15% при грамотном использовании интонаций и пауз.

Воздейственность речи представляет собой возможность ее воздействия на партнеров по коммуникациям, направляет их мысли и действия в нужную сторону.

Речевое общение служит для выражения конкретного коммуникативного замысла говорящего и состоит из коммуникативных составляющих, имеющих разные функции. Условием результативной коммуникации является сложная, многоплановая категория, которая представляет собой единство лингвистического понимания, культурологического и социального знания, психологического опыта.

Эффективное речевое общение предполагает не только овладение языковым и лингвистическим мастерством, но и знаниями, связанными с пониманием закономерностей вербальной коммуникации в цельности и взаимосвязанности всех ее компонентов, а именно материальной и духовной культуры языка, структурно-содержательного устройства деятельности общения; социокультурные каноны и модели вербальной коммуникации и др.

Виды речевого общения

Речь является основным механизмом вербальной коммуникации. Речевое общение происходит при помощи языковых систем. Вербальное общение бывает внутренним и внешне направленным. Внешняя вербальная коммуникация, в свою очередь, бывает устной и письменной. Устное вербальное взаимодействие делится на монологическую речь и диалогическую.

Виды речевого общения тесно связаны между собой. Их объединяет произнесение слов про себя или вслух. Наряду с этим каждый из видов вербальной коммуникации обладает субъективными специфическими характеристиками. Мысль невозможно сформулировать без языковой системы и материальных вербальных процессов. В ходе подготовки к устной или письменной речи различают промежуточную фазу проговаривания про себя текста. Данная фаза называется внутренней речью.

Внешняя письменная речь опосредована текстом. Она более концентрирована по своему содержанию, чем разговорная. Под словесной письменной речью понимают вербальный процесс с употреблением письменных знаков. Письменная речь образуется путем сложного соотношения звуков, которые образуются за счет перцепции букв слуховым аппаратом, видимых зрением, и воспроизводимых индивидом речедвижений. Отсюда следует, что письменная речь базируется на основе устной.

Слышимая речь, произносимая кем-то, называется устной речью. Она ограничена пространством и временем, что отпечатывается на ее характере, так как в основном, партнеры по коммуникации находятся на расстоянии видимости или слышимости друг друга. Значительно меняется характер вербального общения при телевещании, когда аудитория не имеет возможности ответной реплики.

Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно контакт масок, светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.

Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию. Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.

Контактом масок называется формальная коммуникация, которая заключается в отсутствии стремления уразуметь и учесть характерные особенности личности партнера.

Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.

Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.

Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.

Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.

Культура общения и речевой этикет

Одним из главнейших критериев культурности индивида считается уровень культуры его речи. Поэтому каждому человеку необходимо стремиться к совершенствованию собственных стилей общения и речевого этикета. Уровень культуры речи имеет зависимость не только от умения избегать ошибок при коммуникациях, но и от стремления регулярно обогащать словарный запас, умения слушать и стремления понимать партнера, уважать его воззрения, способности подбирать правильные слова в зависимости от ситуации взаимодействия.

Речь считается одной из наиболее важных характеристик, присущих личности. Именно от стиля коммуникативного взаимодействия зависит впечатление, которое люди производят на окружающий социум.

Речь индивида обладает способностью притягивать к своей личности социум, других индивидов или, наоборот, их отталкивать. Также речь может выказывать сильное воздействие на настроение партнеров по коммуникации. Таким образом, культура вербальных коммуникаций формируется из умения слушать говорящего, речевого этикета, следования правилам хорошего тона.

Часто, люди, увлекаясь темой беседы, забывают о культуре коммуникационного взаимодействия. Они стараются навязать партнеру собственные суждения, позиции и воззрения по теме разговора, не пытаются вникнуть в контраргументы, которые приводит оппонент и попросту его не слушают, что в итоге ведет к пренебрежению речевого этикета и прекращению слежения за тем, что они говорят.

Культура общения и речевой этикет категорически запрещает оказывать любое давление на товарища по беседе. Помимо того, что навязывание собственной позиции выглядит довольно некрасиво со стороны, это еще и безрезультативно. Такой стиль поведения вызовет, скорее всего, защитную реакцию со стороны партнера, что в лучшем случае приведет к неэффективности беседы, а в худшем – к конфликтным ситуациям.

Если партнер по коммуникации не слушает своего оппонента, постоянно его перебивает, не позволяя закончить речь, то это будет не просто демонстрацией отсутствия культурности речи, но и проявлением неуважения к личности партнера, что охарактеризует собеседника, не умеющего слушать, совсем не положительно. Умение слушать является неотъемлемым составляющим культуры коммуникативного взаимодействия.

Вербальный инструмент общения и речевой этикет сегодня считаются двумя важнейшими составляющими успешности, как в общении, так и в других видах деятельности. Они способствуют налаживанию контактов с людьми, повышению результативности общения, склонению массовой аудитории на собственную позицию. Влияние культуры речи на стили поведения говорящего неоценимо.

Особенности речевого общения

Речь сегодня представляет собой важнейший механизм человеческих коммуникаций. Она идет от индивида к одному индивиду, нескольким или множеству. Сам коммуникативный процесс упрощенно можно представить таким образом – с одной стороны имеется говорящий субъект (отправитель информации), а с другой – получатель информации или слушающий субъект (адресат). Отправитель и получатель вступают во взаимодействие для трансляции информации, представленной в виде последовательности сигналов, состоящих из набора букв, звуков и т.п. Для приема информации, должна иметься в наличии определенная система адекватности элементарных сообщений и реальности, которая знакома и говорящему, и слушающему. Такую систему соответствий называют языковой системой или языком.

Различие языка и речи состоит в наличии категорий в языковых системах, тогда как речь содержит в себе непрерывный ряд (континуум). Отсюда следует, что коммуникативный процесс складывается из шести составляющих: контакт и сообщение, отправитель и получатель, код и действительность. Человеческая личность всегда является источником речи, так как говорит не человек, а его личность.

Особенности речевого общения отмечаются целевыми установками, которых может быть множество. Ведь они имеют тесную взаимосвязь с потребностями личности в коммуникативном влиянии на окружающих индивидов, например, желание заставить произвести определенное действие, убедить в чем-либо, вызвать какую-либо эмоцию и т.п. Также различают целевые установки процесса речи, которые не являются в общем смысле коммуникативным взаимодействием, например, заключенный в карцере произносит речь не для общения, а для того чтобы не забыть слова, построение предложений и их звучание.

Главным составляющим любой целевой установки процесса речи должен быть дополнительный аспект нравственности, который исключает сознательный обман, ложь, дезинформацию и др.

psihomed.com

Речевое общение. Речь устная и письменная

1. Прочитайте текст К. Паустовского, записанный Ваней под диктовку. Есть ли в нем ошибки? Найдите их и объясните Ване, какие правила русского языка ему надо выучить.

В саду всё падали и падали листья березы. За одну ночь пожелтели до самых верхушек, листья сыпались с них частым печальным дождем.

Правила: знаки преписания в конце предложения при однородных членах.

Какие правила письменной речи нарушил Ваня? Легко ли понять смысл текста, записанного с подобными ошибками? Запишите текст, исправив ошибки Вани. Обозначьте известные вам орфограммы.


2. Расскажите Ване все, что вы знаете о речевом общении. Если затрудняетесь, используйте приведенные ниже слова и словосочетания для выбора.

Собеседники должны внимательно слушать друг друга, не перебивать высказывание товарища. Устная речь использует паузы там, где в письменной речи стоят знаки преписания.


3. Прочитайте пословицы. Спишите те из них, которые посвящены общению — устному или письменному.

1) Сказанное слово улетит, в написанное останется. 2) Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 3) Не стыдись спрашивать — стыдись оставаться невеждой. 4) Сперва подумай, потом скажи. 5) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 6) Говорить не думая — стрелять не целясь. 7) Кроткое слово и гнев побеждает. 8) Худое слово и сладким медом не запьешь. 10) Что написано пером, не вырубишь топором.

 Найдите в выделенных словах орфограммы. Объясните их.

— Вспомните, с помощью чего мы передаем устную речь на письме.


4. Рассмотрите рисунки. Придумайте имена детям. Составьте и запишите два-три предложения к каждому рисунку, используя словосочетания для выбора.

1) Саша и Катя внимательно слушают друг друга, стараются объяснить собеседнику непонятные вещи в книге. Они разговаривают уважительно, доброжелательно, стремятся понять друг друга.

2)  Саша и Катя не слушают друг друга. Они обиженно отвернулись в разные стороны. Перекричать друг друга не получилось, и они замолчали.

Расскажите о том, как вы общаетесь с друзьями, родителями, учителями.

— Я подружился со многим ребятами и очень хочу сохранить эту дружбу. Что мне для этого нужно сделать?

— Постарайся ни с кем не ссориться, учись общаться с ребятами доброжелательно, это поможет сохранить дружбу. Помни пословицу: Нет друга — ищи, а нашел — береги!


5. Закончите предложения.

Профессор Самоваров и Ваня ведут диалог: Тема диалога — «Знаки препинания в письменной речи». Главная мысль беседы выражена в предложении: «Недостающие или неправильно расставленные знаки препинания в предложении могут исказить мысль».


6. Прочитайте стихи М. Танича к песне про дружбу. Определите главную мысль. Объясните орфограммы в выделенных словах.

Если с другом вышел в путь —

Веселей дорога!

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много!

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной!

Запишите один из куплетов по памяти.

Если с другом вышел в путь —

Веселей дорога!

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много!

Орфограммы: веселей — веселый; дорога — полногласие -оро-; чуть-чуть — повторяющееся наречие; с друзьями — мн.ч., Т.п.; снег — снега; проливной — лить.


7. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? Кто ведет диалог, а кто — монолог?

Составьтеи запишите по два-три предложения к каждому рисунку. Какие предложения по цели высказывания вы использовали: повествовательные, вопросительные, побудительные?

1) Диалог.

— А где же ваша рыба? Ведь вы с рыбалки идете.

— Уснул и видел во сне во-от такого леща, а проснулся — нет его. Видно, сорвался, пока я спал.

2) Монолог.

— Природа дарит нам не только несметные богатства, кормит и одевает нас, но и радует глаз необыкновенной красотой, с которой не сравнится ни одно изобретение человека. Берегите природу!

porusskomu.ru

Тест № 1 по русскому языку по теме «Речь. Речь устная и письменная» (4 класс)

Тест по русскому языку № 1 по теме «Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения». 4 класс

1 вариант

  1. Что относится к речевому общению людей?

А) пересказ текста б) монолог в) диалог г)пение песни

  1. Укажи, с помощью чего передаётся устная речь на письме

А) букв б) звуков в) цифр г) рисунков

  1. Отметь правило вежливого общения детей

А) спорят друг с другом б) слушают друг друга

В) перебивают друг друга г) перекрикивают друг друга

  1. Укажи, что не является диалогом

А) речь одного лица б) беседа двух лиц

В) беседа трёх лиц г) беседа четырёх лиц

  1. Отметь пословицу, темой которой не является устная речь

А) Когда речь держит лисица, пусть её хорошенько обдумывают петухи.

Б) Вежливость не купишь на базаре.

В) Живое слово дороже мёртвой буквы.

Г) У него слово слову костыль подаёт.

  1. Прочитай диалог. Определи, сколько персонажей участвует в разговоре

— Смотрите-ка, этот изменник уже тут, — удивился Фарамант. – Как это он успел снюхаться с колдуньей?

— Др-рянь к др-ряни липнет. – сердито объяснила ворона. – Я ничуть не удивлюсь, если где-нибудь поблизости окажется и этот неугомонный честолюбец Урфин Джюс.

Страшила загорелся любопытством.

— А давайте-ка, в самом деле, посмотрим, где этот фрукт. Всегда полезно наблюдать за врагом. (А.Волков)

А) два б) три в) четыре г) пять

  1. Укажи, что не является правилом общения

А) общая цель б) краткая, ясная речь

В) разговор об известных вещах г) настаивание на своём мнении

  1. Прочитай отрывки из стихотворений. Укажи, в каком из них представлен диалог

А) Крошка сын к отцу пришёл

И спросила кроха:

— Что такое хорошо

И что такое плохо?

Б) Дядя Стёпа просит кассу:

— Я пришёл на карнавал.

Дайте мне такую маску,

Чтоб никто не узнавал

  1. Укажи, какому правилу общения посвящена пословица

Слова хороши, если они коротки.

А) говорить искренне, не лгать б) говорить коротко и ясно

В) иметь общую цель г) стремиться к общему результату

  1. Отметь, какая пословица по смыслу не соответствует остальным

А) Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Б) Одно тёплое слово и в жестокий мороз согреет.

В) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.

Г) Ласковым словом и камень растопишь.

Тест по русскому языку № 1 по теме «Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения». 4 класс. 2 вариант

  1. Что не относится к речевому общению людей?

А) монолог б) диалог в) разговор г) беседа

  1. Укажи, что помогает человеку передать мысль в устной речи

А) цифры б) буквы в) звуки г) жесты

  1. Отметь, что не является правилом вежливого общения детей

А) Не слушают друг друга б) доброжелательно общаются

В) уважительно разговаривают г) ведут диалог

  1. Укажи, что является диалогом

А) речь одного лица б) беседа двух лиц

В) беседа трёх лиц г) беседа четырёх лиц

  1. Отметь пословицу, темой которой не является устная речь

А) Расспрашивая, горы перейдёшь, а молча и на равнине заблудишься.

Б) Говорить не думая, что стрелять не целясь.

В) Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Г) Говорил день до вечера, а слушать нечего.

  1. Прочитай диалог. Определи, сколько персонажей участвует в разговоре

— Вот! А ты говорил! – торжествующе воскликнула Энни.

— Ладно, ладно, сдаюсь, — пробурчал Тим.

Чарли Блек и его отряд приветствовали гигантского орла с великой радостью, а Тили-Вилли вежливо сказал:

— Я очень рад видеть вас, почтенная птица! Надеюсь, мы вместе с вами одолеем злую Арахну!

Карфакс удивился при виде свирепой физиономии Железного великана, но похвалил его большие раскосые глаза.

— Они, наверное, очень хорошо видят. (А.Волков)

А) два б) три в) четыре г) пять

  1. Укажи, что не является правилом общения

А) общий результат б)искренность

В) запрет на ложь г) достижение каждым своей цели

  1. Прочитай отрывки из стихотворений. Укажи, в каком из них представлен диалог

А) Пожалели дети Бармалея,

Крокодилу дети говорят:

«Если он и вправду сделался добрее,

Отпусти его, пожалуйста, назад!»

Б) «Где была, сорока?» —

«Далеко-далёко!»

«Что несёшь?» — «Игрушки».

«Где нашла?» — «В избушке».

  1. Укажи, какому правилу общения посвящена пословица

Слова хороши правдивые, лисьи шкуры –пушистые.

А)говорить коротко и ясно б) говорить только то, что хорошо знаешь

В) иметь общую цель г) говорить искренне, не лгать

  1. Отметь, какая пословица по смыслу не соответствует остальным

А) Большой говорун – плохой работник.

Б) Кто мало говорит, тот больше делает.

В) Меньше говори – больше дела твори.

Г) Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

infourok.ru

Культура речи и общения — РОДНОЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС — Уроки для 4 классов — конспекты уроков — План урока — Конспект урока — Планы уроков

Урок 5

Тема. Культура речи и общения

 

Цель: активизировать полученные знания с языковой культуры; познакомить с основными характеристиками культурной речи; выработать умение применять их в жизни; развивать устную речь детей, умение работать самостоятельно и коллективно; воспитывать культуру речевого общения.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания (упражнение 16)

Выслушать загадки, составленные учениками.

— Назовите количество звуков и букв в выделенных словах.

— Назовите возможные варианты переноса слов колосья, цветение.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

— Прочитайте пословицы.

• Что тебе говорить — наперед обдумай.

• Не хочешь услышать плохих и глупых слов не говори их сам.

• Умеешь говорить — умей слушать.

• Дал слово — выполни его.

— Чему учат нас эти пословицы?

— Как назвать это одним словом?

— А что такое культура речи?

 

III. Объявление темы и цели урока

— Сегодня поговорим о культуре речи, ее характеристики, выясним, как добиться высокой культуры речи.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Устное выполнение упражнения 16

— Что мы понимаем под культурой речи?

— Как добиться высокой культуры речи?

— Дополните схему.

 

 

— Объясните, что подразумевается под точностью (чистотой, правильностью, выразительностью речи).

2. Выборочное списывание (за упражнением 18)

3. Игра-рефлексия «умею Ли я?»

Выполнение упражнения 21.

— Каких ошибок вы допускаете в общении с другими людьми?

— Как предотвратить этим ошибкам?

— Приведите примеры правильного и неправильного общения.

— Какая разница между культурой речи и культурой общения?

— Какое из этих понятий шире?

— Для чего нужно использовать в общении приведенные в упражнении слова?

— Составьте в паре диалог, соблюдая правила культуры общения.

4. Работа со словарным словом

— Обратите внимание на выделенное слово на с. 12. Когда его следует употреблять?

— А на что надо обратить внимание при написании этого слова?

— Занесите слово в свой словарик.

— Составьте и запишите в тетрадь предложения с этим словом.

— Сравните написанное вами слово с образцом. Кто записал его безошибочно?

— Пропишите строку этого слова, сверяясь с образцом.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Коллективная работа с упражнением 20. Инсценировка диалога

2. Практическая работа в парах (за упражнением 19)

— Какие правила культуры речи были нарушены?

3. Минутка чистопису

Доброе слово — как музыка.

— Что подразумевается под «добрым словом»? (Как вежливое, так и красивое, правильное, выразительное слово.)

— Какие признаки характеризуют культурное вещание?

 

VI. Итог урока

1. Беседа

— Почему язык называют бессмертным сокровищем народа?

— Каким должно быть речи?

— Что такое культура речи и культура общения?

— Как сделать свою речь культурной?

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VI. Домашнее задание

Упражнение 22, вопросы на с. 12.

na-uroke.in.ua

«Речевое общение» — русский язык, уроки

Колеева Дарья Викторовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ ДСОШ № 1

Урок 2-3

(7 класс, русский язык)

Тема: Речевое общение.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока: дать определение понятиям «общение», «коммуникация»; познакомить учащихся с функциями речевого общения как формами взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности; продолжать отрабатывать навыки написания опорного конспекта.

Опережающее задание: группа учащихся (2-3 чел.) из словарей («Толковый словарь», «Философский словарь», «Социологический словарь») выписывают словарные статьи со словом «общение»; из «Словаря иностранных слов» — «коммуникация».

Ход урока.

На доске эпиграф: Есть только одна подлинная ценность-это связь

человека с человеком.

Антуан де Сент-Экзюпери.

1.Подведение к теме урока:

_Как вы понимаете высказывание А. Сент-Экзюпери? О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (ответы обучающихся)

Слово учителя:

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.

Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении- речь. Именно поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте и т.п.)

2. Работа по теме урока:

_Обратимся к нашим экспертам. Они работали с различными словарями, которые дают определение слову «общение»:

-«взаимные сношения, деловая, дружеская связь» («Толковый словарь»),

-«способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми» («Философский словарь»),

-«форма взаимодействия людей» («Социологический словарь»).

-Выделим повторяющиеся, опорные слова:

взаимные (отношения), взаимосвязи, взаимодействия.

-Попробуем дать своё определение понятию «общение», используя опорные слова:

ОБЩЕНИЕ- форма взаимных отношений, взаимодействия людей.

-У нас, как вы все заметили, появился новый термин «коммуникация». Одинаково ли содержание понятий «общение» и «коммуникация»? Обратимся к нашим экспертам:

-Коммуникация -1) путь сообщения;

2) форма связи;

3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому

или ряду лиц.

Выслушиваем ответы и приходим к выводу, что эти понятия (общение и коммуникация) необходимо разграничивать.

3. Орфографический практикум. Параграф 2, стр. 6

4. Работа с учебником. Параграф 2, стр.6-7

Упражнение 6-7 (обращение к «Советам помощника»)

Язык – это система знаков и правил их употребления. Эта система включает разные языковые единицы: звуки, интонацию, морфемы, слова и т.д.

Речь – это деятельность людей, использующих средства языка для общения, передачи определённой информации, выражения мыслей, чувств, побуждения к действию и т.п. Речь – это язык в действии, он проявляет себя только в речи. В речи единицы языка объединяются, в результате чего рождается текст.

Речь может быть устной или письменной, диалогической или монологической.

Работа с терминами: диалог, монолог.

5. Физкультминутка.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

6. Работа с учебником и рабочей тетрадью на печатной основе.

Упражнения 8-9.

Схема – стр. 8.

Стр. 10. Непосредственное и опосредованное общение: № 12-13

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *