Разное

Восприятие в психологии кратко: 3. Восприятие. Психология: конспект лекций

Восприятие

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.


Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
  • деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит… словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей:

  1. образуемые в пределах одного анализатора;
  2. межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие. Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок личности.

Восприятие времени и движения, пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Восприятие движений — отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия. Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений — так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

3. Восприятие. Психология: конспект лекций

3. Восприятие

1. Понятие о восприятии. Виды восприятия.

2. Свойства восприятия.

1. Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не отдельные свойства (ощущения), а предмет в целом, т. е.

человеческий мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объединяет их в какой-либо образ.

Такой процесс называется восприятием.

Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.

В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связаны между собой.

Например, мы видим вдалеке человека, и по мере его приближения начинаем различать цвет волос, особенности прически, строение носа и т. д., т. е. выделяем отдельные черты внешнего облика, а затем вновь происходит объединение, и мы узнаем в этом прохожем своего приятеля.

Следует отметить, что нельзя сводить восприятие к простой сумме ощущений, точно так же как при слиянии двух газов водорода и кислорода получается новое вещество – вода.

В восприятии большое значение имеет личный опыт человека, особенности двигательных реакций.

Так в одном эксперименте испытуемый надевал очки, которые искажали форму и расположение предметов, однако вскоре происходила адаптация, и человек переставал замечать эти искажения.

Ученые объясняют этот факт тем, что люди в процессе эксперимента имели возможность передвижения, те же из них, кто сидел на стуле, приспосабливались с большим трудом либо не приспосабливались вовсе.

Виды восприятия.

Рассмотрим две существующие классификации.

1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим.

Чаще всего выделяются такие виды, как зрительное, слуховое, осязательное.

Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.

Такие сложные виды восприятия имеют двойное название, например, при просмотре телевизионных передач, театральных пьес ведущую роль играет зрительно-слуховое восприятие.

2. В основе классификации лежит объект восприятия. Выделяются следующие виды:

1) восприятие предметов;

2) восприятие отношений;

3) восприятие движений;

4) восприятие пространства;

5) восприятие времени;

6) восприятие человека.

Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах, минутах, часах, сутках и т. д.

Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному. Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно.

Когда же мы попадаем в ситуацию томительного ожидания, то течение времени замедляется, минуты кажутся часами.

Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время.

Однако не все так однозначно.

Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени.

Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.

Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».

Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер.

Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени – время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.

Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.

Теперь остановимся на восприятии пространства.

Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).

Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери.

Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях.

Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело.

Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери.

Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка.

Таким образом, благодаря восприятию человек способен ориентироваться в предметном мире.

2. Выделяют следующие свойства восприятия: предметность, избирательность, осмысленность, иллюзии, константность.

Предметность выражается в том, что человек способен объединять разрозненные ощущения в целостный образ с его границами, размерами, окраской, например: из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, человеческую речь, шум мотора и т. д.

Избирательность проявляется в возможности выделения именно тех предметов, явлений, ситуаций, которые в данный момент крайне важны и необходимы.

Избирательность выражается в выделении объекта из фона. Объектом восприятия принято считать то, что находится в центре внимания, а все, что его окружает, – это фон.

Закон избирательности часто используется как в животном мире, так и в человеческом социуме.

С этим связано наличие у животных покровительственной окраски, их способности сливаться с окружающим (например, смена цвета у хамелеона).

У бабочки на крыльях во время полета виден пестрый рисунок, что делает их трудно опознаваемыми для птиц на фоне пестрого луга.

В военном деле широко используется маскировочная окраска или ткань, помогающая слиться с фоном и не быть замеченным.

Осмысленность связана с личным опытом каждого индивидуума, при этом большое значение имеют возраст, профессиональная деятельность, психические особенности человека.

Например, люди по-разному воспринимают лес в зависимости от профессии: лесовод – как предмет заботы и охраны, охотник – как место для охоты, туристы – как место отдыха, работник лесной промышленности – как объект для производства.

Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все определенным, заранее заданным образом.

В жизни человека роль установок очень существенна. Они возникают, как правило, неосознанно и действуют как предубеждения.

Интересный факт отмечал американский этнограф Б. Малиновский. Он изучал жизнь одного первобытного племени и обратил внимание на то, как похожи на своего отца и, соответственно, друг на друга пять сыновей вождя племени.

Сказав об этом туземцам, ученый встретил полное непонимание, даже негодование с их стороны.

Этнограф был поражен такой странной реакцией, но в дальнейшем оказалось, что в племени существовало давнее табу, которое запрещало находить такое сходство, в результате люди не видели того, что им видеть не полагалось.

Иллюзии – это искаженное восприятие. В практической жизни наше восприятие иногда не отражает точной картины происходящего.

Так, например, весло, погруженное в воду, кажется преломленным.

Много иллюзий связано с восприятием пространства, особенно перспективы: находящиеся вдалеке объекты кажутся маленькими, параллельно идущие рельсы – сходящимися и т. п.

Распространены также иллюзии контраста: белое на черном кажется еще белее; человек будет казаться выше, если рядом находится человек маленького роста и наоборот; звезды кажутся более яркими в безлунную ночь.

Зная особенности нашего иллюзорного восприятия, можно правильно использовать это в быту.

Женщине, склонной к полноте, не следует надевать платье с поперечными полосами, а худой – с продольными.

Комната, стены которой оклеены синими обоями, будет казаться более просторной, нежели помещение с красными стенами.

Задрапированная черным бархатом задняя часть сцены создает у зрителя иллюзию бездонной глубины.

Константность – постоянство восприятия, его неизменность. Если человек высокого роста будет находиться на некотором незначительном расстоянии, то все равно он останется для окружающих высоким.

Предметы, которые мы воспринимаем под разными углами зрения, остаются узнаваемыми, хотя их изображения на сетчатке различаются.

Если бы человек не владел этим качеством, то его ориентировка в пространстве была бы невозможна.

Итак, восприятие обладает целым рядом свойств, которые проявляются и находят применение в практической жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Восприятие

Восприятие Жизнь и смертьВаша смерть и жизнь будут такими, какими вы их воспринимаете.Частоты сознанияТо, что мы видим, — это всегда результат настройки аппарата нашего восприятия. Возможности видения каждого человека определяются диапазоном освоенных им

4.3. Восприятие

4. 3. Восприятие Понятие восприятия. В процессе познавательной деятельности человек редко имеет дело с отдельными свойствами предметов и явлений. Обычно предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. Цвет, форма, величина, запах, издаваемые звуки, вес

3. Восприятие

3. Восприятие 1. Понятие о восприятии. Виды восприятия.2. Свойства восприятия.1. Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не отдельные свойства (ощущения), а предмет в целом, т. е. человеческий мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объединяет их в

Восприятие

Восприятие В течение двадцати четырех столетий мы вкладывали все наши интеллектуальные силы в развитие логики рассуждений, а не логики восприятия. Однако в жизни человека восприятие занимает гораздо более важное место. Почему же мы допустили такую ошибку?Возможно, нам

2.

 Восприятие

2. Восприятие Итак, ВНИМАНИЕ!Неуловимость Театра Реальности уходит своими корнями в так называемый ПАРАДОКС ВОСПРИЯТИЯ.И этот парадоксальный парадокс, — действительно парадоксален! Несмотря на то, что его основные положения «запатентованы» за несколько тысячелетий до

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие является необычайно важной частью мышления. В массе своей мы игнорируем эту важную часть мыслительного процесса по ряду причин:1. Мы настолько зациклились на достоверности и правдивости, что отбросили восприятие как субъективный и неподдающийся

Восприятие

Восприятие Изучение восприятия по большей части ограничивается изучением ошибок, искажений, иллюзий и т. п. Вертхаймер назвал это исследованием психологической слепоты. Почему бы в это исследование не привнести вопросы интуиции, подсознательного, бессознательного и

Восприятие

Восприятие Формирование стереотипов как концепция применимо не только к социальной психологии предвзятости, но также к базовому процессу восприятия. Восприятие может не иметь ничего общего с регистрацией внутренней природы реального события.Чаще всего происходит

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие , как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества

Восприятие

Восприятие Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не

§ 3. Восприятие

§ 3. Восприятие Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в

Восприятие

Восприятие При словесном и бессловесном общении между артистами образуется невидимая связь, которую Станиславский называл «внутренней сцепкой». Она часто создается из случайных, отдельных моментов — и тогда процесс общения становится непредсказуемым, спонтанным,

Восприятие

Восприятие Восприятие – это точка соприкосновения сознания с окружающим миром. В результате восприятия живой многогранный объект распадается на ряд отдельных образов, совокупно определяющих данный объект. Само по себе восприятие непрерывно. Но бо?льшую часть времени

Что такое восприятие? – Общая психология

Перейти к содержанию

Ощущение и восприятие

Цели обучения

  • Обсудить роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется .

Посмотрите на фигуру на рис. 1 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 1 . Что это за изображение? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 2 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 3 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но 9Восприятие 0034 может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка, когда вся семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Внимание и восприятие

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Смотреть

Посмотрите сами, как работает слепота по невнимательности, посмотрев этот тест на избирательное внимание от Simons and Chabris (1999):

Вы можете просмотреть стенограмму «теста на избирательное внимание» здесь (открывается в новом окне).

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, произошла в известном исследовании, проведенном Даниэлем Саймонсом и Кристофером Чабри (1999). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за невнимательности, называется 9.0015 .

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невниманию, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (рис. 4) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Узнайте больше о невнимательной слепоте на сайте проекта Noba.

Рисунок 4 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивации, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали действительно важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0021 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера (рис. 5): линии кажутся разной длины, но на самом деле они имеют одинаковую длину.

Рисунок 5 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Смотреть

Рассмотрите разницу между ощущением и восприятием в этом видео CrashCourse Psychology:

Вы можете просмотреть стенограмму «Ощущение и восприятие: ускоренный курс психологии № 5» здесь (открывается в новом окне).

Подумай об этом

Подумайте о случае, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Ощущение и восприятие. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/5-1-sensation-versus-perception. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Раздел о восходящей и нисходящей обработке. Авторы : доктор Скотт Робертс, доктор Райан Кертис, Саманта Леви и доктор Дилан Селтерман. Предоставлено : OpenPsyc. Расположен по адресу : http://openpsyc.blogspot.com/2014/06/bottom-up-vs-top-down-processing.html. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

Все права защищены содержание

  • Ощущение и восприятие – Ускоренный курс психологии №5. Предоставлено : CrashCourse. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=unWnZvXJh3o. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Восприятие | Определение, процесс, примеры, различия и факты

неоднозначная картинка

Просмотреть все медиа

Ключевые люди:
Джордж Беркли Анри Тайфель Макс Вертхаймер Эдвин Герберт Лэнд Джеймс Дж. Гибсон
Похожие темы:
восприятие пространства иллюзия восприятие времени галлюцинация восприятие движения

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

восприятие , у людей процесс, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Этот опыт, или восприятие, является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Отношения, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, предполагают выводы, которые можно сделать о свойствах процесса восприятия; теории восприятия затем могут быть разработаны на основе этих выводов. Поскольку процесс восприятия сам по себе не является публичным или непосредственно наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чьи восприятия даются непосредственно в опыте), достоверность перцептивных теорий может быть проверена только косвенно. То есть предсказания, полученные на основе теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто посредством экспериментальных исследований.

Исторически систематическая мысль о восприятии была прерогативой философии. Действительно, восприятие по-прежнему представляет интерес для философов, и многие вопросы о процессе, которые первоначально поднимались философами, по-прежнему актуальны. Однако как научное предприятие исследование восприятия особенно развилось как часть более широкой дисциплины психологии.

Философский интерес к восприятию в значительной степени связан с вопросами об источниках и обоснованности того, что называется человеческим знанием (см. эпистемологию). Эпистемологи задаются вопросом, существует ли реальный физический мир независимо от человеческого опыта, и если да, то как можно изучить его свойства и как определить истинность или точность этого опыта. Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или весь опыт возникает в результате контакта с физическим миром, опосредованного органами чувств. Психология по большей части обходит такие вопросы, отдавая предпочтение проблемам, которые могут быть решены ее специальными методами. Однако остатки таких философских вопросов остаются; исследователей по-прежнему интересует, например, относительный вклад врожденных и приобретенных факторов в процесс восприятия.

Однако такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, считаются само собой разумеющимися среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения. Как правило, исследователи восприятия просто принимают кажущийся физический мир в том виде, в каком он описывается в тех разделах физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Рассматриваемые ими проблемы относятся к процессу образования перцептов при взаимодействии физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Дальнейший интерес представляет степень соответствия между восприятиями и физическими объектами, к которым они обычно относятся. Насколько точно, например, зрительно воспринимаемый размер объекта соответствует его физическому размеру, измеренному (например, линейкой)?

Вопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние референты и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, столы и собаки, обычно видятся, а не воспринимаются отдельно как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят. На языке гештальт-психологов непосредственный человеческий опыт состоит из организованных целых ( Gestalten ), а не из наборов элементов.

Основная цель теории гештальта в 20-м веке состояла в том, чтобы определить мозговые процессы, которые могут объяснить организацию восприятия. Теоретики гештальта, в первую очередь немецко-американские психолог и философ, основоположник гештальт-теории Макс Вертгеймер и немецко-американский психологи Курт Коффка и Вольфганг Келер отвергли существовавшее ранее предположение о том, что перцептивная организация является продуктом усвоенных отношений (ассоциаций), составные элементы которых были названы простыми ощущениями. Хотя гештальтисты соглашались с тем, что логически можно понимать простые ощущения как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой для опыта. Такого количества дискретных точек (как простых ощущений), например, не воспринимается; восприятие представляет собой пунктирную линию.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Не отрицая, что обучение может играть определенную роль в восприятии, многие теоретики придерживались позиции, согласно которой перцептивная организация отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, гештальтисты считали восприятие и функции мозга формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучать восприятие — значит изучать мозг. Многие современные исследования восприятия направлены на то, чтобы вывести специфические черты функционирования мозга из такого поведения, как отчеты (самоанализ), которые люди дают о своих сенсорных переживаниях. Все больше и больше таких выводов с удовлетворением согласуются с физиологическими наблюдениями за самим мозгом.

Многие следователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, считая их объективным описанием общественных событий. Серьезные сомнения по поводу такого использования интроспекции были высказаны в 1920-х годах американским психологом Джоном Б. Уотсоном и другими, которые утверждали, что это дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются частным опытом и лишены объективности, обычно требуемой от научных дисциплин. В ответ на возражения по поводу субъективизма возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, отличных от самого экспериментатора. Вербальные сообщения не исключаются из рассмотрения до тех пор, пока они трактуются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные, достоверные описания частного (субъективного, интроспективного) опыта говорящего. Бихевиористский подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно отводит событиям восприятия статус умозаключений. Восприятие других явно невозможно наблюдать, хотя их свойства можно вывести из наблюдаемого поведения (вербального и невербального).

Одним из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия является сильная зависимость от очень простых реакций (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что его можно применять к организмам, отличным от человека, и к человеческим младенцам (которые также не могут давать вербальные отчеты). Это ограничение, однако, не отрезает исследователя от богатого набора гипотез о восприятии, вытекающих из его собственных интроспекции. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.

Бихевиористские методы изучения восприятия склонны минимально обращаться к сложным, субъективным, так называемым высшим психическим процессам, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом, они имеют тенденцию дегуманизировать перцептивную теорию и исследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *