Разное

Уровни экологических связей человека: 96. Предмет экология человека. Биологический и социальный аспект адаптации населения к условиям жизнедеятельности. Уровни экологических связей человека (индивидуальный, групповой, глобальный)

Содержание

Предмет экологии человека.Биологические и социальные адаптации населения к условиям жизнедеятельности.Уровни экологических связей человека(индивидуальный,групповой,глобальный,)

 

Датой рождения экологии как науки следует считать 1866 год, когда немецкий биолог Эрнест Геккель предложил термин “экология” (дословно – “наука о местообитании”).

Появление науки экологии совпало с бурным развитием промышленности и городов. Совпадение не случайно. Эксплуататорский подход по отношению к природным ресурсам (за относительно короткий срок для истории человечества) сопровождался всё более частыми нарушениями экологического равновесия в окружающей среде (производство продуктов питания растёт медленнее, чем прирост населения).

Возрастающее влияние производственной деятельности человека на окружающую среду в наши дни оказывает не только прямое отрицательное действие на человека, но и опосредованно за счёт изменений природной среды (вырубка лесов – разрущение почвы; загрязняющие почву химические вещества губят микроорганизмы, земля становится “мёртвой”, ничего не растёт).

Воздействие человека на биосферу приблизилось к критическому и грозит необратимыми последствиями для сохранения человечества и планеты Земли в целом.

Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Изучение указанных вопросов особенно важно в системе медицинского образования, т.к. медработник способен через систему гигиенического образования и воспитания донести экологические знания до широких групп населения. Кроме того, знание основ экологии позволяет осознать, что для сохранения здоровья необходима здоровая среда обитания, что составляет основу экологического мышления.

В современной экологии выделяют 3 раздела:

1. Факториальная экология – изучает совокупность экологических факторов, влияющих на особь и ответные реакции особи на их действие.

 
 

·

 

2. Популяционная экология – изучает жизнь отдельных популяций, определяет причины их изменений.

 

Под влиянием различных факторов число особей популяции, её возрастной состав и область распространения могут значительно изменяться во времени. Эти изменения могут привести к неблагоприятным последствиям (вспышка численности насекомых-вредителей – урон сельскому хозяйству).
3. Биогеоценология изучает взаимоотношения внутри экосистемы (лес, водоём, почва).

Пример: сточные воды, содержащие органические вещества, состоят из таких биогенных элементов как азот и фосфор. Резкое увеличение этих веществ в воде водоёма вызывает быстрое размножение сине-зелёных и бурых водорослей, фитопланктона, в результате чего повышается потребление кислорода. Снижение содержания кислорода в воде делает её непригодной для жизни. Водоём как экосистема погибает.

·

· Экология человека (или социальная экология) — это область экологии, изучающая взаимодействие человеческого общества и окружающей среды. Она выделилась (сформировалась) в 70-е гг. XX века как самостоятельный раздел общей экологии, главной особенностью которого является междисциплинарный характер, т.к. в нём обобщены социологические, философские, географические, естественно-научные и медико-биологические проблемы.

· Экология человека изучает закономерности возникновения, существования и развития антропоэкологических систем. Размеры таких систем различны в зависимости от численности и характера организации человеческих популяций. Это могут быть изоляты, демы, нации, наднациональные ассоциации (различающиеся по способу производства, укладу жизни) и, наконец, человечество в целом.

· Большое значение в определении размера антропоэкологической системы имеют природные условия: наиболее многочисленные современные популяции, объединяющие более 80% человечества, обитают на 44% суши в области тропических лесов и саванн. В засушливых зонах (18% суши) обитает лишь 4% населения.

· Главная отличительная черта антропоэкологических систем -наличие в их составе человеческих сообществ, которым в развитии всей системы принадлежит доминирующая роль. Сообщества людей различаются по способу производства материальных ценностей и структуре социально-экономических отношений. Активностью сообществ людей на занимаемой территории определяется уровень воздействия их на окружающую среду. Развивающиеся сообщества (например, в период индустриализации) характеризуются ростом численности населения и увеличением потребностей его в продуктах питания, сырье, водных ресурсах, размещении отходов. В таких сообществах увеличена нагрузка на природную среду, интенсифицировано использование биотических и абиотических факторов.

· В антропоэкологических системах процессы осуществляются в двух главных направлениях: 1) изменяются биологические и социальные показатели индивидуумов и сообщества в целом как ответ на требования, предъявляемые человеку средой; 2) осуществляется перестройка самой среды для удовлетворения требований человека. В истории человечества усиливалась роль второго направления.

· Адаптации человека к условиям обитания имеют частично экологическую, но главным образом социальную природу. Адаптации формируются по отношению к факторам как природной, так и искусственной среды, поэтому они носят не только экологический, но и социально-экономический характер. Экологические и социально-экономические адаптации дополняются психологическими адоптациями, поскольку каждый человек индивидуален.

· Индивидуальные и групповые адаптации человека, в отличие от биологических адаптации растений и животных, обеспечивают наряду с выживанием и воспроизведением потомства выполнение им социальных функций, важнейшей из которых является общественно — полезный труд. Индивидуальные и групповые адаптации человека включают оптимизацию условий жизни и производственной деятельности (устройство жилищ и других помещений, конструкцию одежды, организацию питания и водоснабжения, рациональный режим труда и отдыха, сознательную тренировку организма и др. ).

· Хотя в основе адаптации человека лежат социально-экономические механизмы, важная роль принадлежит также естественным приспособительным и защитным механизмам, которые составляют биологическое наследство человека. Хорошо иллюстрируется роль естественных механизмов при переходе человека в экстремальные условия местообитаний (высокогорье; Арктика с её суровым климатом, необычными атмосферными явлениями и пониженным содержанием микроорганизмов в почвах и воздухе, специфической сменой дня и ночи). Как правило, люди, привыкшие жить в умеренных широтах, при перемещении в Заполярье болезненно реагируют на перемены, испытывают болезненные ощущения и длительно могут находиться в ухудшившемся состоянии (повышается артериальное давление, учащается пульс, падает работоспособность, снижается до 3000-3500 в 1 мм3 количество лейкоцитов). По прошествии определённого времени функциональные показатели возвращаются к нормальному уровню, восстанавливается работоспособность, оперативная память, защитные механизмы организма.

Происходит акклиматизация человека к новым условиям обитания, основным критерием которой является восстановление высокого уровня трудоспособности. В основе акклиматизации лежат естественные приспособительные механизмы организма человека.

·

· Продолжительное проживание групп людей на территориях, различающихся климатическими, алиментарными и другими экологическими факторами, привело к образованию воспроизводящихся в ряду поколений признаков и их комплексов. В результате возникли экологические типы людей, обладающие более высоким уровнем приспособленности (за счёт естественных адаптационных механизмов) к проживанию в конкретной биогеографической среде.

· Однако перед человечеством стоит серьёзная задача более глубокого освоения мало — или совсем незаселённых территорий, которые составляют 71% поверхности Земли (пустыни, полупустыни, высокогорные, полярные, тропические районы, дно морей и океанов). Кроме того, человек в результате своей хозяйственной деятельности сам создаёт экстремальные условия среды, к которым ему необходимо адаптироваться.

Это также одна из серьёзных медико-биологических проблем экологии человека.

· Адаптации человека к факторам окружающей среды носят опосредованный характер. Действие экологических факторов всегда опосредовано результатами производственной деятельности людей. В процессе труда человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между своим организмом и природой. К тому же естественные экосистемы в настоящее время всё больше вытесняются антропогенными экосистемами, в которых человек является абсолютно доминирующим экологическим фактором.

· 106. Трихомонады, лямблии. Систематика, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики.

·

· Лямблии

· 1. Строение

· Лямблия (Lamblia intestinalis) впервые была описана русским ученым Д. Ф. Лямблем (1859), в честь которого она и получила свое название.

· Лямблия существует в виде вегетативной формы (трофозоит) и цисты .

· Вегетативная форма активная, подвижная, грушевидная, передний конец тела закруглен, задний заострен. Длина 9—18 мкм. В передней части тела находится присасывательный диск в виде углубления. Имеет 2 ядра, 4 пары жгутиков. Жгутики, проходя частично в цитоплазме, образуют два хорошо видимых при окраске продольных пучка.

· При наблюдении в живом состоянии движение очень характерное, паразит все время переворачивается боком за счет вращательного движения вокруг продольной оси. В препарате при комнатной температуре лямблии быстро погибают. Пищу всасывают всей поверхностью. Размножаются продольным делением.

· Цисты — это неподвижные неактивные формы паразита. Длина 10—14 мкм. Форма овальная. Оболочка сравнительно толстая, хорошо очерчена, часто в значительной своей части как бы отслоена от тела самой цисты. Этот признак помогает отличать цисты лямблий от других сходных образований.

· В растворе Люголя окрашиваются в желтовато-коричневатый цвет. Окрашивание позволяет видеть в зрелой цисте 4 ядра.

· 2. Цикл развития

· Обитают в верхнем отделе тонкого кишечника. С помощью присасывательного диска прикрепляются к ворсинкам. В желчном пузыре лямблий не живут, так как желчь на них действует губительно. Частое обнаружение их при дуоденальном зондировании объясняется тем, что лямблий попадают в содержимое двенадцатиперстной кишки с ее стенок.

· Обычно вегетативные формы с испражнениями не выделяются, однако при поносах их можно обнаружить в свежевыделенных жидких фекалиях. Лямблий, попадая в нижние отделы кишечника, где условия для них неблагоприятные, превращаются в цисты, которые и выделяются обычно с испражнениями.

· Цисты хорошо сохраняются во внешней среде, в зависимости от влажности и окружающей температуры — до месяца; при высушивании погибают очень быстро.

· 3. Клиника.

· Лямблии распространены очень широко, особенно часто они встречаются у детей. По мнению некоторых ученых, лямблии, особенно при большом их числе, могут вызывать механическое раздражение слизистой оболочки кишечника, в определенной степени затруднять всасывание жиров и жирорастворимых витаминов. При этом могут возникать нерезкие боли в животе, расстройство стула, снижение аппетита, иногда боли в правом подреберье (лямблиоз). В некоторых случаях лямблии могут ухудшить течение других заболеваний кишечника и желчных путей. Ряд ученых считают лямблии непатогенными. Таким образом, вопрос о патогенности лямблии в настоящее время окончательно не решен.

· Трихомонады

· 1. Виды

· У человека обитают три вида трихомонад (рис. 11):Trichomonas hominis— кишечная, обитающая в толстом кишечнике; Trichomonas tenax— ротовая, обитающая в полости рта; Trichomonas vagimalis— влагалищная, паразитирующая в мочеполовых путях.

· 2. Строение

· Кишечная трихомонада имеет грушевидное тело длиной 8—20 мкм. От переднего конца тела отходят обычно 5 жгутиков. С одной стороны тела по всей его длине расположена волнообразна; перепонка (ундулирующая мембрана), по наружному краю которой про ходит тонкая нить, выступающая своим свободным концом в виде жгутика. В цитоплазме при окраске видны ядро и осевая нить. Движение трихомонады активное, беспорядочное, “суетливое”.

· Наряду с поступательным движением трихомонады вращаются вокруг продольной оси. Мембрану удается заметить только при замедлении движения трихомонады или при ее остановке в виде периодически пробегающих волн по одной из сторон тела. Размножается делением. Цист не образует. Обитает в толстом кишечнике человека. В жидких испражнениях может обнаруживаться в очень больших количествах. В ряде случаев играет определенную роль в развитии или ухудшении течения заболеваний толстого кишечника, особенно у детей раннего возраста.

· Ротовая трихомонада по строению похожа на кишечную, ее длина 6—13 мкм, ундулирующая мембрана не достигает конца тела. Цист не образует.

· Патогенное значение не доказано, хотя и имеются данные о значительно более частой встречаемости у лиц с различными заболеваниями полости рта и зубов (гингивит, пародонтоз, кариес зубов) и о неблагоприятной роли этих простейших в поддержании патологического процесса. Некоторые исследователи обнаруживали трихомонад в мокроте больных легочными заболеваниями, а также в удаленных хирургическим путем бронхоэктазах и абсцессах легких. Все это заставляет обратить внимание на необходимость более широкого применения лабораторных методов исследования с целью выявления ротовых трихомонад в стоматологических и терапевтических медицинских учреждениях.

· Трихомонад обнаруживают при микроскопии нативных или окрашенных мазков из соскоба ротовой полости (с зубов, десен, из очагов воспаления и нагноения), в бронхиальной слизи и мокроте. Выявляемость увеличивается с применением методов посева на питательные среды.

· Влагалищная трихомонада имеет грушевидное тело длиной 14—30 мкм (см. рис. 12).

· На переднем конце тело имеет 4 жгутика и ундулирующую мембрану, доходящую только до середины тела. Ближе к переднему концу располагается ядро. Сквозь все тело проходит осевая нить (аксостиль), выступающая на заднем конце в виде шипика. Цитоплазма содержит вакуоли. Цист не образует, во внешней среде быстро погибает. Играет заметную роль в патологии мочеполовой системы, особенно у женщин. Наблюдается и длительное бессимптомное носительство, чаще у мужчин. Основными симптомами заболевания, которое называется мочеполовым трихомонозом, являются зуд, боль, жжение, серозно-гнойные выделения (бели).

· Трихомонады этого вида передаются лишь половым путем. Иногда высказываемое мнение о том, что трихомонады могут переселиться во влагалище из кишечника, неверно, так как кишечная и влагалищная трихомонады — это разные виды с различными требованиями к условиям среды обитания.

· Диагноз ставят при обнаружении трихомонад в выделениях мочеполовых путей методом микроскопии нативных или окрашенных по Романовскому мазков

 

Экологические законы и правила — что это, определение и ответ

Объектом изучения экологии является взаимодействие организмов внутри экосистемы. Данные взаимодействия строятся не случайно— все они направлены на поддержания равновесия в обмене энергией, поэтому подчиняются определенным правилам.

Закон постоянства живого вещества биосферы (В.И.Вернадский)

Количество живого вещества (биомассы) для определенного временного периода — константа. Изменение биомассы в любом регионе неминуемо приведёт к такому же изменению, но в противоположную сторону в других местах. Т.е. увеличение биомассы на конкретном участке планеты повлечёт за собой уменьшение количества живого вещества на других участках, закон действует и в обратном направлении.

Закон эмерджентности

Система обладает свойствами, которые не свойственны отдельным ее частям.

Функционирование экосистемы обусловлено ее целостностью, связями, образованными между её составляющими.

Компоненты экосистемы в отсутствие связей не могут проявлять тех же свойств, что и в контексте взаимодействий друг с другом.

Отчасти из этого закона следует следующее положение:

Закон единства «организм—среда»

Живые объекты находятся в процессе постоянного обмена энергией, веществом и информацией с окружающей средой. Без этого жизнь невозможна.

Все эти законы отражают в себе единство компонентов экосистемы, её целостность.

Однако существуют законы, характеризующие обмен энергией между частями экосистемы.

Закон пирамиды энергии Р. Линдемана

С одного трофического уровня экологической пирамиды на другой переходит 10% энергии, переход в обратную сторону ещё менее выгоден энергетически, уровень получит не больше 0,25% энергии, поэтому есть смысл говорить об однонаправленности этого процесса.

Пример: если продуценты получат 1000 кДж энергии, то консументы первого порядка— 100 кДж, второго— 10 кДж.

Это одна из причин, по которой трофические цепи редко бывают длиннее 4-5 звеньев— слишком много энергии теряется при переходе с одного уровня на другой.

Правило биологического усиления

При переходе на более высокий трофический уровень накопление ряда веществ и их концентрация пропорционально увеличиваются.

Данное правило обуславливает опасность (для человека в том числе) выброса в окружающую среду тяжелых металлов, радиоактивных и токсичных веществ— они могут накапливаться и концентрироваться в организмах, причиняя колоссальный вред представителям высших трофических уровней, в т. ч. человеку.

Принцип разнообразия А. Тинемана

В более разнообразных условиях биотопа может существовать больше видов.

Это связано с наличием множества экологических ниш в таких биотопах, а любая «вакансия» в экосистеме всегда заполняется.

Это создаёт условия конкуренции, о которой речь пойдет далее.

Теорема Г. Ф. Гаузе/ принцип конкурентного исключения Г. Ф. Гаузе

Два вида не могут занимать одну экологическую нишу, имея одинаковые потребности. В борьбе за ограниченные ресурсы один из видов вытесняет другой.

Пример: Г. Ф. Гаузе проводил эксперименты по выращиванию смешанных культур инфузорий. Он выяснил, что при сходных потребностях один из видов инфузорий подавляет развитие другого.

Правило пищевой корреляции (Уини-Эдвардса)

Скорость размножения популяции должна быть скоррелирована с количеством пищевых ресурсов в среде обитания. Если правило нарушается, то популяция вымирает или рост размножения снижается.

Правило взаимоприспособленности организмов в биоценозе (К. Мебиуса- Г.Ф. Морозова)

Все виды, существующие в экосистеме, необходимы друг другу для сохранения всех существующих экологических связей. Они приспособлены к совместному существованию и образуют единое целое— экосистему.

Закон толерантности

Благополучие видов ограничено не только экологическим минимумом, но и максимумом. Недостаток или избыток любого из факторов (тепло, свет, вода) может негативно сказаться на жизнедеятельности организмов. Диапазон между двумя величинами каждого из факторов составляет пределы толерантности, в которых организм может комфортно существовать. Из этого закона вытекает следующий:

Закон оптимума

Для воздействия любого экологического фактора на живые организмы характерен определенный оптимум. Это тот диапазон воздействия, при котором организм может существовать наиболее комфортно, его жизнедеятельность никак не ограничена этим фактором.

Закон минимума/ закон Либиха

На рисунке представлена модель, бочка Либиха, иллюстрирующая закон минимума -лимитирующим является тот фактор, что находится в минимуме.

Выносливость организма определяется именно самым слабым звеном в его потребностях (поэтому так точна метафора бочки: воду можно набрать лишь до уровня самой низкой доски). Наиболее отклоняющийся от оптимального значения фактор— ограничивающий (лимитирующий), от него напрямую зависит выживание организма.

Существуют также правила, характеризующийся приспособления некоторых организмов к занимаемым ими экологическим нишам.

Правило Бергмана

Животные, обитающие в областях с пониженной температурой, зачастую имеют более крупные размеры тела.

Это связано с тем, что теплопродукция (тепло, производимое телом) растёт при увеличении объема тела, а теплоотдача (тепло, которое тело теряет) прямо пропорциональна площади поверхности тела. С увеличением размеров тела отношение площади поверхности к объёму уменьшается, то есть начинает производиться больше тепла, чем выделяться. Это выгодно в холодном климате.

Примером могут служить белые медведи, моржи, обитающие в холодном климате и обладающие крупными размерами тела.

Правило Аллена </п>

Выступающие части тел теплокровных животных (уши, ноги, хвосты) в холодном климате меньше, чем в теплом, чем больше уши и хвосты животных, тем больше площадь поверхности тела, через которую выходит тепло. Например, фенек из семейства волчьих.

Теория экологических систем Бронфенбреннера — Простая психология

Основные выводы

  • Теория экологических систем Бронфенбреннера рассматривает развитие ребенка как сложную систему отношений, на которые влияет множество уровней окружающей среды, от непосредственных условий семьи и школы до широких культурных ценностей, законов , и таможня.
  • Таким образом, чтобы изучить развитие ребенка, мы должны смотреть не только на ребенка и его непосредственное окружение, но и на взаимодействие с более широкой средой.
  • Бронфенбреннер разделил среду обитания человека на пять различных систем: микросистему, мезосистему, экзосистему, макросистему и хроносистему.
  • Микросистема является наиболее влиятельным уровнем теории экологических систем. Это самая непосредственная окружающая среда, содержащая развивающегося ребенка, такая как семья и школа.
  • Теория экологических систем Бронфенбреннера имеет значение для образовательной практики.
Модель теории экологических систем Бронфенбреннера — создана Simply Psychology

Содержание

История вопроса

Американский психолог Ури Бронфенбреннер критически относился к прежним теориям детского развития.

Он утверждал, что исследования детей в незнакомой лабораторной среде с одним человеком, обычно незнакомым, были экологически недействительными (см. эксперимент Мэри Эйнсворт «Странная ситуация» 1970 года).

Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1974) утверждал, что большинство более ранних исследований были «однонаправленными», что означает, что лабораторные исследования наблюдали влияние А на Б (например, незнакомец/мать с ребенком), а не рассматривали возможное влияние ребенка на незнакомец/мать или влияние любой другой третьей стороны.

Бронфенбреннер утверждал, что эти лабораторные особенности исследования не характерны для окружающей среды, в которой на самом деле живут и развиваются дети.

Бронфенбреннер признал, что существует множество аспектов жизни развивающегося ребенка, которые взаимодействуют с ребенком и влияют на него. Его работа выходит за рамки индивидуального развития, принимая во внимание более широкие влияющие факторы и контекст (или экологию) развития.

Он предложил «Теорию экологических систем», основанную на этих динамических взаимодействиях, которые окружающая среда оказывает на развивающегося ребенка.

Точка зрения Бронфенбреннера (Bronfenbrenner, 1974) имеет некоторое сходство с работами по теории социального научения Альберта Бандуа и социокультурной теорией Льва Выготского, в которых среда явно или неявно рассматривается как важнейший механизм развития.

Пять экологических систем

Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1977) предположил, что окружающая среда ребенка представляет собой вложенное расположение структур, каждая из которых содержится внутри следующей. Он расположил их в порядке того, какое влияние они оказывают на ребенка.

Он назвал эти структуры микросистемой, мезосистемой, экзосистемой, макросистемой и хроносистемой.

Поскольку пять систем взаимосвязаны, влияние одной системы на развитие ребенка зависит от ее взаимосвязи с другими.

Микросистема

Микросистема представляет собой первый уровень теории Бронфенбреннера и представляет собой вещи, которые имеют непосредственный контакт с ребенком в его ближайшем окружении, например, родители, братья и сестры, учителя и одноклассники.

Отношения в микросистеме являются двунаправленными, что означает, что на ребенка могут влиять другие люди в его окружении, а также он способен изменять убеждения и действия других людей.

Кроме того, реакции ребенка на индивидуумов в его микросистеме могут влиять на то, как он в свою очередь относится к ним.

Взаимодействия внутри микросистем часто очень личные и имеют решающее значение для стимулирования и поддержки развития ребенка.

Если у ребенка крепкие заботливые отношения с родителями, считается, что это положительно влияет на ребенка. В то время как далекие и нелюбящие родители могут оказать вредное влияние на ребенка.

Мезосистема

Мезосистема охватывает взаимодействие между микросистемами ребенка, например, взаимодействие между родителями ребенка и учителями или между одноклассниками и братьями и сестрами.

Мезосистема – это место, где отдельные микросистемы человека не функционируют самостоятельно, а взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

Например, если родители ребенка общаются с учителями ребенка, это взаимодействие может повлиять на развитие ребенка. По существу, мезосистема – это система микросистем.

Согласно теории экологических систем, если родители и учителя ребенка ладят и поддерживают хорошие отношения, это должно иметь положительный эффект на развитие ребенка по сравнению с негативным влиянием на развитие, если учителя и родители не ладят.

Экзосистема

Экзосистема является компонентом теории экологических систем, разработанной Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах.

Он включает в себя другие формальные и неформальные социальные структуры, которые сами по себе не содержат ребенка, но косвенно влияют на него, так как эти социальные структуры воздействуют на одну из микросистем.

Примеры экзосистем включают соседство, рабочие места родителей, друзей родителей и средства массовой информации. Это среда, в которой ребенок не участвует и которая является внешней по отношению к его опыту, но, тем не менее, влияет на него в любом случае.

Примером экзосистем, влияющих на развитие ребенка, может быть конфликт одного из родителей с начальником на работе.

Родитель может прийти домой и вспылить на ребенка в результате чего-то, что произошло на рабочем месте, что может отрицательно сказаться на его развитии.

Макросистема

Макросистема является компонентом теории экологических систем Бронфенбреннера, которая фокусируется на том, как культурные элементы влияют на развитие ребенка, такие как социально-экономический статус, богатство, бедность и этническая принадлежность.

Таким образом, культура, в которую погружены люди, может влиять на их убеждения и восприятие событий, происходящих в жизни.

Макросистема отличается от предыдущих экосистем тем, что относится не к конкретной среде одного развивающегося ребенка, а к уже сложившемуся обществу и культуре, в которых развивается ребенок.

Это также может включать социально-экономический статус, этническую принадлежность, географическое положение и идеологию культуры.

Например, ребенок, живущий в стране третьего мира, будет развиваться иначе, чем ребенок, живущий в более богатой стране.

Хроносистема

Пятый и последний уровень теории экологических систем Бронфенбреннера известен как хроносистема.

Эта система включает все изменения окружающей среды, происходящие в течение жизни и влияющие на развитие, включая основные изменения в жизни и исторические события.

Они могут включать в себя обычные жизненные перемены, такие как поступление в школу, но также могут включать ненормативные жизненные перемены, такие как развод родителей или переезд в новый дом.

Модель экологических систем Бронфенбреннера – источник: Rhodes, Theory of Child Development, 2013

Биоэкологическая модель

Важно отметить, что Бронфенбреннер (1994) позже пересмотрел свою теорию и вместо этого назвал ее «биоэкологической моделью».

Бронфенбреннер стал больше интересоваться ближайшими процессами развития, имея в виду устойчивые и устойчивые формы взаимодействия в ближайшем окружении.

Его внимание переключилось с сосредоточения внимания на влиянии окружающей среды на процессы развития, которые люди испытывают с течением времени.

«…развитие происходит через процесс все более сложных взаимодействий между активным, развивающимся биопсихологическим человеческим организмом и личностями, объектами и символами в его непосредственной внешней среде» (Бронфенбреннер, 1995).

Бронфенбреннер также предположил, что для того, чтобы понять влияние этих ближайших процессов на развитие, мы должны сосредоточиться на человеке, контексте и результатах развития, поскольку эти процессы различаются и по-разному влияют на людей (Bronfenbrenner & Evans, 2000).

Критическая оценка

Модель Бронфенбреннера быстро стала очень привлекательной и стала полезной основой для психологов, социологов и учителей при изучении детского развития.

Теория экологических систем предлагает целостный подход, включающий все системы, в которые вовлечены дети и их семьи, точно отражающий динамичный характер реальных семейных отношений (Hayes & O’Toole, 2017).

Паат (2013) рассматривает, насколько полезна теория Бронфенбреннера, когда речь идет о развитии детей иммигрантов. Они предполагают, что опыт детей-иммигрантов в различных экологических системах, вероятно, будет определяться их культурными различиями. Понимание экологии этих детей может помочь в укреплении предоставления услуг социальной работы для этих детей.

Ограничением теории экологических систем является ограниченность исследований, изучающих мезосистемы, в основном взаимодействие между соседями и семьей ребенка (Leventhal & Brooks-Gunn, 2000). Поэтому неясно, в какой степени эти системы могут формировать развитие ребенка.

Еще одно ограничение теории Бронфенбреннера заключается в том, что ее трудно проверить эмпирически. Исследования, изучающие экологические системы, могут установить эффект, но они не могут установить, являются ли системы непосредственной причиной таких эффектов.

Кроме того, эта теория может привести к предположениям, что те, у кого нет сильных и позитивных экологических систем, не развиваются. Хотя в некоторых случаях это может быть правдой, многие люди все же могут развиться в разносторонних личностей без положительного влияния со стороны их экологических систем.

Например, неверно утверждать, что все люди, выросшие в бедных районах мира, будут развиваться отрицательно. Точно так же, если учителя и родители ребенка не ладят, некоторые дети могут не испытывать никаких негативных последствий от этого, если их это не касается.

В результате люди должны быть осторожны, чтобы не делать широких предположений о людях, использующих эту теорию.

Теория Бронфенбреннера в 21 веке

Мир сильно изменился с момента появления этой теории с точки зрения технологических разработок.

Экзосистему ребенка можно расширить, чтобы учесть влияние социальных сетей, видеоигр и других современных взаимодействий в рамках экологической системы.

Это может свидетельствовать о том, что экологические системы все еще действуют, но со временем могут расширяться, включая новые современные разработки.

Kelly and Coughlan (2019) использовали конструктивистский анализ обоснованной теории для разработки теоретической основы восстановления психического здоровья молодежи и обнаружили, что в их собственной более поздней теории есть много ссылок на теорию экологических систем Бронфенбреннера.

Их теория предполагала, что компоненты восстановления психического здоровья встроены в «экологический контекст влиятельных отношений», что согласуется с теорией Бронфенбреннера о том, что экологические системы молодого человека, такие как сверстники, семья и школа, помогают развитие психического здоровья.

Классное приложение

Теория экологических систем использовалась для связи психологической и педагогической теории с учебными программами и практикой раннего образования. В центре теории находится развивающийся ребенок, и все, что происходит внутри и между пятью экологическими системами, делается для того, чтобы принести пользу ребенку в классе.

  • Согласно теории, чтобы усилить развитие между экологическими системами в образовательной практике, учителя и родители должны поддерживать хорошие отношения друг с другом и работать вместе на благо ребенка.
  • Учителя также должны понимать ситуации, в которых могут оказаться семьи их учеников, включая социальные и экономические факторы, являющиеся частью различных систем.
  • Согласно теории, если между родителями и учителями хорошие отношения, это должно положительно повлиять на развитие ребенка.
  • Точно так же ребенок должен быть активным в своем обучении, вовлеченным как в учебу, так и в социальную жизнь. Они должны работать в команде со своими сверстниками и участвовать в содержательном обучении, чтобы обеспечить позитивное развитие (Эванс, 2012).

Эмпирические данные

Существует множество исследований, в которых изучалось влияние школьной среды на учащихся. Ниже приведены некоторые примеры:

Липпард, Л.А. Паро, Роуз и Кросби (2017) провели исследование для проверки теории Бронфенбреннера. Они исследовали отношения учитель-ребенок с помощью отчетов учителей и наблюдений в классе.

Они обнаружили, что эти отношения были в значительной степени связаны с успеваемостью детей и поведением в классе, предполагая, что эти отношения важны для развития детей и поддерживают теорию экологических систем.

Уилсон и др. (2002) обнаружили, что создание позитивной школьной среды посредством школьного духа, ценящего разнообразие, оказывает положительное влияние на отношения учащихся в школе. Включение такого рода школьного этоса влияет на те, кто находится в экологических системах развивающегося ребенка.

Лэнгфорд и др. (2014) обнаружили, что общешкольные подходы к программе здравоохранения могут положительно повлиять на успеваемость и благополучие учащихся. Таким образом, на развитие учащихся влияют микросистемы.

Часто задаваемые вопросы

Каков основной вклад теории Бронфенбреннера?

Теория экологических систем помогла нам понять, что существует
множественных уровней влияния на развитие человека, а не только отдельные черты или характеристики.

Бронфенбреннер способствовал пониманию того, что отношения между родителями и детьми не возникают в вакууме, а встроены в более крупные структуры.

В конечном итоге эта теория способствовала более целостному пониманию человеческого развития и повлияла на такие области, как психология, социология и образование.

Что может произойти, если микросистема ребенка выйдет из строя?

Если ребенок сталкивается с конфликтами или пренебрежением в семье, издевательствами или неприятием со стороны сверстников, его микросистема может выйти из строя. Это может привести к целому ряду негативных последствий, таких как снижение успеваемости, социальная изоляция и проблемы с психическим здоровьем.

Кроме того, если микросистема не обеспечивает необходимую поддержку и ресурсы для развития ребенка, это может помешать его развитию и полному раскрытию своего потенциала.

Как теория экологических систем может объяснить давление со стороны сверстников?

Теория экологических систем объясняет давление со стороны сверстников как результат уровней микросистемы (непосредственная среда) и мезосистемы (связи между средами).

Сверстники обеспечивают чувство принадлежности и признания в микросистеме, и когда они проявляют определенное поведение или придерживаются определенных убеждений, они могут оказывать давление на ребенка, чтобы заставить его соответствовать. Мезосистема также может влиять на давление со стороны сверстников, поскольку противоречивые сообщения и ожидания из разных сред могут создавать давление для соответствия.

Ссылки

Бронфенбреннер, У. (1974). Исследования развития, государственная политика и экология детства. Детское развитие, 45 (1), 1-5.

Бронфенбреннер, У. (1977). К экспериментальной экологии человеческого развития. Американский психолог, 32 (7), 513.

Бронфенбреннер, У. (1995). Экология развития сквозь пространство и время: перспектива будущего .

Бронфенбреннер, У., и Эванс, Г.В. (2000). Наука о развитии в 21 веке: новые вопросы, теоретические модели, планы исследований и эмпирические результаты. Социальное развитие, 9 (1), 115-125.

Бронфенбреннер, У., и Сеси, С.Дж. (1994). Переосмысление природы и воспитания: биоэкологическая модель. Psychological Review, 10 (4), 568–586.

Хейс, Н., О’Тул, Л., и Халпенни, А. М. (2017). Знакомство с Бронфенбреннером: руководство для практикующих врачей и учащихся начальной школы . Тейлор и Фрэнсис.

Келли, М., и Кофлан, Б. (2019). Теория восстановления психического здоровья молодежи с точки зрения родителей. Психическое здоровье детей и подростков, 24 (2), 161-169.

Лэнгфорд, Р. , Бонелл, С.П., Джонс, Х.Е., Пулиу, Т., Мерфи, С.М., Уотерс, Э., Комро, А.А., Гиббс, Л.Ф., Магнус, Д. и Кэмпбелл, Р. (2014). Программа Школы укрепления здоровья ВОЗ для улучшения здоровья и благополучия учащихся и их успеваемости. Кокрановская база данных систематических обзоров, (4) .

Левенталь, Т., и Брукс-Ганн, Дж. (2000). Районы, в которых они живут: влияние проживания по соседству на результаты детей и подростков. Психологический вестник, 126 (2), 309.

Липпард, К.Н., Ла Паро, К.М., Роуз, Х.Л., и Кросби, Д.А. (2018, февраль). Более пристальный взгляд на отношения между учителем и ребенком и эмоциональный контекст в классе в дошкольном учреждении. В Child & Youth Care Forum 47 (1), 1-21.

Паат, Ю. Ф. (2013). Работа с детьми-иммигрантами и их семьями: применение теории экологических систем Бронфенбреннера. Журнал человеческого поведения в социальной среде, 23 (8), 954-966.

Родс, С. (2013). Экологическая теория Бронфенбреннера  [PDF]. Получено с http://uoit.blackboard.com

Уилсон П., Аткинсон М., Хорнби Г., Томпсон М., Купер М., Хупер К. М. и Саутхолл А. (2002) . Молодые умы в наших школах – руководство для учителей и других работников школ . Год: YoungMinds (январь 2004 г.).

Дополнительная информация

Бронфенбреннер, У. (1974). Исследования развития, государственная политика и экология детства. Развитие ребенка, 45.

  • ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
  • ПЕЧАТЬ

Теория экологических систем Ури Бронфенбреннера

Вы и ваша среда

Вы и ваша среда

Известная также как теория экологии человека, теория экологических систем утверждает, что на развитие человека влияют различные типы экологических систем . Эта теория, сформулированная известным психологом Ури Бронфенбреннером, помогает нам понять, почему мы можем вести себя по-разному, сравнивая свое поведение в присутствии семьи и свое поведение в школе или на работе.

Откройте для себя еще 10 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Природа или воспитание?
  2. Нравственное развитие
  3. Теория привязанности Боулби
  4. Теория самооценки
  5. Психосоциальная модель Эриксона

Пять систем окружающей среды

Теория экологических систем утверждает, что мы сталкиваемся с различными средами на протяжении всей нашей жизни интервал, который может влиять на наше поведение в той или иной степени . Эти системы включают микросистему, мезосистему, экзосистему, макросистему и хроносистему.

1. Микросистема

Настройка микросистемы — это непосредственная среда, в которой мы живем. Ваша семья, друзья, одноклассники, учителя, соседи и другие люди, имеющие с вами непосредственный контакт, включены в вашу микросистему. Микросистема — это среда, в которой мы имеем прямое социальное взаимодействие с этими социальными агентами. Теория утверждает, что мы не просто получатели опыта, который мы получаем при общении с этими людьми в микросистемной среде, но мы вносим свой вклад в создание такой среды.

2. Мезосистема

Мезосистема включает отношения между микросистемами в жизни человека. Это означает, что ваш семейный опыт может быть связан с вашим школьным опытом. Например, если родители пренебрегают ребенком, у него может быть мало шансов развить положительное отношение к своим учителям. Также такой ребенок может чувствовать себя неловко в присутствии сверстников и может прибегать к удалению из группы одноклассников.

3. Экзосистема

Экзосистема – это установка, в которой существует связь между контекстом, в котором человек не играет активной роли, и контекстом, в котором он активно участвует. Предположим, ребенок больше привязан к отцу, чем к матери. Если отец уезжает работать за границу на несколько месяцев, может возникнуть конфликт между матерью и социальными отношениями ребенка, или, с другой стороны, это событие может привести к более тесной связи между матерью и ребенком.

4. Макросистема

Макросистема – это реальная культура человека. Культурные контексты включают в себя социально-экономический статус человека и/или его семьи, его этническую или расовую принадлежность и проживание в все еще развивающейся стране или стране третьего мира. Например, рождение в бедной семье заставляет человека работать усерднее с каждым днем.

5. Хроносистема

Хроносистема включает в себя переходы и сдвиги в течение жизни. Это может также включать социально-исторические контексты, которые могут влиять на человека. Одним из классических примеров этого является то, как развод, как важный жизненный переход, может повлиять не только на отношения пары, но и на поведение их детей. Согласно большинству исследований, дети в первый год после развода страдают негативно. В последующие годы после этого выяснится, что взаимодействие внутри семьи становится более стабильным и приятным.

Ценность теории

Эта теория, опубликованная в 1979 году, оказала влияние на многих психологов с точки зрения способа анализа человека и воздействия различных систем окружающей среды, с которыми он сталкивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *