Разное

Травма психологическая детская: Как детские травмы приводят к зависимостям и что с этим делать

Содержание

Как детские травмы приводят к зависимостям и что с этим делать

Чем обусловлены детские психотравмы и как часто они встречаются

Детская психологическая травма — это эмоционально болезненное стрессовое событие, которое может причинить большой вред физическому и психическому здоровью человека и испортить всю его жизнь.

К сожалению, психотравмы случаются не так уж редко. Каждый год в развитых странах 4–16% детей испытывают жестокое обращение, а 1 ребёнок из 10 не получает достаточно заботы либо страдает от психологического насилия.

По статистике американской организации, исследующей травматический стресс у детей, две трети ребят до 16 лет успевают пережить хотя бы одно травмирующее событие, будь то жестокое обращение, издевательства в школе, потеря любимого человека, недостаток внимания от родителей или серьёзная болезнь.

По данным ВОЗ, 1 из 5 женщин и 1 мужчина из 13 в детстве подвергались актам сексуального надругательства.

Детская психотравма может вызвать множество негативных последствий, среди которых:

  • развитие депрессивных и тревожных расстройств;
  • нарушение познавательных функций, таких как память, внимание и контроль;
  • неадаптивное поведение, например агрессия и гиперактивность;
  • совершение насилия;
  • ожирение;
  • рискованное сексуальное поведение;
  • незапланированная беременность;
  • проблемы с общением;
  • нарушение сна.

Детские психологические травмы могут испортить здоровье, вовлечь в болезненные отношения, помешать успехам в работе и привести к социальной изоляции. Более того, они напрямую связаны со многими зависимостями.

Как детские травмы связаны с развитием зависимостей

Жестокое обращение в детстве, будь то недостаток внимания, пренебрежение эмоциями или насилие, сильно увеличивает риск развития зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ.

Исследователи отмечают, что это может быть связано с особенностями развития мозга:

1. Неполадки в работе дофаминергической системы

Это ряд мозговых структур, передающих и получающих нервные импульсы с помощью нейромедиатора дофамина. Благодаря ему мы испытываем радостное предвкушение, ожидая чего‑то приятного, и стремимся к этому.

Недостаток эмоционального взаимодействия родителей и ребёнка может нарушить формирование дофаминергической системы мозга, а пережитый стресс — снизить количество рецепторов к этому нейромедиатору.

В одном исследовании обнаружили, что у людей, переживших сексуальное насилие, встречаются аномалии в кровоснабжении червя мозжечка. Эта структура влияет на дофаминергическую систему в среднем мозге и считается ключевой в формировании зависимости.

Если в детстве человек сталкивался с насилием или испытывал недостаток заботы, есть риск, что в дальнейшей жизни у него нарушится способность получать удовольствие от межличностных отношений и поддерживать культурные и социальные ценности. В результате он может выбирать другие способы стимулировать пути вознаграждения в мозгу — наркотики, секс или агрессию.

2. Нарушения в работе гиппокампа

Стресс способен вызвать хронически повышенный уровень гормона кортизола, что, в свою очередь, бьёт по состоянию гиппокампа — структуры, ответственной за память и обработку эмоций.

В одном эксперименте обнаружили, что у женщин с депрессией, переживших сексуальное насилие, объём левой доли гиппокампа был на 18% меньше, чем у тех, кто не сталкивался с жестоким обращением.

Нарушения в работе этой мозговой структуры нередко встречаются у людей с пищевой зависимостью и ожирением. После насыщения гиппокамп не блокирует приятные ощущения от приёма пищи, что заставляет человека систематически переедать и набирать вес.

3. Снижение объёма префронтальной коры

У детей, переживших жестокое обращение, наблюдают меньший объём мозга и сниженное количество серого вещества в разных участках префронтальной коры.

Этот отдел коры головного мозга играет важную роль в подавлении импульсивного поведения. Проблемы в его работе могут объяснить неспособность справиться с собственными порывами и желаниями, которая делает человека особенно уязвимым перед развитием зависимостей.

4. Гиперактивность миндалины

Миндалина — это часть лимбической системы мозга, которая реагирует на стресс и провоцирует реакцию «бей или беги». У людей, переживших жестокое обращение в детстве, отмечают реактивность этой структуры мозга, а также увеличенное количество связей между миндалиной, гиппокампом и префронтальной корой.

Травмирующие события заставляют систему ответа на стресс включаться из‑за любой ерунды, что обеспечивает постоянное напряжение и тревогу.

Чтобы избавиться от стресса, люди принимают алкоголь и другие психоактивные вещества или формируют зависимость от социально приемлемых занятий.

Какие зависимости могут возникнуть из‑за психотравмы

Большая часть научных исследований посвящена влиянию психологических травм на развитие химических зависимостей — пристрастие к алкоголю и наркотикам. Связь между этими явлениями хорошо доказана.

Например, в одном исследовании проверили, как 10 различных категорий болезненного детского опыта, включая физическое или сексуальное насилие, развод, алкоголизм или смерть родителей, влияют на вероятность пристраститься к психоактивным веществам. Оказалось, что каждое из этих событий увеличивало риск раннего употребления наркотиков в 2–4 раза. А люди, пережившие 5 и более видов детских травм, в 7–10 раз чаще сталкивались с химической зависимостью.

Однако есть и другие, куда менее исследованные пристрастия, которые способны принести немало вреда. Психолог и специалист по отношениям и травмам Энни Танасугарн в статье на Medium рассказывает, что поведенческая зависимость может развиваться от смартфона, видеоигр, секса, еды, порнографии, отношений, работы или шопинга. Люди используют такие занятия, чтобы справиться с болезненными эмоциями и собственной уязвимостью, получить моментальное облегчение и отвлечься от своих печалей.

Главная проблема поведенческих зависимостей в том, что часто их объекты нельзя раз и навсегда убрать из жизни. Например, работа, поход за покупками, использование смартфона и тем более приём пищи — это нормальные повседневные занятия. Поэтому подобные зависимости сложнее обнаружить и контролировать.

Когда человеку скучно или он чувствует отголоски прошлой эмоциональной боли, он абсолютно легально и без общественного осуждения может обратиться к еде, упражнениям, видеоиграм или завести очередные отношения. И чем больше эти дела отвлекают его от своих эмоций, тем выше риск развить зависимость и ухудшить качество жизни.

Привычка заглушать переживания с помощью еды может закончиться ожирением, страсть к физическим упражнениям — довести до перетренированности и травмы, чрезмерная любовь к шопингу способна вогнать в долги, а трудоголизм — разрушить отношения и семью.

Как понять, связана ли зависимость с психотравмой

Есть несколько способов определить, пора ли записываться к психотерапевту.

1. Вспомнить, есть ли болезненный детский опыт

Многие жертвы физического или сексуального насилия не рассказывают свои истории даже на приёме у психотерапевта, потому что забывают пережитую боль.

Например, в одном исследовании выяснили, что 38% девочек, переживших сексуальное насилие, спустя 17 лет либо не помнили, либо напрямую отрицали то, что произошло.

Даже в случае не столь ужасных событий люди часто в упор не видят связи между травматическим детским опытом и вредными привычками. Они не говорят о возможной связи и отделяют себя от прошлого, чтобы защититься от неприятных воспоминаний и негативных эмоций. В то же время принять и проработать болезненный опыт может быть важно для избавления от зависимостей.

2. Подумать, есть ли привычки, помогающие скрыться от реальности

Энни Танасугарн рассказывает, что травмы, связанные с сексуальным насилием, увеличивают риск зависимости от секса, измен или избегания реальных отношений в пользу виртуальных, будь то смартфон или видеоигры.

Если человека воспитывали агрессивные или безразличные родители, он может злоупотреблять занятиями, за которые получает признание других. Например, изматывать себя тренировками в спортзале, стать трудоголиком или постоянно заводить новые отношения, чтобы регулярно подтверждать свою значимость.

Кроме того, травма от нехватки родительского тепла может сделать человека неловким, стеснительным и избегающим социальных ситуаций, что, в свою очередь, заставит с головой уходить в видеоигры, смартфон или социальные медиа. Это помогает держать людей на расстоянии и не чувствовать себя уязвимым.

3. Оценить, всё ли в порядке с личными отношениями

Энни Танасугарн утверждает, что её клиенты часто заводят токсичные связи, потому что воспринимают их комфортными и привычными.

Травмированные люди могут считать здоровые отношения без драм и насилия скучными и некомфортными. Как результат, они начнут убегать от реальности, используя видеоигры или порнографию, изменять или рушить связь для замены на что‑то более привычное — и токсичное.

Чтобы оценить свои отношения, стоит проанализировать, нет ли в их основе чувства стыда и вины, эмоциональной уязвимости и страха быть брошенным. Такие связи часто формируют люди с избегающим типом привязанности, при котором они вроде бы и хотят близости, но в то же время бегут от неё.

4. Прислушаться к себе во время отдыха

Если спокойствие и тишина смущают и тревожат, это дурной знак. Многозадачность — распространённый тип поведения людей, которые боятся остаться наедине со своими мыслями.

Человек, переживший детскую травму, часто старается забить свой график до отказа. Работа и карьера, домашние хлопоты, постоянные попытки устроить личную жизнь — всё это позволяет избежать тишины и спокойствия, во время которого начинают всплывать негативные эмоции и мысли о собственной никчёмности.

Чтобы не оставить ни одной лазейки для неприятных переживаний, во время создания отчёта по работе такие люди могут слушать подкаст, а домашнюю уборку выполнять под включённый телевизор. Если же занятия вдруг исчезают — например, в выходной день отсутствуют встречи и какие‑либо дела, — человек может нервничать, злиться или впадать в депрессию, чувствуя себя недостаточно хорошим.

Что делать, если зависимость связана с психотравмой

Прежде всего нужно перестать избегать неразрешённых проблем или эмоционально дистанцироваться от них. Попытки заглушить боль едой, сексом или алкоголем не сделают жизнь лучше.

Чтобы распознать наличие проблемы, можно попробовать техники осознанности. Они помогут определить, когда именно вас неодолимо тянет предаться привычным удовольствиям и какие эмоции хочется таким образом заглушить. Например, медитация прекрасно развивает осознанное отношение к своему состоянию.

В то же время исцелить старую психотравму, которая вызывает неприятные переживания, вряд ли получится самостоятельно. Психика замечательно скрывает от нас болезненный опыт, так что вытащить его наружу сможет не каждый человек.

Найдите хорошего психотерапевта или психолога и поработайте с ним над причинами зависимостей. Специалист поможет понять, что доставляет вам столько боли и заставляет искать спасения, даст инструменты для проработки травм и поможет развить понимание, сострадание и уважение к себе.

Читайте также 🧐

  • Контрзависимость: почему человек избегает близких отношений и что с этим делать
  • «Я перестала полагаться на силу воли». Истории и советы людей, которые бросили пить, несмотря на зависимость
  • Существует ли сексуальная зависимость

Детские психотравмы – что это такое и их виды

  • Что такое детская психотравма?

  • Виды детских травм и почему они возникают

  • Симптомы психотравмы

  • Как детские психологические травмы влияют на жизнь человека?

  • Как проработать детские травмы?

Какое детство без травм? Разбитые во время «догонялок» коленки и локти, синяки и шишки, царапины, оставленные любимым котом в деревне у бабушки, или шрамы, напоминающие о суровых «пацанских» разборках, – все это было, будет и обязательно «до свадьбы заживет». Но есть и другие травмы – психологические, которые случаются в детском возрасте и напоминают о себе всю жизнь. Если, конечно, их вовремя не обнаружить и не проработать со специалистом. 

Поговорим о том, что такое детские травмы, какие симптомы о них сигнализируют, как они влияют на жизнь человека и что делать, чтобы это влияние нейтрализовать. 

Что такое детская психотравма?


Психологическая травма – это опасное, шокирующее событие, которое нарушает эмоциональное равновесие, угрожает жизни. Детской будет травма, полученная в возрасте до 18 лет. 

Важно отличать психотравму от стресса. Стрессовые ситуации подстерегают человека повсюду, причем с самого рождения. Вышел на детскую площадку, оказался в незнакомом месте, среди незнакомых людей, впервые увидел большую собаку, мама запретила есть конфеты до обеда – все это сопровождается эмоциональным или психологическим напряжением, становится для ребенка стрессом. Большим или едва ощутимым – все индивидуально. В любом случае малыш в состоянии преодолеть дискомфорт, пережить потрясение, приложив определенные усилия. 

Психотравма – это серьезное негативное воздействие, с которым ребенку не справиться – у него просто не хватит на это сил и внутренних ресурсов. Он не сможет самостоятельно адаптироваться к ситуации, найти ей объяснение и успокоить себя.

Травму может нанести какое-то одно событие, например, автомобильная авария. Или же этот «рубец» образуется вследствие череды повторяющихся событий – например, травля ребенка в школе или жестокое обращение в семье – со стороны родителей, старшего брата или сестры. Травмоопасными могут быть и слова, которые ребенок слышит изо для в день, например, что он бестолковый, некрасивый или еще какой-то не такой, как все. 

Что это будет – рядовой стресс или драма, которая оставит след в памяти на всю жизнь, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, как отреагируют на это событие взрослые.

 

Виды детских травм и почему они возникают

Детские психотравмы можно разделить на пять категорий:

  1. Травмы утраты. Смерть близкого человека, к которому ребенок был очень привязан, становится настоящей трагедией, которую очень сложно пережить и забыть. Малыш может замкнуться в себе, отгородиться от окружающих, перестать общаться, считать себя виноватым в произошедшем. Без вмешательства психотерапевта не обойтись. 

  2. Травмы, связанные с насилием со стороны взрослых. Оставляют после себя гнетущее ощущение абсолютной беспомощности, лишают веры в справедливость, мешают выстроить собственные физические и психологические границы, заставляют жить в постоянном страхе и ожидании повторения. Причем эти самые насильственные действия со стороны взрослых могли иметь самые добрые намерения: родители мечтали, чтобы сын вырос настоящим мужчиной, желали дочери «самого лучшего» и в воспитательных целях игнорировали просьбы или жалобы, повышали голос, прибегали к физическим наказаниям.

    Отдельная история – сексуальное насилие. В этом случае единственный выход – помощь психотерапевта. Результат – неуверенный в себе, закомплексованный человек с низкой самооценкой, который ненавидит себя и весь мир вокруг, находится в постоянном напряжении и состоянии полной боевой готовности отразить «атаку».

  3. Травмы отвержения. Сюда можно отнести игнорирование, ревность, изгнание, несправедливое отношение к ребенку. Предательством со стороны родителей для малыша может стать развод, в котором он может считать виноватым себя. Особенно если в семье постоянно звучали взаимные претензии и обвинения, если взрослые манипулировали друг другом и шантажировали друг друга, упоминая ребенка. После пережитого малышу будет сложно жить в социуме, доверять людям.

  4. Травмы, которые связаны со слабым здоровьем. Возникают, если ребенку приходится в самом юном возрасте переживать серьезные испытания в виде хирургического вмешательства, длительного пребывания в медицинском учреждении. Боль, страх, ощущение собственной слабости и беззащитности оставляют глубокий след, который сложно стереть. Когда болезнь уже осталась позади, а сам человек стал взрослым, его не перестают преследовать воспоминания. Он начинает искать у себя симптомы самых разных недугов, превращается в завсегдатая диагностических центров и любителя обследований, при безобидном насморке начинает бить тревогу, подозревая самое страшное.

  5. Травмы разрыва отношений. Такие душевные раны могут нанести серьезные ссоры, конфликты, в сердцах брошенные родителями фразы типа: «Не попадайся мне больше на глаза!», «Ты мне больше не сын!», «Можешь считать, что я для тебя умерла!», «Ни видеть, ни слышать тебя не хочу!». Холодность родителей, недостаток их внимания, заботы, ласки, тепла могут в будущем стать причиной проблем в построении отношений с людьми, в проявлении внимания и любви к другим. Любое событие может стать для ребенка причиной глубокой психологической травмы, последствия которой ему придется расхлебывать всю жизнь. Взрослые же могут даже не подозревать об этом, поскольку для них ситуация не будет нештатной, сверхъестественной, требующей внимания. 

Симптомы психотравмы

Даже в юном возрасте восприимчивость, жизненный опыт у детей разные, поэтому и травмирующие события переживаются ими по-разному. И все же можно обозначить наиболее характерные признаки психотравмы – на физиологическом и психологическом уровне.

Физиологические симптомы:

  • Проблемы со сном. Ребенок с большим трудом засыпает, беспокойно спит, часто просыпается по ночам, жалуется на кошмары.

  • Учащенное сердцебиение.

  • Мышечное напряжение.

  • Повышенная утомляемость даже при незначительных физических нагрузках.

  • Суетливое, нервное поведение.

  • Снижение работоспособности. 

Психологические симптомы:

  • Внезапная смена настроения.

  • Чувство вины, которое сопровождается угнетенным состоянием и все чаще звучащими от ребенка фразами: «это все из-за меня», «если бы меня не было, все было бы хорошо».

  • Повышенная тревожность. О ней свидетельствуют повторяющиеся действия, попытки скрыться ото всех, желание отводить взгляд.

  • Рассеянность, снижение концентрации внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на том, что делает.

  • Замкнутость, уход в себя. Ребенок не хочет ни с кем общаться, уходит от разговора, избегает встреч с друзьями.

  • Одиночество. Малышу кажется, что его все бросили, он никому не нужен: «никто мне не поможет», «никто меня не любит». 

Наличие даже нескольких признаков – повод обратиться за помощью к специалисту. 

Как детские психологические травмы влияют на жизнь человека?

При всей кажущейся незначительности травмирующего события раны от него могут быть довольно глубокими, а последствия – самыми неожиданными. 

  • Пережитое в детстве насилие может стать причиной различных нарушений пищевого поведения, например, булимии, ожирения или анорексии.

  • Ребенок родителей, страдающих каким-либо видом зависимости, вырастает и становится человеком, которому очень сложно адаптироваться к новым условиям, выстраивать отношения с новыми людьми, которому важно все контролировать, который не может расслабиться, потому что боится ошибиться. Он с самого раннего возраста привык выполнять взрослые функции, чувствовать себя в ответе за все и всех.

  • Тот, кого постоянно унижали в детстве, во взрослом состоянии не умеет постоять за себя, оградить себя от злословия, боится выразить свое мнение, каждый раз долго собирается с мыслями, прежде чем что-то сказать, не хочет быть отвергнутым из-за своих высказываний.

  • Если имело место физическое насилие, жестокое обращение, во взрослом состоянии человек сохраняет привычный стиль поведения – всем угождать, на все соглашаться, только чтобы избежать опасности. Таким человеком легко манипулировать. 

  • Развод родителей заставляет многих детей испытывать чувство вины, а во взрослом состоянии становится серьезным препятствием в создании собственной семьи или близких отношений – из-за завышенных требований к себе и потенциальному партнеру. 

Детские психотравмы негативно сказываются на социализации: человек с трудом знакомится с новыми людьми, заводит друзей, адаптируется в обществе. Израненная психика подвержена фобиям и навязчивым мыслям. Человека с детской психотравмой нередко преследуют депрессии, высок риск развития обсессивно-компульсивного расстройства. 

Как проработать детские травмы?

С детскими психотравмами можно и нужно работать. И лучше это доверить профессионалу – психологу или психотерапевту. Специалист сможет выявить травмирующее событие и найти оптимальный способ справиться с его последствиями, независимо от того, сколько прошло времени. 

Какие методы при этом используют:

  • Арт-терапия. Рисунок, коллаж, фигурки из пластилина или глины помогут выразить то, что ребенок не может объяснить словами. Можно нарисовать лесенку, ступеньки которой будут обозначать страхи малыша. Или вылепить что-то, что будет страх символизировать. Рассказать сказку о мальчике, который перестал бояться.

  • Песочная терапия. Хорошо снимает напряжение, помогает расслабиться, переключиться «на другую волну», попробовать в игровой форме по-разному решить проблемную ситуацию.

  • Когнитивно-поведенческая терапия. Поможет ребенку освоить новые схемы поведения, которые позволят избежать травм, противостоять манипуляторам, научит по-другому реагировать на пугающие события.

  • Групповая терапия. Работа в группе подойдет ребятам старше 10 лет. Оказавшись среди товарищей по несчастью, малыш поймет, что он не одинок – ведь другие тоже сталкиваются с подобными проблемами, что все можно преодолеть, стоит только почувствовать поддержку.

  • Гештальт-терапия. Используя гештальт-подход, психолог поможет выяснить причину тревог и волнений, расшифровать чувства и эмоции, которые испытывает человек, понять, какая ситуация спровоцировала дискомфорт. Докопавшись до первопричины психотравмы, специалист найдет максимально безболезненные способы завершить гештальт, прожить историю до конца и исцелить душевные раны.

Гештальт-терапии в практике психолога посвящен отдельный курс в нашей Академии. Программа обучения предполагает знакомство с общей психологией и психологией личности, основами психодиагностики, психотерапии и психологического консультирования, детальное изучение гештальт-подхода и особенностей его практического применения.

О детской травме | Национальная сеть детского травматического стресса

Что такое травматическое событие?

Травматическое событие – это пугающее, опасное или насильственное событие, представляющее угрозу для жизни или физической неприкосновенности ребенка. Быть свидетелем травматического события, которое угрожает жизни или физической безопасности близкого человека, также может быть травмирующим. Это особенно важно для маленьких детей, поскольку их чувство безопасности зависит от воспринимаемой безопасности объектов их привязанности.

Травматические переживания могут вызвать сильные эмоции и физические реакции, которые могут сохраняться долгое время после события. Дети могут чувствовать ужас, беспомощность или страх, а также физиологические реакции, такие как учащенное сердцебиение, рвота или потеря контроля над кишечником или мочевым пузырем. Дети, которые испытывают неспособность защитить себя или которым не хватало защиты от других, чтобы избежать последствий травматического опыта, также могут чувствовать себя подавленными интенсивностью физических и эмоциональных реакций.

Несмотря на то, что взрослые прилагают все усилия для обеспечения безопасности детей, опасные события все же случаются. Эта опасность может исходить извне семьи (например, стихийное бедствие, автомобильная авария, стрельба в школе или насилие в обществе) или внутри семьи, например насилие в семье, физическое или сексуальное насилие или неожиданная смерть близкого человека. .

Какие переживания могут быть травмирующими?

  • Физическое, сексуальное или психологическое насилие и пренебрежение (включая торговлю людьми)
  • Природные и техногенные катастрофы или терроризм
  • Насилие в семье или обществе
  • Внезапная или насильственная потеря любимого человека
  • Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ (личное или семейное)
  • Беженство и опыт войны (включая пытки)
  • Серьезные несчастные случаи или опасные для жизни заболевания
  • Стрессовые факторы, связанные с семьей военнослужащих (например, командировка, потеря или травма родителей)

Когда дети побывали в ситуациях, когда они опасались за свою жизнь, считали, что будут ранены, были свидетелями насилия или трагически потеряли любимого человека, у них могут проявляться признаки детского травматического стресса.

Что такое травматический стресс у детей?

Дети, страдающие от детского травматического стресса, — это дети, которые в течение жизни подвергались одной или нескольким травмам и у которых развиваются реакции, которые сохраняются и влияют на их повседневную жизнь после того, как события закончились. Травматические реакции могут включать в себя различные реакции, такие как интенсивное и продолжающееся эмоциональное расстройство, симптомы депрессии или тревоги, изменения в поведении, трудности с саморегуляцией, проблемы, связанные с другими людьми или формированием привязанностей, регресс или потеря ранее приобретенных навыков, внимания и академических способностей. трудности, ночные кошмары, трудности со сном и приемом пищи, а также физические симптомы, такие как боли. Дети старшего возраста могут употреблять наркотики или алкоголь, вести себя рискованно или вступать в нездоровую половую жизнь.

У детей, страдающих от травматического стресса, часто появляются такие симптомы, когда они каким-то образом напоминают о травмирующем событии. Хотя многие из нас могут время от времени испытывать реакции на стресс, когда ребенок переживает травматический стресс, эти реакции мешают повседневной жизни ребенка и его способности функционировать и взаимодействовать с другими людьми. Ни в каком возрасте дети не застрахованы от последствий травмирующих переживаний. Даже младенцы и малыши могут испытывать травматический стресс. То, как проявляется травматический стресс, будет варьироваться от ребенка к ребенку и будет зависеть от возраста ребенка и уровня развития.

Без лечения повторяющееся воздействие травмирующих событий в детстве может повлиять на мозг и нервную систему и повысить риск для здоровья (например, курение, расстройства пищевого поведения, употребление психоактивных веществ и деятельность с высоким риском). Исследования показывают, что дети, пережившие травму, с большей вероятностью будут иметь долгосрочные проблемы со здоровьем (например, диабет и болезни сердца) или умрут в более раннем возрасте. Травматический стресс может также привести к более широкому обращению за медицинской и психиатрической помощью и более активному участию в системах защиты детей и ювенальной юстиции. Взрослые, пережившие травматические события, также могут испытывать трудности в установлении полноценных отношений и сохранении занятости.

Напоминания и невзгоды

Травматический опыт может привести к каскаду изменений в жизни детей, которые могут быть сложными и трудными. Они могут включать изменения в том, где они живут, где они ходят в школу, с кем они живут и в их распорядке дня. Теперь они могут жить с травмами или инвалидностью для себя или других. Могут быть текущие уголовные или гражданские разбирательства.

Травматические переживания оставляют в наследство напоминания, которые могут сохраняться годами. Эти напоминания связаны с аспектами травматического опыта, его обстоятельствами и последствиями. Детям могут напоминать люди, места, вещи, ситуации, годовщины или такие чувства, как новый страх или печаль. Физические реакции также могут служить напоминанием, например, учащение пульса или телесные ощущения. Выявление реакции детей на напоминания о травмах и потерях является важным инструментом для понимания того, как и почему детский стресс, поведение и функционирование часто меняются со временем. Напоминания о травмах и потерях могут отразиться в семьях, среди друзей, в школах и в разных сообществах таким образом, что это может сильно повлиять на способность детей, семей и сообществ выздоравливать. Устранение напоминаний о травмах и потерях имеет решающее значение для улучшения текущей адаптации.

Факторы риска и защиты

К счастью, даже когда дети переживают травмирующее событие, у них не всегда развивается травматический стресс. Многие факторы способствуют появлению симптомов, в том числе пережил ли ребенок травму в прошлом, а защитные факторы на уровне ребенка, семьи и сообщества могут уменьшить неблагоприятное воздействие травмы. Некоторые факторы, которые следует учитывать, включают:

  • Серьезность события. Насколько серьезным было событие? Насколько сильно физически пострадал ребенок или кто-то, кого она любит? Им или кому-то, кого они любят, нужно было лечь в больницу? Была ли задействована полиция? Были ли дети разлучены со своими опекунами? Были ли они опрошены директором, полицейским или консультантом? Умер друг или член семьи?
  • Близость к месту проведения. Был ли ребенок на самом деле в том месте, где произошло событие? Видели ли они, что это событие произошло с кем-то другим, или они были жертвой? Смотрел ли ребенок это событие по телевизору? Слышали ли они, как любимый человек говорил о том, что произошло?
  • Реакция опекунов. Считала ли семья ребенка, что он или она говорит правду? Отнеслись ли воспитатели к реакции ребенка серьезно? Как опекуны отреагировали на потребности ребенка и как они сами справились с этим событием?
  • Травмы в анамнезе. Дети, постоянно подвергающиеся травмирующим событиям, более склонны к развитию травматических стрессовых реакций.
  • Семейные и общественные факторы. Культура, раса и этническая принадлежность детей, их семей и их сообществ могут быть защитным фактором, а это означает, что дети и семьи обладают качествами и/или ресурсами, которые помогают защититься от вредных последствий травматического опыта и его последствий. Одним из таких защитных факторов может быть культурная идентичность ребенка. Культура часто оказывает положительное влияние на то, как дети, их семьи и их сообщества реагируют, восстанавливаются и исцеляются от травматического опыта. Однако опыт расизма и дискриминации может увеличить риск развития у ребенка симптомов травматического стресса.

Распознавание и лечение травматического стресса у детей

Узнайте о признаках травматического стресса, его влиянии на детей, вариантах лечения и о том, как могут помочь семьи и опекуны.
  • Типы травматических событий
  • Признаки детского травматического стресса
  • Воздействие детского травматического стресса
  • Что семьи и лица, осуществляющие уход, могут сделать, чтобы помочь
  • Лечение детского травматического стресса
  • Больше способов найти помощь

Типы травматических событий

Травматический стресс у детей возникает, когда насильственные или опасные события подавляют способность ребенка или подростка справиться с ситуацией.

Травматические события могут включать:

  • Пренебрежение и психологическое, физическое или сексуальное насилие
  • Стихийные бедствия, терроризм, насилие в обществе и школах
  • Стать свидетелем или жертвой насилия со стороны интимного партнера
  • Коммерческая сексуальная эксплуатация
  • Серьезные несчастные случаи, опасные для жизни заболевания или внезапная или насильственная потеря близкого человека
  • Беженцы и опыт войны
  • Стрессовые факторы, связанные с семьей военнослужащих, такие как командировка родителей, потеря или травма

В одной общенациональной репрезентативной выборке молодых людей в возрасте от 12 до 17 лет:

  • 8% сообщили о распространенности сексуального насилия в течение жизни
  • 17% сообщили о физическом насилии
  • 39% сообщили, что были свидетелями насилия

Кроме того, многие сообщали о множественных и повторяющихся травмирующих событиях.

Важно знать, как травмирующие события влияют на детей. Чем больше вы знаете, тем лучше вы будете понимать причины определенного поведения и эмоций и будете лучше подготовлены к тому, чтобы помочь детям и их семьям справиться с ситуацией. Узнайте больше о типах травм и насилия и типах стихийных бедствий.

Признаки детского травматического стресса

Признаки травматического стресса у каждого ребенка разные. Маленькие дети реагируют иначе, чем дети постарше.

Дети дошкольного возраста

  • Боящиеся разлуки с родителями или опекунами
  • Много плачет и/или кричит
  • Плохое питание и похудение
  • Кошмары

Дети начальной школы

  • Тревожные или испуганные
  • Чувство вины или стыда
  • Проблемы с концентрацией внимания
  • Проблемы со сном

Дети среднего и старшего школьного возраста

  • Чувство депрессии или одиночества
  • Развитие расстройств пищевого поведения и самоповреждающего поведения
  • Начало злоупотребления алкоголем или наркотиками
  • Начало половой жизни

У некоторых детей эти реакции могут мешать повседневной жизни и их способности функционировать и взаимодействовать с другими.

Воздействие травматического стресса у детей

Воздействие травматического стресса у детей может продолжаться далеко за пределами детства. На самом деле, исследования показывают, что у детей, переживших травму, чаще возникают:

  • Проблемы с обучением, в том числе более низкие оценки и больше отстранений и исключений
  • Увеличение использования услуг здравоохранения, включая услуги по охране психического здоровья
  • Расширение участия в системах защиты детей и ювенальной юстиции
  • Долгосрочные проблемы со здоровьем, такие как диабет и болезни сердца

Травма является фактором риска почти всех нарушений психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами.

Чем могут помочь семьи и опекуны

Не все дети переживают детский травматический стресс после травмирующего события, но те, кто переживает, могут выздороветь. При надлежащей поддержке многие дети способны адаптироваться к таким переживаниям и преодолевать их.

Как член семьи или другой заботливый взрослый, вы можете играть важную роль. Не забудьте:

  • Убедите ребенка, что он или она в безопасности. Расскажите о мерах, которые вы принимаете, чтобы помочь ребенку и обеспечить его или ее безопасность дома и в школе.
  • Объясните ребенку, что он или она не несет ответственности за случившееся. Дети часто винят себя за события, даже те события, которые полностью вышли из-под их контроля.
  • Будьте терпеливы. Точного графика лечения нет. Некоторые дети быстро выздоравливают. Другие восстанавливаются медленнее. Постарайтесь оказать поддержку и заверить ребенка, что ему или ей не нужно чувствовать себя виноватым или плохо относиться к каким-либо чувствам или мыслям.

Ознакомьтесь с учебными материалами NCTSI для родителей и опекунов, педагогов и школьного персонала, медицинских работников и других лиц.

Лечение травматического стресса у детей

Даже при поддержке членов семьи и других людей некоторые дети не выздоравливают самостоятельно. При необходимости специалист в области психического здоровья, обученный доказательному лечению травм, может помочь детям и семьям справиться с последствиями травмирующих событий и двигаться к выздоровлению.

Доступны эффективные методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия, ориентированная на травму. Существует ряд основанных на фактических данных и многообещающих методов борьбы с травматическим стрессом у детей.

Лечение каждого ребенка зависит от характера, времени и степени воздействия травмы.

Обзор «Эффективные методы лечения детской травмы» — 2004 г. (PDF | 55 КБ) в Национальной сети детского травматического стресса.

Члены семьи и лица, осуществляющие уход, должны обратиться к своему педиатру, семейному врачу, школьному консультанту или члену духовенства за направлением к специалисту в области психического здоровья и обсудить доступные варианты лечения.

Дополнительные способы получения помощи

Многие агентства США и другие группы предлагают исследования и поддержку, связанные с травматическим стрессом у детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *